Обожаю тихое независимое американское кино. Зритель, не развращенный современной манерой драматургического повествования а-ля «конфликт в каждой сцене», агрессивным монтажом и зрелищностью, способен разглядеть в его неспешном ритме скрупулезное исследование простого человека.
В аннотации к «Ночным движениям» Келли Райхардт сказано, что это картина о трех защитниках окружающей среды, которые медленно, но верно приходят к намерению взорвать дамбу. И действительно, первую половину фильма герои планомерно готовят диверсию: без лишних слов, без споров, без объяснений на тему «как важно задуманное». Но оторваться от этого поистине невозможно, благодаря уникальному внутреннему напряжению, разрастающемуся с каждым новым шагом, недоверчивым взглядом, с каждой случайной встречей.
Однако самое интересное случается после взрыва (поверьте, это не спойлер - ведь самого взрыва в фильме вы не увидите). Поскольку, как приучил нас русский классик, не бывает преступления без... последствий.
Собственно, мотив Раскольникова во второй половине фильма настолько очевиден, что, сам по себе, не является предметом интереса, скажу честно. Уникальным же (или, по крайней мере, достойным моего личного восхищения) является способ экранного воплощения бурлящих внутри героя/героев переживаний. Переживаний, который Фёдор Михайлович, за неимением иных средств, воплотил в словесном описании, а режиссёр Келли Райхардт сумела продемонстрировать без слов вовсе. По крайней мере, без лишних.
Тем удивительнее, что воплощают «тихих людей» на экране голливудские звёзды - Джесси Айзенберг, Дакота Фаннинг и Питер Сарсгаард, сумевшие достоверно вжиться в быт «одноэтажной Америки», стать его лицом, стерев тем самым свои собственные узнаваемые лица.
Единственное, что, признаться, меня разочаровало, так это кульминационный поступок героя, названный им «случайностью» и тем самым бесконечно отдаливший его от Родиона Романовича. Потому что там, где Достоевский дарует своему герою надежду на некое исцеление, а, к примеру, Звягинцев демонстрирует неспособность героев к оному (речь, разумеется, о «Нелюбви» и, пожалуй, «Елене»), Келли Райхардт оставляет своего героя в растерянном состоянии «твари дрожащей». А для пресловутого «открытого финала», на мой взгляд, этого не достаточно.
«Ночные движения» Келли Райхардт – одна из лучших картин 2013 года, незаслуженно проигнорированная зрителями. В центре сюжета – группа защитников окружающей среды, решившая взорвать дамбу. В этом, по их мнению, будет заключено послание человечеству: «лосось погибает лишь для того, чтобы вы проводили круглые сутки в Ipad-е» - примерная фраза замкнутого главного героя Джоша (блистательный Айзенберг); т.е. стремительное развитие технологий способствует резкому сокращению популяции живых организмов.
Первая половина фильма – подготовка и реализация плана, где Райхардт мастерски, по-хичкоковски, нагнетает саспенс в самых, на первый взгляд, обыденных моментах, как то: покупка удобрения или смена колеса случайным проезжим в неудобный для главных героев момент. Во второй же части группа сталкивается с серьезными последствиями своих действий, которые в современных реалиях пост-9/11 приравниваются к экстремизму и, следовательно, являются тяжким преступлением, предполагающем пожизненное лишение свободы. Таким образом, кино перерастает в очередную вариацию на достоевскую тему «преступления и наказания».
При просмотре невольно вспоминаются известные слова Иешуа Га-Ноцри, завещавшего, что «трусость – самый страшный порок». И ведь, действительно, ближе к финалу на примере героев понимаешь: пока человек пребывает в состоянии животного страха, можно побороть его мировоззрение, пошатнуть веру, разрушить идеалы до основания. Вот только в таком случае не стоит изначально прикрываться лживыми философствованиями и называть себя гордым словом - борец, поскольку к реальности это не имеет никакого отношения. Ибо есть великолепная формулировка: «Делаешь – не бойся, боишься – не делай». Как известно, настоящие борцы за идею никогда не поступятся своими принципами, даже под угрозой смерти (в истории найдутся примеры). Персонажи этой ленты совсем не из таких, именно поэтому создатели не оставляют зрителю шанса сочувствовать им и безжалостно превращают их прежде полную мифического идеализма жизнь в беспробудный параноидальный кошмар, из которого, к сожалению, нет выхода.
Редкий случай, когда современное кино способно попасть прямо в цель, развернуть тебя на 180 градусов и заставить заглянуть в темные уголки души, проанализировать свою жизнь, в очередной раз придя к выводу, что поступки, и только они, определяют человека, а отнюдь не слова. Медитативный драматический триллер «Ночные движения» Келли Райхардт – как раз из этой категории. К слову, обязательный к просмотру.