Самый духоподъёмный российский фильм года. А то и за всю новейшую историю
Картина Александра Велединского «Географ глобус пропил» тот случай, когда посмотревшие её придерживают исключительно двух мнений – либо очень нравится, либо очень не нравится. Полутонов замечено не было, а ведь лента уже почти полгода гуляет по различным фестивалям и спецпоказам, а значит, посмотреть её успели тысячи зрителей. Под пристальным вниманием постановщика – несколько месяцев «списанного» с загибающегося НИИ биолога Виктора Служкина, вынужденного от безысходности устроиться учителем географии в одну из пермских школ. Жена поставила на нём клеймо неудачника и завела роман с его лучшим другом. На работе тоже всё не «слава Богу»: коллектив скучный, класс трудный – что ни день, то словесная война. Пессимистичная по описанию драма «Географ глобус пропил» в сущности – духоподъёмная. Кто читал одноимённый роман Алексея Иванова, написанный им ещё в середине 90-х, знают, а многие из тех, кто смотрел только фильм, говорят, что всё мрачно, а герой - тряпка.
Но, минуточку, какой же он тряпка? Неужто он должен был убить жену, а другу начистить рыло? Многие говорят – «да ну его, он алкоголик». Опять же – да, Служкин любит выпить, но это не тот алкоголизм, который мы все знаем. Он даже на работу пьяным ни разу не пришёл. Ок, денег мало зарабатывает? В России много, кто за копейки работает, так что, всех на свалку списывать? Просто он – гармоничный человек, живущий в негармоничном мире. Он потерял, кажется, всё, но уверенно шагает по руинам собственной жизни, он не складный, но в тоже время цельный, смешит и сам умеет смеяться, а главное – сумев сохранить свою душу, он спасает души тех, кто в этом также нуждался. Впрочем, последние минуты заставляют содрогнуться: то, что кажется развязкой, на самом деле кульминация, а истинный финал истории вызывает холодок по коже. Во многом, благодаря Константину Хабенского. Если кто-то так и не сможет принять картину, то его блестящую игру не признать невозможно. Фестиваль «Кинотавр», на котором летом состоялась премьера «Географа», среди простых зрителей может не котируется, но приз за лучшую мужскую роль, полученный актёром, не вызывает сомнений.
- В боитесь смерти? — Боюсь. — Почему? — Жить привык…
«Географ глобус пропил» - настоящее российское кино. С нашей философией, с нашей атмосферой, с нашей культурой. С нашим матом, наконец. Это кино без жанра. Здесь слишком мало юмора, чтобы в полной мере назвать картину «комедией». Здесь нет какой-то трагедии, чтобы можно было назвать ее «драмой». Просто кино о жизни и русском человеке. Эдакий российский арт-хаус.
Существует такой вид театрального направления как «Моноспектакль». Иными словами «Театр одного актера». Так вот в течение всей постановки моноспектакля на сцене присутствует только один единственный актер, который на своих плечах пытается выдержать все представление. То же самое можно сказать и об этом фильме. Константин Хабенский в роли учителя география Служкина бесподобен. Он не играет, он проживает свою роль.
- Я без тебя жить не смогу.
- …сможешь…
Вы только посмотрите, как он сыграл в этой сцене, просто потрясающе.
Взяв старт как трагикомедия, к середине просмотра появляется угроза, что все происходящее опустится либо до банальной мелодрамы, либо до ненужной душещипательной драмы. Но, слава Богу, Александр Велединский выдерживает заданный с самого начала темп и манеру повествования до конца.
Чего фильму не хватает, так это цепляющей музыки. Хотя начало было неплохое в этом плане - шедевральная песня Кипелова «Я свободен», хоть и в отвратительном исполнении какого-то пьянчуги. Но вот дальше запоминающихся мелодий не было вообще. Чем занимался Алексей Зубарев непонятно.
Разочаровались в российском кино? Устали от второсортных сериалов? Хотите качественное кино о жизни и о простом человеке? Тогда «Географ глобус пропил» именно то, что вам нужно.
Изначально, честно признаюсь, на 'Географ пропил глобус' я идти не собиралась. Хабенский хоть и является моим личным фаворитом, но после недавнего 'Сталинграда' и 'Горько' идти в кино на что-то русское было опасливо. И как же в итоге здорово, что надёжный источник (коему я привыкла доверять) направил меня на путь истинный, сказав, что это едва ли не самый лучший отечественный фильм этого года. Сейчас, после просмотра, не скажу от себя, что фильм прям таки уж самый лучший, но однозначно внимание заслуживает, привлекает нетривиальностью на первый взгляд обыденной истории и по просмотру хочется о своей жизни поразмыслить и соотнести её с историей главных героев.
Провинция она и есть провинция. Каждый день одно и тоже: избитый мрачный пейзаж, старые покосившиеся деревяшки, исхоженные вдоль и поперёк улицы, вечная сырость, скукота и практически полная безэмоциональность, набившая оскомину обыденность. В такой вот обстановке живет Виктор Служкин, который волею судьбы становиться учителем географии. Судьба такая штука, что от неё ведь не уйдёшь. Плюс к судьбе, конечно, жена, которая пилит тебя за несостоятельность и на каждом шагу обзывает 'тряпкой' и алкоголизм, как способ пережить эту мрачную реальность. Хватаясь, как утопающий за любую соломинку, Виктор начинает преподавать географию 10А классу. Весьма нестандартным способом, стоит отметить. Это скорее борьба и чересчур откровенная честность, коей (по правилам) не место в педагогике. Но Географ усталый, измученный жизнью мужчина, которому изменяет жена с лучшим другом, а посему он выплёскивает весь накопившийся негатив на детей, называя их 'серой, тупой массой', которая не вызывает у него никаких эмоций, кроме отвращения. Хотя, конечно, тут он забывается, ведь и сам он отвратителен в своём поведении. Перемены наступают тогда, когда учитель с классом отправляются в поход. Этот поход своеобразный символ. Испытание, которое проходит герой, препятствия с коими он сталкивается и способ, которым он всё решает - это в своём роде и есть 'обновление' героя, его становление на путь чего-то более лучшего.
И зритель начинает верить, что герой-то исправился, что по накатанной колее не пойдёт больше и судьба теперь ждёт его иная, счастливая. Такой поворот и хэппи энд весьма ожидаем и был бы привычен. Но 'Географ' радует тем, что это не типичный фильм. Он хоть и о простой судьбе провинциального мужчины, но сами поступки и проблемы, стоящие перед героем, находят не шаблонное решение. Пусть в конце всё и вернулось на круги своя, как бы замыкая своеобразный цикл. С чего начали к тому и пришли.
Словом, 'Географ пропил глобус' стоит смотреть, потому что здесь замечательный Хабенский, который всегда удачно раскрывает роли простого 'бытового' характера; прекрасные виды лесов и гор, а городская тусклость и серость задаёт атмосферу картины.
Гаснут лампы. Появляются первые кадры фильма 2013 года 'Географ глобус пропил', на который я отправился просто для того, чтобы 'утолить' свой интерес.
С самого начала фильма мы видим... нас, нашу жизнь, РЕАЛЬНОСТЬ.
Сюжет фильма очень реалистичный, я бы сказал: 'Книга была написана во время созерцания того, что творится за окном'. Описываются современные реалии - человек, не добившийся своего (хотя мог бы), глупые подростков, бедные семьи, распад этих самых семей, беспробудное пьянство... Да, всё это мы увидим в фильме.
Отдельное слово я хотел бы сказать про Константина Хабенского, который играл главного героя. Он сыграл безупречно! Актёр смог передать все чувства главного героя. Это один из самых главных плюсов по фильму.
Актёры, игравшие подростков в этом фильме, также справились со своей задачей - играть себя. Конечно, 'играть себя' - образное выражение, но вполне подходящее к фильму.
Операторская работа мне очень понравилась. Снято всё очень качественно, природа отлично запечатлена.
Из минусов: Мне кажется, что перенос сюжета книги на современный лад не стоило делать. Но это дело вкуса. В принципе, это не очень напрягает в фильме.
Рекомендация:
В фильме есть очень много философских мыслей, так что 'просто посмотреть фильм и отдохнуть душой' не получится. Возможно, даже после просмотра вы будете рассуждать о фильме.
Не идти на фильм тем, кто не хочет смотреть на свою жизнь со стороны.
Устав разочаровываться в нашем современном кинематографе, я решил посмотреть фильм с хорошим отзывами как от кинокритиков, так и от знакомых. Остался приятно удивлён и доволен до такой степени, что захотелось написать рецензию, хотя последний раз делал это полтора года назад, и, конечно же, прочитать книгу, по которой снят фильм.
Данное кино не об отдельных персонажах в определённом времени и месте, а в целом об эпохе потерянных 80-х и последующих безысходных 90-х, которые глубинка России переживает, увы, до сих пор. В 'Географе' вообще нет героев и антигероев. Нет героев в классическом высоком понимании этого слова, есть только главные действующие лица.
Главный персонаж Витька Служкин (от лат. Victor — 'победитель'), тридцатилетний безработный в небольшом городке под Пермью, по образованию преподаватель биологии, с женой и дочерью, страдающий от пристрастия к алкоголю, по жизни вовсе не идёт победителем, не претендентом на победу и даже не состязающимся. Одним простым и до боли унизительным словом он — неудачник. Невольно задаёшься также вопросом: вероятно, Виктор — ищущий? Но вопрос здесь не в том, что ищет наш персонаж, а ищет ли он вообще в этой жизни хоть что-то...
Помимо материального кризиса в семье, Служкин испытывает духовный кризис с женой и всё чаще ощущает себя одиноким, отчуждённым, как бы не принадлежащим этой серой холодной реальности. Вынужденный пойти на работу в школу учителем географии по причине того, что другие преподаватели не нужны, он пытается найти хотя бы временную отдушину в новом занятии, учениках и внезапно возникшем интересе к молодой обеспеченной и, казалось бы, самодостаточной коллеге по работе. Естественно, его положение ни коим образом не становится лучше и яснее, а только накладывает новые проблемы на уже существующие.
По ходу фильма я колебался в своём отношении к главному герою: симпатизировал порой за взгляды и остроумие, сопереживал его жизненным трудностям и перипетиям, разочаровывался и ненавидел за слабость, безволие и откровенное свинство в поведении. Главное, что я понял, и в чём нашёл ошибку многих других рецензентов, это то, что наш географ вовсе не положительный персонаж, не пример для подражания, не отрицательный тип и пройдоха, не 'герой нашего времени' и не герой совсем, как я уже говорил. Он — обыватель и маленький человек, личность со своей сложной уникальной и интересной для зрителя судьбой.
Остальным важным персонажам фильма, а их там примерно 7-8 человек, хотя и не уделяется много экранного времени, но прорисованы они со всей возможной полнотой. В них отсутствует недосказанность. Эти люди также обладают своей пригоршней проблем в этом Богом забытом месте и гармонично дополняют образ Географа.
'Географ глобус пропил' — это очередной очень русский фильм Велединского.
Одно название уже заставляет обратить внимание на сей фильм, ну а для тех, кто не понаслышке знаком с этим книжным бестселлером интерес и подавно неминуем. Не забываем, что фильм фестивальный, да еще и с Константином Хабенским в главной роли. Что еще нужно для хорошей рекламы на российском медиапространстве?!
Фильм понравился. Очень даже. Хотя и ожидал увидеть нечто иное. Однако.
Разделил бы 'Глобус...' на 2 части: первая - семейно-бытовая (где мы собственно знакомимся с героями), вторая - тот самый поход, где мы по-прежнему продолжаем узнавать географа с разных сторон и чему, непременно удивляемся. Семейно бытовая часть гораздо более богата на события и героев. Удивляют похабные разговоры, нескромные беседы, показ бытовушности обыкновенной российской семьи и диалоги ее хозяев, отношение героев друг к другу. Но, конечно же, наибольший интерес - к персоне Виктора Служкина. С каждым действием он раскрывается по-новому, и если в начале - он открывается как законченный полуалкоголик, пофигист, размазня, потерянная личность, то чем дальше, тем больше осознаешь, что он стоит на голову выше своих знакомых и друзей, умнее, порядочнее и что самое главное, человечнее. Он смело смотрит правде в глаза. Этот не тот русский мужик, стремящийся любым способом удержать сбежавшую жену, свою бабу, не тот друг, который, зная что жена любит его лучшего друга, порвет отношения с ним и обвинит во всех смертных грехах, не тот похотливый мужлан, стремящийся при недостатке секса воспользоваться любым шансом. Это сложный человек со своим внутренним миром и переживаниями. Это заботливый отец, любящий муж, настоящий друг. Это человек, которому не чужды настоящие чувства, однако в угоду своим желаниям он не будет делать больно другому, несмотря на безразличие к работе, ему небезразличны судеб детей, подрастающего поколения и их становление как личностей.
Хабенский действительно хорош. Несколько неожиданно здесь он выглядит староватым и смущает внешняя разновидность героя. На протяжении фильма его внешний облик меняется несколько раз, что делает его образ несколько прерывистым при всецелой оценке. Во всем остальном заслуживает отдельных аплодисментов. В целом весь актерский состав хорош: и Александр Робак, и Елена Лядова (чьи персонажи простых домохозяек стали давно привычными), и эффектная Евгения Брик, да и сами ученики.
При всей кажущейся первоначальной простоте немало присутствует сложных моментов, при оценке которых и понимании возникают трудности. Отрадно видеть настоящий российский городок и обыкновенную обшарпанную школу: без прикрас, глянца и лоска. Костюмы также правдивы. Бытовушность здесь представлена во всей красе, что не может не радовать.
Географ на протяжении фильма постоянно пьет и находится в состоянии алкогольного опьянения, однако не стоит думать о нем, как о обреченном человеке. Может глобус он условно и пропил, но, в отличие от многих нас, не пропил он самое главное - свою душу, мысли, самого себя...
Если вас попросят обозначить, о чём этот фильм, одним словом, то вполне вероятно, первым вам придёт в голову слово «неприкаянность». Помните «Полёты во сне и наяву»? Ну так вот, аналогия налицо. Бездарно проживающий лучшие годы Виктор Служкин (Константин Хабенский) из той же когорты российской интеллигенции, что и Сергей Макаров (Олег Янковский). И пропасти из тридцати лет между этими героями словно и не было. А годы эти были не из простых – одна эпоха сменила другую. Развитой социализм благополучно скончался, и вместе с ним жрецы идущей за ним следом демократии похоронили великое множество надежд, затем перестройка перемолола жерновами судьбы людей, и вот наступила эра капитализма. Всё изменилось. Мир стал другим. Люди. Общество. Отношения. А неприкаянность осталась.
И тем не менее. Тем не менее, в фильме Александра Велединского практически нет той унылой безнадёги, которой была пропитана картина Балаяна. Помните, первоначально по сценарию, Макаров вообще должен был погибнуть в конце «Полётов»? И среди зрителей, кстати, гулял устойчивый миф, что такой альтернативный финал даже был отснят, но только цензура его запретила, и лишь поэтому на экраны вышел фильм с открытым концом.
А фильм Велединского светлый, добрый, грустный, но с тонкой насмешкой над непутёвым учителем географии Виктором Служкиным, который, в отличие от Макарова, проживает свою жизнь не всерьёз, а как бы понарошку. Хотя куда уж, казалось бы, серьёзней, когда проблемы, каждая из которых любому другому жизнь бы надолго переломала, валят валом.
Особо отметить. Хабенский – в точку. Необычайная удача для картины. Образ именно тот, что создавал в романе Иванов. И хотя фильм сюжетно временами отступает от романа, дух его совпадает с первоисточником тютелька-в-тютельку.
Прекрасная работа. Без малейшей скидки на отечественное. И однозначно в коллекцию.
Для начала стоит отметить что это русское кино, которые снято очень неплохо, с учётом того что большинство русского кина кроме как киноляпом никак не назовёшь.
Когда я посмотрел этот фильм меня стали терзать неоднозначные чувства. В сюжете фильма достаточно ляпов и недоразумений, тем не менее он куда лучше сюжета других неудачных российский предшественников.
Главные герой становится учителем класса. И тут начинается самое интересное. В классе постоянно что то происходит, то школьники чудят, то главный герой совершает такие поступки за которые лично мне бы стало стыдно.
В фильме отлично раскрыт внутренний мир 'географа' местами я сильно ему сочувствовал, а местами хочется 'вылить на него бидон холодной воды' чтобы он очнулся. Географ не 'герой нашего времени' но и не откровенный 'подонок'. Он что-то между двумя этими словами. Семья у него держится на 'добром слове', трудно оценить степень его вины в этой ситуации, он вроде бы хочет добра а получается всё крайне непонятно. Он говорит что ценит свою жизнь, но его поступки (как например постоянная выпивка и курение) говорят об обратном. Ему не нравится настоящая жизнь, но дальше размышлений дело не доходит. Каждый увидит этого географа по своему, кому то он в чём то понравится кому то вообще будет отвратителен. И тех и других я могу понять. Не могу сказать что он глупец, однако многие его поступки кроме как глупыми не назовёшь.
Концовка фильма лично для меня не раскрыла ни сюжета, ни мира главного героя. После просмотра у меня осталась некоторая желчная горечь неудовлетворённости фильмом от того что фильм в целом не раскрыт.
7.5 из 10
В общем рекомендую посмотреть фильм всем у каждого этот фильм скорей всего вызовет свою гамму эмоций.
Новозаветная притча интерпретированная в отечественной театрально-драматической художественной парадигме ('Утиная охота', 'Полет во сне и наяву'), где главный герой всегда лишний человек, неожиданно вторгающийся в привычный ход вещей. Здесь этот лишний человек - алкоголизирующийся Иисус, противопоставляющий себя ортодоксальному фарисейству школьного воспитания, крестит детей в горной реке. Сюжет непрозрачно намекает, что акт инициации для школьников вряд ли был бы успешным, поддайся географ сексуальному соблазну, (эта сцена, когда непонятно откуда появляется дом с электричеством, молчащий человек, кажется абсурдной, но она то и подсказывает, что происходящее не бытовой криминал, а мистическое действо, во время которого истерический припадок школьницы нужно понимать как то, что ей овладел злой дух, искушающий пророка).
Ученики географа - его апостолы. Они все время сомневаются и испытывают его до тех пор, пока он не прошелся по воде - и не притащил обратно лодку.
Художественное исполнение притчи построено на контрасте создать впечатление повседневного хода вещей и бытового характера отношений между героями фильма.
Единственно возможным решением не скатиться в пошлость при выполнении столь сложной задачи - пригласить на главную роль Хабенского.
Признаюсь честно я крайне редко обращаю внимание на наш российский кинематограф и дело тут пожалуй в том что картины снятые в необъятной так и хлещут ядом да безразличием. И к великому сожалению я соглашусь с тем что цинизм, злоба и наплевательское отношение к окружающим стала преобладать в жизни простого обывателя. Мне, конечно же, хотелось бы верить, что это лишь временно и вскоре все наладится, но пока прогнозы более чем не утешительные. И именно в такое время кинематограф должен был бы дарить надежду на лучшее завтра, но вместо этого он эту надежду забирает. Но сегодняшний гость привлек меня ярким названием, обещающим достаточно оригинальную драму, как о семейных ценностях, так и раскрытием вечной проблемы учителей и учеников. Мда, зря я повелся на яркое название. Ой, зря. Ну что ж, это – «Географ глобус пропил».
Фильм повествует об учители биологии, который придя в новую школу поступил на работу учителем географии. Это нормально, ведь учителей все равно недобор, да и учитель есть учитель. И все бы ничего, но у учителя проблемы в семье и его брак разваливается, «цветы жизни» его ни в грош не ставят, а лучший друг увел из под носа героя девушку за которой Виктор собрался приударить. В общем куда не плюнь всюду клин. И как же бравый учитель биологии собрался решать все свои проблемы? Конечно же с помощью алкоголя!
Для многих людей подобное положение дел будет выглядеть даже актуально. Ведь в нашей стране принято решать все проблемы одним способом – напиться. Ну тут уж ничего не поделаешь таков менталитет русского человека. Вот только я встречал людей, которые употребив на грудь могли задвигать действительно умные и интересные вещи и учить окружающих уму разуму, к счастью без фанатизма. Является ли таким героем Виктор Служкин в исполнении Константина Хабенского? Неа, не является. Он пьет потому что устал от окружающей действительности, от лицемерия и подлости, но при этом он не собирается делать с собой что-нибудь «страшное» ведь ему дорога жизнь как память. Вот и живет горемыка и не может разобраться в своих отношениях с женой, которая Виктора одновременно любит и ненавидит со своими чувствами к учительнице немецкого и к шестнадцатилетней девочке которую Виктор то ли хочет научить уму разуму, то ли мечтает с ней переспать, а может и то и другое вместе. Что же касается сюжетной линии со школой, то тут тоже ничего хорошего не предвидеться. Молодые люди учащиеся в школе ничего не хотят и ничего не умеют, зато обладают раздутым эго и свято верящие в то что они про жизнь знают все. Абсолютно все. Типичное заблуждение молодежи, да. Но вот какое дело я рассчитывал на то что главный герой попытается научить своих подопечных уму разуму, привить хоть какие-нибудь нормы морали и приличия, ну или попытается разобраться с проблемами молодых людей, а тут ничего подобного и в помине нет. Ученики ненавидят географа или пытаются с ним закорешится будто бы учителю пятнадцать лет, а наш герой же их попросту презирает. В общем - полная гармония.
Подводя итог, хочется сказать, что фильм снят качественно, здесь есть и хорошая актерская игра и четко прописанный сюжет и даже юмор присутствует, вот только опять же вся та грязь что присутствует в данном фильме я могу увидеть выйдя на улицу или поехав в метро. Зачем надо было снимать фильм о том что все плохо? Чтобы подчеркнуть что в нашей стране все плохо и будет только хуже? Знаете, когда в жизни все идет наперекосяк должна оставаться надежда, надежда на лучшее завтра, надежда на то что друзья и близкие не бросят тебя в трудную минуту, и пожалуй самое главное нужно всегда и везде оставаться человеком, а не превращаться в скота. И пока наши режиссеры этого не поймут, будут выходить именно такие фильмы – хорошо снятые пустышки от которых так и разит ядом.