Драма Федерико Феллини о несчастной девушке – проститутке Кабирии – доверчивой и наивной и этими ее недостатками пользуются все, кому не лень.
Персонаж проститутки Кабирии уже появлялся в раннем фильме Феллини «Белый шейх» в небольшом, но очень запоминающемся эпизоде. Джульетта Мазина исполнила эту маленькую роль с блеском и видимо он решил посвятить ей целый фильм. Но только если в «Белом шейхе» Кабирия была комедийным героем, то тут главная ставка делалась но совсем другой характер. Судьба Кабирии очень трагична из-за ее вечного невезения с мужчинами в серьезных отношениях, она по-детски проста и наивна, она всем верит и т.п. Т.е, в «Ночах Кабирии» мы увидели главную героиню с новой, совершенно непознанной ранее стороны.
За основу сценария был взят роман Марии Молинари. Помимо самого Феллини, написанием сценария занимались Эннио Флайяно, Туллио Пинелли и Пьер Паоло Пазолини. Последний в будущем стал известным режиссером, но тогда он зарабатывал на жизнь своим пером, создавая статья для газет, очерки для журналов, ну и, конечно, написанием сценариев. Позже Пазолини использовал некоторые черты Кабирии в своей картине «Мама Рома», но это, в принципе, неважно. Просто хотелось отметить труд этого человека для данного фильма, потому как, мне кажется, без его участия сценарий – основа фильма, был бы в разы слабее. Жаль что он не долго сотрудничал с Феллини, который в начале карьеры также занимался написанием сценариев.
Итак, о фильме. Как я уже заметил выше – характер героини раскрыт прекрасно и в полной степени. Она очень доверчива и как бы люди ее не обманывали – она ничему не хочет учиться. Она отказывается понимать, что люди могут быть ужасными сволочами, скрывающимися за маской лести и благосклонности. Кабирия всех прощает, всем верит, за что, конечно же, ей приходиться расплачиваться. И она не может, или просто отказывается понимать, что причины ее невзгод кроются в ней самой – ей надо измениться, чтобы жизнь хоть немного улучшилась. Она просит помощи у Бога, у Девы Марии, которые всегда помогают людям, но только и от людей требуется приложить хоть какие-то усилия, но вот наша героиня, к сожалению, ничего не предпринимает. Значит, она достойна тех мучений, которые ложатся на ее спину?! Но как бы она не была достойна тех испытаний, на которые ее обрекает жизнь (или кто-то свыше) все равно ее чисто по-человечески жалко. Блестяще раскрытый образ не менее блестяще исполнила Джульетта Мазина, которая не просто идеально вписалась в образ – она буквально жила жизнью своей героини перед камерой. Она просто царит на экране, напрочь затмевая всех остальных актеров. И пусть она далеко не красавица – она «берет» своим талантом и идеальной игрой.
Феллини снял очень хороший фильм. Его режиссерский талант чувствуется чуть ли ни в каждом кадре, каждой сцене. Например, сена молитвы в сцене буквально врезается в память. Или концовка фильма, показывающая нам, что вокруг все таки много хороших и добрых людей, которые могут заставить нас улыбаться даже сквозь слезы. Надо просто не сторониться этих людей, а хоть иногда придаваться всеобщей безмятежности и просто радоваться жизни.
Все в фильме на своем месте: каждый кадр, каждое движение – все это имеет огромное значение. Полностью осознать фильм с первого раза у меня вряд ли получилось, но я рад, что картина заставила меня хоть как то задуматься.
Как и ожидалось – фильм хороший. Феллини меня пока не разочаровывает.
«Ночи Кабирии» - фильм, целиком построенный вокруг центрального персонажа. Маленькой, беззащитной, и хронически несчастной женщины по имени Мария Чекарелли, зарабатывающей на жизнь «самой древней профессией», при том не имея ни одной черты характера из тех, что, как правило, приписывают проституткам. Красивое имя Кабирия – своего рода «сценический псевдоним», а также единственный ее щит от мира вокруг, ведь она открыта и наивна как ребенок и не готова ничего скрывать.
Они все проходят через ее линию жизни, через ее ночи, ведь проститутки – «ночные женщины». Сомнительный тип по имени Джорджио, скинувший ее с обрыва ради сумки; актер Альберто Лаззари, желавший расслабиться после разрыва с подружкой, при этом совершенно не подозревающий, какую боль он причиняет Кабирии, так и не воспользовавшись ее услугами, он из троих обозначенных в фильме «мужчин Кабирии», является самым человечным, так как все же он не пытался обмануть, а в последствии погубить несчастную женщину; ну и последний – бухгалтер по имени Оскар, у которого все же в последний момент «дрогнула рука» при виде такого существа, как Кабирия, никогда и никому не сделавшая зла, израненная и разбитая, казалось бы, окончательно.
Кабирия из тех, кто не рожден для счастья. Она крепко держит в кулачке свое единственное основание для поддержания хоть какой-то уверенности в себе – «У меня есть свой дом», докладывая это всем и каждому, а также всей своей открытой душой показывая, как она желает иметь простое женское счастье, что неизбежно привлекает к ней самых грязных обитателей жестокого мира. Несмотря на это, внешним поведением, Кабирия мало чем отличается от своих подруг, а также умеет дать отпор некоторым из них. И все же, каждый, кто давал ей надежду на то, чего у нее никогда не было, неизбежно открывал ее настоящую душу.
После каждой несбывшейся надежды Кабирия теряла много, с каждым разом все больше и больше. Будь то просто удар лбом о незаметную глазу стеклянную дверь, или когда ее столкнули в реку, отобрав сумочку, или же откровения от всей души на глазах у злорадной римской публики, или же когда она сама, испытав в очередной раз то, что уже не раз доводилось испытывать, только вот в этот последний раз было сильнее и больнее всего, она сама просила о смерти.
Безысходно бредя по дороге, слабыми пошатнувшимися ногами, которые нечетко чувствуют землю и направление, куда идти, под насмешки проходящих мимо ребят, она смотрит сквозь пелену слез, из глаза скатывается слеза, смешавшись с косметикой и оттого черного цвета, трагическая черная слеза, а на лице вдруг начинает проявляться улыбка.
Все рождаются в боли, но не все помнят боль, испытанную при своем рождении. Вчера желавшая умереть, а сегодня идущая по этой дороге в никуда и ни за чем, Кабирия рождалась заново.
От желания трактовать этот фильм Федерико Феллини исключительно с точки зрения характера главной героини отговаривает само его название, ставящее акцент на слове «ночи». Что выдвигает на первый план визуальный контекст, который служит основным объектом образного изложения. Однако статичность обстоятельств не позволяет воспринимать их в качестве действующего лица. Поэтому ключевым приемом в картине является опосредованный художественный анализ, пропущенный через психологическую драму.
Выбор пути реализации авторского замысла определяет монтажное построение мизансцен, которые составлены по принципу объединения планов, показывающих ситуацию и второстепенных персонажей, с кадрами, демонстрирующими реакцию на них Кабирии. Поэтому открытая, яркая мимика Джульетты Мазины позволяет не только понять образ героини, но и увидеть обстановку ее глазами, то есть проникнуться чувствами к пространству экранной сцены, а значит, самим оказаться внутри эпизода.
Мастерство Феллини в применении классического условия драмы как способа художественного изображения преломляет картины жизни Италии 50-ых в призме внутреннего созерцательного мира Кабирии, отчего они приобретают оттенки творческого осмысления, поворачиваются теми сторонами, которые раскрывают подводные течения общественной ситуации, обнажаются неприглядной правдой во всех проявлениях. Для полноты бытописания режиссер проводит героиню через галерею состояний существования социума: от компании молодых людей, через шикарные апартаменты известного актера, к нищенскому прозябанию в зловонной канаве.
Кабирия, по сравнению с прочими персонажами и всем наполнением кадра, обладает метафорической подвижностью. Она словно парит и не только в пространстве, перемещаясь из одной части географии ленты в другую, из одного облика бытия в иное его проявление, в то же время остальные герои привязаны каждый к своей обстановке. Вместе с тем, лишь характер Кабирии трансформируется параллельно с движением авторской мысли, нагнетая конфликт сопротивления ее духовной чистоты пошлости и грубому невежеству окружающих людей.
Буквальное одушевление картины, фокусирование развития сюжета на характере Кабирии постепенно приводит к сопричастности зрителя течению ее чувств, что ближе к финалу перерастает в самоощущение через героиню фильма, проекцию ее состояния на себя. Включение аудитории в эмоциональную канву ленты было важнейшей задачей режиссера для реализации кульминационного аккорда. Если бы это не удалось, то легендарная улыбка Джульетты Мазины за мгновение до титров, обладающая абсолютно ошеломляющим эффектом очищения от суеты и воспарению к величию человеческой души, потеряла бы часть своей фантастической проникновенности в некую общую сферу гуманистической рефлексии.
Выведя в своей ленте «луч свет в темном царстве», Феллини отказался от жесткой критики бессердечности общества, тем самым обратил творческие усилия на решение проблемы существования человека в больном и безучастном мире, а не на саму проблему. Поэтому представление центрального образа в художественной структуре фильма, стало важной задачей с точки зрения понимания публикой ключевой идеи. Кабирия не должна была стать святой или мученицей, зритель не должен был увидеть в ней некий архетип, ибо режиссер стремился к максимальному приземлению, очерчиванию ее характера грубыми контурами, то есть представления ее как совершенно частный случай, причем, далекий от благородства. Отсюда и резкая, вульгарная манера поведения в постоянном вызове. Однако это идеально подходит в рамках воплощения наивной инфантильности, что и есть истинная непорочность. Таким образом Феллини выпускает Кабирию из плоскости экрана в сознания каждого человека, делает ее ощутимой и реальной.
Развитие художественной идеи фильма замкнуто на себе. Лента начинается с рассказа о жестокой подлости одного из ухажеров и этим же заканчивается. Однако сюжетные обстоятельства и степень напряжения взвинчиваются к финалу до предела, приближаясь к границе трагического небытия, растворению сознания в пустоте вечных терзаний. Но для Феллини эмоциональная буря не является целью, он видит апофеоз драмы в преображении человека и выходе его на совершенно новый надреальный уровень существования уже вне времени, вне материи, но в пространстве непостижимых истин, которое не подвластно низости жизни.
Есть ли чистая, настоящая откровенная любовь? До конца, последнего вздоха. Или все пропахло тленом, завистью, корыстью?
На эти вопросы может ответить этот фильм, но только в той его части где желание довериться бескорыстно по своей природе. Цветок долго пылящийся вдоль бездорожья, сквозь замутненность своих глаз, таких ранимый, верящих и в то же время грубый, резкий, дающий отпор всем и каждому, кто хоть как-то приблизится пытаясь приоткрыть его душу, в своем отчаянии найти обрекает себя на муку обмануться. Потому как нельзя встретить единодушие в человеке, который играет роль словами, жестами подчеркивая тем свою слитность с другим. Лишь индивидуальность, идущая в разрез со всякими понятиями приличия, скромности являет собой интерес. Нельзя увлечься тем, кто без конца твердит о любви, захлебываясь, распинаясь. А добившись угасает в своих порывах. Бессрастно отдаляясь на расстоянии вытянутой руки, слегка придерживая свою жертву.
Любовь она невидима, она в глазах смотрящего на неё, и тем более она не является отражением чьих-то эмоций и чувств в виде сомнительности, порядочность как метод приданию своему естественному облику форму благонадежности, перспективу будущего. Стремлению показать, что счастье есть и все-равно что объединяет их только инстинкт природного свойства. И различие интеллектуального характера, всего лишь подчеркивание этого парадокса.
Жестокость, неявная, скрытая поначалу такая добродушная, она прячется в стенах потаенности истинных желаний. А что же истинность? А очень просто: добиться той цели, которую ставит себе объект выбравший жертву или лучше сказать добычу.
Фильм Феллини подчеркивает ту границу отчужденности, классовой различности, но не в степени превосходства одного перед другим. А по степени откровенности в намерении получить желаемое. Кто-то его выдает за действительное. А кто-то зная действительность этого заставляет поверить другого в желаемое.
Легко обмануться, когда ты бесконечно потерян. Легко отыскать, когда все-равно...
Великий фильм великого автора, больше добавить нечего. Смотрите.
Жестокая реальность глумится над самым хрупким - животворящим в душе человека - чувством любви.
Один из самых любимых мною фильмов Феллини, который могу пересматривать бесконечное множество раз. Невозможно представить себе количество кинозрителей, чье внимание притягивает этот киношедевр!
Причина феномена, на мой взгляд, не только и не столько в ее несомненных эстетических достоинствах и художественном мастерстве создателей, но, прежде всего, в ее глубочайшей человечности.
Феллини - любитель воплощать сложные психологически неустойчивые образы. Такою была Джельсомина, и такова Кабирия, в образе которой ему удалось добиться гораздо большей поэтичности. Ее история очень проста. Это мозаичное повествование, построенное на цепочке различных отдельных случаев, через призму которых создается образ главной героини. Данный персонаж – неоднозначен и двойственен. Будучи представительницей «древнейшей профессии», в душе Кабирия, прежде всего, оставалась женщиной неиспорченной. Внешне грубая и вульгарная, она любила и страдала, мечтала о романтической встрече с «принцем» своей жизни. Героиня обладала неисправимой способностью строить иллюзии и предаваться фантазиям. Как замкнутый, стыдящийся себя зверек, она готова была всецело отдаваться за минуты духовной близости. Сквозь «розовые очки» Кабирия смотрела на мужчин, желавших лишь поживиться за ее счет. Ставшая хрестоматийной последняя сцена фильма (знаменитая «улыбка сквозь слезы» главной героини) наполнена если не надеждой, то, по крайней мере, сохраненной любовью к жизни. Издевки, жестокое отношение мужчин не научили ее быть разборчивой и рассудительной. Она все так же наивна, доверчива, ее взгляд полон иллюзий и – увы! – готовности поддаться новому обману.
У Филлини уникальный стиль, он снимает фильмы которые невероятно легко смотреть, настолько легко что кажется в них абсолютно ничего нет, это не так.
Все действия разворачиваются вокруг неунывающей проститутки, которая хочет начать новую жизнь. Всё кажется ей ничтожным. Она искренне верит что скоро всё изменится, и просит Бога помочь ей в этом. Но он ей не поможет, и соседка, единственный человек кому героиня не безразлична тоже. Но внезапно появляется он.
Странно, но к середине, почти напрочь решённого эмоциональности фильма, начинаешь сопереживать героине, хочется что бы она наконец нашла своё счастье. Но тут нужно не забывать о том что Филлини снимает вне жанров. Заражающая слепая вера в доброту людей, присутствующая во всех его фильмах, никого не оставит равнодушным.
Один из лучших фильмов Филлини, до безумия наивный и в тоже время очень честный, поднимающий силу духа до небес.
Мне кажется, что человек может пережить многое: смерть близких, потерю больших денег, имущества, предательство любимого, несчастливую любовь… Но что пережить практически невозможно, так это потерю мечты, поэтому на месте Кабирии я бы бросилась с обрыва. У неё нет будущего кроме будущего нищей, живущей в подземелье. Я не понимаю зачем Фелинни заставил улыбнуться её в финале, чтобы показать, что надежда есть всегда, даже если ты уже немолодая проститутка без дома и средств к существованию, без профессии и шанса на нормальную работу? Но ведь это ложь. Да Кабирия не такая как все, она чистая, светлая, наивная и не может долго о, унывать, да, это здорово, что она осталась такой после всего, это прекрасно. Но надежда – ложь. Хотя, наверное, именно эта ложь позволяет фильму не быть банальной мелодрамой.
В принципе, я считаю, что фильм просто противопоказан незамужним женщинам, особенно за 30 – веру в людей поверяют окончательно, в наш-то век ни у кого не найдётся наивности Кабирии, чтобы спастись.
А ещё я была в шоке от Джульетты Мозины. Мне всё детство говорили, какая она красавица. Ну может в этом фильме, она не столь молода и загримирована… Конечно, не уродина, но очень страшненькая.
У вас когда-нибудь было такое: смотришь множество фильмов и уже мало чему в них удивляешься, происходит определенного рода пресыщение. И тут к твоему большому удивлению в руки попадает фильм, который как глоток свежего воздуха, фильм, который поражает, причем не кучей спецэффектов и прочей мутью, а смыслом, посылом, скажу больше, душой. Для меня 'Ночи Кабирии' оказалась именно такой лентой.
История проститутки Кабирии, грубоватой, взбалмошной, простодушной и неустанно доверяющей всем подряд, не смотря на кажущуюся простоту, глубока и многогранна. Причем, даже как-то и не хочется писать, что героиня была именно проституткой, так как это и не главное вовсе. Главное-какой она человек, личность. Кабирия — большой ребенок. Как бы жизнь ее не ударяла, эта маленькая женщина все равно мечтает, удивляется, любит, верит. Точнее сказать, она не теряет умение, коего многие люди лишаются крайне быстро, а иным оно просто не дано.
Джульетта Мазина идеально подошла на эту роль. Это не шикарная 180-сантиметровая красотка на высоких каблуках, а миниатюрная девочка-женщина с лицом грустного клоуна (клоунессы), и практически плоская подошва обуви, на которой ходит ее героиня, (обратите внимание) только добавляет ее образу этой детскости и милой нелепости. Мазина чем-то напоминает нашу Янину Жеймо, этакая итальянская Золушка, более простая, угловатая, но также летающая в облаках.
Но в то же время Кабирия хорошо осознает, понимает несовершенство мира, она несчастна, конечно, но 'несчастна с улыбкой на лице'. Недаром из самого последнего своего испытания, она выходит опустошенной, измученной, со слезами на глазах, но…вместе со слезами мы видим и улыбку, Кабирия улыбается своему горю, она выше него, выше тех бед, коими ее подчевала жизнь. Мы не знаем как будет жить она дальше, но этого и не нужно. Все главное уже сказано.
Фильм построен на контрасте чистоты и порока, наивности и фальши, истинного и иллюзорного. Кабирия - проститутка, но на протяжении всего фильма ей удается сохранить очаровательную непосредственность и детскую наивность, которые, очевидно, и притягивают к ней людей с грязными мыслями и поступками.
В Кабирии, роль которой безупречно исполняет Джульетта Мазина, чувствуется не столько легкость поведения, сколько легкость сердца. Она готова довериться любому человеку, который отнесется к ней хорошо. Даже танцует она свободно и открыто, ее танец удивительно трогателен – будь то на пустынной мостовой или в баре, под завязку набитом скучающими богачами.
Мир в лице населяющих его проходимцев жестоко обходится с девушкой, разрушая все ее надежды. Неисправимая вера в человеческую порядочность безжалостно втаптывается в грязь и заставляет восприимчивого зрителя в очередной раз перейти на сторону адептов мизантропии и вселенской несправедливости.
Может быть, своим фильмом великий мастер говорит нам о необходимости надежды 'несмотря на' и 'вопреки'. Расстроенная и опустошенная, обкраденная в прямом и переносном смысле Кабирия в слезах бредет прочь от очередного места крушения своих идеалов. Внезапно ее окружает толпа молодых людей, беззаботно предающихся веселью, и становится ясно – жизнь продолжается, и какой бы она ни была тяжелой, в ней всегда найдутся моменты, стоящие того, чтобы их прожить.
Мне кажется, этот фильм нужно понимать не умом, а сердцем - и тогда вместо потери веры во все лучшее, что может быть в человеке, мы научимся доверять. Многие феллиниевские персонажи не верят в Бога в общепринятом смысле слова (не знают соответствующих ритуалов, не умеют 'правильно' молиться), но светлой, подлинной веры у них не отнять. И хотя Кабирия говорит отцу Джованни, что не чувствует благодати, рискну предположить, что благодати в ней в разы больше, чем в других персонажах фильма. Именно благодаря безотчетной вере героини в чудо 'ночи Кабирии' становятся символом любви – но любви не продажной, а бескорыстной и благотворящей.
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Три раза поклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть…
А. Блок
Это стихотворение Блок посвятил России, но мы можем узнать себя в этом образе. И, как оказывается, грехи явление международное: грешат все одинаково, но не все одинаково приходят к концу, который ждет каждого…
Перед глазами стоит один кадр, а точнее глаза Джульетты Мазины, искрящиеся от слез, и как бы говорящие, что все будет хорошо. И неважно, что жизнь ей нужно начинать заново, важно, что жажда к жизни не угасаема. Есть такое выражение, что каждый получает от Бога испытания по силам своим. Казалось бы, в этой хрупкой, смешной и глуповатой женщине ее почти не должно быть, но получается совершенно обратное: она на сто голов выше всех ее любовников вместе взятых. В ней есть какая-то всепобеждающая сила, совсем не женская, а скорее общечеловеческая. У нее хватает сил возрождаться, как феникс из пепла.
На мой взгляд, это как-то очень по-русски или, если хотите, по-христиански, если вспоминать русскую классику. Жажда к жизни, несмотря на все потрясения, есть в нашем менталитете. Вот почему это кино кажется мне по духу русским.
Если у вас есть тоска и сокрушения по поводу своей жизни – выписываю вам рецепт: фильм Ночи Кабирии. Игра Джульетты Мазины и вера в Жизнь Федерико Феллини излечивают с первого же просмотра!