К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Интеллектуальным девственникам смотреть воспрещено: фильм представляет собой сплошную своего рода оргию. В 'Шаманке' через привлечение истинной неформалки и темы непосредственного контакта с мистической реальностью Жулавски тщательным образом исследует, каким образом плотские отношения часто являются элементами разрушения, почему т.н. благонамеренные люди увлекаются аспектами любви, которые ставят под угрозу здоровье и социальные контакты. Он сосредотачивается на сочетании красоты с нездоровыми или неестественными обстоятельствами, но при этом показывает, как силы добра и зла почти всегда присутствуют в любой данной ситуации.

Связь с мистической реальностью приходит либо через достижение крайнего успокоения психики через могучую сосредоточенность, либо путём крайнего возбуждения. Последнее у обычных людей достигается различными методами, но некоторым дано от рождения благодаря особой химии мозга. Такова природа Шаманки, ни разу не названной в фильме по имени. Из некоторых эпизодов можно понять, что молодая студентка происходит из неблагополучной семьи, что обьясняет её постоянные эмоциональные всплески, состояние сексуального перевозбуждения и наклонность к воровству. Между профессором антропологии и ней существует социальная пропасть, и если жизнь связывает их не на один раз, то лишь потому, что профессора, находящегося на грани крупного научного открытия, девушка интересует как объект изучения c целью отгадать загадку истории. Негативно разумный, он пользуется Шаманкой, ни во что не ставя её размышления на бумаге (помните, куда он засунул её тетрадь?), он пользуется выгодной невестой, и даже может цинично объединить двух женщин на одном и том же мероприятии под одной крышей.

Самый завораживающий эпизод в картине происходит, когда мумия оживает в сознании профессора. Ему на мгновение удаётся преодолеть рациональный склад ума, нажитый человечеством как наиболее целесообразный для выживания, и впасть в состояние сознания шамана. Ему даётся ответ на мучающий его вопрос, как бы предупреждение, что может ожидать в финале пути владеющего непосредственной связью с мистической реальностью. Весь цимес в том, что предсказанное событие настигает профессора не по той причине, как у древнего человека, который стал жертвой женщины, желавшией обрести способности шамана, а наоборот, как наказание за рецидив прагматизма, за уклонение с выбранного пути с одной стороны, с другой - для Шаманки этот поступок явился ритуалом обретения рационального склада ума современного нормального человека.

14 сентября 2020 | 18:21
  • тип рецензии:

Жулавский шокировал своей откровенностью. Фильм - безумие чистой воды. Герои поражают тем, что они вроде бы и живут и существуют в абсолютной человеческой реальности с автобусами, пуховиками, холодильником... Но меж тем их странное, истеричное, взрывное поведение будто бы никого не смущает - взять бы девицу, разгуливающую среди бела дня по улице с голой задницей. Что, вы думаете, на это кто-нибудь обернулся? Зато всех привлекает ее лицо, именно к нему обращают свои пошлости встречные проходные персонажи. Галерея безумцев всех форм и видов, на фоне которых пациенты психиатрической больницы в одной из сцен вовсе не кажутся больными, скорее - одними из.

Первобытность шаманки в обычной жизни придает происходящему привкус болезненного безумия. Она не ходит, а бегает, ревет, мечет, бросает, не говорит, а кричит - состояния спокойствия для нее не существует, только крайности. Она находится в вечном постоянном припадке сумасшествия или падает, обессиленная им. На голове - спутанная копна, одежда - то ли лохмотья, то ли монашеское одеяние, есть в ней что-то от ведьмы, от чумной, от больной.

Я бы не стала говорить, что эта история - о любви. В любви все же есть нечто от нежности, а здесь существует только безусловный рефлекс, голое желание. Любовь бы могла быть у героя Линды с его невестой, общие интересы, окружение и все остальное. Здесь же им движет влечение - страсть к науке, и страсть к женщине. Первую он стремится познать через вторую, но - женщина окажется сильнее. Помутнение, бред, в который все глубже он погружается, затягивает в себя и зрителя, и вот уже концовка шокирует, да не настолько, ибо весь ты все еще под наркотическим действием общего психоза картины. Жулавский целенаправленно расшатывает основы конструкции фильма и логики повествования, чтобы экстатические действия персонажей воспринимались вот уже и почти что нормальными - в рамках кино.

Впрочем, о слове 'страсть' тоже следует сказать особо. Страсть ли это? Здесь нет элемента игры, здесь все настолько дистанцировано, дистиллировано от малейшего проявления рационализма, настолько механически голо и первобытно, что лишено малейшей привлекательности и даже сексуальности. Несмотря на то, что чувства героев сфокусированы друг на друге, беспощадность их проявления лишена чего-либо человеческого, избирательного. Это истерика, шаманство, надрыв беспощадного плотского. Здесь нет страданий ума, тут одни только муки тела, истерика совокупления. Это история клинического психоза на сексуальной почве, лишенного налета любых переживаний вне физиологического. И потому - неясно, куда ее отнести, эта драма скорее медицинская, чем эротическая. Ужас мужского рацио перед хаосом женского существа, перенесенный на живых людей, которые от такой нагрузки, конечно, сломались.

Перверсия головного мозга.

30 декабря 2014 | 04:20
  • тип рецензии:

Да уж, если у поляков так выглядит фильм, жанр которого определен как ужасы или драма, то что же они вытворяют в эротике? А о порно и помыслить как-то неловко…

Образы: героиня, грязь, герой.

Героиня. Никто ее никакой Итальянкой не называет, как сказано в аннотации. Просто в начале фильма она говорит герою, что ее так называют. За то, что пиццу готовит. А дальше она ни пиццу не готовит, ни обращения Итальянка в свой адрес не слышит. Дальше она только… живет половой жизнью. Охарактеризовать это как-то иначе, не сухой медицинской формулировкой – слишком уж субъективно получится. Это вариант персонажа без имени. На нее можно так засмотреться, что перестаешь слышать и воспринимать речь тех, кто находится в кадре. Ее лицо настолько красиво, что уродливо – его просто нужно правильно снять. Отдельно от героини живут ее губы.

Грязь. Ее так много и она каждый раз появляется так неожиданно, в таком неожиданном виде, что вынуждает отгораживать глаза от экрана ладонью.

Герой. Крайне редко в кино так жестко эксплуатируется мужская сексуальность. А если мужчина еще и не молод, не смазлив, не только что из спортзала… Богуслав Линда – редчайшее исключение. Объяснять это модным словом харизма – примитивно и пошло. И так же, как отдельно от героини живут ее губы, отдельно от героя живут его глаза.

Странное кино. И общего его смысла я так и не поняла.

25 декабря 2013 | 11:45
  • тип рецензии:

Он – преподаватель факультета антропологии, который пытается разгадать тайну смерти найдённого при раскопках шамана, жившего в n-ом веке н. э. Времена меняются, люди стали более культурными, внешне сдержанными и запертыми в своём теле условностями. Да Он и сам был такой. Но Она не такая, Она безудержна в своих желаниях и не контролирует их, Она и есть само желание, экстатическое, безумное и непреодолимое, поглотившее Его тело и разум целиком, раскрывшее в нём спящую доселе сексуальную раскрепощённость.

Своей сексуальной энергетикой и животной страстью Она напоминает ему шаманку. Когда они вместе, они - как два шамана-безумца, управляемые непонятной, какой-то даже колдовской страстью, перерастающей в чистое безумие, и эта разрушительная сила ломает всё вокруг, неминуемо разрушая и их самих. И как бы долго ни смотрел Он в лицо шамана, пытаясь найти в нем ответ, что есть причина его смерти, только теперь Он и сам уже не замечает, что ответ на этот вопрос Он скоро наёдет в своей собственной жизни.

В каком бы веке ни жил человек, суть его мыслей, чувств и желаний не меняется. Жизнь, по своей структуре напоминающая одно сплошное безумное желание, также иррациональна и необъяснима. Отсюда и парадокс: то, что заставляет наше сердце биться быстрее, так же быстро может его однажды остановить.

29 сентября 2012 | 22:50
  • тип рецензии:

Сюжет в этой картине безусловно второстепенен. Фильм - нерв, фильм - эмоция, фильм - экстаз. По своей сути абсолютно женское кино, которое во многом является андиподом мужского 'Антихриста' фон Триера.

В 'Антихристе' прямоугольная мужская рациональность, отчаявшись в борьбе с темной иррациональной женской природой, решает вопрос единственно возможным радикальным способом и в этом безусловно решение самого режиссера - фон Триер, хотя и пытается проникнуть в тайны женской природы, целиком и полностью на стороне героя-мужчины. В 'Шаманке' Анджей Жулавский сливается с главными героями в трансе, незримо участвует третьим в этой экстатической пляске, переходящей в сексуальную оргию. Зрителю тут действительно мало места, это шаманские пляски главных героев и режиссера, оргия втроем. В этой стихии полноправная хозяйка - женщина, это её мир и её законы, не зря же герой-мужчина, который в начале фильма предстает увлеченным шаманизмом, главным образом, теоретически (собирается защищать диссертацию по этой теме - опять эта глупая мужская рациональность!), в конце фильма, попав под влияние женщины - природной шаманки уже полностью отдается стихии и перестает контролировать себя. И последнее слово здесь, опять же по контрасту с 'Антихристом', остается именно за женщиной. Лично для меня самое удивительное в этом фильме - это растворение в этой оргии режиссера, как он мог так подавить свое мужское начало, так безусловно подчиниться героине-женщине, полностью отказаться не только от рационализма и морализаторства, присущих мужчинам, но и от логики событий как таковой. Хотя увлечение Жулавского оккультными практиками много объясняет.

Фильм нельзя назвать шедевром, он специфичен, но является очень гармоничным 'произведением в себе' и способен доставить большое эстетическое удовольствие тем, кто поймает волну (это станет ясно практически с первых кадров). Ну а кто-то, возможно, станет в этой оргии четвертым.

01 июля 2010 | 16:11
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: