Сериал, вызывающий подчас хохот. Это настоящий гротеск. Русские показаны вечно пьяными и безбашенными. Частично, мы такие и есть, но далеко не всегда.
В сериале 'Великая' с каким-то пузырящаяся весельем мы видим метаморфозу: Екатерина (Эль Фаннинг) сначала напоминает чем-то чистый цветочек. Наивная принцесса, исполненная романтикой, с лучезарным взглядом вдаль на будущее России и мира. И тут судьба принцессы делает кувырок: её буквально погружают в мир тёмного обширного государства, где лучший друг человека это - медведь.
Россия конца 18 века. Страна глухих лесов и красивейших полей, здесь правит Пётр III. И вот эта наивная красотка с хрустальным взглядом, немецкая принцесса, вдруг превращается по ходу пьесы в настоящего государственного мужа!
Вновь прибывшая чем-то напоминает милую 'мышку' со светлой душой и светлыми волосами и благородными побуждениями. Но вот как 'плавит' её среда: она начинает искать способ организовать заговор против своего полоумного мужа царя Петра III (Николас Холт).
Довольно интересно было бы с кинематографической точки зрения определить жанр данной вещи. Это явно очень дерзкая, провокационная, полная штампами, но тонкая чёрная комедия с сильным градусом насмешки. Как над вымышленными персонажами, так и над историей в целом.
Мне кажется, что в этой многосерийной вещи произошло так: сценаристы собрались, что-то приняли на грудь, и решили сотворить нечто такое, что разорвет многие шаблоны. С целью повеселить и позлить как можно большее количество зрителей.
Чем-то напоминает мне этот случай слухи с написанием Гоголем 'Мёртвых душ'. Я имею в виду чисто технологию. Гоголь страдал периодически от приступов депрессии, меланхолии. И вот однажды он признался, чтобы хоть как-то отвлечься от тёмных, мрачных мыслей, ему посоветовал один из товарищей написать какую-то полную дичь. То, что в голову придёт, то и лепи.
Гоголь ухватился за эту спасательную соломинку. Стал придумывать всё, что только ему в голову могло по тем временам прийти. Всё самое саркастическое. Весёлый, безбашенный полёт фантазии, хулиганская выходка, и в итоге мы получили одно из величайших произведений в жанре - 'Вечера на хуторе близ Диканьки'.
Сериал 'Великая' никоим образом не претендует на славу работы Гоголя, но по технологии производства сценарной основы использованы те же методы.
Какого-то новаторства в плане штампов я не увидел в сериале. Американцам снова преподают Россию в таком же соусе, как и всегда подавали. Убийство детей, репрессии, отсутствие свободы слова, особое отношение к царским особам и чиновникам, сожжение крепостных, отравления, заговоры. Всё это делается под соусом тайн, секретных служб типа КГБ. Везде агенты, заговоры, опасность. Как говорит один из русских персонажей картины: ' Убийство? Мне приходилось убивать. Это Россия, это здесь случается'.
Россия уже давно не является лидером по потреблению алкогольных напитков в мире. Однако штамп, что все русские поголовно пьют водку начиная с младенчества, в сериале 'Великая' штампуется практически в каждой серии. Только вот не очень умеют американские актёры изображать пьяного русского. Для этого надо иметь и талант, практику движений, возлияний, особенного выговора, томного взгляда похмельного глаза. Ничего этого мы не увидим в сериале, а увидим, как актёры активно 'глушат' воду из стопок с якобы водкой.
Сам Царь Пётр III тоже любит 'заложить за воротник', покататься на медведях. Ему приходится править чёрной и жестокой страной, и он показывает чаще негативные стороны своего характера. Причём, если вы обратите внимание на его лицо, то он похож на русского. Я имею в виду одного из солистов группы Иванушки International по имени Кирилл в девяностые годы прошлого века.
Пётр III в картине 'Великая' получился, как ни странно, весьма обаятельным человеком, при этом прибегающей к запредельной жестокости. И вот такой 'красавчик' берет в жёны саму 'Мисс невинность', немку Екатерину. Актрисе Эль Фаннинг реально классно удалось показать, что её персонаж действительно чист, романтичен и невинен поначалу. Невинное движение белых рук, невинный взгляд в пол, невинные представления о мире. А потом начинается русский 'замес'.
Восторгает граф Ростов цвета угля для шашлыка. А Петр Великий, который в Петербурге едет на коне, (памятник 'Медный всадник') в сериале оседлал медведя на в лихом кафтане.
Костюмы, кстати, создают ощущение театрального богатого представления.
Сериал получился ярким, этого не отнять.
Пётр III получился многослойным. 'Мне нельзя плакать я царь и жестокий'. Николас Холт отлично играет Императора - идиота. Но он решителен и безумен, а сам эгоистично требует от жены: будь веселой и не нудной.
А ведь если мы обратимся к любовнику Екатерины, Лео (Себастьян де Соуса) то он оказывается самым искренним русским персонажем. Он так и признается Императрице: да, я пьян. Потому что я - русский. Это часть моего естества.
Русские в 'Великой' в сериале меня поразили своей истинной русскостью. Вот «русский» солдат где-то в лесу томится под арестом солдата шведа. Швед белокожий, как офисная бумага импортная, но вот русский солдат – чернокожий донельзя! Да еще и кучерявый. Да, это почти правдивая история, но Северные войны - это 18 век, и откопать в русской армии хоть пяток афроамериканцев было невозможно. Они бы сразу же замерзли. А авторы сериала 'Великая' столько их 'нарыли' под этот сериал, что, я думаю, Россия когда-то носила название Сомали или Гви6нея Бисау.
А если вы присмотритесь к графу Ростову (Абрахам Попула) в 'Великой', то можно смело бежать за бутылкой, чтобы не брякнуться на пол. За бутылкой успокоительных капелек типа валерианки. Такого Ростова мир еще не видывал. И что поразительно, он мне приятен! Я ничего подобного ни в спектаклях, ни на исторических гравюрах не видал. Это апофеоз русской души. Загадочной, многоликой. Роль чернокожего Ростова - лучшая эпизодическая роль в 'Великой'.
Сериал 'Великая' может вызвать отвращение у людей стяжающих историческую точность к деталям, вещам, костюмам. Здесь в 'Великой' практически всё не так, и всё не соответствует реалиям России 18 века.
Но зато те, кто понимают кайф фарса, будут с радостью включать телевизор, чтобы нырнуть в этот клубок разношерстных, разноцветных, бурных персонажей, который тонут в своих желаниях, в эротике, в стремлении кого-то убить, занять чей-то пост, 'на драться' водки и, наконец, объездить медведя. Я бы назвал слоганом этого удивительного веселого и противоречивого многосерийного фильма следующее: 'Попробуй объездить настоящего дикого русского медведя'.
Но ведь кому-то из самых ярких людей в русской истории удалось почти без кровопролития завладеть российским престолом и править гигантской страной. Кому-то же удалось поднять уровень посвящения. науки, и проч. И об этой женщине как раз сериал 'Великая'.
По другому назвать не могу. Пилотная серия вызвала бурю эмоций и в основном - полное негодование от этого маркобесия. Выставление русских дикарями уже не в новинку западу, но в этот раз они перешли все границы.
Пилотная серия показывает 'немытую россию' с потрясающим уровнем дебилизма и не способности самостоятельно встать с колен. Униженная, нищая, грязная и бестолковая Российская империя представляется благодаря дуракам министрам, пьянице главнокомандующему армией и идиоту императору.
Но я почти всегда даю шанс реабилитироваться кинокартине в своих глазах и поэтому решила досмотреть пилотную серию и включить вторую.
На второй серии поймала себя на удивительной мысли: да, юмор и сатирическое представление о Империи сильного гипертрофированы, но...
Но в каждой шутке есть доля шутки. Российская Империя входит в свой золотой рассвет. Предшествовал этому гениальный Петр 1 и Елизавета, на трон карабкается Екатерина Великая. Мне не очень понравился момент, как переиначили Петра 3, Елизавету и Екатерину.
Начнем с того, что Петр и Екатерина поженились до их официального коронования и уже после рождения первенца Павла (официального, бастарда не приплетаем). До этого момента империей правила Елизавета. В сериале она представлена...ну скажем так, тоже гипертрофировано и судя по всему создатели основывались исключительно на слухах.
Елизавета правила железной хваткой, собственноручно не казнила Иона (Ивана 6), а за ее правление не был казнен ни один (внимание!) человек. Вступив на трон она имела нищее государство отца, идиотку сестру, которая плодилась, как умалишенная и идиота мужа.
Екатерине Великой досталась уже достаточно сильная держава.
Петр 3 что при тетке Елизавете, что при жене Екатерине был таким избалованным и обидчивым мальчишкой. Он не правил, а играл в свои потешные войска и сажал собак за стол. За свое короткое правление успел отдать завоеванные земли Фридриху чисто ни за что. И он не то, что не любил, а тихо ненавидел Екатерину.
Но опустим подробности! Сериал правдиво говорит: частично правдивая история. Ок, молодцы.
Что мне понравилось:
актеры, актерская игра, визуал, цветокоррекция, фильтры и конечно антураж картины. Обалденные декорации, костюмы и прически - отдельный эстетический оргазм.
Так что понравилась манера общения высшей знати к слугам. Звучит намного правдоподобнее, нежели чинно благородные слюни из подобных фильмов. Император самодур скорее назовет министра 'жалким жирдяем', чем будет подбирать слова.
Что мне категорически НЕ понравилось:
1. выставление русских идиотами, извращенцами и пьяницами
В остальном веселый, сатирический сериал, однозначно достойный просмотра хотя бы один раз.
«Красный рассвет» Фике Великой или римейк Вуди Аллена
«Добрый день, холоп! Каким ты мыслишь прогресс моего царства?» (с)
Во многом сериал успешен и даже нужен в РФ благодаря упоротому курсу нашего Минкульта на оголтелый патриотизм. Господа из Минкульта перегнули палку, как в своё время СССР со «Славой КПСС» - и как тогда люди начали интересоваться – кто такой этот Слава Капээсэс и кто у него родня, так, опасаюсь, вскоре…
Но оставим политику.
Сериал «Великая» - блестящий римейк! Но не других сериалов про Екатерину II, а фильма Вуди Аллена «Любовь и смерть». Уверен, что создатели глубже, чем кажется критикам, интересовались историей России (это доказывает граф Орло, являющийся полным антиподом светловолосого гиганта Григория Орлова: низенький мелкий интриган блестяще создан полуиндусом Сашей Джаваном (в придачу он ещё и цирюльник – привет Кутайсову). Причем духовно он порой тождественен бессмертному образу Платона Каратаева!
А чего стоит негр-бородач граф Ростов! Хорошее знакомство создателей с русской историей доказывает и тот факт, что при дворе имеются графы – Толстой, Смольный, Раскольников (я всё время ожидал герцога Толстоевского), а вот Чехов – не граф, но доктор. При этом можно услышать и поклон Гайдаю – «что такое Выборг? Отдайте шведам!»
Можно сказать, что «Великая» это и есть «Любовь и смерть» Вуди Аллена, растянутый на сериал, с позиций одного из самого популярного на видеокассетах в СССР фильма - комедии «Красный рассвет», только добрее и забавнее («Рассвета», а не ВудиАлленовского фильма). Таинственная «Мэриэл» (отлично сыграно!) играет «Дашкову» – не такой, какой она была IRL, а такой, какой Дашкова подала сама себя в воспоминаниях: мудрой и красивой политической наставницей дурехи-Катерины. Ну а царь Петр Незнамокакой, если хоть на миг абстрагироваться от творящегося на кране абсурда, показан, как и положено, вполне трагическим персонажем. На серьёзных щах подана и история с Иоанном Антоновичем (естественно, в адаптации для современных мозгов – но хоть так, в сериале РФ эту тему постарались обойти)
Архиепископ «Арчи» - почти серьезный персонаж, и, ей-Богу-Православному, этот умный «русский Ришелье» патриотичен без дураков. И, хоть он и лопоухий для юмора, это самый позитивный кино-персонаж из всех исторических фильмов о России – включая и отечественные.. хотя хороших отечественных нет вовсе – не «Союз же спасения»..
Да и условного «генерала Велемонтова» неизвестный мне ранее актёр Дуглас Ходж делает очень близко – для сатиры так и опасно близко – к образу фельдмаршала Апраксина, а уж армейская пьянка-совет с похвальбами под «Казачок» - на уровне серьезной сатиры. «очень узнаваемо» вышло.
Если бы не типичные сериальные недостатки – затянутые никчемушные диалоги и.. тот факт что ребята «недосолили» - «Петру Великий» на вздыбленном медведе прекрасен, но балалаек катастрофически не хватает, хотя мега-любовник Вронский («Лео Воронский») доставляет отнюдь не Толстовским оптимизмом. Опять же, драки ЭльФаннинг с фрейлинами могли бы снять и в грязи.. или уже не модно?
Ещё пара минусов: после 4-5 серии ироничность надоедает. Ибо все шутки становятся предсказуемыми, как только врубаешься в «альтернативную историю» Екатерины Великой. Если бы создатели серьёзней относились к своему продукту, вполне могли бы сделать мини-сериал. Или даже просто фильм часа на 2 – хотя он бы напоминал сверхуспешный «Гордость и предубеждение Зомби»: там точно такое же «издевательское цитирование» мисс Джйен Остин, как и в «великой» - цитирование русской истории и культуры.
И очень обидно, что в сериале отсутствует эротика, -- при рекламных воплях «обнаженка!», «секс!», -- там нет ни единой эротической сцены – за исключением, пожалуй, чудесно показанным Эль-Фаннинг оргазма Екатерины от кунни.
Неприятие российскими критиками этого приятного стёба доказывает еще раз – мы не умеем иронизировать над историей. Провал римейка «Места встречи» в виде сериала «За час до рассвета» - тому подтверждение. Выстебать «Место Встечи» в стиле «Голого пистолета» или «Розовой пантеры» не хватило ума, таланта и смелости, получилось извращение с претензией на серьёзность – да ещё и последнюю серию подогнали к 9 мая, вот подарочек-то в стиле «4 дней в августе». Ладно, будем считать, что мы евреи и потому наша история обязана быть всегда глубоко трагичной (хотя как раз евреи сочиняют большинство шикарных еврейских анекдотов). Хорошо бы было в ответ снять российский сериал об эпохе Регентства в Англии – благо материала достаточно, взять любовно-исторические романы Хейер или Макнот (с Галустяном в роли Принца-Регента и Хабенским в роли Веллингтона). А уж если вспомнить байки про алкаша Уильяма Питта-Младшего.. Я вам даже сценарий готов бесплатно набросать – и уверен, не один я! А деньги можете, как всегда перечислить родне и знакомым.
К слову – иногда мне казалось, что «Великая» - вовсе не на российскую историю пародия, а на сериал «Тюдоры» конкретно
Ну, наконец-то я добрался до нашумевшей «Великой», после просмотра которой изрядно удивился, что в наших весях сериал оказался не таким уж и нашумевшим, учитывая, как пятая точка горела у отечественных поборников скреп при выходе, например, «Смерти Сталина» или «Номер 44» или «Кролика Джоджо». Видимо малоэкранная форма помогла скрыть столь дерзковато-обескураживающее нутро от особо чувствительных патриотических натур. Хотя, памятуя намедни прошедшие суды о запрете аниме, я не удивлюсь, если с подобным иском в адрес проекта Hulu рано или поздно выступит обиженный и оскорбленный приверженец неприкосновенности российской истории. Я так и представляю исказившиеся в гримасе ужаса лица оных, решивших ознакомиться с забугорной интерпретацией о юных годах российской императрицы Екатерины Великой. Неподготовленного или ранимого зрителя, рьяно выискивающего в любом историческом проекте преступные несоответствия и неточности в изображении эпохи (когда даже неправильно пришитая рюшечка на юбках царских особ подвергается жесткой обструкции), своей угарной и целенаправленной хулигано-наплевательской подачей сериал может вскипятить ригидный мозг, расплющить о стену, расщепить на атомы.
Кажется, такого количество абсурдизма и сюра на минуту экранного времени, не видывал еще ни один проект на тему нашей истории. И это решение авторы страхуют бронебойной сноской, коя венчает каждый эпизод: «ЧАСТИЧНО ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ». Если в своей блистательной «Фаворитке» сценарист Тони МакНамара удерживал порыв в узде, то в сериальном формате выкрутил рубильник событийной психоделии на полную мощь, сварив на основе своей одноименной пьесы крышесносящий «клюквенный» концентрат, который я готов поглощать безудержно и жадно. Творящееся на экране вызывало во мне неописуемый восторг и киноманское улюлюканье. То, с каким воодушевляющим озорством и постановочной наглостью шоураннеры подошли к реализации своей задумки, вызывает почтение и уважуху).
Самое удивительное то, что при всей своей эпидерсионной мощи и для некоторых обманчивой неуважительности к нашему наследию, «Великая» в каждом своем моменте сочится невероятной любовью к России и ее великому прошлому. В этом сериале искренности и патриотической ажитации в разы больше любой российской вариации на тему. Без лишнего пафоса и нарративного заламывания рук, сериал в саркастично-шутливой манере говорит со зрителем об извечных российских проблемах и чаяниях нашего брата, не забывая по ходу дела высказаться о более глобальных проблемах, на постмодерновый лад пытаясь перелопатить риторическую сущность оных.
В «Великой» какое-то удивительное обилие потрясающих находок, идей, визуальных образов, мыслей вложенных в уста и разыгранных паноптикумом чудных персонажей, а венчает это неописуемое разнообразие эффектный дуэт Эль Фаннинг и Николаса Холта, сыгравших в этом проекте, бесспорно, свои лучшие роли. От этой экранной парочки, с особым лицедейским азартом упивающихся собственными образами, глаз просто не отвести.
Вердикт: Кулик в восторге от этого болота и с нетерпением ждет 2 сезон.
Глоток свежего воздуха или один день в современной России
Признаюсь честно, это безусловно ЛУЧШИЙ сериал, который я смотрел со времен выхода Во все тяжкие. Здесь отлично проработано абсолютно всё.
СЮЖЕТ. Клим Жуков и Дмитрий Пучков (ака Гоблин) однажды сказали, что незачем выдумывать какие-то там мудрёные исторические сюжеты, поскольку сама собой наша история кишит ими. История жизни реальных людей, городов и стран насыщена удивительными событиями, подлостями и расследованиями. Надо лишь разобраться в них как следует и преподнести современному зрителю. Так и поступил режиссёр Колин Бакси, когда взял книгу, основанную на дневниках императрицы Екатерины II, и собрал на её основе качественное кино. Это не исторический фильм, однако правдиво в нём практически всё. Режиссёр играется лишь с характерами и поведением персонажей, оставляя ключевые сюжетные вехи такими, какими нам их оставила история нашей страны.
ПЕРСОНАЖИ. Чем отличается хорошее кино от плохого? Конечно же продуманными до мелочей персонажами и их дугой развития. И здесь всё БЕЗУПРЕЧНО. Каждый персонаж, каждый слуга и каждый граф при дворе получает в этом сериале своё развитие, его персонаж меняется и эта перемена объяснена, показана и мотивированна ситуацией. Здесь нет клишированных персонажей или внезапных чёртиков из коробочки. Тот же Пётр не показан нам как полный дурак и бездарь, нет-нет. Он раскрывается и эволюционирует с каждой серией, а зрителю становится понятна его мотивация и причины почему он поступил именно так, а не иначе. А ведь показать это без закадрового голоса - самое трудное в любом кино.
юмор. нет. САТИРА. Это, наверное, самое свежее и пикантное, что есть в сериале. Кто-то назовёт юмор туалетным, американским, тупым или бесвкусным, но это будет ошибкой. Юмор в сериале Великая продуман не менее хорошо, чем персонажи. Он колкий, внезапный, поддерживающий линию персонажей и, главное, очень меткий. Качественная сатира. Даже темнокожие актёры, казалось бы, к чему они, подобраны и смотрятся юмористично и никак не мешают происходящему.
ИГРА (и озвучка). И снова высший балл. Не знаю чем там занимался Кубрик у себя на площадке и за ней, за что получил столько похвалы, но в сериале Великая реально не к кому придраться (страшно даже подумать сколько дублей переснимались снова и снова). Ты реально переносишься в дворцовую жизнь и становишься одним из фаворитов Петра, проживающим рядом с ним эту историю. Крупные планы, эмоции, каждый взляд на своём месте. Следует добавить, что русский дубляж подошел к работе на высшем уровне. Давно я не был так горд за эту составляющую фильма. Он озвучен не просто хорошо, а старательно хорошо. Обычные слова и высказывания не просто переведены и сказаны, а улучшены до нашего русского звучания, что делает сериал ещё понятней и ближе к нам.
ВИЗУАЛ. Здесь всё опять же просто на высоте. Дворец, костюмы, грим. Качество картинки и пейзажи завораживают. Слава Богу, что американский режиссёр не знает про постулат отечественного исторического кино 'Чем старее, тем говнее'. Одежда чистая, яркая, чувствуется роскошь и приторная сладость беззаботной придворной жизни.
ПРО КЛЮКВУ. Многие здесь говорят, что сериал ярко анти-российский. Я с этим категорически не согласен. В сериале прослеживается как раз-таки переход России от бессознательного состояния к сознательному. Замена идола блуда на идола просвещения, переход от тёмного к светлому. И показан он без пренебрежения или ненависти. Сатира - лишь инструмент сделать повествование более лёгким для восприятия, оставляя все исторические факты на своих местах.
ИТОГО. Очень и очень хороший сериал. Он снят с большей любовью, интересом и уважением к России, чем абсолютное большинство наших 'патриотических' сериалов. Он рассказывает и показывает характер нашей страны, это правда. 'Какой русский не любит быстрой езды!'. Смотреть этот сериал весело, легко, интересно и интригующе. Дворцовый переворот как-никак. А если вам покажется на какой-то секунде (или двух, или трёх или ещё почаще), что вы смотрите не про Петра, а про Владимира, то, думаю, не сильно то ошибетесь.
Начну с главного – тот, кто включая «Великую» рассчитывает насладиться костюмированной драмой о Екатерине Второй в духе «Тюдоров» (к слову, весьма попсовых, но достоверных и выверенных в исторических фактах) и подобных, будет как минимум ошарашен, а скорее даже шокирован. Но не спешите возмущаться, оскорбляться и быть «so russian» (тут слэнг. – угрюмыми), просто поймите, что всё это большой розыгрыш, который начинается с самого названия, вернее подзаголовка - «эпизодически правдивая история», ничего исторически правдивого, кроме факта, что в России есть медведи и водка, вы тут не увидите. Хотя это немного лукавство, так как «правдивость» в сериале всё же присутствует, только находится она совсем в другой, общечеловеческой, плоскости. Но когда осознаешь, что это всего лишь фантасмагория, то можно расслабиться и получить колоссальное удовольствие.
Многие очень справедливо пишут, что «Великая» - это такая сериальная версия фильма «Фаворитка», засветившегося в 2019-ом практически во всех номинациях Оскара, фильма одного из самых изобретательных режиссёров современности - Йоргоса Лантимоса. Так вот «Великую» создал сценарист «Фаворитки», австралиец Тони МакНамара, решивший здесь решительно выбросить за борт все возможные ограничения и тормоза, и отрываясь на всю катушку.
Наверное, довольно банально озвучивать всем известный сюжет, и всё же, я сделаю это в нескольких штрихах: 17-летняя немка София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, сыгранная здесь совершенно невероятной во всех смыслах Эль Фаннинг, отправляется в Россию, чтобы стать там женой царя Петра Третьего. Будущая Екатерина, помимо своей ослепительной красоты, ещё образована, умна и целеустремлённа. Она впитала в себя все передовые идеи Просвещения и мечтает осчастливить ими не только двор, но и весь русский народ. По прибытии же все её наивные мечты разбиваются об ужасную реальность – её муж Пётр, мало того, что относится к ней как к новой дурацкой безделушке, так ещё и по характеру абсолютно невыносим – эгоистичный, глупый и абсолютно непредсказуемый самодур, которого интересуют лишь пирушки, секс и скабрёзные шутки, извлекаемые из унижения придворных. Но пылкое сердце юной императрицы не даёт ей долго горевать, она фанатично верит, что её предназначение – войти в историю как самый лучший правитель России, и она начинает искать единомышленников среди русской придворной знати.
«Великая» - это невероятно изобретательный и пародоксальный аттракцион, эдакие «американские горки» - где-то истерично смеешься, где-то тошнит, где-то захватывает дух, где-то хочется слезть. Но от этой поездки лёгкие и мозги наполняются неожиданной, пьянящей свежестью. Осбенно, когда за карикатурными персонажами начинают проступать человеческие черты и герои начинают меняться на глазах, и когда проскальзывают драматические нотки (потрясающая сцена, где Екатерина приезжает на войну с пирожными для солдат). Именно в этом пласте лежит правдивость сериала, в до боли узнаваемых характерах, пороках и добродетелях людей (тут опять же можно вспомнить не укладывающуюся в голове свежесть Гоголя, даже для читателей 21-ого века). И, конечно, в политическом, ибо «Великая» - это не только прекрасная ода мечтателям и идеалистам, фанатично стремящихся сделать окружающий мир, в их понимании, лучше, но и тонкая полит-сатира о вечном противостоянии либералов и консерваторов.
К специфическому и смелому юмору надо привыкнуть - то он кажется прямо совсем на грани фола, а буквально следующая шутка потрясающе тонка и искромётна (чего стоит сцена с летающей собакой, нетривиально отсылающей к советской космонавтике).
Отдельно хочется отметить актёрскую игру: помимо Эль Фаннинг, на которую, как на бегущую воду и горящее пламя, можно смотреть вечно, тут ещё фантастический Николас Холт, талантливо играющий всю палитру эмоций эксцентричного императора Петра.
В общем, резюмируя, хочется в ответ хулителям, называющим «Великую» «клюквой», сказать, что тогда это та клюква, которую создатели искусно настояли для вас на водке, чтоб вы, махнув стакан, опьянённые радостью, смачно жахнули его об пол, крикнув «ХУЗЗА!».
- По шо они снимают про нашу Россию? Пущай про англичан своих снимают пакости енти!
- 'Фаворитка'? Не, не слышали.
Это если совсем коротко. Потому что неоднозначная реакция российского зрителя и реальная схожесть 'Великой' с удачно прошедшей, в том числе и в России, 'Фавориткой' (2018) Йоргоса Лантимоса имеют место быть (хотя бы потому, что у них один сценарист). Оба кино - точно не подходят для изучения истории, дорогие гранитогрызцы. Как, открою для кого-то секрет, и любое художественное кино на любую историческую тему независимо от страны-производителя. 'Великая' - это, словно, сериальная сестра 'Фаворитки', где саркастичная сноска 'местами правдивая история' перед каждой серией (для альтернативно одарённых, в т. ч.) намекает на то, что зрелище точно не будет исторически достоверным, а с первой серии становится понятно, что ты попадаешь в костюмированную вакханалию с условным колоритом 'а-ля рюс', которая является дерзкой чёрно-юморной попыткой понять 'великую и необъятную' (очередной раз открывается истина, что ничего загадочно-непостижимого особо и нет), раскрывая на её фоне глобальные темы. И высмеивая их. Ну хотя бы такую, как борьба прогресса и традиций, вполне себе общемировая тема. Да и быт европейских империй, включая Российскую, мало чем во времена Екатерины друг от друга отличался.
Если вы смотрели как-то раз 'Любовь и смерть' (1975) Вуди Аллена, где стёбное прочтение классики русской литературы, скорее, стебётся над развесисто-клюквенными штампами в восприятии читателями других культур (темнокожий русский главнокомандующий, как жирный троллинг), то 'Великая' - примерно из той же оперы. В первой серии пощады не будет - побегут медведи, потечёт водка, покатятся матрёшки, кто-то посетует на пустой самовар, историческая достоверность будет послана... постоять в сторонке, мешает. А дальше - рассчитывайте на своё чувство юмора. Я перед просмотром даже особо ничего не читал о сериале, знал только по слухам, и решил сам посмотреть, наконец. Диковатая клюква на ряженом балу, но довольно быстро становится понятно, что к чему, а за очевидной грубовато-остроумной иронией авторов постепенно проглядывает и упомянутое 'местами правдивая история', которая не исторически правдивая, а, как бы это сказать, житейски, по сути вещей. Собственно, на ум приходит и определённый тип комментаторов сериала, которые могут вызубрить Историю, чтоб от зубов отскакивало до каждой даты, но чисто житейски быть абсолютными неучами, будучи не в состоянии усвоить элементарных вещей и любые шутки воспринимать всерьёз. Разумеется, и о схожести образов с реальными историческими фигурами также не может идти речи, актёры отыгрывают сценарную фантазию авторов. Кстати, заглавной фигурой выводится Екатерина в исполнении Эль Фаннинг, которая бесконечно мила в этих белых кудрях и платьях, но кто её актёрски подвигает на второй план, и вообще, заставляет экранное пространство расцвести пышным цветом, так это Николас Холт в нахально-разухабистой роли Петра III. Тем не менее, 'Золотой глобус 2021' решил отметить и актёра и актрису номинациями за эти роли в категории комедийных сериалов, как и сам сериал выдвинуть на награду за лучший комедийный. 'Фаворитка' мне понравилась больше, но и от просмотра 'Великой' я оказался способен получить немалое удовольствие.
P.S. В 2000-е годы мне часто приходилось слышать фразу 'сделай лицо попроще' или вариант 'будь проще - и люди к тебе потянутся'. Так вот в 2020-е мне приходится перенимать эстафету и говорить её самому. А ещё - 'нервные клетки не восстанавливаются'. Всем добра.
Британские продюсеры за последние два года показали что основательно ухватились за историческую составляющую России ( в любом удобном виде), будь то последствия ядерной катастрофы( Чернобыль) или последствия переворота в императорской России(Екатерина Великая). И на очереди оказался сериал о акклиматизации, великой в будущем, императрицы с более свежим и нетипичным взглядом.
Сериал рассказывает историю юной девушки которая вынуждена стать женой императора Петра III. Вынуждена принять роль леди в месте где её не принимают, и где она должна доказать свою состоятельность. При этом понять что обрести новую родину не так уж трудно.
Hulu имея разностороннюю аудиторию и представляя как должен выглядеть проект, первым же делом пригласил знаковых фигур на телевизионном поле. Ощущения что авторы не собирались придерживать исторической достоверности является ошибочным, сделано это однозначно в сторону недостоверности. Поэтому работа заточена на развитие персонажей и факты в истории существуют только как инструмент для развития сюжетной арки.
У актеров получилось в полной мере восполнить душевную составляющую проекта, это не первоклассная работа, но уж точно одна из сильнейших в карьере Эль Фаннинг. Актриса выглядела достаточно аутентично для раннего периода императрицы, что вызывает большой вопрос как она справится с более взрослой версией этого персонажа, потому что задатков никаких для этого не видно. Если взглянуть на бэкграунд актрисы-модели, то глубокие роли обходили ее стороной, и играть даже поверхностных персонажей у неё получалось с переменным успехом: есть крепкий «неоновый демон» и легкий «дождливый день в нью-йорке», а есть пластмассовая принцесса из «малифисенты» и участие в ансамбле в спорном «роковом искушении». Поэтому игра молодой Екатерины, которая проникается патриотизмом не к своей стране, и имеет как ей кажется правильный путь развития государства, смотрится самым собранным и выверенным, хоть и замысел в рассказе истории этого и не подразумевает.
Другое дело Николас Холт. Актёр небольшими шагами пытается выразить себя в каких либо работах, и подбирает все более серьезные проекты, мешая их с крупными проектами ( что бы не пропадать с радаров). Имея четкое представление о герое сериала, Пётре |||, можно понять что помещённый в обстоятельства культурного ренессанса, войны со шведами и давлении из-за нависшего имении как наследника, имеет куда более многогранную позицию - как это в принципе и выражается в течении сериала. Возможность советоваться в помощниками и придворными, импульсивное принятие решений и неутомимая жажда к разврату даёт необычный люфт персонажу, и актёр справляется с ним очень интересно.
Исторические неточности преобладают, и становятся не столько спором для знающих людей, как выработанной стратегией показа возможностей для вехи в этот период. В общем замысел сериала противоположен тому что может придти на ум при первом просмотре трейлера, либо желании в схожести прошлогодней, серьёзной «Екатерины Великой». Возможно если брать контекст, то сериал не углубляется в происходящее вокруг, а создатели как мастера гончарного дела обжигают фигуры персонажей - где-то получается очень простовато, где-то надменно, но общая картина выглядит как продуманный стеб над людьми любящих докататься до мелочей.
Начну с главного: не считаю, что этот сериал как-то затрагивает российскую историю. Если честно, то влюблен в период правления Екатерины Великой и очень хорошо знаю эту историческую веху Российской Империи. Из-за всего сказанного могу воспринимать этот сериал только как альтернативную историю. Нет, не из-за темнокожих персонажей(не замечал, чтобы они как-то не вписывались в историю), из-за сильных женщин(это же ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ!!!). Нет, из-за исторических несостыковок: Петр 3 не был сыном Петра Великого, Екатерина Великая была значительно младше, Петр 3 и Екатерина почти не проводили вместе время(уже не говорю про слово не букву Л)…
Удивительно, но не могу не симпатизировать ни одному персонажу (дальше буду обсуждать только тех героев, которые интересны мне, несмотря на роль в сюжете):
Екатерина – сильный персонаж, путь которой усыпан препятствиями (она не МЭРИ СЬЮ, и это хорошо), с многими из которых невозможно справиться в одиночку. Её стержень, сила воли, ум(который появляется буквально за одну серию) и наивность вызывает восхищение этим персонажем. Да, именно наивность: не только та серия, в которой она чуть не добивается желаемого, но и где-то 8 серия, она, как думает, рискует только собой, пытаясь доказать свою точку зрения, но при этом в состоянии погубить всю верхушку Российской империи. Но и у этого персонажа (главного, то есть его линия не должна вызывать) есть большие проблемы: буквально за перерыв между сериями она стала умнейшим персонажем сериала и имела план по осуществлению своего плана, ничего не имею против звания самого умного персонажа, но развитие всегда должно быть постепенное и логичное; конечно, понимаю, что сериал не про войну и не про Россию тех времён, но мне очень хотелось бы увидеть больше моментов Екатерины и России (мы имеем всего два: приезд к войскам, одна из лучших сцен в сериале и поиск Влада), процесс возгорания пламени любви к этой стране, будучи честным, я смотрел в оригинале, и с русским языком произошла какая-то околесица: когда главная героиня едет к Петру, она учит слова “Да” и “Нет”, солдаты поют песню “Казачок”, но с солдатами с фронта она разговаривает на “английском”(я знаю, что при дворе Петра 3 многие(как и он) плохо знали русский), но когда ном пока обычных солдат, то это вызывает вопросы….
Петр 3 – самый смешной персонаж данного шоу. Где-то первые серий 7 спектр эмоций, возникаемый при появлении этого героя, весьма скуп – испанский стыд, ярость, презрение, жалость. Но постепенно сериал меняет твоё отношение к этому мужчине. Ты понимаешь, что окружение и недостаток любви в его жизни погубили этого героя (именно в сериале, не в историческом контексте). Появление одной Екатерины где-то за год (как я думаю), поменяло его, на окончание сериала не на 180 градусов, но я думаю, что нам не зря не показали в конце 10-й серии его решения по поводу Вронского (про которого я, кстати, не буду говорить, потому что он мне ничем не запомнился). Будучи честным, то этот герой лучше всех прописан.
Григорий - странный персонаж, если честно. Его сюжетная линия не доведена до логического конца. Его ревность и слепая любовь к женщине, которая его явно(как по мне) использует только как запасной вариант, очень живая и пламенная, ты в неё веришь. И эта тема не сходит на нет до самого конца сериала (даже в 9-ой серии это поднимается). Этот герой ни расстаётся со своей женой, ни расправляется с Петром… Хотя думаю, что это могут сделать в начале 1-ой серии второго сезона, поэтому не способен полноценно придраться к этому персонажу, но он мне нравится.
Многое про сюжет уже сказал, когда описывал персонажей, но есть несколько моментов, которых бы хотел выделить.
Сериал можно разделить на 3 части: вступление – первая серия; комедийная часть – 2 – 7.5 серия;
Екатерина действует – 7.5 – 10 серия.*В середине есть одна тяжёлая серия, но она работает на сюжет во многом.
Про вступление уже сказал. Что же насчет комедийной части? Жёстко, гиперболизированно, иронично, смешно. Ещё раз. Знаю, что многим не понравился этот сериал, потому что он про России и неуважительно. Он не про Россию. Если бы он был бы про тот период, то нам бы показали как Екатерина усердно учит язык днями, общается с обычными людьми, проникается русской культурой. Но это была бы не комедия. Про политиков очень сложно сделать смешное шоу/кино, не перевирая, вот и тут. Это другая история. Совсем другая история. Чтобы освежить в памяти период правления Екатерины Великой пересмотрел серию “Романовых” (всем советую,10/10), но отвлёкся. Это комедия. Со своей ролью в этой ипостаси сериал справляется отлично. Спустя неделю после окончания последней серии я до сих пор готов с улыбкой и смешком вспоминаю некоторые шутки.
Последние 2.5 серии. Количество: ВСЕГО 2.5 серии!!! Печально, что в какой-то момент главная героиня уже готова смириться с Петром, и просто управлять им как умная жена, но передумывает, потому что он не готов пойти на риск эпидемиологический вспышки и жертвует слугой. Да, он относится к этому сначала к этому слишком легко. Как примерно говорили в одном шоу: ”Определяется не развитием технологий, не богатством, а ценой человеческой жизни”. Да, Петр к смерти слуги очень легко сначала относится, но этот герой позже задумывается, надеюсь, что обдумывает хоть какие-то риски и даёт отказ. Могу понять это решение, не считаю, что именно должно было сподвигнуть Екатерину вернуться на путь захвата власти.
И еще хотел бы косвенно затронуть 10-й эпизод. Происходит катарсис истории, но персонажи ведут себя как обычно: Екатерина ходит по дворцу и лесу, а её пропускают, дамы прогуливаются по лестницам. Странно. Это слегка рушит атмосферу. И ее кое-что… Насчёт того, что произошло или нет за кадром. Вспоминаются слова из одного сериала: ”Это было одновременно и печально, и красиво”. Был категорически не согласен с этим тогда (ни с первым, ни со вторым), но тут… Как же вписывается эта фраза.
Думаю, что этого достаточно. Что еще нужно? Герои и сюжет.
Ах да, забыл. Меня очень порадовала музыкальная сопровождающая.
8 из 10
(Минусы: большинство - мои придирки)
P.S.
Во время написания этого “мнения” понял, что в первой серии Петр жестко запрещает свой невесте сказать слово за столом для гостей. И именно ее слово покоряет сердца людей в конце.
Сериал 'Великая'. Сатирическое произведение британско-австралийского производства рассказывает про жизнь России в период правления Петра III, про немецкую принцессу, впоследствии ставшей Екатериной II.
После просмотра трейлера может показаться, что это сериал про историю, в котором могут быть изменены некоторые детали, но с сохранением логических глав истории, а также с большим количеством шуток. Но от истории здесь лишь одно слово, и это ни в коем случае, не недостаток. По началу много чего непривычного: Пётр III - сын Петра I, тётя Елизавета - эта просто сестра его отца, а само действие вообще примерно происходит в 1749 году. Потом ко всему этому ты привыкаешь. Но суть сериала показать альтернативную историю России, с высмеиванием многих стереотипов.
Режиссёр Колин Бакси, подобрал очень хороший актёрский состав. Николос Холт(Пётр III), Эль Фаннинг (Екатерина II), Адам Годли (Архи), Дуглах Ходж (генерал Велементов), Саша Дхаван (граф Орлов) и Себастьян де Соуса (Лео). Игра этих актёров мне больше всего запала в душу! Пётр получился весёлым, властным и обладающим чувствами персонажем. Екатерина - просвещённая, прогрессивная, желающая видеть сильную и современную европейскую страну девушка. Такие характеристика можно написать про всех, хотя в большей части они все абсурдные персонажи, которые имеют немного общих черт с реально существовавшими людьми.
Композитор Нэтан Барр сильно постарался, и у него получилось написать приятную для ушей музыку. Съёмка, диалоги, вся внутренняя часть сериала мне понравилась. Но первая половина сезона по мне была заметно слабее, вторая на несколько голов сильнее. Так получилось благодаря намечающей в середине сезона завязке и интересному повествованию.
Сериал заставил меня улыбаться, многих, уверен заставит и смеяться. Является ли так сказать 'история России' показанная в этом сериале минусом? Конечно, нет. Идя смотреть сериала, вы должны понимать про что он. Высмеивание стереотипов о России, мифов о Екатерине и абсолютно всего, что связано с Россией, тоже не надо записывать в минусы. Это юмор, надо к нему легче относиться. Хорошо, что актёры этого сериала не пытались исказить русские слова и речь!
Сериал 'Великая' - можно сказать переосмысление истории России. Но далеко не в серьёзном плане, а с юморком. Смотря сериал можно задуматься, что бы было если случилось то, а если не случилось то. Смотрите сериал и пожалуйста не обижайтесь на шутки, Россию никто не хотел обидеть! Под конец сериала у меня, на удивление пошла слеза, давно такую эмоцию не испытывал. А значит режиссёр справился со своей задачей, и написал сильную историю. Буду ждать выхода второго сезона.