Не думала, что есть фильм о ужасе наркомании сильнее 'Реквием по мечте' и 'На игле', оказывается есть.
Рассказ ведется от лица главного героя и автора 'Дневников баскетболиста', шестнадцатилетнего подростка, играющего в эту замечательную игру и пишущего хорошие стихи. К несчастью, он и его друзья увлекаются наркотиками, и далее следует жуткая картина падения, описанная с убийственным натурализмом, без всякой романтики и оправданий. Эту мощную, потрясающую до глубины души драму нужно бесплатно показывать во всех школах.
'Джим Кэррол считается культовым писателем Нью-Йорка — и многие хотели экранизировать его автобиографический роман о подростке-наркомане, написанный ещё в 1978 году. Несмотря на то, что некоторые американские критики назвали киноверсию дебютанта Скотта Кэлверта (ранее он снимал видеоклипы) больше похожей на «жидкий чай», эта весьма скромная по затратам картина вполне неплохо прошла в прокате США. И она убедительно, порой безжалостно, хотя без чувства физического отвращения (на чём себя можно нередко поймать во время просмотра других лент о наркотизирующихся героях), а главное — эмоционально волнующе рассказывает историю мальчика из католического колледжа святого Вита. Он увлекается баскетболом, сочиняет стихи, ведёт откровенный дневник, но, к несчастью, постепенно превращается в наркомана, готового на преступление ради очередной дозы отравы.
Прежде всего, вызывает восхищение актёрская работа юного Леонардо Ди Каприо, который уже выдвигался в 1994 году на премию «Оскар» за роль в фильме «Что гложет Гилберта Грейпа?». Кстати, из той же ленты позаимствована и Джульетт Льюис, которая не раз играла порочных и почти отталкивающих созданий, но в этой работе рискнула пойти ещё дальше, воплотив на экране образ бруклинской проститутки-наркоманки, оказывающей любые услуги всего лишь за 15 долларов.
Кроме того, было бы интересно сопоставить игровую картину «Дневник баскетболиста», имеющую реальную основу, с документальным фильмом «Баскетбольные мечты» (1994), который вызвал большой резонанс в США. Ведь жизнь может устроить такую «ломку», каковую даже не испытывал ни один из наркоманов. Джим Кэррол смог спастись от крушения надежд и просто выжить благодаря «волшебной силе искусства», что может показаться немножко банальным. Но это ведь подлинная история во всех смыслах данного слова.'
Молодой ДиКаприо поразил меня своей игрой, правдивостью, я давно не верила настолько актёрам.
Музыкальное сопровождение фильма - это песни и музыка главного героя - Джима Кэррола , чьи дневники взяли как прототип для описания жизни подростка на улице.
На тему наркотиков и их вреда на жизнь людей снято чертовски много фильмов. Большинство это просто госзаказы, от чего сюжеты в них просто пестрят морализаторством и пропагандой. На мой взгляд, это наоборот, отвлекает зрителя и не дает ему целиком проникнуться темой. «Дневник баскетболиста» относится к той категории фильмов, которые рассказывают о вреде наркотиков ненавязчиво и аккуратно. Возможно, благодаря этому фильм интересно смотреть.
Сюжет в фильме повествует о четырех друзьях-школьниках, таких типичных уличных парнях, которые гуляют по улицам ночного города и ищут проблемы на свою задницу. И также периодически балуются наркотиками. Это-то и ведет их вниз, в пропасть. Один из них был отличным баскетболистом, а в свободное время писал стихи. В фильме отчетливо показано, как наркотики рушат не только дружбу и отношения с родителями, но и духовную часть человека. Было очень жалко смотреть на мать главного героя, когда тот ломился к ней в дом, просить денег. Определенно очень запоминающийся эпизод.
Этот фильм дал толчок карьерам таких тогда еще молодых актеров, как Леонардо ДиКаприо и Марк Уолберг, позже вместе сыгравшие в криминальной драме Мартина Скорсезе – Отступники. Здесь Лео вновь демонстрирует свой потрясающий актерский талант, а Марк проявляет первые черты характеров его будущих персонажей – крутых парней, решающих свои проблемы с помощью силы. В этом фильме на них было очень интересно смотреть, и, несмотря на мое большое уважение к Уолбергу, Лео переиграл здесь всех. Сцена ломки главного героя показывает настоящий животный ужас у человека, которому хочется вновь «шырнуться». Правда, в отличие от аналогичной сцены в фильме «На игле» Дэнни Бойла, здесь нет никаких визуальных преобразований, а акцент сделался на актерской игре ДиКаприо. До шока, конечно, не доводит как в том же «На игле», но тоже чертовски впечатляет.
И все-таки, несмотря на всю мою похвалу, фильм по уровню напряжения и давления на психику сильно уступает столпам жанра в лице «Реквиема по мечте» и «На игле». Фильм в некоторых местах провисает и в нем не хватает эмоциональности. И самое главное – картине просто-напросто не хватает глубины, более сильной сопереживаемости главным героям. Хотя тема раскрыта довольно неплохо
Однако, он и не теряется на фоне других серых наркодрам, поэтому середнячком и тем более, провалом я фильм ни в коем случае не назову. Он хорош и к просмотру просто необходим, если вы хотите расширить свой кругозор в этом жанре. Это не лучший представитель жанра, хотя конечно, далеко и не самый худший.
Неплохой фильм... Вначале местами наивный, да и Ди Каприо где-то откровенно переигрывает, но ближе к концу он действительно доказывает зрителю, что является хорошим актёром, способный на более драматические роли, чем розово-воздушно-ватный 'Титаник' (Хотя фильм про легендарную катастрофу корабля был позже)...
Отлично сыграны и переданы некоторые сцены, в частности напряженная сцена, где Джиму за деньги делают минет, а он представляет своего тренера-извращенца Живчика, который ест леденец... Не менее интересная сцена, когда Джим приходит к матери и просит денег, как она держит двадцатку в руках и вызывает полицию...Также можно отметить хорошую игру Марка Уолберга, сыгравшего неуравновешенного наркомана Майка...
Тем не менее, фильм неоднозначный, за одни моменты можно хвалить, а за другие просто сожалеть: История хоть и биографична, но уж слишком шаблонна, и дело даже не в том, что 'Был прилежным мальчиком, покатился по наклонной, опустился на самое дно, нашёл в себе силы, стал известным и состоятельным ', а дело в деталях, так сказать наркоманских мелочах-особенностях (как сцена, когда Джим спрашивает Педро, зачем тот вытирает за ним горлышко бутылки...) их просто катострафически не
хватает...
Проще говоря, данный фильм, легко бы вышел из под руки автора, никогда не принимавшего наркотики - всё просто узковато и прямолинейно. Спасают иногда (только иногда!) цитаты ощущений из дневника.
Фильм был снят Скоттом Кэлвертом в 1995 году по сценарию Джима Кэррола.
И рассказывает реальную историю юности писателя и музыканта Джима Кэролла, каждое впечатление солнечное или окрашенное в мрачные тона которой он записывал в свой дневник. Это одна из ранних ролей Леонардо Ди Каприо, который, и даже уже как-то нелепо с этим спорить, один из самых талантливых современных актеров. В этом фильме он мастерски входит в роль шестнадцатилетнего баскетболиста Джима Кэррола. Это обычный американский подросток, воспринимающий действительность острее и ярче своих товарищей, интенсивней ее переживающий.
Начало фильма очень солнечное и у меня возникало ощущение прогулок по летнему городу в солнечной пыли. Юноша играет в баскетбол, пьет пиво с друзьями, отвергает домогательства баскетбольного тренера и непристойные предложения уличной проститутки. Одновременно с этим лежит обнаженным ночью на крыше и мастурбирует, спит с другом с двумя сестрами блондинками, балуется легкими наркотиками, отводит умирающего друга на стриптиз и заодно фиксирует все эти события, в дневнике пропуская их сквозь призму собственного восприятия.
Во второй части фильма мальчик пробует героин, становиться наркоманом и тут у него наступают суровые будни наркомана. С вымогательством денег, унижениями, срывами и другими малоприятными вещами. Он уходит из дома и баскетбольной команды, прекращает всякое общение с девушками, вспоминая о них в очень редкие моменты. Все это смотреть довольно тяжело. Сцены очень натуралистичны, грязь кровь, уличные драки все это показано с предельным натурализмом. Все завершается тем, что Джима сажают в тюрьму и только это останавливает его погружение в бездну.
Только это заставило его прекратить употреблять наркотики.
После выхода из тюрьмы он встраивается в привычное течение жизни, налаживает отношение с близкими и друзьями и даже начинает читать публичные лекции о вреде наркотиков, основанные на собственном опыте.
Думаю это поучительная история, заставляющая задуматься.
Один из моих любимых фильмов в карьере Лео. Сильная и смелая история о погружении человека на самое дно. О вреде наркотиков. Сравнивать с 'Реквиемом...' не стоит, он сильнее, но 'Дневники...' тем и лучше, что проще. Лучше не в художественном смысле, а по восприятию. 'Дневники...' легче понять, 'Реквием...' более тягостная картина. Игра Леонардо превосходна! Изначально на эту роль планировался Ривер Феникс, но все мы знаем что с ним случилось и какую роль в этом сыграли наркотики, поэтому роль досталась Ди Каприо. Люди подозревали его в употреблении наркотиков, уж больно правдоподобно он играл, но разве это не признание? Значит, поверили в его игру, только самому Лео нервы подозрениями попортили.
В кино индустрии за редким исключением (“На Игле”) все, что неразрывно связанно с наркотиками и его составляющими, поддается зрителю исключительно в ракурсе вселенского зла, мол “гляди, сынок, на героя – хочешь такую жизнь? Нет? Тогда брось эту белую гадость и иди учить уроки”!
Зло-то оно, конечно же, зло, но смотреть эту воспитательную лекцию, мягко говоря, не очень то и хочется. Поэтому единственный шанс фильма с такой направленностью “выжить” в борьбе за зрительское внимание - это правильная и ловкая подача. И в Basketball Diaries такая подача присутствует. Режиссер Скот Калверт не осмеливается на какие бы то ни было эксперименты, а просто-напросто берет реальную историю жизни известного музыканта, который медленно, но верно погружался на самое дно улицы, и с упрямством бульдозера, начинает развивать этот байопик в нужном для массового зрителя направлении.
Несмотря на все это смотреть “Дневник Баскетболиста” все еще интересно. И упрекнуть картину в однообразии не получается при всем желании - благо всему этому способствует абсолютно проработанный сюжет, прекрасное раскрытие характеров всех до единого персонажей, великолепный актерский ансамбль и тонкая игра на грани фола и гениальности любимца девушек, Леонардо Ди Каприо. И все-таки надо отдать должное создателям за их социально-просветительскую работу.
Резюме: Очередное кино с ярко выраженной “нарконаправленностью”. Кино не для них, а для нас (средневзвешенного и крайне впечатлительно зрителя). Хорошо это или плохо – решать только вам. Скажу одно: второго Requiem for a Dream мы, увы, не получили.
Ди Каприо отличный актер. Все, кто говорит обратное исходят из той громадной популярности, что была у него после Титаника. Но посмотрите фильмы до одноименногоо фильма. Задолго до того как он стал вобще более менне известен.
Он же с детства играл. И какие роли. Поэта гомосексуалиста Рэмбо. Биографичная, драматичная, нелегкая роль. Мальчик слабоумный в Гилберте. И тут наркоман. Все эти роли не для посредственных актеров. И справился он отлично. Слава испортила его.