Ну что ж, Василий Сигарев и его детище – фильм «Жить». Открыла для себя киноленту случайно по отзывам на просторах интернета от восторженных зрителей, что этот фильм перевернул сознание и поверг реализмом в шок. Посмотрю, думаю, и я, тем более, что такие фильмы в моей копилке имеются, и неплохо бы добавить туда ещё один, который буду время от времени с удовольствием пересматривать. Уже с первых кадров стало понятно, на что будет давить автор, ведь это фильм про Россию, а правдиво про неё получится, если только будет темно-серое небо, туман, лужи, трубы ТЭЦ, предпочтительнее поздняя осень, ну или на худой конец зима, отсталое пролетарское сознание масс, кругом маргиналы, чернь да люмпены и всё и вся кишит бытовым насилием, а ещё алкоголь, да побольше и покрепче. А как по-другому зритель поймёт суровые беспросветные реалии российского жития-бытия? Правильно, никак. В России либо так, либо вот никак. Безусловно, есть в этом жанре достойные фильмы, но сейчас не об этом, хотя чувствовался явный «закос» на действительно стоящие картины. Скорбящие лица в фильме повсюду, даже если с виду вроде все нормально и довольно обыденно. Например, сцена в маршрутке, что у всех произошло такого, что у них такие лица, я тоже жила в уездном городе, и тоже ездила в маршрутках, но, клянусь, лиц до такой степени изнуренных вселенскими страданиями не видела никогда, да чтоб прямо у всех разом. Ну конечно, а как по-другому зритель прочувствует всю глубину, без этого же сознание не перевернётся.
Далее героиня Яны Трояновой с дредами, я, честно говоря, до конца фильма думала и думаю до сих пор, что она умственно отсталая по сюжету, почему-то по задумке автора качественно скоммуницировать с кем-либо у неё не получилось за картину ни разу. Скудная речь, идиотские диалоги и прозвища, несуразные выкрики, она весь фильм меня откровенно раздражала, вот её убиенного парня в моментах стало даже немного жаль, а её саму совершенно нет. История галлюцинирующего сына и отца не задела никак, то ли не доиграли, то ли переиграли, а скорее перемудрили. И все опять же преочень типично, мать орет, отчим орет, всё деградирует в тиранию, все злые, все плохие, всё ужасно. И вообще фильм смердит фальшивой предсказуемостью, развязка понятна с первых кадров, хорошего не будет ничего! Ещё эти народные приметы всюду: свеча, дятел, воющая собака. И без них ежу понятно, что плохи дела, но зрителя должны до макушки окунуть в черноту, окунуть и держать, пока не начнёт задыхаться, а то он, глупый, вдруг да и не поймёт, о чем сия картина. С матерью-алкашкой вообще переборщили, приторно и чересчур сгустили краски. Да, горе, но «съехавший колпак» героини с выкапыванием детей это лишнее, как я скромно смею посчитать. Можно было бы спокойно вырезать эту сцену (не потому, что она мерзкая, а именно занудная и опять же до нельзя предсказуемая), оставить концовочку, и сюжет не пострадал бы от этого никак. В общем, оценка за музыку и все же актеры старались и кому-то зашло, мне нет, от слова совсем. Неинтересно, замыленно, пресно, скучно, нудно и дико растянуто.
Фильм «Жить» 2011 г. Василия Сегарева по смыслу вероятно подразумевает идею — мы должны жить, как бы нам не хотелось умереть, попав в трудную жизненную ситуацию. Однако, пока смотришь этот фильм «Жить» именно умереть и хочется. Или хотя бы просто выключить фильм «Жить» и жить свою реальную жизнь, а не купаться в помоях.
Сюжет представляет собой несколько несвязанных историй, одна из которых вообще не происходит в реальности, и показана просто для того, чтобы ещё больше нагнетать атмосферу. Серость, грязь, смерть, наркомания, избиения — это то, чем зритель будет питаться 2 часа своей жизни, вымучивая просмотр этого фильма. Все истории начинаются одновременно и параллельно развиваются в течение всего фильма, из-за чего ожидаешь, что в какой-то момент они сольются воедино. Этого не происходит. Эти истории можно разбить на короткометражки, сделать сериал и наснимать ещё много такой мерзости.
Затянутые дубли в постановке фильма скорее всего призваны погружать в атмосферу уныния. В сериале «Breaking Bad» вначале сцены нам показывают окружение, место, где сейчас зритель, чтобы мы знакомились с местностью и узнавали его в будущем. Здесь нам будут показывать несколько минут, например, как бомжеватого вида мужик с великом едет в автобусе. Всё трясётся и скрепит, все максимально не красивые люди, что есть в кадре, молчат.
Фильм хочется назвать «Жуть» или «Муть» и забыть, как неприятный сон или отмыться после него, как в конце тяжёлого дня.
Все в фильме сплошной тлен, мрак и беспросветность. Не одного здорового персонажа, все какие-то на голову больные, более менее нормальная была только парочка.
События разворачиваются по самому худшему сценарию, хуже быть просто не может.
Эти нагнетания и стечения обстоятельств кажуться очень неестественными и высосаными из пальца. Как будто режиссер искуственно завысил не здоровый уровень безысходности и это режет глаз. Хочеться сказать - да ну хорош, перестань уже.
Как правильно было замечено в рецензии АБэВэ, фильм не про то, как люди справлюятся с утратой, преодолевают трудности и начинают как то по другому смотреть на мир. Фильм про психически не здоровых людей. Особенно вызывает отвращение и ужас мамаша-алкоголичка. Ее история вообще ни как не связана с другими - и степень ее невменяемости зашкаливает и становится жутко.
Если режиссер фильма хотел добиться именно этого эффекта - то ему это удалось.
Но думаю у фильма найдется не мало поклонников - у нас в России почему то любят эту жуть.
Для меня же этот фильм без смысла, без идеи, без надежды. Разве что, после таких сюжетов, своя жизнь начинает нравиться больше. Да, пожалуй это единственный положительный эффект, который может вызывать эта лента.
Фильм 'Жить' - это солянка из трех историй, связанных темой смерти, и тем, что все герои, утратившие близкого, не переЖИЛИ этого и (в разной степени, конечно) повредились рассудком. Не ищите морали, не ищите ответа на вопрос 'как пережить смерть ребенка\отца\жениха?', ничего этого там нет. Не ждите катарсиса и рефлексии - фильм через искушенного зрителя пройдет насквозь и не задержится.
А с режиссером и сценаристом Сигаревым всё понятно - не хватает данных впечатлить людей по-хорошему, тогда напугаем их. Вот он (Сигарев) и запрягает снова своего любимого объезженного коня, имя которому треш и чернуха, и несется на нем по кинофестивалям, собирая награды и восторженные отзывы критиков. А критики почему-то сильно любят такой продукт в стиле пионерских страшилок, чтоб кладбище, чтоб мертвые выкопанные детишки, чтоб не вызывающие доверия врачи ('Ой, что ж вы не сказали, что у больного СПИД (!), у нас же у всех дети!'. Понимаете, да, каким с намёком?) и милиционеры ('Так-с, а вы выпивали что ли? Ну все понятно'. Тоже намёк понятен), ну и прочие милые сердцу вещи.
Вот такое кино, которое изначально создается с целью собрать статуэточек и денег, а не снятое для людей и не из любви к искусству - его за версту видно, и оно жутко бесит.
Знакомство с творчеством режиссера Сигарева, так уж сложилось, у меня началось «с конца», т.е. со «Страны ОЗ». И, поскольку я оказалась в меньшинстве, коему фильм «не показался», то, возможно, этим бы и закончилось. Но «зацепила» Яна Троянова, спутница и муза режиссера и, собственно, из-за неё посмотрела «Жить».
К Трояновой, как актрисе никаких вопросов, правда, обидно, что она как Демьяненко-Шурик предстает все время в амплуа недоразвитой хабалистой провинциалки с вечным «чё?»… Тут, правда, это несколько маскируют дреды и пирсинг…
Теперь о фильме. Сама тема — боль от потери близких и необходимость жить с этим дальше хоть и вечная, но всегда волнующая и страшная. Им уже не больно, не страшно.
А нам — страшно и больно без них. Воображение рисует их живыми, мы ведем диалог с ушедшими, сходим с ума от невозможности что-либо поправить, изменить задним числом, ибо то, что произошло по-настоящему необратимо и непоправимо…
Но герои фильма, обстановка, в которой они живут, весь видеоряд, как и замечательно сделанный, минимизированный до предела саунд-трек демонстрируют одно — здесь и не жили… То, что называется словом «жить» абсолютно не вяжется с тем, что предстает на экране. Длинноты серых, запорошенных унылых кадров парящего грязного водохранилища, убогих домов, пыльных дорог это только подчеркивают.. «Существовать» — вот как надо было бы именовать картину, дабы не подменять понятия и быть до конца честным. А еще, будучи до конца честным, нужно бы отказаться от весьма уже стереотипных приемов. которые откровенно и навязчиво обрекают фильм на «фестивальный» успех.
Ну вот так оно всё у нас — безрадостно, грубо, убого и дико.
Пара влюбленных Гришка — Мама (Антон). Бедные «одноклеточные» фрики, которые способны развлекаться съемкой друг друга на унитазе с мобильного и наблюдением в окно, как человек выбил зубы, упав с велосипеда.. Тут же для полноты картины — ВИЧ-инфицированность героя… А она такая славная, но кроме «чё» — «ничё»…
Мать-алкоголичка, у которой забрали дочерей-близняшек в детский дом и которой даже до страшной аварии грезятся они с «сухими головками», заморенными. поскольку она про них просто забыла…
Бедный мальчик, проводящий весь день у окна, выглядывающий своего непутевого изгнанного игромана-отца и чудовище-мать с идиотом-отчимом, у которых одна проблема — если кто-то помешал их совокуплению.. (Вычитала в одной из рецензий фразу «мать пытается достучаться до сына»...
Все — живые мертвецы! Это — настоящая 100% «чернуха», пусть и снятая в серых тонах. Пустота героев компенсируется навязчивыми и однообразными съемками натурных планов, которые удлиняют фильм примерно вдвое… Смерть и без автора картины (и все это знают!) суждена абсолютно каждому… (пусть и каждому — своя), как, увы, и потеря близких.
У меня сложилось ощущение, что, предложив поговорить мне о любви, человек включил жесткую порнуху, снятую в стилистике арт-хауса. Извините, но это мое мнение.
Те же эмоции у меня вызывал балабановский «Груз 200». Мотивацию к таким высказываниям авторов мне понять сложно. Может быть проблема в области психиатрии, а скорее всего (и тем хуже), — в желании гарантированно попасть в обойму «фестивального кино», о чем уже говорила.
Для начала хочется сказать о том, что я не в коем разе не посмотрела бы этот фильм по собственному желанию!
Действие фильма происходит, как видимо показалось режиссеру, в любой глуши, в любой местности, но безусловно в России. Три параллельные линии, которые пересекаются одним велосипедом и мертвечиной.
Первая семья из двух молодых людей, которые собираются пожениться. И вот уже это случилось, они отмечают свою помолвку в узком кругу, но вот незадача, на жениха нападает банда в вагоне. По глупости своей он связался с ними (но ей Богу, как будто не в России живет).
Вторая семья состоит из мамы, отчима и ребенка. Над ребенком производят всякие действия насильственного характера, что тоже по замыслу режиссера не редко именно в России.
Третья семья самая неблагополучная из всех. Мама пьющая, не занимающаяся своими двумя девочками близнецами. По её вине детей посылают в детский дом и в её силах вернуть их домой, что она и попыталась сделать, но неприятное стечение обстоятельств помешало встрече любимой матери и детей, так как они попали в аварию и погибли. Во всей этой ситуации виновата не только мать, но и халатность нашего персонала, которые допустили поездку детей без надзора, что безусловно актуально.
Далее по сюжету происходят всякие метаморфозы, которые закаляют или же убивают душу и тело героев.
Идея вроде бы не плохая, но почему такое исполнение? Все заполнено чернотой, серое небо, тучи, грязь. Все время хотелось кричать, что мы не такие! Мы готовы принимать удары с честью, мы сможем выдержать удары судьбы. Но герои на мой взгляд очень поверхностные, примитивные эмоции, нет чувственности.
Мы за мир во всем мире и хотим, чтобы Россию показывали правильно!
P.S. Хотелось бы так же отметить, что мне рекламировали этот фильм и со стороны операторской работы, вроде как она на высоте. Но ребят, это прям очень слабо. Хотелось бы видите оригинальный взгляд на вещи, в этом же случае, долгие кадры, которые не несут смысловой нагрузки и только излишне затягивают фильм.
«Я не вижу покойников» «Я не вижу покойников» «Я не вижу покойников» «Я не вижу покойников» «Я не вижу покойников» «Я не вижу покойников» «Я не вижу покойников» «Я не вижу покойников» «Я не вижу покойников» «Я не вижу покойников» «Я не вижу покойников» «Я не вижу покойников» «Я не вижу покойников»
О фильме 'Жить' я не знал вплоть до сегодняшнего дня. Трейлер оставил довольно тягостное впечатление, отзывы трубили о душевных муках во время и после просмотра. Всё указывало на то, что фильм очень тяжёлый, но однозначно стоящий. Я даже некоторое время не решался его смотреть, чтобы не возникало депрессивных настроений. Но ближе к ночи всё таки надумал.
Сказать, что фильм оказался стоящим - соврать. Весь просмотр мне было глубоко плевать на персонажей и дело тут даже не в моей мизантропии. А дело вот в чём. Сюжет весь крутится не на любви к ближнему и не на том, как люди справляются с утратой. Весь фильм крутится на людях, которым из-за сильнейшего стресса, срочно нужна помощь психиатрии. Повествование бросается от героя к герою, из крайности в крайность. Внимание ни на чём не фокусируется, действия персонажей полностью предсказуемые. Поэтому, никакой эмоциональной привязанность к ним нет. Глядя на них, эмоций появлялось не больше, чем при разглядывании стены в детской поликлинике. Да, актёры играют отлично. Но всё остальное - какое-то напускное. Все эти высосаные из пальца языческие фишки типа дятла, стучащего в дом будущего покойника, гаснущая свеча на венчании и т.д. Неприязнь к героям строится ещё и из-за того, что многие те их черты, которые показаны в фильме, в обычной жизни вызывают лишь раздражение и отторжение. Честно говоря, если бы все действующие лица на двадцатой минуте совершили массовый суицид - фильм мало в чём проиграл бы. Ну нет в нём атмосферы. Вообще. Когда траурная процессия проходит в реальной жизни и даже если ты только наблюдаешь издалека, то мрак и тлен незримо окружают тебя и всепоглощающий ужас, хоть на мгновение, но появится где-то глубоко внутри. По крайней мере так было раньше. А тут искренность не чувствуется, искусственное всё какое-то. Весь фильм как 'Пиноккио' - ожившая деревяшка, мечтающая стать живым мальчиком. Натурализм здесь как противогаз, который на скорость пытается натянуть сильно ушастый человек с огромной копной волос на голове. Не знаю, написан ли сценарий по личным переживаниям или это простая выдумка, но воспринимать его всерьёз не получается, тем более, что он до меня никакой идеи не донёс. Что режиссёр хотел сказать? Что люди умирают? Что оставшимся в живых из-за этого невообразимо тяжело? Для меня это не новость. Посмотреть на это в кино? Посмотрел. Только что-то из этого же нужно вынести, картина-то явно не развлекательная.
Ещё стоит упомянуть и о музыке. А она здесь хорошая, но однообразная и редкая. Поэтому, особой роли не играет.
Не буду дальше расписывать про эту дурь. Фильм ни о чём. Что там можно найти потрясающего или выводящего на размышления - понятия не имею, тяжёлого и давящего - тем более. Даже кофеин не помог. Всё притянуто за уши, эмоций - ноль. Посмотрел и тут же забыл. Обычное бесцветное пустое фестивальное кино без умных мыслей и человечности.
Познакомишься с людьми, а потом начинаются осложнения.
Забавная мысль пришла в голову во время просмотра фильма, а что, если бы люди, начинали свои рецензии на американский кинематограф со слов, что он жив и у него есть будущее, как делают после удачных русских фильмов. Что касается самого фильма, то я отчасти жалею, что посмотрел это кино. Я люблю русские фильмы и у них всегда получаются моменты по части 'чернухи'. Но когда в фильме присутствуют одна 'чернуха', то фильм смотреть очень тяжело, да в какой-то момент, фильм меня заинтриговал, а после одной трагичной сцены стало как-то не по себе. И это даже не 'спойлер', потому что весь фильм насыщен трагичными сценами. Но одно дело, когда тебе элементарно страшно, ты испытываешь чувство сопереживания, ощущаешь всю несправедливость содеянного, проклинаешь всех и вся. Это на мой взгляд хорошее чувство. Когда у режиссера получается тебя растрясти и заставить испытывать к своим героям сильные эмоции, другое дело, когда всё выходит по-другому, как в этом фильме. Единственное чувство уже выше упомянутый сцены, будет только тошнота и отвращение, также к всему прочему фильм не обладает хорошей сюжетной линией.
Однозначное неудовлетворение, после таких фильмов, пропадает на какое-то время желание смотреть вообще кино. И моё суждение по поводу этого фильма, вдвойне категорично, потому что, как уже говорил, я испытываю симпатию к русскому кинематографу, те же фильмы Быкова, в которых много 'чернухи', являются для меня одними из лучших.
Посмотрев первые 20 минут фильма, очень захотелось верить, что наконец сняли драму, в которой будут показаны самые серые углы России. Углы то есть, и показаны они реалистично, в то время как сама драма на ладан дышит.
Я не из плаксивых девочек и неженок, которые будут жаловаться на слишком суровое содержания фильма. Меня разочаровало совсем другое. Теперь по пунктам.
1) Завязки новелл. Каждая новелла связана со смертью. Каждая. Если у сценариста была мысль, которую он хотел передать через то, как люди меняются после смерти близких, ему стоило бы выбрать один такой случай и как следует показать его. Это уже повторение одного и того же смыслового приёма, но о приёмах ниже.
2) Сценарные ходы. Они одни и те же, а местами их просто нет. На середине фильма это выглядит уже просто как беспомощность сценариста: в любой непонятной ситуации убивай персонажей. Фильм держится 50% на смертях, 50% на сумасшествии. Смертей хоть и больно много, но им веришь из-за реалистичности сопутствующих обстоятельств, чего нельзя сказать о сумасшествии. В случае женщины из деревни и девушки с белыми дрэдами помешательства вообще 1в1, то есть опять использован один и тот же приём, то есть опять сценаристу нечем удивлять. Сумасшествие мальчика выглядит более правдоподобно из-за галлюцинаций, в которые вовлечена его мать, но здесь вопрос возникает другой: если мать ходит по квартире, действует, кричит, общается с умершим, это парень всё вспоминает? или действия матери тоже являются глюком? а когда его отчим бьёт умершего отца, так выходит в фантомы паренька вовлечён может быть вообще кто угодно? Никаких пояснений, мать не кончила из-за прихода мужика, которого, как оказалось потом, давно на свете нет.
И кстати да, из-за однотипности сценарных ходов они становятся предсказуемыми, вот особенно в случае с женщиной из деревни и девушки с дрэдами. Да и смерть венчанного паренька не была внезапной.
3) Режиссёрские перегибы. А конкретно: эпизод, где девушка с дрэдами бежит по электричке и просит помощи; так же крупные планы лиц людей на похоронах. Смотрела фильм с ноута, но даже так у меня было ощущение, что дипрессивное лицо нездорового цвета вот-вот выпадет на меня из монитора. Так же была сцена, в начале которой медсестра стояла 'спиной' к камере, закрывая другие действующие лица. Здесь то ли режиссёр не углядел, то ли всё намеренно так криво снято.
4) Развитие характеров. Его нет. Посыл фильма ясен только благодаря тому, что он есть в названии. По происходящему это никак не видно. События просто происходят и происходят, потом приходит сумасшествие, потом каждый из героев делает вывод, жить или нет. В случае с мальчиком он сам вообще ничего не решил, его просто усыпили уколом. В случае с девушкой выбор в пользу жизни никак не ясен по её поступкам. Просто решила жить и всё. В случае с женщиной самовыпил вполне логичен и без показанного осквернения могил.
Итог.
Фильм получился очень узнаваемым по показанным ситуациям, но крайне не доведённым до ума в плане развития характеров героев и логики их поступков. Некоторые режиссёрские приёмы непонятны, сценарные же копируют сами себя. Хотите посмотреть логичный и продуманный фильм на ту же тему - есть картина с тем же названием, только от другого режиссёра (Юрий Быков).
Смотрела фильм, совершенно ничего от него не ожидая. Люблю арт-хаус и фильмы, которые заставляют задуматься. В последнее время у меня переменилось мирровоззрение и наверно поэтому, пересматриваю много фильмов в том числе и старых и многое, что нравилось ранее теперь не впечатляет.
Это так просто снять фильм про слабых людей, у них будут драмы, это уже с самого начало понятно и они из них не выйдут... Фильм 'Жить' как раз этот случай. Совершенно все герои слабые личности, не подготовленные к этой суровой жизни. Они ломаются от малейшего порыва ветра, что уж говорить о том, когда в их жизни настет действительно тяжелый момент, когда нужно собраться в руки. Ни в какие руки они собираться не хотят и сходят с ума, но живут дальше. Лучше б они все сделали правильное решение, как одна их них, и все же покинули этот мир, чтобы далее своей слабостью никого не заражать.
Нам подают совершенно простой фильм, вуалируя его под оболочку арт-хауса, на манер Тарковского - все очень ровно, придается много внимания деталям, но за этим ничего нет. Когда-то общалась с одним московским режиссером про подобного плана кино, почему снимают такие фильмы и они получают много наград, а не киноленты, которые были бы с добрым намеком и он абсолютно верно подытожил - так проще задеть за живое.
Просмотрев фильм долго думала, может быть все же кого-то из героев жаль? Сомнения были только по одному мальчику, но немного подумав, я представила его будущее и поняла, что вырастет такой же слабый человек, как и остальные герои.
Думаю вывод из фильма лишь один - такими быть нельзя. Так лучше не жить. Потому как продолжая жить, сошедши с ума или же глупыми и незащищенными, без намека на то, что бы стать лучше - это разве та жизнь, о которой мы мечтаем.
Я за фильмы, в которых есть глубокий смысл, которого я здесь не нашла, и за фильмы, в которых будет хоть одна сильная и умная личность.
Ставлю такую оценку лишь за хорошую работу оператора.