«Кхм, - сказал модератор киноклуба, осуждающе глядя почему-то на меня. – Я тут распечатал для вас краткую справку. Для тех, кто не знаком глубоко с творчеством Жана-Мишеля Баския, это поможет правильно оценить сегодняшний фильм и по-новому взглянуть на авангардную живопись». Листочки быстро раздали. Суровые интеллектуальные взоры соседей мельком скользнули по маленькому тексту. Я имела неосторожность вчитаться, за что получила еще один презрительный взгляд. Видимо, моя незатейливая физиономия выдавала человека, посмевшего разглядеть в названии «Баския» что-то вроде «Баскин Роббинс», «Маска и я» (гипотетическое «Сын Маски» плюс «Марли и я») или, прости Господи, «Басков Николай» и нагло заявиться с этими представлениями в культурное общество.
Краткая справка, подготовленная заботливым модератором, мне, кстати, помогла. Когда у тебя под рукой суховатые строчки биографии, интереснее наблюдать личное отношение режиссера к своему герою. Милый, наивный ребенок был этот Баския. По версии Шнабела, конечно. Даже неблаговидные поступки товарища Samo режиссер истолковывает как очаровательную непосредственность гения. Пухлая мордашка Джеффри Райта источает при этом просто таки детскую безмятежность. Но этот застрявший в младшем школьном возрасте герой Шнабела почему-то не вызывает восторга своей неуемной художнической деятельностью. В ней не чувствуется ни вызова, ни интеллектуальных усилий, ни творческих мук, ни глубины переживаний. Какой-то блеклый персонаж получился. А, между тем, выданный мне листочек пестрит словами «энергетика», «экспрессионизм», «яркие, причудливые образы», «броскость», «загадочность» (что подразумевает наличие сильных эмоций в жизни художника). Герой же почти весь фильм с одинаково нездешним выражением лица сводит счеты с женской одеждой, ссорится с любимой девушкой, нюхает кокс, навещает маму в лечебнице, кидает друга после того, как тот обеспечил Жану-Мишелю всеобщее признание, и получает в глаз от желающих безвозмездно попользоваться его творением. От экспрессиониста ждешь побольше экспрессии, простите за тавтологию. А он даже коронованной головой о решетку бьется как-то вяло.
Непрофессиональное владение языком выразительности кинематографа или нормальная зависть к образчику «американской мечты» - вот помешало что-то Шнабелу снять вменяемое и запоминающееся кино. Видимо, режиссер сам покуривал на съемках травку, и отдельные фрагменты жизни его Жана-Мишеля никак не хотят укладываться в цельное полотно, предпочитая набегать друг на друга, словно аляповатые надписи на стенах домов. После такого вот режиссерского поверхностного примитивизма баскиевские рисунки могут и не вызвать удовольствия разгадывания. Экспрессивные картины Samo обычно заставляют воображать разные истории о художнике, разгадывать эти переплетенные и ломаные линии как необычную судьбу и сложный характер, как переживания, преломления в психике человека окружающего мира самым прихотливым образом. Разглядывать его картины лично мне теперь также интересно, как хаотичные каракули моей пятилетней племянницы. И тут я соглашусь с уважаемым модератором: зритель, глубоко не знакомый с творчеством Баския, не поймет связи между жизнью этого художника и его картинами. Но есть ли она, эта связь, вот в чем вопрос.
Фильм держится исключительно на звездах. Дефо, Хоппер, Боуи, Олдмен, Дель Торо и замечательный, но недооцененный Майкл Уинкотт умудряются показать в небольших ролях то, чего так не хватает виновнику торжества, а именно: характер, мотивированное поведение и точность эмоций своих героев.
«Гении всегда одиноки», «Человек вспоминает о близких только в горе», «Слава развращает человека», «Случай правит миром», «Деньги решают все», «Душа художника – загадка»… Чтобы эти банальные истины обрели новую силу и впечатлили зрителя, нужно нечто большее, чем тупо собрать звездный состав и полтора часа умиляться вечной инфантильности своего рано почившего друга.
P.S. Эх, жаль, не дожил товарищ Бендер до наших светлых дней. Какие бабки он наварил бы на своем шедевре 'Сеятель, разбрасывающий облигации'!
Фильм - портрет Жана–Мишеля Баския в заданных обстоятельствах, без набросков - решительно, без палитры – только чистые цвета. Режиссерский дебют Джулиана Шнабеля, друга художника, рассказывает о беспокойной, короткой жизни-вспышке Баскии. 23 личных выставки, 40 совместных выставок от Цюриха до Токио, более 50 статей, самый молодой художник, попавший на выставку в тот самый Уитни. Говорят, он был восхитительным – перед его искусством не могли устоять придирчивые галеристы, узколобые нувориши, женщины - та самая Мадонна! Говорят, что Жан-Мишель восхитил того самого Энди Уорхола своими самодельными, наивно-детскими открытками, которые таскал с собой по всему Нью-Йорку, предлагая купить их каждому, кто хоть сколько-нибудь проявлял интерес. А потом городской художник, максималист, граффитчик стал тем самым Баския. Его близкие люди, богемные, модные, наглые, были прежде всего его поклонниками, а потом друзьями. Они научили его, что появления в обществе важнее всего, что общество - это метафора общества, что все готовы платить любые деньги за вещи с именем Samo - на макулатуре и на дверце от холодильника. «А Ван Гог? Сколько он продал картин? Одну? Две? Их даже бесплатно никто не брал. Не хочется быть поколением, пренебрегшим еще одним Ван Гогом».
Не хочется пренебрегать новым Ван Гогом, если на нем можно нажиться, если его картины можно хорошо продать, потому что помешавшиеся на престижности и моде купят их за любые безумные деньги. И никто даже не попытается всмотреться, вдуматься, понять, что за всем этими украшениями для гостиной, финансовыми вложениями, доказательствами либеральности к современному искусству – за всеми кляксами, мазками и линиями - сложная жизнь, нервная работа пальцев, взгляд, иногда грустный, иногда наивный. «И если зеленый цвет Вам покажется казенным – подумайте, в каком ведомстве Вы были в последний раз!»
Сам Баския сравнивал себя с маленьким принцем, ставшим заложником собственного дворца и короны, которой он стучал о решетку, чтобы его услышали, чтобы ему помогли. Только все слышали то, хотели услышать, и никто так и не пришел… Так что, когда смотрите на новую картину – задумайтесь, возможно, Вы смотрите на ухо Ван Гога?!
Этот фильм произвел на меня сильнейшее впечатление и стал одним из моих любимых. Все в этом фильме очень нежно, хрупко и безумно очаровательно.
Джефри Райт сыграл Баскию просто потрясающе, да и все актеры в фильме сыграли на 100% один Энди Уорхол в исполнении Дэвида Боуи чего стоит.
Баския - очаровательный, ранимый парень, который большую часть времени в своих мыслях, а оставшуюся чать под действием запрещенных препаратов, что, как не странно, придает ему еще большей ранимости и очаровательности.
Когда смотришь на процесс создания полотнищ Баскии, кажется, что он не вкладывает особого смысла в них, но если прислушатся к тому, что он говорит. Например о том, что больше плохих людей чем хороших, о том, что красоту не воспринимают как красоту, а воспринимают ее как способ зароботать деньги и. т. д можно понять, что Баския это еще одна неординарная личность, которая видела мир совершенно по-другому..Как мне кажется, никто так и не понял этого парня до конца.
Что касается технической части фильма то нужно отдать должное Эжулиану Шнабелю и всем кто работал над фильмом, потому что у них все получилось на 100%.
Советовать смотреть этот фильм я не буду. потому что это что-то оченб личное, этот фильм только для тех кто готов чувствовать.
1996 год. На полках видеомагазинов появились кассеты с ширяющимся под «Perfect Day» «Рентоном» Мак Грегором из «Трэйнспоттинга», умирающим от пули в своем родном квартале «Бутчем» Микки Рурком, бурлесками нео-шекспировских страстей от Ромео Ди Каприо, жертвенным блудом «рассекающей волны» Триера, долгим поцелуем на ночь бывшей киллерши – героини Джины Девис и многими другими персонажами, ставшими через несколько лет культовыми и помещенными в пантеон новых мифических героев. Одним из таких героев не пришлось стать возможно лишь Жану-Мишелю из фильма Джулиана Шнабеля «Баския». Возможно это произошло потому что зритель не захотел синдентифицировать себя с малознакомым афроамериканским художником, водящим дружбу с нью-йоркской богемой и «портящим» на взгляд многих своими граффити стены домов… Такое произошло в те времена ещё лишь с кастратом Фаринелли, из одноименного фильма, по субъективным причинам большинства, не разглядевшего за деликатной сквозной линией главную тему --- красоту музыки. В «Баские» же примитивное искусство, покачивающегося накокаиненного негра, который рисовал на платье любимой, покупал русскую икру за тысячи долларов и при этом ночевал в коробке в парке, засветилось в обратном смысле --- произведения, картины отошли на второй план. От фильма ждали гипертрафированных наркотических трипов как в «Прирожденных убийцах», а получили лишь грезы о ямайском волне над крышами Нью-Йорка, хотели посмотреть крутого типа, вроде Сэмюэля Джексона или Эдди Мерфи, а увидели молодого, еще никому не известного Джеффри Райта, предвкушали уморительные гэги в стиле «Не грози южному централу, попивая сок в собственном квартале», но лишь недоуменно вслушивались в диалоги авангардистов 80-х… Публику фильм зацепил возможно, лишь автономным пронзительным саундтреком, где жизнь разворачивалась вопреки мягкому, где-то даже неторопливому повествованию байопика, и блестящим актерским составом, где засветились, теперь уже в том смысле, ветераны авторского кино – Деннис Хоппер, Дэвид Боуи, Бенисио Дель Торо, Майкл Уикотт, Гэрри Олдмен, Кристофер Уокен, Уиллем Дэфо. А саму историю восхождения и драматических перипетий родоначальника художественного граффити и уличного трафарета, заметили единицы. Этот фильм очень неоднозначен с точки зрения фактологии, впрочем, как и «Модильяни» с Гарсией и «Фрида» с Хайек, в составе которых «Баския» будет скоро показан на большом экране в «Художественном» (Москва) в ночь художников. Но, на мой взгляд, только такая модель, где авторская фантазия смешивается с реальной судьбой и обостряет черты и поступки человека, позволяет смонтировать объективный ролик о метаморфозах творческой личности…. Жан-Мишель Баския жил, умер, и, главное, творил. В отличие от Эдди Мерфи…
Однажды я поехал на книжный рынок за фильмами с одной знакомой. Мы ходили очень долго по нему, выбирали разные фильмы. Я себе взял очень много фильмов, а она только один. Я ее спросил, что это за фильм такой, она мне сказала, что он очень хороший и даст мне его посмотреть. Вот так я и узнал о фильме…
Баския
Вот так я познакомился с творчеством гениального художника и режиссера Джулиана Шнабеля. Этот режиссер теперь стал моим режиссером. Я видел у Джулиана Шнабеля всего два фильма, но этого хватило, он стал моим любимым режиссером. Я благодарен ему за такой трогательный и хрупкий фильм. Фильм, который легко разрушить одним плохим словом. Поэтому я буду говорить о нем только хорошие слова.
В Америке жил такой парень, который видел другого парня, на небесах, тот плавал на доске по волнам над ним. Он видел этого парня всего 27 лет, потом он сам встал на эту доску. Его звали Jean Michel Basquiat. Он не знал хорошо эту жизнь, он видел другую жизнь, которую видят очень немного людей.
Я очень сильно благодарен всем людям, которые работали над этим фильмом. Очень сильным фильмом. Этот фильм будет всегда со мной. Этот фильм для одного человека из ста. Я смотрел его четыре раза и всегда в конце плакал.
После этого фильма я открыл для себя гениального актера Джеффри Райта. За эту роль я отдал бы ему все награды, какие только есть на свете. Вообще в фильме очень много хороших актеров, например Гари Олдман, Бенисио Дель Торо, Уиллем Дефо, Клер Форлани, Деннис Хоппер, Майкл Уинкотт, Кристофер Уокен и даже в эпизодах много звезд, например Кортни Лав, Сэм Рокуэлл и сам Винсент Галло. Они все молодцы сыграли на пять с плюсом.
Но отдельно я хотел бы отметить блестящую игру Дэвида Боуи, который в этом фильме сыграл самого Энди Уорхола. После этого фильма Дэвид Боуи стал для меня актером, который поет, а раньше был музыкантом, который играет в фильмах. Посмотрите внимательно сцену, когда он сидит у себя на студии и Баския дарит ему шлем. Просто душераздирающая сцена. Боуи это Уорхол, не замечаешь просто разницы. На такое способны только великие актеры.
И еще хочу сказать спасибо композиторам фильма. Такой великой музыки я давно не слышал.
Фильм входит в категорию, когда я не хочу советовать смотреть этот фильм, не потому что он плохой, а потому что он только мой.
Жил-был маленький принц. Его заточили в высокую-высокую башню, из которой он никак не мог выбраться. На нем была сияющая корона, мальчик стучал ею по решетке... и по всем окрестностям раздавались дивной красоты звуки. Мальчика спасли из заточения, привели в город и быстро о нем забыли... но звон запомнили навсегда
Высоко и ярко, Жан-Мишель Баския творил и любил. Всем вокруг дарил себя - свои картины, свое вдохновение. Прожигал жизнь.
Менял набросок на пачку сигарет в магазине, а на следующий день этот набросок стоил пять тысяч долларов...
Он умер в двадцать семь. Не понимаю, что он ценил! Любил!но не смог отказаться от наркотиков... Он серфил по небу и потонул. Вместе с короной.
Дебют Шнабеля как режиссера посвящен коллеге по художественному цеху Жану-Мишелю Баския. Вот только сам фильм рассказывает нам больше о самом Шнабеле, нежели раскрывает хоть сколько-нибудь загадочную природу безвременно ушедшего художника. Важно упомянуть, что изначально фильм писали американский писатель Джон Боу и польский режиссер и писатель Лех Маевски. Сначала Джулиан Шнабель только помогал работать над сценарием, однако после того как Маевски забросил проект, он решил довести дело до конца и возглавил производство фильма. Но сказать с полной уверенностью, что ему удалось отдать дань Баския – было бы неверно.
Для того, чтобы так утверждать, нужно немного познакомиться с жизнью и творчеством Жана-Мишеля. Он действительно начинал как граффити-художник в Нью-Йорке, он действительно со временем стал близким другом Энди Уорхола, он действительно добился успеха в духе американской мечты, и да, он действительно злоупотреблял наркотиками. Если довольствоваться такой аннотацией, то фильм может показаться достойным своего объекта: лиричный, с долей метафор и режиссерских находок. И можно с легкостью закрыть глаза на биографические неточности (все-таки не документальное кино снимали), если бы это оправдывало средства. Но в случае этого фильма, исторические погрешности приводят к неправильным выводам. Так в чем же нам, ответственным зрителям, не стоит заблуждаться?
В первую очередь, в сложных социальных отношениях Баския. Мы можем узнать о них в том числе из личных дневников Энди Уорхола, которые были опубликованы в 1989 году (год спустя смерти Баския и два года спустя смерти Уорхола). В них, Энди делится своим впечатлением о Жане-Мишеле. Сначала ему не нравится восходящая звезда современного искусства, но со временем все меняется. Они начинают больше проводить времени вместе: ходить на вечеринки, заниматься спортом и работать. Они созваниваются практически каждый день в зените их отношений, но в последние годы жизни их контакты случались все реже и реже. Баския проводит много времени в турне на выставках по всему миру и уже не звонит старому другу так часто. В фильме причину такого разрыва объяснили статьей, о которой Баския говорит с художником Альбертом Мило за тарелкой спагетти. Действительно, эта статья имела место быть: 20-го сентября 1985-го арт-критик Вивьен Райнор пишет для Times рецензию на выставку и намекает на то, что Баския стал «талисманом» современного искусства под присмотром Энди Уорхола. Согласно дневникам последнего, уже на следующий день Уорхол поинтересовался у Баския злится ли он на эту статью, но тот его уверил, что все хорошо. После этого случая оба не раз встречались на званных ужинах и вечеринках, созванивались и делились своими проблемами. Естественные человеческие отношения и подчас присущие им спады были утрирован в фильме видимо для создания несуществующего катарсиса. А может быть для того, чтобы немного рассказать о режиссере фильма?
Все дело в том, что вышеупомянутый художник Альберт Мило (в исполнении Гэри Олдмана) в действительности никогда не существовал. Это изображение самого Джулиана Шнабеля, его дочери Стеллы (можно сказать, играет саму себя) и его картин в его огромной студии. И зная, что у Баския были многочисленные и сложные отношения с женщинами, проблемы с наркотиками, фантастическая карьера художника со всеми вытекающими последствиями, возникает вопрос, почему экранного времени на экспонирование картин Шнабеля непропорционально больше всех остальных аспектов жизни протагониста? Опять же не очень понятно, как появление его дочери Стеллы повлияла на наше восприятие главного героя.
Еще одной загадкой остается вскользь показанное знакомство Жана-Мишеля с водителем лимузина и художником Шенге. В жизни, Шенге был другом и ассистентом Баския, они даже какое-то время жили вместе, пока Баския не решил, что Шенге копирует его стиль и выгнал из дома. В фильме конечно же есть еще одна небольшая отсылка на него: во время интервью, Баския комментирует работу помощника, который для зрителя остается вне фокуса. Вне фокуса также останется главный посыл фильма. Собирая как бы в копилку воспоминаний моменты, места и людей Жана-Мишеля Баския, Шнабель забыл о том, что хотел сказать. О том как трудно быть чернокожим художником в конкурентном мире искусства белых мужчин? Или о том как наркотики влияют на творчество и исход жизни? Или о том как можно взлететь высоко и упасть больно? Или о том что нужно ценить людей вокруг? Жизнь Жана-Мишеля Баския могла бы рассказать нам о бесконечном количестве важных аспектов жизни в самых ярких красках. К сожалению, создатели фильма смогли только заикнуться о них, но не посмели договорить.
5 из 10
И только за то, что почтили память важного художника 20-го столетия.
Раньше кино снимали по простейшим сценариям, но получалось это с неизменным вкусом и стилем. Сейчас, после того, как Паланик напомнил людям, что даже 2 часа наматывая интриги, на последних 15 минутах все можно свалить на шизофрению, или раздвоение личности главного героя, сценарные линии хитро сплетены и все действо чертовски закручено на бумаге, но то, что видит зритель – шлак.
А фильмы такого рода как Баския, где взята реальная история таланта, идей и успешного их воплощения, тем более на таком поприще, как современное искусство – вариант не только беспроигрышный, но и при умелом режиссерстве шедевральный. На деле же получился весьма и весьма посредственный фильм, громкий дебют Джулиана Шнабеля отложился на долгих 11 лет, вплоть до выхода на экраны в 2007 году знаменитого «Бабочки и скафандра».
На протяжении XX века в мире изобразительного искусства была бешеная борьба между Сальвадором Дали и Энди Уорхолом, между зародившимся в 20-е гг сюрреализмом и урбанистическим искусством поп-арта. Сюры (как иногда называют последователей сюрреализма) пытались наполнить свои полотна чем-то глубинным, но не потому, что это действительно глубокое, а потому, что приходилось копаться в самих себя. Поп-арт же показывал поверхность того, в чем мы живем, используя при этом примитивистские способы изображения. И тот самый пресловутый Уорхол является самым коммерчески успешным, но не самым талантливым художником того направления.
И рассказывая в свете того времени историю первого чернокожего художника современного искусства таким образом, как это сделано в картине – неприличный промах всей съемочной команды. Скучно, тускло, убого. Такое ощущение, что герой вообще ничего не говорит стоящего, он по сути вообще ничего не говорит нормального, рисует черт те как, а потом ревнует самого себя к самому себе прошлому, так сильно мечтавшему разбогатеть и стать известным.
Даже Энди в исполнении Боуи получился бледным, запуганным и ничтожным в поисках талантов. Раз фильм о художниках, хотелось бы больше их видеть, поэтому
Давно хотел пересмотреть этот фильм. Наконец то удалось. Всегда, перед тем как пересматриваешь фильмы, которые давно не видел, мучаешься сомнениями. Понимаешь, что не будет уже таких ярких ощущений. Понимаешь, что можешь увидеть, что то новое и понять, что не понял раньше. Но сколько раз нас постигало разочарование. Такое разочарование, которое убивает, какие то светлые моменты воспоминаний о прошлом. В этот раз такого не произошло. Честно говоря, получилось такое ощущение, что я посмотрел фильм заново. А некоторые моменты, которые я как будто бы был уверен что были, оказались совсем другими. Увидел и заметил конечно много такого, о чём и не вспомнил бы. Оправдались ли яркие воспоминания? Наверное нет. Но о просмотре я совершенно не пожалел.
Байопик. Как часто бывает с байопиками - драма. Скорее даже, трагидрама. Ещё один член мистического печального клуба 27.
Фильм очень интересный для всех, кто интересуется историей современного искусства. Показана, так сказать подноготная артистической богемы восьмидесятых. В фильм уместилась вся творческая биография великого художника.
Я честно признаюсь, что мало разбираюсь в живописи. Его картины признаны - шедеврами. Конечно такое искусство не понятно многим. Мне его произведения нравятся. В них есть энергия. Правда эта сила - тёмная. Но ведь саморазрушение было у Жана-Мишеля в крови. В том числе и в виде героина. Богема вознесла его на вершину волны. Богема же и убила его, разбив о скалы из иголок и стёкол.
Кино о человеке. Его одиночестве. О счастье, когда ты молодой и всё у тебя впереди. О том, как трудно бороться ранимому человеку в мире зависти и соблазнов. Такие часто погибают.
Фильм замечательный и по актёрскому составу. Баскию играет Джеффри Райт (снимался в таких известных фильмах, как Исходный код, Казино Рояль, Кадиллак Рекордс, Али, Сломанные цветы, получил в 2004 году Золотого Глобуса за роль второго плана в мини-сериале Ангелы в Америке). Играет хорошо. Конечно я не знаю, каким он был при жизни, но наверняка странным парнем. Странный герой вышел и у Джеффри Райта. Странный, милый, инфантильный и непреспособленный. Как он ждал этой славы! А когда она подняла его над всем, не сумел понять что с ней делать. Печально.
Его друга Энди Уорхола (наверное единственного, кого он мог бы назвать другом)играет другая культовая фигура шоу-бизнеса - Дэвид Боуи. Получилось у него, естественно - отменно. А что то есть очень общее у этих двух фигур соврменного искусства.
Остальные актёры занимающие ключевые фигуры, то же в своей массе очень известные и хорошие.
Режиссёр Джулиан Шнабель, помимо этого фильма может гордится такими лентами, как Скафандр и бабочка (Золотой Глобус и Золотая Пальмовая Ветвь. как лучшему режиссёру в 2007 и 2008 годах, а так же Приз зрительских симпатий за лучший европейский фильм на кинофестивале Сан-Себастьян в 2007 году) и Пока не наступит ночь (Особый приз жюри и Приз Международной Католической организации в области кино - почетное упоминание на Венецианский кинофестиваль в 2000 году).
Не могу советовать его смотреть. Кому то фильм покажется скучным. Кому то смешным. У каждого свои взгляды и своя правда. Но человек был. Человек поднялся на самую вершину. Его произведения остались, как шедевры искусства. Наверное, если верить фильму, он был не плохим человеком. Его уже не обидишь. А художника обидеть очень легко, поверьте. В общем хорошая биографическая драма, со спорным для кого то некоторым режиссёрским видением ситуации. Много хороших актёров, а это не мало для фильма. Решайте сами.
Кстати Баския - наверное самый успешный художник, который рисовал на стенах домов.
Для режиссерского дебюта это просто отличный фильм.
Фильм рассказывает историю жизни художника Жана-Мишеля
Бискии, с того момента как он был никем, рисовал граффити на стенах в Нью-Йорке и ночевал на улице в пустой коробке, и до встречи с Энди Уорхоллом, которому он продал свои наброски, и в последствии сдружился с ним и прославился.
Но как часто случается его эта слава и убила, в возрасте 27 лет.
Этот автобиографический фильм удался, благодаря отличной актерской команде - Дэвид Боуи, Бенисио Дель Торро, Деннис Хоппер, Гари Олдмен, Уиллем Дефо, Клер Форлани и Джеффри Райт и качественному саундтреку, в который вошли:
PJ Harvey, Joy Division, Tom Waits, David Bowie, The Pogues, Van Morrison, John Cale.
Ну, а начальную сцену с серфером в небесах вы не забудете никогда, такое врезается в память на долго.