Зачем люди смотрят фильмы ужасов? Да еще и ходят на них в кино, где благодаря объемной картинке и громкому звуку эффекты усиливаются в несколько раз, по сравнению с просмотром кино на компьютере. Каждый раз при просмотре очередного ужастика в кинотеатре, меня удивляет количество людей, которые пытаются спрятаться от страха, проникающего в их сознание, путем закрывания глаз, накрывания курткой, отворачивания и т.п. Особенно впечатлительные не выдерживают пытки ужасом и уходят с сеанса, вздрагивая по пути к выходу. Сразу представляется картина, как эти же люди вечером, ложась спать, не выключают свет, телевизор или радио, дабы не оказываться в темноте и полной тишине, и не представлять перед глазами картинки из фильмов.
Так вот, зачем им это все нужно? Почему бы не провести воскресный вечер, сидя в комфортном кресле кинотеатра и наслаждаясь видами космоса, и прекрасной актерской игры в исполнении Сандры Буллок и Джорджа Клуни в картине «Гравитация»? Зачем заставлять себя испытывать дикое чувство страха и без малого два часа сидеть с пульсом «за 100»?
Эйфория! Да-да, именно эйфория (ну или кайф, кому как угодно) заставляет людей смотреть фильмы ужасов. Спокойное течение повседневной жизни надоедает и заставляет людей отвлекаться от насущных проблем путем просмотра подобных картин. По моему убеждению, удовольствие, которое приносит качественный хоррор/триллер, гораздо большее, чем аналогичный боевик или комедия. Людям нравится пугаться. Так сказать ловить кайф от страха. А самые страшные и неожиданные моменты фильма доставляют им наибольшее наслаждение. Чтобы потом, после окончания фильма взахлеб и дрожащим голосом делиться с друзьями, разбирая фильм по эпизодам: «А ты видел…?», «А вот здесь я вообще чуть не умер!» и т.д.
Именно за этим ощущением я и пошел в кинотеатр на просмотр второй части «Астрала». Я не любитель вторых, третьих, десятых частей фильмов ужасов, ввиду из низкого качества, но, учитывая, что первая часть мне очень понравилась, а главное – напугала, я нисколько не сомневался над необходимостью этого просмотра.
Джеймс Ван – красавчик! Вот так вот неожиданно и емко я охарактеризую его режиссерскую работу. Он даже толком в кресле расположиться не дает, как ты в самом начале фильма получаешь хорошую порцию страха и оставшиеся час пятьдесят эта порция только увеличивается в размерах! После двух «Астралов» и «Заклятия» (это в придачу к первой «Пиле» и «Мертвой Тишине») Джеймс Ван, по моему убеждению, является лучшим режиссером фильмов ужасов в настоящее время. А учитывая, что при бюджетах в 1-15 млн. долларов, фильмы Вана собирают по всему миру 100+ млн., то тут последние сомнения отпадают. Ибо кассовые сборы это и есть признание зрителями режиссерской работы.
В общем, зацикливаться на игре актеров (она как всегда у Вана убедительна и правдоподобна), событиях, происходящих на экране (страха, как я уже говорил, получите достаточно) и сюжетной линии не буду, т. к. лучше один раз сходить и посмотреть, чем сто раз прочитать. Один нюанс (или совет, - как угодно), - обязательно перед просмотром «Астрал: Глава 2» посмотрите первого «Астрала» (если не смотрели), т. к. события в этих двух картинах непосредственно переплетаются.
Не так давно вышла премьера продолжения фильма Астрал 2 от режиссера Джеймса Вана. В России этот хоррор-фильм вышел 3 октября, поэтому я не могла не пройти мимо этого события.
Что ж, начнем?
Для тех, кто не смотрел первую часть, могу сказать, что делать вам нечего. Без просмотра первой части это бессмысленно на мой взгляд. Ну а те люди, которые уже посмотрели 'Астрал' и решили посмотреть 'Астрал 2', желаю дождаться и третьей части фильма. Судя по концовке, которая довольно интригующая, нам можно надеяться на продолжение. Надеемся, что так и будет.
Чтобы не открыть завесы ужастика, я лишь попробую описать все в общих чертах, оставив свои впечатления.
Вторая часть выполнена в таком же стиле, что и первая: великолепная музыка от композитора Джозефа Бишары, от которой просто мурашки по коже, своеобразный юмор, придающий фильму некую комедийность, красная дверь... Да, все это нам так родно и знакомо. В чем же изюминка второй части? По моему мнению, привидения стали более агрессивными и жуткими, да и сцена с сидячими трупами мало кого оставит равнодушными.
Кроме того, могу вас обрадовать тем, что здесь есть та предыстория, которая была так необходима. Начинает выстраиваться логическая цепь, которая позволяет понять: кто эта загадочная женщина и что ей надо от мира живых. Честно говоря, эта женщина -тайна, покрытая мраком и суть ее мотивов продиктована ужасными последствиями ее жизни.
Что же касается комедийной части, он здесь также присутствует. Вспомним тех двух чудаков-помощников Элис, именно на них и держится эта ответственная часть. Отзывчивые и смешные ребята, несомненно, они являются неотъемлемой частью фильма.
Что касается недостатков фильма, могу заметить, что было мало страшных и неожиданных моментов. Чуть-чуть не хватило некой перчинки, которая бы держала зрителей в постоянном страхе, играя на нервах как на оголенных проводах.
Все, не имею права больше раскрывать всех тайн фильма. Обязательно посмотрите сами и оцените. Приятного просмотра!
P.S. Было бы приятно увидеть комментарии и узнать ваши мнения о фильме и о моей статье.
Как бы это громко не звучало, но Джеймс Ван - последний оплот жанра ужасов. Его 'Заклятие' и 'Астрал 1-2' тому подтверждение.
Ван не пытается изобрести что-то новое. Напротив, он берёт уже имеющуюся концепцию и пытается преобразить так, что не особо-то обращаешь на то, что где-то ты уже это видел. Всё благодаря тому, что его 'Астрал' имеет стиль: нагнетающая атмосфера, постоянно давящая камера и та самая атрибутика ужастиков 30-х годов, то бишь вот та самая музыка, та самая дама из трейлера, которая мне сильно напомнила один очень старинный популярный ужастик про призраков и резкие моменты сопровождающиеся 'тррр' как в стареньких фильмах ужасов.
Во 2 части больше внимание уделено сюжету и его развитию. Действие фильма начинаются на том же моменте, чем закончилась 1-я часть. Спойлерить конечно же не будут. 2 часть отвечает на те вопросы, которые были в 1: что эта за бабка, почему гл. герой вернулся не совсем таким и почему демоны всё ещё преследуют семью. Главная роль теперь отводиться не только мужу с женой, но и теперь это те самые 'ГААСТБАСТЕРСЫ',какой-то там старик, которые умеет связываться с миром мёртвых при помощи костей и называющий это всё наукой и мама главного героя. Весь фильм так же нашлось место флэшбекам.
Вообще по части 'пугачки' фильм выглядит хорошо. Я, честно скажу, пару раз пугался. Да, это опять резкие моменты, но сделаны они очень и очень хорошо.
90% - постоянный саспенс. Фильм почти всегда старается держать вас в напряжении: будь то это дом, заброшенный дом, заброшенная больница или же сам астрал. Ах да, по поводу локаций. Теперь меньше времени уделено самому астрала и больше времени уделено побочным местам. Но даже там фильм умудряется заставить стучать сердце с бешеной скоростью.
Патри Уилсон, которого я люблю, чем-то мне напомнил мне Джека из 'Сияния'. Так же не покачала Роуз Бирн. Ну и стоит отметить тех двоих горе-охотников, которые хоть как-то разбавляли своей комичностью напряженные моменты.
'Астрал 2' - это не новое слово в жанре. Это не прорыв. Это не супер мега шедевр на подобие 'Изгоняющего дьявола'. Но это один из самых не обычных, стильных и пугающих ужастиков, который заслуживает внимание.
«Скажите кодовое слово «Единорог» и мы тут же придем на помощь!» (с)
Астрал - страшный и удивительно неприятный фильм, так как в нем присутствует многое из того, о чем говорить не принято и думать - тоже.
Речь идет о несчастной многодетной молодой семье, у которых в каждом моменте их жизни присутстуют потусторонние силы. И силы эти, естественно, злые, с ужасными намерениями.
Режиссер и сценарист создали интригу и продолжили повествовать о ней и во второй части фильма. Идея и сюжет очень интересны и приковывают внимание и взгляд зрителя к экрану. Главные герои фильма - приятные молодые люди, которым сочувствуешь, которых жалеешь и в течение всего действия интересуешься их судьбой.
Тем не менее, в фильме невооруженным глазом я обнаружила довольно много минусов:
- отсуствие логики в некоторых эпизодах (например: 'хитроумная' операция - 'Захват маньяка' с помощью крутого дедушки, 'трупы и компания всегда рядом', 'клубок из золотых нитей приведет тебя куда нужно' и т.д. т.п.)
- дурацкие пугалки с внезапно появляющимися физиономиями. ( Ну в самом деле? Такое и в жизни видела не раз. Чего тут страшного?)
- перепутали два или даже три абсолютно разных жанра кино: либо снимайте о призраках, либо детектив, но это уже другая история (с)
- когда это у гниющей плоти выпадали зубы, ответьте? (зубы, волосы и ногти растут даже у скелетов!)
- Алые буквы и 'красная-красная дверь' в темной-темной комнате! Почему именно такой цвет?
И многое другое.
Очень понравилась игра всех актеров, как и сами актеры. Особое внимание хочется уделить дому бабушки, в котором основные события и произошли. Дом - образец старинного особняка 19 века, с отличным декором и интерьером того времени. Вот, что произвело впечатление. Что касается сюжетной линии, которая раздвоилась и привела к совершенно неожиданной развязке истории 'старухи в фате', я осталась в сильном шоке. Возможно, это тоже плюс. Детективная линия с элементами мистики взбодрила мое настроение.
Режиссеру за фильм 'спасибо!' Оценивать не буду, так как тут возникают противоречия. Фильм снят и сыгран качественно и на высоком уровне, а сценарий и поворот сюжетных линий - не оценила. Впечатление осталось гнетущее, отвратительное, неприятное. (Подруга, которую уговорила пойти на него, сказала мне: 'Спасибо за испорченное настроение!')
Бывает такое, что тянет на ужасы, согласитесь? Это случилось со мной и моими друзьями: уже пару дней смотрим ужасы по ночам, и в наш список попал 'Астрал'. Фильм меня не то чтобы сильно напугал, но, по крайней мере, впечатлил оригинальной задумкой, которую Ван сумел реализовать на довольно высоком уровне. Страшно было в большей части благодаря атмосфере. И, еще не отойдя от конца первого фильма, мы собрались на продолжение, которое просто обязано было быть.
Сиквел в плане ужаса/хоррора оказался хуже оригинала, чего скрывать. Атмосфера осталась прежней: серо, мрачно, холодящая пустота - что настораживает и заставляет ждать чего-то ужасного в следующем кадре, но это происходит редко. Но в плане запутанности он сильнее. Может на это и ставила съемочная группа, не знаю, но, в любом случае, идя на фильм ужасов, получаешь разочарование, если не видишь ужасов. Загадки и тайны первой части раскрыты с избытком. Ну как 'с избытком'... Даже переборщили с закручиванием: под конец показалось, что уже какая-то каша получается (ну слишком много можно в астральном мире!!!). Удивило большое количество юмора. На мой взгляд, это неприемлемо в больших количествах в хоррорах: отвлекает от просмотра. Я не против пары шуток, которые дают перевести дыхание, а тут словно черную комедию смотришь... Ван, ты ли это?!
Актерская игра на уровне. Страх передать могут (я бы на месте главной героини уже давно в психушке оказался).
Музыку подобрали вновь устрашающую, что надо.
История страшных приключений семьи Ламберт в астральном мире подошла к концу. Мир ужасов получил отличную дилогию, которая оригинальна, интересна и пугающая, в отличие от многих современных ужастиков.
Если говорить только о 'Второй главе', то фильм хороший, но для Вана довольно-таки средний. И да, не ждите чересчур многого, иначе разочаруетесь. Смотреть поклонникам 'Астрала' и любителям 'умных' хорроров. Думаю, напугать до усрачки фильм их не сможет, но зато узнают судьбу Джоша.
6 из 10
P.S. Задумка с третьей частью вызвала грусть. Зачем?! Зачем повторять чужие ошибки?..
Шёл на фильм с целью как следует испушаться, но это не произошло.
В общем во второй части нам показали занимательную историю, которая скорее интересная, чем страшная. Наблюдать за игрой актёров, вслушиваться в шорохи скрипящих реек в доме, достаточно интересно, разбираться в хитросплетениях сюжета и всплывающих иногда флэшбэках тоже доставляет удовольствие. Но..не хватает драйва, азарта, и резких пугающих сцен, которые были в первой части. Хотя в целом фильм должен понравится поклонникам таких хорроров как мёртвая тишина, заклятье, синистер, и фанатом первой части. Видно, что сценаристы честно отработали свои гонорары. Моя оценка фильму 7\10, честная семёрка за не обычную историю, жуткий грим духов из астрала, и забавных 'охотников за приведениями'. Сходите и получите удовольствие от просмотра в этот осенний уикенд.
Джеймс Ван периодически радует нас отличными хоррорами, но это первый раз, когда он решил самостоятельно срежиссировать (а не выступить в качестве исполнительного продюссера или сценариста) вторую часть одной из своих страшилок. Без преувеличений первая часть Астрала действительно могла похвастаться и жуткой историей, и атмосферой безысходности, и даже чувством неподдельного ужаса в лучшие свои моменты. Получилось ли ленте с тем же названием, но с припиской в виде двоечки, повторить успех оригинала?
Сюжет развивается с той самой минуты, когда Джош возвращается в мир живых, отыскивая там потерявшегося маленького медиума, вот только кошмар на этом не прекращается. Поначалу непонятно, что же теперь является причиной всех бед многострадального семейства Ламбертов, впрочем, долго гадать не придется, так как буквально по истечению первых кадров все становится предельно ясно.
Фильм по максимуму напичкан различными вариациями оглушительного 'БУ!' из-за ближайшего угла - прием донельзя банальный, и все же он довольно неплохо работает, сложно во время просмотра хотя бы пару раз не словить 'гусиную кожу', следовательно, с наиглавнейшей задачей картина справляется.
Патрик Уилсон и Роуз Бирн в качестве главных персонажей смотрятся весьма недурно, особенно если учесть что герой Патрика стал чуточку более сложным (можно сколько угодно говорить о подобных образах по типу Сияния, но здесь внутренние демоны выступают в самом что ни на есть реальном виде, другое дело, что до уровня Джека Николсона исполнителю роли местного антигероя еще топать и топать).Также, пожалуй, имеет смысл упомянуть лиц вроде бы третьестепенной важности - Ли Уоннелла и Энгуса Сэмпсона, - которые своим появлением существенно разряжают накалившуюся обстановку небольшими каламбурными сценками.
Астрал: Глава 2 - добротный фильм ужасов, который не стремится покорить небосвод. Он вполне доволен статусом крепкого середнячка, имеющего свою аудитория, которая с большой долей вероятности останется довольна и потребует скорейшего продолжения банкета.
8 из 10
P.S. Кстати, по поводу истинных причин озлобленности 'квартиранта': мгновенно приходит ассоциация, подкинутая современными порядками продвинутого общества, в котором нормальным делом становится лишать ребенка принадлежности к роду, дарованному природой, на основании неких надуманных предлогов... Возможно, в этом, что-то есть, а может это всего лишь внезапно накативший приступ поиска глубинного смысла.
Ужасы, как жанр медленно, но верно умирают вот уже которое десятилетие. То, что в основной своей массе сейчас ими зовется это кракозябры и жабервоги, слепленные с использованием новых технологий и пугательным зарядом бактерий под ободком унитаза. Однако как бы жанр в саван не заворачивали, он упорно его разрывает желтыми, обломанными когтями. Глоток могильного смрада долетел из Японии со «Звонком», оставив на память эрзац-юрей в западном кинематографе. «Пыточное порно» приплыло из Австралии и призывало ценить свою жизнь. Слава Крипке, что «отцы основатели» этого своеобразного жанра Джеймс Ван и Ли Уоннел «приплыли» вместе с ним.
От их совместного мистического творчества веет давно забытым духом VHS и склепным очарованием «Дома с привидениями» Ленци. Совсем свежее «Заклятие», классическая а haunted house стори с элементами экзорцизма, и загробный во всех смыслах «Астрал», так высоко подняли киномистическую планку, что выход продолжения последнего ожидался поклонниками, как минимум с трепетом, как максимум с запасом памперсов. И Dolce & Gabbana ужасного кинематографа не подвели своих фанатов, в очередной раз доказав, что снимать будущую классику нужно дешево и жутко. Единственным существенным недостатком «Астрала: глава 2» может стать абсолютная невъезжаемость для тех, кто не смотрел первую часть. Есть дом, есть муж, жена, бабка, киндер-сюрпризы, есть злобное нечто, что их тревожит по ночам, но абсолютно не понятно, откуда эта жизнь после жизни взялась, зачем творит дела недобрые и что за диво-дивное, чудо-чудное вообще происходит.
Фильм берет с места в карьер и начинается сразу там, где закончилась первая часть. Не прекращая свою жуткую работу ни на минуту Ван, проведет зрителя сразу по двум направлениям, разделяя персонажей на группы. Одну он направляет в мистический квест. Герои копаются в прошлом по всем правилам супернатуральных детективов, находят часть головоломки в классической больнице неклассического триеровского образца, как средоточия всего, что связано со страхом смерти. Параллельно развиваются события в захваченном темными силами доме, с равно ожидаемыми, как и неожиданными перестукиваниями, шепотами, криками, призрачными фигурами в зеркале, снятыми, так, что зритель не может их не заметить, но к миру посюстороннему как бы и не причастными.
Ван мастерски вводит зрителя в состояние «ожидаемого (желаемого) испуга». Сердце бьется быстрее, пальцы стискивают ручки кресла, ощущение, как на коже, в ожидании поцелуя, раскрытые губы все ближе, дыхание согревает кожу, наслаждение от предвкушения... Чмок! Бу! Не подводит режиссер и когда доходит до явления нечисти народу. Традиционная женщина в белом с черными кругами под глазами, скользит по дому не столько сюжетным призраком, сколько воплощенным (почти) страхом смерти. Мертвые руки рвут одеяло, под которым прячется ребенок. Труппы, сидят аккуратным рядочком в терпеливом ожидании. Запах разложения почти слышен. Однако режиссер немного отпускает удила, разбавляя жуть порцией юмора. Что в равной степени служит, как достоинством, так и недостатком, ибо, когда смешно, тогда не страшно, что хоть и не убивает атмосферу, но изрядно ослабляет эффект. С другой работает, как баночки с кофейными зернами в парфюмерном магазине, позволяя воспринимать очередную порцию жути со всей свежестью чувств и эмоций.
Используя прием увязывания болтающихся вроде как без дела концов, идеально работавший в первых частях «Пилы», Ван делает несколько отсылок к «Астралу: глава 1», заставляя воспринимать происходящее по новому, в некой мистической связи, вне времени и пространства. И снова представляет замечательнейший набор кино-цитат, однако, если в первом фильме львиная доля внимания досталась «Полтергейсту» Хупера, то во втором «Сиянию» Кубрика. Самым неожиданным и самым киноцитатно узнаваемым сюжетным твистом, становится разрешение загадки бабульки в черном. Порадоваться которому не помешает даже его кинозатертость, ибо мода на поиск истоков взрослых проблем в детстве, как пришла в двадцатом веке из психов анализа в кино и литературу, так в двадцать первом никуда и не делась.
Мурашки бегут табунами, а волосы становятся дыбом в самых неожиданных местах. Страшный фильм, как и пытка, может быть простым, но очень эффективным, главное знать, куда нажать и что отрезать, чтобы клиент созрел. Затертые, они же классические приемы, использованные Ваном и Уоннеллом, работают потому что режиссер и сценарист знают, куда и когда надо нажимать. Эффект достигается за счет обращения к детским страхам, желающих испугаться зрителей. Ожидание и желание (вспоминая Кинга) необходимые условия для успеха любого фильма ужасов, а вот создание этих условий требует таланта и мастерства, и того и другого у создателей «Астрала: глава 2» в избытке.
Я искренне не понимаю восторг зрителей после просмотра данного фильма. Нет, я никого не осуждаю, но в этот раз, вместо леденящих душу моментов, мы видим на экране так себе детективчик. Зачем и кто в этом виноват?
Так или иначе, я все таки придерживаюсь мнения, что сиквелы никогда не будут лучше первого фильма. Исключая Гарри Поттера конечно.
Актерская игра не радует. В отличие от первой части, я не подскакиваю от резких моментов, не испытываю тревогу, смотря на игру актеров, я просто лениво пожимаю плечами. Им невозможно верить. Я не утверждаю, что в фильме не было сцен, когда актеры все-таки брали себя в руки, но таких моментов было крайне мало.
Сюжет продвинулся не так далеко от актеров, как этого хотелось бы. Не спорю, было пару интересных сцен, но некоторые события заставляли просто смеяться в голос. Возможно вам это понравится, но я ожидала ужастик. А зная кто режиссер, я надеялась на хороший, годный ужастик, после которого, страшно было бы выключать свет.
Но нет. Чуда, увы, не произошло. Создатели превратили интересную картину, в коммерческий проект, вызывающий зевоту.
Страшные моменты? Где? Пока что, я видела только некие попытки напугать 12-го ребенка. С таким же успехом, вы можете купить билет в комнату страха, там, пожалуй, будет даже по-страшнее.
В общем, я очень разочарована в 'Астрале 2'. Хотя, я просто ожидала большего от Джеймса Вана.
Джеймс Ван явно не хочет быть из тех режиссеров, кто отличается всего одним фильмом в стиле. Из успешной «Пилы» он сделал серию – продолжали другие, но начал он. А теперь видно, что и в астральном мире одним замечательным фильмом дело не ограничится. И если первый «Астрал» был просто страшным и интересным, то «Глава вторая» - нечто большее. Первый фильм – молоденький звереныш с розовым ротиком и молочными зубками, но резвый и упертый. А второй – это уже матерый, безжалостный, до предела напряженный и мега-насыщенный хоррор-изверг, который заставит поверить в происходящее и дрожать от неконтролируемых эмоций. От страха, чьи корни растут из детского подсознания, а оно никогда не покидает человека.
Фильм логично и законченно рассказывает историю ужасов, растянувшихся на длительный и интересный временной промежуток. А все вопросы, оставшиеся после шокирующей концовки оригинала, будут отвечены. И это еще не все – уверенно и до предела ловко повествуя свое, картина в финале дает понять, что это уже не остановить! Это перерастает в грандиозную серию великолепных хоррор-аттракционов. В первом фильме ведь было много времени для знакомства с персонажами, а сам ужас начинался не так уж скоро. Теперь в курс делать вводить нет нужды, и можно весь фильм давать наглядно понять, что такое настоящий ужас. С героями уже все знакомы, и режиссер ловко, хитро, ровно и напористо атакует одним ужасающим моментом за другим. Крики и возгласы в зале слышны регулярно. И ясно чувствуется, что богатейшего воображения хватит еще, как минимум, на один фильм.
Присутствует отличное чутье атмосферы мистики, которое теперь граничит и с физической тяжестью ситуации. Фильм не просто страшен, а еще и жесток. Причем вот эта жизненная, обыденная, семейная сторона необыкновенно сильна и полна. Патрик Уилсон и Роуз Бирн(ее захотелось вообще в список любимых актрис добавить!) выдали шикарное исполнение, как и все остальные актеры. От этого подлинно волнуешься и переживаешь за этих персонажей. Тебе не безразлично, что с ними будет. Развязку ждешь с тревогой, ведь предстоит либо порадоваться и успокоиться, либо получить порцию духовной боли, если все кончится плохо. Но что бы ни было, то даже при всей своей мощнейшей пугающей стороне, и при великолепной обыденной стороне, фильм находит место подлинной натуральности – режиссер не стесняется иногда даже посмешить. И это отнюдь не рвет настроение, а лишь укрепляет его серьезность и его четкое эмоциональное направление.
С визуальной стороны картина намного сильней предыдущей. Есть действительно жуткие сцены с интересным гримом и шокирующими эффектами. Даже камера, иногда содрогаясь, лишь усиливает предвкушение очередного смертельного испуга. Тревога растет. У Вана оформился четкий стиль и умный план. Видно, что в серии уже наметились традиции головоломки, смыслового конструктора. Опыт «Пилы» явно идет на пользу. Все сюжетные составляющие логично завязаны на едином каркассе, и в отдельных местах ясна важность текущих сцен для понимания обоих фильмов. Иногда сюжет кажется знакомым, но не шаблонным. Просто фильм криком, визжаще-воющими мелодиями кричит, что все эти идеи он нигде не воровал. Они просто родились раньше, а Астрал ждал своего часа. Джеймс Ван горько жалеет, что заниматься хоррором начал лишь в двадцать первом веке. Родись он раньше, начни он раньше, может, стал бы классиком!