Если попытаться вспомнить лучшие азиатские фильмы первого десятилетия ХХI века, то на ум сразу приходят следующие названия: «Олдбой», «Двойная рокировка», «Весна, лето, осень, зима... и снова весна», «Любовное настроение». И мало кто вспомнит такую замечательную ленту, как «Воспоминания об убийстве», которая в отличие от вышеперечисленных шедевров не имела такого успеха у публики и не собрала такое же количество фестивальных наград. Однако у истинных знатоков кино, пристально следящих за мировым кинематографом, картина Джун-хо Бона прочно занимает место среди самых любимых фильмов. И это неудивительно: «Воспоминания» действительно шедевральны по всем параметрам – мощный, продуманный до мельчайших деталей сценарий, уверенная режиссура, трогательная музыка, берущая за душу, великолепная актерская игра.
Даже на знаменитом сайте imdb картина постоянно фигурирует среди 50-ти лучших фильмов 2000-х годов, плюс ко всему прочно удерживает свою позицию в рейтинге лучших детективов всех времен. Именно детективная основа – одна из самых сильных сторон этого фильма, а тот факт, что он основан на реальных событиях, заставляет еще больше акцентировать на нем свое внимание.
Действие картины начинается в 1986 году в маленьком южнокорейском городке, на окраине которого найдены два трупа. Убийства были совершены с интервалом в четыре дня на расстоянии километра друг от друга. Обе жертвы, молоденькие девушки, были сначала изнасилованы, а затем убиты. Причем убиты одним и тем же извращенным способом, что наводит местных жителей на мысль о том, что в городке завелся маньяк. Расследование ведет инспектор Пак и его помощник от гражданских Чжу. Оба известны своими неконструктивными методами работы, основанными на избиении и запугивании подозреваемых. Не изменяют они себе и когда задерживают местного дурачка, чей отпечаток ноги был найден на месте преступления. Тем временем из Сеула на подмогу прибывает старший офицер Су, который не в пример местным полицейским, ведет расследование, основываясь, в первую очередь, на фактах и доказательствах. Но и он не может ничего поделать в сложившейся ситуации – полиция продолжает находить все новые и новые трупы. Однако новые убийства позволяют полицейским выявить одну очень интересную параллель: все девушки были убиты ночью, когда шел сильный дождь, на всех была одежда красного цвета, а на местном радио в этот момент звучала песня «Грустное письмо», заказанная неким «молодым одиноким человеком»…
Первое, что бросается в глаза при просмотре фильма – это его невероятная достоверность. Авторы картины не побоялись изобразить служителей закона такими, какие они есть на самом деле: копы в этом фильме дерутся между собой, зажигают на дискотеках, напиваются в стельку, блюют прямо в кадре, избивают подозреваемых, показывают неприличные жесты детям. По началу это вызывает легкую неприязнь, но к середине картины ты уже на их стороне и желаешь этим парням поскорее найти убийцу, чтобы цепочка зверских преступлений была завершена. Жизненность – вот что украшает эту картину и делает ее уникальной. К тому же фильм потрясающе красиво снят – вроде нет в нем ничего особенного в плане операторского искусства, а глаз не оторвать. Обширные зеленые поля, пасмурная погода, ветер вперемежку с дождем – все это вызывает в душе какие-то странные сентиментальные чувства и заставляет пропустить эту ленту, что называется, через себя.
Несмотря на то, что фильм южнокорейского производства, в нем явно проглядывается реверанс в сторону классических американских детективов, таких как «Полуночная жара», «Молчание ягнят», «Семь», «Целуя девушек». В основном это касается грамотно прописанной сюжетной линии, основанной на поимке серийного маньяка-убийцы и личностной драме, тех, кто ведет расследование. Но этот факт, несколько не умоляет заслуги фильма, а лишь доказывает, что не только голливудским профессионалам под силу снимать высококачественные детективные триллеры. Зрители кинофестивалей в Сан-Себастьяне и Токио, судя по всему, одни из немногих, кто оценил картину Джун-хо Бона по достоинству, присудив ей почетные награды как «лучшему азиатскому фильму 2003 года». По мне, так это лучший азиатский фильм уходящего десятилетия. Наряду с «Олдбоем», разумеется.
