К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Перебирая старые газеты, я увидела статью авторства малоизвестной поэтессы, которая, впрочем, пользуется популярностью в нашем городе (газета, понятное дело, тоже была местной, городской). Так вот, в статье г-жа N сравнила два фильма - 'Доживём до понедельника' и 'Географ глобус пропил', заявив, что 'первый фильм - уже классика, а второй ей станет'. Я тогда слегка возмутилась, так как, если 'Доживём...' для меня определённо является классикой, то 'Географ...' я бы пересматривать не стала. Сейчас поясню почему.

Главный герой - Виктор Служкин не вызывает ничего, кроме жалости. 'Потерявшийся' человек, без цели в жизни и без желания что-то в ней изменить. Его не за что уважать, так как он по сути теряет всё, но не предпринимает никаких попыток это удерживать. 'Он просто живёт...' - именно эти слова вынесены в описание к фильму, но смотреть на такую жизнь очень грустно. А ещё печальнее то, что Служкин получил статус едва ли не 'героя нашего времени', многие узнали в нём себя, своего друга, своего соседа... Такая жизнь в нашей стране действительно считается нормой. Человек, которой регулярно злоупотребляет алкоголем. Человек, который работает не по специальности и не по призванию, а исключительно ради денег. Человек, которого такая жизнь вполне устраивает. Лично у меня этот образ не вызывает ни малейшей симпатии, но хуже всего то, что такой человек идёт работать в школу - место, где формируется новое поколение, которое затем будет вершить судьбу нашей страны. И как итог, снова огромное количество 'потерявшихся' людей, абсолютно не приспособленных к жизни.

Особенно чётко эта проблема вырисовывается, когда класс отправляется в поход, а их учитель позволяет себе дурные выходки и выпускает ситуацию из под контроля. Он и сам скатывается до уровня школьника - безалаберного и беззащитного. В итоге всё могло закончиться настоящей трагедией, гибелью детей. Правда, зритель как всегда не обращает на это особого внимания, всё пущено на русский авось, не погибли и ладно. Что примечательно, Виктор Служкин не имеет специального педагогического образования. По профессии он даже не географ, а биолог, но это не мешает ему работать учителем географии. Как не печально, но в современных школах такие люди уже не редкость.

О вкусах, понятное дело, не спорят. Для кого-то 'Географ глобус пропил', возможно, станет чем-то значительным, ведь наблюдать за простым человеком, который катится вниз по наклонной, порой бывает интереснее, чем смотреть на того, кто смог преодолеть свои проблемы и добиться чего-то, за что его стоило бы уважать. Фильм определённо неплох и посмотреть его один раз не просто можно, а даже нужно. 'Географ...' - отличная возможность задуматься, не превращается ли ваша жизнь в нечто подобное и не являетесь ли вы кем-то наподобие Служкина на данном этапе своей жизни. Плюс ко всему будет несправедливо не отметить, что актёрская игра здесь на высоте у всех, включая молоденькую Анфису Черных. Однако, классикой нашего кинематографа я этот фильм называть не стала бы. Потому что не хочется, чтобы героями современности становились 'Служкины', а люди, живущие в России, ассоциировались с пьянством, потерянностью и безысходностью.

05 мая 2018 | 23:15
  • тип рецензии:

Грубый, неприукрашенный и очень грустный фильм с эстетикой в духе 'Левиафана'. Нетривиальная картина: без излишних надрывов и истерик, без натянутых мелодраматических линий, без учителя-супергероя, без Лолиты и без хэппи-энда.

Главный герой - человек не безнравственный, а слабовольный, даже по-своему порядочный и верящий в идеалы. А школьный учитель, в общем-то, из главного героя ужасный: он не может справится с хулиганом в классе и срывается на него, играет с учениками в карты, постоянно подвергает жизнь ребят опасности в походе. Учитель - это не его профессия, это, если угодно, его жизненная миссия. В этом смысле лучшая сцена в фильме, когда Служкин стоит над рекой, по которой без него сплавляются его ученики, вступившие в бой со стихией - это метафора всей его жизни.

Учитель в течение всего фильма не действует активно: он отзеркаливает действия других или действует со знаком минус - воздерживается, уходит, бездействует. Он хочет осчастливить всех (жалеет обманутых женщин, отпускает жену к одинокому лучшему другу), но он не святой. Проявляя внимание, мягкость, доброту и не делая ничего особенного, он учит окружающих большему, чем географии. Он учит прощать, слушать, жалеть, брать на себя ответственность за других; учит большему, чем его 'ученики' способны усвоить. Он учитель, который преподаёт урок и отходит в сторону, экзаменует его 'учеников' жизнь.

Наверное, теперь это моя любимая работа Константина Хабенского. Я убеждена, что у талантливого актёра герои не получаются плоскими и однозначными; к Служкину я испытывала жалость с оттенком гадливости и отвращения, а в следующей момент принимала в его судьбе искреннее участие. Для меня образ учителя балансирует на грани жертвенности и унизительной слабости, и именно это положение идеально: ни высокого пафоса, ни глупой слезливой драмы.

Я бы всем посоветовала обратить внимание на 'Географа...' - хорошее и красивое кино-притчу, которое, по-моему, имеет весьма косвенное отношение к школе.

02 мая 2018 | 18:37
  • тип рецензии:

После ВДудя решил обратить особое внимание на творчество Константина Хабенского. «Коллектор» мне очень зашёл. Местами стал приземляться я на отечественное, качественное кино, поэтому акцент на фильмографии актёра стоит сделать. И сегодня у нас «Географ».

Не знаю, то ли искать минусы, то ли выводить плюсы, но двоякое мнение после просмотра. Дело даже не в сюжете, а в подаче материала под российскую действительность. Плохо, что Россия ассоциируется с пьянками и алкашами, но ещё хуже, когда режиссёры делают на этом акцент и пускают его в массы. Фильм отличный, социальный и поучительный, но, к сожалению, правда жизни в стране страшна… страшна так, что может довести до отрицательного патриотизма. Подрывать массы никто не намерен, а вот давать народу историю из жизни обычного человека (ведь так знакомо всё это нам), может пойти на пользу. И я не о кассовых сборах.

Главный герой – конченный человек. (Это не локализованный фильм с Марго Робби, а действительно никчёмный человек). От безработицы идёт работать учителем географии в школу. Опыт? Стаж? Нет. Нужен человек, вот и берут. Хабенский прекрасно переносит зрителя в школьные годы, но детская ностальгия рассыпается, столкнувшись в жестокими реалиями пензенской школы. Дабы оценить человека, как учителя, следует обратить внимание на его обычную жизнь. Пьянство, разногласия с женой – ограничений нет. Сценарий вводит друга детства, который оказывает огромное влияние на географа. Приятно наблюдать за диалогами, за размышлениями, пусть и по пьяни, но они о жизни.

Бутылка до добра не доведёт, и если дома всё плачевно, то как дела в школе? 10 класс, в котором есть разные ученики: от прилежных до разгильдяев. С точки зрения преподавания фильм ничего не даёт, география, в целом как предмет, не имеет роли. А вот социум, отношения «ученик-учитель», конфликт поколений, «отцы и дети» - вот, где прощупывается мораль, вот, за что фильм хочется любить. Но стоит только главному герою принять приятную позицию для зрителя, как снова следует бутылка. Задаёшься вопросом: зачем развивать персонажа, давать интригующий стимул для просмотра, если произойдёт сброс и всё? К таким мыслям возвращаешься, но сюжет не останавливается на школьном развитии, а ведёт также параллельно сильную игру на личном фронте. Любовный квадрат… я бы так назвал. Проблемы с женой, нет чувств, нет любви, и, что самое главное, оба супруга это понимают. Обратная сторона – друг, который притягивает внимание женщин и успешно берёт бразды правления. Окунают в грязь географа, а ему плевать.

Человек-губка. Он впитывает и впитывает. Есть дама на стороне, но здесь затрагиваются чувства, а не физиологический контакт. И в этой шахматной партии тоже свои неурядицы. Стоит оценить коварство женщин в картине, возможно, многие дамы станут на защиту. Правила «клин клином» взято за основу. Тебе изменили, уже заранее изменяя с посторонним, то ты тоже начни спать с другим. Абсурдной выставляется логика женщин, но ещё больше забавляет их раскрепощённость и легкодоступность. Оставив позади личную жизнь, интерес навивает школа. То есть, нет проседаний в сюжете. Параллельные линии интересны, каждая даёт что-то новое зрителю и бросает героя во все глобусные…

Финальный эпизод, когда состоялся близкий контакт со школьниками, когда они прошли испытания жизни, показывает настолько сильную борьбу человека с самим собой, что убирает на задний план презрение и унижение. А они, безусловно, есть. Отстаивать своё человеческое «Я», быть сильным и не останавливаться перед сложностями. Возраст не имеет значения, если в душе человек сломлен, поэтому нужно поднять стержень моральный, тогда и внешний облик станет уважаемым. Последняя фраза Константина до того точная, проницательная, что она служит переломным звеном, показывая путь искупления. Это безупречно.

28 апреля 2018 | 23:33
  • тип рецензии:

Если «Географа» и нельзя назвать величайшим отечественным фильмом, то это как минимум одно из самых главных произведений киноискусства в современной российской киноиндустрии. К сожалению, лента не снискала всемирной славы, в отличие от «Левиафана», рядом с «Географом», нервно курящим в сторонке. Занятно, сколь радикально две картины отличаются в плане решения актуальных вопросов и насколько «Географ» превосходит своего собрата именно в тех местах, где последний останавливается в каком-то идиотском ступоре. И чтобы попробовать по-настоящему понять «Географа» нужно, для начала, несколько углубиться в сравнение с картиной Звягинцева.

Начнем с того, что оба фильма повествуют решительно об одном – жизни (и близящейся смерти) среднестатистического жителя российской глубинки, вступившего в пору заката, т.е. вторую половину существования. Хорошо известную проблему встречи с истинно уродливым и неприглядным ликом окружающего бытия, герои, на первый взгляд, решают одинаково – единственно верным средством против самой болезни под названием 'жизнь' – алкоголем. Однако на этом сходства заканчиваются. Можно сказать и так - в то время как Серебряков пьет, чтобы пить, Хабенский пьет, чтобы жить.

Вдаваться в раскрытие его личности можно часами. 'Географ' - один из тех великих русских образов, по силе и глубине своей экзистенции, приближающийся к каноническим типажам Мышкина или Безухова. Сам его дух, подобно ночному огоньку, танцует посреди беспроглядной и бесперспективной вековечной темноты, он настойчиво и отчасти «по-идиотски» ищет свою правду и истину, он способен с абсолютно стоическим подходом принимать любые факты – вплоть до измены любимой супруги. В каком-то смысле, его самое глубинное желание – урвать кусочек святости, порой совершая даже дьявольские поступки. Думаю, если бы данную картину увидел словенский философ Славой Жижек, то он бы поразился тому насколько удачно экзистенция героя раскрывается не только через морально-этическую, но и через сексуальную сторону его бытия. Пожалуй, впоследствии, он упоминал бы ленту не реже, чем фильмы Тарковского, так как в «Географе» безукоризненно выражена пограничная позиция персонажа между миром идеалистическим и сексуально-материальным (Кстати, тут мы видим чисто Тарковскую троичность женственности и любви – святая любовь к жене, даже неверной, всепрощающая любовь к сексуальной немке-вакханке, отечески-возвышенная любовь к прекрасной, еще невинной, девушке). Занятно, что сам по себе секс для «Географа» является во многом пустой сущностью, от которой он то и дело отказывается, несмотря на многочисленные предложения. Болезненное убийство страсти во имя чего-то идеалистического для него много важнее. Он знает мудрость аскетов – отказ всегда слаще удовлетворения.

Далее, можно сказать, что «Географ» сочетает в себе и другие черты мудрецов – во-первых, ироническое-дистанцирующее отношение к бытию, постоянное ускользание от фактов, перевод любой травмирующей сингулярной ситуации в шутку, во-вторых ниспровержение социальных догматов и устоявшихся канонов поведения, и в-третьих, конечно, перманентное состояние опьянения, поддерживающее героя в сфере трансцендентного. Даже удивительно, насколько глубоким в своей простоте, чистосердечным в своей глупой мудрости, откровенным в своем вечном лицедействе вышел персонаж «Географа», которого грешно даже упоминать в соседстве с алкашом Серебрякова. Безусловно, это точно один из самых важных и цельных героев не только в современном российском кино, но и во всей нашей сгнивающей заживо культуре личного мировосприятия и социальных взаимоотношений. Это персонаж, появление на сцене которого созрело уже давно, однако никак не наступало. И, конечно, сыграть его мог только Константин Юрьевич – флагман отечественного актерского искусства, пока что идеально исполнивший, возможно, самую главную роль в своей жизни.

Однако, фильм не ограничивается только экзистенциальным раскрытием личности протагониста, но решительно, смело и в чем-то, безусловно, наивно, пытается перекроить и разукрасить картину неприглядной действительности. Нисколько не страшась поставленных задач, лента берется за труднейшую тему взаимоотношений и конфликтов поколений, вскрывая и пытаясь разрешить проблемы, поставленные еще «Школой» Германики. Пожалуй, единственный персонаж, который мог бы помочь в ситуации – это «Географ», вместе с молодежью существующий вне системы, горящий сердцем и душой, способный страдать и любить как подросток. Пока власть имущие настойчиво форматируют молодежь абстрактным духом недопатриотизма, «Географ» завещает искать настоящую любовь к родине здесь и сейчас, пока умы старшеклассников сужают под ЕГЭ, он расширяет их для правды жизни. Но к взаимопониманию они приходят не через отношение «учитель-ученик», а через равную борьбу и взаимоотрицание. Непонятно откуда взявшаяся дискредитация подростков как неполноценных и нуждающихся в повадырях недолюдях тут даже не подозревается. Естественно, личность «Географа» абсолютно превалирует над всеми, но подростки не являются для него ни декорацией, ни средством для реализации своих идеи. Скорее, на манер Сократа, который называл себя повитухой, «Географ» наблюдает за из судьбами, только изредка позволяя себе напутствие.

Следующий и, пожалуй, последний смысловой уровень фильма – метафизическая репрезентация хода времени. Картина буквально пестрит разнообразными визуально-метафорическими коннотациями. Бесподобная и многозначная игра светотеней, микроэпизоды, вырванные из контекста и отсылающие к вечному, восхитительно-печальные пейзажи и как никогда уместная игра стихий, довершается главным символом, ради раскрытия сути которого Балабанов, некогда снял целый фильм, а именно – реки. Вековечный символ времени тут обыгран просто блестяще. Разве «Географ» с учениками не являются пассажирами одного плота (эпохи), который несется в неизвестность? Разве само время не относит героя куда-то на десятилетия от своих случайных попутчиков? Разве не должны подростки сами (как это и показано в фильме) взять ответственность за управление «своим» временем, и при духовной поддержке и искреннем соучастии «Географа» самостоятельно преодолевать все пороги? Эта, и целая россыпь иных, не менее важных, идей представлены в фильме безупречно (чего стоит одна флагелляция «Географа» с бане с прелестной голой старшеклассницей), причем сделано все в лучших традициях образчиков авторского кино.

Наконец, скажем о чисто техническом исполнении. Сценарий обладает просто ошеломительной нарративной плотностью – зря не расходуется ни одна миллисикунда экранного времени, каждое мгновение пребывает «в движении» и на что-то работает – раскрытие характеров, сюжета, идейной подоплеки. Пейзажная картинка лишь немногим уступает Звягинцевской, зато превосходит последнюю во всех камерных эпизодах, в основным снятых длиннейшими мастер-шотами с потрясающей эмоциональной насыщенностью. Размеренный саундтрек дополняет картину, задавая ей идеальный темпоритм вечного оцепенения российских будней. Правда, игра некоторых актеров, наподобие Анфисы Черных вообще не выдерживает критики. Но это уже не важно.

Конечно, именно «Географ», а не «Викинг» или «Притяжение» должен был рекламироваться медиа как главный российский фильм последних лет. Свою задачу он сверхперевыполнил. Жаль, что весь его потенциал рассеется в капиталистическом болоте блокбастеров и чернухи. Впрочем, как учил «Географ», так и должно быть. Прими это и улыбнись. Остается надеяться, что люди, подобные герою еще ходят по российской земле. А пока они есть – всегда отыщется кусочек счастья, которое как известно «не за горами».

01 января 2018 | 14:41
  • тип рецензии:

Сразу оговорюсь - не смотря ни на что, фильм мне понравился. Конечно, было сложно смотреть два часа на вечно пьяного 'мужика', тотальный промискуитет и, чего уж тут, свинство - пошлость - грязь.

Безусловно, это реализм и режиссер всеми силами стремился достичь натуральности происходящего на экране. Увы, и это мое субъективное мнение, у него этого не получилось. Александр Велединский попросту перестарался, потому и получились фальшивые диалоги со школьниками и чувство обыкновенного отвращения в некоторых сценах.

На протяжении всего фильма меня не покидало ощущение того, что я смотрю современную постановку какого-то романа Достоевского. Все действующие лица отвратительны, но в каждом из них есть какие-то светлые и добрые черты, которые персонажи постепенно раскрывают на протяжении сюжета и только один персонаж полностью положителен - школьница Маша (типичный Федор Михайлович). Главный герой - слабохарактерный алкоголик, применяющий насилие к детям, но совершающий порой благородные сильные поступки. Как говорил И. Бродский: 'Человек есть сумма его поступков', поэтому в конечном итоге персонаж Хабенского не оставил у меня отрицательного мнения о нем, как это было с главным героем, например, 'Левиафана'. То же можно сказать и о других действующих лицах.

Для того, чтобы раскрыть всех персонажей фильма, потребовался долгий и, откровенно говоря, затянутый сюжет, от которого я устал. К тому же в сюжете есть несколько 'дыр'. Например, сюжетная линия 'отношений' жены главного героя с его другом попросту обрывается на середине, а затем в конце мы видим, что главный герой снова вместе со своей женой.

Стоит отметить также игру актеров. За некоторым исключением, актерская игра была плохой, что опять же мое личное мнение. Очевидно, роли школьников исполняли вообще непрофессиональные актеры, что понятно - все та же погоня за 'натуральностью', но вышло убого. А т. к. большую часть фильма мы видим именно школьников, то эту убогость просто невозможно не заметить.

Мне понравилась работа операторов, художников - постановщиков и уже классическая тема 'сложной' жизни человека в лучших традициях экзистенциализма, поэтому я поставлю фильму

7 из 10

25 ноября 2017 | 23:28
  • тип рецензии:

Прошу прощения за своеобразный спойлер в заголовке, но это самое лаконичное моё мнение о когда-то нашумевшем фильме Велидинского (2013) по одноименному роману Алексея Иванова. Оценивать я буду исключительно фильм, так как книгу, увы, не читала.

Картина начинается с изображения электрички, водки, школы и многоэтажек в типичной российской провинции. Уже чувствуете оригинальность? И я нет. Так начинается каждая пятая мелодрама на телеканале «Россия». Да и в абсурдности этот фильм не уступает. Герой устраивается учителем географии с биологическим образованием. Абсурд? Нет. Но наш будущий географ приходит устраиваться на работу выпившим, не имеет элементарных воспитательных навыков (исключение составляет только его дочь), на что директор закрывает глаза, оправдывая свой поступок скудным кадровым составом школы. Вот это действительно абсурд.

Ставлю на то, что кино о «простой жизни» в понимании режиссера не означает абсолютного соответствия действительности. Но почему же режиссер бросает будущих учеников географа на произвол учебной системы такого учителя? Ответ на этот вопрос мне найти не удалось… И вот почему: географ не может усмирить учеников, предпринимает странные попытки «наладить» с ними контакт, заключающиеся в выставлении двоек за неудачно сказанное слово, не касающееся учебного материала. В конце концов, так и не найдя общий язык с подростками, географ играет в карты с ними, при этом высказывается о современных подростках, которые увлечены гаджетами, однобоко мыслят, ничем не интересуются. Монолог больше похож на ворчание пенсионера, нежели на мнение взрослого человека, у которого жена и ребенок. И в этой сцене с картами снова абсурд. Допустим, учитель может играть на уроке в карты с учеником, но гул, доносившийся из класса во время этой сцены, не привлек ни одного учителя или завуча из соседнего кабинета? Или, может, в школе только один учебный класс? Абсурд, да и только…

Кстати, немного о них. Жена говорит нашему герою, что разлюбила его, просит найти любовницу, что герой и делает. При этом сама влюбляется в лучшего друга географа. Но такая любовь — это ли не озабоченность? Жена ревнует любовника к женщине, которая нравится мужу, при этом муж идёт провожать третью женщину, а теперь жена ревнует мужа к ней. Вы тоже запутались? Герой готов переспать почти с любой, кто предложит, исключение составляет лишь ученица Маша, но она предлагала другую любовь, непохожую на любовь сорокалетних запутавшихся в жизни, текущих по течению в унисон с водкой героев. Еще один положительный герой данного фильма, да и последний, пожалуй, - это дочь географа, которая любит его, вероятно, больше всех, с непониманием смотрит на мать, которая неожиданно стала женой другого «дяди», искренне переживает трагедию семьи. А сам герой вообще любит что-нибудь или кого-нибудь, кроме водки?!

Герой пьёт. Пьёт всегда. Пьёт в любой ситуации. Этот алкоголизм ничем не объясняется. Да, обычная жизнь, да, зарплаты невысокие, да, в библиотеке начальство не такое, как директор школы — выгнали, вероятно, за пьянство. Этот алкоголизм приводит только к халатности и абсолютному безразличию к окружающей действительности. В конце, правда, его жизнь возвращается в привычное русло и это безумие, вроде как, завершается.

При этом я в восторге от игры Хабенского, он сыграл так, что это вызвало целую бурю эмоций во мне. Операторская работа также оставит равнодушным единицы, чего только стоят удивительные и завораживающие пейзажи реки, крупные планы тоже хороши, потрясающая динамика при достаточно размеренном сценарии.

Итог: герой течет по течению жизни, как по его любимой реке Каме, меня ничему новому этот фильм не научил, идею фильма выразить сложно, впечатления в целом отрицательные, однако при этом фильм представляет лучшую часть современной отечественной киноиндустрии.

5 из 10

24 ноября 2017 | 01:18
  • тип рецензии:

Ребята ну сколько можно? Я понимаю что это отражение нашего менталитета, но зачем обращать внимание всё время на г..но?? Ну сколько можно снимать фильмы про бессилие, пьянство, раздолбайство и нерешительность?

