К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Небесные жены луговых мари» — вторая совместная работа режиссера Алексея Федорченко и писателя-сценариста Дениса Осокина. Первым и вполне удачным плодом творчества тандема Федорченко-Осокин стали «Овсянки» — фильм, обласканный критиками и жюри кинофестивалей. Новый фильм продолжает линию «Овсянок» по количеству обнаженной натуры в кадре, но не более того.

Все же «Небесные жены» — это сборник из двадцати трех мини-новелл. Новелл, облаченных в фольклорные одежды (в данном случае легенды и предания коренных жителей республики Мари Эл) и приправленных первобытной, абсолютно натуральной эротикой. Cловно своеобразная экранизация мифов и обрядов с соответствующими яркими визуальными образами.

Хотя новеллы между собой практически не связаны сюжетно, их объединяет марийский язык, на котором говорят в фильме. Для тех несчастных, кто им не владеет, идут русские субтитры. Каждая зарисовка названа марийским женским именем, потому что ключевые персонажи картины – женщины. Худые и не очень, молодые и среднего возраста, блудливые и скромницы.

Ленту можно смело назвать практическим руководством по привораживанию мужчин. Хотя отдельные новеллы смотрятся весьма шокирующе в своем натурализме. Пересказывать их нет смысла, чтобы не было спойлеров, но посмотреть стоит. Федорченко вполне передал дух марийского фольклора, не особо прибегая к спецэффектам или вычурным костюмам.

Здесь современность переплетается с древностью, а поверья и сказания оживают и играют новыми красками. В картине много эротики и демонстрации обнаженного тела, но такое обилие вовсе не вызывает отторжения. Отличный баланс между естественностью и провокацией. Если Алексей Федорченко и дальше поведет изыски в этом направлении, то вполне станет русским Тинто Брассом. Режиссер вполне способен заполнить пустующую нишу российской эротики.

По сути этот киносегмент в нашей стране практически отсутствует. Попадаются отдельные фильмы с откровенными сценами, но не более того. Будем считать, что этот фильм — одна из первых ласточек нового времени. Возможно, эта кинолента, а также скандальный фильм «Интимные места» станут авангардом российской качественной эротики. Кстати, ленты объединяет игра одной и той же актрисы Юлии Ауг.

В «Небесных женах луговых мари» «засветилось» новое поколение российских актрис: помимо Ауг, это Дарья Екамасова, Яна Троянова, Яна Есипович, Ольга Дектярева и другие, прозябавшие в различных сериалах да второсортных поделках. Все они прекрасны в новом фильме Федорченко, во многом благодаря отличной операторской работе Шандора Бекеши.

Резюмируя, можно смело сказать, что фильм на любителя, но своего зрителя найдет обязательно. Если вы не лицемер и не ханжа, а человек любознательный и интересуетесь чужой культурой и мифологией, то нужно однозначно сходить.

8 из 10

28 августа 2013 | 11:45
  • тип рецензии:

Однажды отец Онуфрий, обходя окрестности Онежского озера, обнаружил обнажённую Одочу

Новый фильм Алексея Федорченко опять собрал богатый урожай призов, причем не только от критиков, но и от зрителей. Но фестивальная публика нечета обыкновенной. На обычном сеансе десять человек молча созерцали как Федорченко со своим соавтором Денисом Осокиным переиначили на свой лад марийские побасенки о плотских, и не только плотских, утехах. И я тоже не проронил ни слова, только «кряхтел да репу чесал», - надо полагать, примерно так бы описал мое состояние в своих «Заветных сказках» Афанасьев…

Примерившись к эротической теме в предыдущей работе – «Овсянки», где двое мужиков, как вы, наверно, прекрасно помните, везли хоронить Татьяну, жену одного из них, у которой «Все три дырочки были рабочими. И распечатал их именно я…». Ну, не я, конечно, а муж Татьяны по фильму... Впрочем я отвлекся… Так вот, примерившись, стало быть, к этой важной теме, Федорченко с Осокиным принялись на этот раз в массовом порядке распечатывать одну за другой дырочки женских прелестей. Ну, не буквально, конечно, вы ж понимаете, а всё больше чисто метафорически, я бы даже рискнул сказать – аллегорически и символически.

Двадцать две новеллы (или 23: некоторые были такими короткими – около минуты, что и заметить не успеешь) озаглавлены именами героинь, каждое из которых непременно начиналось на букву О (Осылай, Ошвика, Одоча…). Эти лубочные зарисовки из жизни марийского народа, полагаю, имеют мало общего с тем, как и чем этот народ живёт сегодня на самом деле. Авторы почти явно мистифицируют зрителя, выдавая желаемое за действительное, как и в дебютной работе Федорченко «Первые на Луне». Снимая вроде бы современный марийский быт, режиссёр ритуализирует его до такой степени, что начинает казаться, будто мари следуют исключительно языческим законам и живут обособленной и отделенной от остального мира диаспорой. Критики уже окрестили это кино «эротическим ожерельем», сам же постановщик предпочитает называть своё творение не иначе как «марийским декамероном». Тоже вариант.

Но лично у меня это кино больше ассоциировалось не с творением Боккаччо или Пазолини, а с эротическими перформансами Марины Абрамович, которую, ни за что, ни про что, окарикатурили недавно в «Великой красоте». Так вот, у Марины есть потрясающий короткий сборник новелл под названием «Балканский эротический эпос» (вошедший в расхаянную в пух и прах подборку арт-порно Destricted) - о традиционных сексуальных обрядах, которые якобы до сих пор исполняются у неё на родине. Абрамович тоже склонна к мистификации, и формат, которым она пользуется, к этому располагает в полной мере. Федорченко в этом смысле не далеко ушёл от Марины (а одна из сцен, где девушка поднимает юбку и открывает своё лоно ветру, даже буквально повторяет сербскую практику) и то, что он предлагает в своих «НЖЛМ» - это тоже, скорее, перформансы, нежели кино в привычном понимании.

«НЖЛМ», снятые вроде как на марийском языке (в чём я, честно сказать, не уверен), на котором тут говорят в том числе известные российские актрисы – Троянова, Екамасова, Ауг, собрали в целом по стране пять тысяч зрителей. И тот факт, что данный проект, априори обреченный на коммерческий провал, отчасти спонсировал Минкульт, выдавший из бюджета миллион долларов, косвенным образом свидетельствует, что он в своей финансовой политике, несмотря на критику, становится всё более гибким и либеральным. И по-хорошему этот сборник языческих ритуалов о сексе и смерти надо смотреть не в кинозалах, а в краеведческих музеях республики Мари Эл. Глядишь, народ и туда потянется…

19 декабря 2013 | 19:46
  • тип рецензии:

15 минут назад вышел из пустого зала... Те, кто забрел в кино вместе со мной, а именно две случившиеся парочки, сбежали еще на середине повествования. И славно. Обожаю просмотр столь завораживающих кинокартин в одиночестве,- так я смотрел 'Жить' Сигарева, так меня покорили 'Разметка' Юлии Колесник и 'Жертвоприношение' Тарковского. 'Небесные жены...' также как и упомянутые картины, пронизаны безумным контрастом любви мистической, практически стёртой современной интеграцией бездушного города и самобытной, суеверной глубинки. Фольклорная подоплека магической культуры Марийского народа раскрывает немыслимые границы окаменелого сознания, архетипического внутреннего Я. И пусть я не принадлежу упомянутой части населения России, но проникнувшись идеей фильма, во мне просыпается чувственность собственных корней, бережливости к традициям и переосмыслении их ценностей.

Об подаче материала, а именно его эротической стороны, промолчу,- замечу лишь, что мне фильм совершенно не показался опошленным присутствием в кадре эротического контента. Он служит обрамлением, насыщает естественностью ритуализацию и аутентику культурных особенностей Марий Эл.

Картину советую традиционалистам, эстетам, а также людям, верящим в сказочные аспекты приворотов, женских чар и сущностей беспокойных ветров широкой степи, наполняющих шумом мерно текущих где-то рек да трепетанием листьев бескрайних лесов тех мест, над которыми они проносятся и где рождается их буйство.

Буду с нетерпением ждать выхода DVD, а назавтра пойду еще раз в пустой зал...наполниться и прослезится вновь))

10 из 10

19 октября 2013 | 04:54
  • тип рецензии:

Про такие фильмы сложно писать что либо связное. Потому как они насквозь метафоричны и завораживают прежде всего не сюжетной линией, а особой атмосферой. Здесь либо проникаешься, либо нет. Я прониклась! Очень!

Если все же постараться описать о чем было кино, то это 23 новеллы показывающие разные суеверия и ритуалы народности Мари. Каждая история названа именем женщины. Но если глубже, то это о традициях и глубокой связи людей с природой. Почитание жизненных циклов, женской силы, бытовая магия. Все это предстает для цивилизованного человека театром абсурда, лишенным привычных причинно-следственных связей. Но есть такие уголки на Земле, где полицейский, увидев подозрительного человека достает не пистолет, а оберег, где нельзя заниматься любовью рядом с березой и где оформившаяся девушка трубит в рог на высоком холме сообщая с гордостью о своей наступившей зрелости.

Для тех, кто увлекается традиционными культурами, мифологией, этнографией смотреть обязательно. Я не знаю насколько точно авторы фильма собрали верования мари, но я прямо верю!!!

26 октября 2020 | 22:44
  • тип рецензии:

Это кино не для всех, это уж точно. Во время просмотра этого альманаха и без того маленький кинозал стали постепенно покидать зрители, но все же большая часть осталась! Зал смеялся, радовался и переживал вместе с героинями.

Каждая история альманаха – это непростая жизнь рыжеволосой марийки. Все герои разговаривают на марийском языке. Эти люди проживают на территории России, а мы так мало знаем об их культуре и обычаях. Спасибо создателям этого фильма за то, что открыли удивительный, яркий, а порой очень страшный мир марийских красавиц.

Этот альманах стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы узнать, кто такие марийцы. Но уверяю вас, найдутся и те, кто оценит фильм по достоинству. Ведь выходящие из кинозала зрители восторженно говорили: «Какой хороший фильм». Я слышала, я тоже так считаю.

Оценку в баллах поставить сложно, но она точно положительно окрашенная.

19 октября 2013 | 23:52
  • тип рецензии:

Для любого жителя Республики Марий Эл премьера фильма была очень даже ожидаемой. Любопытно посмотреть на себя со стороны. Какими нас увидели и видят создатели картины. Да мы такие, именно такие - ходим в непонятной одежде, приносим в жертву животных и молимся на православные иконы. Забавно, но я видела как снимают эпизод на кладбище. Приятно все-таки увидеть родной город и родные реалии на большом экране. Да простят создателей фильма, специалисты изучающие марийскую культуру и финно-угроведы, за некоторые неточности обрядов, но в фильме мифологическая состовляющая, на мой взгляд, лишь иллюстрирует женскую натуру, и просто свободно истолкована автором. Ведь это фильм о нас, о женщинах. Да, мы такие, можем быть непонятными, наивными, дурачливо-глупыми, верим в природу и высшие силы, стеснительными и коварными, распутными и одновременно целомудренными. Вот оно 'Начало мира' и последняя глава 'Улисса' - девушка стоящая на обрыве, между ног у которой несется ее любовник-ветер.

Не зря фильм вызывает неоднозначные реакции, кому-то категорически нравится, кто-то выходит с середины фильма так и не досмотрев его. По моему мнению, родился новый жанр, новое направление в киноискустве - фантасмогорический реализм либо субъективный реализм. Картинка настолько реальна, что как будто смотришь документальное кино, узнаваемы места, быт и лица, но действия персонажей и суть происходящего вызывают недоумение и шок, вот вроде бы в их поступках нет никакой логики, сплошные странности, и заговоры, но каждая новелла по сути отображает часть женской сущности и женского возраста. На просмотре испытала всю гамму чувств и эмоций от страха (эпизод с лесной женщиной Овдой) до веселья (муж, играющий на волынке), грусти и отрешенности. Да-да моментами впадаешь в какой то транс от музыки и видеоряда. На очень лиричном моменте, казалось бы, что в нем такого - мужчина читает что-то вроде стиха, даже на стих не похоже, просто односложные предложения, но почему то трогает и трогает до слез, как и тех женщин, что слушают его в библиотеке.

По моему мнению, автор с задачей справился, если он хотел показать зрителю, кто же такие женщины, взяв за пример небольшой народ - мари. Хотелось бы увидеть еще и экранизации марийских писателей (Чавайн, Крупняков), совершенно пустующая ниша Российского кино, ведь столько национальностей есть на просторах нашей страны.

10 из 10

22 октября 2013 | 20:57
  • тип рецензии:

Решил посмотреть это фильм после того, как заинтересовался творчеством Осокина после просмотра Овсянок. Сама идея двух десятков историй о женщинах меняя заинтриговала.

Фильм меня не разочаровал. Я просто не мог отлипнуть от экрана на протяжении всего фильма. Особенно впечатлили истории 'Оропти' - о не поделившей своего мужа женщине, 'Осика' - об ищущей синего лося на болоте, 'Ормарче'-же, как я понял и вовсе кульминация, венец, гвоздь всего фильма. Если до 'Ормарче' зритель знакомится с загадочным, красивым, немного (а может и не немного, некоторым покажется, что слишком) похотливым, чарующим миром луговых марийцев, то на протяжении истории об Ормарче происходит самое что ни на есть обнажение сексуальной составляющей марийской культуры - эволюционировавшего в красочные обычаи инстинкта продолжения рода.

Я прекрасно понимаю, что этот фильм не является документальным, и в нем, естественно, оставлено место для художественного вымысла, и в этом нет ничего плохого - напротив - любые обычаи способны отпугнуть любого своей неприкрытостью, сермяжной простотой. Поэтому художественный вымысел в этом фильме настолько органично переплетаются с первоосновой - обычаями, ритуалами, верованиями, природой, что невозможно оторваться от экрана. Поразительно также то, что девушки в национальных костюмах не выглядят ряжеными, что древние ритуалы, праздники, проблемы и способы их решения органично существуют на фоне необычайно красивой природы, электрических столбов, автомобилей, сельских магазинов.

Отдельно стоит отметить работы оператора. Оператор - гений. Природа, лица, дома сняты невероятно, но в то же время натурально. Вроде и цветов ярких немного, а очень цепляет. Музыкальное оформление также заслуживает внимания. Начиная с марийской попсы, заканчивая дивными звуками неведомых мне инструментов, от которых мурашки по коже.

Фильм я посмотрел на одном дыхании. Понравился мне он потому, что побудил во мне какие то давнишние ощущения: запахи, звуки, детские воспоминания о поездках в лес. Плюс я интересовался финно-угорскими народами России, хоть и на уровне любопытства. Именно этого я, оказывается, и хотел - воскрешения воспоминаний о той лесной магии, ощущения какой-то эндемичности и сказочности происходящего.

Фильм этот не для массового зрителя, требует определенной подготовки и понимания, что это фильм художественный, а не документальный. Натурам ранимым и рафинированным, не приемлющим даже упоминания о срамных делах и, боже упаси, органах фильм смотреть не следует. Рекомендую тем, кто любил в детстве читать сказки и ощущал их всем телом.

Надеюсь, что я буду понят правильно, приятного просмотра. Испытайте тот же восторг, что и я.

10 из 10

21 июля 2014 | 02:02
  • тип рецензии:

23 истории о марийских женщинах.

23 совершенно разные судьбы.

Среди них девочки, девушки, старушки, даже богини, во всём многообразии жизни.

Типичный русский артхаус. Режиссёр узнаваем. Фильм на определённую аудиторию, как говорится,'не для всех'.

В какие-то моменты мне было смотреть тяжеловато. Для меня происходящее на экране временами было черезчур натуралистично, степень 'без прикрас' достигла 'слишком'. Я, как тонкий эстет в глубине души, всё-таки предпочитаю изящность движений и отретушированные спортивные тела, пропагандируемые Голливудом.

Если не брать это в расчёт - работа крайне интересная. Неплохой шанс для жителя мегаполиса глянуть на жизнь с другой стороны и узнать больше о своей стране и её народе, их обычаях и верованиях.

Картина изображает марийцев и их небесных жён как неразрывно глубоко связанную с природой народность. Мистицизм и религиозность, обряды и молитвы, обычаи и простота - всё это ярко представлено в фильме.

Несомненно, эротизм в картине присутствует, но о неком 'жёстком порно', о котором упорно твердили некоторые 'кинокритики',речи и быть не может. Обнажённые тела имеют, скорей, отражение природности, а не сексуальности. То есть, если вдруг мой несовершеннолетний ребёнок захочет посмотреть этот фильм - я возражать не стану.

Фильм смотреть стоит. Впечатления от него остаются довольно тёплые и приятные, хотя далеко не все истории в нём светлые и добрые. Фильм не на каждый день, но для общего развития - рекомендую. Чтобы убедиться, что русское кино не окончательно погибло под эгидой навязчивой деградации.

23 февраля 2014 | 22:27
  • тип рецензии:

Из собственного опыта - марийцев в большинстве областей не знают как отдельный народ, а если встречаются лицом к лицу, всегда принимают за русских, что и не удивительно, классическая марийка - девушка с большой грудью, светловолосая, голубоглазая вдобавок и статная - русская как есть.

Ну само собой Марийскую республику нет нет, да вспомнит кто либо, как место, где много тюрем. Такой уж сложился стереотип - тюрьмы да комары.

Ещё туристы из соседних областей прекрасно ведают, что нет ничего уютнее марийских сосновых боров, липовых рощ с одуряющим запахом медовым.

Но марийцы есть. Странноватый, дивный лесной народ. Причём лесной до мозга, это наши российские друиды между прочим. Для них ещё в 19 веке, срубить дерево - либо трагедия, либо крайне нужна жертва, за которую они просили у богов леса, ветра и озёр. Все же окрестные народы, чуваши, мордвины, татары, удмурты - говорят, что марийцы знаются с духами. И говорят люди об этом всерьёз.

Даже самая сильная татарская ведьма, пасует перед ведьмой марийской. Так говорят. И верят. Верят что самая сильная магия дана марийкам в плане дел любовных - если уж сделает ведьма приворот, всё, кого захотела, привяжет к себе или к кому либо накрепко. Не сорвать эти чары.

Поэтому и в новеллах, коих 23 представлено - основная линия это любовь, страсть, привороты. И просто чистая нежность.

И всё по разному сделано. Есть игривые, есть с уклоном на мистицизм, а есть простые-бытовые, где даже секс то показан нарочито примитивно, что бы вызвать смех.

А есть пронзительный, жгучий момент, когда девочку положат в гроб, а на ручках будут варежечки, с таким родным нам, красным, русским орнаментом. И проводят девочку в вечный путь и попросят духов за неё, что бы покой её хранили. И поймёт смотревший, что любовь и смерть увы рядом ходят. Вот сейчас игрались люди, улыбались и тут же - может трагедия случится. Жизнь.

И станет ясно, насколько мы близки всё таки, как переплетены наши народы, история, обычаи. Православие, слившееся с искренним народным верованием в других, не менее справедливых существ. Они не конфликтуют с главным богом, не мешают ему и друг другу, они ему помогают.

И снова режиссёр, будто пожалев, а может и на самом деле пожалев нас, даёт интересные сюжеты, но уже легче, когда дышать можно спокойно. На открывается странноватый мир женственности, почти первозданной. Но не дикой, нет. Именно первозданной - друидической, когда вера в иномирье не кажется смешной, а одновременно задорно и лирично вплетена в жизнь людей.

10 из 10

24 ноября 2016 | 00:47
  • тип рецензии:

Совершенно точно создан для подавляющего меньшинства российского зрителя. Одну из целей, авторы фильма определенно достигли, потому что после просмотра появляется непреодолимое желание побольше разузнать о марийцах, их культуре и обычаях. Очень хорошо, что фильм на марийском, ведь когда еще услышишь его! Отдельное спасибо сценаристу, многие сценки очень увлекательны. В фильме намеренно создана атмосфера гиперсуеверия, даже абсолютной необразованности героев, дремучести общества, что поначалу раздражает, думается, что авторы так пренебрежительно к народу, живущему всего-то в 650 км от Москвы! Но, постепенно и сам погружаешься во всё происходящее. На мой взгляд, это хорошо передаёт связь традиционной культуры с современным укладом жизни. Вообще, неплохо, что появился такой фильм. И подборка актеров понравилась.

20 сентября 2013 | 17:23
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: