Гениальный фильм о несчастной российской действительности со счастливым (?) концом. Критерии кинопоиска не позволят передать словами всё, что накопилось за просмотр, но постараюсь дать хоть что-нибудь.
Алкоголик, в прошлом работавший библиотекарем при заводе, устраивается в школу учителем географии, не зная предмета. Его зовут Служкин Виктор Сергеевич, завод, на котором он трудился, обанкротился, а учителя-предметника в школе нет уже полгода. Так легли карты.
Герои фильма всем нам хорошо знакомы. К сожалению, в них мы можем узнать себя самих. Да-да, не окружающих, а именно себя. Картина буквально пронизана болью россиян, действительность проглядывается в каждой сцене.
Пробежимся по героям:
Виктор Сергеевич Служкин – главный герой. Тот самый географ, что глобус пропил. Образованный алкоголик, который потерялся в жизни. От безысходности устраивается преподавателем в школу. Женат, есть ребёнок. В семье Виктора полный упадок: жена не любит мужа, хочет развода; у него не получается найти хорошую постоянную работу. Кажется, трудоустройство в школу должно благотворно повлиять на ситуацию.
Надежда Служкина – жена географа, мать, несчастная женщина, которая когда-то вышла замуж, что называется 'по залёту'.
Будкин – бывший одноклассник Виктора. Вернулся в Пермь из Москвы и теперь работает помощником депутата, имея записанную на отчима строительную фирму. Представился он, кстати, коррупционером. Некоторая самоирония. Фамилия его говорящая, если смотреть на его размеры, которые он, скажем, 'заработал' на казённых щах.
Сашенька – подруга главного героя, заведующая детским садом, влюблена в Будкина, но тот её не принимает. Хочет стать счастливой рядом с сильным мужчиной.
Кира Валерьевна – красивая молодая преподаватель факультатива немецкого языка, коллега географа.
Маша Большакова – ученица 10 класса, учится у Виктора Петровича.
Градусов – гопник, одноклассник Маши. Наверное, один из самых ярких образов.
Множество тем раскрывается в произведении:
Тема учителя и учеников. Первый урок оказался шоком для 'молодого' преподавателя. Но по мере повествования, мы можем увидеть смену времён года. Он остался работать. Ему сложно найти общий язык с подрастающим поколением. Он, хоть и алкоголик, но многогранная личность. А дети, в его понимании, ещё только пустышки и не факт, что вообще станут личностями. Многие девочки влюбляются в своих учителей, не обошлось без этого и в нашей палате. Сможет ли Виктор Петрович выстроить гармоничные отношения с созревающими людьми, находящимися в тяжёлом для психики положении?
Тема дружбы. У нашего героя, мы можем видеть, как минимум два друга: Будкин и Сашенька. Если с первым они за одной партой сидели, то про вторую я так и не понял. Вообще, сложно, наверное, назвать их отношения дружбой. С одним они только и делают, что пьянствуют, а с другой, похоже, время от времени спят. Больше походит на какое-то животное общения, для удовлетворения примитивных потребностей. Сможет ли Виктор Петрович найти друзей в лице подрастающего поколения?
Тема семьи. В фильме не показано ни одной крепкой семьи. Лишь только разрушенные, под гнётом алкоголя, гнёзда. Супруги не любят друг друга и готовы изменять друг другу у всех на глазах. На глазах друзей, партнёров и даже собственных детей.
Тема детей. Уже было сказано о детях, но мне реально интересно, а наши граждане вообще думают о том, что рядом с ними живёт маленький человечек, который, между прочим, хочет быть счастливым. Вы вообще представляете, что творится в голове у ребёнка, когда он видит угашенных кричащих друг на друга родителей, или когда папа обнимается с другой тётей, а мама целуется с чужим дядей? Вот и я не представляю, но после такого трудно загадывать, чтобы вырос кто-то адекватный. Именно такие дети и учатся в школе, в которой работает Виктор Петрович. И только в его силах уберечь свою дочь от этого кошмара. Сможет ли он направить своих детей на правильный путь?
Тема власти и денег. Подобная проблема в нашей стране всегда стояла краеугольным камнем. Мы видим типичного представителя законодательной власти, что часто пишет законы под себя, в лице Будкина – персонажа с говорящей фамилией. О нём уже было сказано выше. Он не женат, детей нет, зажигает со случайными девицами, но, похоже, мечтает о некоторой стабильности. При звонке на его мобильном начинает звучать гимн России – страны, которая дала ему возможность так просто владеть всем. У него квартира, дорогая машина, часы, телефон. Любая девочка готова прыгнуть на него. Сможет ли и дальше Виктор Петрович уживаться в одной лодке с такими людьми и сможет ли помочь детям не стать такими?
Тема алкоголя. Наши граждане безмерно пьют. Та же картина и в фильме. Главный герой сам не в силах устоять перед бутылкой. Сможет ли он выйти из порочного круга и спасти детей от ярма?
Тема любви. Ну как любви, больше речи будет о сексе, нежели о каких-то высоких чувствах с большой буквы «Л». Персонажи спят друг с другом. Ну, вообще хаотично, что эти линии порою сложно уловить. То ли возраст у них такой, что вкупе с несчастьем в личной жизни они готовы прыгать на любого или любую. Одной хочется любви, у другого три тёлки на балансе, третья клюнула на бабло, четвёртая влюблена в препода, а последний вообще хочет жить как святой. Вот, поди и разбери теперь кто есть кто. Сможет ли учитель сам стать счастливым и научить любить детей?
Картина очень многогранна и в очередной раз повторюсь, но она – о нас. Локации родного для меня Пермского края, несмотря на всю серость, всё равно грели душу. Музыка хорошо передаёт настроение. Времена года меняются, жизнь не стоит на месте. И, кажется, вот-вот всё станет на круги своя.
Я поднимаю бокал берёзового сока за Нашу Россию, за Нас с Вами, за Наших детей и светлое трезвое Будущее.
Фильм по роману Алексея Иванова, на мой взгляд, получился довольно удачным. Лирические отступления и внутренние монологи скрыты, что жаль, однако они передаются кинематографическими приёмами. Большую часть из них на себя взяла хорошо подобранная музыка (народная песня 'Летел голубь' в исполнении Елены Фроловой). Лирика пробивается и во всей безнадёге, окружающей главного героя. Монологи в целом очень важны для понимания типа, который постарался запечатлеть Иванов.
А тип этот - человек думающий, и это, к сожалению, почти исчезающий на сегодняшний день биологический вид. Немаловажно здесь и то, что действие в кино перенесено из 90-х в надавнюю современность. Но хотелось бы побольше поговорить о типе героя, представленном Виктором Служкиным (Константином Хабенским). Есть весьма важный монолог, где Виктор говорит, что хотел бы стать наподобие современного святого. Которому, по сути, ничего не нужно, он просто живет и любит всех вокруг. По сути, перед нами предстаёт и юродивый, и некое подобие идеального человека (князь Мышкин), и человек вместе с тем средний (обр. внимание на семантику фамилии Служкин: от глаг. служить несколько коннотаций - прислуживать, слуга народа, и вместе с тем слуга Господа Бога). И основная оппозиция здесь очевидна: небо и земля. Человек, который тянется ввысь, но вынужден жить в бытовухе, как-то обеспечивать семью, удовлетворять потребности всех вокруг, при этом еще и вести себя адекватно. От него все чего-то хотят: жена выходила за кандидата наук, а в итоге живёт с практически алкоголиком, тогда как более примитивные создания вроде друга-Будкина выбиваются в люди, школа требует от учителя по сути только отчётности, но Служкин пытается быть не просто учителем, а дать знания тем, кто их не хочет брать. Человек между небом и землей, душа которого задавлена бытом, зарабатыванием, обществом потребления в целом. И все эти отсылки постоянно играют на уровне цитат, показывая нам духовные метаморфозы героя.
И, конечно, огромное место занимает здесь любовь, которая к Служкину приходит помимо его воли и здравого смысла. Не вижу здесь и намёка на неравенство и, тем паче, наклонности к педофилии. Любовь эта в каком-то смысле поворотный момент в жизнях девочки и учителя. Кроме того, если говорить об организующем принципе, здесь поднимается и ещё одна немаловажная тема, такая как моральное поле, которое героя из себя никак не может выпустить. Точнее он всё время старается держаться в его рамках. И здесь оно смешивается с бытом, делая жизнь Служкина вовсе безысходной.