Что толкает убийцу на преступления? Доступность и беззащитность жертвы, психическое заболевание, плохая погода, тоска или меланхоличные песни по радио? В этом предстоит разобраться полиции провинциального корейского городка, на помощь которой прибывает детектив из Сеула.
В фильме противопоставлены два классических типа полицейских – хороший и плохой. Если хорошим движет чувство долга и желание докопаться до истины адекватным, не варварским способом, то плохим движет склонность к садизму и желание поставить галочку даже там, где баланс упорно не сходится.
В «Воспоминаниях об убийстве» присутствует специфический корейский юмор. Европеоидам такой юмор не свойственен. Этот юмор не грубый, но жестокий. Сейчас ситуация комична, а через минуту уже вовсю брызжет кровь или идет суровый мордобой с членовредительством.
Было интересно получить представление о жизни в Южной Корее в 80-х годах, когда вовсю проводились учения по гражданской обороне на случай нападения противника - видимо, Северной Кореи. Наверное, как и везде, только крупные города сверкают гламуром и неоновыми огнями, а в захолустье есть и хибары, и похлебка из одной миски, и бедность, и другие неприглядные особенности провинциальной жизни. В «Воспоминаниях об убийстве» мы видим срез корейской культуры – караоке-бары с мясом барбекю и девочками из квартала красных фонарей на фоне патриархата, трудоголизма, хозяйственности, приоритета общественного над личным, физической закалки, аскетизма, милитаризма, специфической азиатской демократии. И мы понимаем, почему люди, изображенные в фильме, именно такие. И если знаменитый метод дедукции Шерлока Холмса - это «от частного к общему», то в данном случае мы видим именно «от общего к частному». Стране нужны не просто граждане, а солдаты, готовые мобилизоваться на борьбу с врагом в любой момент. Их бытие диктует сознание. И все эти граждане напоминают каких-то очень деловитых, целеустремленных муравьев, которые упорно пытаются донести палочку в свой муравейник во что бы то ни стало.
В 'Воспоминаниях об убийстве' нам преподносится трансформация личности человека в ответ на внешние раздражители. На что способен человек, когда им движет праведный гнев? Свершит ли он правосудие, основываясь на догадках и интуиции, но не на уликах, доказательствах и документах, которые, по словам одного из главных героев, «никогда не врут»? Проснется ли в таком человеке не свойственная ему ранее жестокость или он и далее будет придерживаться принципа непротивления злу насилием? Поменяются ли плохой полицейский и хороший местами или каждый останется верен своему стилю и принципам?
Общее впечатление от фильма – он грустен, как и песня «Грустное письмо», звучащая в саундтреке. Грустен, не смотря на гротескный юмор на фоне оплеух и затрещин, стрельбу и погони. Грусть фильма хорошо передают тусклые серо-зеленые цвета, тяжкая рутинная жизнь героев фильма и дождь за окном.
Конец фильма шикарен. Он одновременно возвращает нас в начало фильма, замыкая круг, и разъясняет смысл названия, данного фильму. Ради такого конца не жаль потратить два с лишним часа экранного времени. Ведь именно столько идут «Воспоминания об убийстве».
Как тяжело признавать ошибки. Ещё тяжелее принимать их последствия.Но самое тяжкое - это понимать, что не ошибаться - равно бездействовать…
В некогда захолустной Южной Корее, в самой её глубинке, появляется похититель, насильник и серийный убийца - и всё это, о ужас, один человек! Узнать, кто же этот негодяй, и совершить над ним правосудие осмеливаются бравые местные полицейские, ненавидимые всей округой за свою недисциплинированность, жестокость и вообще исключительное быдлячество. Вдобавок, к ним ещё присоединяется столичный коп из Сеула, вроде как даже приличный парень.Скандалы, интриги, расследования, а также взросление, испытание и неминуемая ответственность за собственные поступки!
Легко понять, что перед нами детектив.Но отнюдь не классический и жанровый.Если, например, любимый в народе “Семь” освещал проблемы справедливости, наказания и справедливости наказания для любого(ибо любой грешен),то эта картина останавливает свой взгляд на быту как преступника, так и блюстителя порядка и параллельно повествует нам о нелёгком корейском социуме.Поимка убийцы продвигаются плохо, ведь все военные заняты на бесконечных народных парадах; каждый день слышны
звуки войны, людям приходиться постоянно спускаться в бомбоубежища в надежде на то, что бомбы не разрушат их хлипкие домишка, а весь местный мужской контингент вынужден пахать в шахте(подозрительно близко расположенной к местам убийств), дабы прокормить семью. Обстановка для геройств не самая благоприятная одним словом, поэтому герои умерли заранее, где-то за кадром - остались лишь большие и меньшие злодеи.А точнее, обыкновенные люди.
Кино действительно оригинально и самобытно.Сами посудите: почти всегда расследование - это по большей части игра, в которую играет преследуемый и преследующий.Зритель или читатель подобных сюжетов и сам присоединяется к игре, напрочь забывая, что обычно победа даётся огромными жертвами: ночи без сна сводят героев с ума, каждая минута промедления грозит смертью невинного, а убийцей могут признать любого, дабы поскорее закрыть дело.
Хоть и сильный ливень смывает все следы, а на улицах в ночь убийства ублюдков с лицами маньяков предостаточно, но правосудие должно вершиться при любой погоде.Правосудие, правда, слепое или по крайней мере плоховидящее.Ведь никогда не знаешь точно, идёшь ли ты верному пути, допрашиваешь нужного ли человека, приносишь ли ты пользу или лишь страх и насилие в жизни других.А в конце приходиться лишь стоически пожинать, что посеял.Ужасаясь, но идя дальше...
Южная Корея снимает 'крепкие', запоминающиеся, качественные картины. Корейцы уже давно укрепились в нише кинематографа и зарекомендовали себя как 'дарители катарсиса' для зрителя. 'Воспоминания об убийстве' душераздирающий фильм, снятый с иронией. Нам позволено смотреть на страшные вещи через призму трагикомизма. Злая сатира, как тонкая ниточка проходит через двухчасовой детектив. И тут дело не в том, кто убийца, тут дело в том, кто же есть настоящее зло?
Для зрителей фраза на экране после начальных титров 'based on true story' имеет 'вау' эффект. Все, аудитория у вас в кармане. Мы всматриваемся внимательней, ставим себя на место каждого героя, удивляемся, радуемся, расстраиваемся, не забывая проговаривать в голове 'это было на самом деле, это все правда'. В картине 'Воспоминания об убийстве' эта правда ужасна. И это жизнь, это мир, в котором мы живем.
Сюжет фильма развивается в корейском маленьком городке, где орудует маньяк, убивающий молодых девушек в красном. Представители закона моментально направляют все силы на его поимку. В помощь им даже присылают агента из 'большого города'. Однако в погоне за злом главное - самому не стать этим злом. Полиция бросается буквально на каждого прохожего, стараясь без суда и следствия силой выбить признательные показания, абсолютно не осознавая, что в благородных попытках сделать мир лучше, они делают его только хуже.
Страдают невинные запуганные люди. Жертвы продолжаются, силы были потрачены впустую. Все тщетно.
Безграничные, залитые солнцем степи, дождливые ночные переулки - это все так гармонично и красиво. Природа не может способствовать нравственному выбору человека, она отдельно, она вечна. Вечна так же, как зло. Нередко 'Воспоминания об убийстве' сравнивают с 'Твин Пиксом' Дэвида Линча. И это стопроцентное попадание. И пусть 'Твин Пикс' это некое сюрреалистичное безумие, но мысль-то одна: зло будет всегда. Его невозможно истребить. Оно может быть в тебе, а может во мне. Оно было вчера, есть сегодня и будет завтра. Оно везде. И концовка фильма прямое тому доказательство. '- Как он выглядел? -Как обычный человек'. Как обычный человек. Вот оно! И тут по настоящему становится больно. А вы кого искали? Шестипалого, двухголового великана? Кого? Негодование и досаду скрыть сложно.
И пусть убийцу мы так и не увидели, нам этого и не надо. Он обычный человек. А в этом мире главное сострадание, любовь и благородство. Научимся этому, и будет нам баланс. А пока зла, к сожалению, значительно больше.
Пытаясь по пьяной лавочке козырнуть перед столичным коллегой своим глубоким пониманием специфики работы полицейского в Корее, детектив Пак обратится к земле, которой слишком мало. Лабораторные исследования, технические экспертизы и прочее – это от жира и, быть может, безнадежности: попробуй-ка без этих ухищрений обнаружить преступника на гигантской территории каких-нибудь Штатов. То ли дело здесь, где до каждого места преступления – рукой подать, а трех штатных единиц вполне достаточно, чтобы лично заглянуть в глаза каждому из местных и собственноручно выбить дерьмо/показания/чистосердечное признание из всех, кто «не показался». Счастье, что уверенности следователя и признаний виновного (толково подготовленных и тщательно отрепетированных, конечно, здесь не дилетанты работают!) для приговора обычно бывает достаточно. Собирать улики в Хвасоне – дело гиблое: то детишки труп засидят, то проезжающий трактор размажет по грунтовке отпечатки ботинок... земли мало, сказано же вам.
Криминальную драму Джун-хо Бона отличает своеобразный подход к работе с материалом. Концептуальная условность: реальная серия так и не раскрытых убийств женщин, потрясшая Корею в конце 1980-х, подана здесь нарочито негромко, в полголоса, сознательно сведена к незначительному событию местного масштаба, теряющемуся на тревожном фоне непрестанно идущих выборов и учений; пресса вроде бы бдит, но, в очередной раз давшим маху детективам достаточно на пару дней залечь в ближайшей лапшичной, не отсвечивая перед камерами, и позор забудется, вытесненный другими новостями. Педантичность в воспроизведении частностей: шаг за шагом, с профессиональной отстраненностью патологоанатома, ничего не опуская, не структурируя, не сортируя на «важное» и «неважное», «серьезное» и «нелепое», режиссер описывает детали преступления, детали жизни, облекая историю плотью, кожей, потертым джинсом. И одновременно - тень ирреальности: вопреки статусу 'по мотивам' и выраженной прозаичности подачи при просмотре фильма то и дело возникает легкое головокружение, ощущение невозможности происходящего. Быть может, тому виной пугающая, своеобразно красивая причудливость убийств: дождливые меланхоличные вечера, алые пятна одежды, связанные белые руки, дольки персика, гниющие в гниющей же плоти. Быть может – неощутимое вкрадчивое скольжение времени, которое выдает себя лишь сменой цветовой гаммы окрестных рисовых полей, контрастом богатых густо-золотых тонов осени и пепельно-зеленой предгрозовой палитры лета. Действие то несется на скорости поезда, оглушая воплями, обдавая кровавыми брызгами, то вдруг пропускает удар, прерываясь длинной томительной паузой, растерянным молчанием, и этот рваный ритм держит крепче любых обещаний разгадки.
У Бона есть ключик к женской психологии, спустя шесть лет после «Воспоминаний» он блестяще продемонстрирует это в «Матери». Но здесь женщины смотрят удивленными глазам с периферии, забрасывая невнятными советами, вроде того, что неплохо было бы перенести вход в полицейское управление на десять метров к юго-западу, попросить помочь с составлением фоторобота уважаемую гадалку или прислушаться внимательнее к тому, какие песни звучат в вечера убийств на местной радиостанции. А порой - превращаются из непостижимых существ в непостижимые предметы, обнаруживаемые в ближайшей канаве. На фоне этой всепроникающей смертоубийственной нелепости, обрывков новостей, отзвуков тревожных сирен спаянный мужской мирок следственной бригады, пахнущий старым потом, подгоревшим мясом и горечью разочарований, кажется островком стабильности, относительная конкретность которого – пожалуй, единственное, что не позволяет происходящему окончательно утратить плотность, восходя к мифу о маленьком провинциальном городке, терзаемом таинственным злом. Детективы неквалифицированны, не слишком умны, возможно, даже бездарны, но одни – единственные, кто занят реальным делом. И оно, по мере того, как множатся бесплодные попытки, становится все более и более личным и настоящим, исподволь, толчками, меняет героев, трудным путем ведет их если не к истине, то к жажде истины. Оперативно закрыть дело, найти приемлемого кандидата в убийцы. Найти убийцу. Найти подлинного убийцу. Найти того, в чьей вине не будет ни малейших сомнений… Зарыть ублюдка к такой-то матери.