К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Когда он его извлек, и я смогла его потрогать, я совершенно забыла, что к нему прикреплен парень', - эти слова из фильма 'Секс, ложь и видео' вполне могли бы стать эпиграфом к 'Романсу', самому скандальному, по мнению критики, фильму 1999-го года, ставшему, своего рода, манифестом женской сексуальности.

Что же такое могло шокировать пресыщенный зрелищами и провокациями истеблишмент? Наверняка не только порносцены, хотя француженка Катрин Брейя неоднократно провоцировала зрительское волнение сексуальными откровениями, присущими кино категории ХХХ. Четыре эпизода, из-за которых у нее были проблемы с цензурой, в своей смелости способны потягаться с шокирующей 'Корридой любви'.

И все же главной причиной для скандала стала принципиальная смена ракурса - взгляда на секс. Интим в 'Романсе' показан с точки зрения женщины, а 'смутным объектом желания' становится именно мужчина. В итоге вновь дало о себе знать мужское предубеждение против свободы проявлений женской чувственности, от имени которой здесь ведется рассказ.

Мари, учительница французского языка, начинает всё острее переживать равнодушие своего бойфренда Поля. И ей это вдвойне обидно, поскольку Мари знает, что Поль не импотент, а сама она совсем не дурнушка. Поль относится к разряду тех холодных интеллектуалов, которые предпочитают женщине книжку, и своим равнодушием к сексу опровергают теорию Фрейда о всепоглощающей силе полового инстинкта.

Поль может провести всю ночь рядом с обнаженной Мари, и при этом ни одна мышца не напряжется на его молодом теле. 'Когда мужчина занимается любовью с женщиной, он оказывает ей честь. Он же меня бесчестит', - резюмирует внутренний голос Мари, а равно и самого режиссера.

Тогда Мари начинает искать удовлетворение на стороне. Одним из первых на ее анонимный призыв откликается директор школы. Но на поверку стареющий Казанова оказывается заурядным секс-садистом, способным только таким образом возбуждать свои чувства к противоположному полу. Потому-то в условиях «салонных пыток» вагинальное удовлетворение все же не приносит Мари искомой радости любви.

Более привлекательным для нее вариантом становится случайная связь с «обыкновенным жеребцом», встреченным в ночном клубе. На эту, самую 'опасную' из всех мужских ролей в фильме, Брейя сознательно пригласила порноидола Рокко Сиффреди, который с невозмутимым простодушием демонстрирует свое хорошо эрегированное 28-сантиметровое достоинство (по утверждениям из «достоверных источников», на тот момент уже обслужившее более 4000 партнерш в более чем тысяче порнофильмов).

В этом смысле задача Каролин Дюсе, не столько актрисы, сколько типажа, была на порядок проще уже в силу более 'примитивной' женской физиологии. В отсутствии визуально проявленного либидо ей существовать в порносцене было все же комфортнее, нежели партнеру, который должен поддерживать свой 'статус-кво', демонстрируя своё желание в прямом смысле.

Хитрый умысел Брейя как раз и заключался в том, что лучше всего с этим должен справиться как раз порноактер, у которого физиология всегда в тонусе, а психологические комплексы либо давно атрофировались, либо просто не в состоянии проявиться. Сиффреди абсолютно идентифицируется здесь с фаллосом, что и подчеркивает очередное признание Марии, обращенное не столько к нему, сколько к его члену. 'Чистое желание отдаться незнакомцу похоже на детскую любовь к шоколаду. Я не хочу быть ничем иным, кроме как ямой или дырой, и в этом моя чистота'.

По причине изначальной невозможности 'вагинального кино' выразить себя визуально, ему приходится прибегать к зеркальному отражению, роль которого отводится исключительно фаллосу. Посмотрев на секс не мужским, а женским взглядом, поменяв точку зрения - объект и субъект, Брейя раздвинула в «Романсе» тематические, а равно и художественные рамки, тем самым отважно перешагнув через границу примитивного порно. И сразу же возник необычный ракурс, вызывающий у мужчин, в силу отведенной им придаточной роли, чувство зависимости и даже нетерпимости.

В этом-то и заключается главное отличие 'Романса' от любого порно, где чувства и психология не задействуются вообще, а балом правит физиология. Там любая прелюдия коротка ('Предварительные ласки, вот что я люблю больше всего'), зато кульминация может длиться и длиться, как бы подчеркивая силу и важность самца, главная задача которого как можно дольше поддерживать эрекцию.

А поскольку «Романс» снят именно с позиции вагины, то привычные роли меняются принципиально: мужчине придается второстепенное значение. Однако при всей кажущейся мужчинам примитивности фильма, якобы обращенного к чисто женским проблемам, ему нельзя отказать в искренности и открытости, почти в девственном взгляде на вещи, о которых, казалось, уже сложно сказать что-то оригинальное.

'Романс' гармонично вписался в определившуюся в самом конце столетия тенденцию смыкания арт-кино и порно. Вместо того чтобы изощряться в поисках новых сексуальных метафор, Брейя заявила, что куда более важно показать все так, как оно есть на самом деле. Секс, адекватный самому себе, стал в итоге истинным откровением.

Пока шли премьерные демонстрации 'Романса', в 1999-м приглашаемого на все без исключения крупные кинофестивали, мужчины-критики (и особенно российские) взахлеб смаковали сюжет в своих фестивальных обзорах. Но как только пришло время ставить фильму оценки, они, как правило, ограничивались самыми низкими баллами.

Так воинственный мужской шовинизм по полной программе отыгрался на «Романсе», ополчившись главным образом против 'примитива женской философии', которая базируется здесь не столько на умозрительной работе головного мозга, сколько на инстинктивной природе. Шанс существенно приблизиться к ее пониманию как раз и предоставила Брейя.

Помните, у Жванецкого: 'Никогда не буду женщиной. А интересно, что они чувствуют?'

22 июля 2012 | 18:31
  • тип рецензии:

Не столь однозначная картина, как мне изначально казалось. Состоит в основном из фраз. Главная героиня, проживая свою жизнь в страданиях и непонимании себя, в постоянных столкновениях с собственными желаниями и потребностями в сексе, погружает себя в мысли о никчемности своего существования как женщины и невозможности существования любви между мужчиной и женщиной.

Достаточно опрометчивый шаг, казалось бы, было брать такого персонажа – слабого, с наклонностями нимфоманки, что уже не выигрышно для того вопроса, который поднимается в фильм – темы женщины и ее смысла, но все это, тем не менее, подчеркнет сам образ женщины как объекта в двух разных состояниях.

Большинство мыслей в первом состоянии упирается в одно – женщина – слабое, потерянное и зависимое создание. В том, чтобы помочь понять это принимают участие несколько персонажей, постепенно, а некоторые периодически появляющиеся в фильме – возлюбленный главной героини, который не желает ее в постели, шеф – по сюжету это директор, если не ошибаюсь, той школы, в которой работает главная героиня преподавателем младших классов, он же здорово ей поможет и сыграет эмоционально значимую для нее роль. Кроме этого, первый любовник главной героини и насильник. Итого четверо человек.

Тут стоит отметить, что пускай фильм и откровенен, но нисколько не вульгарен и держится в рамках художественности за исключением, пожалуй, эпизода с родами, где все изображено чересчур реалистично, даже отвратительно.

Необходимо быть готовыми к тому, что большую часть фильма, а точнее, весь фильм будет пропитан довольно жесткими выводами о смысле и значении женщины, некоторые из которых противоречивы, к тому, что главная героиня не даст ни малейшего шанса порадоваться за нее и постоянно будет нагнетать обстановку внутри тебя. И ведет это неминуемо к одной мысли. Но все превратится в ни что, когда наступит концовка, ради которой все и затеивалось.

Фильм интересен в первую очередь рискованностью, что, наблюдая большую часть времени за изнываниями героини, можно в полной мере не прочувствоваться завершением, не осознать его в полной мере. Для кого-то же будет, наверное, все сразу понятным. В любом случае, картина удачная и сильная.

14 февраля 2008 | 04:19
  • тип рецензии:

Мари, учительница французского языка, самозабвенно любит Поля, однако он начинает постепенно проявлять к ней безразличие. Мари с каждым днем, пытаясь вновь обрести Поля, начинает совершать все более дикие и странные поступки.

Фильм 'Романс Х' 1999 года общепризнанно стал самой известной и самой эпатажной режиссерской работой француженки Картин Брейя. Балансируя на грани между откровенной порнографией и типично французской мелодраматической историей, Катрин Брейя создала шокирующий многих зрителей фильм, затронувший актуальную проблему взаимонепонимания между мужчиной и женщиной, проблему сексуальности глазами обычной женщины. 'Романс Х' - это фильм-символ, в котором главные герои являются не живыми персонами, а аллегориями вечной борьбы полов. Причем Картин Брейя смело отстаивает женскую точку зрения на вещи, давая свою сугубо оригинальную оценку событиям в картине.

Актеры в картине играют, безусловно, смело и ярко. Каролин Дюссе блестяще справилась с ролью Мари, создав глубоко драматичный и противоречивый образ. Также отлично справились со своими ролями Сагамор Стевенен, Франсуа Берлеан и Рокко Сиффреди.

Оператор Гиоргос Арванитис снял фильм в откровенной порнографической стилистике, давя зрителя огромным количеством физиологических деталей в картине.

'Романс Х '- нестандартная и эпатажная эротическая драма, которую я рекомендую к просмотру всем поклонникам европейского авторского кино.

10 из 10

14 декабря 2012 | 13:14
  • тип рецензии:

Очень интересный и завораживающий фильм о женщине, которая просто хочет быть любимой. Но ей этого не позволяют. И тогда она решает, что любовь между мужчиной и женщиной - постоянная битва, в которой всеми силами хочет победить. В процессе своих метаний главная героиня предстает перед нами слабой, но в ее слабости заключается колоссальная сила, дающая ей право победить свою главную слабость - бездушного Поля.

Весь фильм для меня - одна большая цитата, которую так и хочется запомнить или записать. Но больше всего мне понравился момент, когда Мари становится матерью, говорит: 'Создавать жизнь - это прекрасно, а все, что было до этого, не имеет значения'.

10 из 10

04 августа 2009 | 19:55
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: