С одной стороны, интересно посмотреть и на жизнь и обычаи в Японии. И сюжет весьма актуальный – высмеять бюрократическую систему, доведя её до абсурда. При этом Акира Куросава вряд ли представлял, что может быть еще хуже, ведь с Российской бюрократией столкнуться ему не пришлось... Но...
Страшно-, неимоверно-, мегазатянутые сцены всё впечатление от фильма портят. Динамики не то, что не хватает, порой кажется, что телевизор завис на очередной эмоции главного героя. Однако проходит буквально несколько десятков секунд и картинка оживает...
PS: кажется я знаю, откуда содрали взгляд Шрековского кота: )
Неожиданно гоголевское описание маленького человека, простого чиновника, сменяется темой Жизни и Смерти. Нехитрая комбинация заставляющая чиновника продумывать последний месяц своей жизни и выводит формулу этого фильма. Ведь, узнав о неизлечимой болезни герой многое переосмысливает - меняет отношение к близким, находит новых товарищей и упорствует в деле, неожиданно оказавшемся, делом всей его жизни.
В сущности, Акира сводит весь фильм к важности даже самого простого дела, такого например, как постройка детской площадки в городе. Ведь, скромный чиновник не сможет ограбить банк, стать миллионером, выиграть в лотерею. Но он может сконцентрироваться на самом простом деле и минуя все административные барьеры добиться желаемого. Его упорство будет настолько отважным, что даже после смерти, его коллеги будут вспоминать о его поступках - стилистичски делая фильм немного схожим с легендарным 'Расемоном'.
Такаси Симура обычно играл ведущие роли у Акиры, но был всегда несколько в тени Мифунэ. На этот раз ему был предоставлен carte blanche и он создал очень точный образ, страдающего и одержимого манией конструктивизма человека.
Моя оценка этой ленты была бы куда выше, если бы Акира не стал повышенное внимание уделять актуальности. Он настолько красочно изобразил жернова бюрократической машины, сформировавшейся в Японии, что его 'картинку' потом неоднократно калькировали даже в советском кинематографе. Вспомните веселый 'Зайчик' Леонида Быкова или многочисленные иронические филиппики Данелия - в них без труда можно усмотреть отблески фильма 'Жить' Акиры. Кстати, это кино даже в рекомендуемые списки многих обязательных программ ВГИКа попало.
Мне же этот 'остро социальный подтекст' представляется надуманным и излишним. Он ограничивает потенциал картины социальной системой, не позволяя в полной мере рассказать о вопросах Жизни и Смерти. Другими словами, безукоризненная режиссура Акиры и игра Симуры несоответствуют невысокому линейному сценарному посылу.