Иногда так бывает, что после просмотра очередного (не важно какого по счету) фильма, из зала кинотеатра выходишь, как бы еще прибывая на сеансе. Ты идешь к выходу, рассеяно покупая бутылочку воды в буфете, чтобы промочить успевшее пересохнуть за два часа горло, медленно выходишь на улицу, даже не замечая едва накрапывающего дождя. Добираешься до дома, и только там понимаешь, насколько сильное влияние на тебя оказала на данный момент, возможно лучшая работа одного из самых самобытных режиссеров современности Леоса Каракса.
Молчание длинною в 13 лет не могло не пройти незамеченным, так что не удивительно, что нынешнее поколение «влюбленных в кино» лишь отдаленно знакомо с французским постановщиком, тем более что за ним в определенных кругах закрепилась слава создателя практически «несмотрибельных» экспериментов. О чем же его новый фильм? Вопрос вроде бы простой, но вряд ли найдутся хотя бы два человека во всем мире, которые воспримут его одинаково. Итак, после пролога, в котором на минуточку появился сам Каракс, перед нами разворачивается настоящая феерия, пронзительно-фантасмагорическая история, насквозь пронизанная целой уймой по-своему прекрасных образов. Можно без конца расписывать каждую минуту этой притчи, посвященной полностью и целиком кинематографу, ибо каждая из реинкарнаций Оскара — это маленький шедевр сценарного, актерского и визуально-звукового искусства. За менее чем двухчасовой хронометраж зритель будет грустить, смеяться, злиться, удивляться, жалеть и в конце концов, переживать за главного героя, как за родного. Стоит ли говорить, что до сего момента современное кино было не в состоянии подарить такую полноценную гамму эмоций.
А помимо чисто эстетического удовольствия, картина способна рассказать в весьма доступной форме, что такое быть актером. И тут следует оговориться, что потрясающе сильный образ здесь воплотил неподражаемый Дени Лаван, можно сказать сыгравший сразу около десятка ролей. Он был в шкуре умирающего старика, встречал свою старую любовь, убивал, умирал сам — но все это были лишь мимолетные, запланированные встречи. Своего рода актерские партии, да и сам он никто иной, как артист, играющий всего лишь ради «красоты непристойного жеста», как он сам заявляет в одной из сцен. А помимо всего прочего, есть в этой постановке и режиссер, и сценарист, и камеры, несмотря даже на то, «они стали такими маленькими», которые одновременно и являются святыми моторами. В данном случае эту роль играют лимузины, к которым совсем не сложно провести параллель после диалога одушевленных механизмов на автостоянке.
И еще не раз во время просмотра екнет в сердце, когда придет полное осознание месседжа творения Каракса. Дело даже не в автобиографических нотках, которые то и дело проскальзывают тут и там (тем более что большинство их просто не заметят), а в совершенно искреннем желании рассказать о такой вещи, как всепроникающая сила кино. Не стесняясь при этом создать очень личное (надпись в конце фильма «Катя, тебе» означает, что снимал Каракас в память о своей умершей жене, можно сказать, в первую очередь для нее, а потом для нас) эмоционально мощнейшие творение чистой красоты, играющее вроде бы на самых простых человеческих чувствах, но в итоге делающее это так изящно и оригинально, что не возникает никакого желания искать недостатки в этом мрачном, гротескном шедевре или не дай бог обзывать его претенциозной чушью, как в свою очередь поступил ничтожный процент закомплексованных жюри Каннского фестиваля, что и не позволило забрать «Святым моторам» заслуженный главный приз.
Можно только добавить, что в этот раз арт-хаусная составляющая сего произведения искусства не помешала наполнить ленту шикарными техническими изысками, которые казалось бы более уместны в типичном мейнстриме, или же хотя бы в смешении этих двух совершенно разных направлений. Доведенный до совершенства визуальный ряд идеально сочетается со сразу несколькими сюжетными линиями, тщательно выверенная арт-инсталляция отдельных моментов плотно оседает в памяти довольно надолго, а буйство красок все чаще начинает проявлять себя во второй половине действия, когда уже кажется, что сюрреалистично-электичная атмосфера больше не сможет принять более изощренные формы провокационного содержания, которое в свою очередь к началу финальных титров способно подвести своего зрителя к настоящему катарсису.
Безсмысленность существования и способ заглушить ее.
Сразу хочу отметить, что 'Holy motors' — это фильм, открытый к интерпретации. То есть, какими смыслами его наделят, так он и буде восприниматься. Это говорит о многогранности и разносторонности картины Каракса, в которой сюжет только начинается, но заканчивается в голове зрителя.
Главный герой Оскар, некое безликое человекоподобное существо, поддающееся метаморфозам. Эти метаморфозы обусловлены временем, ситуацией и людьми, что в фильме обобщается словом 'встреча'. При каждой 'встреча' кардинально меняется не только облик героя, но и его душа, верующая, что именно таковой она является на самом деле.
То человекоподобный стает бабушкой-попрошайкой, то неким футуристическим персонажем, вовлеченным в виртульный мир, то он убийца самого себя, то умирающий багатей. И как только 'встреча' заканчивается, герой тут же осознает, что он никто и зовут его никак.
Исполняя свою роль, Оскар, придает смысл своему существованию. В погоне за вкусом жизни он примеряет на себя разные маски, меняет кожу, волосы и ногти. Изменения касаются не только его физической стороны: сами мысли в его голове являются чужими и всегда меняются, в зависимости от типа «встречи».
Режиссер на преувеличенных примерах показал, как человек исполняет те или иные роли, пробует их, растворяется в них и забывает, кто же он на самом деле. И существует ли на самом деле человек без этих ролей. Так же остро стоит вопрос, может ли мы, люди, имитируя действия или чувства, действительно жить ими и ощущать их.
Самым насыщенным моментом, как по мне, был фрагмент с аккордеоном, когда герой, не перевоплощаясь ни в кого, несколько минут есть самим собой. В этот раз он играет не роль, а музыку, которая не вписывается в фон фильма и входит в конфликт з предыдущими и следующими бутафорскими и гиперболизированными эпизодами. Это миг прозрения, легкости и подлинности.
Машины в развязке тоже порадовали. Они, как по мне, олицетворяют не только властность технологий над человеком. Это нечто большее. Они показывают весь тот смысл существования, который люди создали для себя, и которого нет вне человека, но без которого и нет самого человека. Созданный ранее значение жизни живет в людях, двигает ими и скрывает темноту, окружающую их. В этой темноте вроде бы все вместе, но на самом деле каждый по отдельности справляется с экзистенциальным одиночеством, заброшенностью и с самой темнотой, возникающей как только испаряется смысл.
Говоря просто и коротко, я в восторге от просмотра. Наслаждался каждой минутой от начала до конца. Его, наверное, нужно воспринимать не логически и рационально, а иррационально и эмоциями.
Как же тщетны попытки подобрать эпитеты к картине, пронизанной совершенной горечью, запахом смерти — и поэтому, вероятно, вышедшей такой легкой, простой и внятной.
Holy Mоtors — если коротко, совершенно универсальное кино. Его можно показывать детям, подросткам, ставить в прайм-тайм — пожалуй, только все пронизывающая горечь картины способна помешать диалогу со зрителем.
Каракс снял фильм совершенно обо всем. То есть, у крупных режиссеров все-таки принята заглавная тема. Борьба личности с социумом, например (смотрите все фильмы Формана — Амадей, Кукушку, Ларри Флинта и пр.) Визуальное эстетство мощных экранизаций (фильмы Кубрика). Бессмысленность насилия, как такового (некоторые вещи СКорсезе и Копполы). Holy MOtors производит неизгладимое впечатление, поскольку не ясно за что взяться — это фильм обо всем на свете; ответ «о жизни» на вопрос «о чем это?» наконец-то проявил свою точность и верность.
Дени Лаван садится утром в лимузин — как мы — и надевает десять масок — как мы — чтобы… чтобы что? Чтобы прийти ночью домой и лечь спать в ожидании завтрашнего дня. Смерть, убийство, иллюзии, любовь, смена ролей — все это не пустое, но довольно банальное наполнение жизни человека, который все-равно заснет ночью — и кто знает, проснется ли снова следующим утром.
Gарадоксальный вывод, предложенный главным героем на вопрос героя Мишеля Пbкколи — «Что заставляет тебя держаться, Оскар?» — «Красота процесса». Как легко, красиво и просто.
Даже смерть Кайли под великолепную вещь, написанную Нилом Хэммоном, пронизана какой-то светлой грустью. Да, умерла; да, спрыгнула с моста; жизнь других не лучше и пока что она продолжается, а раз так — пусть все будет красиво — хоть и пока.
Последний на текущий момент фильм французского режиссера Леоса Каракса, обожаемого мною уже только за полторы ленты, виденные ранее («Любовники с Нового моста», новелла из альманаха «Токио!»).
Безумие, умноженное на страдание — «Я одинок и хочу стать сумасшедшим». Год назад ушла в лучший мир Екатерина Голубева — близкая подруга и главная муза позднего Каракса, сыгравшая у него в «Поле Х». Если иметь ввиду этот немаловажный факт, а также чутко реагировать на авторские подсказки (не только на закрывающий титр-посвящение и имена мужских персонажей, совпадающие с настоящим именем самого Каракса, но и на вполне прямое «Начинаешь особенно чувствовать жизнь, встретив смерть других»), то воспринимать весь фильм, всю вереницу сменяющих друг друга инкарнаций главного героя можно и, наверное, следует с учетом указанного личностного подтекста. Страх поднять глаза, переставшие видеть что-либо, кроме проносящихся мимо ног по мостовой. Невыраженная, невыплеснутая, буквально демоническая страсть, чувствующая себя не слишком уютно в мире новых технологий. Столкновение уродства и красоты, похищение Красавицы Чудовищем. Далее-далее...
Можно, впрочем, даже с учетом бэкграунда воспринимать происходящее на экране чуть более доступно и приземленно. Вспомнить хотя бы то расхожее выражение, согласно которому все мы в некоторой степени актеры и одну за другой меняем маски в театре, бесконечно гастролирующем сквозь жизнь; несемся вперед, лишь бы успеть, подгоняемые этими, черт возьми, «святыми моторами», этим новым веком корпораций и действительно людей-функций, когда случайное «прости, мне пора бежать» незаметно перерастает в трагическое «у нас двадцать минут, чтобы наверстать упущенное за двадцать лет». Приятно также, что Каракса, кроме прочего, не покидает в настоящем случае и свойственная ему диковатая ирония — преисполненные едкого цинизма детали вроде могильных плит с надписью «Посетите мой веб-сайт»; эдакая пародийность самих образов, примеряемых Оскаром (особенно показателен в этом смысле эпизод заказного убийства); разухабистый музыкальный антракт, возникающий именно там, где зрителя впервые тянет посмотреть на часы; наконец, поданные с определенным демонстративным стебом все эти, извините, сиськи-письки, за которые массовая аудитория частенько не долюбливает арт-хаус.
Другой вопрос, что при всех плюсах, при всей удачно реализованной драматургии картины, задействованные в ней метафоры порой, что называется, слишком «толсты», да и ритмически фильм в целом выходит не слишком ровным, затянутым во второй половине. Говорить о некотором фабульном сходстве (основная локация) с недавним «Космополисом» Дэвида Кроненберга, наверное, и вовсе не стоит, ибо, по-большому счету, несмотря на любые возможные аналогии, так, как Каракс, сегодня, пожалуй, все-таки никто не снимает. Безумно, едко, дико (эти эпитеты я уже использовал выше и еще раз их подчеркну), по-своему оригинально, но главное эмоционально сильно, отчаянно, трогательно, пронзительно, искренне. Прекрасное авторское кино-чувство. Безусловно, одно из лучших в этом году.
Леос Каракс - один из самых загадочных режиссёров планеты. Он прослыл подающим надежды дебютантом, но вскоре пал в глазах критиков. Не совсем понятно мне за что, все его фильмы - это состояние его собственной души, которой он делится с нами. А Дэни Лаван - это рассказчик историй Леоса. Святые моторы я ждал наверно гораздо больше любого другого фильма в этом году (даже больше мстителей или каких-либо других громких проектов), именно потому что этот человек молчал 10 лет, и я так сокрушался когда его выход в России так поздно поставили - завидовал каждому человеку, который был в Каннах и наслаждался этим зрелищем. Ну и вот он, момент истины, настал вчера вечером...
...и честно говоря потряс меня с головы до пят.
Святые моторы - кто же это? Главные герои, которые играют в людей, автомобили, которые служат им, или что-то ещё выше, на совсем другой плоскости и в другой реальности?
Фильм Леоса повествует о безотносительности человеческой жизни, об изменчивости натуры каждого индивида в этом мире. Главный герой Оскар каждые 10 минут надевает новую маску - сейчас он старушка, через 5 минут обклеен датчиками, ещё через 5 он бомж, ещё через 5 - палач, а в следующие пять минут он примерный и любящий отец, готовый поговорить со своей дочерью об отношениях...
Этот фильм - это метафора всему тому, чем каждый себя являет. Это совокупный образ не людей, а человека, который не имеет лица, а имеет лишь маски. А весь мир - это маскарад, в котором всё обговорено заранее и все встречи неслучайны. И если хоть один винтик в этом механизме повернет неправильно - мотор заглохнет. Наша душа заглохнет, как всё в этом мире.
Великолепный Дэни Лаван заставляет с каждым новым образом не верить в то, что все они один человек, который играет новые роли. Ева Мендес как символ божественной красоты тоже идеально подошла на роль. Мишель Пикколи в роли таксиста и по совместительству посредника между Оскаром и работодателем - она феерична! Каждая реплика холодная и в то же время с душой. Ну и Кайли Миноуг, которая своим финальным перформансом заставляет не просто плакать - рыдать и думать о несовершенстве мира и этой небесной механики. Мои личные овации.
Что можно ещё к этому добавить? Леос Каракс снял, пожалуй, один из главных фильмов эпохи, перекроил все стереотипы и написал их заново, открыл себя заново, разрушил систему кино в принципе и создал свою, неповторимую картину киношедевра. За 2 часа вы будете плакать, смеяться, страдать, и просто жить, как живёт каждый человек ежедневно. Отдельное спасибо за блестящую и смешную интермиссию. Рекомендую всем и каждому.
Философский и очень сложный для восприятия фильм-притча для думающего зрителя
Фильм «Корпорация «Святые моторы» - один из ярчайших представителей неамериканского, авторского, арт-хаусного кино в 2012 году и, соответственно, один из потенциальных претендентов на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». С момента премьеры на Канском Кинофестивале данная лента снискала восторженные отзывы у критиков, которые отмечали неординарный подход создателей фильма к съемочному процессу и к самому фильму.
Критики в восторге, эксперты в шоке, а что делать простому зрителю? Давайте выясним, стоит ли смотреть этот фильм именно Вам. Для этого отметим некоторые особенности «Корпорации «Святые моторы».
1. Загадочный, странный и даже психоделический, но тем не менее интересный сюжет. Думаю, что если Вас не остановило и не озадачило название этого фильма, то думаю, что Вы вполне способны осилить эту картину и досмотреть её до конца (в зале к концу сеанса осталось меньше половины зрителей, хотя их и так было немного). От себя скажу, что «Корпорация «Святые моторы» - это самый странный, непонятный, но вместе с тем глубокий и интересный фильм со времен «Малхолланд Драйв». Сюжет данного фильма крайне трудно описать словами, ибо его вообще очень сложно понять. Думаю, что не могу сказать про сюжет больше, чем написано в соответствующем разделе данного сайта. Скажу только, что, несмотря на кажущуюся затянутость, упомянутую мною вышу странность всего происходящего на экране, а также на практически полное отсутствие хоть сколько-нибудь продуктивных диалогов, фильм действительно интересно смотреть. Всё происходящее на экране настолько интригует и вводит в замешательство, что ты невольно напрягаешь все существующие у тебя извилины, чтобы уловить смысл фильма. И это, поверьте мне, интересно. И будет ещё интереснее, если Вы посмотрите этот фильм вместе с кем-то, потому что мнения на счёт увиденного у Вас и вашего знакомого будут абсолютно разными. В общем, «Корпорация «Святые моторы» - это фильм-притча, фильм-загадка, которую разгадает далеко не каждый, а каждый, кто её разгадает (да простите мне мою тавтологию), – разгадает её совершенно по-своему.*
* - Сразу же предупреждаю, что доброй половине зрителей данный фильм покажется полным бредом и плодом деятельности обкурившихся маразматиков.
2. Невероятная мораль и совершенно новая глубина философских рассуждений. Что говорит, данный фильм полон глубочайших дум и размышлений на самые различные темы. Причем все эти рассуждения представлены косвенно. Создатели фильма будто бы специально нацеливают нас анализ ситуаций, происходящих на экране. Они негласно задают нам вопросы о бытие человека, о сущности человеческой личности, о наличии и содержании у человека души о природе любви и мыслей и о многих, многих других глубоких общефилософских проблемах. Особенно мне понравилась мысль о том, что в нашем современном материальном мире, в котором каждый человек стремиться улучшить свою жизнь и максимально обеспечить себя, переступая при этом не только через официальные законы, но и через вековые моральные принципы – в этом мире святыми могут быть только материальные вещи, машины, орудия, которыми человек совершает все свои за частую ужасные действия. Лично я так понял одну из главных мыслей данного фильма.
3. Пугающая и завораживающая непривычная красота. Данный фильм всячески рушит устоявшиеся веками законы эстетики. «Корпорация «Святые моторы» - это действительно (даже чисто визуально) красивый фильм. Грязь, кровь, уродливые персонажи, не пойми что вытворяющие, неприкрытые гениталии, суперреалистичность в демонстрации действительности… Как? Вы спросите, как это можно назвать красивым? Но можно, поверьте можно. Благодаря сложнейшей и нетривиальной операторской работе всё это просто завораживает. К тому же нельзя не отметить Париж, который в этом фильме предстает перед нами в совершенно новом свете и кажется нам каким-то живым организмом. Особый вклад в эстетику данного фильма вносит музыка. Действительно, музыкальное сопровождение у данной ленты просто восхитительное. Музыка настолько глубока, пронзительна и уместна, что невольно трогает зрителя. Отдельного восхищения заслуживает песня «Who We Were» в исполнении Кайли Миноуг, которая так проста, красива и так подходит под происходящее на экране, что даже самый черствый зритель растает и задумается над проблемами, поднимаемыми в данном фильме. Кстати, многие критике прочат этой песни номинацию на «Оскар». В общем, этот фильм стоит смотреть хотя бы из-за музыки и просто потрясающей песни.
4. Актерская игра за гранью привычных актерских школ и методов. Практически во всех фильмах можно проследить какой техникой и какими методами конкретной актерской школы пользуются актеры. В «Корпорации «Святые моторы» это сделать практически невозможно, так как актеры в этом фильме не просто играю отведенные им роли, а проживают жизни своих персонажей. Особого восхищения заслуживает Дени Леван, который играет главную роль. В рамках этой роли он преображается в массу совершенно разных персонажей, и делает он это просто блестяще! Все эти персонажи выглядят настолько самобытно и интересно, что порою не веришь, что их всех играет один человек, а эффект изменений достигается за счет элементарного грима и одежды. Также хочу похвалить Кайли Миноуг. Для меня она раскрылась как потрясающая драматическая актриса. Хоть её роль очень небольшая по своему объему, но её персонаж запоминается. Браво актерам, за их нестандартную игру и неподдельные эмоции на экране.
Подводя итог, стоит сказать, что «Корпорация «Святые моторы» - это очень сложный, глубокий и многослойный фильм, который навсегда останется загадкой для многих критиков и простых зрителей. Так или иначе, этот фильм стоит посмотреть людям, претендующим на звание философов, профессионалов в области киноиндустрии, а также всем желающим увидеть сверхоригинальный фильм, у которого просто нет аналогов.
Давайте надеяться, что 'моторы' есть, и они святые.
Вряд ли режиссер вначале пришел к некой простой и банальной мысли типа 'жизнь-это театр, а люди -актеры', а потом решил проиллюстрировать её, или ещё хуже зашифровать- пусть попробуют догадаются, чтобы некий зритель после двух часов мучений облегченно прозрел: 'Ааа, вот оно что!'.
Я думаю, режиссер и сам хотел бы ответить на поставленный вопрос, а ответив, не стал бы снимать фильм. Именно так, а не наоборот.
Вначале кажется, что фильм о пресыщенном богаче, который гоняется за новыми ощущениями и спешит прожить несколько жизней. Но достаточно быстро становится понятно, что это не так. Ошущения не могут быть от иммитации: ты не можешь получить наслаждения от воды, если не испытываешь сильной жажды; так же нельзя бояться от иммитации страха, или страдать от иммитации любви. В этом случае диалог отца с дочерью в машине становится пластмассовым, абсурдным.
Потом возникает мысль о некоем театре для таинственных зрителей. Более свежая мысль, тем более в наше время всевозможных сериалов с иммитацией жизни в стиле 'Шоу Трумана'. Сюжет можно было бы дополнительно оживить закольцевав, заставив героя переодеться в маску Евы Мендес и повторно проиграть сцену, только с её стороны. Но и это не спасло бы вторичности посыла- это уже когда то было.
Сарказм над индустрией кино, где режиссер пытается впечатлить безликих зрителей, как ненасытные воронки ждущих всё новых ощущений, а он, режиссёр, так и хочет воскликнуть в стиле героя из фильма 'Зеркало для героя': 'Вы думаете я железный?!'? Может быть, может быть. Действительно, публика алчет, и даже если она алчет не нового 'Паука', 'Терминатора', или 'Санта Барбара', всё равно она ненасытна, проглатывает кровь и слёзы, даже если они натуральные.
Взгляд свыше, в том смысле, что моторы действительно 'святые' и они нас куда то и зачем то везут? Может быть и так. Не самый, кстати, худший вариант. Хуже если моторы не святые, или не везут, или везут сами не зная куда.
Режиссер, если не лгут сми, после долгого молчания, после смерти любимой жены, так и не сумев привлечь деньги на то, что Непаук или Негаррипоттер, снял возможно крик души. А крик он на то и крик, что несдержан и непросчитан. Крик отчаяния, что жинь-театр, что актеры в нем все, в том числе и зрители, и режиссер. Что проходим мы через жизнь не ведая себя, своей дороги, как бы исполняя роль. Что зрителю нужен не крик, а зрелища. Что неведомый сценарист порой уж слишком неведом. Что, впрочем, крик он и без 'что' -крик.
В воображаемом зале сидят зрители, они добрые и умные, и всё понимают. И сценарист смотрит сверху. Или снизу...
Все мы актеры в этом мире, только главный зритель невидим и наблюдает за нами скрытно извне.
После короткого метра в альманахе 'Токио' Леос Каракс вернулся с фильмом, который точно не оставляет равнодушным зрителя и заставляет размышлять над увиденным. Описать происходящее на экране однозначно не представляется возможным.
Кажется, что в целом фильм - посвящение кино, актерам и ролям, которые актеры проживают как новую жизнь. Для гениального актера войти в образ - это стать данной личностью, заменив свое 'я' чужой личиной, при этом зачастую стирается граница между реальностью и актерской игрой; иллюзия становится реальностью. Только для героя Holy Motors нет ни зрителя, ни режиссера, ни съемочной группы - всё это вроде как обычная жизнь, но по заранее написанному сценарию, при этом всё это иллюзия. Сыграть надо так как будто это твоя самая главная роль.
Но кто пишет сценарий, кто управляет действиями героя? А может быть это не закрытый Клуб 'Священные моторы', а большинство людей на Земле на самом деле играют по заранее подготовленному сценарию?
Происходящее в 'Holy Motors' по духу напомнило сцену из Малхолланд-драйв в театре Silencio, а также произведения Пелевина. При просмотре фильма зритель переживает абсолютно разные чувства - любовь, ненависть, романтизм и ужас; смех и одновременно шок. Это фильм с долгим послевкусием, после его дегустации он не отпускает тебя сразу, отдельные сцены смакуешь и спустя время.