Весь русский дух он не в этом. Что за подмена ценностей? Если у нас были трудные 90-е, это не означает что нужно им 90-м в ноги кланяться и жить в какой депрессоидной реальности.

Что я увидел в этом фильме?

Хабенский, да хорош! Претензий ко всем актёрам нет.

Но сценарий! Зачем было экранизировать «творение» 95-го года где в классах есть гопники, учитель от безвыходности бухает, а жена его постоянно пилит.

И мы видим что Виктор Сергеевич человек хороший, но бесхребетный, изменить свою жизнь коренным образом он не в состоянии. И это заложено в русских еще с крепостного права — не умеем мы блин принимать серьезные решения, которые коренным образом нашу жизнь изменят, будем предаваться горестным фантазиям и бухать. Только это бред, пережитки прошлого. Мир изменился, молодежь уже ориентирована на другое, бухать это давно уже признак отсталости и слабости, романтика пьяного философстовования уже конкретно поднадоела.

Если бы сценарист поставил целью показать это, и главный герой бы изменил свою жизнь и жизнь своей семьи, я бы порадовался, но увы...

Вместо этого мы видим какую то середнячковую смену декораций и должны видимо аплодировать стоя, тому что географ не поддался на соблазн со стороны со своей ученицы и не стал крутить с ней роман.

Видимо тут даже есть глубинный смысл в лице того, что жена это тоже его бывшая ученица и видимо Виктор не хочет наступать на те же грабли и хочет вырваться из круга кармы. Только идея эта как то теряется в сценах пьянства главного героя, то с гопником учеником, то с другом лавеласом, то вообще в одиночку.

Может быть в 95-м году это фильм смотрелся бы по другому и даже как то оптимистично бы выглядел, потому что реально тяжело было, но сейчас я воспринимаю вот это все творчество как размазывание грязи по холсту...

Подниму оценку на пару едениц за хорошую игру Хабенского.

4 из 10

P.S. Единственная идея, которая хорошо была раскрыта в фильме это о том, что если любишь то отпусти, вот за это - спасибо!

20 ноября 2017 | 10:24
  • тип рецензии:

По форме, по актерской игре фильм просто идеален. Но такое чувство, что у автора нет внятного представления о том, что хорошо и что плохо. Поэтому в фильме приходится словами проговорить, что герой - некое подобие святого. А нам приходится поверить на слово (впрочем, почему-то действительно все зрители хором верят). И вроде как автор пытается противопоставить главгероя остальным персонажам, но непонятно, на основании чего. По сути, там все наделены достоинствами и недостатками примерно в тех же пропорциях, что и ГГ. Но, видимо, поскольку остальных так не обмусоливают, как ГГ, то они не святые. И потому главгерой среди них очень страдает, видимо. Или, местами кажется, наоборот, не страдает, а приятно плывет по течению.

Особенно раздражает момент, когда от ГГ уходит жена. Вот казалось бы, тут история, про то, что два человека наконец-то счастливы и довольны жизнью, в отсутствии ГГ. События вообще не про него. Но нет, опять происходит какое-то нездоровое любование исключительно Хабенским, как ему плохо, какая вселенская скорбь в его щенячьих глазах. Или какой он благородный, не мешает жене не любить его (тут почему-то нам стараются показать, что в этой ситуации от ГГ что-то зависит. для этого даже приходится на время сделать из полноценных поначалу личностей каких-то маленьких детей, неспособных действовать без ГГ).

Школьники – тупая, серая масса, вдруг совершают невероятное и в одиночку проходят эти самые опасные пороги. Даже на секунду забываешь, что это фильм про географа. Но ничего, фильм тебе сразу напомнит, что всё это - именно его заслуга и подвиг. И нам проникновенно будут показывать его невероятно важные переживания - зачем отвлекаться на тупую школоту.

В общем наблюдать вселенную, вращающуюся вокруг одного героя, неинтересно совсем. Лучше бы хоть как-то мотивацию жены раскрыли - с какого перепуга она то 'налево', то обратно (хотя почему 'налево', как раз ясно).

Особенно мне 'нравится' момент, жена говорит этому святому человеку, что она его не любит и несчастлива с ним. Он, естественно, отвечает: 'но я-то тебя люблю!' Как еще можно решить проблему? Не выяснять же, как исправить, изменить ситуацию. Главное, 'Я-то!' Я же счастлив, я доволен. Кого интересуют чувства второстепенного персонажа?

Я, честно говоря, прифигела, от такого эгоцентризма. То бишь, я так тебя люблю, что буду дальше гробить твою жизнь.

Окей, я готова признать за ГГ много заслуг. Но в данном эпизоде под видом любви происходит банальная манипуляция ('ну ты же не хочешь сделать меня несчастным'). Такое в жизни нередко случается, и так можно долго портить жизнь человеку, которого якобы 'любишь'. Бог с ним, пусть ГГ будет святым (хотя, как уже сказали, подобные представления о святости заставляют забеспокоиться о состоянии нравственности в нашем обществе). Но не хотелось бы, чтобы кто-то воспринял прямо все поступки ГГ как достойные подражания.

Что я могу извлечь интересного из этого кино... ну, может, поискать какие-то религиозно-философские смыслы, какие-то намёки на идеи квиетизма или дзен-буддизма в мировосприятии героя. Но проблема в том, что остальные герои кажутся более живыми и интересными, при всех недостатках.

В общем, жирный-жирный минус фильму. Я не понимаю, откуда столько восторженных отзывов.

10 октября 2017 | 04:16
  • тип рецензии:

Когда над миром солнце всходит

И пробуждается рассвет,

Я наблюдаю за природой

И только в ней ищу ответ.

Иду себе своей дорогой

И, как за флаг, держусь за мысль,

Что нет мудрее педагога,

Чем наша собственная жизнь.


Если вас зовут Ганди, Че Гевара или Ленин – Владимир Ленин, - то историю вашей жизни рано или поздно напишут. Если же вы обычный российский ученый, провинциальный биолог, учитель-не-пойми-чего, то нужна очень веская причина, чтобы сделать вас героем книги. А вот поди ж ты: решение – да нет, необходимость сесть за стол и доверить бумаге рассказ о мытарствах оставшегося безработным интеллигента обрушилась на писателя Алексея Иванова. Роман, написанный на излете прошлого века, передающий сквозь призму судьбы неустроенного человека положение образованных людей в некогда единой и могучей, а теперь расползающейся по швам стране, не сразу нашел отклик в сердцах. Именно по этой причине транзитный поезд 90-хх, подаривший нам «штабного писаря» Данилу Багрова, неуловимого Морячка, глухую танцовщицу Яю, проскочил станцию с вечно молодым, вечно пьяным географом. Однако крепкую литературную основу долго игнорировать нельзя, посему новый век все ж позволил увидеть на киноэкранах непутевого Виктора Служкина, жизненный путь которого также переместился в третье тысячелетие.

Так кто же он, этот новоиспеченный учитель географии в обычной школе? Биография – кратка: женат, но не по любви, а «по залету» – это ясно из обрывка разговора с супругой; раньше работал на кафедре Уральского университета, но оттуда его выперли за… в общем, за что-то выперли. После - методист в заводской библиотеке, ну, а сейчас «нет завода – нет библиотеки». В школе он сразу же становится «белой вороной» - как для учителей, так и для учеников. Почему «белой вороной»? В первую очередь потому, что он «чудик». Некогда Василий Шукшин открыл великое множество человеческих типов – чудных, забавных, но при этом самобытных, идущих не проторенной дорожкой, а своими путями. Оказывается, эти комичные люди («…без шутки жить жутко»), острословы («…что чувства добрые я литрой пробуждал»), поэты («кто за ляжки, а мы за фляжки») сохранились. Но только ушли еще дальше в глубинку, в провинцию – подальше от шумных мегаполисов, туда, где человек еще не оторвался окончательно от природы, не «раздавлен» цивилизацией. Служкин – именно такой человек. Да, непутевый. Да, выпивоха. Но не оставляет равнодушным: и болит душа, и щемит сердце, когда приходится наблюдать, как он читает в темноте сказку Пушкина на ночь дочке; или как он всматривается в клочок письма на водной глади, тоскуя по прошлому; как жена видит в нем бесхребетного, тряпичного мужичонку, восхищаясь другом Виктора – Будкиным, который везде пролезет, везде пройдет («еще в школе у пацанов мелочь вытрясал»).

Кто назвал Служкина слабаком, лузером и тряпкой? Школьники? Как же без них. Неформальный лидер, красавица-отличница, толпа глупых подпевал. Вскоре все перевернется с ног на голову. Посмотрите, как по скулам географа ходят желваки: от бескультурья («я вас в упор не вижу и не уважаю»), безграмотности («и шутки у вас тупые, потому что чувство юмора у вас не развито»), пошлости, грубости («вам ничего не нужно кроме мобильников, порнухи и наркоты»). По книге у него есть антагонист – завуч школы Роза Борисовна, но диспозиция как таковая в фильме отсутствует: Роза-Угроза отодвинута даже не на второй, а на третий план. И это одно из допущений ленты. Ведь были же в советском кино героини Нины Меньшиковой, Анастасии Георгиевской, Ии Саввиной. Режиссер, опасаясь хрестоматийной упаковки, слегка изменил сюжет, но тем самым он лишил зрителя трогательных флэшбэков. Между прочим, история детства персонажа тесно переплетается с событиями нынешними. Она словно тот ветхий мостик между прошлым и будущим, между школьными переживаниями Служкина и впечатлениями нового поколения, которое все ж способно преодолеть препятствия, несмотря на свою безалаберность. Но зато не упускает постановщик главного – «святости» героя нашего времени («я хочу жить как святой»). И чем беднее этот неудачник, тем больше в нем «святого». Велединский воскрешает полузабытый образ провинциального учителя земли русской, которым в осовременной версии мог быть и Илья Семенович Мельников, и Нестор Петрович Северов. Именно образ, оболочку, ибо учителем Служкин является лишь формально. Правда, научить он может гораздо большему, чем его коллеги по цеху. Но и методы у него нестандартные.

И первозданная природа Уральского края ему в помощь: своим величием она приземляет человечишек и возвышает Человека. Причем по ходу дела этот Человек рождается и во вчерашнем двоечнике-матерщиннике, совершающем маленький подвиг, и в девчонке-малолетке, хватающей чекушку для смелости и бахвальства назло самой себе, и раздосадованной что в бутылке не водка, а всего лишь березовый сок. Или фрагмент, когда варят кашу в котелке над костром – в этом нехитром занятии столько живой поэзии, что оно превращается в священнодействие. И понятно, что финал мы уже почти проговариваем, он сам крутится на языке. И пусть версии могут быть разными, суть одна: заглянет Служкин в гумбертовскую бездну или возвеличится в русской святости, уйдя схимников в пустошь лесную – в эту Пермскую обитель? Святой, но не чернец, грешник, но не сластолюбец. Монах, который не продавал свой «Феррари», и даже не продавал свои «Жигули». И не потому, что их у него никогда не было, а потому, что не нужны они ему - совсем не из-за жизненной неустроенности, позиции, расхлябанности. И тут выявляется та редкая черта образованного воспитанного человека - уж лучше упасть в грязь лицом, напиться, нажраться, горланить рэп на стихи Пушкина, чем испоганить душу, продаться и предать. Внезапно шут гороховый превращается в принца. Принца и нищего в одном лице. Без плаща и шпаги, зато трехдневная щетина и перегар в наличии. Что поделаешь: любить по-русски нелегко. А он жаждет, ищет эту «совершенную» любовь – вечную, как горы вокруг, первозданную, как непролазный лес, чистую, как горный ручей, ясную, как небо над головой. Но где она живет – вечная любовь? Ведь тоскует Служкин по той первой любви, которая в нем не догорела, а в жизни уже объекты юношеского невинного желания потеряли всю свою прелесть, преобразившись в неузнаваемых, потрепанных жизнью одноклассниц. А он хочет, хочет любить, как мальчишка. Как Рома Лавочкин. Только он давно уже не мальчик и, поэтому, финальный аккорд будет надрывным. До рвущихся струн, до горечи в горле. Иначе, наверное, никак. Если хочешь остаться Человеком!

10 июля 2017 | 17:53
  • тип рецензии:

Наверное, не открою Америки, если скажу, что экранизация сильных литературных произведений - задача всегда непростая. Причин тому много, основная из которых в том, что автор книги ВЫЗЫВАЕТ определенные образы в голове у читателя, а создатели фильмов все-таки по большей части эти образы НАВЯЗЫВАЮТ.

В связи с этим не существует в мире двух человек, прочитавших одну и ту же книгу и воспринявших ее одинаково. Именно поэтому идеальная экранизация, на мой взгляд, невозможна в принципе.

И все же перед нами отнюдь не самый плохой вариант. Режиссер, экранизирующий художественное произведение, однозначно имеет право преевнести в него что-то свое. Поэтому не буду ругать Велединского и прочих создателей фильма за многие несоответствия оригиналу и 'искажения' изначальной линии...

Возможно, я отчасти необъективен и смотрел это кино через розовые очки, так как очень люблю творчество Хабенского во всех его проявлениях. Что есть - то есть... И все же - по-моему, несмотря на лет так 20 разницы в возрасте со своим героем, прочувствовал он его прекрасно.

На мой взгляд, в кино показаны именно ключевые моменты и наиважнейшие образы и события книги, и переданы они очень вразумительно.

Не сторонник спойлеров, поэтому не вдаюсь в конкретику. Читайте книгу и смотрите кино!

9 из 10

17 мая 2017 | 17:23
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: