К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм начинается гораздо интереснее, чем заканчивается. Драматургия исключительно хороша где-то первый час фильма. Перед нами замечательно написанная и весьма трогательная история о тяжёлой судьбе женщины, которая всеми силами старается выстоять под напором тяжёлой жизни, сохранить себя и помочь сыну. Мотивация каждого персонажа предельно ясна, логична и реалистична, за происходящим увлекательно наблюдать, а за главную героиню переживаешь, как за живого человека.

Всё портится после внезапного убийства. Логика и достоверность сразу же испаряются, а на место хорошо прописанной драмы приходит скучное и спекулятивное давление на жалость. Почему так себя ведёт Сельма? Почему так себя ведёт полицейский? Почему так себя ведёт американская система правосудия? Да потому что Ларсу фон Триеру так захотелось. Чтобы было мрачнее и жалобнее, вот почему.

Зрителю только и остаётся, что недоуменно смириться и иногда сдержанно радоваться оригинальности и занимательности музыкальных номеров. Не сопереживать же всерьёз трагедии, высосанной из пальца.

6 из 10

14 июня 2024 | 08:54
  • тип рецензии:

Фильм «Танцующая в темноте» мне известен прежде всего по певице Бьорк с её странными образами и клипами. У меня не было свободного времени, чтобы познакомиться с этой лентой, ведь я не понимал подобное артхаусное кино.

Из современных певиц снявшихся в кино не так много, мне в голову приходят — Леди Гага в «Мачете убивает» и Милен Фармер в «Странае призраков». Но Бьорк была интересна мне своей своеобразной певческой деятельностью в странных образах. Она не первая, кто снялся в кинофильме и не последняя. Но её роль в данном фильме является социальным. Мне понравлось, что была поднята проблема одиноких матерей оставшихся с детьми на «окраине» жизни в небльшом городке.

Сам фильм на меня не произвёл большого впечатления. Картина не является полноценным мюзиклом, как экранизация театральной пьесы «Кошки», но послушать песни и посмотреть на хорегорафию танцев при исполнении музыкальных композиции мне было приятно. Может режиссёр решил разбавить гнетущую обстановку фильма песнями в исполнении Бьорк?

Минусом бы отметил то, что фильм снимался с нескольких видеокамер и картинка отличалась в сценах качеством. Плюсом, это своеобразная съёмка, а именно то, что часто в фильме оператор приближал лицо актёра. Или сцена у речки, где мы, зрители, как бы подсматриваем за Сельмой. А вот конец фильма, на мой взгляд, Бьорк слишком переигрывала. Это было лишним и каким-то странным.

Фильм «Танцующая в темноте» не нашёл во мне отклика, чтобы стать любимым, хоть мне и нравятся такие жанры, как драма и мюзикл. Но я и не жалею о потраченном времени на фильм в количестве двух часов и двадцати минут.

5 из 10

20 августа 2023 | 15:15
  • тип рецензии:

Эта картина обзавелась массой обожателей среди ярых поклонников творчества знаменитого датского кинорежиссера, и одновременно даже пришлась по вкусам многим тем, кто на дух не переносит другие ленты Ларса фон Триера. Нет ничего удивительного в том, что кого-то и в правду фильм может потрясти, задеть за живое, заставить плакать. А как известно, именно такие картины массивнее всего откалдываются в памяти и ценятся зрителями.

Если говорить за себя... Признаюсь, некоторые отдельные сцены и на меня самого произвели большой эмоциональный шок. По моим наблюдениям состояние пронзительной драмы, сильного сопереживания и глубокого катарсиса достигаются теми, кто либо изначально предельно откровенен и честен, выворачивает себя наизнанку, выкладывает на стол все внутренние терзания, желания и мысли (парадоксально, но рядовой зритель не всегда это видит, и еще меньше ценит), либо наоборот - крайне расчетливо ведет игру, искусно притупляет нашу бдительность, водит за нос для неожиданного удара в конце.

В конкретно этом случае Триер пошел по второму пути, однако все эти инструменты зрительско воздействия отчетливо видны, как на ладони, предсказуемы и легко угадываются. И вот тогда лично меня, в отрыве от нескольких моментов, все время не покидало ощущение банального манипулирования и примитивного обмана. Действует принцип тотальной несправедливости над главной героиней, приемы полного очернения кого-то из второстепенных персонажей, словно вобравшего в себя все самые гадкие, низкие и омерзительные качества. Финальная сцена больше воспринимается, как подлая и бесчестная, бьющая под дых.

Сама картина, может быть, неплохая. Совершенно ошибочно говорить, что лента лишена художественных достоинств. Угадывается подход и угадывается почерк. Триера всегда отличала экстравагантность, а творческий путь отмечался смелыми экспериментами. Структурно ТВТ - все же интересный, в чем-то даже амбициозный проект, необычный каламбур, симбиоз жанровых элементов мюзикла и правил догмы, еще один вызов дерзкого автора, уважаемого мною режиссера, который, увы, в этот раз обмельчал, пошел по легкому пути, опустившись до рядовой сентиментальной драмы.

6.5 из 10

30 сентября 2017 | 17:16
  • тип рецензии:

Вряд ли многие смотрят этот фильм повторно, но один раз посмотреть его, наверное, стоит каждому, чтобы определиться со своим отношением к этой вещи. Опять-таки ситуация, когда разговоры вокруг фильма создают образ, не совсем оправдывающий ожидания при личном знакомстве. Нельзя сказать, что эта работа преобразила мою жизнь, изменила сознание и заставила рыдать от жалости и ужаса. Но нельзя сказать, что она вызвала отторжение и неодобрение. Нет, здесь почти всё понятно и уместно. Уместны рваные кадры и стиль 'домашнего видео', уместны краткие малосодержательные реплики, уместна странная Сельма - женщина не от мира сего со своей блаженной улыбкой и чудаковатыми фантазиями. Поклонение ритму, который буквально вводит её в транс, и оторванность от реальности иногда делают её похожей на умственно неполноценную. А в другие моменты это вполне адекватный человек. Вынашиваемый многими годами план сочетается с неспособностью просчитать последствия поступков, а любовь к жизни - с равнодушием к её конкретным проявлениям. Она не находит радость в реальных вещах, только забытьё в ритме, мысли о танцах и пении помогают ей переносить тяготы существования.

Читала, что многие не принимают элементы мюзикла в этом фильме. Желаемого эффекта в моём случае они достигли: в самые острые моменты, когда реальность как будто сжималась вокруг героини, она начинала фантазировать о другом, лёгком и беззаботном мире, где люди говорят ужасные вещи, но не верят в них. Соседка поёт: 'Я вызвала полицию, за тобой скоро приедут', и трагичный контраст её слов с мечтательным тоном, контраст этой мечты с реальностью мне кажется очень живым и гораздо более действенным способом достучаться до зрителя, чем заключительная часть фильма.

Сложный вопрос - естественно ли для Сельмы то, что она совершила? Мне кажется, что здесь нет противоречия. Её простота настолько безгранична, что она не знает другого способа бороться, кроме как идти напролом. У неё была цель. Она даже не думала о возмездии, она просто хотела вернуть свои деньги. На своеобразие её натуры можно списать многое. Например, легко объяснить, почему она отказалась играть в мюзикле, но не назвала настоящую причину: она боялась потерять работу. Сложнее понять, почему во время суда Сельма упорно придерживалась фальшивой версии, что ей двигало в этот момент? Зачем она продолжала исполнять просьбу умершего, какое значение это могло иметь? Какое-то время мне казалось, что ей просто стала безразлична собственная судьба - теперь, когда она больше не может зарабатывать, а накопленные деньги переданы. Но затем мы видим, что ей хочется получить отсрочку, что она смертельно боится приговора и отчаянно сопротивляется ему. Этот момент так и остался для меня неясным.

Для пущей жалости создатели кое-где поступились логикой. Когда Билли хлопнул дверью, а сам остался в комнате - неужели она этого не почувствовала? Странно и дико, что её друзья, так ревностно пекущиеся о ней, не могли самостоятельно собрать деньги для адвоката, а вместо этого заставляли её отказаться от собранных денег для сына. Но главной ошибкой фильма, на мой взгляд, была заключительная сцена, где переигрывали. Просто переигрывали, нагнетанием доведя ситуацию почти до абсурда. Условность, гиперболизация - всё слетело, как шелуха, и мне была как-то очевидна искусственность созданного момента. Желание заставить зрителя биться в истерике над этой сценой было слишком неприкрытым. Да, это однозначно фильм для Каннского фестиваля. Вот, например, сильная сцена, где Сельма стоит у вентиляционного отверстия и ловит звуки гимна. А её слова перед этим 'Здесь так тихо' - предсказуемы, и выражение её лица предсказуемо. Предсказуемо, что этот фильм получил награду. Мне кажется, фильмы, созданные с расчётом на победу в подобных кинофестивалях, - самостоятельная категория. Они задевают, вызывают оторопь или шок, но чем-то удивительно похожи друг на друга.

07 мая 2017 | 09:58
  • тип рецензии:

Сегодня пересматривал этот фильм в третий раз и практически с первых кадров пожалел об этом решении. Нельзя так, нельзя вытворять со своими чувствами такое, и моя заспанная душа, убаюканная житейскими мелочами, возмущалась: 'Куда вы тащите меня, зачем разрываете на части?' Ещё тяжелей, если рядом есть люди, не разделяющие твоих чувств к этой картине. И это только сгущает темноту. И делает твой собственный танец отчаянным и настоящим. А под конец хочется выбежать из комнаты, оставив Бьорк бить чечетку на столе со сказочным чехом. Но фильм продолжается, и вот ты снова на последней сцене вместе с Сельмой, на её единственном выступлении публично, высшем танце и теперь не только душа, но и тело вопит, чтобы это остановилось, и сердце лупит где-то в горле и понимаешь, что вот, вот, вот сейчас.

Уже прошло несколько часов после фильма, и я начинаю возвращаться к жизни. Но знаю, что еще несколько дней буду ходить как пришибленный. И буду грустить и радоваться, и буду больше жить.

Есть такие фильмы, одно воспоминание о которых заставляет восхищаться ими. Это такой фильм. Всё здесь сделано как надо. Во-первых это чистой воды провокация. Все, что происходит на экране, по сути совершенно нелепо и действительно нацелено исключительно на то, чтоб выжать максимум слёз. И всё это происходит специально, и ты понимаешь, что тебя разводят, понимаешь, но охотно ведешься на это, и драма, которая могла бы случиться на подмостках какого-нибудь русского сериала, здесь приобретает совершенно другие краски. Совершенно. Потому что уход от реальности, потому что танец, потому что вообще - реальность, она там может быть - где-то после предпоследней песни? Потому что музыка в работе станков, грохоте колес поезда, пощелкивании пластинки и трепыхании флага, в скрипе ручек стенографоф, в вентиляционной шахте, в шагах, в стуке сердца. Потому что танцующая в темноте. И все мы, каждый танцует в темноте, а если нет - то что еще должно произойти, чтобы наконец начал?

23 сентября 2016 | 03:01
  • тип рецензии:

Я подступалась к просмотру этого фильма очень долго, всегда его откладывала. Наверное, на протяжении 5 лет боялась его посмотреть.

Страшила меня его гнетущая атмосфера безнадежности, отчаяния и несправедливости. Даже трейлер фильма заставлял меня впадать в хандру. Решилась наконец-то. Пролила море слез.

Я примерно представляла сюжет и финал, заранее настроила себя на то, что буду реветь.

Фильм произвел на меня сильное впечатление. Я, словно, прожила чужую жизнь, полную разочарования. Негодовала на то, какими люди могут быть эгоистами, приравнивая человеческое здоровье, можно сказать, к дивану! Однако надо отдать должное героине Сельме, даже в сложной жизненной ситуации она смогла сохранить позитивный взгляд на вещи и страсть к танцам. К ним она обращалась, как к лекарству, в минуты отчаяния, и тогда уже происходящее не казалось безнадежным.

Кроме того, хочется отметить музыкальные вставки в фильме. Вот ненавижу мюзиклы, но в данной картине они так идеально вплелись в сюжет, что сложно придраться. Я даже с замиранием сердца следила за ними. Отличный прием. Плюс, эти вставки показались мне достаточно неординарными.

Тем не менее, как бы я не хотела назвать этот фильм гениальным, не могу этого сделать. На следующее утро, когда на моих щеках уже высохли слезы, я поняла, что фильм не лишен недостатков. Разумеется, Ларс фон Триер намеренно гиперболизировал драматизм в картине, чтобы воздействовать на зрителя. заставить его прослезиться и посочувствовать. У него получилось, потому что изначально за пеленой слез я даже не заметила недочетов. Тем не менее, поразмышляв, я хочу отметить несколько моментов:

1) Неужели подруга и влюбленный в Сельму мужчинка не могли найти ей денег на адвоката, продав, например, машину или заложив дом, если они так хотели спасти ей жизнь, что были готовы пожертвовать здоровьем ее сына?!

2) Когда Сельма пришла в больницу с суммой денег, недостаточной для операции, доктор ей сказал, что прооперирует мальчика и за эти деньги.

Тогда в чем смысл их накопления? С таким же успехом можно было прийти: Доктор, у меня 10 долларов, мне не хватает. - Ну что ж, я сделаю.

Немного нелогично.

А в целом, если не пересматривать этот фильм, и жить только с впечатлениями о первом просмотре, то он вполне заслуживает высокую оценку.

8 из 10

18 июля 2016 | 12:12
  • тип рецензии:

Первоначально, не хотелось писать никаких рецензий на фильм, и единственным желанием было поскорее забыть все, что было только что просмотрено. Но, в итоге, я все же решила поделиться ощущениями.

Кинокартина «Танцующая в Темноте» вызвала спорные эмоции. Меня не покидало ощущение, что я смотрю не фильм, а всего лишь реальную съемку одной человеческой жизни, а точнее несчастной женщины любящей музыку и мечтающей о лучшей жизни для своего сына. Сложно, очень сложно высказывать свои чувства, потому что последние кадры до сих пор стоят перед глазами и играют на нервах.

Как уже было отмечено, кинокартина рассказывает о женщине по имени Сельма, иммигрирующей в Америку, для того чтобы суметь оплатить дорогостоящую операцию своему сыну. И также, у нее имеется мечта — выступать на сцене и играть в мюзиклах. Мир Сельмы наполнен музыкальными ритмами, и порой она настолько окунается в свои мечты, что забывает об опасностях, существующих на месте ее работы. Тем временем, она все же работает днями и ночами и терпеливо собирает средства. И, однажды, Сельма неосторожно рассказывает о своем несчастье и об упорном труде одному из знакомых, а у него, тем временем, оказывается существуют серьезные денежные проблемы.

Человеческая низость, подлость, жестокость, бесчувственность — вывернута наизнанку и продемонстрирована зрителю. Неуемный гнев охватывает душу, когда наблюдаешь за поступками некоторых персонажей. Не буду скрывать, от одного из них просто-напросто воротило. Глядя на главного отрицательного героя, начинаешь понимать, что нельзя доверять никому в этой жизни, абсолютно никому, даже если ты чувствуешь, что человек тебе близок по духу, в важный для него момент, он без оглядки тебя предаст, подставит, унизит и еще выставит виноватым. От невероятного ощущение реальности всего происходящего, порой, перехватывало дыхание. В фильме, также, продемонстрирована интересная линия об отношении окружающих к тем, кто по их мнению являются не от мира сего. С одной стороны, их можно понять. У меня тоже возникли размышления на тему того, как бы я отнеслась к подобному человеку, будь у меня выбор осудить его или помиловать. С другой стороны, в нынешнем материальном мире, обществу сложно воспринимать людей наподобие Сэлмы. Их сложно понять, а соответственно, из-за предвзятости, возникают различные догадки о том, что происходит в их головах, а из этого вытекает то, что такие люди способны на любые безрассудные поступки. Подобные люди расплачиваются за свою душевную простоту, доброту, инфантильность и доверие к окружающим. Они произносят слова, которые не следует произносить и молчат в тех случаях, где следует говорить. Они не способны защитить себя и побороться за свое существование. Здесь в пору привести поговорку «Спасение утопающего — дело рук самого утопающего».

Минусы в этом фильме безусловно имеются, и их не мало. Но, главный и самый основной — это музыкальные вставки. Я, лично, не являюсь поклонницей мюзиклов, особенно в кинематографе. И музыкальные отступления напоминали мне порой индийские фильмы. Я понимала задумку и прекрасно осознавала, что режиссер демонстрирует нам полет фантазии Сэлмы, в которой она звезда, всеми любима и обожаема, но, мне этот факт пришелся не по душе и в связи с этим, впечатление о фильме было в некотором роде испорчено.

«Танцующая в Темноте» не из тех фильмов, которые захочется пересматривать вновь и вновь. Чересчур он удручающий и реалистичный. Вызвал разнообразную гамму эмоций. И, в большей степени, это конечно же ярость и отвращение к человеческой натуре. Тем не менее, кинокартина наполнена поучительными моментами, над которым не помешало бы поразмышлять.

27 мая 2016 | 08:36
  • тип рецензии:

Ну что ж, когда-то Триер умел не только злобные пасквили вроде 'Антихриста' снимать. Впрочем...

К сожалению, хотя первая половина фильма вызывает много приятных эмоций, всю вторую половину снимали вообще непонятно зачем. Так и хотелось каждый пять минут восклицать: ну все уже понятно, дальше, дальше, давайте закругляйтесь уже!

В начале фильм вполне тянет на социальную драму, снятую с интересными режиссерскими и операторскими находками. В ролях сплошь хорошие актеры: Морс, Денев, Стормаре, и певица Бьорк не отстает от них, вжилась в роль так, что, по слухам, уже начала чувствовать себя Сельмой. И Стормаре тут такой милый, совсем не демонический... и танцевальные вставки хороши и оригинальны, особенно с поездом - не зря песню на 'Оскар' номинировали.

И Сельме поначалу сочувствуешь, хотя совершенно неясно, почему она, во-первых, не пользуется таким прекрасным изобретением человечества, как сберкнижка (были они в Америке тогда, по 'Долорес Клейборн' знаю), а во-вторых, раз уж она готова на все, чтобы собрать денег на свою Главную Цель, то почему она не отвечает на ухаживания столь трепетно и нежно влюбленного в нее мужика. Уж ясен перец, ее драгоценному сыну не помешает отчим и как заменитель отца, и как, черт возьми, источник дохода. Но нет, лучше бить мальчишку по лицу за прогулы, игнорировать его день рождения и слова доброго не говорить, и все, несомненно, ради его блага.

Но вскоре становится ясно, что стратегическое мышление и Сельма даже не знают о существовании друг друга. К середине фильма мне представлялось наиболее вероятным, что героиня просто страдает олигофренией, симптомы легкой дебильности (в клиническом смысле, не в качестве оскорбления) налицо - заторможенность, неустойчивость внимания, послушность и управляемость, проблемы с логическим мышлением. Детско-инопланетянское личико Бьорк очень способствует закреплению этого впечатления. Судя по тому, что никто в фильме не озаботился психиатрической экспертизой Сельмы, хотя обстоятельства просто обязывали ее провести, у Триера и команды сия клиническая картина создалась ненамеренно.

К середине фильма сценарист устал и начал выдавать какую-то кучу логических несуразиц, начиная от поведения врача, который соглашается оперировать пациента, даже не взглянув на него, да еще и за 'черный нал', и заканчивая обвинительной речью прокурора, который, как и весь суд, почему-то абсолютно убежден, что тезок не бывает в принципе.

Поведение Сельмы, начиная с середины фильма же, перестает вызывать сочувствие и начинает вызывать сначала недоумение, потом раздражение. Особенно дики ее утверждения о нежелании волновать сына перспективной медицинского вмешательства. А так он, конечно, спокоен как удав в данной ситуации. Вот разве что олигофрения героини может такое извинить, да. Если она умственно полноценна, то она - безответственная, слабовольная и глупая женщина.

К финалу мне было жалко только людей, которым Сельма подпортила жизнь. Ее подругу Квальду, на которую героиня легко и непринужденно свалила своего сыночка, и ее незадачливого ухажера, которого она едва не утянула за собой как пособника, что в фильме почему-то не показано, но, будь это все в реальности, копы обеспечили бы герою Стормаре полный спектр ощущений.

Фильму бы очень помогло, будь он на полчаса короче, а вырезать эти полчаса стоило бы из второй половины (после кульминации с героем Морса).

Зато из фильма можно вынести очень правильный жизненный урок. Никогда никому не трынди про свои деньги. Особенно если ты по жизни нищеброд, но у тебя есть целевая заначка. Не стоит вводить в соблазн.

23 декабря 2014 | 05:03
  • тип рецензии:

С присущим лишь ему простоватым датским пафосом Ларс фон Триер заряжает свою очередную гаубицу. Подбор актеров не может не вызывать восхищения. Всегда подозревал в Бьорк большой артистический дар, но допустить того, чтобы пусть уставшая от кино, но все еще Катрин, ей ассистировала - вот уж гениальное решение. Дрожащая камера и граничащий с документалистикой кино-отчет неожиданно прерываются внешне неуместными танцевальными номерами. Они смотрятся также неуклюже, как неловкие попытки Катрин быть грациозной. А Бьорк даже и не пытается выглядеть женственной в этом фильме. Ей тут предлагается совсем иная задача - вызывать жалость.

Сюжет получается неожиданно похожим на ленту, выигравшую годом ранее Канны - 'Розетту' Дарденнов. В обоих случаях мы видим полное равнодушие современного общества к проблемам женщины. В обоих фильмах героиня оказывается на самом краю пропасти, в одиночестве и фактическом остракизме. Это ведь неимоверно трогательно - следить за слепнущей героиней, которая вынуждена зарабатывать на операцию для сына (которого ждет такая же трагедия) и противостоять злодею-полицейскому, решившему похитить ценные деньги.

Но не нужно торопиться вытаскивать ваши носовые платки. фон Триер насыщает очевидную по жанру слезливую мелодраму таким количеством несоответствий, что каждый зритель просто должен задуматься о подоплеке. Судите сами, я лишь поделюсь некоторыми из них.

1) убивать полицейского было совсем не обязательно. Прямой угрозы жизни он не представлял. Скорее наоборот, едва ли не каялся и просил покарать его.

2) вся суета вокруг операции для ребенка представляется очень уж просто - врач берет по сути без квитанции деньги, и готов сделать сложную операцию просто по услышанной фамилии.

Получается, что и судят-то нашу героиню полностью 'по делу', да и о ребенке она не так уж и слишком заботится. Провокатор фон Триер раздувает мыльную оперу там, где скорее в пору было бы примерить место юридической драме. Элементы мюзикла полностью уравниваются заведомой неуклюжестью в его исполнении. Блистательный состав кинозвезд венчает неимоверно талантливая, но все же непрофессиональная актриса. Бьорк ведь прежде всего - музыкант. Продолжая срывать шаблоны Ларс говорит обо всем подряд - справедливости, детях, смерти, казни и человечности. Добавляет он и перчинку в тему дружбы. Ну а музыкальный номер в преддверии повешения просто не может не вызвать сожаления. Трогательное жизнелюбие Бьорк потрясает. Ну а где то там, совсем недалеко, за рампой, хитро посмеивается талантливый датчанин. Своим смелым коктейлем он опять сумел всех провести, подарив эстетам множество киноцитат, сентименталистам - трагедию, социалистам - драму, европейцам - антиамериканское по своему духу кино, а поклонникам хорошей музыки - Бьорк. В выигрыше все.

Только мне этот постмодернизм оказывается определенно не по душе. Циничные противоречия и заведомо напряженный контраст с 'плаксивыми' оборотами фильма лишают его той душевности, которая одухотворяла работы Кесльевски и Бергмана, Феллини и etc.

5 из 10

18 июня 2014 | 05:12
  • тип рецензии:

Так получилось, что до «Танцующей в темноте» я смотрел всего один фильм Ларса фон Триера, и то это был «Антихрист»-вещь омерзительнейшая. После таких вот фильмов все дальнейшее творчество режиссера, с которым хочешь познакомиться, представляется в не совсем удобоваримой форме. И я ждал, признаюсь, ждал, что в «Танцующей в темноте» режиссер проделает какой-нибудь финт ушами, но нет. Обошлось.

Собственно, о чем фильм? Америка шестидесятых. История одной женщины, эмигрантки из Чехословакии по имени Сэльма Жескова. Живет она вместе со своим сыном Джином, еле сводит концы с концами, в свободное время играет в театральном кружке, любит чечетку, а больше всего-мюзиклы. И сам фильм построен в форме полумюзикла. Собственно, основной стержень, вокруг которого разворачивается сюжет-личность Сэльмы. Это романтичный, добрый и мечтательный персонаж. Со своим мировоззрением и причудами. Вскоре героиня слепнет, и кроме того, она знает, что ее сына тоже поразит недуг, если его не прооперировать. Бедной женщине приходится работать в две смены на заводе, буквально, наощупь, чтобы хоть как-то подкопить на лечение. На этом фильм мог бы и закончиться, поведав нам о том, какой самоотверженной может быть любовь матери, какой сильной может быть женщина, поставленная в непростые жизненные обстоятельства. Но Триер расставляет приоритеты на других вещах.

Слепая женщина, создает свой собственный мир, где все поют и танцуют, где вся её натура находит себе место. Все это представлено в виде музыкальных вставок.

Сам фильм смотрится достаточно тяжело ввиду неспешного повествования, малого количества событий и манеры съемки. Такое ощущение, что смотришь реально «Ведьму из Блэр», потому что стиль уж очень похож на мокъюментари. Ларс, наверное, хотел придать с помощью такой манеры съемки аутентичность фильму. Оригинально? Ну да, контраст между реальным «серым» миром, и миром внутри Сэльмы виден невооруженным глазом, но на этом особенности заканчиваются.

Если говорить о запоминающемся, то хочется выделить эпизод с воровством скопленных денег у Сэльмы ее соседом-полицейским. После того, как видишь, как женщина достает из тайника кровные, заработанные тяжелым трудом деньги, а потом человек, перед которым ты буквально вывернул душу, крадет их хладнокровно, да еще и говорит, что это его деньги-просто тошнит. И что самое смешное-это выглядит абсолютно правдиво. А вот про возвращение этих денег я вообще молчу. Ужасный эпизод, тяжелый и немного сумбурный, попахивает фирменным почерком из того же «Антихриста».

Об актерах кроме как хороших слов сказать не могу. Бьорк отлично показала образ женщины, матери и актрисы в душе, при том, что мне она не нравится чисто внешне. Катрин Денев-нет слов. Великая актриса в роли подруги главной героини, Кэти, которая до последнего поддерживала Сэльму. Особенно трогательный эпизод в кинотеатре, когда Кэти пересказывала Сэльме, что происходит на экране.

Понравился Питер Стормаре, хороший актер, частенько маячащий на второстепенных ролях. От Дэвида Морса образ последней сволочи не ждал увидеть. Еще по «Зеленой миле» он запомнился только с хорошей стороны.

Героине, безусловно, сопереживаешь, ее чисто по-человечески жалко, особенно когда сопоставляешь голос Бьорк с детскими нотками, когда видишь ее опущенную голову в очках, когда она вслепую идет по шпалам и т. д

В сухом остатке это фильм не о том, какими сильными могут быть люди с ограниченными способностями. Это драма одной отдельной взятой индивидуальности, которая столкнулась с реальностью, и которая стремится от этой реальности сбежать, погрузиться в этот свой внутренний мирок. Еще в драме не обошлось без несправедливости, подлости, и насилия, пусть и небольшого.

Фильм о том, как мир раздавил маленького мотылька, летящего на свет из темноты.

Еще раз повторюсь, что фильм мне не понравился, потому что ничего нового я для себя из него не вынес. В нем нет той изюминки, ради которой стоит горячо похвалить, или того безобразия, ради которого стоит осудить. Но, опять же, это только мое мнение. Я не жалею, что его посмотрел, но и запомнить его вряд ли удастся.

6 из 10

12 апреля 2014 | 11:47
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: