К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Если кратко, то фильм и правда соответствует книге настолько, насколько это возможно, и в этом его плюс.

Говоря о романе Мэри Шелли, следует учитывать, что создавался он в первой половине XIX века, когда кинематографа не было даже в зачаточном состоянии, и книги являлись наиболее популярным видом искусства. Соответственно, читателям приходись чаще включать воображение, чем в наши дни, и несмотря на то, что Мэри опускает детали сотворения монстра, аудитория прогладывала такие истории моментально и с удовольствием. В наши дни, конечно, это считается упущением, и поскольку задачей любого кино является именно визуализация происходящего, то перед нами уникальный случай, когда любая экранизация по умолчанию обязана стать интереснее первоисточника.

Кеннет Брана – человек, лично у меня ассоциирующийся с авторским голосом в «Прогулках с динозаврами» – не только срежиссировал фильм, но и сыграл в нём главную роль. Да-да, именно Брана исполняет роль самого Франкенштейна, и отлично, надо сказать! Пытаясь соответствовать мировосприятию, свойственному европейцам на закате XVIII века, актёр показывает сентиментального, но решительного человека, который совершает открытие, сталкивается с последствиями и, в общем-то, наглядно демонстрирует извечное правило любого дела: первый блин всегда комом. В науке, тем более, медицине, особенно важно сдерживать эмоции и не реагировать на неудачи слишком остро.

К идее с созданием жизни режиссёр приплетает средневековые исследования как Европы, так и Китая. Конечно, в реальности такое провернуть невозможно, но что ни сделаешь ради красивой научной фантастики? Кстати, создание играет Роберт де Ниро — неожиданный выбор, правда? И любопытно, что фильм делает акцент не на ужасах, а трагедии — именно так, как было и в книге. Ведь роман вопреки расхожим убеждениям вовсе не является хоррором. Существо Франкенштейна в этой экранизации воспринимается не монстром, а калекой. Очень грозным, но несчастным калекой, который всего-навсего не понравился своему отцу как продукт эксперимента. Ещё одна значимая роль у Хелены Бонем Картер — своей активностью актриса выходит на первый план и привлекает столько же внимания как Франкенштейн и его творение. В одной из ключевых сцен актриса появляется в таком ужасающем гриме, что вопрос о самом жутком персонаже становится спорным…

Признаться, я не понимаю, из-за какого «потерянного» сценария возмущался Фрэнк Дарабонт, если книга — и есть сценарий, по сути. Следуя первоисточнику, этот фильм такой же трагичный, такой же обречённый, фантастический, а в некоторых местах наивный. Наследие писательницы живёт и процветает.

9 из 10

30 октября 2021 | 21:07
  • тип рецензии:

Роман юной Мэри Шелли - это вечная история об амбициях, гордыни и, в целом, философское размышление и исследование глубин человеческой души и ее порывов. Очень много было снято вариаций, отсылок, как к ее произведению, так и к легенде о Прометее и огне, который он похитил в помощь людям.

Данный фильм - совершенно особенный из всех существующих экранизаций. В нем прекрасно все - музыка, качественно и максимально близко к оригиналу, проработанный, адаптированный сценарий; динамика повествования, игра актеров, реалистичный грим - вызывают уважение, восхищение и удовлетворение.

Отдельно мне хочется отметить реалистичность с какой подана история. В книге Шелли не распространяется о специфических деталях, особенностях, оживления создания, тогда как в фильме показан подход, вполне научно-обоснованный и жизнеспособный для реалий 18-19 веков. Легко поверить и перенести в настоящую жизнь способ оживления, где используются околоплодные воды, нагревание тела как в инкубаторе и достижения гальванизма. И здесь же замечу потрясающий грим, который захватывает своей правдоподобностью и глубоко погружает в эту готичную атмосферу.

Актеры: молодые Кеннет Брана, Хелена Бонэм Картер... Мне особенно трогает и греет душу то, что здесь они не играют любовь - они, на тот момент, в реальной жизни, были влюблены друг в друга и их чувства, взгляды, прикосновения во многом личны, не просто отражение героев. Де Ниро, не представляю никого другого, кто б также ярко, живо и точно смог передать суть трагедии Создания - его метания, горечь человеческого предательства, жажду любви и принятия.

В плане постановки я обратила внимание, что некоторые сцены театральны, например, кошмар Франкенштейна, сцена отъезда Элизабет - это добавляет очарования картине. Как я писала ранее, сюжет визуально и повествовательно выстроен динамично, экспрессивно и нескучно. С операторской точки зрения, люблю 'вальсирующую' съемку, когда кружась видно чувства одного героя и одновременно его собеседника-партнера. В сценах оживления, как в танце, видны разные детали, с разных сторон, в непрерывном движении, но в то же время, такая манера съемки передает безумие главного героя, его хладнокровную решительность, смешанную с огнем любопытства, для которого все происходит будто в ужасном сне...

Франкенштейн Брана - лучший выбор для знакомства с данным произведением, погружением в него чувственно-визуально. Спустя 20 с лишним лет этот фильм, лично меня, также сильно как и в детстве, вдохновляет, зажигает, заставляет о многом задуматься и пересмотреть жизнь, себя и людей с других сторон и углов.

Приятного вам просмотра.

30 января 2020 | 00:22
  • тип рецензии:

Ты знаешь, что я умею играть на флейте?

(примерно 85-ая минута фильма)

Франкенштейн

Во время финальных титров можно заметить фамилию Коппола. Да-да, который Фрэнсис Форд. Чего он тут забыл? После провального фильма “Крестный отец 3”, захотелось старику перейти на темную сторону. Решил перезагружать классических монстров. Первым в списке был Дракула, Коппола лично засел в режиссерское кресло. В итоге так намаялся, что второго монстра пришлось переложить на плечи другого режиссера.

Вторым монстром, как вы уже догадались, оказался Франкенштейн. И вот здесь начинается самое интересное. Так как Коппола ограничился продюсированием, пост режиссера занял Кеннет Брана. Все (почему-то) утверждают, что выбор отличный. А я скажу – он безумно странный. Ведь Брана делает из любого фильма – Шекспира! Не считая последних работ, режиссер банально зарабатывал бабки себе на пенсию (Тор, Теория хаоса и др. – попсовый ширпотреб, где не надо париться).

Перед выходом “Франкенштейна” у него за спиной был “Генрих 5” и “Много шума из ничего”, а уже через два года после выхода – Брана (не испугавшись духа Лоуренса Оливье) замахнется на “Гамлета”. Товарищ Коппола, ты реально не понимал, кому отдаешь малышку Мэри Шелли? Апофеоз безумия – Брана лично сыграл роль Виктора Франкенштейна. Как сыграл? Гениально, по-шекспировски, а-хи-хи.

И потом они (продюсеры и многие зрители) возмущались, а почему кино идет два часа, а почему здесь так много диалогов и так мало монстра (он появляется во второй половине), а почему Брана пытается поцеловать Шелли (ведь его экранизация приблизилась к ней так близко, что все остальные остались на другом берегу) и еще миллиард вопросов. Так вы смотрите на фамилию режиссера.

Когда я садился за просмотр “Франкенштейна” 1994 года, то уже в голове держал мысль, это кино Кеннета Браны. И меня накрыло по самые помидоры. Роберт Де Ниро? Нет, ребят. Режиссура Браны меняет любого актера под себя. Это не культовый актер Роберт Де Ниро, это Де Ниро от Браны. Надо чувствовать. Он загнал сюда Картер, которая (и до встречи с Бертоном) способна выдавить слезу. На вторых ролях вообще мелькает “Амадей” Формана. Костюмы, декорации, ледяная пещера, вырванные сердца и боль.

Кеннет Брана сожрет каждого из вас. Он умеет это делать. Мне понравилось. Нет, не любовь. Любовь моя находится у Джеймса Уэйла в черно-белом хорроре 30-ых. Но, “Франкенштейна” 1994 года - я принял с распростертыми объятиями. Жесткое кино…

7,5 из 10

13 августа 2019 | 15:36
  • тип рецензии:

Мэри Шелли была одной из первых женщин, которые не побоялись с вызовом выступить против мнения закостенелых в своих устаревших суждениях мужчин и написать роман в жанре ужасов, приправленный романтикой, чувствами и переживаниями, которые тем не менее не перекрывают собой настоящий кошмар, вызванный вмешательством человека в естественный порядок жизни и смерти.

'Франкенштейн' Мери Шелли стал полноправной классикой мировой литературы и был экранизирован по меньшей мере 10 раз. А в 1994 году свое слово в этом произведении сказал уже Кеннет Брана, снявший свою версию событий, максимально приближенную к оригиналу.

Фильм рассказывает о Викторе Франкенштейне, роль которого сыграл сам Брана. Познав, что такое смерть, в довольно молодом возрасте, молодой человек решил, что просто обязан сотворить небывалое открытие и все-таки вернуть с того света организм, в коем уже начались появляться признаки разложения.

Обучаясь в прилежном учебном заведении, Виктор обрел единомышленников, но всегда сам руководил наиважнейшими процессами, так как у него были вполне конкретные наработки по поводу того, как совершить небывалый прорыв. Один неудачный эксперимент следует за другим, но молодой ученый не сдавался и наконец сотворил чудо, которое на деле оказалось монстром.

Чего не отнять у версии Браны, так это визуальной красоты и тщательности в проработке образов. И хотя фильм выдается немного затянутым из-за обилия диалогов, стоит признать, что создатели проделали отличную работу и смогли поставить довольно сильную драму. Причем не обошлось здесь ни без лишений, ни без боли и страданий. А Роберт Де Ниро в роли монстра вызывает истинный ужас, который мог бы озадачить даже саму Мери Шелли.

Вот таковым является 'Франкенштейн' Мери Шелли. Может быть он не идеален, но определенно заслуживает того, чтобы его посмотреть. Уверена, что вы возьмете из него только самое лучшее.

8 из 10

10 декабря 2018 | 19:37
  • тип рецензии:

Чем мне запомнился фильм – это актерская игра Роберта Де Ниро и Кеннета Брана. Первый – страшное порождение ученого, а второй – его создатель. Запомнился интересным сценарием, костюмами и декорациями. Монстр, который захотел себе вторую половинку, любви подобного ему существа вызывает умиление и сочувствие, но методы шантажа и насилие, которое он применяет – отталкивают, но видимо такова сущность человеческая. Главный герой тоже вызывает двоякое чувство: он стремится улучшить мир, он думает, что действует во имя прогресса, но результат непредсказуем, своими экспериментами навлек беду не только на себя но и все человечество. Тем самым он вызывает антипатию. Показательно также, что монстр изначально не был злобен, само общество его, отвергнув и наказав, вывело его на путь кровавой мести.

Чего не хватает, так это саспиенса и сцен хоррора. Немного отошли от сюжета книги, об этом уже некоторые говорили. Ну а в целом очень удачная картина, наполненная драматизмом и глубоким сюжетом. Всем советую посмотреть.

8 из 10

14 марта 2018 | 19:08
  • тип рецензии:

1816-ый год был прозван не иначе как 'Год без лета', потому что он выдался чрезвычайно сырым и холодным. А на берегу Женевского озера проживали две творческих семьи, среди которых были сам лорд Байрон и писательница Мэри Шелли. Их долгие ночные беседы о сущем и суровая погода того года в конечном итоге привели к идее создания Мэри Шелли новеллы (впоследствии она превратилась в роман по настоянию мужа писательницы) про молодого гениального учёного, который воспользовался алхимическими и оккультными знаниями вместе с новейшими достижениями в электрике и создал некое 'Существо' - монстра, собранного из неживой материи и обращённого затем в жизнь. Учёный настолько испугался своего творения, что тут же пожалел о своём эксперименте, но все беды Виктора Франкенштейна - так звали учёного - были ещё впереди...

На сегодняшний день различных версий и интерпретаций про Виктора Франкенштейна и его Создание имеется более 70 (!). Самой известной экранизацией считается классический фильм 1931-го года режиссёра Джеймса Уэйла с Борисом Карлоффом в главной роли. А в 1994-ом году британский режиссёр театра и кино Кеннет Брана решил выпустить собственную версию 'Франкенштейна'. В оригинале названия фильм звучит как 'Mary Shelley's Frankenstein', то есть 'Франкенштейн Мэри Шелли', тем самым Брана подчёркивал, что его интерпретация является наиболее близкой к литературному первоисточнику. Брана явно знал, что делать с романом, когда собрался его экранизировать, ведь в театре он не раз ставил любимого драматурга - Уилльяма Шекспира, а потом это ещё и переносил на экраны. Почему же не проделать тоже самое с 'Франкенштейном'? Никаких препятствий!

К моему большому разочарованию в свой киногод 'Франкенштейн' Кеннета Браны был номинирован лишь на один 'Оскар' - за лучший грим. Но если смотреть под призмой нынешнего кинематографа, то я бы без тени сомнений дал бы номинации ещё и за лучшие костюмы, декорации, да ещё бы и за лучший адаптированный сценарий. Вот так вот и никаких стеснений! Меня лично покорило то, как Брана демонстрирует ту эпоху, когда талантливый учёный корпел над своим Созданием. Во всём чувствовался вкус, масштаб, изысканность, умение подать каждую деталь, чтобы зритель отчётливо себя ощущал именно в том времени, именно в том месте, именно с теми людьми. Масштаб и грандиозность буквально в каждом кадре, детали, нюансе - это действительно огромный труд и большая заслуга Кеннета Браны.

Что же касается грима, то тут надо отдать должное тому как мастера своего дела постарались над Робертом Де Ниро. Этому прославленному актёру досталась роль Существа (Брана настоял на том, чтобы в его фильме Создание не звали монстром). Перекроенное лицо, сшитое из кусочков материи с бросающимися в глаза швами - это нечто пугающее и отталкивающее, но кроме этого Существо ещё и обладает несуразными конечностями, а его рост просто не соответствует длине других частей тел, в общем - анатомический уродец, но ведь именно таким же мы и представляем Создание Виктора Франкенштейна! Сам Роберт Де Ниро был номинирован на премию 'Сатурн' за лучшую мужскую роль и это, надо сказать, заслужено, потому что в его воплощении и по задумке Кеннета Браны (кстати, последний писал сценарий совместно с Фрэнком Дарабонтом, известным по постановкам 'Побег из Шоушенка' и 'Зелёная миля' по Стивену Кингу) показывает переход от добра к злу: люди сразу возненавидели Существо, а он остался им помогать, а затем ужаснулись его и бежали, оставив его одного. Существо затаило обиду, а когда ещё и узнало тайну своего происхождение и отношение своего творца, то остановить вырвавшееся зло было уже невозможно. Так кто же виноват в том, что Существо стало бессердечным убийцей? Оно или же люди?

Не обойду вниманием и других актёров. Кеннет Брана сам исполнил роль Виктора Франкенштейна и исполнил её уверенно и сильно, передав всю чувственность своего героя, его желание помочь человечеству, а затем испуг, ведь он же покусился на святое, на то, что не под силам никаким силам природы и даже Бог не творит ныне таких чудес, а Виктор Франкештейн порывался стать спасителем и чудотворцем, вот и взбунтовались против него Высшие силы, жестоко наказав за гордыню. Блистательно передала свой персонаж и Хелена Бонэм Картер (после съёмок актриса и режиссёр продолжили свои романтические отношения, но роман довольно быстро иссяк). Её досталась роль возлюбленной Виктора и она сама всем сердцем любила его, но весь романтический мелодраматизм ситуации затмевается одной сценой... Какой именно говорить не буду, потому что это лучше увидеть, чем сто раз услышать (сиречь, прочитать).

В общем и целом, я остался очень доволен увиденным. Помимо прекрасной стилистики фильма, замечательной игры актёров, я ещё и наслаждался удивительно чётким и слаженным слогом, которым говорят герои фильма. Понимаю, что в этом львиная заслуга самой создательницы Виктора Франкенштейна и Существа - Мэри Шелли - но актёры так грамотно, так тонко передают все нюансы эмоционального состояния, что прямо заслушиваешься, будто бы тебе играет твоя любимая композиция. На мой взгляд, вполне заслуженные:

9 из 10

05 октября 2017 | 21:20
  • тип рецензии:

Однозначно лучший фильм о Франкенштейне, как и ещё множество экранизаций романов или же самостоятельных фильмов 90-х годов, которые часто оказываются лучшими версиями какой-либо истории. История гения, сумевшего реанимировать мёртвых, стара как мир, но до сих пор пользуются популярностью классические ленты 'Франкенштейн' 1931 года и 'Проклятие Франкенштейна' 1957 года, вторая из которых является ремейком первой, день же выхода версии 1994 года, о которой пойдёт речь, и вовсе был праздником для поклонников этой истории, поскольку 'Франкенштейн Мэри Шелли' получился самой масштабной и закрученной историей про сэра Виктора, который считал, что делает добро, но здорово ошибался - а иначе бы и фильма не было. Солидный бюджет нового хоррор-блокбастера сделал своё дело, таким образом, с каждой новой версией злоключений Виктора Франкенштейна, история наполнялась новыми красками и сценами, иными словами говоря, в этой истории становилось всё больше визуальных эффектов, которых, кстати, было немало даже в чёрно-белом фильме 1931 года, ведь американцы со времён немого кино имели возможность доказать зрителю, что в современном на тот момент кино возможно всё. Что же касается новейшего супер-блокбастера 'Виктор Франкенштейн' 2015 года, то это тоже весьма добротный проект, разумеется, ещё более наполнен спецэффектами, но по сюжетной линии уступает предыдущим суперхитам о Викторе. Картина 1994 года показала наиболее солидное зрелище, наполненное не только спецэффектами, но и искусными сюжетными поворотами и гениальными диалогами, а это значит, что перед нами не банальный зомби-хоррор, а умное кино.

Начало фильма показывает сцену с кораблём, попавшем в ледники, и капитан встретил Виктора Франкенштейна, после чего заметил зловещую фигуру на горизонте, а затем Виктор начал рассказ о своём прошлом. Когда-то он похоронил мать и обещал на её могиле, что больше никому не даст умереть. Обещав своей сводной сестре жениться на ней, Виктор уезжает учиться в Германию. На лекциях по анатомии Виктор пытается доказать, что смерть - это ещё не конец. Когда убивают профессора, Виктор находит его труды, которые почти закончены, а посвящены они воскрешению мёртвых. Виктору удаётся проделать удачный эксперимент на жабе, и он приступает к оживлению людей, собирая организм из идеальных органов разных людей, только вот трупы он подбирает не самых идеальных людей: своё существо он мастерит из органов воров и убийц. Ради этого дела он отталкивает свою любимую, которая приезжает к нему из Франции. Результат получается непредсказуемым для Виктора: существо оказывается непомерно сильным и агрессивным. Однако в этом зомби есть что-то человеческое: он осознаёт, что его облик пугающий, при этом он способен на добрые поступки. Он умеет думать, говорить и даже читать, и ему нужно только найти своего создателя, чтоб понять, кто же он такой, и для чего создан.

- Кто ты?
- Он так и не дал мне имя.


Эта версия разительно отличается от всех предыдущих и от новейшей своим драматическим элементом, про который вы уже прочитали выше. А потому можно считать 'Франкенштейна Мэри Шелли' не просто хоррор-блокбастером - перед нами разностороннее кино, достойное похвалы за каждый кадр. Гениальный фильм, который поймут все ценители жанра.

10 из 10

18 мая 2017 | 09:29
  • тип рецензии:

Знакомство мое с фильмом произошло еще около 2-х лет тому назад, но лишь со второй его частью. И вот, наконец-таки я просмотрела его от начала до конца. Испытать те же эмоции беспокойства и ужаса, к сожалению, не удалось из-за вторичного просмотра, но зато посчастливилось глубже понять характер того или иного персонажа.

Именно эта версия фильма Франкенштейн наиболее глубокомысленная из всех существующих. В ней есть все: романтическая история, элементы триллера и хоррора и конечно же, в первую очередь, трагедия, трагедия человека, которого настолько сильно потрясла потеря любимого родного существа, что он пол жизни посвящает науке и ищет в ней пути воссоздания жизни. В ней также затрагивается вечная проблема человечества, касающаяся родителей и детей. Что происходит, когда человек создает другое существо (также это можно интерпретировать, как мать дает жизнь малышу) и оставляет его на поруки судьбы, не вкладывая в него 'душу'? Что произойдет с таким отвергнутым существом, которое к тому же является безобразным, как ему удастся проживать свою жизнь? Об этом и о многих других человеческих проблемах повествует фильм.

Виктор Франкенштейн с детства подает большие надежды на будущее, но после смерти матери он задается идеей оживлять умерших существ. Он покидает родной дом в Женеве, отца и возлюбленную для того, чтобы осуществить свою цель. Страсть и одержимость толкают его на ужасные поступки. Он обрекает на несчастье всех, кто с ним связан. Безусловно, ему удается воплотить свою навязчивую идею, но именно в этот момент он понимает, чем чревата его страсть, но слишком поздно, наступает время расплачиваться за содеянное.

Актеры в фильме не играют, они живут этой жизнью. Их эмоции настолько реалистичны, что невозможно не поддаться их настроению. Ты ощущаешь каждой клеточкой своего тела, их ощущения. Кеннет Брана, сыгравший Виктора, просто великолепен. Безумие в его глазах, одержимость, окутавшая его разум, не позволяет ему здраво оценить ситуацию и предвидеть последствия. Он жестоко расплачивается за свою неосмотрительность. По сути это он косвенно убивает всех близких ему людей, несмотря на то, что преступления совершаются рукой монстра Франкенштейна. Сам монстр отверженный, всеми-гонимый, по-началу пытается приблизиться к людям, но они, видя его наружность, желают лишь уничтожения, независимо от того опасен он или нет. Лишь слепой старик видит его душу. Невероятное сочувствие пронизывает душу. Невозможно спокойно наблюдать за его терзаниями, за его одиночеством толкающим на месть своему создателю. Я считаю, что нет его вины в совершенных деяниях, он мучается, страдает, он всего лишь хочет существо себе подобное, чтобы не оказаться в одиночестве. В нем есть агрессия, которую он не в силах побороть, никто не научил его, как с ней справляется, Виктор всего лишь создал его, а затем решил убить, поняв свою ошибку, а он хочет жить. И, напоследок, скажу пару слов о Хелене Бонем Картер (Элизабет) - ее присутствие в фильме, несомненный плюс. Она является невестой Виктора. По-началу, веселая, непосредственная девочка, превращается во взрослую женщину, душа которой, наполнена печалью и недоверием к своему возлюбленному. Она мастерски передает те чувства ужаса и боли, которые испытало возвращенное к жизни существо.

Атмосфера в кинокартине гнетущая, мрачная, но печальная. Великолепная музыка придает множеству моментов проникновенность и грусть. Чувство сопереживания персонажам не покидает до самого окончания.

Душераздирающая, эмоционально насыщенная история о несчастном существе созданном человеком, желающим побороть смерть!

18 октября 2015 | 18:26
  • тип рецензии:

Европа, конец XVIII века. Молодой студент-медик Виктор Франкенштейн увлечён, мягко говоря, не самой популярной для тех времён темой исследований. Его цель — понять, откуда в человеческом теле берётся 'искра Божья', называемая душой, и возможно ли искусственно создать подобный тип энергии. Его эксперименты приводят к созданию и оживлению разумного Существа, сшитого из 'подручных материалов', незаконно добытых в местных моргах. Виктор пугается своего создания и сбегает из поражённого чумой города. Однако вскоре Творцу и Творению предстоит встретиться вновь.

Начну с небольшого экскурса в историю. Книгу 'Франкенштейн или Современный Прометей' написала английская писательница Мэри Шелли в начале XIX века. Толчком к написанию дебютного романа для молодой девушки (а ей было всего 21 на момент выхода его в свет) послужила оживлённая беседа между ней, её мужем — писателем Перси Шелли и поэтом лордом Байроном, которая состоялась в 1816 году в доме на берегу холодного Женевского озера. Темой разговора стали эксперименты учёного и философа Эразма Дарвина, который занимался примерно тем же, что и Виктор Франкенштейн в романе — пытался воздействовать электрическим током на отдельные части мёртвого организма. В итоге Байрон предложил каждому из троих сочинить какую-нибудь страшную повесть. Насколько я понял, доподлинно неизвестно во что вылился этот эксперимент для Перси Шелли и Байрона, но вот Мэри эта тема зацепила сильно, и она неожиданно для всех, и самой себя в первую очередь, написала потрясающий роман.

В данный момент 'Франкенштейн или Современный Прометей' одно из наиболее часто экранизируемых произведений в кинематографе, а Существо (которое почему-то все склонны называть именем его создателя) — один из самых популярных классических персонажей различных фильмов ужасов и фэнтези-боевиков. К 1994 году, когда Кеннет Брана и Френсис Форд Коппола решили взяться за это произведение (на волне успеха копполовского 'Дракулы'), образ чудовища Франкенштейна уже не раз будоражил умы кино- и телезрителей, начиная с череды классических фильмов ужасов с Борисом Карлоффым, снятых в 30-х и 40-х годах (фантазия продюсеров к тому времени извергла наружу невесту, сына, дочь и прочих родственников квази-Франкенштейна), заканчивая дешёвой британской телеверсией с Рэнди Куэйдом и откровенно карикатурной пародией под названием 'Франкеншлюха'. На этом фоне решение сделать самую близкую к оригиналу экранизацию выглядит весьма логичным. Так что же получилось или не получилось у молодого, британского театрала Кеннетта Браны?

На мой взгляд, фильм 'Франкенштейн' получился отличным. Ведь эта история совсем не про отвратительного монстра, который мести ради жестоко умерщвляет всех, кто дорог несчастному учёному Виктору Франкенштейну. В этом сюжете заложено множество острейших проблем и вопросов, которые терзают человечество до сих пор. Что есть человеческая душа — физическая энергия в чистом виде или всё же 'искра Божья'? До какой степени учёные ответственны за результаты своих экспериментов, и смеют ли они пренебрегать нормами морали в желании достичь отнюдь не гарантированного положительного результата? Что важнее для человека — Малый мир семьи и любимых людей, или Большой Мир научных или любых других достижений? Когда человек приобретает свои личностные качества — в момент рождения или в результате контакта с обществом? Все эти интереснейшие вопросы в той или иной степени поднимаются в этом фильме, что, конечно, делает его не банальным 'ужастиком', а мощной социальной драмой в элементами готического 'хоррора'.

И поставлена картина, я считаю, очень правильно: с разумным сочетанием размаха постановки и определённой осторожности, проявленной в некоторых художественных решениях. То есть с одной стороны видно, что денег потрачено немало: дорогие костюмы, скрупулёзно воссозданная атмосфера погибающего от чумы Ингольштадта, масштабные массовые сцены, известные актёры в кадре. С другой стороны, грим Чудовища сделан нарочито упрощённо (что делает актёрскую работу Де Ниро ещё более ценной), во время всех самых брутальных сцен камера скромно 'отводит взгляд' в сторону, да и Кеннет Брана играет вовсе не замкнутого гения, а вполне себе бодрого и весёлого человека, что в определённой степени смещает акценты в сторону от несколько замшелого готического ужаса к более привычной для современного кинозрителя драмы. Что, кстати, не оправдало себя. Фильм фактически провалился в прокате, в отличие от поставленного в готическом стиле 'Дракулы'. Я своего мнения никому не навязываю, но по-моему 'Франкенштейн' лучше — глубже, эмоциональнее и острее.

Таким образом, я считаю, что 'Франкенштейн' — это прекрасный образец кинематографической классики, отличная экранизация мрачного, готического романа с двухсотлетней историей и очень глубокая социальная драма с отличной актёрской игрой Роберта Де Ниро и приятными глазу Кеннетом Браной, Хеленой Бонем Картер и Ианом Холмом. Рекомендую.

9 из 10


P.S. Из более поздних версий 'Франкенштейна', очень сильно советую театральную постановку Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях. Невероятное зрелище, которое во многих городах время от времени показывают в кинотеатрах. Не пропустите.

05 августа 2015 | 11:21
  • тип рецензии:

- Кто ты такой?!
- Он так и не дал мне имени...


Однажды талантливый учёный - Виктор Франкенштейн - решает с помощью науки обмануть смерть и создать уникального человека. Его одержимая тяга рано или поздно приводит к результату - он создаёт Существо, собранное из кусков других тел и наделённым разумом, но внешне уродливым. Испугавшись собственного творения, Виктор прогоняет его, а сам вскоре пытается начать жизнь заново. отрекаясь от погубившей его науки. Однако, грех прошлого, не оставляет его. Гонимый всеми, Существо, путём локального террора, даёт герою выбор: создать Существу невесту, или же смерть...

Режиссёр Кеннет Бранна, в отличие от тех, кто ранее пытался перенести довольно известный роман Мэри Шелли на экраны, сделал это более детально и с другим подходом. Не спорю, что роман сам по себе является классикой ужаса, однако то, что получилось у Бранны, к данной категории не подходит. Перед нами довольно интересная и угнетающая драма с элементами мистики, заставляющая зрителя задуматься над своими целями и жизнью в целом.

Особенно хочется поблагодарить создателей за замечательно воссозданную атмосферу 19 века. Все эти декорации, волнения народа перед приходом болезни, учения учителей и костюмы, всё это придаёт фильму особый колорит, который с течением времени становится всё мрачнее и мрачнее, а под конец появляется ощущение безысходности. А именно такое чувство и оставляет это кино после себя, потому что глядя на происходящее, всё больше уверяешься в жестокости реальности и последствия науки на попытки обмануть смерть. Пожалуй, подобной мыслью, переданной детально, мог похвастаться лишь фильм 31 года, но там было сделано в угоду ужаса.

Не стоит забывать и об образе Существа в этом фильме. Сильно загримированный, Роберт Де Ниро практически своей актёрской игрой приблизил свой образ к киношному. Его персонаж получился колоритным, жестоким, но вместе с этим авторы дают нам понять, что он в первую очередь не злодей. В своей жестокости он винит своего создателя, благодаря которому он, обманувший смерть, стал изгоем в этом мире. Сразу вспоминается слова Бориса Карлоффа из 'Невесты...': 'Мы принадлежим мёртвым!'. Его действительно по ходу действия становится жалко, потому что мертвец никому не нужен и всеми ненавидимый.

'Франкенштейн' - пожалуй, самая детальная, и вместе с этим, самая трогательная и проникающая в сознание зрителя экранизация. Бранна поставил перед собой задачу вернуть роману его истинный облик, и ему это удалось. Следующим на очереди будет Френсис Форд Коппола, который по стопам Бранны снимет свою экранизацию на ещё одного знаменитого киношного монстра, возникшего ещё во времена немого кино, и сделает это в драматичном и романтичном образе.

8 из 10

02 марта 2015 | 20:03
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: