Фильм, конечно, получился жестким. Не в смысле чересчур кровавым, а жестким с точки зрения сюжета и вообще всей истории: умные обезьяны порабощают человека. Кажется каким-то трэшаком, но это не так.
Спустя несколько лет после событий первого фильма, где был задействован Джеймс Франко, на планету Земля без слез смотреть невозможно: планета в руинах, страшный обезьяний грипп выкашивает людей миллионами и выжившими остаются лишь немногочисленные колонии, вынужденные приспосабливаться к новым условиям.
Процветает и обезьянья колония, которая продолжает расти и развиваться. После встречи человека и примата в лесу, судьба двух лагерей окажется предрешенной: кому-то, как индивиду, стоящему в эволюционной пирамиде выше, придется уступить место. Но кто это будет? Человек? Или Обезьяна? Кому уготована участь узника, а кто станет управлять?
Чтобы понять смысл этого фильма совсем не обязательно смотреть ленты 60-80 годов и даже модно обойтись без фильма Тима Бертона (2001). Но картину 2011-го посмотреть необходимо. Просто, чтобы понять, в чем суть «Революции».
В продолжении зритель вновь увидит разруху, вызванную смертельной инфекцией, с той лишь разницей, что люди не превращаются в зомбаков или вампиров, а просто подыхают. К тому же, проблема заразы здесь не первостепенна и это выделяет «Планету обезьян» из общей когорты фильмов о постапокалиптическом мире и выживании в нем.
Довольно интересно наблюдать за приматами, показанными как не то чтобы существа, которые способны мыслить, а как почтичеловеки, имеющие лишь пару отличий с homo sapiens. Поведение обезьян, их общение, жестикуляция, да даже жизнь в диких условиях – это, конечно, можно посмотреть и на канале о природе, флоре и фауне, но в художественном формате смотрится особенно занимательно.
Единственное, к чему смогу придраться в этом фильме, так это к бесконечным пулям в автоматах, что достаточно типично было для боевиков 80-90-х годов. А так, фильм порадовал. Даже не ожидал, что он понравится.
Еще порадовал Джейсон Кларк. Актер, не избалованный громкими ролями в кино до недавних пор, показался сначала в «Джонни Д», а в последние пару лет активно штурмует Олимп Голливуда: «Планета обезьян: Революция», «Великий Гэтсби», «Терминатор: Генезис», «Эверест» - каждый из фильмов с солидным бюджетом, по-своему потрясающ, а Кларк в каждом из них – разнообразен.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
В 1968 году на киноэкраны мира вышел фильм под названием «Планета обезьян». Он был снят по одноимённой книге и, несмотря на то, что книга была всего одна, кинодеятели решили не останавливаться на одной картине, и выпустили в свет ещё несколько картин не основанные на книге Пьера Буля, превратив тем самым эту историю в полноценную франшизу. В середине 70-х об обезьянах на время забыли, но лишь на время. В 2001 году выходит в прокат ещё один фильм с названием «Планета обезьян», так же основанный на книге Пьера Буля, правда, несмотря на немалый бюджет, режиссёра Тима Бёртона и неплохой актёрский кастинг, фильм не снискал особенной популярности. Но упорные кинодеятели и тогда не оставили обезьян в покое и в 2011 году решили выпустить ребут, который должен был объяснить как люди и обезьяны дошли до такой жизни. Правда одним фильмом решили не ограничиваться и сделать сразу трилогию. «Планета обезьян: Революция» - это вторая картина этой трилогии и сейчас именно весьма успешно штурмует кинотеатры планеты.
Со времён событий описанных в первой части прошло 10 лет. Колония разумных обезьян во главе с Цезарем спокойно живёт в лесу, вполне успешно налаживая свой быт и создавая семьи. О людях здесь не слышали вот уже два года и считают их полностью вымершими. Однако это далеко не так. Обезьяний вирус уничтожил большую часть человечества, но некоторым всё же удалось выжить. Создав карантинные зоны, люди победили болезнь, но наладить свою жизнь так до конца и не смогли. Выйдя однажды в лес в поисках заброшенной электростанции, группа людей натыкается на обезьян. Несмотря на то, что конфронтации не хотят ни одни, ни другие, их спокойной жизни пришёл конец.
Благодаря усилиям сценаристов персонажи-люди здесь получились весьма второстепенными. Несмотря на то, что им здесь уделено, не так мало времени сами они получились достаточно одномерными. Именно поэтому играть им здесь особенно нечего. Даже Гарри Олдман не спасает ситуацию, хотя суть его персонажа до самого конца была мне не понятна. Зато персонажи-обезьяны получились куда более живыми и сложными. Энди Серкис и Тоби Кеббелл сыграли действительно хорошо, и их персонажи получились действительно запоминающимися и харизматичными.
Бюджет картины по сравнению с первой частью вырос почти в два раза и это без сомнения заметно. Экшена здесь стало куда больше и выполнен он на должном уровне. Музыкальное сопровождение и спецэффекты так же подводят. Техническая сторона фильма однозначно не разочаровывает. Единственное, что трёхмерность здесь абсолютно не нужна. Так что если у вас будет выбор, в каком формате смотреть, то выбирайте двухмерный и вы ничего не потеряете, только деньги сэкономите.
В общем, получился весьма неглупый летний блокбастер. Здесь есть, на что посмотреть и есть над чем задуматься. Так же порадовало, что авторы не встают, на чью либо сторону. И люди и обезьяны показаны максимально беспристрастно. И у тех и у других есть свои достоинства и недостатки. Нельзя сказать, что здесь белое, а что чёрное, кто хороший, а кто плохой. Поэтому каждый сам сможет для себя решить, на чьей он стороне и кто должен выиграть эту войну, которой, как ни странно, не хотел никто. Конечно, есть здесь и логические дыры и некоторые нестыковки, но они вполне простительны, да и не так уж заметны. Единственное, что мне осталось непонятным, так это то, каким образом обезьяны научились так здорово стрелять из оружия при этом никогда до этого не брав его в руки? Но я простил и это, ведь без такого хода не было бы такого отличного экшена. Так, что этот фильм без сомнения стоит того, чтобы его посмотреть.
Многие утверждают, что мы живем во времена плохих блокбастеров. И здесь скорее всего виноваты голливудские полуфабрикаты, которые медленно, но верно создают свой круговорот. Однако, на фоне унылой эпичности и чрезмерной напыщенности можно найти реально стоящий блокбастер, способный ухватить за жабры даже самого занудного зрителя.
И сомнений в том, что сиквел приквела-ребута 'Планеты Обезьян' станет одним из таких, было немного. Во всяком случае, 'Восстание Планеты Обезьян' можно без зазрения совести назвать одним из самых необычных блокбастеров последней пятилетки. И просирание полимеров в продолжении, особенно после такого многообещающего старта, было бы настоящим кощунством.
Только вот режиссер взгляда очевидцев на Нью-Йоркское вторжение гигантского Кайдзю 4-ого левела (с протяжным полетом головы Статуи Свободы, само собой), крутой мужик Мэтт Ривз выдал не просто достойное продолжение прекрасного перезапуска.
'Рассвет Планеты Обезьян' начисто лишен всех признаков, что отличают плохой блокбастер от хорошего. Здесь соблюден строгий баланс между кино развлекательным и кино неглупым. Сценарий достаточно стройный, чтобы вместить и адскую пальбу из двух пулеметов верхом на коне, и широкий простор для анализа, где место найдется историческим параллелям и уместным метафорам.
Мысли Пьера Буля не свели до банального, а удачно интегрировали под наше время, с нашими проблемами, нашими конфликтами и прочим по списку. С присущим для такой темы эпическим размахом. Любовь, предательство, война и мир. В линии отцов и детей вообще происходит нечто сродни 'Королю Льву'. И это на фоне прекрасного полу-постапокалиптического пейзажа. Где центром всего является совершенно монументальный образ Цезаря, не менее монументально отыгранный Энди Серкисом.
Редко, где в крупнобюджетном голливудском кино последних лет можно встретить так четко поставленные вопросы о социуме и жизни в нем. Пусть и в такой завуалированной форме.
И верно, что хороший блокбастер определяется не количеством взорванных небоскребов и взрывов на один квадратный метр.
'Революция' это сиквел 'Восстания планеты обезьян', который полностью раскрывает тематику серии, что делает фильм куда более масштабным и эпичным по сравнению с первой частью.
Итак, прошли годы, разумные обезьяны уже обосновались в глухом лесу, заведя потомство, а вот у людей обстоит все несколько хуже. Численность человечества сократилась из-за обезьянего гриппа, а остатки цивилизации ютятся в опустевших городах. И по ходу повествования двум видам, развивающемуся и вымирающему, предстоит столкнуться в схватке.
Пожалуй, стоит отметить, что история не отдает предпочтение какому-то из видов. Если в условном 'Аватаре' повествование определенно было на стороне синекожих нави, то здесь обе группы представляют собой достаточно разумных существ, не желающих конфликта, который может уничтожить каждую из сторон.
По сути катализаторами конфликта являются отдельные индивидуумы с обеих сторон, которые просто не в состоянии ужиться с противоборствующим видом. И в общем-то на этом строится одна из центральных моралей ленты. Не самая новая, конечно, но зато облаченная в фантастическую и максимально доходчивую историю.
Конечно, стоит отметить, что 'Революция' насыщена экшеном, и экшеном качественным. На самом деле я считаю, что это талант, показать скачущих на лошадях обезьян с автоматами так, чтобы это не казалось каким-то абсурдом. И Мэтту Ривзу это удалось. Постановка экшен-сцен очень хороша, сюда же идет качественный монтаж и собственно операторская работа, что позволяет насладиться картинкой.
Да и в целом визуальная составляющая ленты очень хороша. И речь в данном случае не только о постановке кадра и монтаже, но и о графике. CGI здесь очень хорош, это по-настоящему качественная работа.
Неплохой подобрался каст. Джейсон Кларк и Гари Олдман не то чтобы для фильма обязательны, но их персонажи получились неплохими. Да и в целом персонажи-люди прописаны достаточно хорошо, они интересны, и за ними интересно наблюдать.
Что в целом? 'Революция' это хороший блокбастер, который хорошо написан и поставлен. Это качественная фантастика, в которую определенно были вложены силы. Рекомендую.
Честно говоря, меня не очень тянуло к этой франшизе изначально. Но трейлер третьей части меня заинтересовал, и я решил посмотреть предыдущие фильмы. И знаете, я пожалел, что не сделал этого раньше.
Сюжет происходит после событий оригинального фильма спустя 10 лет. Эпидемия обезьяньего гриппа убивает людей, а приматов заставляет умнеть. Все человеческое население живет в условиях постапокалипсиса и до ужаса боится обезьян, которые сами прячутся от людей в лесу. Группа людей во главе с Малкольмом отправляется к обезьянам просить помощи, ведь именно на их территории находится электроподстанция, которая может помочь выжить оставшемуся человеческому населению. Цезарь лоялен к людям, что не очень нравится другим обезьянам, особенно Кобе, который в прошлой части очень многого натерпелся от людей. Именно страх между друг другом и нежелание смириться с существованием двух разумных видов на Земле повлекут за собой последствия, которые навсегда изменят мир.
За 10 лет Цезарь заметно повзрослел, и Энди Серкис справился с его ролью снова отлично. Теперь у него есть старший сын, и только родившийся младший, а также любящая жена. Он стал более грозным и устрашающим, каким и нужно быть вожаку. Если смотрели прошлую часть, то должны увидеть огромные изменения в герое. Обидно было, что не рассказали, что случилось с героем Франко, только небольшое упоминание. Как никак он был как отец для Цезаря, но нам решили не говорить о его судьбе. Но персонаж раскрывается очень сильно, и это нельзя не отметить.
Джейсон Кларк тоже приятно удивил, хотя мне казалось, что он станет главным противником Цезаря. Но нет, этот человек был восхищен разумом и поведением обезьян. Он хотел мира между двумя видами.
Мало того что Тоби Кеббелл и Кирк Асеведо друг на друга немножко похожи, так же они играли говнюков с обеих сторон баррикад. Кеббел играл роль Кобы, приближенным к Цезарю, и он ненавидел людей больше всех. Он хотел развязать войну, на что вожак обезьян реагировал крайне негативно. А Асеведо был подонком со стороны людей. Он мог кого-то подстрелить, пронести оружие и т.д., когда это было запрещено приматами. Он не следит за выражениями, чем очень сильно выставляет себя в негативном свете. Тем не менее было приятно увидеть их в этом фильме.
История противостояния людей и обезьян продолжает развиваться, и эта картина совсем не похожа на предыдущую, что очень положительно сказывается на интересе аудитории. Конечно фильм посмотреть нужно и по большей части для того, чтобы узнать, чем кончится теперь уже трилогия.
После сеанса, состоявшегося в один из премьерных дней проката 'Планеты...' возникло желание поведать о своих впечатлениях, и подумалось, что, несмотря на иной режиссерский и сценаристский подход в постановке и написании истории, предполагающей развитие в нескольких полнометражных фильмах, 'Planet of the Apes', начавшая свой 'Восход...' в 2011, с 'Рассветом...' в 2014, судя по увеличению количества экшн-сцен, нарастанию драматизма, развитию персонажей, ответвлению сюжетных линий, нагнетанию страха перед необратимостью финального сражения стала похожа на трилогию 'The Hobbit'. Помимо этого, данные вселенные связывает наличие в них талантливого английского актёра, редко предстающего перед зрителями в качестве персонажей-людей. О таком стоит поведать в отдельной книге, но не обозначить его в рамках скромного отзыва на фильм 'Dawn of the Planet of the Apes' движущим центром всего повествования тоже нельзя: шимпанзе Цезарь получился живее всех живых!
Возвращаясь к аналогии с новозеландской экранизацией произведения Дж. Р. Р. Толкина, справедливо отметить, что рейтинг ожидания второй части нового прочтения фантастического романа П. Буля не меньше, чем у кинематографического предисловия к 'Властелину Колец'. Да, три года назад актёры 'Rise of the Planet of the Apes' на пару с бессонными сотрудниками студии Weta Digital, сценаристами Риком Джаффа, Амандой Сильвер и режиссёром Рупертом Уайатом настолько достоверно показали поведение мохнатых братьев наших меньших в неволе, их мимику, жесты и голосовые особенности, что не оставили никого равнодушным к общей для людей и обезьян трагедии...
Результаты трагедии, к слову, во всей плёночной красе продемонстрированы в первых адаптациях французской книги, выходивших на широкие экраны с 1968 по 1973 г. г. В тех фильмах затронуты такие проблемы, как создание ядерного оружия, угроза мировой войны, расовая и половая дискриминации, человеческие пороки (жадность, ревность, зависть и алчность), отсутствие толерантного отношения друг к другу и т.п. Во всех пяти частях полнометражных лент оставался неизменным лейтмотив: 'Всё, что создает человек во благо себе, рано или поздно уничтожит его!' Утверждение находит место и в продолжении перезапущенной 'Планеты...', превращаясь к финалу фильма в справедливое заключение: 'Любой может творить как зло, так и добро, независимо от того, кем он является в сущности, человеком или обезьяной!'.
И так, действие 'Революции...', которую свершили российские переводчики, надругавшись над не бессмысленным оригинальным названием, разворачивается спустя 'десять зим' после побега главных героев из заточения и устроения ими крупного разгрома. Семья Цезаря, самого способного из разумных приматов, сосуществует среди лесных пейзажей в относительном покое, согласии и процветании, не ведая о том, жив ли кто из человеческих особей, большую часть которых за прошедшие годы погубил вирус Alz-112 - 'обезьяний грипп'. Неведение заканчивается, как только группа выживших людей приходит из карантинной зоны во владения обезьян за помощью, преступив, при этом, границы дозволенного - война неизбежна!
Правда, зрителям не стоит ожидать от фильма двухчасовой боевой аттракцион - спецэффектам в картине уделено достаточно времени, но их динамическая составляющая занимает 30% от повествования, хоть и значима для сюжета, который в подобном жанре выглядит достойно, не пытаясь конкурировать с драмой, триллером или детективом - держит в нужном напряжении. По большому счёту фильм завлекает настоящей и, без преувеличения, гениальной актёрской игрой. Энди Серкис (Цезарь) и Тобби Кеббелл (Коба), чьи внешние черты угадываются даже за огромным слоем цифрового волосяного покрова, продемонстрировали верх мастерства, наработанного за годы съёмок в проектах, где по максимуму использовалась технология захвата движения - Motion Capture.
Поэтому, ради того, чтобы увидеть волшебство и красоту данного кино, в трехмерном формате прочувствовать эмоциональные переживания персонажей, осознать, что и крупные проекты могут быть созданы с душой, необходимо приобрести билет на ближайший сеанс фильма под неверным отечественным названием 'Планета обезьян: Революция'. Приятного просмотра!
P. S. Помимо актёрства, Энди Серкис на съёмочной площадке попробовал себя и в качестве режиссёра-постановщика.
Если честно, то обезьяны-переростки не вызывают у меня панического страха. Да и обычного страха тоже не вызывают. Это не огромные кровожадные акулы и даже не маленькие смертоносные пираньи. Это всего лишь обезьяны, пусть и несколько больше своих стандартных размеров. Меня совсем не пугают приматы, которые могут говорить как человек, мыслить как человек, а в некоторых моментах и превосходить людей в находчивости. Которые, с первобытной злобой в глазах несутся на людей, в своем боевом раскрасе, держа в руках огнестрельное оружие и управляются с ним уверенным образом.
Но фильм мне понравился.
Пожалуй это то редкое исключение, когда сиквел превосходит своего предшественника почти по всем показателям. То есть это не просто качественное продолжение франшизы, а действительно большой шаг в развитии истории взаимоотношений обезьян и людей, на задворках скончавшейся цивилизации.
Сюжет довольно прямолинеен и зауряден, но все сделано настолько качественно и целостно, что этот фактор меркнет на общем положительном фоне, который окружает тебя после просмотра фильма. Герои весьма убедительны в своих стремлениях и действиях. Им сопереживаешь и веришь.
Главная мораль картины, по моему мнению, такая – у каждого вида есть адекватные представители и не совсем. И вешать ярлыки на людей (обезьян) весьма неосмотрительно. Будьте толерантнее и протягивайте руку помощи нуждающимся. Даже если нуждается маленькая обезьянка с большим сердцем.
Долгожданное продолжение лучшей, без преувеличения, фантастической франшизы всех времен, снятое с доселе невиданным размахом. 'Планета обезьян' эволюционировала, став куда более эпичным и серьезным, чем того ожидали даже самые преданные фанаты легендарной киносерии.
Прошло несколько лет со времен 'Восстании Планеты обезьян'. Созданный учеными препарат для лечения больных Альцгеймером, оказался с катастрофическими побочными эффектами, что угрожает человечеству истреблением. Озабоченность данной проблемой заставила людей в Сан-Франциско забыть о том, что не так давно обезьяны сбежали отовсюду, откуда можно, и укрылись на островке близ города (внимание, не Алькатрас), не намереваясь в дальнейшем признавать человеческий авторитет. Это вполне логично на фоне недавних событий, ведь у них есть Цезарь - настоящий вождь, монументальная личность, до которого людским лидерам как до тех звезд, к которым они посылали мартышек в космических капсулах. Но судьба вновь сводит две практически идентичные расы друг с другом, и эта встреча откроет глаза военачальнику обезьян на то, что они не настолько разные с людьми, как он имел наивность полагать...
'Планета обезьян: Революция' совершил гигантский скачок вперед в отличие даже от и без того успешного и классного предшественника - 'Восстания Планеты обезьян'. Это сразу бросается в глаза, как только фильм начинается, и каждый зритель, пришедший на него в кино, будь он фанат франшизы или простой обыватель, получит реальное эстетическое наслаждение. Картинка в фильме восхитительная, визуальный ряд настолько четко проработан, что в плане графических спецэффектов, 'Революция' едва ли уступит таким монстрам, как недавние 'Трансформеры' и 'Новый Человек-Паук 2: Высокое напряжение'. Зато превзойти обезьяны роботов могут, хотя бы тем, что это ново. Мы много раз видели роботов, крушащих Лос-Анджелес, мы видели супергероев, превращающих Нью-Йорк в пыль, но мы ранее не видели, как прямо на наших глазах эволюционирует и развивается новое общество, не людей, не механических существ, а обезьян. И это развитие, происходящее на всех отраслях жизнедеятельности, будет протекать настолько нескучно и стремительно, что вы будете получать неподдельный кайф, во-первых, от того, что видите нечто новое, свежее и очень крутое, и во-вторых, от того, что картинка перед вами будет безупречной.
Этот фильм способен удивить каждого киномана, и он это сделает. Это не новый 'Геракл', где в трейлере показали все самое лучшее, а сам фильм оказался пустышкой, ибо даже трейлер 'Обезьян' не дает ни малейшего представления того, о чем же будет данная часть франшизы. Мало того, и в процессе фильма осознание реального сюжета приходит ближе к кульминации картины, иными словами, у зрителя не будет времени на то, чтобы светить телефоном в темном кинозале, выходить в туалет, или хрустеть попкорном. Всего один пропущенный кадр будет стоить вам целую гамму ощущений, это уже не говоря о том, что нарушится целостность иллюзии. Что-что, а иллюзию, восхитительно созданную съемочной группой иллюзию, нарушать не рекомендуется. Если вы из тех, кто не может спокойно усидеть на месте, и каждые 5 минут выбегает из зала, то лучше не ходите на данное кино, и себе и остальным настроение испортите.
Есть много плюсов у фильма 'Планета обезьян: Революция', проще даже сказать, что он соткан из плюсов, но один из них я не могу не отметить отдельно - это, конечно же, Цезарь. Не найдется эпитетов, чтобы выразить, насколько же он величественен и крут. Вполне оправдывая свое имя, он ведет за собой всю свою большую семью, и в сражениях выступает исключительно на передовой, как и его знаменитый теска. Цезарь - это личность, монументальная личность, авторитет которого непоколебим и витает в воздухе повсюду. Это тот, чья харизма ощущается всеми без исключения живыми существами. В конце-концов, он тот, посмотреть на кого люди шли в кинотеатры толпами. И еще, цитата из самого фильма, которая чуть глубже, чем может показаться на первый взгляд: 'Их лидер он...он просто потрясающий!'.
Можно упрекнуть меня в жесточайшем субъективизме, мол, я люблю франшизу, поэтому завышаю ей оценки. Что же, отрицать свою любовь к 'Планете обезьян' я не собираюсь, это чистая правда, и я горжусь этим, однако, я не стал бы недостойному фильму делать авансы, по старой, так сказать, дружбе. Нет. Все сказанное мною в рецензии - это объективный взгляд на картину Мэтта Ривза. И я гарантирую, что даже если вы не фанат киносерии, а просто любитель летних блокбастеров и фильмов со спецэффектами, данный высококачественный продукт не оставит вас равнодушным, и вы с лихвой получите то, за чем пришли в кинотеатр в этот жаркий летний день.
Когда вышел 'Закат планеты обезьян' (у нас неловко нареченный 'Восстанием'), стало ясно, что кинематографистам быстро надоела история о перевернутой с ног на голову цивилизации, где на верхней ступеньке эволюции – обезьяны, на пару пролетов ниже – люди. Шаффнер, впервые решивший перенести роман Буля на экран, уместил в два часа сразу нескольких сюжетов: антиутопию, в самом классическом понимании этого слова, фильм-предупреждение (плавно переходящее в осуждение), наконец, просто провокационную и смелую фантастику, как минимум подарившую нам один из самых сексуальных образов в истории жанра (героиня Линды Харрисон), и, что еще круче – пример грамотно поданного твиста. 'Где-то во Вселенной есть что-то лучшее, чем человек. Должно быть' – говорит в самом начале главный герой, мечтатель, бороздивший космические просторы: однако в финале он переживает крах иллюзий. Практически полностью ушедшая под Землю статуя свободы разбивает уже и так треснувшие розовые очки, представляя человеческую натуру во всей красе. И обезьян – уже в ином свете. В 2001 году Бертон с заметными изменениями адаптировал канву к своему времени: с одной стороны, сняв достаточно увлекательный жанровый образец, с другой, за всеми путешествиями во времени, превратившись в ремесленника. Тот факт, что снимал он, подтверждает лишь финальный титр.
Вот и появившейся три года назад приквел, сорвавший банк и в основе своей ворох положительных отзывов, всего лишь оказался выше ожиданий – ряды скептиков тогда пополнились после череды сиквелов, последовавших вслед за оригинальной лентой, с годами получившей культовый статус. А собственно новичок Уайт, чувствовавший себя, как рыба в воде в том, что касается экшна, развивал конфликт, как умел. Прямолинейно, не стесняясь ни многочисленных штампов, ни давления на жалость, ни даже кастинг-решения в виде бывшей модели, исполнявшей по ходу действия мебельную функцию. Так что во второй части, выпускаемой у нас в прокат под громким лозунгом 'Революции', оставалось либо, наконец, нормально прописать человеческие характеры, либо отдать львиную долю экранного времени приматам. Мэтт Ривз, ответственный за один из самых динамичных аттракционов последних лет и ремейк шведского вампирского романа воспитания, предпочел последнее. Поэтому в первые минут двадцать перед нами исключительно Цезарь и компания: и пусть это все ближе к документалистике с неожиданной классной компьютерной графикой, чем к Кубрику, наблюдать за происходящим сильно интереснее, чем за не заставившими себя долго ждать людьми. Сопереживать последним не положено по сценарию, а дальнейшее развитие событий вызывает стойкое ощущение дежа вю, в частности, то и дело вызывая ассоциации с кэмероновским 'Аватаром', также представляющего из себя компиляцию из чужих идей, но решенным все же не настолько узколобо, и являвшимся к тому же достаточно актуальным высказыванием.
Здесь же, стоит только Ривзу сунуться на территорию политического триллера, начинают с завидной регулярностью всплывать на поверхность подводные камни. То слышится отзвук ленинской идеологии, то по понятным причинам отдает фарсом, чуть позже в глаза бросается твердолобость, с которой постановщик воплощает на наших глазах свой замысел – эволюционировавшие главные герои, научившись мыслить абстрактно, тут же делают ошибки, свойственные нам, людям. Но в этом контексте так и напрашивается трактовка – 'В семье не без урода!'. Так как источник всех бедствий – помимо уже случившегося апокалипсиса – один: интриган Коба, проповедовавшей идеологию диаметрально противоположную той, что придерживается Цезарь, все еще испытывающий симпатию по отношению к людям (имеется даже слезливый флэшбек из его счастливого детства). Следовательно, в каждой из фракций имеется свой среди чужих, чужой среди своих. Из-за чего атмосфера накаляется до предела – появляются жертвы по обе стороны баррикад. Правда, речь скорее не об этническом неравенстве, и не о бессилии хомо сапиенса перед природой – месседж больше тянет на что-то вроде 'Обезьяна обезьяне рознь'.
Впрочем, если не рассматривать это все как претендующее на нечто большее, чем звание стандартного голливудского блокбастера, можно только выиграть. Визуально фильм демонстрирует зрителю каждый вложенный в него цент, иной раз действие обзаводится подлинно эпическим характером, а мохнатые завоеватели прорисованы с пугающей точностью. Просто было бы лучше, не начни «Рассвет планеты обезьян» жрать самого себя. Регулярно дает о себе знать практически полное отсутствие самоиронии, которой было в достатке у Шаффнера чуть менее, чем полвека назад. Неряшливые переходы из одной фазы в другую, болтающиеся на заднем плане персонажи служебного характера, среди которых, на секундочку, Гэри Олдман, блеклый Джейсон Кларк на первом, сужение масштаба в самый неудачный момент. Многозначительность – напускная, мораль, прочитанная менторским тоном, раздражает, а героический пафос и вовсе стремится доконать, обрушив и без того шаткую конструкцию. Наблюдать за классическим трио из рака, лебедя и щуки до определенного момента по-своему любопытно, но незадолго до финала, интерес гаснет окончательно. Мартышка, стреляющая с двух рук из автомата - это всегда смешно, но нам попытались доказать, что грустно. Справились с задачей? Ну, как знать.
Согласно одной старой легенде обезьяны никак не могли решить, кому же править оставшейся в наследство от динозавров планетой. И пока они спорили, надрывая глотки, человек по-тихому украл у них корону и объявил себя царём природы. Обезьяны очень возмутились, но самая старая и мудрая из них сказала, что человеку рано или поздно надоест бремя царствования, и он вернёт корону обезьянам. Тогда все успокоились. Прошло примерно 600 тыс. лет…
Для Пьера Буля, автора романа «Планета обезьян», идея показать перевёрнутую с ног на голову общественную систему, в которой приматы оказались на вершине эволюции, а человеку отводилась роль домашних питомцев, носила метафорический характер. Фантастический жанр служил автору лишь инструментом для создания довольно прозрачной политической сатиры. И главный герой-астронавт, оказавшийся на планете обезьян в качестве стороннего наблюдателя лишь подчёркивал эффект абсурдности такого общественного устройства. Однако создатели киносериала, основанного на сюжете романа, изначально пошли по иному пути. Они решили подойти к делу со всей возможной серьёзностью.
Фильм Мэтта Ривза продвинулся в этом плане дальше всех. Его обезьянки уже не прыгают по улицам Сан-Франциско, распугивая добропорядочных обывателей и отряды беспомощной местной полиции. Они за какие-то десять лет организовали общину охотников-собирателей и отстроили в лесу деревянный город. Ну и ладно, что у человека на это ушла не одна тысяча лет, обезьяны кажутся гораздо умнее. Вообще говоря, весь этот обезьянапокалипсис шили белыми нитками. Иначе как объяснить, что много-много диких, но симпатичных обезьян, презрев инстинкты, решились нанести сокрушительный удар палкой по остаткам человеческой цивилизации? И, кто бы мог подумать, даже преуспели в этом! Прямо Троянская война в миниатюре.
Но бедняга Мэтт, которому доверили рулить заведомо абсурдным и притянутым за уши проектом, опять-таки показал, что не даром ест свои печеньки. Набив руку на сверхреалистичном и на удивление аутентичном кайдзю-блокбастере «Кловерфилд», он быстренько понял, как можно адаптировать иносказательность французского классика к реалиям современного голливудского мейнстрима. Ничего сложного, просто добавить в картину в нужных пропорциях сурового и модного реализма и почти гомеровской эпичности. А вот с юмором здесь вообще всё туго. На дворе натуральный постапокалипсис, радующий фанатов жанра унылыми красками, поросшими мхом улицами, битыми витринами, ржавеющими остатками автопрома и атмосферой всеобщего упадка. Даже небо вечно угрюмое.
Чтобы показать, насколько далеко продолжение ушло от первой ленты, авторы решили избавиться не только от большей части человечества, но и от прежних персонажей-людей. Серия сменила актёрский состав, и сдаётся, что шило опять-таки поменяли на мыло. Только Гари Олдман, который невыразительно играть, похоже, вообще не умеет, хоть как-то старается из скудно прописанного антагониста выжать максимум эмоциональности. Запоминающихся персонажей среди сапиенсов днём с огнём не найдёшь. И обезьяна в этом отношении вышли куда колоритнее. За Кобой, Морисом и самим Цезарем в определённые моменты наблюдать интереснее, чем за человеческой вознёй вокруг спасительной гидроэлектростанции. Так что обезьяны здесь не только обезьянничают, они легко переигрывают многих живых актёров.
Но совокупного мастерства авторов и режиссёра всё же хватило, чтобы из столь сомнительной идеи вылепить увлекательное и атмосферное зрелище. В большей степени фантастическое по отношению к первой части, более динамичное и масштабное, не лишённое этического подтекста, оно неплохо укладывается в свои жанровые рамки. И пусть причины конфликта двух почти сравнявшихся по силам цивилизаций выглядят несколько надуманными, нельзя не признать, что серия взяла верный курс. И, как ни странно, фильм Ривза куда больше следует духу романа, чем картина Бёртона.