Это не мультик, потому что он не рассчитан на детей. И даже не аниме в строгом смысле слова, скорее это больше чем просто аниме. Это выход за пределы анимационного фильма, это совершенно новый тип фильма, причём высоко художественного и невероятно качественного.
Это анимационный художественный фильм для взрослых, очень реалистично воссоздающий жизнь на дне гигантского мегаполиса.
На мой личный взгляд, главная ценность фильма заключается в необыкновеннейшей истории, случившейся под рождество где-то в подворотнях огромного Токио, а ещё в главных действующих лицах: старик, девочка-беглянка Миюки, престарелый представитель мужчин нетрадиционной ориентации. Все трое - бездомные бродяги, которым судьба, а может быть Господь Бог под праздник подарили очень трудную и неимоверно прекрасную возможность доказать прежде всего самим себе то, что они Люди, что они Хороший Люди, а вовсе не отбросы общества.
В ход стремительно развивающегося почти детективного сюжета с элементами погони и пальбы, умело вплетены истории жизни каждого из трёх персонажей. И автор убедительно нам показывает, что какова бы ни была судьба конкретного бродяги, но на бездомный образ жизни (сколько бы он сам себе и другим бы ни лгал о том) толкает его не горе, не личная трагедия, а бегство. Бегство от действительности, бегство от себя самого, страх и стыд смотреть в глаза людям, которым причинил нестерпимую боль и горе, неспособность принять на себя ответственность за совершенное.
Но в конце концов они доказали себе и всему миру, что они не просто чего-то, а очень даже много чего стоят! Они только внешне плохо выглядят и неприятно пахнут, но внутри у них большие добрые, даже любящие сердца. Сердца, которые в страшный момент оказались способными на геройские поступки!
В течение всего фильма, я страдала, радовалась и переживала вместе с главными героями, болела за них всей душой. И в результате получила несказанное удовольствие от просмотра.
Очень здорово, прямо-таки восхитительно воссоздан кульминационный момент, где анимация имитирует эффект замедленной съёмки, превращающий быстрое движение буквально-таки в полёт в лучах морозного солнца высоко над улицей и толпой зевак, высоко над бренной суетой этого мира. Это самое чудесной место в фильме, во время просмотра которого у меня сердце замерло от восторга.
Превосходно проработаны мимика, характеры и внутренний мир главных персонажей. И если вначале фильма все трое производят совершенно отталкивающее впечатление, то в конце, я уже безмерно любила всех троих.
Вывод: это прямо-таки гениальный шедевр очень не простой, по сути, и в то же время так легко воспринимаемой высокохудожественной анимации, неукладывающийся в рамки ни одного из традиционных видов фильмов и жанров.
Город - огромная, ширящаяся с каждой секундой пропасть. Вечно живая химера, питающаяся соками детей своих, стянутая пропахшей резиной и рвотой удавкой автострад, едва скрывающая под роскошной мантией ярких витрин гнилое нутро замусоренных задворок. В холодном её чреве живут, не замечая друг друга, банкиры и шлюхи, менялы и домохозяйки, состоятельные бездельники и бездомные трудоголики. Пару раз в году у них бывают праздники, заполняющие серые будни обилием бесполезной пестрой мишуры, но чем старше становишься, тем сложнее вспомнить едва уловимый привкус праздничного волшебства. Одни ищут его в старой киноленте с Донной Рид, другие в рождественской открытке от миннеаполисской проститутки, многие вообще предпочитают вести поиски на дне бутылки, ведь так проще и быстрее забыть о том, что же ты искал на самом деле.
Сочельник в Токио Сатоси Кона мало чем отличается от прочих дней в году, разве что поздравительные плакаты встречаются немного чаще рекламы памперсов. Дежурные звонки друзьям и родственникам, парадные костюмы, проповеди, а сопливые ублюдки и вовсе развлекают себя тем, что до полусмерти избивают нищих. Главные герои этой рождественской сказки на первый взгляд неприглядны и отвратительны - сбежавший от семьи бородатый пьяница, старый свихнувшийся гомосексуалист и хамоватая беглянка, у которой неприветливая улица отняла пухлые щечки и веру в завтрашний день. Однако анимационная лента Сатоси Кона - рождественская притча, а потому троица героев тут пусть и смердит той нищенской вонью, что намертво въелась в картонные бараки, но вовсе не отталкивает от себя всех тех, кто способен узреть душу, упрятанную под мешковатые куртки. Там, в душах, пятен тоже хоть отбавляй, стирай не отстираешь, да так уж повелось, что героями рождественских историй не всегда становятся праведники.
События 'Токийских крестных отцов' берут свое начало в куче мусора, где, среди отбросов и книг Достоевского, неразлучное трио вагабондов находит брошенное новорожденное дитя. В рождественскую ночь чудо может встретить человека даже на самом дне, вопрос лишь в том, как этой встречей распорядиться. Кон не напрасно использует в своей истории христианские аллюзии, ведь чем ближе лента к своей развязке, тем ярче и светлее образы, в начале едва проступавшие из асфальтовых трещин и сырых углов. Случайностей тут очень много, ровно как и неожиданных встреч - паломничество к свету людей потерянных неизменно ведет во всех притчах к прощению и надежде. Маленькая жизнь лишь волею случая не угасла словно свеча на морозе, но также и даровала шанс на спасение...Троим? Нет, тех, кому повезет в этот канун будет много больше, ведь город похож клубок, где судьбы спутаны накрепко. Коробка крохотных ценностей Сатоси Кона бездонна: родная дочь всегда простит, придурковатый гей способен любить чистой и платонической любовью, голод и нужда отнимают не только лишний вес, но запросто могут выбить дурь из головы, а встречи никогда не бывают случайными. Хотя на самом интересном месте хитрый режиссер ставит многозначительное многоточие - рождество позади, в храмах догорают свечи, а дальше каждый сам творец своего персонального чуда.
Привычная для Кона эклектика вещей противоречивых иной раз сбивает с толку. И если осью ленты является движение от тоскливой и грязной халупы к светлому празднику рождества, то антураж подобен самому Токио, хаотичному и шумному. Тут в пару минут экранного времени может уместиться и юмор, что чернее Моргана Фримена, и совершенная в своей глубине грусть, которая вдруг сменится нелепой ситуацией. Таская своих героев по пестрым улицам, притонам, больницам и роскошным клубам восточной столицы, Кон словно иллюстрирует собственное видение большого города и его маленьких обитателей, усталых, но не разучившихся любить. Режиссер подчеркнуто дает этим оборванцам выбор между бегством и примирением, состраданием к найденышу и бутылкой саке. И в ход идут привычные и не очень переделки, а дух будущих рождественских святок неожиданно является в образе отдающего концы седобородого алкоголика. В этом странном мире, где по ТВ в сочельник ведут прямую трансляцию попытки суицида, вполне можно обрести свое место, даже если ты всего лишь больной гей, влюбленный в бомжа и фильм 'Звуки музыки'.
Снежинки падают на стеклобетонное тело городской химеры, погружающейся в свой привычный лихорадочный сон. Но пока еще не все её дети утратили привкус праздника, и не для всех он смешался с горечью крепкого алкоголя. Предвкушение чуда, казавшееся в детстве таким естественным чувством, способно изменить, сплотить, вернуть. Улыбки на лицах, счастливые воспоминания и детский смех, крепкий чай с бергамотом, и вот нам уже не хочется прятать лица под выцветший зонт или модный шарф. Пусть химера спит дольше - рано или поздно каждый из поверивших в чудо увидит в ней сгорбившуюся под тяжестью мусора и почерневшую от выхлопов нимфу, снедаемую погрязшими в рутине и лжи детьми своими, но с надеждой смотрящую в предрассветный горизонт.
Воздух,
радугами чреватый,
свои зеркала разбивает
о кроны деревьев.
Они смотрели как падает снег и плакали. Три одиноких, по собственной же воли оставивших привычный мир бродяги, встречающие очередной сочельник на обочине реальности. Тусклые, едва приметные тени, потерявшие не только обсуждаемую во всех кругах Токио надежду, но и всякое желание для дальнейшего, бессмысленного боя с фатумом. Кто же они такие? Об этом я расскажу вам немного позже, а сейчас, пожалуйста, представьте себе маленького, едва вошедшего в этот всесторонний мир младенца, которого в канун Рождества оставили на холоде; груда всевозможных, выцветших от прикосновения времени томов мировой литературы и жители бетонных джунглей, нашедшие несчастное, озябшее дитя близ полного собрания произведений Фёдора Михайловича Достоевского...
Миюки, Джин и Хана. Почти для каждого они всего лишь сумасбродная беглянка, пьяница и артистичный, несколько безумный трансвестит. Кто же они? Отбросы, жалкий мусор, что выбросили в парке, надеясь, что снег погребет не только старые пивные банки? Для каждого, но не для всех. Наверное... Сатоси Кон и Шого Фуруя в своем творении воссоздали не атмосферу рождественского волшебства, хотя и оно пустило корни в этой повести, а некоего иронического обобщения, единения человеческих судеб, что были связаны вместе из- за невозможности признать одну единственную и крайне простую истину. Мой друг, мой персонаж... Ты на коленях. Пора вставать. Каждый из этой троицы совершил в своем прошлом определенное количество ошибок. Страшных, подчас пугающих не только их создателей, но и тех людей, которые их искренне любили. И не случайно был упомянут Достоевский. Не случайны встречи с немногочисленными персонажами, что обособляли для этой троицы тот блеклый, зачастую и вовсе незаметный процесс перерождения. Не всегда приятный, зачастую взывающий к давнему стыду или краху и без того хрупких фантазий относительно себя. Прозрение, воплотившиеся в жизнь.
Впрочем, у всякого рассказа есть тот момент, после которого все происходящее кажется ирреальной иллюзией, существующей далеко не в рамках привычного для многих сновидения- жизни. С младенцем же все будет хорошо. В необходимый момент автор спасет это крошечное существо, незаметно положит на могильную плиту детское питание и запустит картонного змея, когда дитя будет стремительно падать с небоскреба. Все будет хорошо... И потому невольно наблюдаешь не за основной историей, безусловно прекрасной и переполненной предновогодним волшебством, а за вышеупомянутой троицей, людьми, что посетят истоки собственного горя. Произойдет ли это приключение случайно или же будет намеренным решением? На самом то деле это совершенно и не важно. Это ведь не Рождественская песнь в прозе, а всего лишь славный, немного окосевший от холода и виски новогодний блюз.
История 3 крестных проста и понятна каждому. Она как свет внутри коробки. Ты же видишь свет? Также, как его видел режиссер — создатель анимационных отзвуков Твин Пикса и зачастую чересчур искреннего, не испорченного цинизмом видения жизни, которое он отдал каждому своему герою, хотя подобные детали подмечаешь далеко не сразу. Через несколько часов наступит Новый год... Согревая руки об чашку с чаем, создатель этих строк вспоминает все, что произошло с ним за эти 365 дней и попросту смотрит на проплывающие титры. Смотрит и вспоминает близких ему людей, как это делали Джин, Миюки и Хана. Безусловно создатель любит их и желает всем, кто прочитает эти строки приятных праздников.
Знание упомянутого классика русской литературы не избавляет вас от опасности стать его персонажем. А их тут целая троица - маленькая стерва, ворчливый пень и неудавшаяся звезда сцены эксцентричный Кашолка. Токио - город контрастов и они часть узоров в этом кричащем калейдоскопе.
Чужие в мире успеха, надежд, планов. Увязшие в собственной беспомощности, чувстве вины, так старательно они глушили боль грубым и убогим существованием - прятались в коробках, терзали тела на помойках и сырых улицах, опустошали души враньем, обидой на судьбу и жалостью к себе..
В общем, закалялись как сталь.
Но хитрый ангел явился, как всегда, не кстати (ангелы имеют привычку ломать планы...) И понеслось!
Падая и вставая, гневно вопя друг другу: - 'Ты не супергерой из боевика!' - они вышли в финал вполне реальными героями, а подвиг, который они совершили, повернул наконец их жизни, как шанс, выданный в качестве рождественского подарка.
Любовь, Прощение, Чудо - подарок редкий и практически бесценный.
Сатоси Кон. Мое отношение к этому режиссеру крайне неоднозначно. Ведь с одной стороны он гений, который создает интересные и увлекательные истории с живыми героями, с отличным сюжетом и животрепещущими вопросами ответы на которые должен дать сам зритель, а с другой стороны этот хитрый японец, как и Дэвид Линч может очень даже неиллюзорно вынести мозг зрителю. Очень протеворечивая личность, да. И в сегодняшнем обзоре речь пойдет как раз о картине сего славного японца. Итак, это – «Токийские крестные отцы», ну или как перевели эту картину в нашей стране, и перевели неправильно должен заметить – «Однажды в Токио».
Сюжет картины повествует о трех бездомных – циничном пьянице Джине, трансвестите Хане и молодой девушке Миюки, которые являются чем-то вроде импровизированной семьи, хотя Джин и Миюки с подобным умозаключением вряд ли согласятся. И вот в канун рождества неразлучная троица роясь на помойке находят сверток в котором оказывается ребенок, девочка. Казалось бы, надо отдать младенца в полицию и пусть служители права на беспорядок с ним возятся. Так бы поступили многие люди и так хотел поступить Джин, но Хана убедила всех что само проведение послала им этого младенца и что они во что бы то ни стало должны найти родителей девочки. Побурчав немного Джин и Миюки неохотно, а все же соглашаются с доводами Ханы и отправляются на поиски. И это путешествие является не столько поисками родителей маленькой девочки, сколько духовный поход, в котором герои должны будут переосмыслить свою жизнь, наконец-то найти себя и стать свидетелями чуда. Все-таки действие происходит под новый год, а нового года без чудес не бывает.
На самом деле, на самом деле, в фильме намешано столько жанров, что выделить какой-то один не представляется возможным. Это и сказка, ведь герои не раз и не два станут свидетелями чуда и того что их что-то оберегает. Может быть это малышка которую бездомные прозвали Ангелом, либо это ангел-хранитель не дает героям погибнуть, но факт остается фактом, в данной картине действует сила, добрая сила что защищает трех бездомных взваливших на себя груз ответственности в лице младенца. Это и драма, так как каждый из героев пережил тяжелую психологическую травму, в результате которой отказался от своей обычной жизни и стал бездомным. Вдаваться в подробности того как это произошло я все же не буду, дабы не портить вам впечатление от просмотра, но одну вещь скажу после откровений Джина, Ханы и Миюки вы будете несколько иначе смотреть на этих персонажей и чем черт не шутит, может полюбите героев всем сердцем. Так же это и психологический фильм, даром что видений и глубокого погружения во внутренний мир героев будет предостаточно. Да и в сознании зрителя Сатоси Кон покопаться сумеет, и возможно после просмотра вы несколько иначе будете смотреть на те или иные события. А может и нет. Кто знает? А еще это комедия. Но не та комедия где зритель будет смеяться до упаду и не та комедия где шутки вызывают прямо противоположный эффект. Шутки что присутствуют в картине способны вызвать улыбку и разряжают ту мрачную атмосферу что царит в картине, ведь несмотря на грядущий праздник, тут присутствуют подростки избивающие бездомных ради развлечения и это мрачная сторона нашего с вами мира с которой мы вынуждены либо мирится либо пытаться хоть что-то изменить. Но даже не смотря на то что в данной картине намешано столько разных жанров фильм они не портят, а скорее даже наоборот – происходящее столь сильно напоминает нашу суровую действительность насколько это вообще возможно для художественного произведения.
Подводя итог, хочется сказать следующее, данная картина показывает зрителю что не существует ненужных людей. Мы все оказались в этом мире не случайно и одно наше существование уже способно изменить множество жизней. Поэтому не разбрасывайтесь своей жизнью понапрасну ведь может быть, где-нибудь лежит младенец который ждет что вы придете за ним и вернете ребенка его законным родителям, а во время этих поисков сможете решить все семейные неурядицы и найти себя. «Токийские крестные отцы» на своем примере показали, как же важно не опускать руки, двигаться вперед несмотря ни на что и не проходить мимо чужой беды. Нам есть чему поучится у этих людей.
Очень жизненное, доброе и весёлое аниме. Наверное, лучше всего его смотреть под Рождество, но и любой тёплый вечер с благодушным настроением сгодится.
История в духе американских фильмов с чувством неизменного 'хэппи-энда' впереди, с неожиданными и интересными совпадениями, встречами, находками. Прорисовка персонажей и их характеров потрясающая! Настроение после просмотра заметно улучшилось, чего желаю и всем остальным!
'Однажды в Токио' - это добрая история про трех бездомных — алкоголика Джина, трансвестита Хану и беглую беспризорницу Миюки, нашедших в помойке новорожденного ребенка. В происходящем, как и в самой рисовке, порой далеки от сказочности - множество неприятных персонажей, насилие, безумие, наркотики, алкоголизм и прочая грязь. Да и главные действующие лица далеки от привычных всем героев, рыцарей и принцесс - 'отбросы общества', 'мусор', 'изгои', как они сами о себе говорят. Все они оказались на улице из-за различных, не очень хороших, поступков, и у всех из них есть свои недостатки.
Но как бы странно это не звучало, 'Tokyo Godfathers' действительно сказка. Необычная, трогательная, в которую верится. Здесь нет четкого противостояния добра и зла, а отрицательные персонажи, порой, оказываются не такими уж плохими. Главные герои - эти странные, неприятные, грубые и грязные люди - с каждой минутой вызывают все больше понимания и сопереживания, становясь к концу словно родными.
Это отличный образчик аниме, который можно посоветовать даже далеким от мира анимации людям.
Кроме доброй истории про поиски родителей малышонка здесь еще много такого, о чем можно подумать. С малышонком все будет в порядке - его опекают высшие силы: они подкинут вовремя еду и пеленки, уведут с места, куда через минуту врежется машина, вздуют порывом ветра полотнище рекламного плаката и тем самым не дадут ребенку разбиться насмерть при падении с многоэтажного дома. И ночь в самом гнусном притоне, где под ногами хрустят шприцы, принесет ему только сон в тепле и грудное вскармливание. Даже постоянное пребывание на морозе дитю ничего не будет стоить. А значит, уж точно есть в этой истории что-то еще)
Всем godfathers малышонка - бездомным, живущим в картонной коробке, - 'бродяге, педику, беглянке' - есть куда вернуться. И всем им мешают очень похожие причины: каждый из них совершил дома что-то такое, что не хочется расхлебывать: возвращать долги, отвечать за хулиганство, просить прощения у родных, которых жестоко и незаслуженно обидели. Никто из них не является 'жертвой судьбы' или страдальцем.
Но похоже эта история с дитем изменила их - и высшие силы наверняка дадут им еще один шанс)
P.S. нельзя пройти мимо того, как неприглядно в фильме показан Токио: убогие палатки-ночлежки под небоскребами, мафиозная свадьба, подростки, забивающие бродяг арматурой, - такую Японию нам обычно не показывают.
Еще одно аниме, которое стоит смотреть, даже если вы не поклонник этого стиля анимации.
Эмоции после просмотра много, но главная, которая остается - это любовь родителей к детям и детей к родителям. Автор очень хорошо с долей своего юмора повествует о приключениях бездомных, рассказывая о том, что они тоже люди, что им тоже не чужды человеческие эмоции, и что они так же могут любить. По части сюжета и логики данное аниме выше всяких похвал.
Смотрел с дубляжом - лучше не стоит. Он хорош, но перекрывает всю музыку и под конец уже откровенно становится слабым.
Для большей атмосферы лучше смотреть под вечер зимой, когда на улице идет снег. Думаю тогда вы точно проникнитесь чудесами и совпадениями, которыми наполнено аниме, и получите правильные эмоции от просмотра.
Сразу хочу предупредить, что эта рецензия содержит спойлеры. Мне не представляется возможным попытка разобрать картину без пересказа некоторых деталей сюжета, а вдаваться в банальности (петь дифирамбы фильму или, наоборот, строчить многословную отповедь, лишенную конкретики) не хочется. Мною движет единственное желание — показать некоторые детали структуры и попытаться дать им какое-никакое объяснение.
Сатоси Кон — удивительный режиссер. Если сравнивать его с западной литературной традицией, то на ум приходит лишь Флобер: та же удивительная скрупулезность в создании фабулы, то же повышенное внимание к стилю повествования, то же слишком явное различие произведений между собой. Но все же основные приемы Кона не скрыть от внимательного глаза: интерес к психологическим аномалиям, гротеск, мрачность, повсеместная тема полового влечения. «Однажды в Токио» выглядит очень странно на фоне остальных произведений мастера, где сюжет построен на игре с различными пластами реальности. Так можно ли найти ту же игру Кона в этом фильме? Попробуем разобраться.
Картина сразу вводит зрителя в свою христианскую метафорику. Детишки поют песни о рождении Иисуса — мотив детей и всего, что с ними связано, будет пронизывать кино на всех уровнях повествования. Главные герои — трансвестит, старик и девочка — примечательны уже даже своим числом. Напомню, что именно три волхва (Мельхиор, Бальтазар и Каспер) принесли дары в пещеру новорожденному Христу, а триединство Бога — основной догмат христианства. Тот факт, что они бродяги (именно так их именует автор субтитров), тоже не случаен — не нова эта христианская мысль, что спасение придет к павшим, как это, например, происходит в поэме Блока «Двенадцать» или у Достоевского, книжку которого герои находят на помойке. От начала и до конца наша троица проходит путь становления: сюжетная ветка каждого персонажа проиходит к логическому концу, они не статичны — каждый изменится к концу фильма. Центральное событие — нахождение ребенка на свалке — символизирует спасение, дарованное свыше, благую весть.
Но откуда в японской анимационной ленте столько аллюзий на западные религиозные сюжеты: Япония уж точно не самая христианская страна, а в других фильмах Кона нет и тени намека на чрезмерную набожность автора? Где подвох?
У меня есть единственная версия: в структуре. Именно структура отличает «Однажды в Токио» от других фильмов Кона — повествование здесь вполне линейно и «реальность», выстраиваемая автором, едина. Сюжет слишком класичен, совпадений чересчур много, на них построено все. Особенно это видно в конце, где игра в совпадения доходит до абсурда и оставляет ощущение какой-то иллюзорности, фальшивости всего происходящего. «Пустота. Но при мысли о ней / видишь вдруг как бы свет ниоткуда» — так работают все сюжетные повороты. Фильм, выстроенный, как христианская притча, которая всегда базируется на чуде, скорее эту форму притчи пародирует, чем ей следует. Фальшивость выстроенной реальности подтверждается титрами, где домики на фоне пускаются в пляс; создается такое ощущение, что Кон ставит под сомнение сам религиозный механизм чуда.
Спорить о фигуре Сатоси Кона можно бесконечно, но не признать, что он уже классик, сложно — достаточно посмотреть, какое влияние оказал японский мастер на западный кинематограф. Но это не главное, а главное — то, что художественный мир его картин сложен, глубок и поощряет копание. «Ищите, и обрящете»