К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Почему-то очень многие отечественные фильмы любят демонстрировать глубину и сложность русской души через тяжелые жизненные обстоятельства, помноженные на пьянство, иронию и суровый климат русской глубинки. Обычно эти элементы – “must have” картины, о которой будут говорить, что она достоверно отражает современную реальность. Именно этот «боекомплект» представлен вашему вниманию в фильме Александра Велединского.

История о том, как кучка школьников издевается над запойным дядькой на уроках географии, а он, несмотря на то, что имеет вагон личных проблем, берется показать им в жизни нечто большее, чем серые городские будни.

В фильме главную роль играет Константин Хабенский. В своем часто-используемом амплуа интеллигентного пьяницы с твердыми морально-этическими установками и тонким юмором, несомненно, вызывает улыбку у зрителя. В то же время остальные актеры, особенно исполняющие роли школьников, переходят в разряд «любителей», от игры которых то и дело попадаешь в водовороты состояния «не верю» на протяжении всего фильма.

Забавен любовный «ромб» географ - жена географа - Будкин - учительница немецкого, в котором Будкин – друг географа, переживает, что отбил Новую потенциальную подружку у географа, но совершенно не терзается угрызениями совести от того, что ранее увел его жену. Кто и с кем в итоге останется – неясно до самого конца фильма. К тому же, на горизонте появляется невинное, чистое существо, десятиклассница Маша, бесконечно влюблённое в своего учителя.

На мой взгляд, одна из красивейших и сильных сцен фильма – момент, когда продрогшие Маша и Географ попадают к очагу, после неудачного поиска ближайшего села. В остальном – частые кадры сплавов по Каме вызывают откровенное недоумение: как с минимумом подготовки и отсутствием опыта эту шайку вообще пускают по столь опасному маршруту. Фильм немного огорчает тотальной идеализацией обстоятельств: герои часами мокнут в ледяной воде, не получая воспаления легких, а спиртного и сигарет у них с собой столько, что создается впечатление, что второй плот с алкопровиантом спокойненько дрейфует вдоль берега и просто не попадает в кадр.

И все-таки, если не обращать внимания на множество шероховатостей в сценарии и актерской работе, картина оставляет светлое, легкое впечатление. Здесь не будет отвратительных драк, насилия, и мата в каждом кадре, чтобы подстегнуть интерес зрителя. Фильм, в относительно мягкой форме расскажет о том, что несмотря на внешние обстоятельства счастье всегда кроется в нас самих.

7 из 10

30 августа 2016 | 08:23
  • тип рецензии:

Я узнала об этом фильме из 'Вечернего Урганта'. Он меня заинтересовал, было много хороших отзывов о нем. Кстати, Иван Ургант даже написал о том, как он ему понравился, в твиттере. Предыдущие его советы относительно книг, фильмов и музыки всегда открывали мне что-то новое и прекрасное, так что сомнений у меня не осталось. Тем более Хабенский мне очень нравится.

Но сначала я решила прочитать книгу, по мотивам которой, собственно, и снят этот фильм. Дочитав ее, я осталась под впечатлением... Непонятным впечатлением, неоднозначным... В общем, не из тех эта книг, что читаются и быстро забываются.

И вот теперь начну о фильме. Как и везде, из фильма, конечно, многое убрали. Допустим, эпизоды из детства главного героя, встречу Нового года и так далее. Причина вполне ясна. Не делать же им фильм на 10 часов. Да и не так уж важны эти эпизоды. Они оставили суть, добавили что-то новое. Но они как-то 'отшлифовали' главного героя. Да, как ни странно, это даже смягченный вариант. Но я сейчас пишу рецензию на фильм, так что сравнивать его с книгой так уж сильно - глупо. Да и вообще, все эти детали на мое впечатление от фильма не повлияли никак.

Итак, стоит немного поговорить о Служкине - главном герое. Я думаю, чтобы его описать, хватит этого его монолога, простите, что снова из книги:

'Конечно, никакой я для отцов не пример. Не педагог, тем более – не учитель. Но ведь я и не монстр, чтобы мною пугать. Я им не друг, не приятель, не старший товарищ и не клевый чувак. Я не начальник, я и не подчиненный. Я им не свой, но и не чужой. Я не затычка в каждой бочке, но и не посторонний. Я не собутыльник, но и не полицейский. Я им не опора, но и не ловушка и не камень на обочине. Я им не нужен позарез, но и обойтись без меня они не смогут. Я не проводник, но и не клоун. Я – вопрос, на который каждый из них должен ответить.'

Вот и вот. Вот и весь Служкин. И, на мой взгляд, Хабенский с этой ролью справился просто отлично. Не только на мой, думаю, раз его уже за нее наградили.

Вот об остальном актерском составе... В основном, это молодые ребята, вот от их игры впечатление у меня двоякое... Вроде бы хорошо сыграли, но кое-где не совсем. То ли переигрывали, то ли недоигрывали иногда. Но в целом картина хороша. И великолепные пейзажи и музыка сделали свое дело.

Во время прочтения книги чувствовался некий груз, тяжесть. Депрессивное состояние. В фильме... В фильме этого нет. Если и есть, все равно не в той степени. Так что, знаете, ребята... Это, наверное, тот самый случай, когда фильм мне понравился больше. Он замечательный. Обязательно посмотрите.

10 из 10

07 декабря 2013 | 22:35
  • тип рецензии:

Порадовало, что наконец стали снимать настоящую Россию. А она совсем не ограничивается глянцевыми районами Москвы, 'домами-пистолетами' новых кварталов и Золотым кольцом. Россия - это и Дальний Восток, и Сибирь, и Урал, и Алтай, и Кавказ, и еще много всего. Самобытная величественная культура, которую практически невозможно загнать в узкие рамки песен про 'доброго молодца' и вывеску хореографического ансамбля 'Березка' показывается в 'Географе...' очень выгодным образом. Велединский показывает самое простое и обыденное, как нечто сакральное, вечное и важное, не забывая об этом еще и о чувстве юмора. Это касается природы, равно как и героев. Так, заурядный алкоголик оказывается философом, имеющий серьезные амбиции в отношении святости.

Впрочем, визуальная составляющая показывающая всю величественность природы оказывается тут в несомненном конфликте с фактологическим содержанием. Находящийся в экзистенциальном тупике герой Хабенского, уверенно повторяющий путь персонажа Янковского из 'Полетов во сне и наяву', демонстрирует душевную широту и полную житейскую слабость. Страдая и стремясь найти гармонию в своей душе он допускает ряд серьезнейших ошибок. Его взаимоотношения вверенными детьми показывают его полную неспособность справляться с испытаниями.

Наверное тут можно делать глубокомысленные обобщения на тему 'усредненного портрета'. Но ни разу ведь не будут они корректными. Созерцательный философ окажется алкоголиком, который едва не погубил своих учеников и остановившийся в шаге от совращения несовершеннолетней. Поэтому, фильм показался мне проходным. Ностальгия по 'Полетам во сне и наяву' и предвестие 'Андрея Тряпицына'. Впрочем, если терпимее отнестись к философскому разгильдяйству героя, которого кстати вполне и вполне достойно исполнил Хабенский, то и оценивать фильм можно выше. А так, можно вспомнить фильмы Асановой с Приемыховым и найти в них вполне равноценную замену. В целом, соглашусь с оценкой своего друга по Кинопоиску prouste, который полагает, что: фильм 'не провальный, для разового просмотра, на фоне киноситуации в целом и стал очень переоцененны'.

6 из 10

11 января 2015 | 21:59
  • тип рецензии:

Виктор — далеко не эталон современного человека. Но главный его плюс в том, что он принимает себя таким какой он есть; не боится правды не только по отношению к себе, но и вообще. Плохо, что режиссёр сделал главного героя алкоголиком, но, к сожалению, таковы реалии современной России. Мне так же претит отсутствие амбициозности у Виктора, его «овощеподобность», но на другой чаши весов — его умение наслаждаться малым, не руководствоваться по жизни жаждой денег и сексом, или не быть снобом, в конце концов, какой оказалась учительница немецкого. Последняя ничем не лучше представленных в фокусе трёх барышень, только одевается и выглядит элегантнее. В общем-то, все психотипы центральных героев и есть население России (перечислила не всех, лень).

Виктор мне напоминает русский аналог дзен-буддиста, многие его реплики. Ему и стихию присваивают в виде воды. Да он и сам по жизни плывёт будто по течению, не сопротивляясь. Об этом и на экскурсии Маше говорит, что жить у реки прекрасно, и можно просто взять и уплыть в Австралию. Вот он «географ»! В качестве похода тоже выбран именно сплав по реке. Это очень символично, особенно после того, как я сказала, что главный герой будто плывёт по течению. Как мы видим, плыть по течению не так и безопасно: порой встречаются смертельные пороги. Опять же символично то, что сам Виктор не участвует в прохождении Долгана, а смотрит с Машей на всё с утёса. Остальные же участники похода прошли боевое крещение. Стихия то ли женщин, то ли молодого поколения, то ли только любви — огонь. Именно поэтому Маша называет фотографию, которую даёт Виктору Сергеевичу «Вечный взрыв», на что он присылает ей фото с надписью «Просто вода». Вода тушит даже «вечный» взрыв. Да и взрыв не может быть вечным. Но вечной является проблема непонимания и разности взаимоотношений между женщиной и мужчиной, и смена взглядов с взрослением, затихание страстей, и неспособность героя на «вау»-любовь.

Говорить о том, что смысл фильма в целом было показать как живут в городах центральной России не стоит. Это и так на поверхности. Проблема образования тоже на виду. То, что фильм сравнивают с «Левиафаном», понятно, т. к. в обоих фильмах присутствует контраст между простым, провинциальным русским человеком и невероятной красоты природой. Напоследок я только процитирую одну фразу главного героя: «Мы с тобой живём посреди огромного континента, можно сказать, прямо в самом его сердце. А здесь у реки ощущаешь себя на краю Света что ли.»

И эти слова бьют одиночеством, покинутостью и... вседозволенностью.

8 из 10

03 октября 2016 | 13:14
  • тип рецензии:

Этот фильм сбалансирован, как само мироздание. Тот, кто хочет, чтобы ему показали, как надо, не увидит ничего. Тот же, кто умеет учиться сам, найдет в этом фильме для себя полезное. Кто склонен замечать скорее упадок - увидит упадок, кто надежду - увидит надежду. Безобразие отметит тот, кто привык акцентировать внимание на нем в жизни, ищущий красоту - найдет ее.

В главном герое, несмотря на все его моральные недостатки, которые усложняют жизнь окружающим и тормозят его собственное развитие, есть некий правильный стержень, какая-то вселенская мудрость: он не мешает людям жить так, как они живут, и любит их. Любит - но в нем нет веры, он не борется за людей... Он как бы дает им вектор своим добрым отношением, своим принятием их такими, как они есть. Но действовать они должны сами.

Конечно, он просто человек, чувствующий красоту, боль, осознающий весь ужас своих ошибок. Но всё же есть в его душе намек на принадлежность к чему-то высокому, вселенскому. И алкоголь - единственный известный ему способ выйти за грань, приблизиться к этому вселенскому. Но алкоголь обычно все же дает больше тумана, чем проблесков, и в этом тумане бродит наш герой.

И вроде бы он бесхребетный - однако нет, есть у него четкая установка: любить. При этом он не заставляет никого любить себя. Ему не нужно искать любви, она есть в нем самом. И в этом его мудрость, пусть и не до конца осознаваемая им самим.

Интересный парадокс: от этого туманного фильма осталось удивительное ощущение ясности и трезвости. Захотелось просто жить, делать как должно - и будь что будет.

11 июля 2015 | 05:35
  • тип рецензии:

Вот пожалуйста, бытие осевшего, ни к чему не стремящегося, ни за что не борющегося человека, упивающегося своей монотонностью и алкоголем.

Эмоции фильм вызывает явно неоднозначные. Вроде улыбаешься, а внутри грустно, осадок вроде остается, а задумываешься на сколько сильный, уже и нет его.

Здесь географ предстает вовсе не героем и уж точно не бойцом. Этот человек готов всю жизнь семенить по истоптанной, проверенной, дороге посредственности и смирения. И не дай боже свернуть ему на неизвестный путь, чуть более извилистый, через кусты он вывернет обратно. Все неурядицы и осложнения он принимает без досады и попыток противостоять. Если нет денег на сигареты то, можно ведь покурить черный чай через газетку на балконе, ему и в голову не придет, напрячься над решением даже такой мизерной проблемы. Чаек курится, ну вот и славно, такая философия, такой жизненный режим.

И если вы готовы погрузиться на 2 часа в мир этого человека, то вполне возможно что после просмотра, вам очень захочется действовать, двигаться и уж точно не курить чай на балконе.

7 из 10

26 января 2015 | 00:57
  • тип рецензии:

Потрясающе живой и честный фильм о людях, со всеми их достоинствами и недостатками, простотой и сложностями. Жизнь на границе города и глубинки показана на удивление точно, знакомые и родные развалины прошлого переплетаются с проблемами настоящего.

Главный герой - человек с очень редким даром жить в реальном времени, присутствовать здесь и сейчас и наслаждаться этим. Он не заглядывает в будущее, не заботится о репутации, не гонится за современностью. Он живет так как душа лежит, пускай иногда коряво и странно, но честно и открыто. За пустотой и бесцельностью школьников тоже можно увидеть начинающую проглядывать глубину, они взрослеют на глазах. Поведение школоты напоминает наше идентичное поведение в юности, неужели мы были такими? Трудно себе признаться в этим, но были!

Ни одна попытка поставить себя на место главного персонажа не увенчалась успехом. При осмыслении почему на ум приходят неприятные картины нашей реальности, кучи навязанных обществом комплексов и обязательств, мусор потребительства и 'перспектив жизни'. Напрашивается вывод, что большинство людей, разучившись находиться в данном месте в данное время, не живут в реальности а урывками заглядывают в нее, в основном находясь мыслями и растворившись в грезах 'возможного лучшего будущего' и пустоте потребительства, безграмотности и глупости, лени и не желании что-то меня своими руками.

24 ноября 2013 | 10:35
  • тип рецензии:

'Географ глобус пропил', режиссер Александр Велединский (2013 г.)

Наконец то качественное российское кино, достоверное, честное, живое, отчасти забавное, с хорошей операторской работой, интересными диалогами и отличной звуковой дорожкой.

Иронично здесь показан кусочек жизни, кусочек России сегодня, с ее бытовым блядством и пьянством, деградацией, трудными подростками, русском 'авось' и серой провинции с разрухой, замыленными обоями и растянутыми несвежими свитерами.

Наконец то социальное кино, после которого хочется думать и которое не оставляет зрителя равнодушным. В нем хочется поковыряться и задаться вопросом... А итог, мысль, сообщение, результат просмотра в чем? А в том, что главное для собирательного образа русского человека, выращенного в эпоху разрушения и деморализации- это покурить, а покурить нечего, а для того, чтоб было чего- делать не хочется решительно ничего. Принятие действительности здесь и сейчас, без надежд и амбиций, приправленное очень русским матом с ароматом вчерашнего перегара.

Занавес. Рекомендую.

12 ноября 2013 | 11:32
  • тип рецензии:

Друзья, это просто роскошный фильм!

Рекомендуется к просмотру всем мужчинам, пережившим или переживающим развод. Очень полезен мужчинам-учителям старших классов, а также полезен он будет и самим старшеклассникам, чтобы они лучше понимали, кто на них смотрит по ту сторону баррикад.

Изумительные актерские работы, потрясающая режиссура и операторская работа. Трогательная музыка. Очень интересный сценарий. Все это сделало простую, в общем-то, историю киношедевром.

Безусловно, стоит выделить актерскую работу Хабенского, который превзошел самого себя. Одно дело играть былинных офицеров или революционеров, а другое дело в обычных провинциальных бытовых условиях показать горечь жизни умного образованного интеллигентного человека, не находящего себя в этой современной ублюдской в общей своей массе жизни.

Мне очень понравился подбор актеров на роли школьников. Действительно показаны разные типажи от бунтарей до приспособленцев. Актеры второго плана сыграли безупречно. Исключительно позитивные эмоции и похвала им.

Ряд режиссерских и операторских решений очень порадовал. Ведь крайне сложно из простой постной блеклой провинциальной бытовухи сделать шедевр. Это практически нереально, т. к. такое могут только мастера уровня Михалкова, который заставил плакать, глядя на 12 мужиков, 3 часа подряд разговаривающих за столом в спортзале. Здесь тоже местами плачешь. А местами до слез смеешься, и эти контрасты делают фильм незабываемым.

Друзья, перед нами объективно шедевр. Роскошная просто работа. Бегите в кинотеатры, там этот фильм смотрится особенно хорошо.

Спасибо всем, кто сделал Это.

Отдельная благодарность девочке, сыгравшей главную роль школьницы. Приятно осознавать (если ты мужчина за 35), что такие девочки еще остались в нашей порочной жизни.

9 из 10

14 декабря 2013 | 05:21
  • тип рецензии:

В нашем грустном мире кино и книг существует множество бед. Плохие режиссеры, странные сценарии, плохо подобранные актеры… но одной из печальнейших бед является время. Все мы ограничены временем; оно летит неумолимо, и приближает нас к завершению. Обычно эти завершения не столь драматичны, как завершение жизни. Кончился попкорн, выпита кола, но окончание любимой книги, сериала или фильма всегда оставляют след в сознании. Правда сейчас не об этом. Время может нагадить и в другом месте: хронометраж фильма может внести существенные коррективы в экранизацию книги. Не стал исключением и «Географ глобус пропил», правда я не уверен, что этот фильм можно называть почетным именем книги.

Географ - это история о человеке, обычном человеке, коим могут стать абсолютное большинство. Школьный озорник, доморощенный поэт, мыслить и мечтатель - тот, кого мы часто можем увидеть у пивного ларька. Жизнь не всегда идёт так как нам хочется, и Географ учит этому самым жестоким способом. Книга учит.

В оригинальной истории мы видим множество судеб, они все разные, но каждая из них так похожа на другую. Кира - высокомерная немка, что теряет всю недоступность и высокомерность из-за любви. А любовь ли это? Сашенька, что сошла сума из-за другой любви. А ведь это самое настоящее сумасшествие, и таких среди нас миллионы. Возможно, даже вы сами являетесь «Сашенькой». Ветка… Каждый герой имеет свои мотивы, но каждого жизнь приводит вовсе не туда, куда они хотят. Книга приводит.

Но как же фильм? Я видел множество хвалебных интервью и благоговейных отзывов. Да, несомненно, картина получилась стоящей. История Служкина, и его противостояния с классом. История сплава. История любви… настоящей, искренней, и такой детской. Но ничего кроме этого. Опасность, переживания, они превращают Виктора из ироничного дурачка в кого-то более понимающего. Сплав меняет всё… Вот только читая книгу, мне вовсе не казалось, что он когда-то был дурачком. Хронометраж убивает мир оригинального Географа.

Да, выбрана, пожалуй, самая цельная линия рассказа. История класса и детей. Одного класса. Маша, Овечкин, Градусов… Краткое противостояние в стенах школы, экскурсия по докам, и поход. Взросление, как самих ребят, так и Служкина. Ребячество, издевательства и соперничество за Машу с Овечкиным. Вспыхнувшие чувства и угасание саркастичности Географа. Все это есть, и все это вы сможете пережить вместе с героями на экране.

Фильм «Географ глобус пропил» - замечателен как фильм. Его вполне можно ставить в один ряд с такими картинами как «Клуб завтрак», «Общество мертвых поэтов», «Учитель на замену». Нет, они не рассказывают похожие истории. В них практически нет зеркальных ситуаций. Но. Но они все повествуют о жизни, как она есть. О ломке и переосмыслении своей мечты, во что-то большее. Во что-то… грустное.

«Географ глобус пропил» вряд ли стоит смотреть или читать тем, кто способен думать. Депрессия обеспечена. «Географ глобус пропил» вряд ли стоит смотреть тем, кто способности думать давно лишен, ввиду её атрофирования, - посмеяться можно и с более веселых «комедий». «Географ глобус пропил», возможно, стоит посмотреть лишь тем, кто еще способен измениться. Или хотя бы попытаться это сделать. Попытайтесь все. Но помните, попытка - все же очень жестокая пытка.

31 октября 2013 | 21:56
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: