Российскому кинематографу пора уже осознать, что кино со всякими наворотами и спец-эффектами с закосами под Голливуд и с тем же вымученным голливудским пафосом - это не его. Получается смешно. А его - вот такие фильмы как этот, в котором обычный русский человек легко узнает свою обычную русскую жизнь.
Жизненность и неподдельность этого фильма - его главный плюс. К тому же, очень радует игра актёров. Я верил абсолютно всем, даже совсем юным ребятам, которые могут в некоторых моментах переигрывать. Нет, всё отлично. Основное трио (Хабенский, Лядова и Робак) сыграло вообще превосходно!
Этот фильм, конечно, о вечном, о любви. Но единственный человек в нём, который по-настоящему умеет любить это главный герой Виктор Служкин - пьяница и лентяй. Все остальные герои картины стремятся любить, но кто-то уже разучился это делать (жена географа), кому-то эта любовь опостыла (его друг), для кого-то любовь как мимолётное помешательство, что-то неизведанное (школьница Маша). И лишь несчастный географ действительно любит, при чём всех и вся, весь мир. И ему даже не обязательны ответные чувства.
Фильм погружает зрителя в себя полностью, без остатка, но смотреть его мне было необычайно тяжело, и, несмотря на нотки юмора, на душе была беспросветная грусть, которая в менее концентрированном виде содержится во мне до сих пор. Здесь нет никаких призывов, это просто история одного маленького человека с большим сердцем.
Ещё один фильм (наряду с 'Шапито-шоу'), который должен остаться от нашего времени. Потому что настоящий, о нас и нашей стране. Не чернуха, а правда. Алексей Иванов не живёт в Москве и сюжет его касается не Москвы. Оказывается, долгожданный герой нашего времени живёт в провинции. И на героя, конечно, не смахивает. Таких как он обычно зовут неудачниками. Но именно этот неудачник сохраняет ту долю порядочности и честности, которой не хватает всем успешным и продвинутым. Иванов, а вслед за ним и создатели картины убеждают меня в том, что я не имею права снисходительно жалеть таких людей, как Служкин. Потому что как минимум один Служкин остаётся человеком. На него не хочется быть похожим. Его не жалко. Но его понимаешь. Герой Хабенского становится понятнее. До книги и до фильма я бы прошёл мимо Служкина.
Служкин умеет проигрывать и признавать поражение. Умеют ли проигрывать те, кто этого героя называет 'лишним человеком' и неудачником?
Это очень добрый фильм. Спасибо всем, кто после этого фильма стал добрее и лучше.
Радостно видеть, что наша актёрская школа по-прежнему на высоте. И рядом с великолепными Хабенским и Лядовой даже подростки не тушуются. Ещё спасибо за операторскую работу и главную музыкальную тему Алексея Зубарева.
Долго метался сомнениями, стоит ли писать о фильме, который на последнем «Кинотавре» получил первую премию ( знаем мы эти премии) и, после того, как сам себя укоризненно загнал в угол, обречённо сел за клавиатуру.
Роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил» (1995г) дождался своей экранизации только спустя 18 лет после опубликования.
Иванов, который сменил немало профессий: работал сторожем, школьным учителем, журналистом, преподавателем университета, а также гидом-переводчиком в турфирме, так отзывается о главной идеи фильма в одном из интервью: «Суть моего героя в том, что для счастья ему требуется немножко подлости. Чуть-чуть соврать, чуть-чуть смухлевать. В общем, все так и живут. А Служкин подлость заменяет свинством. Где надо сподличать, он свинячит, чаще всего — напивается.»
Для счастья – нужна подлость? Все так живут? Что-то меня не устраивает в таком определении «счастья» этого довольно раскрученного писателя. Но я не об этом.
Оставим эти слова на его совести…Я о фильме.
Сейчас на афишах, при просмотре «трейлера» и на киносайтах, можно прочитать слоган фильма. У этого фильма нет слогана. Трудно объять необъятное? Душу русского интеллигента трудно вписать в несколько слов? Вероятно…
Биолог Служкин ( Хабенский) возвращается на малую Родину, вместе с супругой, бывшей его студенткой, которая «точно жена-декабриста». Служкин, понимает, кто кормить жену и маленькую дочку нужно не только ироничными, едко- снисходительными репликами, но и калориями, не находит ничего лучше как устроиться учителем в школу, правда, берут его преподавать даже не биологию, а географию, т. к. «вести её всё равно больше некому».
Метания «средневозрастного» отца семейства, показаны в лучшем состоянии русского современного интеллигента – состоянии алкогольного опьянения и(или) опохмела. Это ли не удар поддых современной интеллигенции, которая в большинстве своём пошла на компромиссы с этой многострадальной совестью.( Тут можно для полной полноты картины( красивая тавталогия;)), припомнить фильмы 80-х годов прошлого века «Отпуск в сентябре» по Вампилову, «Полёты во сне и наяву» с Янковским).
«Всё как в жизни!» - пишут многочисленные рецензенты этого фильма.
Позвольте с этим не согласится. Вы часто небрежно отдаёте свою жену ( хоть и не любимую) своему единственному другу, продолжая сосуществовать вместе? И молодую маму, аккуратно ломающую своему ребёнку не картонный домик, а жизнь? И молодую, стильную учительницу немецкого языка( Евгения Брик), готовую отдаться человеку- тряпке «на зло»?
Вы часто встречали совершенно не поддающийся контролю десятиклассников, увлечённо «стреляющих» из трубочек и аккуратно мочащихся на тряпку для доски? Лично я «отстрелялся» в классе седьмом, или это так показана деградация молодого поколения?
Ну и влюблённость школьницы Маши (Анфиса Черных), которая, как впрочем и многие, путает свою «влюблённость» в постоянно поддатого учителя, с «любовью» - подана на десерт.
В этом фильме мало солнца. Невыспавшийся современный индустриальный город вечно в сером, похмельном тумане. Ржавые корабли на Каме, всеми силами цепляются за жизнь и ржавеют, умирая, чуть медленнее, чем люди.
Солнце появляется лишь, когда два главных героя идут по вершине сопки вдоль реки, которая расставит все точки над «И». Но уже слишком поздно, водовороты своенравной майской реки, выплёскивают на поверхность никчёмность современного интеллигента, не желающего ничего кардинально менять в своей серенькой жизни. В его жизни всё перемешено, как и в его еде… Макароны и клубника. Вкусно ли это? Решать каждому.
Смотреть ли этот фильм? А как вы относитесь к творчеству Хабенского? Отвечу я по-еврейски.
Но ведь заставил этот фильм меня, лентяя, писать рецензию.
Жизнь этого интеллигента, хоть он и пьёт в любой сложной ситуации, лишена крепости коньяка, терпкости хорошего марочного вина, аромата сухих вин. Вода.
«Просто вода» - некий рефрен фильма. А вот и он - недостающий слоган фильма.
Фильм заоблачного для нынешнего отечественного кинематографа уровня. Блистательный Хабенский. Замечательно преобразовавшаяся Сашенька Рунева - в одной из сцен практически Неелова из 'Осеннего марафона'. Хорошо сыгравшие школьники. Потрясающий оператор.
Но!
Дух родного любимого места, который в романе исходит от Служкина, в фильме сохранен лишь благодаря оператору. Осталось два маленьких, проходных кусочка: урок в Затоне и стоянка под скалой Семичеловечьей.
Теперь о том, что жалко - жалко многих выброшенных фраз и микросцен, которые характеризуют героев. Будкин не рассказывает о мечте уйти в кругосветку, и не стыкуется чувство Нади к нему. Маша в ответ на очередную рассказку Тютина в стиле 'в деревне все умерли' не спрашивает, есть ли вообще в тютинской деревне живые мальчики, и становится абсолютно правильной отличницей, стерильной, как физраствор. Выброшена сцена с перевязкой катамарана и последовавшая настоящая педагогическая победа Служкина.
Есть и более серьезная претензия. Служкин, в версии создателей фильма, стал тотальным неудачником. В книге он уходит из школы победителем. Победителям себя - поход позволил Служкину перестать ненавидеть 'красную профессуру' и Термометра. А еще двоечники, обратившиеся к Географу за помощью перед экзаменом. Ролик же, продемонстрированный Угрозой Борисовной, ставит на этой победе жирным крест. В трактовке фильма - Служкин становится неприкасаемым, которому и руки-то никто не подаст. Иванов был гуманнее и человеков любил больше, чем сценаристы. Увы!
Выкинута из фильма своеобразная манера разговора Служкина: стихи не стихи, присказки не присказки. мало их оставлено, типа к случаю. А для Служкина - это естественный язык, не зря он стихи писал в юности, а любовь к Пушкину сохранил в зрелости.
А есть пара блистательных находок: тема урока: 'Это твоя Родина, сынок' и рэп на стихи Пушкина, исполняемый Градусом и Географом.
Прочитав здесь, на КиноПоиске, о том, что фильм 'географ глобус пропил' получил пять наград кинопремии 'Ника', а также посмотрев церемонию вручения 'ники' решил обязательно посмотреть этот фильм.
Скажу сразу, ожидания были радужными и в корне не оправдались.
Во-первых, что хотел сказать режиссер? - совершенно непонятно. Показать ли жизнь в глубинке и разруху, раскрыть ли образ и душу главного героя Виктора Служкина или чему-то научить зрителей.
Во-вторых, вопрос к раскрытию личности персонажей. Ни один из персонажей нераскрыт, даже герой Хабенского. Неясно почему он пьет, почему паясничает. Почему жена у него такая стерва тоже непонятно. Персонажи даны как факт и на протяжении всего фильма они не меняются. Несмотря на попытку режиссера показать какой-то катарсис главного героя после похода в горы, он остается тем же и на вопрос дочери 'что важно?' отвечает 'важно сейчас покурить' и придя домой курит чай, как в детстве. Спрашивается, если герой статичен, зачем пытаться показать его перерождение?
Еще непонятны чувства Маши Большаковой к своему учителю. Почему она в него влюбляется? просто так? за что? по какой причине? Потому что он пьет и буянит или изменяет жене? Нет, ей эти стороны в Викторе Сергеевиче совершенно не нравятся и она открыто об этом говорит. Может он учитель хороший? или рассказчик? - непонятно, этого не видно, просто есть факт - влюбилась девочка.
В-третьих поражает неестественность всех героев фильма. Причем они неестественны во всем, разговоры не реалистичны, а чувства до предела наиграны. Например разврат и похотливость персонажей совершенно неестественны. Это и отношения Будкина и Надежды Служкиной, и отношения Виктора со своей любовницей на вечеринке по случаю его дня рождения. Показан какой-то промискуитет. На день рождения приходят друзья семьи с детьми, подпивают и 'кадрят' друг друга все в одной комнате, но так бесстрастно и неестественно, что кажется будто они делают все это нехотя, выполняя какой-то обязательный сексуальный долг. Это подтверждает и любовница географа - заставляет заниматься сексом 'через не хочу'. Совершенно неестественный герой - учительница немецкого языка - Кира Валерьевна. То она показана недотрогой, женщиной с какими-то принципами, то вдруг встречая географа на улице просто затаскивает его к себе домой и в кровать. Но тоже совершенно бесстрастно, бесчувственно; предлагает разложить диван и достать белье из шкафа - с таким тоном и видом правильнее было бы не сексом заниматься, а школьный журнал заполнять.
Школа и школьники также неестественны. Вот еще в одном фильме говориться о школе и опять мимо. Режиссер мог бы хоть сходить в реальную школу, посмотреть... Ученики 10 класса рвутся в кабинет, чуть ли не выламывая двери. Зачем? Любят и хотят учиться - да не особо, или хотят увидеть и оценить нового учителя? - тоже нет. Врываются в класс и начинают болтать, дурачиться, бездельничать, шуметь - что же им в коридоре мешало? Разговоры и поведение похожи во многом на учеников класса пятого или в крайнем случае седьмого, как и шуточки: 'кто последний, тот дурак'.
Может единственно, что естественно, что в поход они едут в основном побухать (правда странно откуда у них столько водки с собой, чтобы три дня пить, да и еду они почти не готовят).
В походе тоже много всего непонятно и неправдоподобно. Так, например, когда географ на лодке уплывает. Как? лодку должен был кто-то отвязать. Когда школьники думают, что географ их кинул, то паникуют (играют все также посредственно), а одна девчонка кричит 'мы все умрем' - с чего бы это? они плыли неполных два дня по реке - заблудиться в лесу и умереть в такой ситуации довольно проблематично. Они чертовски разозлены на географа за его 'бегство' и ученик Градусов даже хватается за нож, но когда географ возвращается, то ему предлагают искупить свою вину сказав 10 раз 'я бивень' - просто верх неправдоподобия! Эмоции Марии Большаковой в этом походе также выглядят неубедительно.
В целом фильм - недостаток на недостатке, исправить которые даже сильному актеру Константину Хабенскому оказалось не под силу. Но почему же фильм - победитель кинопремии 'Ника'? Да потому, что конкурентами его были такие 'шедевры' российского кинематографа, как «Горько!»?, ?«Метро» и «Сталинград». Раз уж режиссер 'Горько' Жора Крыжовников был назван открытием года, то неудивительно, что 'Географ глобус пропил' стал и лучшим фильмом, и шедевром и примером, к которому нужно стремиться.
Это роман о том, как много человеку требуется мужества и смирения, чтобы сохранить 'душу живую', не впасть в озлобление или гордыню, а жить по совести и любви.
Алексей Иванов
Выход 'Географа' на большие экраны не подразумевал большого зрительского взрыва, но для первых дней премьеры желающих посмотреть отечественное кино, конечно, могло бы быть и больше. Гадать, почему на 'Горько!' приходят, а на 'Географа' не очень, бессмысленно. У двух этих лент буквально мировоззренчески разный зритель и хочется рассказать о действительно хорошем фильме снятом Александром Велединским. Поверьте, обладатель четырех наград «Кинотавра» этого заслуживает.
Мотив ленты - одноименный роман Алексея Иванова. Предложение снимать по современной русской прозе режиссеру Велединскому поступило от режиссера Валерия Тодоровского. Александр написал сценарий, в котором события перенесены из 90-х в 2000-е. Отказался от детских воспоминаний Служкина и скорректировал любовную линию. Все изменения были согласованы с автором. Премьера фильма состоялась в Перьми, где по книге и проходит жизнь начинающего учителя географии Виктора Служкина. Витя потерял работу, его берут учителем географии в местную школу, в 11 'А'. Он много пьет и шутит. Его семья – это дочь Тата, любимая жена Надя, которая в свою очередь откровенно презирает «лузера несчастного», а живет с Виктором якобы из-за дочери. Да что греха таить Витя уже и сам мечтает пристроить супругу в добрые руки. События в провинциальной жизни географа протекают не скучно. В гости к семье захаживает друг детства Будкин, в которого впоследствии влюбляется Надя Служкина. В школе географу встречается красивая и свободная учительница немецкого Кира Валерьевна, но и она тоже «западает» на состоятельного Будкина. Вырисовывается любовник многоугольник, вот только до Служкина в нем никому нет дела. Его образ вне прелюбодейских утех, да географ и не отчаивается. У него есть «отцы» из 11 «А». Школа в фильме это отдельная история, с первой любовью ученицы Маши Большаковой угадайте к кому, приключенческой линией местной шпаны. В жизни учителя и учеников произойдет поход, ради которого наверняка снималась эта русская история в духе таких картин как «Осенний марафон» и «Москва слезам не верит».
Константин Хабенский раскроется в ней как бездонно глубокий актер, способный на невероятные характерные реинкарнации. Лучшая мужская роль «Кинотавра» отдана человеку, старающемуся в «этой несправедливой жизни быть счастливым». Как не пытался Служкин пропить свою совесть, у него это не получилось. Витя Служкин по словам Александра Велединского этакий «герой нашего безвременья». Нам бы сейчас такого очень надо! Он не хочет никого учить жизни, не осуждает, не призывает к баррикадам, не гонится за длинным рублем и материальными благами. Он просто живет и находит особую прелесть в каждом человеке, обстоятельстве, прожитом дне. «Стараюсь, из кожи лезу…» - признается Витус своей ученице Маше Большаковой. Говоря о характере персонажа, Велединский неоднократно отмечал: «Географа таким сделал не я, это Леша Иванов его таким написал, и его бесит, когда его героя, равно как и героя фильма, называют «маленьким человеком». Алексей сравнивает его с князем Мышкиным. В «Идиоте» есть оксюморон «Лев Мышкин», а в «Географе…» Виктор Служкин, обслужкин. Потому что он всех обслуживает своей любовью». (из интервью журналу «Сноб»)
Почему фильм хорошо приняли в Европе? Почему в России лента получила единогласное признание «Кинотавра»? Потому что Служкин живет в каждом из нас. Он носитель простого русского характера, в нем хорошее пересилило плохое. Если бы подобное случилось со всеми нами…
Моя мама первая сходила в кино на этот фильм, и, когда я спросила, стоит ли мне его смотреть, она ответила: 'Сходи, но вряд ли ты что-нибудь поймешь в силу своей молодости (мне еще нет и двадцати). Это фильм для тех, кому за сорок, кто пережил или переживает кризис среднего возраста'. Само собой эти слова вызвали у меня бурю недоумения и по-юношески предсказуемое желание поскорее посмотреть картину и доказать себе, что молодость — не порок, что все я способна понять, а мама лишь улыбнулась и бросила мне вдогонку: 'Ну, посмотришь — обсудим'.
Внимательно смотрела. Наслаждалась непередаваемой энергетикой и восхитительной игрой Хабенского (верю!). Вышла из кинозала в не особо легким настроении, находилась под впечатлением: картина показалась мне мрачной, тяжелой, отражающей темную сторону жизни. В голове было одно слово: безысходность. Мне казалось, главного героя засосало в глубокую трясину, из которой ему уже не никогда выбраться. Да, он сохранил моральный облик, но это не отменяет того, что жизнь превратила его в циника, которому 'все по-барабану', лишь бы глоток чего-нибудь покрепче был под рукой. Я решила, что эта картина о том, насколько гадкой может быть человеческая жизнь, как окружение может превратить его в циничного алкоголика, у которого уже нет сил как-то бороться, что-то менять, который навсегда обречен плавать в этом болоте: жена уходит к лучшему другу, с работой тоже не заладилось, жизнь в небольшом городе и никаких перспектив для дальнейшего развития — и вправду, как жить дальше?
Когда я поспешила рассказать о своих впечатлениях маме (с глубокой уверенностью, что поняла, как и все мои друзья, все показанные жизненные перипетии), первое, что она сделала — это переспросила: 'Ты считаешь, что главный герой несчастен? Так вот, это фильм о счастливом человеке'. После моих ошарашенных глаз и маминых объяснений, я повествую вам, о чем все-таки этот фильм.
'Географ глобус пропил' показывает нам счастливого человека Виктора Служкина. Счастье его заключается в том, что он абсолютно свободен. Свободен от общественного мнения: он не боится показаться нелепым или смешным, он говорит то, что думает, не надевает масок и не строит из себя того, кем не является. Вместе с тем он не выходит за рамки морали, в любой ситуации сохраняет человеческий облик: не делает никому ничего плохого, желает жене только добра, потому, вместо того, чтобы мстить ей за измену, просто отпускает ее, не держит зла и на друга, а также пытается найти общий язык с детьми и не поддается искушению сломать жизнь юной наивной влюбленной девушке. Он просто делает то, что хочет: любит свой родной город, любуясь окрестностями и рассказывая о его истории и природе пусть даже в пустоту — ему все равно, слушает его кто-нибудь или нет, также он трогательно заботится о своей дочери. Да, пусть Виктор Сергеевич пьет, но, глядя на него, кажется, что этот человек всегда держит себя в руках, и, когда нужно будет остановиться, он не перегнет палку. Он не старается делать то, что от него ожидают окружающие, а просто занимается тем, чем хочет: курит чай, завернутый в газетку, и, как ни в чем не бывало, весело прячется от жены на балконе, улыбаясь морозному солнцу. Жизнь продолжается.
Мама была права: некоторые вещи по-настоящему можно прочувствовать, только пройдя какие-то определенные жизненные этапы. Мне не показалось, что герой счастлив, потому что в силу возраста мне еще не опостылело соблюдать определенные нормы поведения, жить в обществе, которое меня принимает, в котором я 'своя' и не делаю ничего выходящего за рамки дозволенности, увы, пусть даже в душе желая совершенно иного. С возрастом, говорит мне мама, хочется простого человеческого счастья и свободы — чтобы никто не трогал и не приставал со своими стереотипами, нормами, успевшими до чертиков приесться за жизнь, и представлениями о том, каким должен быть счастливый человек.
Противоречивые чувства вызывает персонаж Виктора Сергеевича Служкина (респект Константину Хабенскому) из нового фильма Александра Велединского: здесь и жалость, и негодование, и понимание, и неприятие. По возрасту еще совсем молодой человек (всего 6-7 лет назад был аспирантом-биологом), выглядит гораздо старше: неухоженность, мешки под глазами, редеющие волосы. И все это результат того стиля жизни, который он для себя в итоге сформировал: я - пассажир электрички с неоплаченным билетом, пусть с меня что-то требуют, но не убьют же в конце концов. Чтобы вызвать какую-то деятельную активность у Служкина, нужен вызов, мощный раздражитель. Но реакция не может продолжаться долго и вот опять возобновляется течение жизни за грязным окном. Его отношения с несколькими женщинами напоминают анекдот: жене сказал, что пошел к любовнице, любовнице сказал, что пошел к жене, а сам… катался на качелях. Именно отстраненность и созерцательность дают ему моменты счастья. Вот он плывет на плоту лицом в небо, или курит на балконе, или лежит на заснеженной шлюпке посреди заледенелой Камы. И в то же время он личность, с взрывным характером и полным отсутствием зависимости от мнения окружающих. Возможно, эта нестандартность поведения и мыслей привлекают к нему внимание класса и стольких женщин.
За женских персонажей хочется сказать отдельное спасибо сценаристам, режиссеру и исполнительницам ролей. Это как же выкручивает руки судьба, если для пятерых женщин свет клином сошелся на главном герое – алкаше, и социальном неудачнике? Для жены Надежды, спустя несколько лет брака, закончился туман студенческой любви. И вот, она уже на окраине большого города, в неухоженной однокомнатной «хрущевке», с ребенком, играющим в большой картонной коробке. И на всякий случай, чтобы знать, где же выход из этой жизни, на двери плакатик группы «The Doors». И выход она видит в новых отношениях с приятелем друга.
Трех других женщин можно смело объединить в «Клуб одиноких сердец», хотя внешне они совсем не похожи друг на друга. Ухоженная и обеспеченная преподавательница немецкого, которая и преподавание-то ведет факультативно, т.е. не обязательно. Разбитная мать-одиночка и «рыба-прилипала» Александра.
Отдельно от всех стоит ученица Маша из класса Служкина, для которого она придумала образ тонкого интересного человека под наносным слоем неряшливости и привычки к алкоголю. На ее признание: «Я люблю Вас, Виктор Сергеевич», он отвечает: «Я тоже тебя люблю». А слышатся при этом интонации героини Натальи Крачковской из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «И тебя тоже вылечат». Так в итоге и произошло…
Хотелось бы отметить работу операторов в фильме. Атмосфера провинциальности, заброшенности и общей безнадеги передана так густо, что просто тяжело это выносить. Идеальный антураж для героя, который не хочет ничего менять и старается до состояния «из кожи вон» быть счастливым в предложенных обстоятельствах.
Финальная сцена хороша. Задаешься вопросом: «Что? Опять?» и вспоминаешь строчки Андрея Макаревича: «А на утро все те же за тем же столом, заказав, кто какао, кто пиво…» И еще. Захотелось прочитать книгу.
В том, что это не хорошо, не виноват никто или виноваты все. Если говорить о фильме «Географ глобус пропил» как о продукте, то он невероятно хорошо. Но ведь не это главное, не этих слов он заслуживает. По идее, мы не должны говорит и думать о том, как кино сделано, сыграно, написано, потому что фильм претендует на большее. На родное, душевное, щемящее. Когда одновременно узнаешь себя в ком-то из героев или видишь что-то новое, переживаешь за них, как за себя.
Но боюсь, что фильму не хватило чего-то важного. Например, в главном герое Служкине. Иванов, создатель Служкина, тонкий исследователь не только недостатков, но и достоинств. Он объясняет мотивы лучше, чем кто-либо другой. Он умеет делать людей, правильнее сказать, мужчин обаятельными, умными, дерзкими, рисковыми, рыцарями. Сильные качества компенсируют недостатки. Киношный Служкин, бесспорно, человек порядочный и понимающий, но слабость его отталкивает. Это какой-то юродивый, который почему-то вызывает раздражение. Нет ума, нет души, лишь только непротивление. Непротивление не во имя чего. Так проще – просто живешь, просто страдаешь.
Получается, что наша жизнь – пустое блуждание в потемках или от мужчины к мужчине. Надежды на счастье нет в принципе, зато фрустрации и разочарования море. Мне кажется, когда русский режиссер снимает кино, он хочет сказать что-то важное. Нам еще раз рассказали о том, что ранимые и тонкие души живут среди, деликатно назовем, маргиналов. А последним тоже присуще тонкое человеческое. Единственное, что я поняла – нам не хватает оптимизма.
Фильмы на школьную или околошкольную тематику не так уж и часто выходят в Российский прокат, а Российские кинематографисты почему-то неохотно снимают картины на эту, в общем-то, очень обширную и интересную тему. Главным специалистом по этому делу у нас является Валерия Гай Германика, её фильм «Все умрут, а я останусь» и сериал «Школа» знают многие, но многие же их и ненавидят. Я так же отношусь к этим творением негативно, и считают их очень поверхностными и тупыми. Для меня, как и для многих лишь фильмы, снятые в советский период до сих пор вызывают какие-то чувства и эмоции и, несмотря на то, что и учителя и ученики сейчас другие сумели каким-то чудом не потерять своей актуальности. До этого неизвестный мне Александр Велединский видимо решил исправить этот пробел и снять действительно глубокое кино про взаимоотношения учителей и школьников.
Зачин картины до невозможности стандартен. Новый учитель приходит работать в новую школу, начинает преподавать в новом классе и естественно начинает налаживать контакт с учениками. Впрочем, тема эта не нова только для мирового кинематографа, а вот для нашего кино такое начало это нечто новое. И действительно, несмотря на всё-таки стандартное начало, этот фильм начинает удивлять уже с первых минут и сразу становится понятно, что это отнюдь не штамповка.
Актёрская игра мне очень понравилась. Константин Хабенский лишний раз доказал, что один из лучших (если конечно не самый лучший) наш актёр. Даже словами трудно описать, как он мастерски проработал образ своего персонажа, можно лишь поаплодировать ему и этим всё будет сказано. Как ни странно, но актеры, исполнившие роли его учеников от него не отстают, их персонажи нисколько не фальшивят и смотрятся очень органично. То же самое относится и ко всем актёрам второго плана. Что тут скажешь кастинг был проведён отличный и актёры выложились по полной.
Музыкального сопровождения как такового в картине практически нет. Но это не значит, что там нет никакой музыки. Саундтрек здесь делают сами ученики, исполняя то рэп, то подобие бардовских песен про жизнь и звучит всё это гораздо лучше и органичнее чем те песни, которое просто могли звучать на фоне.
В общем «Географ глобус пропил» это действительно кино, которое было нужно снять, ведь про современных Российских учителей и учеников наш зритель знает лишь по «топорным» фильмам Германики. Эта картина так же не лишена небольшого гротеска и не претендует на звание сверхреалистичного, но это действительно хорошее кино…хорошее Российское кино, в котором есть и драматизм и психология. Автор попытался проникнуть в душу Российского учителя из провинции и его учеников и ему это удалось, ему удалось раскрыть эту тему. Конечно, всё это показано по большей части метафорично, но, несмотря на это вполне доступно для понимания обычного зрителя не привыкшего смотреть арт-хаус. Картина до того самого арт-хауса никогда не опускается и это только идёт ему на пользу. Этот фильм один из немногих Российских фильмов вышедших в этом году в наш прокат действительно можно порекомендовать к просмотру всем независимо от пола и возраста, лишь бы было желание думать при просмотре, ведь это кино само собой не развлекательное.