Шарман, шарман или 'Оранжево, оранжево!', как сказала бы она
Добро пожаловать почти на 50 лет назад от моего нынешнего времени. Сбегите от нынешней реальности, если вдруг не нравится, в прошлое, назад в прошлое.
Да, согласен с Вами, когда-то киношка была чище, актеры живее, не такие похабные, алчные, без ехидного прищура. Когда-то мы верили и доверяли им даже, даже западным. Сегодня, как только видим их предлагающими нам кредит в очередной рекламе или чудо-средства... просто воротит. Но без этого уже нельзя. Другой век, другие нравы, даже безнравственность другая. Деньги и слава меняют людей. Или и раньше всё было такое же, просто прикрытое слегка? А сегодня все так и бегут оголиться на большом экране смартфона, смарт-ТВ. Первый 'москит' как раз вот сегодня убит на экране, прям на лице Пьера Ришара вроде бы... порешил мошкару. А в кино побег. И наш герой невольный участник.
Какое тут всё другое и одновременно непохожее на наше время. Всё-таки правы и те, кто говорит, что ничего не меняется, и правы те, кто говорит, что мир меняется. Забавно смотреть на одежды другой эпохи, униформу служивых и прочих. Машины другие, но тоже преимущественно с четырьмя колесами. Ну и, конечно, съемка другая. Цвет, зернистость кадра, даже чёткость иная совсем, чем у современных цифровых. Всё это придаёт фильму определённый колорит во всех смыслах, даже звук (закадровый перевод тут).
На всё это накручивается тот факт, что вполне возможно этот и другие подобные фильмы ты видел в детстве. и главного актера этого кино ты уже видел много старше, стариком глубоким с глубокой белоснежной сединой.
И сверху ты задумываешься, что многие современные киношки, несмотря на свои блокбастерские бюджеты и сценарии, не вызывают столько же эмоций. Да и сняты часто зауряднее. Ведь можно снимать куда проще и куда интереснее, и без всякой графики, без прокаченного/накаченного графона.
Но это всё кажется. Много 'старой' киношки нам не съесть. Это как с мороженым, которого можно съесть за раз одно или два, а пять и больше - перебор... перебор настолько, что потом месяцами на него будет противно смотреть. Старое кино можно смотреть, нужно смотреть, но в меру, хотя никто из нас меры не знает, особенно киноманы по отношению к киношке, особенно любимой и родной.
Наша киношка и роуд-муви, и что ещё. Возможно даже отчасти 'Достучаться до небес' своего времени. Тут есть погони, стрельба, побег от чего и куда-то... мы все сбегаем от чего-то, преимущественно от реальности в свой иллюзорный мир, в свою иллюзию, в свой Мир Дикого Запада, где все вокруг и всё вокруг должно происходить так, как нам того хочется подсознательно.
А нам хочется любви, страсти, нежных и сильных поцелуев, приключений. Тут есть это всё, и даже что-то условно близкое больше к категории '18+'. Уж точно некоторые кадры тут не подходят детям. Видать, что при первых прокатах кино (в СССР) было цензурировано и из него вырезали неподходящие кадры, а тут в онлайне полная версия, которой надо пересмотреть уже возрастной рейтинг, хотя норм всё, наверное.
Вроде съедено пять мороженых, две чашки чая. Зря я это... А чего много в нашем кино? Трюков, особенно автомобильных всех мастей.
Жерар Ури - режиссер, мастер комедии, работавший с такими великими актерами, как Луи де Фюнес, Пьер Ришар и др., поставил в 1978 году эту комедию 'Побег'.
Адвокат Жан Дюрок (Пьер Ришар) посещает своего клиента Галара (Виктор Лану) в камере смертников. Словосочетание 'камера смертников' уже говорит о многом: у этого человека Галара тяжелая ситуация. Его тяжелая участь - приговор самой высшей меры наказания. Чтобы смягчить его хотя бы на пожизненное заключение, Жан Дюрок должен получить помилование от первого лица государства - Шарля де Голля на тот момент. Действие фильма происходит в конце шестидесятых. Почти десять лет назад от времени съемок фильма: 1978 год. Из фильма видно, что это неспокойное время для страны: мятежи, баррикады.
Галар был в разных местах земного шара, среди которых нужно выделить Вьетнам, с которым его связывает нечто светлое в его непростой судьбе. Но виновен ли Галар в том, что ему предъявляют? Это человек мужественный, отважный, храбрый. Может быть, таким его сделала судьба. Он по-своему справедлив, принципиален. И бесстрашие перед всеми крутыми поворотами судьбы в том числе и в этом фильме делают этот образ сильным, жизнестойким, по настоящему мужественным. Как он держит в руках, сидя в лодке, лист со своим помилованием! А романтическая любовь к девушке из Вьетнама, стремление быть с ней, заботиться о ней. Мысли о ней, звонки ей при первом возможном случае также раскрывают этот образ. Суждено ли им встретиться в фильме и если да, то при каких обстоятельствах? Любовь к ней и есть то немногое светлое, что было в его жизни, помимо самой жизни и той неожиданной свободы, которая внезапно стала для него возможной. Но вместе с этим он способен и на некоторые отрицательные действия в фильме. Образ непростой.
Пьер Ришар в образе Жана Дюрока сыграл человека прежде всего порядочного. Именно так характеризует его собственный отец. С которым Дюрок живет, заботясь о нем. Дюрок в отличии от Галара чувствителен, раним, эмоционален. Он честный, добрый, трудолюбивый. Но в жизни ему все равно не везет, перед жизнью он почему то беспомощен.
Режиссер Жерар Ури верно предусмотрел, что эти люди, образы: Дюрок и Галар, практически противоположные друг другу, будут отличным взаимным необходимым дополнением друг друга, которое способно противостоять всем круты поворотам судьбы в этом фильме. Позже, в восьмидесятые годы, эту идею продолжит Франсис Вебер, сводя столь же противоположные образы героев П. Ришара и Ж. Депардье в своих легендарных комедиях. Можно проводить параллель, сравнивать образ Галара в этом фильме и образы Ж. Депардье в фильмах с П. Ришарам, особенно в фильме 'Беглецы'.
Фильм идет, как захватывающая приключенческая комедия. Побег, езда на грузовике, плавание в лодке, приключения на ферме, езда на лимузине, встреча с отцом Дюрока под 'звуки вестерна', приключения на баррикадах, наконец финальные кадры в суде - все это смотрится на одном дыхании, а время комедии пролетает стремительно, оставляя чувство легкости.
Вместе с этим в фильме показана реальная жизнь, быт. И ферма и эти ребята, катающиеся на велосипедах в городских улочках.
Фильм поднимает и острые социальные вопросы: тогда как у наших беглецов денег практически и нет, в фильме есть пожилая пара, у которых все наоборот в данном вопросе. Но по решению режиссера, дает ли это им счастье?
Нужно отметить и прекрасную романтическую музыку, из которой мне ясно только одно слово: Франция. Все это и есть Франция в ее прекрасных пейзажах природы, в ее каждодневном быте, в таких разных людях, разных характерах, их судьбах, в ее баррикадах, в ее романтике. И тех гениях, которые сумели вместить все это в полтора часа экранного времени, создавая шедевры, над которыми не властно время.
Это действительно так. Фон данной комедии - одно из немногих восстаний против несправедливости капитализма, произошедшее в небольшой, но всегда бурной и экстравагантной Франции в 1968 году и свергнувшее могущественного де Голя. Казалось бы, тема-то для коммунистов всех мастей очень даже пропагандистская: дескать, вон как капитализм бесчинствует. Ан нет. В СССР закупать ленту не спешили, поэтому, несмотря на то, что снималась она в конце 70-х, ровно через десять лет после реальных событий, в СССР на экраны она вышла только в разгар перестройки. Парадокс? Нет. Советским идеологам не хотелось будоражить поколение советской молодёжи: мол, а вдруг и ей вздумается бунтовать против Системы?
Но речь не об этом. Речь о сюжете. На фоне происходящих во Франции событий некий адвокат (Пьер Ришар), неудачник по жизни, вызывается спасать якобы невинно осужденного на эшафот Голара (В. Лану). Но во время бунта в тюрьме Голар сбегает на автомобиле адвоката. И - ох уже эта ироничная судьба! - адвокату суждено отправиться со своим подзащитным в нелепые приключения, ибо теперь и сам адвокат объявлен вне закона.
Что тут сказать... Комедия выдалась удачной. Однако дуэт Ришар-Лану не привлекательный, в этом дуэте нет той комической силы, какая есть у дуэта Ришар-Депардье и тем более той силы, что есть у дуэта де Фюнес-Бурвиль. В общем, дуэт Ришар-Лану не получился комичным. Он не смешил. Гораздо смешнее было наблюдать за семейной парой капиталистов, решивших под шумок покинуть взбунтовавшуюся Францию. Ришара в фильме очень мало, его просто недостаточно, а Лану своей игрой его не перекрывает. В итоге получаем довольно динамичную и забавную, но не заставляющую смеяться до слёз, как другие работы Ришара, 'фильму'.
И снова я знакомлюсь с классикой. И снова Пьер Ришар. Немного устав от постоянно эксплуатируемого им образа рассеянного неудачника, я решил что этот фильм чем то отличается, и включил его в свой список. Увы, но нет. Ничего нового я не опять не увидел.
В принципе нет ничего удивительного в том, что именно эти фильмы получили такой успех у зрителей в 70-х. Эти картины подкупают своей простотой и наивностью. А легкость с которой французы преподносят историю просто невероятна. Казалось бы все гениальное просто, и когда фильм напичкан кучей клише и шаблонов, а зритель начинает скучать, создатели все таки умудряются увести историю в другое русло.
Именно по этому фильму можно сказать одно - типично. Все образы Пьера Ришара настолько однообразны, что уже слились у меня в голове в один. Похожее что то было у Винсента Прайса, который раз за разом исполнял однотипные роли в фильмах ужасах. Пьер же Ришар этакий Прайс от жанра комедии. И этот образ невероятно устарел, а в наше время уже не вызывает тех эмоций которые должен.
Сам сюжет тоже не блистает оригинальностью. Хотя может пока по этой теме не проехались все кому не лень в Голливуде, это и смотрелось интересно. После недолгой раскачки нас бросают в гущу событий и фильм начинает разгоняться. Проходит 20 минут, и вся динамика ленты куда то уходит. Причем безвозвратно. Зритель просто дожидается концовки, для того, что бы узнать чем все закончится.
Понравится любителям такой классики и легких ненавязчивых комедий. Для меня же это смотрится пресно и скучновато.
Перед просмотром словил себя на мысли: почему же главные звезды французского кино 60-80-х Делон, Де Фюнес, Ришар, Бельмондо не снимались вместе в фильмах. Разумеется, в комедиях. Одна суперзвезда на экране это хорошо, ну а целых две или три вообще прекрасно! Каждый из них имеет в своей фильмографии роли комедийного жанра, кто-то больше, кто-то меньше. Но почему бы не сняться вместе?! Причина ли в личных интересах каждого из актеров, не желавших делить славу с коллегой-соперником или же режиссеры не видели в одном кадре двух прославленных артистов... Вопрос, конечно, остается открытым. А жаль... Ведь Де Фюнес и Ришар в одном фильме, это ли не потенциальный шедевр! Или же Марсьель Голар в исполнении Бельмондо и адвокат-Ришар... Почему бы и нет!
Но как бы мы не хотели, а ко мне присоединится немало согласных с этим, а время вспять не вернуть, как и прежнюю молодость наших кумиров, а значит в одном фильме сойдутся не Бельмондо и Ришар, а Ришар и, конечно, Лану.
Если честно, никогда не был в восторге от персонажа Виктора Лану. Постоянные издевательства над моим любимым Ришаром меня не радовали, а вызывали лишь сочувствие и обиду. Посмотреть ранее цельно и без остановки этот фильм как-то не удавалось. То тут какой-то отрезок посмотрю, то там, но постоянно как ни смотрю, все равно лицезрею Ришара угнетенного и поникшего. Обидно, конечно, но что поделаешь. Но после теперешнего просмотра фильма в более сознательном возрасте свое мнение о персонаже Лану изменил и официально заявляю, наверное, Марсиаль Голар и есть тот самый образец мужчины, который должен быть в природе: мужчина добытчик, хитрец, смельчак, силач, мужчина любвеобильный, но душевно верный.
'Побег' одна из многих типичных комедий Ришара того времени. Забавные и курьезные случаи, нелепые выходки, веселые кривляния, пританцовывания и немного о серьезном. Не обошел фильм стороной и так любимые тематики французских кинематографистов всех времен: автомобили, включающие в себя погони, аварии и трюки, высмеивание полиции, политика и любовь. Так же включена в фильм постоянная особенность в фильмах с Ришаром - симпатичное обнаженное женское тело, правда, на этот раз никак к Ришару оно не относится.
События фильма перенесены на 10 лет назад от даты его создания аккурат к всеобщим забастовкам во Франции, борьбе генерала Де Голля с молодежью и профсоюзами, массовым беспорядкам и т.д. Персонаж Пьера скромный и вежливый адвокат, который живет вместе со своим отцом, у которого артрит. Ему поручено защищать права гражданина Голара в суде, однако шансы на успех малы. И тут как нельзя кстати для Голара подворачивается массовый бунт в тюрьме, в которой он сидел. Сбежав оттуда сам, он берет собой в далекий путь в Париж и своего адвоката. Не как заложника, но как помощника.
Ришар, конечно, в своем репертуаре. Что еще тут сказать. У Виктору Лану получился интересный персонаж со всеми атрибутами мужественности, но в то же время и справедливости. На протяжении всего фильма Дюрок (Ришар) будет укрощать противозаконные замыслы Голара (Лану), но без них, как окажется, обоим беглецам не спастись. Значимую роль в фильме сыграет Марсель, отец Жан-Филиппа, + потрясающая игра Раймона Бюссьера, так похожего на маэстро Раймонда Паулса. Клод Броссе - рассерженный фермер. Его не раз можно было видеть в одних фильмах с Бельмондо. Очаровательнаую азиатку и подружку Голара по совместительству зовут Клер Ришар - вполне возможно родственница Пьера.
Разумеется, фильм легкий, ненавязчивый, приятный и смешной. Не всецело смешной, но и того чего есть немало. Помимо легкости и комедийности присутствуют и серьезные вещи, которые заставляют задуматься. С истинном французским шармом была разыграна сцена поцелуя Голара и его возлюбленной на фоне беспорядков. Несмотря на то, что композитор не Косма, все равно великолепна музыка. На этот раз она в исполнении группы Sunset Brothers и Мишеля Филиппа-Жерара.
В общем, действительно КЛАССИЧЕСКАЯ, ФРАНЦУЗСКАЯ КОМЕДИЯ с ПЬЕРОМ РИШАРОМ в главной роли.
Она не идеальна и смеяться весь фильм вы не будете. Но в наше время, когда на телеэкранах сплошные пули, трупы и погони, порой так хочется окунуться в тот беззаботный светлый и романтичный мир, который много-много раз рисовали нам в 70-80-х годах французские режиссеры и легендарные актеры.
Не думал, ни гадал адвокат Жан Дюрок, что во время посещения в тюрьме своего клиента Голара, приговоренного к высшей мере, в ней вспыхнет бунт. Голар бежит из-под стражи, предварительно одев на себя одежду своего адвоката. Следом за ним бежит и Дюрок, которого обвиняют в том, что это он устроил провокацию в месте заключения с целью освободить Голара.
Так судьба сводит преступника, который утверждает о своей невиновности, и его адвоката – человека мягкого и нерешительного. Весь фильм им придется куда-то бежать, где-то прятаться, переживая целый ворох приключений. В сюжет вплетены и контрабандисты, пытающиеся переправить в коллекционном «Роллс-Ройсе» груз золота и деньги в сидениях.
Жерар Ури – один из «большой четверки» именитых комедийных режиссеров Франции, наряду с Жиро, Леконтом и Зиди представил нам свою очередную, как всегда профессионально снятую комедию – с мягким юмором и неизбежными трюковыми сценами, большинство из которых связаны с транспортом. Так уж получилось, потому что весь фильм происходит в движении среди прекрасных пасторальных пейзажей, ферм и милых провинциальных городов Франции. Это и трюки с выдвижным сидением, и с самосвалом, и с злополучным «Роллс-Ройсом».
Фильмы Ури вообще-то редко бывают «чистыми» комедиями. В них всегда находится место чему-то цепляющему за душу. Этому во многом способствует многолетний союз с прекрасным сценаристом Даниэль Томпсон. И «Побег» не стал тут исключением. В фильме отражены реальные майские события во Франции 1968 года, которые привели к отставке президента Шарля де Голля. В частности, использованы подлинные записи обращений президента по телевидению. Также здесь показан вылет Шарля де Голля на вертолёте в Баден-Баден, в расположение оккупационных войск Франции в ФРГ, которое имело место 29 мая 1968 года.
Совершенно неожиданно для меня было увидеть здесь обнаженку (там, где девушка, раздеваясь, танцует у дороги, а автомобили врезаясь, образуют целую пирамиду). Вообще-то для Ури такие вот сцены не характерны. Но, как ни странно, «Побег» в советском прокате практически не был посечен цензурными ножницами — сократили лишь некоторые сцены, в частности мытарство Дюрока и Голара на вокзале в попытке получить деньги за билет.
Пьер Ришар – актер уникальный и во многом многогранный. Совершенно неверен сложившийся стереотип, что это комедийный артист. У Ришара достаточно много и вполне драматических ролей, просто его герои в комедии обладают несколько схематичным характером – рохли и недотепы. Но Ришар настолько искренен на экране, что его комедийные персонажи из фильма в фильм не теряют своей привлекательности.
Виктор Лану, сыгравший Голара скорее похож на доброго здоровяка, чем на матерого уголовника. Да он тут такой и есть. С одной стороны – грубоват и прямолинеен, с другой – человек с большим сердцем и мягким взглядом. Не знаю, может в том и был замысел Ури показать в роли Голара именно Лану, но как-то не хватает ему брутальности. Добрый персонаж такой получился, совсем не злой. На эту роль, кстати, претендовал Патрик Девэр. Мне кажется, что тут бы он больше был к месту, чем Лану.
«Побег», как говорится, фильм вне времени. Советский дубляж картины – великолепен. Переводчики не просто добавили хлёсткости в диалоги, но и вывели их на новый уровень. (Оригинал: «Замолчите!» Перевод: «Заткнитесь, Голар!» и так далее). Фильм однозначно стоит посмотреть, положительные эмоции гарантированны. Прекрасный сценарий, здоровый юмор, очень достойная игра.
Режиссер Жерар Ури славно поработал со многими известными французскими актерами комедийного жанра. Чего стоит хотя бы бодрый и жизнеутверждающий сериал про жандарма из Сан-Тропе с Луи де Фюнесом!
Прекрасно нашел общий язык Ури также с Пьером Ришаром и Виктором Лану, результатом чего стал «Побег» - вроде бы сплошная комедия, но местами очень трогающая и даже цепляющая за душу.
Кроме этих нескольких драматических моментов, фильм сумел с поразительной яркостью и достоверностью показать те непростые для Франции дни студенческих волнений и бунтарских настроений в стремлении что-то изменить, направить страну несколько по иному пути. Но и эти акценты очень органично вплетены в киноповетсвоваание, не смотрятся чужеродно и не носят заунывно-морализаторского характера.
Думаю, нет смысла перечислять смешные ситуации, в которые попадают герои – большинство их наверняка знает наизусть. Эту картину нужно просто смотреть, а она уж не даст заскучать ни на минуту, буквально затянет в круговорот событий и не отпустит до самого финала, который, кстати, предугадать невозможно жо самого последнего кадра.
Пьер Ришар по-прежнему остается самим собой, и это замечательно, Многие его герои вроде бы очень похожи – такие себе невезучие недотепы – и даже имена в разных фильмах порой носят одинаковые, притом что это почти всегда разные люди: Франсуа Перрен («Невезучие», «Игрушка», «Высокий блондин в черном ботинке», «Возвращение высокого блондина»), Франсуа Пиньон («Папаши», «Беглецы»), Ян Дюкодро («Налево от лифта») и даже, по большому счету, вроде бы отличающийся от них Грегуар Леконт (Укол зонтиком»). Но в каждый из этих персонажей актер привнес и вложил что-то свое, характерное, неповторное: черту характера, привычку, своеобразный жест. А главная их общая черта – искренность, стремление помочь другим и сделать мир лучше – никак не опускает эти персонажи до шаблонности и схематичности, а наоборот, неизменно располагает к себе зрителя Поддержал эту славную традицию и адвокат Жан Филипп Дюрок из «Побега».
Отличный дуэт с ним составил Виктор Лану. Интерснный актер, жаль что «Побег» - пока единственный фильм, который с ним видел. Надеюсь наверстать упущенное.
Словом, отличное кино, которое можно пересматривать по многу раз и каждый раз находить что-то новое.
Этот гениальный и замечательный фильм люблю смотреть с самого детства, всегда он меня радовал своей живительной силой, веселостью, интересностью и яркостью, завораживал и увлекал, радовал и интересовал. К любому моменту, случаю жизни и ситуации этот фильм подходит идеально, - желаете ли расслабиться после напряжённой работы, отдохнуть и порадоваться при просмотре фильма, - пожалуйста; хотели бы посмотреть стоящий, увлекательный, интересный и стоящий фильм, - опять в точку! Словом, фильм идеально подходит для просмотра, в одиночку, или вместе с весёлой компанией, в радости или печали, но он всегда преподнесёт Вам только улыбку, только радость, наделит приятными впечатлениями, эмоциями и предоставит бодрое расположение духа, приподнятое настроение и чувство таинственной радости, внутреннего умиротворения и даже ликования.
Это довольно старый, но отнюдь не утрачивающий уже которое десятилетие подряд своей актуальности, смехотворности и веселья для зрителя фильм, радовал и радует не одно поколение людей, наполняя их радостью и делая чуточку счастливее. Давно, в рамках текучести и скорости времени снятый фильм, главные герои в котором отведены исполнению такими великолепными актёрами и замечательными лицедеями, как Пьер Ришар и Виктор Лану, исполнили в данной ленте несочетаемый, но с другой стороны, такой яркий дуэт адвоката и приспешника закона Жан-Филиппа Дюрока и своего подопечного, ярого нарушителя правил, отъявленного бандита и рушителя моральных устоев общества, неугомонного Голара. Выходит так, что два абсолютно противоположных и по интересам, и по характеру занимаемых позиций человека, вынуждены объединиться, спасясь от полиции, общественников и вездесущих сми. Двое беглецов переживают невероятные, головокружительные приключения, попадая в различные курьёзные и до боли в животе смешные ситуации, на которое без слёз смотреть просто не можешь. Постепенно герои становятся настоящими друзьями, не разлей вода, что говорится...
Вообщем, перед зрителем ещё тот зажигательный и стоящий внимания фильм! Не раз смотрел, смотрю, и буду его смотреть, ибо он стал для меня чем-то довольно ценным, неприкосновенным в плане вопроса о своём отношении и оценке к нему. Высоко ценю, люблю и уважаю этот замечательный фильм, т.к. с самого детства просто-напросто обожал его смотреть всё снова и снова, раз за разом. Да, конечно же, многих моментов и ситуаций картины я просто не мог понять, да и не понимал, будучи ещё ребёнком, однако весь шарм, очарование и привлекательность картины манили за собой, каждый раз я завороженно предавался просмотру этого стоящего фильма, всегда от души смеялся, радовался и веселился вместе с героями данной ленты.
Стоит отметить, что без труда не вытащишь и рыбки из пруда, т.е., результат кропотливой, усердной и старательной работы налицо: герои максимально реалистичны, их эмоции и поступки не могут не вызывать улыбку, потому что Пьер Ришар и Виктор Лану, те самые главные герои, не смогли бы сыграть иначе, чем как на все сто баллов, они достойны оваций, аплодисментов и поощрения со стороны зрительского контингента. Дюрок и Голар на протяжении всей длительности ленты как-то дополняют и добавляют друг друга. Если у одного из них не хватает раскованности, раскрепощённости и уверенности в себе, то другому явно не хватает расслабленности и чувства локтя. Хотя... Это ещё как сказать, ведь на практике и выходит, что беглый Голар намного более приспособлен к жизни в непростых условиях, чем адвокат Дюрок.
Тем не менее, им удаётся преодолевать различные трудности, опасности, и, наконец добраться до счастливого финала, где подопечный, - совсем не подопечный, а свободный человек; где обманутый, но по-человечески довольный сложившейся ситуацией Дюрок радуется 'освобождению' из-под стражи Голара, как один остаётся служить закону и чести, а другой - продолжает жить подходящей для него жизнью. Словом, финал картины также может порадовать и приятно удивить, а общее впечатление о картине будет не менее объективным, приятным и очень даже радостным.
Что же, над фильмом поработали настоящие профессионалы, и теперь мы можем наслаждаться и в полной мере радоваться результатом такого труда, - прекрасным исполнением ролей, красивыми пейзажами, увлекательным и яркими приключениями, ситуациями и моментами, которыми картина буквально насыщена, пестрит, и от этого только преисполняешься вдохновения, благодарности и радости от увиденного на экране. Фильм навека, качество и существенность которого не могут быть недооценены или не замечены. Итак, перед зрителем стоящий, яркий и уж точно заметный фильм, который не оставит равнодушным или отпустит с ощущением обманутости и неясности, нет в данном случае таковому не бывать!..
Действие этой кинокомедии относится к 1968 году. Жаркое время: в стране происходят студенческие волнения, в тюрьмах устраиваются бунты и по осуждённым стреляют... В канву этих общественных событий искусно вплетены два непубличных явления: побег из тюрьмы смертника, который раздел своего адвоката, и откровенно смешные попытки переправить за границу уйму контрабанды.
Марсель Голар, по сюжету, незаслуженно обвиняется в убийстве. Из начала фильма сразу видно, что это за человек - настоящий бандит, лишённый каких-либо черт 'благопристойности', и предпочитающий решать проблемы с помощью кулака. Но! При этом он не лишён юмора. Когда стражник, оттаскивая потерявшего сознание Дюрока от двери, кричит: 'Ты ответишь за это!', Марсель мирно парирует: 'Интересно, как? Не отрубят же мне одну голову дважды!'. В этой фразе и проявлено всё его малоприятное положение. Действительно, терять ему нечего. Его жизнь уже запродана правосудию, что бы он ещё не выкинул - хуже уже точно не будет. Поэтому его поведение, когда он снимает с адвоката одежду и мирно просачивается на выход, вносит в этот образ прирождённого гангстера жизненно правдивую черту.
Жан-Филипп Дюрок - представитель совершенно иного мира. Сын простого человека, который приложил все усилия к тому, чтобы 'из него что-то вышло', законопослушный, интеллигентный, вынужден по долгу службы сталкиваться с асоциальными элементами, подобными Голару. И вот он, жертва нападения своего клиента, с чемоданом в руке, полуобнажённый, кричит уголовникам: 'Остановитесь! Они не имеют права в вас стрелять! Я буду защищать вас перед законом!'. Вдумайтесь, господа, в эту коронную фразу! Она абсурдна, она смешит до истерики, но в ней - истина, очевидно, та самая истина, которая глаголет устами младенца. Это уже смех сквозь слёзы, это - трагизм положения законопослушного человека в обществе тех, кто спокойно переступает черту закона, и на одной доске оказываются обе касты - стражники, служащие законности, и преступники, которые её нарушили.
Контрабандисты просто истерически смешны. Конечно, они не могли ожидать, что во время мирного пикника их 'Роллс-Ройс' угонят. И они в шоке! В полицию не заявишь - машина битком набита контрабандой. Одежда, золото, деньги и сам роскошный кабриолет ручной сборки стоят целое состояние.
И вот эти два явления пересекаются. Дюрок и Голар вынуждены бежать вдвоём. Поначалу это довольно печальное зрелище - печальное при всей своей комичности. Истинный смех начинается на ферме. Сравните поведение двух совершенно разных людей из разных социальных слоёв! Как комичен смущённый Ришар, и как смешон исполненный самоуверенности Лану! После этого происходит своеобразный поворот. Когда измазанного в томате адвоката увозит полицейский автобус, Марсель не оставляет его на произвол судьбы, а находит и впоследствии едет с ним за его отцом. Таким образом, преступник делается мягче.
Марсель делает ещё одну попытку разбогатеть, и небезуспешную. Он обворовывает злополучных контрабандистов в банке и потом предлагает им выкуп за машину. Два миллиона. Но не тут-то было! Не без артистизма матёрый уголовник ворует и два миллиона, и меховую накидку. Как мы узнаём впоследствии, это предназначено его девушке.
Это прекрасная французская комедия, добрая, с тонким юмором, которая истинного ценителя не оставит равнодушным.
Еще один шедевр в коллекции лучших фильмов Пьера Ришара и Жерара Ури. Замечательная, истинно французская комедия - легкая, уморительно смешная, невероятно оптимистичная и добрая, как и все фильмы мэтра, который, к огромному сожалению, в прошлом году ушел из жизни. Все фильмы Жерара Ури - это просто солнце, яркие, краслчные, теплые, истинно народные комедии, ставшие символами жанра.
'Побег' как раз из таких, из народных комедий. В нем замечательно все - он представляет из себя любимое Жераром Ури грандиозное приключение - пробежку по всей Франции на автомобилях, катерах, мотоциклах, пешком, преодоление самых коиичных, самых забавных и невероятных преключений двумя непохожими, не любящими друг друга, но обаятельными неудачниками. Герои ленты вынуждены пройти сквозь полицейские засады, сквозь любовные интрижки, сквозь препятствия контрабандистов, и даже сквозь огонь революции, - такое может случиться только в комедиях Ури, вспомните хотя бы гениальную 'Большую прогулку', где несчастные, относящиеся к разным слоям общества лузеры тащились через всю Францию вместе с бравыми английскими летчиками.
Вот и сюжет 'Побега' во многом похож на 'Прогулку', что придает ему только еще больше своеобразия и очарования старины. У мэтра почти всегда в фильмах действуют дуэты. Здесь чудную комическую парочку составили старые друзья - Пьер Ришар и Виктор Лану. Эти ребята работали вместе еще тогда, когда оба были неизвестными актерами в кабаре и веселили публику на выходах театров. Дуэт вышел традиционным классическим, но от того не менее шикарным!
Пьер Ришар - это настоящий неудачник, которого так и тянут неприятности. При этом он кристально честен, до глупости наивен и верен своему адвокатскому долгу почти до сумасшествия. Комедии с Ришаром - это всегда море юмора и оптимизма, а уж если Ришар в фильме Ури - это обязательно шедевр. Вспомните самую, наверное, смешную комедию ришара - 'Укол зонтиком' - ее тоже ставил Ури. Пьер - уникальный актер, - его пластика, мимика, игра на грани буффонады, умение сработаться с любым актером и быть смешным просто в немых, бессловесных сценах, делали каждый его старый фильм явлением в жанре. И 'Побег' представляет комическое искусство блондинистого француза во всем его великолепии.
Лану - это что-то вроде раннего Депардье - бандит, но бандит чертовски приятный. Получается в конце фильма как в нашем 'Берегись автомобиля': 'Он, конечно, виноват! Но...он не виноват! Пожалейте его, граждане судьи, он очень хороший человек!' Так что к нему симпатии чувствуешь, несмотря на его асоциальное поведение. Вместе Ришар и Лану составили такой же гармоничный дуэт, как Ришар с Депардье, хотя Депрадье, несомненно, более талантливый и харизматичный актер.
Как в любой французской комедии, будут здесь и кравивые девушки, и веселая суета, и полицейские-дурни. Но самое главное свойство французских комедий, что она частенько дарит нам жанровые сюрпризы. Особенно это видно у гениального Франсиса Вебера, но и Ури не забывает придать своей картине социальный и сатирический подтекст. Дело происходит в 1968 году во время революционных волнений в Европе. Студенческие метяжи, бесцельность их проведения, глупость забастовок, - все это пунктирно отражено в комедии Ури. По плечу этому фильму и лиризм, и глубина.
Ценность этой картины огромна - самая настоящая классика французского кино, великолепная комедия, в которой оживает незабываемый стиль старых комедий, в которой оживает великий Жерар Ури и царствует молодой, и убийственно смешной Пьер Ришар. Годы не властны над такими фильмами!