Каких только хвалебных эпитетов не приходилось читать про сей фильм! Обещали накал страстей, любовь до смерти, садомазохизм - в общем, весьма пикантную историю страстных взаимоотношений. Меня же очень интересуют нестандартные и 'антимыльные' любовные приключения. Естественно, появилось желание это увидеть.
Что же в итоге?
Невразумительная, занудная двухчасовая лента, пестрящая непристойными подробностями. Нет, я совершенно не ханжа, мне не чужды сексопатологические элементы, но это - пошло. Просто пошло и не больше.
... ее дырочка была скромненькой маленькой киской, но когда мои ласки будили в ней зверя, она сбрасывала шелковый полог, скрывающий вход в ее норку и превращалась в хищный цветок, в жадный ротик, сосавший мой палец. я любил дразнить ее клитор кончиком языка, а потом бросить его, влажный, поблескивающий, словно утенок, выныривающий из розовой пены... (с)
Неудивительно, что типичный мещинан Найджел побледнел, покраснел и выдал фэйспалм. Еще бы, куда уж ему, простому обывателю, понять тонкости столь богатой и насыщенной когда-то сексуальной жизни нынешнего инвалида, чья жена спит с разными мужчинами каждый день.
Вот о какой великой любви идет речь вообще? О какой страсти, если ее там просто не было? Все это как-то худо-бедно отражено в рассказе Оскара. Случайная встреча с девушкой, долгие поиски, а потом - море страсти, секса... Только даже сексуальные сцены толком не были показаны, все как-то больше акцент сделан на слова Оскара, а страсти-то и нет, как таковой.
Дальше - больше. Роскошная красотка Оскару надоела, и он всячески ищет способы от нее избавиться. Не помогает. Роскошная красотка почему-то (вообще не понятно, почему) привязывается к писателю-неудачнику и отставать не хочет. Даже когда они вроде бы расстаются, Мими продолжает валяться у него в ногах, устраивать истерики, рыдать и умолять не бросать ее. 'Хочешь - бей меня, хочешь - изменяй, делай все, что заблагорассудится, но только не выгоняй меня'.
Оскар ее презирает. Оскар издевается над ней так, что мало не показалось бы никому - уродует ее и морально, и физически. Это уже переходит все границы, и ощущение складывается такое, что чувств нет уже ни у него, ни у нее. Просто какое-то нечеловеческое упрямство, заставляющее их продолжать эти отношения.
А потом они меняются местами. Оскар - теперь уже инвалид, но ему по-прежнему хочется, чтобы Мими подальше держалась от него. Тем не менее, теперь она мстит ему, делая все то же самое с ним...
Неужели это можно хоть в какой-то степени назвать любовью?
Есть и другие 'поехавшие' истории очень странных взаимоотношений. Например, тот же 'Ночной портье'. Но там-то действительно тонкая психологическая драма, никакой фальши, наигранности. А здесь все как-то блекло, тускло и очень фальшиво, особенно в тех сценах, где Мими пытается изобразить из себя бдсм-щицу в латексных костюмах. Выглядит весьма и весьма отвратительно и неправдоподобно.
И почему они решили поделиться этой историей с первой попавшейся парой? Было очевидно, что Найджелу совершенно неохота слушать всю эту порнографию. Поиздеваться над мнимым скромнягой, который все же поддался на привлекательность Мими (хотя мне не понять, что в ней привлекательного - толстая и некрасивая женщина, но это уже личное мнение) и захотел переспать с ней? Поиздеваться им удалось. Вот уж полное отсутствие логики в повествовании!
Результат: скучная, нелогичная и фальшивая картина о нелепых взаимоотношениях, назвать которые можно разве что болезненной привязанностью, которая перешла все границы самоуважения и чувства собственного достоинства.
Фильм мне абсолютно не понравился, что не отменяет того факта, что он очень хорош и качественно сделан. Просто не моё. Однозначно следует смотреть всем поклонникам де Сада, БДСМ, фут-фетишистам и прочим любителям альтернатив и сложных психологически-физиологических игр. Для тех, у кого страсть безыскусна и проста как валенок, есть совсем другое кино.
Главная героиня очень красива и мастерски воплотила четыре разных образа: жадной до новых ощущений любопытной молодой девушки, глубоко страдающей женщины, злобной стервы-садистки и отрешенного от всего человека, уже принадлежащего другому миру. Также следует отметить профессиональную работу гримеров и стилистов, которые эти образы создавали.
Актер на роль главного героя, на мой взгляд, подобран не совсем удачно, потому что непонятно, как на такого старого алкоголика вообще может запасть женщина. Впрочем, женщины, как известно, все разные. Очень хороша в фильме красавица Кристин Скотт Томас, которая освежает повествование и вносит пикантную, хоть и сдержанную нотку. Хью Грант в своем обычном репертуаре - ни рыба ни мясо.
В фильме прекрасно показан Париж. Правда, тема Парижа не получила должного развития, как и тема осознанной бездетности в браке. Режиссер в итоге увлекся основной сюжетной линией и предпочел оставить эти вопросы на усмотрение зрителя.
'Горькая Луна' за авторством Романа Полански это фильм-повествование, фильм-рассказ, написанный языком страсти и рассказанный языком страдания, боли и ненависти. Это автобиография его двух главных героев - начинающего писателя Оскара и юной 'девушки-цветка' Мими.
Полански, со свойственным ему провокационным озорством, выворачивает перед зрителем историю непростых любовных отношений молодой парочки, двух главных героев, не брезгуя при этом самыми пикантными подробностями. И обстоятельства при которых положено начало этому рассказу как бы намекают на хулиганистое и колкое сопоставление скучных и обыденных супружеских отношений с обжигающей и пульсирующей кровью страстью, со всем её упоением и со всей её грязью. Но то что ярко горит, то и быстрее погасает, и проходящая животная страсть оставляет после себя разочаровывающее удовлетворение и холодное безразличие помятой несвежей утренней постели. В этом и счастье, в этом и трагедия.
По ходу фильма, щедро сыплющего многочисленными эротическими сценами бытовых грехопадений, заметно то как Полански откровенно смакует прелестями и обаянием своей третьей жены, Эммануэль Сенье, в следствии чего не совсем понятно отношение к своему повествованию самого писателя Оскара, которому досталась такая красавица. И это конечно создает основную интригу фильма. Но главный конфликт в том, что Оскар - эгоист, эротоман и ненасытный развратник, в первую очередь ценящий моменты сексуального удовлетворения и жаждущий новых и разнообразных любовных приключений. А Мими в данном случае - жертва. Ведь, к большому сожалению, она продолжает любить Оскара всем сердцем, даже когда он к ней абсолютно охладевает и начинает над ней откровенно издеваться, пользуясь её поистине звериной покорностью. Но не трудно догадаться, что чувствует потом сам Оскар, когда жизнь платит ему той же монетой. Так обычно и существует тот самый порочный круг взаимной жестокости и бессердечности, от одного к другому, к третьему, и чем ближе был человек, тем ему потом больнее.
На этом Полански не останавливается, и в конечном итого жестокая любовь и сладкая ненависть переплетаются в его героях настолько, что их существование превращается в какой-то поистине космических масштабах садомазохизм, разобраться в котором уже кажется невозможным... разве что рассказать кому-то стороннему, мол, взгляд со стороны никогда не повредит.
Но такие истории обычно не рассказываются тем, кто не способен ими увлечься.
Как бы хотелось вновь пережить то самое чувство, которое переживает герой в начале повествования. Это слепая страсть, это эйфория, это потеря сознания и прямое кровоизлияние в мозг... Ни с чем не сравнимые, ни на что не похожие только свои, и этим бесценные чувства пробуждает этот фильм.
Роман прямолинеен и жесток. Он действует не оглядываясь, раскрывая перед нами героев с той стороны, с какой многие побоялись бы. Он не боится показывать беспомощность, такой какая она есть. Не дав ей и толику надежды, заставляя сопереживать нас за судьбы героев, вызывая нас на эмоции, тем самым притягивая нас к экрану до конца повествования.
Страсть - это химическая реакция двух организмов по отношению друг к другу. Как и любому закону природы мы порой не в силах противостоять этому затмению разума. Страсть влечёт, обольщает, убивает, но манит по - прежнему. Спасенья нет, мы все её рабы.
Можно бежать от неё, можно искать её, можно завидовать её узникам или жалеть их, - итог один, - все хотя бы раз в жизни были ею обожжены, у многих осталось её клеймо, как от калёного железа, на сердце.
Картина Романа Полански 'Горькая луна' - гимн страсти и её оборотной стороне - боли. Прекрасные влюблённые лица, порывистые в своём чувстве движения, ничего более не существует, да и не нужно им сейчас. Это амок, это кажущийся вечным катарсис, это откровенный танец душ. Словно древние жрецы - язычники вокруг священного огня. Никто не видит, никто не знает, только луна всему свидетель, такая внимательная, такая холодная, такая горькая.
Что останется после? Только обожжённое дно сердца, где умрут самые сокровенные воспоминания, только бездумные телодвижения под прекрасную песню Bryan Ferry 'Slave to love' и совсем уже не согревающая горькая луна.
...Не будем пить из одного стакана
Ни воду мы, ни сладкое вино,
Не поцелуемся мы утром рано,
А ввечеру не поглядим в окно.
Ты дышишь солнцем, я дышу луною,
Но живы мы лишь страстию одною... (А. Ахматова)
ОН - на мой взгляд, не очень привлекательный внешне, не удачливый, неудовлетворенный жизнью мужчина, состоящий из одних 'НЕ'
ОНА - молоденькая, очаровательная, доверчивая, легко поддающаяся влиянию девушка, бросающаяся из крайности в крайность.
Вот и встретились два одиночества, которые 'питались черствыми булочками и любовью'... Но стоп! Какая любовь? Нет, скорее это были инстинкты, страсть, одержимость, которые переросли в зависимость, болезнь и трагедию!
Фильм настолько интимный и пикантный, что во время просмотра складывается ощущение твоего присутствия в квартирке героев! Как будто ты стоишь за занавеской и наблюдаешь...
Да, в фильме есть эротические сцены, но сделаны они со вкусом. Чего стоит только сцена с молоком, бритвой, танца героини.
Большое спасибо режиссеру за подбор актеров, особенно за главную героиню! Эмманюэль Сенье - бесподобна!
Да опять-таки, не буду мусолить фильм, как фильм. Тут и так его каждый первый отзыв мусолит. Хотелось бы сказать про свое отношение (имхо, про это и должны говорить люди в рецензиях, хотя знаю не прав по определению, т.е. априори).
Да. Фильм. Ну хороший фильм, однако горький через чур. Пока смотрел первую половину - думал, через чур приторный фильмец. После стрельбы (кто видел, тот поймет), понял, что фильм горький до безумия. Название понравилось, название в точку, но тут заслуга автора романа 'Горькие Луны' (и, кстати, множественное число куда более в точку, т. к. говорит о том, что и пара Найджел-Фиона не менее 'горькие').
Фильм, сам по себе, как раз горечью и не понравился. Это личное. Я не люблю горечь. Плюс фильма в том, что показывает отношения, этим и полезен. Минус, кроме горечи, еще и нереальность событий, как априори. Вот тут и наклевывается несостыковка: казалось бы, и не сказка, но и не реально. Такие фильмы, лично меня всегда отталкивают. Сказки должны быть добрыми, а не сказки предельно нужными. К чему относится данный фильм я не знаю, но объединил бы его в одну категорию с 'С широко закрытыми глазами'.
Очень похожи по тематике, это раз. Хорошие психоаналитики (сами фильмы именно). По делу и в точку. Но горьки, безжалостны и... и в общем место им в сугубо узко-профессиональной семейной психотерапии, а не на полках киноиндустрии, хотя это совершенно не умаляет достоинств обоих фильмов и их создателей.
Моя оценка для фильма высока: 9 из 10. Балл я сниму просто за то, что мне фильм не по душе. А придраться не к чему.
Сладострастный голос шепчет в ухо, взывая сознание к активным действиям при виде сексапильной невинной очаровательности. Мощнейший стук сердца. Прерывистое волнообразное дыхание. Остолбеневающий взгляд. Учащенное потоотделение. Желание… Пробужденное желание, возбуждение, искра, смущение, жажда... Внезапная любовь, с первого взгляда, парализующая и околдовывающая в самый момент нежданного, стихийного наступления, плотно перетягивающая горло и заставляющая думать лишь об объекте своего вожделения. Хотя нет, такого же просто не может быть! Скорее, обычная симпатия… Однако… Может! Еще как может!...
Роман Полански рассказывает историю ошарашивающей, как удар молнии, любви, необъяснимой и пылающей. Молодой мужчина не смог спокойно проехать в автобусе, узрев настоящую нимфу, подобно идеальному божеству, ангелу, спустившемуся с небес на землю, и рука сама потянулась за билетом и отдала его незнакомой девушке, не оплатившей свой проезд. В этот самый момент в организме срабатывает некий щелчок, как будто ток проходит по всему телу. Ты не знаешь, как среагировать, ты не понимаешь, что нужно сказать, ты просто делаешь что-то бессознательно и беспамятно, полностью поддавшись нахлынувшему невротическому чувству. В этот миг мышление словно отключается, все как в тумане, и лишь выйдя из транспорта, герой начинает прокручивать в голове, что вообще произошло, почему у него горячий лоб, вспотевшие ладони, а на душе легкое чувство эйфории и блаженства? Затем резко поворачивается и видит отдаляющийся взгляд совершенства, мерцательной звездочки, на мгновение осветившей повседневную хмурую обыденность.
А дальше… Что дальше? Жизнь превращается в непрекращающийся поиск пути к удовлетворению насущной потребности, «голодного» интереса, разрывающего грудь и душу от неистового влечения, ибо стрелы Амура пронзают сердце, его самую уязвимую часть, насквозь, и пока желаемое не будет достигнуто, разум не успокоится. «Кто была эта неотразимая дива, как мне найти ее, еще раз насладиться ее грациозностью и обаянием, прикоснуться к ее идеально гладкой коже, завоевать ее…» - лишь только эти вопросы встают на первый план. Естественно, волею обстоятельств и упорности влюбленного страдальца две половинки одного целого наконец воссоединяются, и наступает длительная оргазмирующая гармония, да такая, что многим семейным и не только парам следует взять на вооружение те методы, которые используют знойные голубки ради собственного развлечения и самоублажения.
«Горькая луна» - это своеобразный баланс между непередаваемой страстью, экстазом, волной жгучих сексуальных впечатлений и ненавистью, агрессией, садизмом, серьезной угрозой. Весь фильм смотришь так, будто сам медленно двигаешься по тонкому канатному тросу, подвешенному на приличной высоте над свирепствующим вулканом, яростно обжигающим твои конечности. Это ощущение опасности, драйва, запредельного испытания, риска возводит организм в состояние, близкое к гедонистическому трансу! Адреналин бьет ключом, выворачивая внутренности наизнанку, ты ловишь кайф, удовлетворяешься, кричишь, но затем видишь, что путь этот неизбежно ведет к концу, ведь диаметр кратера не бесконечен, и когда-нибудь ты доберешься до его границы, и все приключения закончатся. Так происходит и с нежными чувствами, которые постепенно начинают приедаться, с каждым днем все сильнее отдавая горьким привкусом. Во всяком случае, такое ощущение постепенно приходит к нему: жизнь вокруг бурлит, а ты тратишь свои драгоценные минуты жизни зря, в то время как ее все более чем устраивает, и она понимает, что настолько сильно привязалась к объекту своего обожания, что существовать отдельно от него уже не сможет никак, поэтому готова превратиться в прямом и переносном смысле в половую тряпку, собирающую все помои и грязь только ради того, чтобы быть рядом со своим тигром.
Привязанность и любовь, доведенная до самобичевания и унижения, ненасытность и похоть, перерастающая в откровенное издевательство над другим человеком, пренебрежение, оскорбление, разврат, боль… Физическая и душевная боль – вот что остается после всех пережитых эмоций. Картина очень четко и ярко иллюстрирует одну из возможных смысловых трактовок выражения «Любовь до гроба» в ее самом что ни на есть буквальном понимании. Герои пережили самые различные стадии собственных отношений, от самолюбования и обожествления до самоистязания и отвращения. Вместе с ними и зритель прыгает в кипящий котел напряженных ролевых игр и садомазо-экспериментов, смачных страстных облизываний и совокуплений, оголенных извивающихся тел, возбуждающих танцев при свечах - все это мир исследований запретных человеческих желаний, человеческой жадности, извращенности, эгоистичности, греховности, и, наконец, саморазрушаемой любви. После просмотра остается тихо вздохнуть, пробормотав про себя: «Это было чрезвычайно горячо и взрывоопасно!»
С тобою будем сердцем и душою до конца,
Захлебываясь водами порока и греха.
С любовью и жестокостью мы этот путь пройдем,
От райского влечения до поглощения огнем!
«Горькая луна», снятая по новелле Паскаля Брюкнера, еще раз продемонстрировала завидное умение Поланского балансировать на грани, на этот раз шаловливого эпатажа и откровенного кича. Это, однако, ничуть не помешало ему удовлетворить запросы и взыскательной, и всеядной публики.
Гремучая смесь бульварного романа и клинического случая садомазохистской страсти (из тех, что могут стать наглядным пособием для аналитической сексопатологии) оборачивается в итоге чуть ли не экзистенциальной драмой, сублимирующей страхи как главного героя, так, вероятно, и самого автора.
В ней также просматривается связь с дебютной картиной режиссера «Нож в воде», в которой двое мужчин отстаивали свое право на единственную женщину. Там старший умело провоцировал молодого самца, чтобы иметь возможность доказать самке свое превосходство. Но если в польском фильме действие происходило на небольшой прогулочной яхте, то здесь драма завязывается на океанском лайнере.
Оскар, прикованный к креслу инвалид, буквально заставляет случайного попутчика Найджела выслушать свою трагическую любовную историю. Она обнажает весьма пикантные подробности отношений рассказчика с юной супругой Мими (роль которой исполняет Эмманюэль Сенье, ставшая к этому моменту супругой Поланского).
Сюжет складывается из двух историй, невольно объединяющих две супружеские пары, и развивается в двух временах — в прошлом и настоящем. В бурном, если не сказать сумбурном, финале обе событийные линии смыкаются. Неожиданная развязка с соблазнением жены Найджела и двойным убийством наконец-то устанавливает баланс между ненавистью и страстью — двумя полюсами, определявшими накал этого эпатирующего действа.
Картина хоть и не принесла особой славы Поланскому, тем не менее, вновь заставила о нем говорить. Художественная самобытность сменилась уверенным профессионализмом, что спустя три десятилетия активной творческой деятельности вряд ли следует расценивать как уничижительный вердикт.
Со времен Стэнли Крамера новогодний бал на океанском корабле, с его подразумеваемыми замкнутым пространством и изолированностью от внешних воздействий, ассоциировал персонажей действа с марионетками вертепа, причем одна из марионеток могла начать играть роль кукловода, а развертывающееся повествование, в словах ли, в образах ли, с иронической авторской дистанции получало характер святочной побасенки.
История, рассказанная Романом Полански, странная, пугающая, щекочущая острием стилета в солнечном сплетении. История, рассказанная Питером Койотом Хью Гранту на узнаваемом новогоднем 'корабле дураков'. Тут нет ни тени морали, социального детерминизма, глубокого философско-психологического смысла – только обнаженное влечение, переходящее в униженное раболепство, скуку, раздраженность, садизм, манию, болезненную неспособность расстаться, ненависть, насилие, сначала это произошло с ним, потом с ней, но они закончили одним и тем же, стали узниками один другого, куклами, способными только разыгрывать драму своего прошлого, которое превратило его в инвалида, но лишило и ее возможности двигаться по жизни самостоятельно. Она может уйти, но снова, как на пружинящей нити, окажется рядом с тем, кого сделала калекой: полный симбиоз, уже похожий на механическую связь. Фактически они устрашающим образом стали одним человеком, как в персонаже Максимилиана Шелла стали одним человеком нацистский истязатель и выжившая жертва в фильме «Человек в стеклянной будке». У них исчерпана даже злоба, чтобы мучить друг друга, от писателя не осталось ничего, кроме его собственной биографии, от красивой женщины ничего, кроме ее усталости возле него – она «прекрасна в этом мезальянсе, какой бывает только женщина без тени». Лето с безоблачными, знойными полднями и роскошными теплыми лунными ночами навсегда остановилось в их жизни, но остановка времени – это остановка сердца.
А вот молодым персонажам Гранта и Кристин Скотт Томас казалось, что их супружество немного одрябло, но все исправит путешествие на корабле – крамеровском, мы сказали, но нет, еще раньше, в немом кино «Дикие орхидеи» Сидни Франклина с Гретой Гарбо корабль стал сценой, где обмякшие матримониальные узы подверглись экзотическому нападению. Круизный лайнер – любимая кинематографическая ловушка для супругов. Однако отнюдь не пытаются подсказанной изменой оживить затухающие чувства героев Гранта и Скотт Томас странные спутники в исполнении Койота и Сенье. Из своего инвалидного кресла персонаж Койота, как будто руководящий флиртовыми маневрами героини Сенье, заставляет молодого супруга выслушать омерзительную и волнующую «рождественскую сказку», с мнимым финалом «и стали они жить-поживать». Эта сказка, в сопровождении манипуляций Сенье, лишь доносит до молодой пары весть о выборе. И выбор Полански очерчивает недвусмысленно: можно добавить пряных, дурманных, двусмысленных ощущений, эдаких чувственных стимуляторов – и двое окажутся на пути, последнего рубежа которого достигают более зрелые любовники на их глазах, а можно расстаться, чтобы никогда не прийти к этому ужасному финишу. Рассказчик Койот предупреждает и заманивает. Рассказчик Полански говорит, что у дилеммы два ответа, и один, похоже, воплощает Скотт Томас, подхватывая брошенный мячик любви-игры, любви – лабиринта мучений, а другой предстоит принять телятине-Гранту. Конечно, есть и надежда, что возможен «правильный» выбор «нормальных», добросердечно-нежных отношений, с немаловажным привеском в виде общего ребенка, но нам кажется, что такую наивную надежду после встречи с парой Койота и Сенье питает только Грант «по причине общей волоокости», а на деле эта надежда – только откладывание выбора на завтра.
Но слишком ярким и пикантным, слишком трагически-болезненным и завораживающим выглядит искушение пройти по темному пути порочных радостей, опрокинутых моральных догм к убийственной свободе опустошенных душ. Неслучайно мы вспомнили «Человека в стеклянной будке». В последующем фильме «Девушка и смерть» Полански озвучит вслед за Кавани парадокс – жертва прощает палача, только если палач помогает ей восстановить подлинность ее прежних кошмарных ощущений, разъедаемую рутиной памяти. Пережитая травма никогда не отпустит обоих, пока не будет пережита вновь, пускай посредством перемены ролей. И даже пережитая, она останется – как не смогли отказаться от прошлого персонажи Койота и Сенье, хоть и нанесли каждый другому безжалостные удары, как для персонажей Гранта и Скотт Томас почти неизбежно повторение этого прошлого, жестоко вторгнувшегося в их настоящее, слившегося с ним. Шубертовский струнный концерт еще прозвучит, напоминая своим резким бегом смычков о встрече «девушки» и «смерти».