Сразу оговорюсь, что Бог есть. Может не такой, каким мы его ожидаем в виде доброго седовласого дедушки, а скорее нечто многомерное без определённого вида. По сути энергия. Всё таки никто не может объяснить происхождение человека и всей природы. Люди придумали какую-то теорию большого взрыва, из которого образовался современный порядок. Потому что бардаком Солнечную систему не могу назвать по определению. Не могу назвать бардаком, потому что это всё работает. И глупо обижаться на Бога за непонимание созданных им законов. Эти законы действительно сложны для изучения. А элиты мира многие знания намеренно скрывают от масс, подменяя их всякого рода домыслами. Ближе всего к научным прорывам был СССР. Поэтому это не на шутку обеспокоило высшие элиты. Поэтому вот вам религия.
Но это было небольшое вступление к тому, чтобы показать неидеальность религиозных догматов. Природа создана Богом, а священные писания всё-таки людьми. Кевин Смит решил пройтись по этой для многих табуированной теме с призывом — включайте мозг хоть иногда и подвергайте всё сомнению.
Вступление к фильму уже готовит к несерьёзности происходящего на экране. Это сродни театральной постановке. Даже крылья у ангелов как будто нарочно сделаны нереалистично. Это действительно сатирическая комедия на тему религии и насмешка над многими догматами. Например в фильме «Ад Данте» солдаты в аду кричат, что священник обманул их и его отпускание грехов не сработало. И задумайтесь, что Алигьери когда-то давно написал «Божественную комедию», а она ведь тоже с отсылками к религии.
Так что «Догма» это тоже фильм для тех, кто уже сталкивался с религиозными фанатиками, свидетелями и одержимыми религией. Я не говорю верой, потому что временами религия к вере отношения не имеет. Религия порой сама навязывает видение мира с призывом терпеть и смириться. Так что сомневайтесь.
А Догму можете не смотреть, но если смотрите, то смотрите со здоровой долей иронии. Это фильм хоть и продуманный, но в направлении эпохи потребления. Тут на этом завязаны все шутки, чтобы найти путь к массовому зрителю. Например, демон испражнений. По сути там объясняется его появление тем, что у трупов расслабляются кишечники и содержимое выходит наружу. Из этого всего произошёл фекальный демон. Или Вифания, которая имеет способность к освящению. Но понимаешь, что это всё лишь образы, которые более-менее обоснованы автором. И диалоги ещё больше погружают нас в этот театр религиозной сатиры. Хвалить не буду, но этот фильм явно лучше «забавных игр» про парочку непонятных индивидов…
Религиозная тема в фильмах поднимается относительно редко, а уж глубоко философские вопросы и вовсе стараются избегать. И не только из-за резко уменьшающейся аудитории, сколько из-за щепетильности такой темы. Учитывая, что подавляющее большинство блокбастеров снимается именно в США, в которой практически царит католицизм, с изредка проблёскивающим протестантизмом, скупость таких вопросов не вызывает особого удивления. Сложно оспаривать едва ли не национальные устои, поэтому редко кто берётся за такие неблагодарные темы, хотя я заведомо упускаю телевидение (имеющий куда бОльший охват аудитории, ему можно), так как продюсирование таких картин на грани экономического суицида. Однако людей всё таки волнует вопросы бытия, и конкретно есть ли за бытием создатель, каковы его цели, и редкие явления, что выходят на большой экран интересны хотя бы самим фактом существования.
Вселенная View Askewniverse примечательна своей уникальной способностью совмещать треш уровня Asylm и Lionsgate с умопомрачительной безобидностью главных героев. Хотя весь фильм пронизан приторной иронией, лишь изредка проскакивала трезвая сатира, посему ажиотаж, созданный церковью, вокруг фильма мне так и остался непонятен. Вся картина построена вокруг логической уязвимости уровня 'всесокрушающего шара и несокрушимого столба', что является своеобразной критикой религии и церкви, последнюю в большей степени, но между тем, поднимаются вопросы гендерного определения бога и ангелов или цвета кожи Иисуса, что отводит взгляд и преподносит зрителю забавную историю.
Но всё таки, философская мысль, что идея лучше веры имеет под собой весьма твёрдую почву и лично мне импонирует куда более, чем дотошные ворчания про жестокого бога и взаимоисключающие параграфы в библии. А неоспоримо стильное повествование с чрезвычайно харизматичными персонажами, блестяще переданными такими великолепными актёрами, как Деймон, Рикман, Аффлек, Рок, и даже сам Карлин, который не совсем актёр, но как же он отлично вписался в кадр! Нет, про актёров можно строчить параграф за параграфом, но осталось лишь заметить одну деталь. Персонажи не просто имеют харизму, они разные! Они невероятно разные, каждый из них практически противопоставляется остальным, причём остаётся такое двойственное противоречие в том, что вроде бы вписаны они в историю и органично, одеяло киноленты слишком маленькое для всех и всякий пытается перетянуть его на себя. От чего общая картина получилось немного рваной и неказистой. И попытка побыстрее залатать этот недочёт прикинувшись проходным трешачком лишь прикрывает симптомы, но не исцеляет полностью.
За сим, можно сказать, что чудная история точно имеет право на существование. Она уже обрела своих фанатов, как и врагов. И она уже вписана в анналы истории как дерзкая попытка покритиковать церковь, но между тем главный посыл данного кино, на мой взгляд, всё таки состоит в том, чтобы насыщаться идеями. Разными. Возможно, взаимоисключающими. Как минимум, развивает мозг.
Догму я впервые увидел лет 5 назад. Уже тогда проникся ее пусть и саркастичными, но продуманными диалогами. Умной, но насквозь пропитанной иронией философией. И безупречно подобранным актерским составом, правда порой при просмотре кажется что ТАКИХ актеров для фильма С ТАКОЙ ИДЕЕЙ подобрано слишком много. Ну да ладно...
Два ангела-изгнанника, Локи и Бартэлби (Бен Аффлек и Мэтт Деймон как и в жизни, друзья-не разлей вода), именуемые в простонародье 'падшими', стремятся всеми силами попасть обратно в рай из штата Висконсин, куда их низвергли. В случае, если они пройдут сквозь церковную арку, миру грозит Конец Света (прямая отсылка на Апокалипсис, обещанный в 2000 году), а ангелам будет уготовлена прежняя жизнь, полная услад и умиротворения.
-'И что мы будем делать?'
-'Убивать!'
-'Не вас, девушка!'
Фильм циничен и пошловат. Он явно рассчитан на людей от 15 до 30 лет, ибо более взрослым людям смотреть его банально не захочется. Стебущие все подряд Джей и Молчаливый Боб (Джейсон Мьюз и режиссер Кевин Смит) так и сыплют сексуальными мыслишками и похотью в отношении Линды Фиорентино. Немного ненужными в сценарии мне показались Крис Рок в образе Руфуса, тринадцатого черного апостола и Сальма Хайек в образе Музы-стриптизерши. То ли дело старина Алан Рикман в образе Метатрона (шутка с текилой порадовала) и Джейсон Ли в роли Азраэля.
'— До конца света остается пять минут — ну там, метеорит или ядерная бомба, — тогда отдашься?
— В такой маловероятной ситуации — да.
— Дешевка — наша!'
Не буду советовать фильм всем и каждому, пусть его смотрят те, кому интересны размышления на тему места религии в современном мире. Это ни в коему случае не Страсти Христовы, это не Вечерний Экспресс 'Сансет Лимитед', хотя здесь диалогов тоже полно.
PS Да, и в конце концов, часто ли вы видите в кино Бена Аффлека с крыльями?
Изначально у меня даже в мыслях не было писать рецензию на данный фильм. Почему? Не особо-то впечатлил. Ни хорошо, ни плохо. Однако, из любопытства решила просмотреть отрицательные рецензии. И после прочтения оных поняла, что мне просто необходимо высказаться.
В первую очередь меня удивляет отношение людей к сути фильма. Это ведь всего-навсего кинокартина. Нет, я понимаю, большинство привыкло искать глубинный смысл, переживать, вдумываться... Но как же простое кино для расслабления? Конечно, для данного типа картин тема религии не совсем уместна, но всё же.
Кстати, то, что все бросаются именно на религиозную составляющую фильма, тоже не совсем верно с моей точки зрения. Религию придумали люди. Откуда нам знать, что хотел...что хочет Бог? Откуда нам знать кто он, наблюдает ли за нами? Да даже пол? Вдруг он создание свободное от этих условностей? Религия - всего лишь средство управления толпой. Нам с детства вдалбливали заповеди, твердили про Бога, то что он всегда поможет хорошим людям. Но разве они знали это наверняка? Все, кто уверяли нас в жизни после смерти и в существование Высшей Силы над нами. Они лишь повторяли слова, сказанные и пересказанные (а от того, скорее всего искажённые) другими людьми. Людьми! Библия написана людьми. Разве информация в ней может быть объективна тогда в полной мере?
Я не в коей мере не хочу заставить людей усомниться в своей вере или как-то оскорбить христианство. Я сама являюсь верующим человеком, просто я верю в Бога, а не в истории, выдуманные его последователями. Главная ошибка человечества состоит в том, что они подменяют веру религией. А ведь это два совершенно разных понятия. И в данном фильме высмеивается вовсе не вера и не Бог, ни в коем случае не Бог! Напротив, создатели как раз-таки хотят подчеркнуть, что он есть, он рядом, он следит и любит нас. Высмеивается в нём религия. Точнее её доведение до крайностей. Войны во имя 'веры', расизм, нацизм, гонения на 'еретиков'... Разве этого хотел описанный христианами Бог? Религия - оружие мирового масштаба, она как наркотик, разрушает людей, лишает их способности свободомыслия и подчиняет их единой мысли. Бац, и в ваших руках уже хорошо контролируемая, заражённая идеей толпа фанатиков.
Люди говорят, что фильм - сплошное богохульство. Но откуда им знать, чего хочет Бог? Вдруг эта картина существует именно потому, что так захотелось Всевышнему? Вдруг Творец...скажем, простой парень? Вдруг ему вовсе не нужны все эти храмы и поклонения? Какой ему толк от того, поститесь ли вы? Главное, чтобы вы верили в само его существование.
Понимаю, что мои речи скорее всего будут так же негативно восприняты, как и идея создателей фильма, потому что, к сожалению, в обществе слишком сильно влияние религии.
В завершение... Я не считаю фильм хорошим. Он мне не очень-то понравился, но и негатива после него не чувствую. Актёры, по-моему, прекрасно справились с поставленными задачами; юмор немного пошловат, но в меру; сюжет логичен, а главное, оригинален. Но самое важное, он заставляет задуматься над правильностью толкования существования Бога... Жаль, пока не каждый способен принять этот вопрос.
Революционно, однако. Глубоко религиозных людей шокируют и оскорбят даже первые минуты фильма, не говоря уже о нем всем. Не понимаю только цели режиссера, что он хотел донести этой работой? Что он плевал на все религиозные догматы или, что он достиг божественного откровения, узнав, Бог - это глупая темнокожая женщина, играющая в домино?
Исходя из сюжета, небесные жители намного ближе к нам, чем мы думаем, они глупее наиглупейших смертных, они убивают просто так, они пьют мартини и постоянно думают о сексе, то есть целиком и полностью подвержены главным человеческим грехам? Что за чушь?
Христос – бодрячок!
Давайте разберемся, вы утратили веру, прочитав Алису в стране чудес?
Законы не безупречны, ведь их пишут люди.
Шутки в основном ниже пояса, и совершенно несмешные. Создается некий диссонанс, ведь вроде тема-то религиозная, а шутки на уровне озабоченных школьников. Непривычно и даже глупо. Если режиссер хотел показать свой нигилистический и скептический настрой, что ж, я уяснила это, но переубедить меня ему не удалось, да и вряд ли это возможно, унизив всевозможным образом убеждения и верования миллионов людей на протяжении 2000 лет. Но скорее всего 'догму' следует третировать как сатиру на весь американский контингент, на жителей 'бренной земли', которые утонули в низкокачественном юморе 'ниже пояса'.
Актерская игра ужасна. Давно я не видела такой бездарщины. Единственный образ, к которому я готова проявить симпатию, ангел смерти Локки, которого сыграл Мэтт Дэймон. Все остальные же, не смотря на актерский стаж, глубоко разочаровали меня. Как можно так изображать отчаяние в реке, как это делала Вифания. Глупейший демон Азраил, вызывающий демона фекалий. Это ж надо было собрать все свои извращенные фантазии и выразить их в одной кинокартине.
Фильм об ангелах, причём о двух ангелах, которые были изгнаны Богом с небес на Землю и которые через много веков находят в какой-то церкви в Нью-Джерси лазейку в виде ворот, которая должна их вернуть домой.
Такой сюжет мог бы подойти для какого-нибудь серьёзного триллера на религиозную тему или там, напичканный спецэффектами кровожадный боевик, где ангелы бы сражались с демонами...Но только не у Кевина Смита.
1) Если фильм смотреть серьёзно (что вряд ли получится).
В своей догме, а догма его основывается на католичестве, он использует некую аллюзию, что мол люди перестали верить в Бога, перестали ходить в церковь, попросту их вера, а если веру представить в виде клумбы, то она заросла сорняками. Смысл фильма, его стержень, если убрать все шутки и приколы, то он достаточно серьёзен и масштабен. И уж не знаю верит ли сам Смит в Бога, но в нём он показал, как всё это выглядит со стороны и действительно поднял некие вопросы, которые остаются до сих пор не разгаданными: есть ли у Иисуса действительно потомки и кто же такой Всевышний на самом деле?!
2) Если фильм смотреть несерьёзно (что вряд ли не получится).
Кино вызывает множество улыбок на довольно забавные диологи, Смит открывает нам вою версию на счёт всех тайн, что скрывает библия: это и то, что было не 12, а 13 апостолов, так как 13 был негр и его попросту не вписали; это и то, что Бог вовсе не Он, а Она; это и то, что сам Иисус был негром, а потомки его живут именно в США. Вообщем очень много всего безобразного, возмутительного и богохульствующего, противоречащее всему Святому (разве, что атеистом это будет побоку).
Я лично на всё это 'безобразие' смотрел с удивлением, сколько надо смелости, чтобы такое пустить на большие экраны, у меня честно бы её не хватило, поэтому я серьёзно не смотрел.
Насмешили: Крис Рок и Джей с молчаливым Бобом.
Порадовали: Мэтт Дэймон, Линда Фиорентино, Джейсон Ли и ДерьмоДемон (это было нечто).
Разочаровала: Салма Хайек - вот не ожидал её в таком увидеть.
Бен Аффлек - никогда не нравился, как актёр.
И ещё Аз Есьм не порадовал, ну ладно Морган Фриман, но какая-то девочка-нимфоманка с васильками в руках, ну это уж вообще...
Смотреть можно, но не батюшкам из церкви, да и вообще сильно верующим и людям без чувство юмора не понравится однозначно.
За Криса Рока +1
За Джея и Боба +2
За Дерьмодемона +0,5
Незамутнённая комедия с редкими вкраплениями интеллекта
Слишком многого ожидал от этого фильма, не ознакомившись предварительно с другими плодами творчества Кевина Смита и не учтя особенности его юмора. Подход, который понравится далеко не всем - смешивание серьёзных тем с сортирными шутками. Бюджет - копеечка, происходящее на экране, включая актёрскую мимику, то недоиграно, то переиграно, в итоге всё воспринимается слишком искусственно. Не люблю, когда не могу поверить в происходящее на экране благодаря соответствующей игре актёров. Серьёзным подходом порадовали, пожалуй, лишь падшие ангелы.
Думаю, если вы сползаете под стол от смеха при просмотре фильмов Кевина Смита - для вас фильм обязателен к просмотру. Стоит вспомнить, пожалуй, 'Очень страшное кино' - уровень примерно тот же, так что поклонники пусть присоединяются. Если же вы хотите найти какие-либо ответы на свои вопросы о вере, или, как я, ожидаете от этого фильма полного разноса религии с множеством интеллектуальных ударов за чашечкой кофе - не тратьте время, это совсем другое.
Не мой фильм. Но: за несколько метких фраз, за замену распятия 'Дружище Христос', за суровых падших ангелов моя личная оценка -
Здесь не выдвигают философских идей, над которыми нужно думать неделями и при этом говорить с умным видом - поистине великолепная картина. Над этим идеями смеются. Для смеха здесь используется:
- Интересный, а значит не скучный сюжет;
- Шутки Джея(Мьюз). Нет, не так. Пошлые шутки Джея. И тут самое интересное - здесь очень умело соблюдается грань пошлости. Бесконечные домогания болтливого Джея не портят картины происходящего. Они придают фильму тот самый жанр комедии. Замечу, что иногда тут будут и просто шутки про происходящее;
- Хорошие и запоминающиеся актеры. Фильм стоит смотреть не ради главной героини (Вифания, она же Линда Фиорентино) а ради Криса Рока.
- Четвертый пункт спишем на дерьмодемона. Уж очень стоит на него посмотреть.
И все же в этой картине не хватает изюминки. Просто потому, что эту картину волей-неволей приходится сравнивать с другими работами Кевина Смита. А в этом смысле 'Догма' является чем-то средним между несравненно тупым и юмористичным до потери пульса 'Джеем и Молчаливым Бобом' и гениальным по своей истории 'Клерками'. Щепотка юмора от первого фильма, немного истории от второго. И вот она - 'Догма'.
Это не очередная комедия с парой ржачных фраз и предсказуемым хэппи эндом в конце. Это неплохой фильм Кевина Смита. А его картины порой стоит смотреть.
Не знаю, какой вывод сделали бы вы, а мне ясно: вера, основанная на мифических постулатах, разрушает внутреннюю сущность человека.
(Из фильма)
В начале – немного предыстории. Этот фильм подкинули мне друзья. Люди в общем неверующие (по крайней мере в то, что я), но духовно сочувствующие. Проявляя деликатность и, видимо, не желая оскорбить мои религиозные чувства, они заранее извинились, и, улыбчиво щуря глазом, заметили, что, дескать, не надо принимать близко к сердцу, а если не пойдет, то в любой момент можно выключить, и т.п.
Понятно, такая прелюдия возымела совершенно обратный эффект, так что фильм был отсмотрен в первый же свободный вечер со смешанным чувством любопытства и духовного долга…
Сразу скажу, что эта история о приключениях двух падших ангелов (Бен Аффлек и Мэтт Дэймон), которые решили вернуться на небеса и тем самым бросили вызов всемогуществу Божьему, а небесное воинство, вмешавшись в земную жизнь, решило им воспрепятствовать, мне в общем понравилась. (Кажется, вопреки ожиданиям друзей.) Только ее надо правильно воспринимать. Как забавный стеб, как пародию на апокалиптические фильмы, с претензией на статус духовного послания, как высмеивание нелепых представлений и предрассудков, которые питают широкие слои номинальных верующих о Царстве Божием... Не более. Думаю, именно так фильм и задумывался режиссером.
Вместе с тем, фильм на удивление корректен к основополагающим истинам христианской веры. (Кажется, авторы весьма добросовестно подошли к разработке сюжетного материала) Кроме того, на некоторых духовных аспектах бытия он делает акцент поярче многих других фильмов сходной тематики.
Начнем хотя бы с того, что сама реальность духовного мира и его обитателей подается как нечто неоспоримое и само собой разумеющееся. Ангелы небесные и преисподние, устраивающие дела на матушке-земле, высшая целесообразность происходящего в мире и Божий контроль над ситуацией – вот далеко не полный перечень вещей, которые являются камнем преткновения в поисках истины для многих людей. Неумение видеть невидимое (что и определяется Библией как вера), принимать отношения твоей души с Богом за единственную реальность, а окружающую действительность – лишь как сцену, на которой разыгрывается наша пьеса (у кого комедия, у кого – драма) является одной из главных проблем практического христианства. Но тут, на фоне общего хохота и стеба, эта тема звучит неожиданно ярко.
Еще один момент – обратите внимание, сколько в фильме людей, которые не совсем понимают, во что именно они верят. На фоне епископов с освященными клюшками для гольфа и волшебными воротами столетнего храма наиболее живая вера оказывается у преследуемой активистами движения «за жизнь» работницы абортария… (принцип «последние станут первыми», реализуемый на практике). Собственно, досужие вымыслы и предрассудки и становятся объектом насмешки фильма.
Одним из них, создавшим, собственно прецедент всей заварухи, является стремление современных церквей любой ценой затянуть к себе молодое поколение, которое с удовольствием выбирает Пепси и гораздо в меньшей степени – Иисуса Христа. Новаторство в этой области, естественно, похвально, но цель тут никогда не оправдывает средства. В частности, стремление пересказать Благую Весть тинейджерам максимально доступным языком в рамках программы «Католицизм – это круто», которое и открывает заветную дверь высшей индульгенции, опасно граничит с профанацией…
Отдельного упоминания заслуживает галерея ярких образов, которые проходят перед нами на экране. Помимо двух списанных на берег ангелов-истребителей, это, конечно же, глас Божий архангел Метатрон с «анатомией кукольного Кена», здорово сыгранный Аланом Рикманом и двое забулдыг-«пророков». Один из которых – молчун – наверное, самый умопомрачительный персонаж в фильме, с незабываемой мимикой и очень выразительной игрой (яркое камео самого режиссера).
Идея с главной героиней – последней из земного рода Иисуса Христа звучит смачной плюхой в пику заунывной псевдоисторичности «Кода Да Винчи», тем более, что кино снято за семь дет до «Кода».
Попутно отметим, что фильм предполагает в зрителях некоторое знакомство с предметом стеба, к вящему возмущению некоторых критиков (по-моему, сегодня просто стыдно заявлять на весь РУнет о том, что ты не читал Библии). Так что при просмотре постарайтесь иметь под рукой кого-нибудь сведущего, а то пропустите половину шуток.
Собственно говоря, всего два момента вызвали у меня досадное недоумение. Первое – это муза Серендипити (Сальма Хайек), представляющая, судя по всему, альтернативный путь к Богу (минуя Христа). Откровенный реверанс в адрес движения Нью Эйдж на фоне общей искрометности звучит моветоном..
Второе – зримое воплощение Бога, «Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» в образе дамочки неадекватного поведения, исполненного канадской певицей Эланис Мориссетт. Может, от ее голоса люди и разлетаются на куски (сам не слышал), но повод пиариться выбран не самый удачный. Так что если убрать музу и заменить певицу просто светом и гласом, получилось бы более цельно и без профанации. Кажется, тут режиссер со сценаристом немного «не дотянули» до остроумно-стильного уровня, который выдерживается во всем фильме.
После выхода на экраны это кино вызвало бурю возмущений у церковных организаций и отдельных верующих по всему миру. Его обвиняли в богохульстве, надругательстве над христианскими святынями и чувствами верующих, крайне не рекомендуя последним на пушечный выстрел приближаться к нему. Такую позицию можно понять, но оправдать – едва ли. Конечно, в некоторых моментах фильм и вправду подходит опасно близко к этой черте, но, как мне кажется, не пересекает ее, оставаясь милым, дурашливым и безобидным стебом. Что-то сродни христианскому анекдоту (у верующих они тоже есть). А умение добродушно посмеяться над собой ¬– великая сила.
Тем же, кто разделяет подобные опасения, приведу мысли на сей счет убежденного атеиста Экслера:
«Некоторые критики, впрочем, напыжившись, заявляли, что, дескать, 'этот фильм не рекомендуется смотреть людям верующим'..., но я вам на это скажу следующее: ребята, если ваша вера может пошатнуться после просмотра веселого стеба на религиозную тему, тогда этой вере - грош цена. Лучше сразу становитесь атеистами и не морочьте Богу голову. У него и без вас забот хватает.»
А ведь что-то в этом есть, не находите?
Раз уж обещал, старый христианский анекдот: Приходит еврей к раввину, просто убитый горем. «Ребе, – говорит, – у меня серьезная проблема…» – «А что такое?» – «У меня сын подался в христианство!» – «Да, это действительно серьезно, – говорит раввин. – Ладно, иди, а я помолюсь Богу, посмотрим, что Он скажет. Приходи через неделю…» Через неделю еврей снова у раввина. «Ну что, ребе? Что ответил тебе Бог?» – «Он сказал, что у Него та же проблема…»
Откровенно говоря, фильм мне не понравился. Точнее, фильм-то довольно сносный, но тем не менее, даже наполовину не оправдал моих ожиданий.
Первое, что изначально пугает в картине, это богохульство, даже несмотря на начальный титры, в которых режиссер изголяется как может по поводу того, что фильм нельзя воспринимать всерьез. Я, даже с позиции глубокого атеиста и агностициста, не воспринимаю шуток, относящихся к религии, с какой бы подоплекой они не звучали.
Также очень-очень странно, откуда в столь несерьезной картине появились старый добрый Борн и Аффлек. Правильно ли ради такой картины платить суммы с энным количеством нулей «звездным» актерам? Решать не мне, конечно, однако настораживает.
Несколько слов о юморе. Не знаю даже, что сказать. Юмор, конечно же, все ближе и ближе к туалету, однако признаю, что над некоторыми шутками я посмеялся. Но без Джея и Боба фильм бы откуривал. Уверяю.
В общем, смотреть стоит один раз, и то, когда смотреть больше нечего.