В первый раз вы посмотрите этот фильм и скажете: «Круто». Во второй раз, собравшись с друзьями и выбрав «Догму» для совместного просмотра или же просто вовремя включив телевизор на нужном телеканале, вы, вероятно, вспомните свои положительные эмоции от прошлого раза, в памяти всплывут какие–то сцены и кадры, вы устроитесь поудобнее и...
И войдете в мир, придуманный Кевином Смитом. Вы почувствуете замысел, оцените философию, проникнетесь гениальностью сценария, долгое время «лежавшего на полке». Вы вновь откроете для себя Бена Аффлека, поймете Мэтта Дэймона и влюбитесь в Алана Рикмана. Безусловно, будет и третий, и четвертый, и другие разы, но в будущем, добравшись до этого киношедевра, вы не станете смотреть – вашей задачей будет «смакование» любимых моментов, прослушивание полюбившихся диалогов, просто очередной просмотр с возможной переоценкой.
В конце–концов вы, как и я сейчас, перестанете понимать, как могут существовать такие люди, которые не видели «Догму». Действительно, как? Как можно пропустить такое кино? Ведь у людей, понявших этот фильм, слово «догма» ассоциируется с диалогом двух ангелов на стоянке, с Метатроном, доказывающим, что он не является человеком, и другими не менее яркими эпизодами, всех не описать.
Разумеется, 'Догму ' нельзя воспринимать серьезно. Некоторые сильно верующие люди наверняка будут гневно плеваться и сулить создателям целую вечность в геене огненной. Лично я не воспринимаю этот фильм как надругательство над религией и богом. Для меня 'Догма ', в первую очередь - грамотный и тонкий стеб над ортодоксальностью и слепой верой. Стеб над среднестатистическим американцем, каждое воскресенье ходящим в церковь, исповедающимся и следующим традициям своей религии, но при этом не задумывающимся не только над самим понятием веры, но и над принципами человеческой морали. Смит проталкивает в своем фильме рациональную, трезвую, и при этом совершенно простую мысль, которая доходит до нас из уст '13-го апостола ': не обязательно иметь веру, главное, чтобы были идеи. Каждый сам выбирает, во что ему верить - в Бога, в Высший Разум, в Разумную Пыль, или, как пастафариане, в Летающего Макаронного Монстра (есть такая шуточная религия). Иными словами, главное, чтобы была голова на плечах, была способность задуматься над тем, во что ты веришь, а не воспринимать буквально каждую фразу из Библии.
Это забавная и оригинальная комедия. А 'шутки ниже пояса ' мы слышим лишь из уст Джея, и они являются неотъемлемой частью его образа, поэтому и не вызывают негативных эмоций. Персонажи в фильме вообще удивительно колоритны. И актеры очень радуют. Признаюсь честно, никогда не любил Бена Аффлека, но после 'Догмы ' он раскрылся для меня как неплохой актер. Думаю, роль Бартлби - одна из лучших, если не лучшая в его карьере, да и с Мэттом Дэймоном у них получился хороший дуэт. Алан Рикман меня впечатлил, пожалуй, больше всех - импозантный и стильный Метатрон, чьи язвительные реплики, порой с обиженными интонациями, не могут не вызывать улыбки.
Если смотреть 'Догму ' без каких либо предубеждений и воспринимать фильм как бесшабашную комедию с необычным сюжетом, удовольствие от просмотра гарантировано.
Фильмы на религиозную тему - это всегда очень опасно для создателей, ибо потерять значительную часть верующих зрителей не хочется никому, и именно с этого компонента стоит начать рассматривать фильм 'Догма'. Многие скажут, мол нельзя делать такие фильм : смеяться над церковью нехорошо, Боженька покарает и тд и тп. Но погодите - а ведь этот фильм не высмеивает Бога - он вообще никого не высмеивает, создатели иронизируют над современной церковью, а ирония - вещь полезная для всех и для каждого. И ведь правда, сколько всего ужасного делали люди , защищаясь именем Иисуса и Господа Бога - Крестовые войны, сжигание неверных в Средневековье, таких примеров в истории туча. И попытки церкови стать современной, модной, 'крутой' (свежий пример - разговоры патриарха Кирилла с молодежью) очень нелепы, что и показано в фильме. Вы скажите, как глупы разговоры про негра Иисуса, 13 апостола и так далее? Для справки: немало народу почитает чернокожих Иисуса и Богоматерь, в местечке Монсеррат, что в Испании, находится статуя 'Чёрная Дева Монсерратская', да и при желании, я думаю можно найти множество исследований на тему 13 апостола. Это все придумали не создатели фильма, а порождение многовекой истории христианства. Да и даже как шутка, если у Богу и правда есть чувство юмора, то и мы не должны себе в этом отказывать.
И знаете - никогда таких глубоких мыслей не вызывала у меня комедия, причем реально смешная. Просто шикарный актерский состав - начиная от ангелов - мне приятнее смотреть на такого Дэймона, чем на Борна, да для Аффлека роль необычна. Руфус в исполнении Криса Рока - тот герой, появления которого ждешь на экране. Джей и Молчаливый Боб - это именно то, что не дает зрителю погрузиться в свои мысли и напоминает, что 'Догма' все-таки комедия. Алан Рикман - снимаю перед вами шляпу. Да и всем-всем, браво! Особенно сценаристам.
P.S. Немного о себе - человек я верующий, православный, но считаю, что церковь должна быть местом встречи человека и Бога, и та роскошь, что сопутствует Русской Православной Церкви во все времена вряд ли этому делу как-то помогает - короче говоря я в чем-то поддерживаю идеи 'нестяжателей', и именно поэтому я не вижу в фильме ничего критичного и оскорбляющего чувства верующих людей.
Заранее извещаюсь за ошибки (русский не мой родной язык)
Я не хочу говорить о том, что костюм Бога состоял из платья за 40000$ и шлепанцев за 2$. Не хочу обсуждать кадры, где у Азраэля сквозь кожу прорастают рога, и что эта анимация стоила 1/20 бюджета фильма. Не хочу говорить как гениален Кевин Смит, как хорошо играют Бэн Аффлек и Мэтт Дэймон, как Крис Рок импровизировал фразу «Знаю ли я его? Иисус должен мне 12 баксов!».
Хочу только поделится двумя наблюдениями.
1. Фильм `Догма` плохо воспринимают те люди, которые мыслят `догматично`. Ребята, не надо серьезно воспринимать фильм, а надо смотреть его как простое художественное произведение.
2. Очень мало таких американских комедии, где смех у зрителя вызывает не удар тортом по лицу актера, или падение с крыши трехэтажного дома, а действительно смешные разговоры и шутки.
Комедия - самый сложный жанр в кинематографе, ведь куда легче человека напугать неожиданно появившемся носком, сыграв на страхе неожиданности, легче пустить зрителю слезу, показав смерть трех кошечек, но невероятно, неимоверно сложно заставить нормального человека издавать всхлипы под креслом. Легко вызвать улыбку, легкий смешок, но очень, очень редкие фильмы вызывают просто неисчерпаемый поток смеха и позитива. У каждого есть свои фильмы, над которыми он или она может угорать без перебоя, смеяться до слез и радоваться, как ребенок. У меня это 'Догма'.
Не знаю почему, но именно 'Догма' вызывает приступ эйфории, дикого ХА-ХА-ХА и неимоверного ГЫ-ГЫ-ГЫ. Потрясающая многогранная, тонкая и разоблачительная сатира. 'Догме' далеко до китчевости и эпатажности 'Южного Парка', но что-то общее между этими двумя комедийными шедеврами есть. Трей Паркер постоянно называл Смита своим самым любимым режиссером и именно 'Догма' заставила Трея пересмотреть свое отношение к церкви. Ну-ка все быстро припомнили эпизод про секс священников с маленькими мальчиками. Дико? Безусловно. Но ноги растут именно из прорелигиозной комедии Кевина Смита. Режиссер не относится плохо к религии или церкви, он просто смеется над некоторыми очевидными несостыковками в библии и церковных устоях.
Конечно, для многих людей тема религии, как и тема секса, запретна для насмешек, сатиры и пародии. Я никогда их не понимал, ведь если не смотреть на все аспекты жизни через призму юмора, то можно так и прожить жизнь в царстве беспросветной скуки и гнусавой серьезности. А, не открою вам Америки, люди ценят больше чувство юмора, чем холодную скупость к окружающим. И Кевин Смит показал мне, что запретных тем для юмора не существует. Главное, чтобы все было на дозволенном уровне, не опускаясь до первобытного трэша.
Смит - очень оригинальный человек. Создав самую дешевую и безбашенную комедию Клерки и придумав укурков Джея и Молчаливого Боба, потянуло его на запретные темы. А запретный плод ой как сладок. Не перегнув палку и не выехав за рамки вседозволенного он заставил нас смеяться над простыми и довольно банальными вещами. Шутки в 'Догме' не то что бы слишком оригинальны, они были придуманы уже давным-давно, просто мастер Кевин соединил их все в воедино. Согласитесь, не он первый придумал негров-апостолов и Бога женского пола, такие приколы существовали и до 'Догмы'. Так библию читает молодое поколение. Можно много говорить о моральной деградации, но, честное слово, как-то глупо мусолить клавиатуру из-за прыщавых бездарей, считающих себя пупами земли, защищая 'Догму' и трындеть о смелости и оригинальности этого фильма. Ну теперь гулька слов об этой комедии.
Думаю, стало понятно, что она смешная. И это, в принципе, главное. Очень порадовали Крис Рок, Алан Рикман и Салма Хайек. Бен Аффлек не такой заезженный как обычно, Мэтт Деймон во всех фильмах с одинаковым лицом и так далее. Но не будь Смит Смитом, не запихни он в свой фильм Джея и Молчаливого Боба. Куда уж без этих двух укурков! Для меня дуэт Ли - Смит остается одним из, простите за тавтологию, лучших дуэтов мирового кинематографа наряду с Ватсоном Холмсом и Бонни с Клайдом. Представить этих укурищев по отдельности не представляется возможным, они всегда вдвоем, причем в дурацком прикиде, Боб как всегда молчит, а Джей трындит без передыху. И так далее...
В общем, это кино Кевина Смита, который верен своим традициям, все также шутит над Звездными Войнами и мастерски играет с нашим чувством юмора, заставляя периодически падать в конвульсиях под стол.
Первый художественный фильм, в котором утконос играет такую глубокую и ёмкую роль...
'Христос - бодрячок!' (c), а религия не повод для шуточек! Не то, что людское отношение к ней.
Сама идея, персонажи и их действия, причудливые метафоры... Этот 'кино-пустячок' (c) является в своём роде уникальной Комедией. 'Догма' не удивляет, скорее шокирует. Для многих её идеология и издевательский юмор, как удар по больному месту. Нескрываемо иронична, в некоторых моментах даже вульгарна, но при этом невероятно проницательна.
Это очень личная история. К просмотру - одному из пяти, к пониманию - одному из ста.
Жанр чёрной комедии и жестокой сатиры всегда привлекал меня. В них почти всегда присутствует искромётный юмор и много пасхалок. К сожалению сейчас чёрных комедий почти не выходит, а те что выходят целиком перебрались в авторское кино. А вот жанр пародии процветает, только легче от этого не становится, потому что ничего путного не снимают. И вот я уже от чаявшись найти чего-нибудь 'чёрненького' к удивлению для себя открываю замечательного режиссёра Кевина (с удивительно редкой фамилией) Смита.
'Эх вы, люди. Про что не было в кино, то и знать не обязательно, так?'
Сегодня я хотел бы написать о его фильме 'Догма'. Эта картина казалась подозрительной с того момента как я о ней услышал. Название казалось мне мрачноватым и не сулило ничего смешного. Но как я ошибался. Это одна из самых смешных и в меру пошлых, немного тонких и довольно грубых комедий что я видел. А какие в фильме диалоги. Их можно рассказывать детям в школе. Обилие отссылок к другим фильмам заставит даже самого ярого кинолюбителя со стажем проверить свои знания. Но самое наверное хорошее в этой картине это её универсальность. Хочешь - можешь расслабиться и хорошенько посмеяться (скорее тихонько описаться, потому что шутки действительно отличные), хочешь - можешь включить интелект и с умом посмотреть, словно это 'Код Да Винчи' (хотя я не уверен что получится, ведь шутить тут будут с регулярным постоянством).
Я очень рад что 'Догму' сумели по-достоинству оценить многие кинолюбители, о чём свидетельствует высокий рейтинг и обилие позитивных отзывов. Значит не разучились ещё люди смеяться над собой и над миром. Хотя юмор в 'Догме' иногда зашкаливает. Пошлость - вот одна из главных составляющих фильма. И знаете, в любом другом бы случае я бы негативно высказался по этому поводу, но сейчас весь поднаготный юмор идёт не только на пользу, но и является одной из изюминок фильма. Не очень тонкая пародия и безмерная ирония на современную церковь и отношение к ней людей, удивительно гармонично вписывается во вселенную Кевина Смита. Поднаготная религии показана во всей красе. Именно этого я и хотел увидеть - взгляда неглупого и адекватного, причём ещё и чертовски талантливого человека на церковь. На дворе двадцать первый век и нужно либо пересматривать религию (или отношение общества к ней), либо совсем убирать религию и оставлять веру (хотя словами тринадцатого пророка - не веру, а идею).
Но ценность фильма не только во взгляде на церковь, скорее во взгляде на людей. При всей комичности происходящего на первое место выходят вопросы отнюдь не смешные. Кто мы? Зачем мы здесь? Причём последний вопрос, задатый Богу, вызвал гениальный ответ. Можно только поразиться глубине восприятия Кевина Смита. Его философские размышления представлены в наилучшей фоме для восприятия. Отняв пошлую часть мы получили бы сильнейшее произведение нашего времени, которое заткнуло бы за пояс все 'Коды Да Винчи'. Даже конец света не выглядит здесь мрачным, скорее это такая дружеская пирушка. И при всём обилии крови, ощущения жестокости не возникает. Если бы я взялся снимать такое, то у меня никогда бы не вышло такого позитива, при всей глубине проблемы. Получилось бы что-нибудь наподобие 'Серьёзного человека' Коэнов, только более эпичнее.
В целом же фильм изобилует наисмешнейшими ситуациями и умопомрачительными диалогами, которые хочется запоминать и употреблять при каждом удобном случае. Всевозможные клише, успешно взятые из других фильмов смотрится как новенькие. Библия же как произведение в фильме разбивается в пух и прах. Тринадцатый апостол, black Jesus, его многочисленные сородичи, и просто тьма несостыковок и ляпов, которые удачно всплывают с лёгкой руки Кевина Смита. Традиционные догматы большинства общества просто порваны кавалерией здравых аргументов. А традиционный пошлый юмор поднят на невиданный ранее уровень. Здесь всё уже не ограничивается только ширинкой. Кевин Смит показывает нам, что ширинка может и отсутствовать. Как никак анатомия кукольного Кена.
Самое сладкое в фильме это актёры. Стоит только посмотреть на имена: Бен Аффлек, Мэтт Дэймон, Линда Фиорентино, Сальма Хайек, Джейсон Ли и ещё много менее известных, но отнюдь не менее талантливых людей. Особо отмечу Джея и Молчаливого Боба. Честно сказать я негативно относился к этой парочке и ничего кроме пошлятины в них не видел. Но как я ошибался. Это просто потрясные парни. В этом фильме они как нельзя к месту. Разряжают обстановку, которая и так разряжена. В общем актёры это один из основных козырей фильма.
Вот и всё. Пора закругляться. Фильм описанный мною выше, стоит того, чтобы однажды его увидеть. Всем любителям подумать и посмеяться. Кстати к последнему вопросу Богу. На вопрос: 'Зачем мы здесь?' - нет ответа, кроме странного звука и смешного бибиканья по носу героини. И тень ответа летит через весь фильм. Мы здесь чтобы веселить и веселиться, смешить и смеяться. Странно. Смело. Гениально.
Сразу хочу заметить, перед просмотром фильма нам рекомендуют не относиться к нему серьезно, поясняя что это все придуманая история и этот фильм не рекомендуется смотреть людям верующим, НО если ваша вера может пошатнуться после просмотра веселого стеба на религиозную тему, тогда этой вере - грош цена. Лучше сразу становитесь атеистами и не морочьте Богу голову.
Всем кто адекватно воспринимает ненавязчивый юмор, легкие шутки и утрированность ситуаций, если вы хотите узнать, чем же занималась на земле госпожа бог, и получить вдохновение от музы богов (в исполнении Сальмы Хайек - мечты любого мужчины), то очень советую посмотреть этот великолепный фильм.
Да уж, почитал я отрицательные отзывы, и даже расстроился... Плохо вам, наверное, живется без чувства юмора?
Согласен, актерская игра тут совсем ни к черту, да наверное фильм такой. Однако это прекрасный фарс, отличная картина со всевозможными отсылками. Посмеялся автор над 'Диснеем' и 'Одним дома' - получилось отлично. Шутки совсем не пошлые, напротив, очень тонкий и продуманный юмор.
Более того, пронизанный философскими мотивами, фильм принимает совсем другое очертание, нежели просто 'стёб' на религию. Хорошие вопросы задаются: 'Куда делись 30 лет жизни Иисуса из Библии?'.
А вы когда-нибудь задумывались реально над тем, что чувствовал сын Божий, когда узнал, что будет распят? Что бы чувствовал ты сам?
Надо иметь невероятную смелость, чтобы замахнуться на в прямом смысле слова 'святое' и не опозорить честь кинематографического мундира.
Если посмотреть 'Догму' два раза, открывается новый смысл. Интересные идеи преподносит автор картины. Прямо-таки, пища для размышлений..
Фантазию авторов одобряю полностью. Фильм получился хороший. А Бог... просто прелесть. Таким я его и представлял.
Кстати, хорошая фраза: не важно в кого мы верим, главное - как...
Этот фильм Кевина Смита, как и 'Лоботрясы', вызывает ощущение 'домашних посиделок' со своими шутками, воспоминаниями, 'знакомыми', с большой чашкой чипсов и пивом. Очень по-свойски они о Боге. Наверняка были и бойкоты, и скандалы. Но если же эти 'посиделки' воспринимать всерьёз, то удовольствие от просмотра едва ли возможно получить. Советую наслаждаться продуманными образами, сумасшедшим юмором и хоть на эти полтора часа допустить, что, возможно, это и есть настоящие догматы.
Ведь 'Догму' под общую гребёнку относить нельзя, это отдельный случай, и очень-очень тяжёлый, надо заметить. Просто смейтесь и фантазируйте. '13 Апостол' Крис Рок - сама харизма! И, конечно, Боб и Джей. Отличное и остроумное кино.