Остаётся пить, заглушая в себе горнее, качаться на качелях и вытворять разные глупости, которые хоть как-то могут не на долго возрождать в тебе ощущение жизни. Но всё это искусственно, всё это - волевое усилие, диктуемое довольно ущербным и равняющем всех под одну гребенку моральным полем. И эта вселенская стандартизация, незыблемая веками, давит на человека инакого (ибо этот тип и пытается нам показать в своём романе Иванов). Инакий - то есть, другой, мыслящий иначе, не совсем земной и здешний человек. Такая инаковость свойственна людям пишущим и тем, кто каким-то образом причастен к творческому акту (не обязательно, например, что-то писать, но по складу ума и души быть писателем). Отклоняющийся, как шукшинский чудик и 'Алёша бесконвойный', он кажется большинству малахольным, с придурью. Его и ученики считают таковым. Кроме Маши. Потому что есть чистые души, для которых такой образ жизни может стать откровением и примером. В общем, этот фильм можно разбирать бесконечно. Как человек, читавший книгу и в принципе нелюбящий экранизации, могу сказать: смотреть стоит.
Посмотрела фильм после того, как прочитала книгу Алексея Иванова, но эти произведения оказались настолько расхожими. Александр Велединский - талантливый режиссер и сценарист, поэтому он принёс свои краски в картину.
Начну с образа главного героя - Виктор Служкин живет в Перми с женой и дочерью. Обычная жизнь маленького человека, без работы, ничем не приметного, иногда выпивающего с друзьями. Между тем ему удалось устроиться в школу учителем географии, но и так он остался неприметным. Выглядит герой симпатично и притягивает к себе, даже несмотря на отрицательную фактуру. Автор делает Виктора типичным, тем самым мы и погружаемся в его жизни, потому что ощущаем на нем свою собственную. За главным героев подтягивается его окружение: такие же простые люди: жена, друг, подруга из садика и т.д. Они все типичные простые люди, поэтому очень близкие зрителю.
Школьники и персонал, напротив являются отрицательными персонажами. Они не воспринимают главного героя, даже, можно сказать, пытаются издеваться над ним. Все переворачивается, когда Виктор поднимает с учениками философские темы, пытается их учить жизни, а не географии. Постепенно они становятся ближе друг к другу. И у зрителя меняется отношение ко всем участникам.
В кино ярко поднимаются темы любви, семьи и семейных ценностей. Опять же показывают типичные для многих моменты: любовь не по возрасту, измены, непонимание друг друга, но при этом зрителю интересно, как будто он смотрит сам на себя.
Музыка в фильме, по большей части, самодельная - рэп, выдуманные песни и т.д. Саундтреков здесь мало, что придает картине реальности.
Больше всего меня зацепили пейзажи. Я была в Перми, но никогда не знала, что среди панелек и российского андеграунда прячется целый мир пейзажей: горы, озера, пещеры… Это насколько глубоко и красиво снято, что не остается слов.
В целом, фильм стоит того, чтобы его смотреть, но, по моему мнению, только после книги.
Отечественный кинематограф нечасто радует нас хорошими картинами. Потому каждый значимый фильм вызывает серьезную волну обсуждений. 'Географ глобус пропил' не стал исключением.
Снял картину Александр Велединский – мэтр российского телевиденья. Он известен как сценарист «Дальнобойщиков» и «Бригады». Можно по-разному относиться к этим проектам, но трудно отрицать их значимость для нашего кино.
Актерский состав подобран очень удачно. Полагаю, на роли были выбраны лучшие актеры из возможных. Мало кто сомневается в таланте Хабенского, и роль странного учителя удалась ему на все 100. Иронично, что в книге Служкину 28 лет, тогда как фильме Хабенскому на вид далеко за 40. При этом в фильме Географ получился более «живым», а в книге Служкин настолько отрешен от мира, будто ему далеко за 70.
Съемки впечатляют своей масштабностью. Оператору великолепно удалось показать красоту Пермского края, быстрые весенние реки, леса, горы. Не удивлюсь, если съемочную группу серьезно консультировал кто-то из местных.
Повествование очень неровное. Иногда вдруг появляется черный экран, а затем внезапно меняется место действия. Например, когда Служкин выпивает на берегу, а в следующей сцене в одиночестве уплывает на плоту. Такие провалы в памяти можно списать на пьянство и на нехватку экранного времени, потому я бы не стал слишком заострять на этом внимание.
Перейдем к самому интересному в фильме – к персонажам.
Мы видим двух антиподов – Служкина и Будкина. Один живет в своем мире только для себя. Он никому ничего не должен, и никто ничего не должен ему. Не является залогом счастья для кого-то, и никто не является залогом счастья для него. Второй берет от жизни все. Служкин живет с несчастной женой, которая настолько отчаялась от своей ненужности, что согласна встречаться с отвратительными ей персонажами, лишь бы как-то растолкать мужа. Но ему все равно. Она неплохая женщина, Надя не бросает ребенка, хотя могла бы, и несет свой крест. Будкин же спит со всеми подряд, вроде как приносит людям счастье, но ненадолго. В общем каждый из них борется с действительностью по-своему, несет счастье для одних и губит других людей.
Имеет ли такая модель поведения право на существование – безусловно. Является ли Географ спасителем и помощником для других людей – вряд ли. По сути он просто часть мозаики из которой состоит общество. Он сильный и умный мужик, но «бестолковый». Люди тянутся к нему, но пользы от него мало.
Многие спрашивают, почему же этот фильм так понравился людям. Попробую ответить на этот вопрос.
Однажды неспешная жизнь Служкина резко изменилась, когда он устраивается в школу. Оказывается, он нужен ученикам, а они нужны ему. Дети своей энергией вдохнули жизнь в эскаписта, и Географ вынужденно, а может и быть и по своей воле, начинает играть, сражаться, взаимодействовать с ними. Они испытывают его на прочность – и он отвечает на этот вызов.
В результате Географа растормошили дети. Подростки и странный учитель смоли всколыхнуть унылую действительность провинциального городка. Может быть год, пока он работал в школе, был самым ярким годом в их жизни. И для Служкина, и для детей.
Приключения, борьба, любовь – разве это не самое интересное, что можно показать зрителю? Тем более все происходит в реальной российской глубинке, а не в выдуманном мире.
В фильме нет моральных поучений, нам просто показывают жизнь одного странного человека и необычную историю, которая приключилась с ним и с его учениками. Мы видим, что даже самому отъявленному эскаписту однажды придется вылезти из своей скорлупы. В итоге он даже будет рад, что так произошло.
Находишь только тогда, когда не знаешь, чего ищешь. А понимаешь, что нашёл, чаще всего только тогда, когда уже потерял.
С книгой Алексея Иванова не знаком, так что не буду сравнивать ее с фильмом, да и в целом считаю что сравнивать нельзя. Фильм самостоятельное произведение, а книга самостоятельное.
Как-то раз меня застала бессоница, и я долго мучался пытаясь заснуть. От чего я всегда хорошо засыпаю? Чаще всего почему-то от драмы быстро в сон клонят. Долго не пришлось искать, 'Географ глобус пропил' как раз был у меня в закладках. Сел за его просмотр в надежде на сладкий сон... Но кто ж знал-то?
Велединский как режиссер очень неоднозначный, я до сих пор не знаю как относится к фильму 'Живой', но вот что он умеет реально, так это работать с актерами, даже если ему попадается слабый сюжет, актеров он заставит играть. А что будет если ему доверить хороший сюжет, оператора 'Брестской крепости', и Константина Хабенского?
Фильм очень напоминает ленту 'Учитель на замену' с Эдрианом Броуди, но только с колоритом русской глубинки. Сюжет и сценарий в целом прописаны очень сильно, действие не прыгает, даже протекает словно река, плавно ведя меня как зрителя по сюжету. Диалоги прописаны хорошо, сразу видно, что у фильма есть литературный первоисточник. В происходящее на экране быстро погружаешься. И этому способствует атмосфера.
Но не ради атмосферы стоит смотреть фильм, а ради потрясающего Константина Хабенского, он тут буквально правит балом. Честно, мне даже стало завидно героям ленты, что у них есть такой учитель, и что такого учителя нет у меня. Идеальное попадание в образ, идеальный отыгрыш. Как можно быть одновременно харизматичным и обаятельным, а также маргинально отталкивающим? Если это не актерское мастерство, тогда я умываю руки. На фоне Хабенского растворяются актеры на второстепенных ролях, хотя нельзя сказать, что молодежь плохо играет, да и более взрослый актерский состав тоже не лажает. За их взаимодействием приятно наблюдать.
'Мы никогда не ошибаемся, если рассчитываем на человеческое свинство, – сказал Служкин. – Ошибаемся, лишь когда рассчитываем на порядочность. Что значит «исправить свои ошибки»? Изжить в себе веру в людей?.. Самые большие наши ошибки – это самые большие наши победы.'
Сплав по реке одна из лучших и сильных сцен фильма, не хочу описывать ее досконально, но именно там раскрывается характер Служкина и его учеников. Ко всему прочему там еще и приятная картинка, Пермский край славится в России своими красотами, и оператор смог это правильно подчеркнуть.
'Географ глобус пропил' это не глобальная драма, это фильм про нашу с вами жизнь, он раскрывает ее такой, какая она есть, без прикрас. Лента учит зрителя смотреть в душу каждого и находить там личность, а не оболочку. Потому что снаружи может ты и выглядишь как неопрятный алкоголик, а внутри быть может ты ученый, философ и душевный человек, просто в жизни не повезло найти человека, который смог бы стать для тебя опорой.
Было уже утро, когда я досмотрел фильм. Я как сейчас помню, как билось внутри меня сердце, как роились внутри моей головы мысли. Мне жаль, что эта литература не включена в школьную программу, как и этот фильм. Теперь я перед собой поставил цель, изучить еще и книжный оригинал, а самому фильму и ответственным за съемки - низкий поклон и огромное уважение.
Картина рассказывает об учителе географии, который умеет заворожить непростых подростков и показать им предмет с другой стороны. Он устраивает интересные экскурсии и даже берет учеников в поход, где каждый из них сталкивается с трудностями и опасностями, преодоление которых меняет всех участников на всю оставшуюся жизнь. На фоне работы, наш учитель так же живет с любимой женой, однако та его больше не любит, и наш географ отпускает ее к своему лучшему другу потому, что настоящая любовь выше эгоизма и ревности, настоящая любовь - это стремление и желание того, чтобы твой объект любви был счастлив.
Одним из испытаний становится и безответная любовь ученицы и соблазн для нашего взрослого географа, которому он не поддается, имея твердый и честный характер. Несмотря на пропащность множества окружающих, наш географ остается чист и невинен.
История не простого персонажа, вынужденного жить в несчастливом браке, находящего отдушину только в собственном деле. Качественно выбрано место для съемки, красивая и подвижная локация.
Актерская игра на уровне, молодые актеры показывают опытный профессионализм, а игра Константина Хабенского, как всегда безупречна и многогранна.
Школа второстепенных городов России именно такая. В составе класса каждый найдёт себя. Этакое мини-общество. И это правильно - одной из главных задачей школы и является 'осоциалить' детей. Но, как видно, до похода дети способны только на поверхностное осмысление своих поступков.
Как взрослый ребёнок учит детей жизни
Вливаясь в школьную обстановку, географ чувствует себя, как рыба в воде. Он понимает, что разница в возрасте около 30 лет. И держит себя в руках. Но с ними он себя чувствует живым. Персонаж Хабенского - приятный. В его стремление к счастью, хоть и через абстрагирование алкоголем, веришь.
Учить детей фактически не пытается. Лишь своим существованием в их жизни и преподносится образование. Но способ эффективен.
Но как прийти к счастью?
Наверное, ничего не делать. А лишь быть счастливым. Этим и занимается географ. Хотя всё его окружение отражает его наоборот.
Что не понравилось?
Слишком уж однобоки персонаж депутата, некоторых детей. И учительницы немецкого. Не хватает им противоречий. Жизни в душе.
Мне не понравилась идея фильма. Это плевок всем, кто пытается построить свою жизнь на стараниях и труде. Но романтика в 'быть счастливым здесь и сейчас', конечно, есть. Но и про другую сторону не стоило бы забывать.
И вновь страдания жителя российской глубинки, но уже с точки зрения личностного формирования человека. Очень тонко и грамотно показаны все представители рекурентных групп - школьники, учителя, местные богачи и дети из неблагополучных семей. Все как в жизни, только в виде кино.
Константин хабенский играет учителя географии, который от безысходности пошел учить подростков в местную школу. Но он не заставляет их учить столицы мира, а преподает более глубокие жизненные уроки, одновременно переживая собственную драму. И этот акцент на том, что учитель не великий всезнающий мудрец, а такой же человек со своими тараканами и страданиями, играет не самую последнюю роль.
Очень тонко и живо прописаны герои как первого так и второго плана, у каждого есть своя история и характер, это не просто набор одномастных марионеток, каждому в какой то момент начинаешь сопереживать. Да и актеры просто вживаются в роли, несмотря на свою довольно юный возраст, играют живо и с полной самоотдачей.
Операторская работа просто восхитительна, чего только стоят пейзажи во время похода, когда камера скользит вдоль лесов и рек! Музыкальное сопровождение не менее проникновенно и идеально оттеняет ситуации.
Но необходимо сказать, что это кино не для молодежи, скорее для людей среднего и старшего возраста, хотя… может посмотрев такой фильм подростком, стоит посмотреть его через десяток лет и вынести из него совершенно другие уроки и совершенно по-другому взглянуть на героев и их жизнь.
Пьют, мучаются, много думают. Как всегда в России.
'Географ глобус пропил', 2013г., художественный фильм о жизни в российской глубинке: грязной, пьющей, инфантильной и полной неопределенности. Так может показаться на первый взгляд неискушенному зрителю. Однако, фильм Александра Велединского (где он, кстати, и режиссер и автор сценария) при всем при этом оставляет после себя на удивление приятное впечатление и устойчивые положительные эмоции. Это и не удивительно, ведь фильм полон оптимизма, хорошего настроения в любой ситуации и ожидания чуда, хотя он и становится от этого несколько наивен.
Константин Хабенский великолепно играет полного детских впечатлений и мечтаний, романтичного, доброго и неунывающего Виктора Александровича, географа. Анфиса Черных замечательно справилась с ролью затаившегося в своих переживаниях подростка, Маши, буквально на наших глазах превращающейся в смелую умную русскую женщину, готовую к жертвам и тяготам взрослой жизни. Отчасти портит впечатление игра и роль Елены Лядовой. Но ей трудно раскрыть свой потенциал, поскольку, сценарист изначально наметил ее героине роль слишком прямолинейную, простую и грубую.
Кинофильм 'Географ глобус пропил' трудно назвать семейной комедией, но и драмой в полном смысле этого слова так же не назовешь. В любом случае рекомендую его посмотреть всей семьей, если это еще не случилось.
P.S. Отдельной отметки стоят фотографии Евгении Брик, актрисы, играющей учительницу немецкого в этой киноленте, и жены одного из продюсеров. А уж какую отметку ставить? Решает каждый сам.
Нет, мы не пойдем в киношку, мы останемся дома и посмотрим «Географа». Это должно быть классное кино, я книгу только что прочитала, Иванов чудо, как хорош, ну и Хабенский, и вообще.
Он, правда, замечательный. Редкий случай, когда фильм не хуже книги. И не лучше. Равноценен, и еще одна особенность - о том же, о чем роман, это не тот случай, когда причуды режиссерской интерпретации ввергают человека, знакомого с основой в ступор: «что он хотел этим сказать?» Увлекательная игра в найди десять отличий здесь не доставит много радости. Да, Служкин в фильме явно старше, книжного. И пьет как-то совсем уж непотребно. Ну не может человек, пропускающий сквозь себя такое количество крепких горячительных, успешно участвовать в таком множестве социальных отношений. А он, что ли, успешно? А как же!
Смотрите: Номер раз, любящий отец. Номер два, муж, пытающийся наладить супружеские отношения, столь же перманентно, сколь безуспешно (но ведь пытается, не послал свою Надю. далеко и надолго). Друг, это редкость - сберечь дружбу со школьной скамьи. Профи, не суть важно, что не географ и не педагог по образованию. Важно, что без навыков, без методических наработок и практически без пособий, брошенный. на сложный возрастной сегмент в неблагополучном районе (кто имел когда-нибудь отношение к системе образования,. тому объяснять не надо, что школа на рабочей окраине – это вам не гимназия или лицей – на порядок сложнее, мотивация иная, вопрос дисциплины главный, он же единственный). «Герой любовник» это закавычено, потому что никакой он не любовник, и уж, тем более – не герой, но поддерживать отношения с многочисленными особами женского пола из своего окружения, без доступа к афродизиакам власти и денег, одной только силой дружеского расположения, остроумия и обаяния, ой, как непросто.
Так вот, пить, как Служкин в фильме и одновременно функционировать в стольких ипостасях, было бы невозможно. Алкоголь в малых количествах играет роль социальной смазки. В больших - предъявляет на человека права, отсекает от социума, делает изгоем. Но такая уж у кинематографа особенность, он не может позволить себе изображать извилистый внутренний мир героя, как это делает книга, а многообразие мотиваций сводит к «бухой был, не помню, как вышло», благо, через подобный опыт проходило большинство зрителей. Для всего остального есть чудо актерской игры, а Хабенский гениальный актер, после «Коллектора» у меня нет в этом сомнений. И дивная северная природа. И энергетика текста, его безупречная внутренняя правдивость, которая не могла не передаться фильму.
Отличное кино, читавшему книгу, смотреть обязательно.