В полнолунье становлюсь я сам не свой, Покрываюсь я зловещей волоснёй…
Вот псевдодокументальная стилистика добралась и до поджанра ужасов про оборотней. Ну что тут сказать. Псевдодокументальная манера съемки мне откровенно неприятна сама по себе, а в данном случае мы имеем дело с, как бы это назвать, псевдо-псевдодокументалкой что ли. Попробую объяснить, что я имею в виду. Стандартная псевдодокументалка это видеоматериал якобы отснятый одним или несколькими участниками/очевидцами определенных событий. То есть среди персонажей фильма обязательно должен быть человек с видеокамерой, благодаря которому мы имеем возможность увидеть то, что происходило с главными героями. Именно в операторской работе и состоит главная разница между обычным художественным кино и псевдодокументалкой, в которой она должна быть явно ограничена. Так вот в фильме 'Оборотень' не понятно по какой логике создатели решили, что снято все будет в стиле псевдодокументалок, но при этом в фильме нету того самого персонажа с видеокамерой который постоянно должен находится в гуще событий.
Почему нельзя было снять фильм как обычный художественный, без этого неудачного намека на якобы документальность - одна из величайших тайн покрытых мраком. Ну, вот для примера можно взять одну из первых сцен, где показывают якобы отснятое семьей видео, на котором они отдыхают в лесу, а потом на них нападает оборотень. Значит логично представить, что на этом видео должно быть показано только то что могло быть снято кем-то из членов семьи. Но несмотря на это, там есть момент, когда отец подходит к деревьям, его снимают издалека (то есть якобы жена), а потом камера меняется на вид из-за деревьев, куда вглядывается этот отец. Откуда мог взяться этот ракурс съемки? Это получается у нападавшего (оборотня) была своя камера? Блин, ну если уж взяли снимать псевдодокументалку, то учитывайте нюансы, связанные с таким стилем, а то полнейшая ахинея получается.
Что до остального. Я люблю фильмы про оборотней, только вот в моем понимании оборотень должен иметь волко-образную внешность, как в фильмах 'Вой', 'Американский оборотень в Лондоне', 'Псы-солдаты', 'Другой мир' и т.д. В данном же фильме мы имеем дело просто с человеком с повышенной волосатостью, ну и конечно же он очень сильный и быстро бегает на четвереньках. Да, были показаны некоторые незначительные телесные изменения, но называть это превращением человека в монстра, язык не поворачивается. Это все равно, что бурчание в животе прировнять к разрыванию грудной клетки из 'Чужого'.
По сюжету тоже не ахти. Никакой интриги нету, поскольку по самому названию уже понятно с кем мы будем иметь дело, а по трейлеру нам ясно дали знать кто именно будет оборотнем. То есть никаких раздумий в стиле 'а может это не он убийца, может это был кто-то другой?' для зрителя создатели фильма не оставили и тем более не понятно зачем нужно было так растягивать время перед первым проявлением звериной натуры у подозреваемого. Стоит ли говорить, что ничего интересного или зрелищного из этого не вышло? Разве что забавным можно назвать то, что один 'оборотень' это изрядно заросший мужик, а другой - выбритый наголо, то есть нам предложили лицезреть эпическую баталию между 'бомжем' и 'скинхедом'.
Единственное приятное, для меня, место в фильме это наличие расчлененки, хотя ее здесь совсем не много. Покажут пару изувеченных трупов в морге (кстати, одно тело будет принадлежать ребенку, а подобное редко показывают) и потом ближе к концу одному мужику оторвут нижнюю челюсть. В остальном довольно невзрачно, но спасибо и на этом.
В итоге получился слабенький представитель оборотняцкого хоррора. Псевдодокументальная манера съемки, а точнее закос под нее, выглядит откровенно нелепо, видать создатели просто погнались за модой. Скорей бы она уже прошла, а то лично меня конкретно достала эта псевдодокументало-мания
Когда хочется посмотреть что-нибудь «мясное», мерзковатое и вызывающее отвращение (например, когда тебе грустно и тоскливо, употреблять алкоголь уже не хочется, а осенний или весенний депресняк накатывает с новой силой), обращаешь внимание на вот такие вот фильмы, где не особо стоит напрягать извилины. Просто смотришь и смотришь. Видишь как люди дохнут один за другим, как оборотень носится по лесу и по городу и умерщвляет всех, кто встает на его пути.
Фильм Уильяма Брента Белла как раз относится к разряду таковых. С не ахти каким сюжетом и игрой актеров, он рассказывает о жестоком убийстве семьи где-то недалеко от Парижа и попытками адвоката доказать невиновность человека, обвиняемого в этом кошмаре. То есть, другими словами, «Оборотень» - это этакий псевдодокументальный фильм-расследование о том, как предполагаемого убийцу взяли, а его адвокаты решили помочь бедолаге, у которого не все в порядке со здоровьем.
«Оборотень», по сути, раскрывает все свои карты уже с самого начала, при этом слегка придерживая интригу за шкирку. К примеру по части лабораторных анализов мистера волосатика, которые раз за разом не дают точного ответа был ли он на месте преступления. Режиссер пытается изобразить в кадре желание одних засадить человека и стремление других его спасти, при этом демонстрируя и с той, и с другой стороны активную расследовательскую деятельность. Хотя ответы на многие вопросы можно бы было дать и по предварительному разбору обстоятельств гибели семьи. Так, весьма странно, что следствие ждет результатов экспертизы ДНК, хотя никоим образом не рассматривает улики с места преступления. Ведь можно сделать слепки следов, которые наверняка остались и на полянке, и в близлежащем лесу. А если подозреваемый на момент задержания был босым (да даже ели и в обуви), по структуре земли, которая могла бы остаться на конечностях, можно определить был он на месте убийства в последние сутки или нет…
«Оборотень» интересен по большей части тем, как монстр крушит и ломает людей, утратив человеческий облик и выпустив наружу настоящего зверя. Хотя здесь он чем-то напоминает Халка – стоит разозлить и уже ничто тебя не спасет… В остальном – вполне посредственный хоррор с определенной долей расчлененки, концовкой, дающей понять, что точка не поставлена, глупыми копами, почти любовным треугольником…
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Во Франции совершается зверское нападение на семью, в результате чего отец и сын погибают, а мать после тяжелых ранений оказывается в коме. Правда, до этого она рассказывает, как на них напало что-то волосатое и большое, и нападение было заснято на камеру. По обвинению в зверском убийстве полиция арестовывает крайне загадочного человека по имени Талан Гвинек, того самого волосатого и огромного типа, смахивающего на неандертальца, который по большей части грозно молчит. В страну тут же прилетает самодовольная и самоуверенная специалистка по правам человека Кэтрин Мур, которая, положив ножку на ножку, утверждает, что ее подопечный просто болен редким недугом под названием «порфирия», и требует негуманных французов освободить Талана. Далее девице приходит еще более нелепая мысль – она решает под присмотром врачей сымитировать у своего клиента приступ, дабы доказать существование редкой болезни. Ну, сама напросилась…
Только ленивый не писал, что псевдодокументальное кино, особенно хорроры, уже набило оскомину, но плохой режиссер Уильям Брент Белл, автор одного из самых бредовых ужастиков в истории «Остаться в живых» и парадоксально оказавшемся кассовым барахла под названием «Одержимая», решил пойти еще дальше – его новое кино хоть и снято пресловутым приемом «чувак с камерой», вот только чувака никакого на этот раз нет! Совершенно необоснованно оператор имитирует ручную съемку, поэтому дикая трясучка без всякой на то причины вызывает дополнительное раздражение. Компьютерные спецэффекты убоги, впечатление производит лишь пара кадров с весьма смачным потрошиловом, как и довольно правдоподобное и откровенное изображение трупов в морге (особенно ребенка, чего обычно в кадре стараются избегать), но это все, что могут предложить зрителю создатели фильма, поскольку даже на достойный внешний облик титульного оборотня не хватило денег, и в результате чего по экрану бегает просто грязный волосатый мужик с длинными руками и в пижамных штанах. В течение первого часа не происходит почти ничего, только нарезка интервью, дерганых невнятных кадров с нападением и раздражающе пафосных комментариев американки по поводу нарушения прав в Европе страшенного типа. Интриги нет никакой, поскольку сразу ясно кто и что здесь из себя представляет, и по ходу фильма зрителя терзает только смешанное со скукой ожидание, когда же начнется движуха и кровища. Все это тут строго дозировано, чего не скажешь о глупости поступков персонажей и дебильных репликах типа «почти никто из врачей даже не слышал о болезни под названием «порфирия»!». Об актерской игре сказать тоже нечего, толпа малоизвестных лицедеев неуклюже бегает взад-вперед и пытается сделать серьезные лица, чем не красит и без того нудное и примитивное кино.
Я до сих пор не могу понять, с какой целью снималась данная картина, и что этим 'зрелищем' хотели показать создатели фильма. Здесь нет ни идеи, ни посыла... Вообще ничего!
С первых же секунд фильма происходящее на экране не вызывает особого интереса (отчасти потому, что вся интрига была убита ещё в трейлере). Минут через 10-15 становится совсем уж скучно. Потом сюжет вроде начинает набирать обороты, но чувство отрешённости от происходящего так и не проходит до самого конца киноленты.
Судьба героев была мне настолько безразлична, что порой даже совестно становилось. Сам оборотень не вызывает ничего, кроме отвращения (да-да, именно отвращения, а не ужаса, как полагалось!). Другие персонажи вообще ничем не запомнились (разве что, глупостью принятых решений).
Кстати, о глупости. Действия героев были настолько нелогичны, что я порой начинала удивляться, как они вообще дожили до событий фильма! Я конечно понимаю, что если бы в ужастиках главные герои всегда хорошенько думали головой, прежде чем что-нибудь сделать, то и в передряги такие не попадали бы (а значит, и самих фильмов бы не было). Но нельзя же настолько-то с головой не дружить!..
Фильм довольно кровожадный, поэтому слабонервным и особо впечатлительным лучше не смотреть! В нём очень много сцен, на которые становится просто неприятно смотреть. А ведь изначально к жанру 'ужасы' относились те произведения кинематографа, что способны были напугать зрителя, а не вызвать у него рвотный рефлекс. Вызывает ли 'Оборотень' ужас? Нет. Омерзение? Да.
Единственным плюсом, пожалуй, можно назвать саундтрек, который в фильмах ужасов особенно хорош мрачностью и нагнетанием напряжённой атмосферы. Но больше 'Оборотню' похвастаться нечем...