К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Элизабет Шорт очень хотела быть знаменитой актрисой. И стала знаменитой, правда не актрисой, но ее пять минут славы затянулись на целые десятилетия, чем может похвастаться далеко не каждая кинодива. В 1947 году ее изуродованное и расчлененное тело нашли около Лос-Анджелеса, а имя убийцы неизвестно и поныне. Это преступление породило много талантливых «я у мамы Пуаро» с многочисленными теориями и стало основой для некоторых произведений искусства, куда и относится нуаровый детектив Джеймса Эллроя «Черный георгин» и, соответственно, его экранизация. Сюжет «Георгина», в русском переводе переделанного в «Орхидею» - классическая классика жанра. Два полицейских, один из которых главный герой, а другой не главный, расследуют дело об убийстве вышеупомянутой знаменитости, в то время как на фоне мелькают женщины со сногсшибательными фигурами и ярко-красными губами, призывно хлопают ресницами и сбивают с панталыку бедных служителей закону. С учетом погибшей их аж целых три, поэтому вполне закономерно, что у центрального персонажа случается перегруз, и он окончательно запутывается в них, в себе, в зловещей паутине грехов города ангелов.

«Черная орхидея» была принята зрителями холодно. В вину картине вменяли затянутое повествование, неудачно подобранных исполнителей, слабую актерскую игру, невнятный сюжет. Претензий не счесть, и, хотя вышеперечисленный список нет-нет, да выставляется кем-нибудь заслуженным почти каждому фильму, тем более экранизации (ведь все мы с вами знаем, что в первоисточнике все было совсем не так и вообще, почему здесь у актера серые глаза, а там были синие), здесь многие пункты вполне оправданы.

Очевидная проблема «Орхидеи» заключается не столь в большом хронометраже (два часа для фильма, удостоившегося чести открыть Венецианский кинофестиваль, не так уж много), а в очевидном дисгармоничном сюжетном перекосе. Вступление и основная часть практически равны по длительности, тогда как на кульминацию и завершение остается несколько жалких минут. «Черная орхидея» запрягает очень медленно, неспешно знакомя нас с персонажами, событиями, не имеющими почти никакого отношения к главному вопросу «кто убил Лору Палмер». Собственно, чтобы до самого появления трупа дотерпеть, придется постараться, а требовательный зритель привык к канонам жанра и желает, чтобы ему сразу подавали горячее, а не настойчиво предлагали аперитив и легкие закуски. Джош Фридман корпел над сценарием «Черной орхидеи» долгих восемь лет, переписывая его сначала под требования Дэвида Финчера, потом под Брайана Де Пальму. Что ж, если когда-то жестокое убийство Элизабет Шорт и распространяло свою темную магию таинственности на Фридмана, то закончилась она раньше, чем сценарий был окончательно готов. Долгий подход к основной сюжетной линии в книге Эллроя брал на себя функцию создания атмосферы. Подобно тому, как многие художники писали картины на цветных имприматурах, Эллрой сначала осуществил проработку фона, а потом приступил к прорисовке самого портрета. Экранизация этого не требовала, визуал не оставляет просторов для воображения, и город ангелов предстал во всей красе с первых же секунд. В итоге, Фридман к конвертации первой половины романа в сценарий подошел слишком скрупулезно, копируя-вставляя целые диалоги, а повествовательные куски расходуя на закадровую речь. А вот на второй выдохся, тогда как именно она играла большее значение для картины, которая в первую очередь все же детектив, аж уж потом остро социальная драма, препарирующая общества и ах, обнажая его пороки самым непристойным образом.

Но время все идет и идет, и «Черная орхидея» не вечна, хоть некоторым так и показалось. Скарлетт Йоханссон и, непривычная в подобном амплуа Хилари Суонк, борются за звание главной роковой красотки фильма, поочередно направляя на бедного полицейского femme fatality-удары. Последнюю, кстати, и вовсе большинство сочло мискастом. У публики были слишком свежи впечатления от актерских работ, принесших Суонк Оскары. И, правда, трансгендер и боксерша с трагическими судьбами слишком далеки от максимально женственного и эротичного образа обольстительницы, хранящей в шкафу скелеты вперемешку с дорогими платьями с непременно открытой спиной. В спарринге все так же тягуче и медленно, но верно побеждает Йоханссон, а любовный треугольник ядовитым уколом парализует детективную линию. Но с большими усилиями детектив выходит из забвения и возвращается на экран и те, на которых девичьи чары подействовали в полной мере, узнают, кто убил Элизабет в отличие от тех, кто уже сдался и нажал кнопку стоп.

«Черная орхидея» - не первый опыт Де Пальмы на территории неонуара, более того, не первый провальный. В 1981 году на экраны вышел фильм «Прокол», так же не вызвавший восторгов у масс. И сейчас в рецензиях мелькают те же самые словосочетания – затянутое вступление, отсутствие динамизма, скомканная концовка. И точно так же, в плюсы записывают визуальную составляющую и, в частности, операторскую работу. Но если «Прокол» в дальнейшем сумел закрепиться в истории и получить свою славу и признание, пускай и не в момент выхода, «Орхидея» с течением времени потихоньку уходит в забвение. Обе эти картины вместе с режиссером создавал оператор Вилмош Жигмонд, и в «Орхидее» его мастерство было отмечено номинацией на ту самую заветную статуэтку, а Де Пальме не удалось снискать лавры, ибо не войти дважды в ту же реку, бесконечно выезжать на безупречности стилизации не получится. Сегодня «Черная орхидея» - это тот редкий фильм, который если нравится зрителю, то нравится не за «бесподобные актерские работы», «интереснейший сюжет» и «шедевральное режиссерство», а за работу всех остальных: оператора, композитора, художников-постановщиков. Провалившись по первым трем пунктам, картина поражает великолепием визуальной составляющей и все тем, что принято называть «атмосфера», неуловимым и эфемерным, но вместе с тем отлично чувствующимся понятием «магия кино». После просмотра «Орхидеи» хочется встать с дивана, пойти в прихожую, надеть шляпу и плащ, выйти из дома и медленно направиться в сторону любимого бара, а там молча и сурово помянуть Элизабет Шорт порцией двойного виски. А лучше двумя. Двумя порциями двойного виски. Ведь вы будто бы знали ее когда-то…

8 из 10

27 декабря 2017 | 21:02
  • тип рецензии:

Первое, на что я обратила внимание в 'Черной орхидее' - костюмы, грим и декорации, в общем, картинка. Люблю красивое кино, поэтому буквально с первого кадра поняла, что этот фильм войдет в список моих любимых. Актеры в этом плане тоже подобраны отлично. Чего только стоят Хартнетт, с его безграничным обаянием и лукавой улыбкой и роковая красотка Суэнк. Даже Йоханссон, которая никогда мне не нравилась, выглядела прекрасно и очень вписывалась в роль положительной девушки с плохим прошлым. Фильм уже стоит посмотреть только ради платьев, шляп, подтяжек и богатых интерьеров 40-х годов. Так что, в первую очередь, рекомендую его тем, кто ведется на картинку - эстетам.

Сюжет. Сначала кажется, что не такой уж он и запутанный. Преступление, расследование, разгадка. Но, с каждым просмотром (а их было 4) я замечала что-то новое, на что не обратила внимание раньше, поэтому смотреть нужно внимательно, а не как я - все время пялиться на шляпки.

Актеры. Честно, смотрела ради Хартнетта. Но больше всего понравилась игра Фионы Шоу, действительно впечатляет ее поведение за столом и эпичный выстрел а-ля Курт Кобейн. Еще понравились Миа Киршнер и Хиллари Суонк.

Музыкальное сопровождение не отвлекает от действий фильма и не приедается.

10 из 10

04 мая 2012 | 15:31
  • тип рецензии:

Начинала смотреть фильм со скептическим настроем, причиной чего отчасти послужила довольно низкая оценка на КиноПоиске (6.438 на момент написания рецензии). По ходу же фильма мое настроение менялось, подобно синусоиде - то я подпрыгивала от напряжения, в нетерпении ожидая 'что же тут будет', то откровенно зевала и ждала, когда же наконец пойдет экшн! Поэтому, честно говоря, у меня возникают трудности с тем, чтобы дать 'Черной орхидее' какую бы то ни было оценку, потому что какие-то моменты фильма я с уверенностью могу оценить на 10, а какие-то, увы, не больше, чем на 5...

Однозначно советую посмотреть фильм любителям визуализации - она удалась создателям на все 100! Джош Хартнетт и Скарлетт Йохансон - Господи, у меня просто нет слов, насколько они красивы, насколько им к лицу эпоха 40х-50х годов... Удивила Хиллари Суон! Вернее, удивила - это мягко сказано... Она так искренна в своем Пороке, что это не может не восхищать! Прекрасная музыка, так же заслуживает высшей оценки! Прекрасная эротика, действительно, мне понравилось! Самые цепляющие кадры - черно-белые пробы Элизабет Шорт, она очаровательна...

Мое субъективное мнение: все 'понамешано в кучу', так что, каюсь, финал я не особо поняла, надо будет пересмотреть его.

7 из 10

29 ноября 2010 | 20:20
  • тип рецензии:

Брайан Де Пальма вошел в историю мирового кинематографа прежде всего благодаря великолепной картине 'Лицо со шрамом' 1983 года с Аль Пачино в главной роли. Однако это далеко не единственный достойный фильм от этого режиссера. Помимо 'Неприкасаемых' и 'Пути Карлито' лично мне очень понравилось кино под названием 'Черная Орхидея'.

И на это есть вполне объективные причины. Великолепный стиль, мастерски показанная эпоха 40-х годов и отличный детективный сюжет - все это в сочетании с отменной актерской игрой Джоша Хартнетта и Аарона Экхарта делают этот фильм одним из лучших представителей неонуара. Оторваться от просмотра просто невозможно - 'Черная орхидея' приковывает к экрану от самого начала и до финальных титров. В каждой сцене, в каждом диалоге видна рука мастера, стремящегося воссоздать атмосферу классического нуара в наше время. И у него это получается.

Лично я считаю 'Черную Орхидею' одним из немногих действительно прекрасных представителей неонуара. Жаль, что такие фильмы выходят очень редко...

9 из 10

15 сентября 2014 | 03:12
  • тип рецензии:

Ну что ж, судя по отзывам, фильм обещал быть 'не очень'. Ну что, теперь я с уверенностью могу сказать, что мне фильм понравился! Во-первых, сейчас все делают упор либо на блокбастерах, либо на чисто психологических кинофильмах. Этот фильм сочетает в себе и то, и другое, но есть у него также едва уловимый шарм, который заставляет тебя неотрывно следить за происходящим на экране.

Итак, начнем, господа! Джош Хартнетт сыграл на отлично. Были, конечно, некоторые погрешности в игре, когда не особо верилось в подлинность чувств, но в целом - это что-то с чем-то. Да, роли 'хороших мальчиков' ему удаются на 'ура!'. Скарлетт Йоханссон тоже порадовала, хотя во второй половине фильма ее персонаж все же отходит на задний план. Аарон Экхарт играл даже слишком убедительно. Не слишком разрекламированый, но выкладывается на все 100. А вот кто стал для меня неожиданностью, так это Хилари Суонк. Я привыкла видеть ее в положительных и серьезных ролях, а здесь... Развратница, замешаная в криминале, роковой образ. И я снимаю шляпу - ей удалось воплотить этакую 'женщину-вамп' реалистично. И именно за эту смену амплуа ее можно назвать отличной актрисой, ведь ей удается сыграть широкий спектр человеческих характеров. Также в этой картине отличились Миа Киршнер и Фиона Шоу, сыгравшие убитую актрису и мать Мадлен соответственно.

Ожидала, что убийцу не найдут, как это произошло на самом деле, но, видно в романе автор посчитал нужным все таки сделать кого-то виноватым. Того, кто счел это 'слишком смешной шуткой'. Спасибо оператору и композитору за прекрасную работу. Фильмы о 'тех временах' вообще славятся своим качеством, и этот фильм не исключение!

8 из 10

12 декабря 2009 | 03:59
  • тип рецензии:

Кино не гениальное, не создано для наград, но в нём есть изюминка, некий шарм, который мне очень понравился.

Сам сюжет запутан, детективное расследование интересное, но думать - что да как желания не возникало. Убийства, диалоги. На удивление не скучно и не занудно. Несколько сцен с кровью, парочка со съёмками порнофильма, драки. Зрелищные игры страсти и обман. Любовь присутствовала тоже, но она занимала место чего-то невнятного.

Отличная атмосфера, картина. Всё выдержанно в тёмных тонах, в одном стиле. Здания в фильме шикарны. Музыка красивая. Хотя качать саундтрэк желания не возникло, подобрана она хорошо.

Актёрская игра на высоте.

Джош Хартнетт - талантливый, красивый актёр. Здесь он и страстный, и умный, и драчливый. Шикарно сыграл своего персонажа. Сцены с Хилари Суэнк, особенно последняя блестяще сыграны.

Аарон Экхарт - роль не для него. Не блестал. Его персонаж слишком нервный. Он мне нравился в Тёмном Рыцаре, в Вкусе жизни, но не тут. Совершенно не его.

Скарлетт Йоханссон - любимая моя актриса, чьи фильмы мне нравятся абсолютно все. Она вносит в них красоту, шарм и обоятельность. Здесь она как всегда изумительна. Страсть, любовь и умные фразы - это её. Я любовалась на неё весь фильм.

Хилари Суэнк - не люблю я её и точка. Но здесь она хороша, хотя роль сексуальной женщины не очень к ней подходит. Её улучшали грим, яркая помада и внешний вид. Её персонаж мало привлекателен, но сыграла она достойно.

Концовка фильма потрясающая! Убили тех, кого надо. Пара та, которую я хотела увидеть. Последнее убийство выполнено неожиданно, но изящно. Всё на высшем уровне.

Мне фильм понравился. Сюжет, конечно, не супер и некоторые вещи в расследовании я не поняла, но мне очень понравилась атмосфера, Джош и Скарлетт, конец и фильм в целом.

9 из 10

22 ноября 2009 | 19:19
  • тип рецензии:

По моему мнению, «Черная орхидея» получила незаслуженно разгромные отзывы, и я хочу добавить пару тройку ложек меда в ту бочку дёгтя, которую вылили на этот фильм.

Начну с тезиса: мне фильм понравился. Я не могу сказать, что я в полном восторге, однако я посмотрел его с большим интересом и получил удовольствие от увиденного. Как мне кажется, этому могли способствовать 2 условия: 1 – я не читал произведение Элроя, которое лежит в основе сюжета, и 2 - я смотрел фильм в оригинальном звучании. Можно сказать, что мое восприятие было очищенным, без примесей ожиданий и т.д.

Возможно, если бы я прочитал книгу, я бы тоже возмутился тем, как Де Пальма её экранизировал. Возможно! Однако сравнивать мне было не с чем – и, повторюсь, то, что я увидел, меня вполне устроило. Да, несколько сумбурно. Да, события разворачиваются чересчур быстро, а конец кажется немного незаконченным. Но! Такая запутанность нисколько не вредит фильму. Это же триллер. Он должен быть запутанным. Смотреть его интересно, и с каждым новым поворотом сюжета мозг начинает работать всё интенсивнее и строить новые версии. В данном случае, нравится сюжет или нет – скорее дело вкуса и ожиданий. Де Пальма справился со своей работой хорошо.

Теперь пара слов в защиту актёров. Я уже давно убедился, что для правильного восприятия фильма очень важно смотреть его с оригинальным звуком, и ни в коем случае - с закадровым переводом или боже упаси дубляжом (хотя, безусловно, есть достойные исключения, когда дублированная копия не уступает оригиналу - но об этом поговорим как-нибудь в другой раз). В противном случае Вы просто не сможете насладиться актерской игрой и оценить её уровень. На правах человека, смотревшего «Черную орхидею» в оригинальном звучании, хочу выступить адвокатом Харнетта и Йоханссон, которых просто закидали камнями.

Лично я с трудом представляю, что должен сделать режиссер, чтобы Йоханссон сыграла плохо. В этом фильме, когда я слышал её голос (NB: голос самой Скарлетт Йоханссон, а не актрисы, озвучивавшей её) … у меня мурашки по телу бежали. Как и многие другие её характеры, Кей невероятно сексуальна, но, в то же время, по-детски невинна и беззащитна. Тяжелое прошлое, страстная натура и одновременно добрая, любящая душа уживаются в Кей, такой трогательной и притягательной. Мне кажется, никто не смог бы сыграть этот образ лучше, чем Йоханссон. Браво, Скарлетт!

Теперь о Харнетте. Да, я не спорю, гением актерского мастерства его назвать нельзя. Но для образа Баки он подходит прекрасно. Красивое, но не очень выразительное лицо, апатичность, но одновременно твердый взгляд и хладнокровие - именно таков Баки в исполнении Харнетта. И мне кажется, именно таким он и должен быть. Его герой - сознательный неудачник. Он не добивается успеха не потому, что он недотёпа, а потому, что те действия, которые ведут к успеху, не согласуются с его принципами. В этом смысле он твердый человек. Как камень. Но во всем остальным - очень податливый. На протяжении всего фильма Баки выступает «вторым номером», ведомым. И мне кажется, что Харнетт как нельзя лучше передал этого героя.

Хилари Суонк, которой тоже досталось на орехи, действительно смотрелась несколько неожиданно в роли роковой красотки… но с другой стороны, она прекрасно справилась с образом, который воплощал зло и порок. Суонк сделала свою героиню настоящей гадюкой – не знаю, так ли это было у Элроя, но в фильме она в таком образе смотрелась очень органично. Так что в плане актерской игры - все на своих местах, и все играют пусть не гениально, но очень и очень хорошо.

Про то, как снят фильм – говорить не буду, тут «все уже украдено до нас». Фильм снят очень красиво. «Нуаровые» полутона служат хорошим фоном для темных страстей, которые обуревают героев этой картины. Однако даже сквозь самые темные тучи пробиваются лучи света…

В общем, Де Пальма порадовал нас красивым и запутанным триллером. Если у вас нет заранее сложившегося представления, как должно быть экранизировано это произведение Элроя, и Вам не жалко средств на лицензионную копию фильма, где есть оригинальная звуковая дорожка - обязательно посмотрите. Получите удовольствие.

8 из 10

12 апреля 2009 | 14:14
  • тип рецензии:

Америка конца 40х годов. Голливуд. Жуткое убийство. Лесбиянки. Таинственная семья. И отважные детективы. Ну все в этом фильме привлекает и очаровывает.

Сюжет запутан настолько, что с первого раза я так и не до конца поняла, кто в чем там замешан, придется пересматривать второй раз. Но все же я отлично провела время, смотря этот фильм. Больше всего мне понравилась атмосфера, темные цвета, напряженные лица полицейских, кадры из кинопроб погибшей девушки. Делаю вывод, что режиссура на высшем уровне.

А эти красавцы-полицейские, ну просто нечего сказать. Настоящие напарники, помогут в любой беде. Но там где есть мужчины, всегда будет женщина, и этим любовным треугольником фильм становится более захватывающим.

Так же как и режиссура, актеры великолепны: Джош Хартнетт, Скарлетт Йоханссон, Аарон Экхарт, Хилари Суэнк - других я просто не представляю в их ролях. Особенно Хилари Суэнк, в такую невозможно не влюбиться и поверить всему, что она говорит.

И я оценила костюмы, как и у полицейских, так и у их женщин. Эти шляпы, пиджаки, штаны, плащи, а особенно подтяжки. Для себя я подметила, как красиво выглядит сцена стягивания подтяжек с мужчины, особенно когда этот мужчина Джош Хартнетт.

Музыка тоже отлично вписываться в происходящее, и почитав про то, как делались декорации и где снимался фильм, я вполне могу сказать, что все сделали как нельзя лучше.

Даже само убийство интересно, вполне оправдано дождаться финала этого фильма. Ради этого я даже готова прочитать книгу, чтоб еще раз все это ощутить и понять.

Так что:

9 из 10

19 сентября 2011 | 18:22
  • тип рецензии:

Нуар – редкая роскошь в наше время, и ещё не оцененная по заслугам. Она имеет сходство с криминальными драмами про гангстеров и мафию, сухой закон и криминальные разборки типа 'Крестного отца'.

В этих обоих жанрах раскрывается вся суть и обаяние 20-30-х годов (или уже послевоенных годов). Время виски и джаза, парней в черных костюмах и шляпах, девушек в шикарных вечерних платьях с сигаретой в красивом мундштуке и ярко-алыми губами, ночных клубов с их томной музыкой и пением подражателей Синатры и перестрелок в черных машинах за власть в спорном районе. Всё это сопровождается прекрасной музыкой и затемненной, пожелтевшей съемкой.

'Черная орхидея' – как раз яркий и безусловно талантливый представитель жанра нуар. Классическая детективная линия, дуэт двух крутых полицейских и, конечно же, женщины! Скарлетт Йоханссон была великолепна в своей роли, всегда нужно экспериментировать с ролями в кино. Хилари Суонк тоже выглядела милой, особенно если сравнивать с ее ролью в «Малышке на миллион долларов», где она хуже Кати Пушкаревой. Значит, не пропала ещё природная красота! Она отлично сыграла роковую женщину, таинственную орхидею, покорительницу мужских сердец.

Джош Харнет – ему идет личина детектива. Он смотрелся невероятно естественно в своем амплуа. Аарон Экхарт, ставший знаменитым после «Тёмного рыцаря», играл хорошо, ещё одна запоминающаяся роль в его карьере. Мистер Огонь и мистер Лёд – две противоположности, два разных человека, тем не менее работающих бок о бок. В этом плане сценарий проработан очень тщательно. Брайану де Пальме удалось создать фильм, который снимался не про 20-е годы, а который снимался в 20-х годах.

Это кино скорее произведение искусства, чем способ заработать деньги и провести время. Есть ещё режиссеры, которые помнят, что кино – это произведение, своеобразное и неповторимое.

Поэтому «Черную орхидею» посмотрят и оценят далеко не все. Многие скажут, что сценарий плохой, сюжет запутанный, актеры не такие, как надо. Этот фильм исключительно для эстетов, романтиков и любителей хорошего кино. Остальным я не советую останавливаться на орхидее, если вы не уверенны в выборе.

А так, весьма необычное и колоритное кино получилось!

9 из 10

17 января 2011 | 11:06
  • тип рецензии:

Смотрела этот фильм в кинотеатре сразу, как он вышел. Шла 'на удачу',примерно представляя жанр. И не промахнулась.

Отличная стилизация под ретро. Авторам удалось не только воссоздать атмосферу Америки начала XX века, но и сделать её удивительно тонкой, балансирующей на грани реальности и художественного вымысла. Картина в приглушённых тонах, подёрнутая дымкой от сигарет - это скорее фантазия о прошлом, чем воспоминания о нём. Фильм чарует с первых кадров и не отпускает до самого финала.

Неплох подбор актёров. Хотя очень не люблю Хилари Суонк. У фильма есть своя - аура, харизма так сказать. Он не проходит мимо, сидя в кинотеатре, ты не отсутствуешь, а полностью погружен в фильм. Он оставляет впечатления и наносит отпечаток, хотя вроде и не гениален. Его можно с лёгкостью смотреть несколько раз. Наверно, он не понравится людям, не любящим такой жанр.

20 декабря 2008 | 17:00
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: