Есть фильмы, которые мы смотрим для увеселения, есть те, что остаются в памяти, а есть такие, что пускают свои корни в душе. Я люблю Феллини. Фильмы его светлые, несмотря на весь трагизм ситуаций, в которые Мастер ставит героев, смотришь и можешь быть уверен, что 'послевкусия' от картины у тебя не останется, уйдешь из киномира Федерико ты с легким сердцем.
'Ночи Кабирии' стали для меня шоком. Как будто кто-то подошел сзади и как следует дал по голове. Мазина совершила чудо. Так сыграть.. Ну как, как так было возможно сыграть? Ведь нет на экране игры, есть жизнь.
Она приковала к себе взгляд с первых кадров и не отпускала до последних. Чем? Да черт ее поймет. Далеко не красавица, маленькая, взъерошенная, как воробушек, порой нелепая, порой уморительная. Чарли Чаплин в юбке. Но другой такой не было и нет. Зритель втягивается в жизнь Кабирии с первых минут, тут же начинает сопереживать этой маленькой девочке-женщине. Щелчок пальцев, и он уже живет там, в экране, вместе с римской проституткой ее горестями и маленькими радостями.
Фильм пронзительный. Мазина писала потом в своих воспоминаниях, что любимый супруг, сеньор Феллини, не измывался так, как над ней, ни над одним артистом из снимавшихся в этой картине. Сейчас бы сказать ей - спасибо, что выдержала, вы же шедевр с ним создали... Оно того стоило, сеньора Мазина, честное слово, стоило!
Запоминающихся моментов в картине великое множество: - Мамбо Кабирии в дорогом ресторане - маленькая, юркая, как обезьянка, зато гордая, танцующая с кинозвездой, пытающаяся в своих обносках быть 'наравне' с остальной публикой.
- То, как она же ела омаров в доме знаменитости - 'А это что за зверь?' А потом сидела закрытой в ванной комнате, в обнимку с щенком. (И снова параллель - две приблудные, никому не нужные собачонки)
- Момент, когда Кабири прижимается щекой к руке этого богатого и доброго клиента. Просто от переизбытка чувств, от чистоты своей души.
- Ее страх, когда ночью одной приходилось идти через поля, ее ужас, когда она увидела людей, живущих в землянках и поняла, что не так у нее все плохо 'у меня все свое - дом с водой, электричеством, даже радио есть'.
- Попытка молиться Божьей Матери, той, что не помогала никогда, но может хотя бы сейчас сжалиться и услышит мечту Кабирии - жить нормальной жизнью, перестать зарабатывать на жизнь, продавая тело.
- Ее душевный стриптиз в кинотеатре перед праздной публикой, и последовавшее за ним отчаянье - осмеяли, опять надругались.
Много, много много всего.. И каждому кадру веришь. Уже любишь ее, такую несчастную, не унывающую, не сдающуюся, надеющуюся на чудо.
Под конец картины понимаешь, что происходит что-то совсем не то. Очень хочется остановить ее, несущуюся на крыльях надежды, любви, доверия. Как уже кто-то сказал, перемотать пленку, уговорить режиссера - ну не поступай с ней так, мало ей досталось в жизни по твоей задумке?
Кульминацию фильма без слез смотреть не получилось ни разу. Уже знаешь монолог наизусть, ведь фильм просмотрен не один десяток раз, каждое движение изучено, каждый кадр, но за душу берет и не спрашивает.
P.S. Сразу после выхода фильма у Мазины на одной из улиц Рима мотоциклисты вырвали сумочку и скрылись в неизвестном направлении. Актриса была очень опечалена случившимся - нужно было востанавливать все украденные документы, не говоря уже о деньгах. Каково же было ее удивление, когда на следующий день, возле дверей своего дома, она обнаружила пропавшую вещь с нетронутым содержимым и припиской 'Прости нас, Кабирия'.
«Мы все такие притворщики, ужасные циники, но когда вдруг встречается такой человек, как вы – чистосердечный, по-детски наивный, доверчивый – то мы понимаем, что есть люди чистые и открытые… Вы пробуждаете в людях лучшее!»
Скажите, а вы не вспомнили Федора Михайловича? Нет? А зря… Сонечка Мармеладова, да только с той разницей, что бог в ней самой. Такой «божок» будет потом и у Гвидо в «8 с половиной», но если он – бог самим собою непонятый, созданный лишь на основе бессознательного эгоизма, детского разочарования и ностальгического воспоминания, то Кабирия – бог, познанный и осознанный в самый тяжелый момент жизни. Она лишь откинула форму канонической религии, а в остальном – героиня Достоевского, приобщенная к нахальной гадости жизни. Слияние жизни духовной с подноготной, мысли религиозно-верующей – с бытовой, – это и есть самая натуральная классика в ее первозданном неискаженном, не изуродованном, правдивом виде. Классика, которую не стыдно привести в сравнение Федору Михайловичу.
Нет, это картина не о шлюхе из самого бедного района Рима. Нет, Феллини никогда бы не позволил себе снять об обычной проститутке. Он рассказал о трогательной маленькой женщине, чей внутренний мир, вопреки законам темы «маленького человека», побеждает мир внешний. И в даре повествовать о сердце, а не об оболочке, выразился лучший Феллини, который влюбляет в себя с первого знакомства. Влюбляет, то ли от умения заложить в самое простое очень глубокое, то ли от умения заставить плакать на последних секундах, то ли от умения заставить переживать так, чтобы с дрожью ожидать развязки, то ли от еще чего-то неведомого простым людям.
Кто-то сказал, что «Ночи Кабирии» оптимистичны… Не знаю. После таких фильмов сразу начинаешь вспоминать сколько боли ты причинил людям. После подобных картин хочется стать хоть чуточку добрее, а страшно, потому что добрые люди беззащитны, они беспомощны. И Феллини об этом рассказал. С той долей комичности, которая может скрыть самую страшную трагедию. С той долей наивности, которая может скрыть самую страшную правду. С той долей счастья, которое может выжечь самое страшное горе. С тем «добрым вечером», который стоит дороже денег, дороже бога, дороже всего… кроме слез настоящей Джульетты Мазины… Почти как в тургеневском «Нищем».
От желания трактовать этот фильм Федерико Феллини исключительно с точки зрения характера главной героини отговаривает само его название, ставящее акцент на слове «ночи». Что выдвигает на первый план визуальный контекст, который служит основным объектом образного изложения. Однако статичность обстоятельств не позволяет воспринимать их в качестве действующего лица. Поэтому ключевым приемом в картине является опосредованный художественный анализ, пропущенный через психологическую драму.
Выбор пути реализации авторского замысла определяет монтажное построение мизансцен, которые составлены по принципу объединения планов, показывающих ситуацию и второстепенных персонажей, с кадрами, демонстрирующими реакцию на них Кабирии. Поэтому открытая, яркая мимика Джульетты Мазины позволяет не только понять образ героини, но и увидеть обстановку ее глазами, то есть проникнуться чувствами к пространству экранной сцены, а значит, самим оказаться внутри эпизода.
Мастерство Феллини в применении классического условия драмы как способа художественного изображения преломляет картины жизни Италии 50-ых в призме внутреннего созерцательного мира Кабирии, отчего они приобретают оттенки творческого осмысления, поворачиваются теми сторонами, которые раскрывают подводные течения общественной ситуации, обнажаются неприглядной правдой во всех проявлениях. Для полноты бытописания режиссер проводит героиню через галерею состояний существования социума: от компании молодых людей, через шикарные апартаменты известного актера, к нищенскому прозябанию в зловонной канаве.
Кабирия, по сравнению с прочими персонажами и всем наполнением кадра, обладает метафорической подвижностью. Она словно парит и не только в пространстве, перемещаясь из одной части географии ленты в другую, из одного облика бытия в иное его проявление, в то же время остальные герои привязаны каждый к своей обстановке. Вместе с тем, лишь характер Кабирии трансформируется параллельно с движением авторской мысли, нагнетая конфликт сопротивления ее духовной чистоты пошлости и грубому невежеству окружающих людей.
Буквальное одушевление картины, фокусирование развития сюжета на характере Кабирии постепенно приводит к сопричастности зрителя течению ее чувств, что ближе к финалу перерастает в самоощущение через героиню фильма, проекцию ее состояния на себя. Включение аудитории в эмоциональную канву ленты было важнейшей задачей режиссера для реализации кульминационного аккорда. Если бы это не удалось, то легендарная улыбка Джульетты Мазины за мгновение до титров, обладающая абсолютно ошеломляющим эффектом очищения от суеты и воспарению к величию человеческой души, потеряла бы часть своей фантастической проникновенности в некую общую сферу гуманистической рефлексии.
Выведя в своей ленте «луч свет в темном царстве», Феллини отказался от жесткой критики бессердечности общества, тем самым обратил творческие усилия на решение проблемы существования человека в больном и безучастном мире, а не на саму проблему. Поэтому представление центрального образа в художественной структуре фильма, стало важной задачей с точки зрения понимания публикой ключевой идеи. Кабирия не должна была стать святой или мученицей, зритель не должен был увидеть в ней некий архетип, ибо режиссер стремился к максимальному приземлению, очерчиванию ее характера грубыми контурами, то есть представления ее как совершенно частный случай, причем, далекий от благородства. Отсюда и резкая, вульгарная манера поведения в постоянном вызове. Однако это идеально подходит в рамках воплощения наивной инфантильности, что и есть истинная непорочность. Таким образом Феллини выпускает Кабирию из плоскости экрана в сознания каждого человека, делает ее ощутимой и реальной.
Развитие художественной идеи фильма замкнуто на себе. Лента начинается с рассказа о жестокой подлости одного из ухажеров и этим же заканчивается. Однако сюжетные обстоятельства и степень напряжения взвинчиваются к финалу до предела, приближаясь к границе трагического небытия, растворению сознания в пустоте вечных терзаний. Но для Феллини эмоциональная буря не является целью, он видит апофеоз драмы в преображении человека и выходе его на совершенно новый надреальный уровень существования уже вне времени, вне материи, но в пространстве непостижимых истин, которое не подвластно низости жизни.
Теперь уже классический черно-белый фильм, но для того времени он был новаторским. Несомненно то, что Феллини уже тогда отрабатывал свою технику - окружение и задние планы сами по себе дополняют происходящее с героями. Кабирия - падшая женщина, на самом дне жизни, продающая тело, но это лишь ярлык. Какое сердце заложено в этой хрупкой, небольшого роста, живой и эмоционально щедрой героине! Она мечтает о любви... Но её не воспринимают всерьёз. Её окружение - такие же девушки, наученные горькой правде жизни, цинизму и практичности, всё же показаны с хорошей стороны. Жизнь казалось ставит героине только подножки... Она готова на всё ради другой жизни... хотя до конца и не верит... что счастье возьмет её под своё крыло. Она предпринимает настоящий подвиг - идёт на исповедь и обо всём рассказывает. И возможно это подготовило её к финалу. Слезы на её глазах в конце картины, идущей из тёмного леса в окружении полной жизни, смеющейся молодежи - это уже слёзы борца освободившегося от прошлого, женщины не потерявшего надежды... И гений Феллини отлично показывает что Кабирия изменилась, и эти потери - лишь шаг к новой жизни. Феллини вообще не судит, что заставляет полюбить его творчество и уважать его как человека. Не берусь судить, да и кто я, лишь отмечу очень чёткий, плотный монтаж, насыщенные планы, и великолепную музыку Нино Рота. Остальное - на суд зрителям.
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Три раза поклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть…
А. Блок
Это стихотворение Блок посвятил России, но мы можем узнать себя в этом образе. И, как оказывается, грехи явление международное: грешат все одинаково, но не все одинаково приходят к концу, который ждет каждого…
Перед глазами стоит один кадр, а точнее глаза Джульетты Мазины, искрящиеся от слез, и как бы говорящие, что все будет хорошо. И неважно, что жизнь ей нужно начинать заново, важно, что жажда к жизни не угасаема. Есть такое выражение, что каждый получает от Бога испытания по силам своим. Казалось бы, в этой хрупкой, смешной и глуповатой женщине ее почти не должно быть, но получается совершенно обратное: она на сто голов выше всех ее любовников вместе взятых. В ней есть какая-то всепобеждающая сила, совсем не женская, а скорее общечеловеческая. У нее хватает сил возрождаться, как феникс из пепла.
На мой взгляд, это как-то очень по-русски или, если хотите, по-христиански, если вспоминать русскую классику. Жажда к жизни, несмотря на все потрясения, есть в нашем менталитете. Вот почему это кино кажется мне по духу русским.
Если у вас есть тоска и сокрушения по поводу своей жизни – выписываю вам рецепт: фильм Ночи Кабирии. Игра Джульетты Мазины и вера в Жизнь Федерико Феллини излечивают с первого же просмотра!
У вас когда-нибудь было такое: смотришь множество фильмов и уже мало чему в них удивляешься, происходит определенного рода пресыщение. И тут к твоему большому удивлению в руки попадает фильм, который как глоток свежего воздуха, фильм, который поражает, причем не кучей спецэффектов и прочей мутью, а смыслом, посылом, скажу больше, душой. Для меня 'Ночи Кабирии' оказалась именно такой лентой.
История проститутки Кабирии, грубоватой, взбалмошной, простодушной и неустанно доверяющей всем подряд, не смотря на кажущуюся простоту, глубока и многогранна. Причем, даже как-то и не хочется писать, что героиня была именно проституткой, так как это и не главное вовсе. Главное-какой она человек, личность. Кабирия — большой ребенок. Как бы жизнь ее не ударяла, эта маленькая женщина все равно мечтает, удивляется, любит, верит. Точнее сказать, она не теряет умение, коего многие люди лишаются крайне быстро, а иным оно просто не дано.
Джульетта Мазина идеально подошла на эту роль. Это не шикарная 180-сантиметровая красотка на высоких каблуках, а миниатюрная девочка-женщина с лицом грустного клоуна (клоунессы), и практически плоская подошва обуви, на которой ходит ее героиня, (обратите внимание) только добавляет ее образу этой детскости и милой нелепости. Мазина чем-то напоминает нашу Янину Жеймо, этакая итальянская Золушка, более простая, угловатая, но также летающая в облаках.
Но в то же время Кабирия хорошо осознает, понимает несовершенство мира, она несчастна, конечно, но 'несчастна с улыбкой на лице'. Недаром из самого последнего своего испытания, она выходит опустошенной, измученной, со слезами на глазах, но…вместе со слезами мы видим и улыбку, Кабирия улыбается своему горю, она выше него, выше тех бед, коими ее подчевала жизнь. Мы не знаем как будет жить она дальше, но этого и не нужно. Все главное уже сказано.
Федерико Феллини – гениальный режиссер, воплотивший на экране столь жизненную историю о девушке Марии Чекорелли, которую сыграла обворожительная актриса Джульетта Мазина. Мария Чекорелли (Кабирия) проститутка, живущая в бедном районе Рима, стремящаяся найти свою любовь, изменить привычную жизнь, которая с каждым днем ей кажется все больше и больше угнетающей. Все мужчины, в которых она пыталась видеть будущих благоверных, так или иначе использовали ее и обманывали. Но она до конца не верила в их порочность, прощая каждого, кто воспользовался ее искренностью и наивностью. В картине хорошо показан контраст между чистотой и фальшью, честностью и ложью. Мы не видим в картине порицания проституции. Вероятно, это связано с тем, что Федерико Феллини в ранние года карьеры прожил в похожем районе Рима, где жили, в основном проститутки, наркоторговцы и бездомные. С точной реалистичностью и сочувствием к людям из низших слоев, режиссер показывает, что каким бы ни был человек – он все равно остается человеком, стремящимся к счастью – таким же, как и все люди.
Контраст, заключенный в фильме, предстает как противопоставление честности и лжи, справедливости и фальши, добра и зла. Кабирия проходит через церковь, в которой пытается молиться за изменение своей жизни. Именно этот эпизод наполнен надеждой, сочувствием и верой. Даже инвалид-наркоторговец признает все свои грехи и с надеждой просит о чуде. Но после такого светлого эпизода, Феллини забрасывает героиню в цирк, где фокусник-гипнотизер, словно воплощение дьявола – под шляпой фокусника скрываются рога, показывает Кабирии иллюзию отношений. Именно в цирковом подобии ада Кабирия и знакомится с Оскаром.
Джульетта Мазина воплотила на экране невероятного персонажа – Кабирию. Кабирия, обладательница древнейшей профессии, совершенно обычная девушка, которая стремится к счастью, как и окружающие ее люди. Для счастье ей нужно малое – дом, жизнь и любовь. С самого начала фильма мы можем увидеть ту сущность, которую заложил Феллини в главную героиню. Когда Кабирию спасли от утопления в воде, на заднем плане прогуливается стадо белых овец. Овцы означают жертвенность, доверчивость и наивность героини, тем самым раскрывая ее судьбу. Да, Кабирия была и остается жертвой мужской бесчестности, которую она воспринимает как очередное наказание. Режиссер проводит героиню через все слои общества, от богатого и роскошного дома известного актера, до канавы, в которой живут нищие. Но героиня не унывает, она не унывает даже в последнем эпизоде фильма, когда идет по темной улице совершенно брошенная и обманутая. И когда ее окружают веселые, жизнерадостные люди, поющие и танцующие, сквозь слезы Кабирии появляется улыбка. Именно эта улыбка стала одной из величайших в киноискусстве. Эта улыбка символизирует победу души, надежды и веры! Простота и обыкновенность Кабирии, которую изобразила Джульетта Мазина, смешиваясь с ее мимикой и пластикой, невольно заставляют сопереживать, тем самым наблюдать за происходящим глазами героини. Игра Джульетты Мазины безупречна и прекрасна, ее не смогли повторить многие хорошие актеры.
Картина «Ночи Кабирии» остается одной из лучших произведений Федерико Феллини. Этот фильм наполнен глубиной, пронзительностью и драматизмом, который возрастает с каждой минутой, подводящей к концу. Картина имеет замкнутую цепь – фильм начинается с предательства ухажера и тем же заканчивается. Но через предательства героиня меняется, словно проживая определенный этап в жизни, она проходит его снова - теряя и обретая. И в жизни то же самое – человек начинает понимать важность вещей, когда теряет что-либо или кого-либо. А картина показывает нам то, что даже после очередной потери жизнь не заканчивается – она продолжается, но уже с другим осознаванием окружающего мира. Браво, Феллини!
Кабирия - не первой молодости и не первой свежести одинокая и бедная проститутка-мечтательница, живущая на окраине города в малюсеньком домишке. Этот домишко - все. что у нее есть. А еще у нее есть заветная мечта, в которую она свято верит. Она мечтает о своем принце на белом коне, невзирая на все тяготы судьбы, и готова видеть этого принца в каждом встречном. Доверчивая и простодушная, Кабирия раз за разом попадается на удочки мерзавцев и пройдох, но ее оптимизм и вера в свою мечту остаются непоколебимыми даже в самых, казалось бы, угнетающих обстоятельствах. Этим Кабирия и покоряет восхищенного зрителя, заставляя его, эстетствующего ценителя киноискусства, учиться у себя - малограмотной проститутки...
Федерико Феллини — Мастер с большой буквы. Я не знаю ни одного его фильма, который бы не подтверждал это. Он может быть о чем угодно и сколь угодно долго идти — все равно будешь смотреть его, как зачарованный, не ведя счет времени и полностью погружаясь в мир героев. Феллини многогранен, и никогда не ограничивается одной лишь подоплекой — социальной, политической, романтической и т.д. Все они присутствуют в каждом фильме — наслаждайтесь каскадом чувств, эмоций и более чем реальных образов.
Кабирия для меня — воплощение веры в добро, человечность и справедливость, веры в настоящую любовь. Проститутка в поисках Божьей благодати — как же это в духе Феллини! Но чем рискованнее этот контраст в героях или сюжетах фильмов Феллини — тем эффектнее ему удается донести свою мысль до зрителя, свою веру в человека при каких бы то ни было обстоятельствах.
В очередной раз глубоко впечатлила и великолепная, живая и искренняя Джульетта Мазина — Муза режиссера. Ну, разве можно представить кого-то еще в этой роли? И знаменитая последняя сцена фильма, думается, стала знаменитой именно благодаря ей, а точнее — благодаря ее удивительной улыбке, которая возносит вас сразу до небес и за которую можно действительно отдать целый мир.
'Ночи Кабирии' один из тех редких фильмов, когда немного страшно писать рецензию. Все то, что фильм поднял внутри, просто не передать словами.
Трогательная история, жизненная история гениального итальянского режиссера никого не может оставить равнодушным.
Кабирия с виду вполне обычная представительница своего круга. Она шутит, хамит, ходит матросской походкой, смело танцует мамбу, заслышав знакомую мелодию, да и вообще мало заботится о том, что подумают окружающие. Но под этим налетом цинизма и внешней грубости скрывается та самая девочка с длинными черными косами, которая шла с мамой на мессу. И эта девочка верит своим мечтам. Она идет за ними. Ошибается, обжигается, падает, поднимается снова и вновь идет, ведомая надеждой найти свое счастье. Она вверяет себя людям с такой детской наивностью, что сердце сжимается, потому что понимаешь: это жизнь, сказки не будет.
Сказки и не случилось. Но случилось кое-что получше: хрупкая девочка показала, что она может выстоять. Может пройти через все. И даже больше. Маленькая девочка в Кабирии будет продолжать улыбаться.
Такой маленький человек живет внутри каждого. И до моего Феллини сумел достучаться.
«Ночи Кабирии» - фильм, целиком построенный вокруг центрального персонажа. Маленькой, беззащитной, и хронически несчастной женщины по имени Мария Чекарелли, зарабатывающей на жизнь «самой древней профессией», при том не имея ни одной черты характера из тех, что, как правило, приписывают проституткам. Красивое имя Кабирия – своего рода «сценический псевдоним», а также единственный ее щит от мира вокруг, ведь она открыта и наивна как ребенок и не готова ничего скрывать.
Они все проходят через ее линию жизни, через ее ночи, ведь проститутки – «ночные женщины». Сомнительный тип по имени Джорджио, скинувший ее с обрыва ради сумки; актер Альберто Лаззари, желавший расслабиться после разрыва с подружкой, при этом совершенно не подозревающий, какую боль он причиняет Кабирии, так и не воспользовавшись ее услугами, он из троих обозначенных в фильме «мужчин Кабирии», является самым человечным, так как все же он не пытался обмануть, а в последствии погубить несчастную женщину; ну и последний – бухгалтер по имени Оскар, у которого все же в последний момент «дрогнула рука» при виде такого существа, как Кабирия, никогда и никому не сделавшая зла, израненная и разбитая, казалось бы, окончательно.
Кабирия из тех, кто не рожден для счастья. Она крепко держит в кулачке свое единственное основание для поддержания хоть какой-то уверенности в себе – «У меня есть свой дом», докладывая это всем и каждому, а также всей своей открытой душой показывая, как она желает иметь простое женское счастье, что неизбежно привлекает к ней самых грязных обитателей жестокого мира. Несмотря на это, внешним поведением, Кабирия мало чем отличается от своих подруг, а также умеет дать отпор некоторым из них. И все же, каждый, кто давал ей надежду на то, чего у нее никогда не было, неизбежно открывал ее настоящую душу.
После каждой несбывшейся надежды Кабирия теряла много, с каждым разом все больше и больше. Будь то просто удар лбом о незаметную глазу стеклянную дверь, или когда ее столкнули в реку, отобрав сумочку, или же откровения от всей души на глазах у злорадной римской публики, или же когда она сама, испытав в очередной раз то, что уже не раз доводилось испытывать, только вот в этот последний раз было сильнее и больнее всего, она сама просила о смерти.
Безысходно бредя по дороге, слабыми пошатнувшимися ногами, которые нечетко чувствуют землю и направление, куда идти, под насмешки проходящих мимо ребят, она смотрит сквозь пелену слез, из глаза скатывается слеза, смешавшись с косметикой и оттого черного цвета, трагическая черная слеза, а на лице вдруг начинает проявляться улыбка.
Все рождаются в боли, но не все помнят боль, испытанную при своем рождении. Вчера желавшая умереть, а сегодня идущая по этой дороге в никуда и ни за чем, Кабирия рождалась заново.