Третий фильм о приключениях Тайного отряда в фашистском тылу начался с двух замен. Первой стало возвращение в режиссерское кресло Хельмута Крэтцига, который сменил отправившегося снимать «Чингачгука» Рихарда Гросхоппа. Вторая же произошла в рядах самого отряда. Исполнявший главную роль в двух первых картинах Альфред Мюллер по каким-то причинам не смог сыграть в «Шпрее», и его персонаж, получив важную должность в комитете «Свободная Германия», остался за линией фронта. А выполнять задание советского командования отправился обер-лейтенант Роланд, который в исполнении Отто Мельеса до боли напоминает родного для каждого родившегося в СССР штурмбаннфюрера Штирлица. Разве что чином не вышел. Впрочем, внешним сходством персонажей дело не ограничивается. Параллели с «Семнадцатью мгновений весны» третьей части франшизы «Geheimkommando» настолько сильны, что закрадывается червячок сомнения о неслучайности некоторых совпадений. В конце концов, и Юлиан Семенов, и Татьяна Лиознова вполне могли видеть немецкий фильм… Правда, это все будут уже домыслы и не имеющие под собой серьезной почвы фантазии.
Реально же то, что с возвращением Крэтцига герои вновь стали немного больше думать и меньше приключаться. Все-таки мастер авантюрного кино Гросхопп сделал из своей части сериала одно сплошное действие с бесконечными перестрелками и попаданием из огня да в полымя. Теперь герои вновь получили возможность немного отдышаться и порассуждать о судьбе послевоенной Германии и своей в ней роли. Да и вообще, в «Шпрее» обер-лейтенант с фельдфебелем войну ведут все больше психологическую, хотя и пострелять при случае не отказываются. Благо, что вокруг них постоянно крутятся эсэсовские чины – а их, в отличие от простых солдат вермахта, не жалко ни героям ни создателям фильма.
Что же до задания, которое получили герои на этот раз, то оно в точности совпадает с тем, что выполнял Штирлиц. Тайный отряд должен сорвать сепаратные переговоры некоторых нацистских бонз с представителями англо-американского командования. С этой целью они втираются в доверие ближайшего окружения Кальтенбруннера и, представившись, американскими агентами, берутся за организацию переброски группы Скорцени с секретными документами. Не забывая при этом наладить отношения с антифашистским подпольем и разагитировать энное количество падающих духом солдат вермахта.
Каким образом бравым шпионам и диверсантам удается совместить две взаимоисключающие миссии – оставим на совести создателей фильма. Все-таки сериал создавался, в первую очередь, для молодой аудитории, и идеологическая составляющая в нем просто обязана была присутствовать. Возможно, то, что в предыдущей части Рихард Гросхопп ее из картины благополучно изгнал, и послужило одной из причин обратной замены режиссера и соавтора сценария. Так что приходится мириться, что герои нет-нет, а забывают о своей главной задаче и пускаются в пропагандистские эскапады, вопреки всем правилам разведчика.
Учитывая вышесказанное, ждать от «Шпрее» достоверности психологических портретов, которым отличался фильм Татьяны Лиозновой, не стоит. А вот противостояние Бернда Роланда с гестаповцем Машманном, хоть и проходит уровнем ниже, но очень сильно напоминает поединок Штирлица и Мюллера. В то время, как фельдфебель Буриан и советский разведчик Быков все больше занимаются черновой работой, обеспечивая «связь, явки, пароли», обер-лейтенант ведет большую игру, которая должна завершиться попаданием секретных сведений в руки советского командования.
Тем не менее, самая запоминающаяся сцена фильма связана как раз с фельдфебелем. Соратники устраивают ему свидание с женой, которая долгое время считала мужа погибшим. Они смотрят друг на друга, ни взглядом ни жестом не выдавая своих эмоций, не признавая знакомства. Им просто важно знать, что любимый жив и почти рядом… Этот эпизод не просто похож на знаменитую мизансцену из «Семнадцати мгновений весны» – он абсолютно, до мелочей, идентичен. Не хватает только музыки Таривердиева…
Да и не до нее становится вскоре. Все-таки, фильму Крэтцига при всей его первичности, до шедевра Лиозновой очень и очень далеко. Ближе к финалу герои бросают играть в шпионские игры и начинают наверстывать простые и незатейливые приключения на радость юному зрителю: со стрельбой, погонями, засадами. Вот только Гросхопп умел это представить на экране куда лучше. Оттого и выглядела его «Чупага» намного естественнее. Тогда как в «Шпрее» приключения и агитпроп сшиты между собой намного более грубо. Впрочем, удивительное сюжетное сходство со знаменитым советским сериалом забыть эту часть «Тайного отряда» вряд ли позволит.