Есть фильмы которые забываются сразу после просмотра. Некоторые нет сил досмотреть до конца. И есть такие, в мир которых погружаешься сразу и живешь жизнью и страстями его обитателей. Фильм «Географ глобус пропил» - из таких. Надпись «Счастье не за горами» которую мы видим на первых минутах на фоне знакомой глазу разрухи и запустения, задает тон всей картине. Ирония, вера в добро на фоне разного рода неурядиц и неудач. Виктор Служкин – бывший аспирант-биолог московского ВУЗа, изгнанный оттуда видимо за пьянку, возвращается на малую родину. Жена следует за ним, но скоро разочаровывается в муже – неудачнике и открыто его презирает. Сам же Виктор, страдающий от зеленого змия, меняет одну работу за другой и наконец решает попробовать себя в роли учителя.
О герое Хабенского Викторе можно говорить много – образ получился любопытный и неординарный. Он мудр и наивен; силен и слаб; добр и жесток. Этим человеком можно одновременно восхищаться и презирать. Он инфантилен. Как ребенок, говорящий «я больше не играю», стремится уйти в сторону от неприятной ситуации, либо от ситуации требующей его ответственности и серьезности. При этом, когда жизнь припирает к стенке, внезапно внутри обнаруживается стальной стержень, принципы и упрямство. Впрочем, Виктор и сам, судя по всему, не знает как поступит в следующий момент. Ученик внаглую пьет водку в его присутствии. Что сделать? Отобрать и выбросить фляжку? Или выпить с ним?
Замечательно оттеняет альтруиста и стремящегося к святости Виктора его друг, Будкин. «Кем ты работаешь? - Коррупционером» Помощник депутата, успешный и обеспеченный. По нему сохнут все окрестные женщины, разочаровавшиеся в окрестных мужиках. Они как два мира, два противоположных взгляда на жизнь. У Географа Служкина нет ничего кроме неких смутных идеалов, и даже жена уходит от него, влюбившись в Будкина. У Будкина же наоборот, есть все, кроме смысла в жизни.
Весь сеанс в зале стояла тишина: картина увлекла и заворожила зрителей. Несмотря на двухчасовую длительность, фильм смотрелся на одном дыхании. Это настоящая драма, в лучших традициях советского кино – когда картина заставляет и смеяться и грустить и задуматься. Порадовали полные иронии диалоги, порадовала игра актеров. Особенно хорош Хабенский, он здорово вжился в образ Виктора и явно получал удовольствие от игры в этом образе.
Немного нереальной показалась лишь сюжетная линия, связанная с походом. Конечно же, в таких экстремальных условиях без жертв бы не обошлось. Но видимо автору эта сцена была нужна для окончательного раскрытия характера героев, так что не буду судить слишком строго.
При всем драматизме, обилии разного рода конфликтов, фильм очень светлый и позитивный. И конечно же, тема любви – красивая, пронзительная и чистая – что-то опять же из давних времен, когда отсутствие грязи было нормой.
Резюмирую: отличный, умный и интересный фильм, великолепная игра Константина Хабенского. Оставил замечательное послевкусие. Рекомендую всем к просмотру.
После просмотра фильма - ощущение, что меня обманули и вопрос - Зачем?
Это подцензурное описание, я бы благодаря флотской юности высказался крепче.
Тем кто хочет оспорить или составить свое мнение, настоятельно рекомендую найти, купить, взять у знакомых, но прочесть именно книгу. Я купил ее в 2005 году, прочел за день и до сих пор иногда перечитываю. Не буду пересказывать содержание, тем более, что сюжеты схожи... за исключением 20 минут финала. Этого достаточно, чтобы сделать из человека, вот тут цитата 'Маша -. ..пацаны вокруг вас вертятся, девчонки все перевлюблялись...' законченного неудачника.
Понятно, что режиссер может менять события, но не до такой же степени.
Смотрите вы Трех мушкетеров, все по плану, враги повержены, один за всех и все за одного... но в конце Д'Артаньян приносит четки не королеве, а кардиналу. Небольшое изменение сюжета, не так ли ?
Приведу гастрономический, но понятный пример. Есть продукт - творог, он изготавливается из натурального молока. А есть продукт, который даже наши депутаты постановили называть творожным продуктом - смесь растительных жиров и молоко для вкуса. Плюс конечно яркая этикетка с коровами, лугами и т.п. Его можно считать вкусным, сомнительно его полезность, но это не творог. И как его не рекламируй им не станет. А есть еще хорошее слово - как ни драпируй. Рецепт современного нашего кино прост - берем значимое и дорогое событие или личность. Добавляем любви и интриг по вкусу и - на Оскар или за кассовыми сборами.
И наконец - к вопросу - Зачем? Я не был современником Высоцкого и в Современнике спектаклях Высоцкого, тем более не защищал Сталинград. Но почему то смотря К-19 созданного чуждым нам Голливудом, я чувствую гордость за наших подводников, а не за игру актеров или работу оператора фильма, хотя наверняка и это там есть. Может наше министерство культуры выдало нашим социальный заказ на очернение советского прошлого? Или режиссеры пока не могут завернуть любовный сюжет при покупке Челси и шубохранилищах?
Продажи творожного продукта тоже могут расти, но из этой белой массы творог не получится никогда. А плеваться или нет при просмотре - это дело вкуса и воспитания.
Подряд попалось несколько рецензий на «Географа», написанных явно женской рукой, в которых сквозят истерические нотки возмущения: зачем нам опять показывают российскую действительность, неприглядную провинцию, пьющих мужиков и безысходность самого существования в этих отвратительных условиях?
Что вы хотите, милые девочки, чтобы вам показывали? Ванильную Америку? Рафинированную Европу? Columbia Pictures, Paramount и иже с ними пачками выпускают «розовые сопли». Но когда вы после работы с пакетом еды из соседнего магазина заходите в свой подъезд, вы не встречаете там Саймона Бейкера с таким же пакетом или Эштона Кутчера с его знаменитым букетом из морковок. Вы встречаете пьяного Витю Служкина и не менее пьяного разудалого Будкина в пушистой шапке – Будкина, возможно, даже с букетом полупластмассовых голландских роз для жены лучшего друга. Вэлкам в российскую реальность, которую вы так глумите.
Витя Служкин – среднестатистический алкаш из российской глубинки. Да, безработный. Плюс к этому, женат, воспитывает дочь. Устроившись на работу в обычную школу учителем географии, он продолжает жить, как жил – пьет, ходит на рыбалку с другом, с переменным успехом воспитывая свой 10А.
Фильм смотришь с постоянным царапающим чувством ожидания: что-то должно случиться. Что-то плохое. То ли контролеры в электричке набьют безбилетному Вите морду. То ли уставшая жена уйдет от него к Будкину – насовсем. То ли его поймает завуч за игрой в карты с учениками. То ли кто-то из десятиклассников погибнет по глупости пьяного географа в тайге. То ли влюбленная школьница прыгнет со скалы в бурлящий поток.
Ожидания не оправдываются – потому что на самом деле все уже случилось. Жизнь случилась (с). Вот Витя и живет – как умеет. Вся его нелепая жизнь укладывается в дурацкую фразу, которой дразнят его ученики – «Географ глобус пропил». Все равно как врач пропил бы стетоскоп, а музыкант – скрипку.
- Папа, ты сказал, это неважно. А что важно?
- Важно щас покурить, но – нету.
Важно покурить. Потому что все остальное – важное – он уже где-то потерял. Ну, или опять же – пропил.
Ну что, девочки? Жалко Витю-не-Саймона-Бейкера? Хочется помочь, приголубить, полюбить?..
А за что, казалось бы, его любить? Ни привлекательной внешности, ни денег, ни престижной работы, ни крутой тачки, ни даже умения говорить красиво.
Но ведь любят. Каждая своей любовью. И жена – привычной, и Кира Валерьевна – мстительной, и школьница Маша – первой безбашенной. И вы его уже любите. И я. Такие уж мы, русские женщины – любим не за, а вопреки.
Вот об этом Велединский и снял кино – о любви и о важном, а совсем не о мерзостях российской провинции.
Не было желания строчить развернутую рецензию на этот фильм - хотя бы потому, что после просмотра нет даже особого желания 'выныривать' из этой атмосферы, хочется, чтобы титры продолжались вечно, а ты всё так и сидела бы, уставившись перед собой. Обсуждать фильм с кем-то тоже, естественно, желание появляется не сразу.
Но я чувствую такую досаду, что просто сил нет промолчать.
Фильм - прекрасный, во всех отношениях правильный и очень атмосферный. Местами даже проникновенный. Отдельный поклон очаровательному Хабенскому и их с Андреем Прытковым (Градусов) дуэту - львиная доля юмора и душевности лежит именно на их взаимодействии. Хотя с таким же успехом можно было бы рассыпаться в комплиментах и всему остальному актерскому составу.
Но как же разочаровала исполнительница роли Маши Большаковой Анфиса Черных... при каждом её появлении в кадре даже не верилось, что можно было уничтожить прекрасную во всех отношениях сцену абсолютным отсутствием таланта. Моменты, призванные погрузить читателя в удивительные трогательные взаимоотношения двух главных героев, каждый раз бывали испорчены её безжизненной безэмоциональной (а иногда - сильно преувеличенной в эмоциональном плане) игрой. Хабенский спасал ситуацию как мог, ведь в целом впечатление от картины у меня осталось прекрасное, но сложно не думать о том, насколько лучше стал бы фильм, не будь персонаж Маши настолько неестественным и пустым.
Разочарование года, честно говоря. Тот случай, когда фильм мог бы быть назван одним из любимых и получить 10 из 10 (первую половину фильма я такой итог и предсказывала), но промах с одной-единственной актрисой украл у меня добрую половину эмоций, которые я могла бы испытать от этой истории.
Не могу перечеркнуть старания всех остальных членов команды, участвовавших в создании фильма, потому что к ним ни единой претензии, фильм должен был быть отличным. Поэтому:
Как только на плакатах кинотеатра появляется новое русское кино, я уже точно знаю, что обойду его стороной. Но на этот раз всё сложилось иначе. То ли потому что я люблю географию, то ли из-за надежды на достойное будущее кинематографа в России...
Кино оставило двоякое впечатление. Сперва сожаление (как нам знакомы герои, подобные Виктору Сергеевичу!),а затем - уважение (не такой уж он и 'бивень').
Вроде бы типичный видеоряд из биографии пьяницы и невежи, а затягивает часа на два!
Два часа - две истории
В первой мы наблюдаем за человеком, пускающим всё на самотёк. Как в сериале на 'первом'!
Его жена, Наденька, разочаровалась в браке, ведь выходила замуж по любви, а хотела обычного женского счастья. Кстати, что под этим подразумевается? Быт, дети... и что-то ещё, да? В первых двух героиня была полностью обеспечена. Так что же ей ещё надо? Гонит мужа спать на диван. Любви ей не хочется...
И тут появляется одноклассник Виктора - старый друг. Теперь он считается шишкой в городе! Будкин - великий и могучий, с автомобилем, финансами. Его роль в фильме - спасать теперь уже учителя от неврозов жены, от трезвости товарища и его безделья.
По профессии - биолог, а зовут географом
Наших родителей уже не удивишь подобным стечением обстоятельств. И это, к сожалению. Но герой учится новому предмету вместе с учениками, которые пакостят учителю, как в сериале 'Школа'. Естественно, актёрским талантом там блистали не все, но в массовых дебошах они должны понравиться любому зрителю.
Десятиклассники играют с героем Хабенского во взрослых. По крайней мере, всем им хотелось быстрей таковыми стать. Сигареты в кармане: 'Угостить? Запросто! Но только давайте не будем писать в тетрадках! На каждом уроке только это и делаем!'
Во втором часе географ уже не отказывается покурить с 'коллегами' по предмету.
Вместе они отправляются в поход.
И тут начинается русская версия знаменитого ВВС: мы можем лицезреть великолепие холмистых пермских пейзажей, устье реки Усьва, тишина берёзовых рощ, глыбы холодных камней, пьяный учитель по географии, валяющийся где-то среди этих камней, влюблённые девочки и мальчики-варвары. Одному из них так и хочется дать по губам за выражения!
Но на помощь всегда являлся Виктор Сергеевич. У него больше опыта. Он мудр. Иногда, конечно, пьян, но это не помешало ему образумить нескольких ребят из своей походной компании. А прежде чем образумиться, их ждала опасность в черте огромного земного глобуса - сердце великой страны, где возможность править имела лишь дикая природа.
Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни задавался вопросом вопросом, для чего вы живете? Предназначены ли вы для каких то целей? Есть ли в вашей жизни какой – то смысл? Каждый ломал голову, мучился с догадками, перебирал варианты злостно сжимая кулаки когда эти вопросы терзали его слишком долго. А в конце концов психовал, и словно забыв о своих мыслях начинал заниматься чем то Другим. Главный герой российской драмы «географ глобус пропил» такими вопросами не задается. Он просто живет. Живет в той атмосфере которую ему предлагает жизнь. И пусть проблемы навалятся на него горой, он будет решать их по мере поступления. Не как супергерой в американских фильмах, лишь только захотев, сразу все исправит, а потихоньку, с тяжестью принятия верного решения, принимая все как оно есть, без всяких там заморочек.
Сюжет картины довольно прост и обычен для суровой Российской действительности. Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Где знакомится с 10 а классом с которым вскоре от правится в поход. Но до похода, будет еще много вроде бы обычных, но таких русских жизненных ситуаций. Ссоры с женой, встреча с другом, игра с учениками в карты и многое - многое другое. И вот на таких жизненных ситуациях строится весь фильм. Он ярчайше передает образ жителя средней полосы России, со всех сторон. Не так как привыкли показывать на главном канале страны. Что у нас все хорошо и мы впереди планеты всей, и не так как показывают Россия американцы с медведями играющими на балалайках. А с другой. Совершенной иной стороны. Даже не советской, какой мы привыкли видеть Россию в картинах Гайдая, Рязанова, Данелия, а некой другой. Правдивой, и в то же время не кажущейся действительной из-за своей жуткой реалистичности. Алекснадр Велединский показал нам страну, со стороны её простого жителя. Красивой и пугающей, манящей и отвергающей, гостеприимной и гневной. Раскрыв её с разных сторон, он позволил зрителю не разу не бывшему в Пермском крае, ощутить себя его жителем. Словно ты никогда и не жил в другом месте, а всегда находился тут, в обществе учителя географии Служкина, его жены Надежды, друга бабника Будкина и многих учеников.
Не дает тебе отвлечься от фильма и потрясающая актерская игра. О мастерстве Хабенского и говорить особо много не стоит, тут и так ясно, актер от бога. Он вживается в каждую роль так, что во время просмотра фильма и не думаешь вспоминать кого он там раньше играл, Антона Городецкого или Плахова. И не промелькает и толики сомнения в том, что это не заслуженный актер России, а молодой биолог, ставший учителем географии. Что касается других актеров, то тут следует отметить постаравшегося Александра Робака, известному зрителям по сериалам «участок» и «дом у озера». Имея яркую харизму он заставлял смеяться зрителей в тех местах, где вроде бы можно было и по грустить. И разумеется следует отметить молодую актерскую группу учеников 10 класса. Особенно тех что пошли с Служкиным в поход. Они мало того что не выпадали из общей картины, так еще и давали фору многим уже сложившимся актерам фильма. Создается впечатление, что если они не опустят руки, и продолжат совершенствоваться, то в скором времени могут вытеснить с телевидения наших звезд, даже не заметив сопротивления с их стороны. Особенно хотелось бы выделить актера Андрей Прыткова сыгравшего в фильме роль хулигана градуса. Так как он сыграл пьяного парня, еще нужно постараться. Большинство актеров в российском кинематографе, играя пьяных становятся похожи не дибилов, просто корчущих рожи. А тут парень сделал все так как надо. Без изысков и чего то лишнего. Конечно может быть он на самом деле был на съемочной площадке в неадекватном состоянии, так сказать под «градусом». Это нам не известно. Но факт остается фактом, парень сыграл свои сцены. А значит талант, и большое будущее при должном старании у него есть. А ведь если задуматься, можно вспомнить скольких уже актеров открыл российскому кинематографу Александр Велединский. Безрукова, Панина, Вдовиченкова, Дюжева в сериале Бригада. Андрея и Алексея Чадовых фильмом «Живой». Может быть теперь и это поколения молодых актеров будет обязано ему своим появлением на олимпе славы.
Такие фильмы как географ остаются незаметными для широкой публики, но они останутся заметными для тех кто их посмотрит. И может быть, при должном старании, изменят их жизнь. А в какую сторону, пока не известно. Тут уже все зависит от каждого зрителя.
Биолог средних лет Виктор Служкин от безденежья устраивается в школу учителем географии. Со своим 10-ым «А» контакт проходит слабовато, впрочем, как и с женой, которая давно к нему остыла и повадилась встречаться с лучшим другом. Заглушая душевную боль алкоголем, Служкин в порыве спора берётся сводить класс в поход.
Жизнь она такая штука, порой бывает жестока и холодна, и дабы не утонуть в печали и тоске, требуется приложить некоторые усилия для сохранения позитивного настроя и поиска цели в жизни.
Служкин достаточно долгое время подвергается давлению обстановки, будь то безработица, одиночество или депрессовый глухой пермский край, от которых тот научился защищается анастезией, из дурмана которой если и вылезает, то ненадолго. И в «Географе» запечатлён как раз большой жизненный срез Виктора, от момента, где он стоит на развилке, ощущая родство с тем ненужным скомканным листком бумаги, который «просто ВОДА» так и норовит поглотить, на пути к самоисцелению. Путь этот в романе, вполне возможно, выглядит глаже, нежели в фильме Велединского, где хождения Виктора по мукам спокойно можно поделить на три этапа. Поначалу это угасшая романтика с походами налево, далее проблемные отношения школьников с новым учителем на стыке «Большой перемены» и «Опасной профессии», и как результат совместный поход вдоль по реке, где фильм частенько преобретает черты приключенческого сурвайвал-кино.
Вечным позитивным настроем Служкина удаётся скрасить довольно часто обыгрываемую бытовую драму отношений и комичное поведение учителя с учениками, ситуации которых постоянно отдаются в голове чем-то схожим, но за всё это время, живой будоражащий контакт возникает только между Виктором и его женой Надей (отличное исполнение Елены Лядовой), которой сопереживаешь даже несколько больше её мужа. Все остальные, может в силу простоты исполнения, может общей бытовушности, но кажутся случайными людьми, с которыми герой именно что взаимодействует. То же касается и второй линии, которая поначалу несколько раздражает (просто оцениваешь, на сколько процентов грубее стал народ за последние лет десять), и по-настоящему заинтересовывает только когда обстановка становится, наконец, неформальной. Несмотря на прежнее держание дистанции с персонажами «Глобуса» (сблизиться с ними так и не выходит), можно сказать, что третья стадия - самая живая в картине. В ней географ от души валяет дурака, наконец кое-что для себя осознаёт, проходит через некоторые трудности и вместе с группой рискует жизнью.
Обобщая, экранизации романа Алексея Иванова многослойность и ощущение веры в лучшее определённо идёт на пользу, но разбирая её по полочкам, осознаёшь, что затягивает она очень временами, частенько расплываясь маслом по древу, отдавая той обыденностью жизни, к которой по всей видимости и стремится.
Этот фильм может вызвать слезу, вот, что я хочу написать об этом фильме.
Вы, возможно, поймете не сразу. Вы выйдете из кинотеатра с ощущением, что посмотрели хороший фильм, но это не то.
Вы приедете домой, включите тв, интернет, микроволновки, а когда выключите и ляжете спать - вспомните. Вспомните каждый кадр. Учителя-пьянчужку с семейными проблемами на пейзажах периферии, с речкой-кормилицей, полуразрушенных домов. Ирония в каждом кадре и фразе - атмосфера полной отстраненности от мира - вот, что драгоценно в этом фильме. Вот он, 'вопрос в лоб' - готовы ли принять Россию такой? С дряхлыми коридорами школы, полу-заброшенными портами, супружескими многоуголниками? Дети - наше будущее, и ученики Служкина в этом фильме совершенно не озабочены будущем. Вот она, Пермь. Холодный город, изливающий бесперспективность со вкусом безнадеги на своих жителей, в прошлом - таких же незаинтересованных учеников. Готовы ли вы к этому?
Картина шокирует жителей благоустроенных городов. Режиссер дает зрителю немного отдыха. Пойдемте в поход!
Вы только посмотрите на эти ели, на эти реки и пейзажи! Это - Россия, такой, какой мы ее не видим. А режиссер показывает ее нам как талант, который был давно позабыт.
И вот интернет выключен. Закончила работу микроволновка. Вы лежите в своей постели и вспоминаете. Доброго душой, но неудачливого 'географа'-алкоголика Служкина, вспоминаете искренность, которая в фильме просто ОБЕЗОРУЖИВАЕТ, вполне заслуженную иронию, и понимаете.. Вот она, Россия.
Как девушка - она не идеальна, и даже не превосходна. Забитая, мерзнущая девушка с горькой, как слезы, улыбкой, холодными пальчиками и взглядом, который будто говорит 'да ладно.. я все понимаю, не стоит переживать'. И как такую можно не любить?
Слезы наворачиваются, господа, не обессуйте. Этот фильм показал Россию такой, какая она есть - с пьянчужками-отцами, мужиками в вагонах, поющих 'арию', с детской дурашливостью, со снегом, с холодом, с елями, с реками, пейзажами.. И как такую можно не любить?
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно (с) М. Ю. Лермонтов
Фильм вызывает противоречивые чувства. Унылый быт несчастливой семьи, угнетающее межсезонье за окном, тоскливые пейзажи российских задворок, надпись «счастье не за горами», как насмешка, и грустный взгляд Служкина – человека умного, образованного, бесконечно доброго, но потерявшегося в окружающей его действительности, слабовольного, не способного к решительным действиям, тотально не умеющего наживать материальные блага, вращаться в мире таких как Будкин. Все это наводит тоску и одновременно вселяет надежду. Ведь живет же как-то Служкин со всем этим? Не разучился любить, искренне радоваться мелочам, проявлять интерес к окружающему миру и самое главное, не ожесточился. И за это ему прощаешь все…
Бывают такие фильмы, которые ни о чем и одновременно, о многом. «Географ глобус пропил» оказался именно таким фильмом. Незамысловатый сюжет, бесхитростный главный герой, полное отсутствие крутых поворотов сюжета и спецэффектов, но ты смотришь на экран в течение двух часов и не можешь оторваться. Потому что веришь. Потому что на экране изображена настоящая, не киношная жизнь, без преувеличений. Потому что чувствуешь, что создатели фильма не манипулируют зрителем, не гонятся за кассовыми сборами, не подражают западным коллегам. Потому что это истинно русское кино, пропитанное грустью и самоиронией.
«Посмеяться над собой - значит лишить этой возможности других.» (с)
С момента последних моих рецензий на фильм, прошло много лет! Институт за горами, и отсутствие того самого желания, а может и подходящего фильма привело к тому, что я забыла как это делается.
Тогда зачем я пишу? Сама удивляюсь...Но 'Географ глобус пропил' и явился тем самым пинком в эту стезю...Не думала даже...
Отзывы на фильм-различные, что называется на любой вкус! Где-то согласна, а вот некоторые моменты вижу по другому. Но как ни крути, а фильм просто о жизни.
Реальная, обнаженная, настоящая жизнь. Фильм пустая рама в реальность мира!
Да, вы не такие как Служкин, но наведите резкость и увидите его в каждом пятом жителе нашей стране! Да, у вас не такая семья, но чуточку внимания и в нашей стране каждая седьмая ячейка общества именно такая! Да, ваш ребенок не такой в школе, но постойте, вы уверенны? Основная масса детей в школе, это ученики именно такого плана! Учитель? Вспомните своего трудовика. Герой Хабенского лично у меня вызывает двоякие чувства, не могу сказать что он мне очень нравиться, в некоторых местах он мне противен. Но как его сыграл Константин Юрьевич? Талант не пропьешь. Музыка в фильме прекрасна. Действительно она явилась тем выразительным средством к оттенку фильма и видеоряда.
Каждому самому решать смотреть или нет! Ведь вы в свободной стране.