Перед нами нетипичный пример любовной истории. Вы спросите почему? Ведь все, на первый взгляд, довольно тривиально: он-бедняк, она-богачка, не желающий брака отец... Все так, да не так.
Удивительный по настроению фильм. Палитра чувств бесконечна. Я смеялась над нелепым поведением и чрезмерной застенчивостью героини, я переживала, как девушка, ее поцелуи, я переживала ее дикую боль, когда она бежала за ним и падала на землю, я чувствовала ее перемену и иронию уже в самом конце фильма.
Странная история любви. Все развивалось, как по накатанной, как в сотнях других фильмов и романах. Но эта история другая.
Эта история об отце, который так и не смог простить дочь за смерть матери, за ее проколы в обществе, за ее некрасивую внешность. Он так и не смог поверить, что кто-то ЕЕ может такую полюбить, если только не из-за денег.
Это история о юноше, который чуть с ума не сошел от желания заработать достаточно, чтобы ЕЙ было хорошо, а сделал худшее, на что был только способен - ушел от нее.
Наконец ОНА. Кэтрин - не та героиня любовной истории к которой мы привыкли. Если честно, она мне напоминает образ Джэн Эйр, но и здесь эта история лишь отчасти похожа. Кэтрин своего счастья так и не находит, вернее находит в детях, но не в мужчине, на что мы так всегда надеемся.
'Площадь Вашингтона' - это другая история, другая во всех смыслах.
Впервые роман Генри Джеймса был экранизирован в 1949 году режиссёром Уильямом Уайлером. На первый взгляд – это классическая американская драма из жизни богатой дурнушки, которой отец не позволяет вступить в брак с прекрасным нищим. Всё так и было бы, если бы не одно но. Режиссёр этого костюмного фильма – Агнешка Холланд! Она сняла сильную драму о сложных отношениях отца и дочери и неравной любви.
Тема дуальности – борьба ужасного с прекрасным – превалирующая в творчестве Холланд. Глупая девушка и красивый мужчина. Богатство и бедность. Неравный брак…
Дом 21 на Washington Square. Здесь живёт Кэтерин (Дженнифер Джейсон Ли) – тихая и скромная дочь богатого и уважаемого в нью-йоркском высшем обществе доктора Остина Слопера (Альберт Финни). Кэтерин влюбляется без памяти в Морриса Таунсенда (Бен Чаплин) – прекрасного бледного юношу. Доктор Слопер считает, что Таунсенд слишком фамильярен и самонадеян. Но за внешней неприязнью к утончённому (даже слишком) Моррису, стоит куда более прозаичная причина – всё упирается в наследство Кэтерин. Остина беспокоят деньги. Тогда помочь в сердечных делах двум влюблённым пытается тётя Лавинья (Мэгги Смит), чем сильно рискует…
По словам самой Агнешки Холланд, самая большая проблема – самоидентификация. Каждый герой пытается узнать кто он.
Остину были неприятны неуклюжие проявления любви дочери в детстве. Поначалу стыдливость за Кэтерин переросла в призрение. Остин винит дочь в смерти своей жены.
Добрая и чистая Кэтерин искренне любила Таунсенда, но не могла отречься от отца. Её личность кардинально поменяется по ходу действия фильма. Она станет дочерью своего отца, завершив папину сагу о состоянии.
Умный, тщеславный Моррис благодаря Кэтерин чувствовал себя самым значительным человеком в мире. Но и он был обречён стать бессердечным.
Восхитительная (впрочем, как всегда) работа режиссёра Агнешки Холланд. Психологическая глубина характеров, созданных Дженнифер Джейсон Ли, Альбертом Финни, Беном Чаплином и Мэгги Смит. Изысканная манера съёмки. Костюмы, интерьеры, быт 80-х годов XIX века.
Этот фильм очень актуален. Кончается век. Будь то XIX, ХХ, неважно. Проблемы, которые родители не решили, или вовсе не заметили, они оставляют решать своим детям.
Роман Генри Джонса Washington Square, чудесно описавший достаточно шаблонную историю «экономически неравной» пары молодых людей из современности автора (19 век) позже был неоднократно интерпретирован, приобретая всё новые трактовки, в зависимости от личностей постановщиков и конъюнктуры времени. В голливудском кинематографе наличествуют две адаптации оригинала.
В 1949 Уильям Уайлер запечатлел очень острую и резкую вариацию истории, пришедшую в свою очередь из переписанной под бродвейский спектакль версии первоисточника. Данная постановка практически лишена юмора оригинала и по совокупности видится очень жесткой драмой о жадности и презрении, а также одним из лучших «серьёзных» фильмов Уайлера.
Спустя полвека, в 1997 году, Агнешка Холланд представила своё видение классической ситуации, а также восприятие и решение её проблем. Тогда как история Уайлера (а возможно и самого Джонса) это путь наивной девушки к осознанию положения вещей, история предлагаемая Холланд — это некий рассказ о самоидентификации. Так что само произведение ударяется в другую крайность и, наверное, выглядит много мелодраматичнее, чем было задумано романистом.
Чтобы спокойно отнестись к внесённым в литературный вариант изменениям, стоит полностью признать за постановщицей право на собственную версию с собственными проблемами и выводами. Ирония и тонкость Джонса зачастую хорошо используются и отлично наполняют повествование, которое и держится как раз не на действии, а на представлении различных точек зрения, среди которых не сразу уловима правда. Манера подачи тем не менее имеет некие «женские» особенности: лоскуты, из которых скроено полотно, равноправны; интрига практически не нарастает; появляющаяся ближе к концу кульминация незаметна и является скорее кульминацией эпизода, тогда как кульминации произведения, кажется, нет вообще. То есть в итоге вся тема становления личности и значимости полученного опыта раскрывается и переживается не в кульминации, а в развязке.
Идея об освобождении через принятие себя такой, какая ты есть, перекликается с другой экранизационной работой Уайлера, «Детским часом», финальный кадр (светлое девичье лицо крупным планом) которой идентичен финальному кадру рассматриваемого фильма. Эту вечную истину дополняет ещё одна идея, такое себе решение ситуации: если твоей внешности недостаточно, чтобы осчастливить мужчину, то возможно твоей доброты будет достаточно, чтобы подарить счастье детям. Тем более дети, как считается, никогда не лгут, могут быть безоглядно счастливы и достойны этого счастья.
Данные простые рецепты, к сожалению, несколько слабо вплетены в общий нарратив, оттого выглядят навязываемыми — зритель не приходит к ним вместе с рассказчиком по ходу истории. Он может обдумать их позже, а может и не обдумать, но переживания его не связаны напрямую с этими моментами, то есть нет явного эмоционального закрепления идей. Хотя сами предложения, конечно, весьма похвальны и сострадательны. При желании можно усмотреть противопоставление любящей Кэтрин, которая принимает у себя (не только в доме, но и в сердце) любых детей, с её чёрствым отцом, который не желал любить даже собственную дочь.
Так что перед нами красиво исполненная в основе своей мягкая женская история о том, как найти счастье вне брака. Или даже о том, как найти и принять себя. Реализация произведения, возможно, не всегда эталонная, но вполне на уровне. Холланд наполняет действо (и в частности визуальную составляющую) символизмом и серьёзной кинематографичностью, но, похоже, не создаёт достаточное напряжение, чтобы вызвать сопереживание и у мужской части аудитории. В итоге основой всего является Кэтрин, вокруг которой лишь кружат различные образы близких ей людей, которым и героиней, и зрителями придаются варьирующиеся трактовки. Однако отыграна сама Кэтрин безукоризненно. Героиня Дженнифер Джейсон Ли отлично удерживает внимание воплощая литературного персонажа и не надоедая показной актёрской игрой. Именно она скрепляет воедино сюжет с его не всегда плавно меняющимися сценами и настроениями.
Пусть фильм не идеален, не подходит «для всех», выполнен не совсем в духе оригинала, но с поставленными задачами он справляется полностью. Название заставляет рассматривать данное произведение как экранизацию, но при его самодостаточности это вовсе не обязательно, возможно даже идёт во вред восприятию навязываемыми сравнениями. Слабые моменты фильма, его местами слишком показной символизм, повествовательную неслаженность с лихвой искупает то понимание, которым он пропитан. Крик души как героини, так и постановщицы достигает сердец, открытых, чтобы сострадать и слушать.
«Площадь Вашингтона» я посмотрела пару месяцев назад, но помпезность и вычурность повествование, а также неестественное для своего времени поведение героев этой истории вспоминаются мне и по сей день.
История разворачивается в США XIX века, повествование затрагивает судьбы высшего класса: доктора с частной практикой и его единственной дочери. Доктор Слопер уважаемый в городе врач, вдовец, а также отец девушки, обделенной красотой, грацией, талантом, вкусом – в общем, многим, но только не наследством в 30 тысяч. Стоит отметить, что мисс Кэтрин Слопер добра, отзывчива, ранима, но эти положительные качества не столь заметны, если ты серая мышка с грацией слона в хрустальном магазине, не умеющая связать два слова на людях. Кэтрин не любит отец, который постоянно сравнивает девушку с ее покойной матерью, не в пользу первой, поэтому она растет крайне закомплексованной. И однажды, по законам сказки, мисс Слопер знакомится с прекрасным джентльменом, красивым и учтивым, который недвусмысленно ухаживает за Кэтрин и который смог увидеть замечательно чуткую душу скромной девушки. Но капиталистическая страна творит сказку на свой лад: красивый юноша без монеты в кармане положил глаз на местную дурочку исключительно ради её наследства.
Как видите, история заслуживает внимания. Нетривиальный сюжет – хороший фундамент для великолепного фильма; здесь он заложен, но дом рухнул к концу картины, ибо строители оказались на редкость криворукие. Первое упущение – актеры. Дженнифер Джейсон Ли невозможно считать дурнушкой даже при сильном желании. Отсутствие макияжа не делает женщину, наделенной красотой от природы, уродиной, заслуживающей выслушивать на протяжении всего рассказа замечания о своем внешнем несовершенстве. А вот как актриса Дженнифер Джейсон Ли здесь правда нехороша, и это первый фильм, где она мне не понравилась. Ее вечные падения, вещи, постоянно падающие из ее рук, и даже ее мимика кажутся натянутыми и наигранными. Хорошая роль, хорошая актриса, но не срослось. Просто не ее героиня. Почтенные Альберт Финни и Мэгги Смит – об этих актерах принято говорить либо хорошо, либо никак. Значит, никак, но все-таки уточнить стоит. Смит не выходит из роли английской леди и здесь играет просто на автопилоте, а Финни исполняет свою роль так тускло, что можно сказать он вообще не играет. Сильный характер доктора Слопера терпит фиаско в игре Финни. И, наконец, Бен Чаплин – моё самое большое разочарование в этом фильме. Такой изысканный красавец – не знаю, хотя на вкус и цвет – Таунсенд не может быть охотником за состоянием. Он здесь слишком очевиден в своих намерениях, очень нелепы потуги Чаплина сыграть честного малого, искренне влюбленного в девушку, а не в ее богатство. Наверно, не надо было говорить актеру, чем закончится история, может, его игра от этого выиграла, была бы убедительнее, что ли.
Кроме самой игры актеров меня неприятно поразила резкая манера раскрытия характеров героев, которой воспользовались создатели: костюмы Кэтрин слишком кричат о ее отсутствии вкуса, вечно падающие из его рук предметы не дают право сказать о ее хотя бы редкой аккуратности, толстая девочка, справившая нужду при гостях, точно не гарантирует счастливого будущего героини. Все очевидно: и печальный конец, и поступки героев. Никаких полунамеков, никаких переживаний – ничего. Так тяжко было досматривать этот фильм, так искренне жаль, что такой материал был загублен на корню.
И вот спустя пару тройку недель разочарование нахлынула на меня с новой силой после просмотра « Наследницы» 1949 г. Незапланированный просмотр этой картины на столетие Оливии Де Хэвилленд сделал мне несказанно приятный подарок. Картина 49 года выглядит как должно: стройный сценарий, манеры героев соответствуют времени, игра всех актеров без исключения завораживает. В «Наследнице» чтобы показать излишнюю скромность девушки, достаточно заставить поговорить ее с сестрой предполагаемого будущего мужа. Тихие «да» Хэвилленд покрывают все бешеные потуги Дженнифер Ли. В «Наследнице» все на своих местах, люди понимали, где они и что они снимают, поэтому фильм держит в напряжении до конца. Даже зная финал этой истории, не без интереса наблюдаешь за ее развитием. Игра актеров на высшем уровне, история снята неспешно и чинно с учетом времени рассказа, изысканные манеры высшего света присутствуют и приятно удивляют.
Как итог, тенденция переснимать уже снятые шедевры кинематографа меня не радует. А снимать экранизацию классики вдвойне рискованно. Сегодня кинематограф чаще всего лишь номинально пытается передать чувства и переживания героев былых времен, которых до конца не понимает. Люди в 19 веке не вели себя так, как показано в «Площади Вашингтона», а теряя манеру и антураж повествования, утрачивается и доверие к самой истории, поэтому герои кажутся нереальными и чувства их наигранными. Похожие чувства вызвала пестрая экранизация «Гордости и предубеждения» Райта, где беготня в ночных рубашках по полю и резкие замашки героев никак не могли свидетельствовать об английском стиле и манерах англичан конца XVIII.
Итак, сколько раз за фильм Кэтрин повторила: «Хорошая птичка», столько (в меньшей мере) можно со вздохом отметить, что «Площадь Вашингтона» - плохой фильм.
Перед нашим вниманием ремейк костюмированной драмы 'Наследница' 1949 года режиссера Уильяма Уайлера с Оливией Де Хэвилленд в главных ролях. Вообще, режиссер родом из Польши Агнешка Холланд считается талантливым человеком, которая состоялась и как режиссер, и как сценарист. Ее картина 'Площадь Вашингтона' получилась любопытным перезапуском старой и всеми известной истории фильма 'Наследница'.
В этой истории мы видим богатого отца аристократа и его дочь (серую и скромную девушку, кажущуюся весьма заурядной). Отец и дочь все что есть друг у друга, но отношения к дочери у отца натянуты, ведь его любимая красавица жена умерла при родах, рожая девочку. Жизнь этих героев шла тихо размеренно, пока юная Кэтрин не познакомилась с неким Моррисом. Между молодой леди и юношей возникли чувства, и они захотели пожениться, но богатый отец не дурак, и он уверен, что этому юноше нужны лишь их деньги, а точнее наследство глупышки Кэтрин...
Эта история грустная и болезненная. Само кино пропитано печалью и некой безысходностью, как будто 'хэппи энда' не может быть. Почему-то при просмотре это хорошо чувствуется. У нее есть деньги, у него красота - честный обмен, как сказал один из героев. Это печально. Данная история о любви, о богатстве, о том, как этот мир ужасно материальный, и все всегда вертится вокруг денег.
Самое интересное, что у каждого героя есть своя правда. Можно каждого понять: и дочь с ее желанием любить и быть любимой, и отца, боявшегося альфонса и сомнительных намерений к его дочери, и молодого парня, мечтающего о лучшей жизни. Смотря этот фильм, думаешь, а как же все было бы, если бы отец не вмешивался? Возможна ли здесь иная история?
Актерский состав у фильма звездный. Дочь и отца играют Дженнифер Джейсон Ли и Альберт Фини, а молодого жениха и тетю играют Бен Чаплин и Мэгги Смит. На Мэгги Смит всегда приятно посмотреть, тем более в фильмам про бальные платья, ей всегда идут такие роли, а вот актер Бен Чаплин наглядно теряется на фоне остальных актеров и выглядит заурядно.
Альберт Фини был очень талантливым актером с огромным списком ролей, и лично я его люблю. Светлая память актеру, и его героев в таких картинах, как 'Пристрели луну' с Дайан Китон, 'Убийство в Восточном Экспрессе', 'Крупная рыба' я не забуду никогда.
В оригинальном фильме 'Наследница' главную роль исполнила звезда 'Унесенных ветром' Оливия Де Хэвилленд, и она сделала это так шикарно, за что и получила Оскар за лучшую женскую роль. Именно поэтому на Дженнифер Джейсон Ли было огромное давление, и ей было ни просто играть роль Кэтрин, снова придать жизнь этой девушке, которую так идеально когда-то сыграла Де Хэвилленд.
Если же у героини Де Хэвилленд мы видим эволюцию персонажа, как она была слабой и безвольной, и настолько стала сильной и твердой, то в этом ремейке этого не было. Героиня Дженнифер Джейсон Ли не меняется, не становится сильнее, и от нее не чувствуется бешеная энергия и обаяние, как от героини Оливии Де Хэвилленд. Именно это и было чем-то прохладным в фильме, хотелось как-то оживить героиню Дженнифер, как-то растормошить, чтобы она была сильной.
Дженнифер Джейсон Ли больше всего помнится зрителям по роли в фильме Тарантино 'Омерзительная восьмерка', но лично у меня она всегда ассоциируется с фильмами про инцест 'Тысяча акров' и 'Долорес Клейборн'. Героиня Кэтрин в исполнении Дженнифер Джейсон Ли мертвая, и она совсем не вдохновляет. Именно поэтому к фильму смешены чувства, но в целом ремейк благодаря режиссеру и другим актерам смотрится достойно.
'Площадь Вашингтона' - американская, костюмированная драма 1997 года. Если Вы хотите увидеть эту историю, то смотрите оригинал фильм 'Наследница', а эта же картина - перезапуск, уступает первому фильму, как в эмоциях, так и во впечатлении в целом.