Как докатился я до жизни такой, что до сей поры не видел ни одного фильма Феллини и сам не пойму. Но, когда-то надо начинать знакомство с маститым и признанным миром режиссёром. Не знаю отчего выбор пал именно на 'Ночи Кабирии'. Возможно всё дело в названии. Если 'Сладкая жизнь' и '8 с 1/2' на слуху, то хотелось чего-то менее нашумевшего, тем паче 'Кабирия' почему-то у меня ассоциировалась не с женским именем, а с названием города. Ну, что ж, по окончании просмотра могу сказать, что героиня Джульетты Мазины - это не просто имя, это огромный город, в котором есть место всему: и радостям и горестям, и ночной прожигательной жизни, идущей рука об рука с молением в церкви. Такое не может не понравится.
Что понравилось в первую очередь ? Конечно главная героиня, в честь которой и назван фильм. Вулкан страстей, от возвышенных до земных, трепет и вульгарность, нежность и умение постоять за себя. Все те человеческие качества, что есть в каждом из нас, просто у Кабирии они выражены настолько ярко и мощно, что дух захватывает! Да, эта дамочка не благородных кровей, и ей приходится зарабатывать себе на жизнь своим телом. Но ведь к телу, как известно прилагается душа, а душа у Кабирии - это душа маленькой девочки, порою взбалмошной и капризной, порой весёлой и задорной, а временами светлой и чистой, как капельки росы. Женщины её профессии, фу, какое нехорошее слово, профессия, применительно к тому, чем они занимаются, но из песни слов не выкинешь, так вот, женщины её профессии, товарки, фу какое циничное слово, по большему счёту комплексами не страдают. У них раскрепощённый дух и за словечком в карман, они не полезут, особенно её подруга Ванда. Но всё её женское окружение, не идёт ни в какое сравнение с самой Кабирией, которая не просто полна жизни, она её любит, так как никто другой.
Вы посмотрите, как она отчаянно пытается выкарабкаться из того, в чём она пребывает. Она знает то, что она делает, не есть гуд, не есть самое оно, самое лучшее в жизни. Как Кабирия загибает пальцы, доказывая, что у неё всё хорошо: у неё есть дом, отопление, туалет и она ни в чём не нуждается. Даже когда в начале картины, подлец и негодяй Джорджио, развеивает её миф о счастье и убегает с её сумочкой, даже тогда она не утрачивает веру в людей, в человечество, и погоревав для порядку, она снова на коне! Согласитесь, не многие на такое способны. Многие просто впадут в состояние глубочайшей депрессии, уныния, а уныние, как известно, грех. А Кабирия снова на передовой!
Маленькая, крохотная иатльянка Джульетта Мазина зажгла, зажгла так, как способны гореть и светить только самые яркие звёзды на небосводе! И какие бы пощёчины и оплеухи не 'подарила' бы ей жизнь, она не устанет светить и гореть, а будет наполняться ещё доселе неизвестным радужным светом и цветом! А самое главное в том, что человек рождается не один только раз. Думаю эту мысль и пытался донести до нас Феллини, учитывая финал этой истории. И в такое рождение и возрождение, я верю!
Пронзительная история, заставляющий пройтись по сердцу всей палитрой эмоций. История о череде горести и неудач взбаломошенной, эксцентричной, но совершенно искренней проститутки Марии (Кабирии), с добрым сердцем, и верой в мечту... Джульетта Мазина сыграла блестяще, вот уж действительно - Чаплин в юбке, а в её улыбке есть что-то магическое, что-то, что возносится над всей горестью жизни... Своим типажом она напомнила мне Тосю Кислицыну, пускай между этими двумя персонажами пропасть, но в их характере есть что-то общее. В течении фильма отчётливо виден контраст между бедными и богатыми, насколько сильна социальная раздробленность. И мы проживаем вместе с Кабирией её дни и ночи, в мире полном лжи и несправедливости, но в котором есть место надежде...
йНа одном из первых смысловых планов присутствуют материальные проблемы и тема социальных конфликтов и проблем. Эта картина реалистична, и все же уже в ней просматриваются характерные индивидуальные черты феллиниевского стиля. Кабирия и Мария, две стороны одной личности, обретают гармонию.
Кинофильм проникнут темой трагической, почти детской наивности, поисками лучшей доли. Казалось бы, обман за обманом должны ожесточить ее, сломить наивность и превратить в цинизм. Но… этого не происходит.
Эпизод с Альберто Ладзари, известным актером, подчеркивает, гротексно преувеличивая, пропасть, лежащую между тем социальным кругом, к которому принадлежит героиня, и кругом богатых людей. И… на фоне живости, искренности, яркости образа главной героини отчетливо видна внутренняя грязь, лживость, лицемерие тех, в чьем кругу по воле случая оказалась Мария Чикарелли.
На молебне Деве Марии у Кабирии случайно гаснет свеча, когда женщина, молясь вместе со всеми, просит лучшей доли в жизни. В этой свече, если мы вглядимся в подтекст, скрыто огромное, роковое значение. Этому желанию не дано сбыться. Более того, на наш взгляд, свеча служит предзнаменованием грядущей трагедии. Свеча гаснет, и Марии предстоит пережить такое потрясение, которого ранее у нее не случалось. Но как разгорается вновь зажженная ей свеча, так и сама женщина, угаснув, сможет зажечься вновь. В этой свече, в крошечном, незначительном эпизоде, для нас, Федерико Феллини выказал основную сущность Кабирии, один из главных концептов всего кинотекста. Даже погаснув, человек, достигший гармонии с собой и миром, может загореться вновь. Марию терзает странное чувство, ей страшно. Сама не ведая того, она предчувствует, что над ней уже сгущается скорая беда. Беда, от которой будет слишком сложно оправиться.
Взгляд гипнотизера, осознавшего, что произошло, когда подопытная шепчет «он меня не обманет», открывает, обнажает свою душу, чтобы встретить лишь насмешки и издевку, не менее короток и не менее красноречив, чем угасшая свеча. Посторонний человек, по воле случая обнаживший все самое светлое, глубоко скрытое в женщине, видит ее роковую чистоту души и наивность. Видит и успевает понять то, что очевидно и зрителю. В этой среде, среде неспособных понять ее чистоту, насмехающихся над ней людей Кабирии тоже не место. Для них, как и для мира богемы, она слишком искренняя, живая, настоящая. Слишком доверчивая.
Другая основная тема и другой концепт кинофильма – конфликт Марии. С внешним миром, которому она своей жизненностью, своей прямотой, простодушием, бросает вызов, слыша в ответ «лгунья, фантазерка, ненормальная», и с собой. Кабири и Мария – две грани героини. Кабирия – внешняя грань, родившаяся под влиянием мира, все же постепенно ожесточающаяся им. Мария – девочка с длинными волосами, вместе с матерью посещавшая воскресную мессу. Девочка, навсегда оставшаяся в душе главной героини. Именно эта девочка поднимается, выдержав удар за ударом. Она, поддавшись порыву, шагает вслед за паломниками, желая очиститься от грязи, в которой ей довелось жить. И знаменитая финальная улыбка – улыбка не Кабирии и не Марии. Две грани, потеряв все, начиная с нового листа, обретают гармонию, сплетаясь в одно.
Именно в финале, оказавшись среди карнавала, женщина обретает искомое счастье – но это не любовь. Для нее это – гармония, и прежде всего – с собой. Но мы понимаем, что этой финальной улыбкой Феллини хочет сказать нам – девочка в Кабирии не умерла. И будет загораться снова и снова – обретя гармонию с собой, она непременно обретет гармонию с внешним миром.
Третья особенная черта фильма – кольцевое построение сюжета. Кинотекст начинается с аферы из-за денег. И заканчивается ей же. Только куда страшнее и куда гибельнее для Кабирии. Джорджио отобрал сорок тысяч лир. Оскар забрал у Кабирии все – дом, который она, поверив в его любовь, продала, деньги, которые она сняла со счета.
Ванда, на протяжении всего фильма служившая голосом здравого смысла, рациональности, единственная, кому по-настоящему не плевать на Кабирию, впервые не пытается образумить подругу, поддавшись ее счастью, поверив в него. Феллини словно говорит нам: «здесь уже ничего не остановишь», «беду уже не отвести».
Хочется сказать пару слов и об Оскаре. То, что он задумал, становится очевидно, на эксплицитном уровне, лишь в самом финале. Но при более внимательном, вдумчивом просмотре мы можем увидеть грядущую трагедию сразу. Он слишком понимающий, слишком обходительный, чтобы эта история оказалась правдой. Он успел понять на сеансе гипноза, что в душе Мария мечтает о красивой сказке, и дарит эту сказку ей, покоряя девушку. Ему неважно, кто она, откуда. В задуманной им афере то, чем она живет, не имеет для него значения.
«Опять деньги!», - рыдает Кабирия, осознавшая обман. И она права. В этой игре в любовь, слишком приторной, слишком быстрой, слишком странной (и стоило бы Марии немного рациональнее взглянуть на это, она бы это увидела) значение имели только деньги. Убил бы Оскар (мы, кроме прочего, полагаем, что на самом деле его звали совершенно иначе) ее? Едва ли. И финальный крупный план с ним - яркое тому подтверждение. В глазах видны растерянность, волнение, может быть, даже страх, но не желание убить. Не помыслы об убийстве. Он хотел только забрать ее деньги, а мысль об убийстве мелькнула спонтанно на берегу и исчезла. Возможно, более того, что такую аферу мужчина затеял впервые.
Развитие личности, достижение гармонии с собой, разрешение внутреннего конфликта, примирение героя с внешним миром, просветление – вот те основные концепции «Ночей Кабирии», что можно найти в них, внимательно вглядевшись в фильм. Трагическая наивность и неугасимость человека, сохраняющего внутренний свет, пусть даже свет этот идет вразрез с лживым и вульгарным миром – то, что показывает нам «Феллини». Игра света (лицо Кабирии подчас сияет даже в черно-белом фильме), искусное сочетание крупного плана с общим, словно выделяющее, отграничивающее Кабирию и, иногда, иных героев из окружающей обстановки, непередаваемая мимика и жестикуляция Джульетты Мазины, обаятельная харизматичность Франсуа Перье, игра взглядов Франки Марци (Ванда)… Все это Федерико Феллини сумел очень тонко и органично соединить, создавая, несомненно, один из выдающихся фильмов своего творчества. Каждая деталь проникнута смыслом, каждый эпизод, раскрывая отдельный случай из жизни Кабирии, на самых глубинных уровнях, и это находит почти эксплицитное выражение, сплетается в единую, линейную, искреннюю до боли историю женщины, которую так и не сумел сломить мир. Напротив, отняв у нее все, мир даровал ей гармонию и просветление. И достижение это гармонии с собой и миром, единодушно отмечают многие критики и просто зрители, просмотревшие вдумчиво тексты, рожденные Федерико Феллини, а вместе с ними и мы – яркая, характерная черта его киноязыка.
Чтобы понять Феллини хотя бы больше, чем наполовину, я уверен, нужно посмотреть все его работы, а может и не получиться понять, но увидеть стоит. Прежде всего, для себя нужно открыть этого режиссера, его фильмы глубоки настолько, что не видно дна, но с другой стороны - они будут понятны всем.
Сценарий фильма - прекрасен, и пусть он между точками начала и конца развивается не слишком быстро, но Джульетта Мазина не даст скучать. Кстати о ней.
Джульетта Мазина - просто невероятна, чувствуется определенный стиль игры: чувственный, бурный, а где нужно - невероятно трагичный. Весь фильм ждешь от ее героини какой-то выходки, или резкой смены поведения, она буквально проживает свою роль, ее игрой стоит поражаться, да и вообще, если хочется пополнить в голове ящик с хорошими актрисами - Мазина будет там на первом месте, ее трудно спутать с кем-то. Я впервые видел ее на экране, и мне хочется видеть другие ее работы. Описать словами тяжело - нужно просто видеть.
Несмотря на обилие шуток, забавных ситуаций, все-таки, это невероятно трагичный фильм, о женщине, которая просто женщина, я бы сказал образ Кабирии - это собирательный образ, списанный с женщин всего мира.
Эта работа подходит для знакомства с великим мастером - Феллини, так же подходит для знакомства с ярчайшей Джульеттой Мазина. Равнодушным не оставит ни кого.
У Филлини уникальный стиль, он снимает фильмы которые невероятно легко смотреть, настолько легко что кажется в них абсолютно ничего нет, это не так.
Все действия разворачиваются вокруг неунывающей проститутки, которая хочет начать новую жизнь. Всё кажется ей ничтожным. Она искренне верит что скоро всё изменится, и просит Бога помочь ей в этом. Но он ей не поможет, и соседка, единственный человек кому героиня не безразлична тоже. Но внезапно появляется он.
Странно, но к середине, почти напрочь решённого эмоциональности фильма, начинаешь сопереживать героине, хочется что бы она наконец нашла своё счастье. Но тут нужно не забывать о том что Филлини снимает вне жанров. Заражающая слепая вера в доброту людей, присутствующая во всех его фильмах, никого не оставит равнодушным.
Один из лучших фильмов Филлини, до безумия наивный и в тоже время очень честный, поднимающий силу духа до небес.
Это отличный фильм. Лёгкий, весёлый, смешной и в то же время драматичный. И самое главное - интересный. За его просмотром два часа проходят незаметно.
Это фильм о доверчивости и доброте, которые всё чаще мешают людям с этими чертами характера найти счастье в мире, ведь он полон обмана и жесток.
'Конечно, среди нас немало циников, расчетливых людей, всё это верно. Но когда мы встречаем что-то светлое, прекрасное и чистое, маска цинизма с нас спадает. И всё лучшее, что заложено в нас пробуждается.'
Фильм довольно непредсказуем в плане сюжета. Каждая ночь жизни Кабирии - это уникальное событие, которое полностью увлекает зрителя.
Уже ближе к концу фильма внимательный зритель поймёт чего ждать от концовки, и это потрясёт его. Концовка, кстати, вышла не только драматичной, но и в некоторой степени комичной.
Всем поклонникам хорошего европейского кино. Трогательная история проститутки которая не смотря на все разочарования все еще верит, что счастье где-то есть. Поскольку я достаточно цинична чтобы верить в сказки. Конец я уже поняла. Очень понравилась Мазина. Эти танцы эта мимика. Она ругается и радуется одинаково хорошо в общем Life по-итальянски!