Как ни странно, секрет превращения прозы Агаты Кристи в звонкую монету был раскрыт кинематографистами относительно поздно. Фактически, первый по-настоящему кассовый фильм по мотивам ее произведений был снят Сидни Люметом лишь в 74году, добрых тридцать лет спустя после публикации книги. Громкий успех 'Восточного экспресса' (с десяток лет простоявшего на первой строчке рекордсменов бокс-офиса в британском прокате) освежил замыленный взгляд и другим режиссерам, молодежь радостно подхватила эстафету и к рубежу девяностых практически все шедевры леди Агаты имели свои роскошные, широкоформатные, англо-американские киноаналоги. 'Смерть на Ниле' появилась на самом гребне этой волны и потому сняла с нее сливки: фильм смело можно назвать самым удачным в серии работ о Пуаро (в любопытном, хотя и не вполне каноническом исполнении Питера Устинова - при менявшихся режисерах), в общем же зачете с ним может сравниться разве что 'Зеркало треснуло' (единственная картина, удельным весом задействованных звезд перещеголявшая 'Смерть на Ниле').
Поскольку таки да, ларчик просто открывался: залогом успеха экранизаций элегантных детективов послужило подчеркнуто серьезное отношение к процессу, в частности, готовность не на шутку на это дело потратиться. Литературные недостатки романной основы с лихвой компенсировались богатыми натурными съемками, глянцевыми интерьерами и умопомрачительными костюмами, клишированность и поверхностность персонажей восполнялись за счет творческих биографий задействованных и в эпизодических ролях кинозвезд самого первого ряда (действительно, разве не лежит на откровенно блеклой героине той же Оливии Хасси отблеск трепетной Джульетты от Дзефирелли? а порочный англо-французский шарм королевы 'свингующих шестидесятых' Джейн Биркин - разве не заставляет он играть ее бедный сценарный образ совершенно новыми гранями?). Собственно интрига преступления отступала при таком раскладе на второй план: предполагалось, что зрителю куда интереснее наблюдать прихотливую праздность богатых и знаменитых, чем следить за перипетиями сюжета, в жертву чему зачастую приносился и авторский замысел.
И в этом плане 'Смерть на Ниле' опять оказалась в очевидном выигрыше по сравнению с другими историями (в частности, со 'Злом под солнцем'): огламурить данный роман на экране удалось относительно малой авторской кровью. Филигранно выстроенная и прекрасно уравновешенная - с какой стороны ни глянь - система персонажей идеально совпала со зрительскими ожиданиями: карикатурные коммунист, немец-психиатр и сексуально озабоченная пишущая дама в поисках 'местного колорита' (тонкая самоирония от создателя, замечательная актерская работа Анжелы Лансбери) предельно схематично, но очень точно обрисовывали разброс общественно-политических настроений эпохи; богатая вдова, связанная сложными узами ненавистной привязанности со своей зависимой компаньонкой (запоминающаяся роль прекрасной актрисы Мэгги Смит) обеспечивала необходимый отсыл к британской классической литературной тредиции, любовный треугольник в центре отвечал за необходимую романтическую составляющую. Открыточные виды Египта - храмы, пирамиды, сфинксы и фелуки - усугубляли достигнутый эффект беззаботного, ни к чему не обязывающего, в меру напряженного и прилично развлекательного действа, по духу не особенно отступая от текста, озирающего всю эту туземную экзотику с несколько, прямо скажем, колониальной точки зрения... Кинематографическая 'Смерть на Ниле' сумела встать вровень с книжной - что для любой экранизации почетно, а для экранизации классики (пусть и легкого жанра) - лучший комплимент.
Незабвенный бельгийский сыщик Эркюль Пуаро, буквально живущий расследованием преступлений, по праву считается одним из самых уважаемых и плодотворных литературных детективов из тех, что когда-либо были придуманы. Стараниями писательницы Агаты Кристи Пуаро сумел потеснить даже самого Шерлока Холмса и тем самым стать очередным символом жанра, который неизменно завладевал вниманием читателей старой доброй Европы и всего мира. Ступив на страницы романа в 1920-м году, эксцентричный бельгиец, отказывающийся от тесных отношений с женщинами в угоду лакомствам и насыщенной детективной работе, впоследствии стал участником трех десятков романов, а также рассказов и повестей, написанных непосредственно самой Агатой Кристи, не собирающейся передавать своего излюбленного персонажа в чужие руки. Постепенно имя Эркюля Пуаро приобрела статус легенды, его похождения неоднократно переиздавались, переводились на самые разные языки и были завсегда актуальны, ведь стиль обаятельного ретро, как известно. не поддается старению. Но тогда как книги с Пуаро во главе выходили с изрядным постоянством, поклонникам сыщика довелось выждать немало времени до тех пор, пока его расследования перекочуют на большие экраны. Кинематографисты не спешили ввязываться в авантюры Кристи по самым разным причинам, включая правовые, и все же в 1974 году Сидни Люмет явил нам культовое 'Убийство в 'Восточном экспрессе'', ознаменовавшее очередной этап своеобразного противостояния Пуаро с Холмсом, перешагнувшее в совсем другую творческую плоскость.
Экранизация Сидни Люмета могла похвастаться великолепным актерским составом, отменными декорациями, завлекающей музыкой и атмосферой комфорта даже вопреки тому, что вся история завязана на убийстве. Образ Эркюля Пуаро, воплощенный Альбертом Финни моментально ушел в народ, благодаря чему актер стал прочно ассоциироваться у публики с детективом Агаты Кристи, а кассовые показатели 'Убийства в 'Восточном экспрессе'' заставили продюсеров задуматься о продолжении серии к которой, меж тем, Люмет и Финни уже не имели никакого отношения. Талантливый и слишком плодовитый постановщик переключил свое внимание на другие проекты, тогда как полюбившийся миллионам зрителей в образе Пуаро актер отказался терпеть мучения в руках гримеров, отчетливо понимая, что его терпения не хватит для того, чтобы продолжить съемочный процесс в жарких краях. куда как раз и должны были перекинуться очередные похождения немолодого бельгийца. И тем не менее никто не думал отказываться от очередного витка экранизации наследия Агаты Кристи, который подмял под себя 'Смерть на Ниле', не менее уважаемый нежели 'Убийство в 'Восточном экспрессе'' роман, справедливо считающийся наиболее влиятельным произведением писательницы во всем известном 'Восточном цикле'.
Итак, сюжет фильма переносит нас с жаркий Египет, где по полноводному Нилу ходят экскурсионные корабли, одним из которых является 'Карнак'. Волею случая или злого рока, на роскошном судне оказывается разношерстая компания самых разных людей, при первом знакомстве не вызывающая никаких особых подозрений. Богатая, респектабельная дама Линнет Риджуэй (Лоис Чайлз) рука об руку со своим новоиспеченным супругом Саймоном Дойлом (Саймон МакКоркиндейл) отправляется в круиз, дабы как следует развеяться и оставить дурные мысли за бортом, однако ее мечтам о светлом будущем не суждено сбыться, так как неизвестный убийца лишает Линнетт жизни самым жестоким образом. Первым делом под подозрение попадает давняя подруга Линнетт, Жаклин дэ Бельфор (Миа Фэрроу), у которой покойная увела жениха. Именно этот вариант кажется наиболее правдоподобным пребывающему на 'Карнаке' по чистой случайности Эркюлю Пуаро (Питер Устинов). Но по своему обычаю, всемирно известный сыщик не спешит хвататься за первую попавшуюся находку, а старается разобраться в вопросе со всех имеющихся сторон. И чем дальше проходит расследование, тем запутаннее становится дело. Как оказывается, на 'Карнаке' собрались слишком интересные личности, причем далеко неспроста. Истина то и дело норовит ускользнуть от Пуаро за безмятежными улыбками и ложью, но он тоже не так прост и сделает все от себя зависящее, чтобы правосудие восторжествовало.
Заступивший на пост режиссера экранизации Агаты Кристи режиссер Джон Гиллермин был обязан выстроить не менее интригующее зрелище, нежели то, что сделал до него коллега Сидни Люмет. И, по правде говоря, это было не столь сложно, так как в основе 'Убийства на Ниле' лежала нетленная жемчужина детективного жанра, написанная в далеком 1937 году и не утратившая своего завораживающего блеска. Гениальная Агата Кристи вновь смогла превзойти все ожидания, выстроив воистину запутанную интригу, которая держалась вплоть до самой последней главы, а Джон Гиллермин в свою очередь сумел оживить проблески нашего воображения и показать на пленке все то, что нам приходилось раскрашивать в уме. 'Смерть на Ниле' традиционно переносит нас в прошлое, когда джентльмены еще не разучились быть обходительными, а дамы знали себе цену и могли доказать это поступками, а не только лишь вычурным внешним видом. Повествование носит непринужденный и вместе с тем насыщенный характер, увлекая нас в давно утраченный мир, оживающий на глазах. Обилие примечательных персонажей, пребывающих в шикарном антураже, заставляет без отрыва следить за происходящим, дабы за пеленой роскошных диковинных красот не упустить самого главного и, возможно. прийти к правильным выводам задолго до того, как их раскроет сам Пуаро.
Непосредственно сам великий сыщик на этот раз предстал пред нами в обличье Питера Устинова, двукратного лауреата премии «Оскар», имеющего за честь принять эстафету у Альберта Финни. Интеллигентный и невероятно талантливый исполнитель не стал привносить в классический образ бельгийского детектива излишнюю самодеятельность, а постарался стать продолжением того, что уже сделал Финни. Устинов играет немного странного, но жутко обаятельного джентльмена, не упускающего возможность продемонстрировать свои выдающиеся дедуктивные способности. И хотя мы встречаем Пуаро в почтенном возрасте, и сам он несколько устал от насыщенной жизни вечно востребованного детектива, Устинов с блеском возвращает его к активным действиям, вдохнув в своего персонажа свежие силы. Примечательно также и то, что Пуаро из «Смерти на Ниле» при всей своей стилистической и атмосферной привязанности к ленте Сидни Люмета, выглядит одновременно и хорошо знакомым, и совершенно другим, неординарным, харизматическим. Подобное восприятие определилось только лишь благодаря тому, что режиссер сумел составить выигрышный тандем с Питером Устиновым, который стал едва ли не большим Пуаро, чем Альберт Финни. А впоследствии Устинов еще не раз предстал пред нами в своем знаменитом образе, составив нешуточную конкуренцию Дэвиду Суше, не говоря уже о Кеннете Бране, подхватившем Пуаро в новом веке.
В итоге хочу сказать, что «Смерть на Ниле» являет собой отменное продолжение полюбившейся миллионом экранной вариации наследия Агаты Кристи. Авторы фильма представили нам красивое, элегантное зрелища в лучших традициях стиля Эркюля Пуаро, заставили в каждом персонаже видеть возможного убийцу и насладиться долгожданной развязкой, подкрепленной железными фактами. Так что приготовьтесь к мозговому штурму на пару с Эркюлем Пуаро и не отставайте.
Кажется, Агата Кристи стала уже национальным достоянием и экранизируют ее не реже, чем 'Шерлока Холмса'.
Эта постановка, на мой взгляд, прежде всего отличается тщательностью в костюмах и предметах, отражающих эпоху, и потрясающим подбором актером. Редко в каком фильме увидишь такое количество великолепных актеров сразу - второстепенные роли играют не просто звезды, но невероятные профессионалы.
Мегги Смит в роли Бауэрс, компаньонки-медсестры богатой старухи, общее время на экране - минут 15 максимум, но про ее героиню можно после фильма отдельную книгу писать, так она продуманно и тщательно сыграна. легендарная Бетт Девис в роли этой самой богатой вредной старухи, у которой служит Бауэрс-Смит. Их перебранки - это что-то непередаваемое, одни из самых смешных сцен и при этом такая в этом трагедия зависимой компаньонки, что сердце щемит.
Анджела Лансбери в роли сексуально озабоченной писательницы - это сплошной восторг, она вызывает приступы смеха, уже просто появляясь на экране. Джейн Биркин в роли служанки, 5 минут в кадре, а про девицу тоже все понятно. Оливия Хасси, дочка писательницы, -типичная романтическая героинечка, просто прелесть. Девид Нилан как всегда английский джентльмен. Миа Ферроу просто великолепна - то она сама невинность, то полупомешанная, то несчастная и раскаивающаяся... и в это вполне можно поверить, так она играет.
Остальные типажи тоже читаются великолепно. Так великолепно, что мне под конец уже не столько интересна была интрига, сколько сами характеры. Так что читавшим книгу и знающим, кто убийца, все равно будет интересно посмотреть, как все происходившее 'выглядело'. и, конечно, места съемок - Нил, пирамиды в Гизе, даже поместье главной героини - на это стоит посмотреть.
Настоящая классическая экранизация, хоть и не с привычным Дэвидом Суше. Но Пуаро Питера Устинова, на мой взгляд, вполне имеет право на существование.
- Гастингс, mon ami, ну это же невозможно! Вы же вчера ходили на новый фильм, который сняли по мотивам того моего пустячкового расследования на корабле. Почему же вы молчите?
- Пуаро, боюсь вам не понравятся мои слова.
- Бросьте, Гастингс, я всегда спокойно относился к любым вашим глупостям, вы это прекрасно знаете. Ну же, неужели вам понравилось это кино?
- Отличный фильм!
- Чёрт побери, я так и знал.
- Да-да, Пуаро, я понимаю, что вам не нравятся экранизации ваших приключений, однако, давайте рассуждать здраво...
- О, не ожидал такого от вас, мой друг, что ж я весь во внимании.
- Возьмём, к примеру, сюжет фильма. На мой взгляд, интрига нагнетается весьма умело, и до последнего момента действительно непонятно, кто именно убил бедняжку Линнет.
- Mon dieu, Гастингс! О какой интриге вы говорите, в этом деле всё встало на свои места через 5 минут после обнаружения тела.
- Ваша скромность сегодня, поистине, не знает границ.
- Но это так! А этот британец Джон Гиллермин умудрился растянуть расследование на добрых 2 часа экранного времени!
- Пуаро, мне кажется, что ваше болезненное эго не должно мешать талантливому режиссёру увлекать зрителя действительно интересной завязкой сюжета. В начале фильма он очень умело 'описал' всех основных действующих персонажей, в середине заинтриговал весьма стильным, новаторским приёмом, проиллюстрировав все ваши версии зарисовками про каждого из подозреваемых с оружием в руках, а в конце так и вовсе сделал всё, как вы любите: все сидят и, затаив дыхание, слушают блистательного Пуаро, разве не так?
- Всё так, Гастингс, но зачем они убрали из сюжета несколько важных действующих персонажей этой истории?
- Но вы же сами только что ругались на затянутый хронометраж, неужели вы бы хотели, чтобы фильм длился ещё дольше?
- С прискорбием я вынужден признать, что в ваших словах есть доля здравого смысла, mon ami.
- Давайте лучше поговорим об актёрах.
- Да-да, Гастингс, вы же не будете утверждать, что этот британец Питер Устинов смог хотя бы близко воплотить мой образ на экране?
- Именно это я и собирался сказать. Может быть, вы сами этого и не понимаете, Пуаро, но все ваши 'милые' шалости со стороны всегда выглядели именно так, как это показано в кино: ваше безумное поклонение усам..
- Но они действительно превосходны, Гастингс!
- Да-да, я знаю, успокойтесь, Пуаро. Так вот, ваши усы, ваше бельгийское происхождение, ваши высокопарные сентенции по поводу маленьких серых клеточек: всё это было показано довольно близко к 'оригиналу', не находите?
- Даже и не знаю, что вам ответить, mon ami. Вы вонзили нож мне в спину.
- Не драматизируйте, Пуаро! А остальные актёры тоже ведь были очень неплохи? Одна только Анджела Лэнсбери чего стоит! По моему, очень смешной получился образ, хоть и несколько более буффонадный, чем это было необходимо.
- Вот именно, Гастингс, большинство героев этого фильма вообще не имеют ничего общего с реальностью.
- Но так требовалось по сюжету, Пуаро. Режиссёру важно было разнести всех персонажей по разным полюсам социальной 'карты': коммунист, вечно пьяная писательница, бедная горничная, карикатурный немец-хирург, напыщенная дама из высшего общества и её хамоватая экономка. Все герои были сыграны с большой долей юмора и иронии, что пошло этому фильму только на пользу, нравится вам это или нет.
- Гастингс, вы невыносимы!
- Я тоже люблю вас, мой друг. Вы просто должны признать, что скрупулёзное воссоздание этого расследования вызвало бы у зрителя разве что здоровый сон, но никак не интерес. А тут сделано всё, как полагается: прекрасный саундтрек, красивые египетские пейзажи, талантливые актёры и, разумеется, увлекательный сюжет. Что вам ещё надо, Пуаро?
- Ладно-ладно, Гастингс, успокойтесь. Давайте, лучше завтракать. Я верю, что сегодня нас ожидают великие дела!
“До чего омерзительная баба. У-у! Почему ее до сих пор никто не убил?”
- Забудьте прошлое! Обратитесь к будущему! Что сделано – то сделано. Ваше отчаяние ничего не может изменить.
- Посмотрите, вы видите луну? Сейчас она видна так ясно, но стоит выглянуть солнцу, луна исчезнет в его лучах. Нечто подобное случилось с нами. Я была луной. Появилось солнце, и Саймон перестал замечать меня.
Детективные романы Агаты Кристи огромное достояние в мире литературы. Они безукоризненно хорошо и вдохновляли и вдохновляют других на создание таких интересных и закрученных романов, ну а читатели всех поколений могут наслаждаться этим нечто.
В 1974 году удачно экранизирую роман Кристи 'Убийство в Восточном экспрессе', и это звездный час Сидни Люмета. Фильм был тепло принят и зрителями, и критиками, да и сама писательница смогла его увидеть. Самого Пуаро так прекрасно сыграл Альберт Финни, что думалось, что он еще вернется к этой роли, но нет.
Через четыре года Джон Гиллермин экранизирует еще одну книгу Агаты Кристи 'Смерть на Ниле'. Роль легендарного бельгийского детектива Пуаро достается Питеру Устинову, который вернется к ней аж шесть раз.
'Death on the Nile' получается приятной и интересной, детективной драмой с кучей известных и уважаемых актеров. Экранизация книги получается достойной, и кино полно некого шарма, обаяния, атмосферы и достоинства. Что интересно, так это то, что кинокартина не снималась в студии с декорациями. Она действительно снималась в Африке, и мы видим реальные съемки у пирамид и на Ниле. Это придает ценность и правдивость самому фильму.
Наследница миллионерша Линнет многим не нравилась. Она увела жениха у своей лучшей подруги, имела плохие отношения с разными людьми. Путешествуя на пароходе по Нилу вместе с новым любимым, их отдых портит подруга, у которой увели жениха. Она решила превратить жизнь Линнет в ад. Но случилось еще большая трагедия: Линнет убили, и среди пассажиров на пароходе «Карнак» есть убийца. К счастью среди пассажиров был известный сыщик Эркюль Пуаро, который и берется за это дело...
'В молодости, пока душа человека не успела очерстветь, ее так легко ранить. '
Почему-то уверенно думаешь и как будто знаешь, кто убийца, но сюжету есть чем удивить, и ни так то просто догадаться. Финал по-настоящему удивил, и кино смотрелось завороженно. Книга была разложена по полочкам, и экранизация по моему мнению получилась такой же достойной, как и 'убийство в восточном экспрессе'.
Очень красивые костюмы, платья, шикарные съемки у пирамид. Фильм полон секретов и некого обаяния. Картина снята с любовью, и это хорошо чувствуется при просмотре. Как и в 'Убийстве в восточном экспрессе' здесь отличный, даже более чем удачный актерский состав.
Сюжет вертится вокруг любовного треугольника, который сыграли Миа Фэрроу, Лоис Чайлз и Саймон МакКоркиндейл. На вторых ролях были такие уважаемые личности, которые и скрасили этот фильм: Бэтт Дэвис, Мэгги Смит, Джордж Кеннеди,
Анджела Лэнсбери и Дэвид Нивен. Все сыграли классно, стояло невероятное напряжение и интрига.
Этот фильм, как хорошее и крепкое, проверенное вино для эстетов, поклонников жанра, людей с хорошим вкусом на кино. Сначала почему-то не дооцениваешь Питера Устинова. Это потому что Альберт Финни уж слишком гениально сыграл Пуаро. Но в процессе что-то происходит, и понимаешь, что Устинов не плох и роль ему удается. В этом можно убедиться неоднократно.
С детства больше всего люблю Пуаро видеть в лице Дэвила Суше, который много лет играл в сериале любимого бельгийского сыщика. Устинова хочется похвалить за то, что именно его Пуаро кажется таким сердечным и добрым. У Финни и Суше Пуаро более глубокие и загадочные.
'Смерть на Ниле' - британская, криминальная, детективная драма 1978 года. Итог, удачная экранизация, в свое время даже немного недооцененная. Фильм интересный, с хорошей режиссурой и волшебством актеров. Я говорю ему 'да'.
'Не располагайте сердце ко злу. Ибо в этом случае зло не замедлит явиться... Оно непременно явится... Оно завладеет вами, и выдворить его будет уже невозможно'. (с) Пуаро.
В этом фильме, в роли знаменитого бельгийского сыщика Эркюля Пуаро дебютирует английский актёр Питер Устинов. Хотя «Смерть на Ниле» входит в серию картин про этого литературного героя придуманного Агатой Кристи, начатую экранизацией «Убийство в Восточном Экспрессе» ( осуществлённую за 4 года до этого Сидни Люметом ), я всё же склонен считать началом франшизы именно эту ленту. Ведь в фильме Люмета Пуаро играл Альберт Финни, а начиная с этой картины – его воплощал Устинов. Который, скажу забегая вперёд, сыграл этого сыщика и в малобюджетных ТВ – постановках, являющихся вольными спин – оффами от популярных кинокартин. Разумеется не избежать сравнения исполнителей главной роли. Ведь каждый актёр старался изображая знакомого всем по книгам героя, наделить какими то индивидуальными, свойственными лишь ему чертами характера, вне всяких сомнений, играя максимально близко к литературному первоисточнику. Но бесспорный фаворит на данном поприще появится только в начале 90-ых, а до всеми любимого сериала с Дэвидом Суше – каждый экранный Эркюль Пуаро был хорош по – своему. Например Питер Устинов, который со своими могучими габаритами и довольно пышными усами, на первый взгляд кажется неуместным в этом образе, по ходу просмотра картины уже воспринимается идеально, поскольку актёру мастерски удаётся вжиться в образ знаменитого бельгийца. Ещё в сюжете картины присутствует юмор, иногда почти что «чёрный», но способный тем не менее рассмешить зрителя. Благо, среди тех кто захочет увидеть экранизацию классического детектива Агаты Кристи, наверняка будет львиная доля успевших уже прочесть книгу. Поэтому, как и подобает хорошему кино, здорово поставленный жанровый продукт ( в данном случае – детектив ) – не теряет своего обаяния даже после того, как в финале раскрывается подлинное имя злоумышленника. Должен признаться, что не читал роман Агаты Кристи, и по ходу просмотра строил собственные догадки касательно личности убийцы. И после нескольких «ложных» подозреваемых, я вычислил таки истинного преступника. Однако, не обладая таким же потрясающим складом ума, как месье Пуаро, не смог до конца увязать некоторые логические нестыковки осуществлённого преступления. Что бельгиец виртуозно совершил в финальной речи, когда приводил пассажирам парома последовательную и убедительную инсценировку имевших место событий. В ходе которых, стало уже целых 3 трупа…
И так, сюжет повествует историю о путешествии богемы на пароме «Карнак» верх по Нилу, в ходе которого богатые туристы надеются насладится красотами древнего Египта, останавливаясь на экскурсии по историческим местам. Компания собралась, как обычно бывает в таких случаях – весьма разношерстная: молодожёны которых преследует неуравновешенная барышня – подруга жены и бывшая невеста мужа, эксцентричная писательница – эротоманка, её инфантильная дочь, коварный юрист норовящий провернуть какую то махинацию с бумагами, имеющая обиду на хозяйку молодая служанка, юноша – марксист в открытую говорящий о необходимости уничтожения класса эксплуататоров, подозрительный доктор, имеющая страсть к драгоценностям пожилая особа со своей компаньонкой и довольно странный управляющий судном, включая нашего старого – доброго сыщика и его приятеля – полковника. Которые начинают расследовать случившееся убийство. Поскольку была убита та самая девушка, уведшая от подруги жениха – первоначальные подозрения падают именно на преследовавшую их покинутую невесту. Однако у неё железное алиби – в ночь убийства она не могла прокрасться в каюту ненавистной подруги – разлучницы, и это могут подтвердить многие пассажиры парома. Не у всех из которых имеется такое же алиби, зато поводов к убийству молодой женщины – у каждого было предостаточно: ибо убитая с кем то повздорила ( доктор ), кому то грозила судом ( писательница ), кого то могла вывести на чистую воду ( ушлый юрист занимающийся её делами ), а кому то попросту не нравилась ( юный марксист ). Но раз за дело взялся любитель работать «своим серым веществом» - преступник может быть уверен, что ему не удасться уйти от ответственности!
Замечательный актёрский состав: Саймон МакКоркиндейл, Джейн Биркин, Лоис Чайлз, Бетт Дэвис, Джек Уорден, Миа Фэрроу, Джон Финч, Оливия Хасси, Джордж Кеннеди, Анджела Ленсбери, Дэвид Нивен, И. С. Джохар и конечно же харизматичный и шикарный в образе Пуаро – Питер Устинов. Элегантно написанный сценарий, в котором приводится «вариативность» событий, что вызывает комический эффект, поскольку показывается как одно и тоже убийство совершается разными персонажами. Превосходная работа художника по костюмам Энтони Пауэлла была даже отмечена премией Оскар! Так же хороша операторская работа Джека Кардиффа и великолепен саундтрек Нино Рота. А режиссёр Джон Гиллермин, знакомый всем преимущественно по ремейку «Кинг – Конга» - кажется в этой своей работе прыгнул выше головы, продемонстрировав уверенное и мастерское обращение с занятыми в главных и второстепенных ролях звёздными исполнителями. Однозначно, данная картина – один из образчиков детективного жанра, и безусловно рекомендуется к просмотру всем поклонникам творчества Агаты Кристи, остросюжетного кино или просто желающим приятно провести вечер.
Этот фильм я впервые увидел уже очень давно, наверное, лет 12 назад - ещё до того, как я прочитал книгу и посмотрел сериал 'Пуаро' с Дэвидом Суше. Для меня этот фильм является одним из лучших.
Если сравнивать его с версией, где в главной роли снялся Дэвид Суше, то последняя, увы, проигрывает по многим статьям.
В фильме 1978 г. собран удивительный актёрский ансамбль - кинозвёзды первой величины! Они создали яркие, запоминающиеся, очень логичные образы.
В современной экранизации, к сожалению, были задействованы актёры, уступающие своим предшественникам. Многие из них выглядели плоско и неестественно, а Линнет Дойл получилась больше похожей на манекен, чем на живого человека.
Музыка, идущая фоном, именно такая, какая и должна быть - неспешная, неназойливая, спокойная. Она наводит нужную атмосферу духоты, которую бы мы все и испытывали, находясь вместе с героями фильма.
А Пуаро в исполнении Питера Устинова великолепен. Он не такой, каким его задумала Агата Кристи, он другой - ироничный, 'небельгиец', но Устинов сыграл его очень талантливо и для меня этот образ - один из лучших!
Хороший сюжет Талантливый режиссёр Отличные актёры Гениальная музыка - так рождаются легенды!
Идеальный актёрский ансамбль, загадочный Египет на фоне, великолепный сюжет, музыка, которая не отвлекает, но помогает не знать до последнего, кто уже убийца, немного настоящей кобры - и вот нам фильм, который если вы даже не видели, то название его слышали - 'Смерть на Ниле'. Прекрасная возможность посмотреть, как Бетт Дэвис даже в старости поражает своими взглядом и статностью. И еще чудесная и до колик смешная героиня Анджелы Лэнсбери...
Среди традиционной для детективов крови и загадочности, мотив любви и финальный исход немного удивляют (непривычно), даже радуют. И тогда злодей (-ка, -и) не кажется таким злодеем. Но кобра жуткая..
Агате Кристи часто везло и везет до сих пор. С литературным талантом и признанием при жизни все понятно, но это уже дело прошлого, а сегодня она остается одним из самых везучих авторов в плане экранизации – ее снимают очень много и часто хорошо. Это касается не только классических сериалов об Эркюле Пуаро и мисс Марпл, но и недавнего «Убийства в Восточном экспрессе». Но одной из самых блестящих киноадаптаций Кристи, пожалуй, остается «Смерть на Ниле» (1978) Джона Гиллермина.
Съемки, максимально приближенные к условиям, в которых жили герои романа Агаты Кристи, позволяют нам и сейчас ощущать особую атмосферу – раскаленной пустыни, редкой живительной прохлады воды, нависшего предчувствия беды и разморенного жарой сознания. Таинственная прелесть древнеегипетских памятников слилась здесь с английской чопорностью и выверенной до мелочей точностью настоящего детектива. Внешний антураж, декорации действия превращаются в мотив повествования: изощренная схема убийства словно бы навеяна сложными лабиринтами внутри вечных пирамид, где царит культ смерти. Это тот случай, когда место и убийство внутри детектива так плотно переплетаются, что становятся подсказками друг для друга; это же прием Агата Кристи использовала в «Убийстве в Восточном экспрессе», где замкнутое пространство поезда должно было распутать клубок взаимоотношений внутри случайной группы попутчиков.
«Смерть на Ниле» - это идеальный детектив, который держит зрителя на пределе нервного напряжения до последнего кадра, эмоции сменяются от жажды поскорее узнать развязку до азартного желания самому ее найти. Но в этом фильме есть особенность – его хочется пересматривать даже тогда, когда уже знаешь сюжет, потому что хотя детективный ребус уже так тебя и не захватывает, но ты можешь насладиться другими достоинствами. Например, следить за логикой расследования Эркюля Пуаро, подмечающего мелочи и выстраивающего собственную систему умозаключений. Или еще можно придирчиво присматриваться к нарядам героинь и подмечать удачные детали интерьера. Ну и, конечно, можно насладиться актерской игрой, которая в этом фильме на самом высоком уровне.
Режиссер Джон Гиллермин собрал блистательный актерский ансамбль, по уровню «звездности» с ним может сравниться разве что «Убийство в Восточном экспрессе» 2017 года Кеннета Браны. В 1978 году съемки, проходившие на реальном пароходе, плывущем по Нилу, собрали Питера Устинова, Мэгги Смит, Джейн Биркин, Бетт Девис, Мию Фэрроу, Оливию Хасси, Анджелу Лэнсбери и многих других в единую команду, которая вводит доверчивого зрителя в лабиринт страстей и преступлений. Как и его герой, Питер Устинов больше остальных притягивает к себе внимание. И хотя, создателям пришлось несколько изменить облик величайшего сыщика, на наше восхищение и артистом, и сыгранным им образом это не влияет: Эркюль Пуаро остается одним из лучших литературных и киношных детективов даже со светлыми волосами и пшеничными усами.
Собственно вся история довольно ёмко уложилась в синопсис к фильму.
Симпатичная, обеспеченная Линнет (Л. Чайлз) отправляется в круиз по Нилу со своим возлюбленным Саймоном (С. МакКоркиндейл). За ними следом отправляется и Жаклин (М. Фэрроу) - от которой последний ушёл к её богатой подруге. Во время очередного веселого вечера Жаклин, изрядно выпив, ранит Саймона в ногу. А позднее ночью убивают его невесту - Линнет...
Мне нравятся колоритные и по своему очень самобытные произведения Агаты Кристи и Рекса Стаута. Объяснения этому найти у меня не получается, но в кино не менее самобытным мне кажется 'Она написала убийство', где также играла замечательная Анджела Лэндсбери.
Тем не менее начать хотелось бы с г-на Устинова - блистательного актёра, но к, сожалению членов съёмочных групп, исключительно противного в жизни человека, как повествуют 'бабушкины сказки'. Он, конечно совершенно другой, нежели привычный нам Суше. Оттого не менее привлекательный. Нельзя не отметить бесконечно мной любимую Бетт Дэвис, которая к тому времени была, пожалуй, самой известной актрисой из 'труппы' данного фильма. В то время зрителям, полагаю, было её видеть ещё более приятно - актриса уже очень редко появлялась на экране, за исключением эпизодических ролей в сериалах. Последней большой ролью была роль матери в фильме 'Юбилей' (1967), абсолютно провальном, проходном и и вообще каком-то невнятном опусе. Анджела Лэндсбери, уже названная мной, играет совершенно потрясающе! Я бы даже осмелился сказать, что вторая по запоминаемости роль после, собственно, самого Пуаро. Её взгляд, поведение и дерзость мне почему-то напомнили роль Марго в исполнении той же Бетт Дэвис в 'Всё о Еве'.
Первый час картина кажется вялотекущей. Одно время меня даже, помню, клонило в сон. Но после того самого выстрела в Жаклин, сюжет начинает развиваться быстро и стремительно.
Персонажи в кино выписаны прекрасно для детектива (собственно и не могло быть иначе - с такими-то актёрами). Есть небольшие провисания с монтажом - иные персонажи куда-то пропадают на долгое время, что на самом деле не очень бросается в глаза. Единственными двумя довольно блёклыми ролями мне показались лишь роли Саймона и, прошу прощения, Луизы. Первый действительно играет плохо, ну а Джейн Биркин я просто не выношу, но это уже мои проблемы.
Фильм крайне рекомендуется к просмотру, однако запаситесь двумя с небольшим часами свободного времени и настоятельно бы рекомендовал смотреть его именно с Советским дубляжом.