К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Тихий университетский городок Оксфорд лишь туристам кажется идиллией. Что в наши дни, что в конце 60-х за фасадом средневековых университетских домов и бетонных новостроек окраины скрывается Зло.

Оно принимает разные формы. Организованная преступность, коррумпированные полицейские, слишком много возомнившие о себе интеллектуалы, гонящиеся за выгодой дельцы, отчаявшиеся бедняки. Но зло остается злом, оно плевало на законы и на ценность человеческой жизни. И утопить его в выпивке не получится, пусть даже на пустые бутылки из-под виски уже можно малолитражку купить. Этот урок молодой детектив-констебль Морс усвоит очень быстро.

'Индевор' - прекрасный приквел к классическому детективному сериалу про инспектора Морса. История того, как несколько хороших полицейских пытаются хоть как-то бороться со злом, сплотившись вокруг неожиданного примера - молодого, слишком умного и чересчур принципиального коллеги, для которого справедливость важнее любых других соображений.

Классический сериал про инспектора Морса был грустным. А «Молодой Морс»/«Индевор» — мрачный, почти нуарный. Он про то, как из молодого, местами идеалистичного констебля Морса получился всеми любимый пожилой ворчун и эгоист старший инспектор Морс. Впрочем, меломаном, алкоголиком, бабником и фанатом кроссвордов он был и в молодости.

Поклонники классики будут на каждом шагу наслаждаться отсылками к «Морсу» и его спин-оффу «Льюису». Те, кто не смотрел — будут заинтересованы отличным качественным детективным сюжетом, хоть немного разбавленным экшеном (оригинальный сериал для современного зрителя очень неторопливый).

В 'Индеворе' встречаются и хорошо знакомые персонажи, и знакомые по 'Инспектору Морсу' места. Смотреть лучше после просмотра основного сериала - интереснее будет находить отсылки к нему.

В запасе у авторов еще почти 20 лет карьеры Морса. Что из них получится — посмотрим.

14 февраля 2021 | 07:58
  • тип рецензии:

Если Шерлок Холмс ассоциируется с Лондоном, мисс Марпл – с английской провинцией, инспектор Ребус следствие ведет в Эдинбурге, то инспектор Морс неотделим от университетского городка Оксфорда. Что и говорить: современные экранизации английского детектива значительно пополнили ряды поклонников Артура Конан Дойла и других британских авторов криминального романа. Некоторые новшества в расследованиях творчески переработанных преступлений вознесли популярность осовремененного образа того же Шерлока до небывалых высот. Любители таскать в сумке томик с детективными рассказами взахлеб стали спорить о новой трактовке классических произведений, разделившись на ярых противников и преданных поклонников современных экранизаций британского детектива, но, как бы там ни было, стоит признать одно: такое кино вошло в моду. Вошло настолько, что почитатели стали требовать очередной порции приключений английских сыщиков. Бенедикт Камбербэтч заинтриговал новыми проделками Холмса, но сменилась пятая власть, а он так не спешит вернуться на Бейкер-стрит. Коренастый бельгиец с аккуратными усиками Эркюль Пуаро уже устал тринадцать лет находится в теле Дэвида Суше, а новое и молодое пока себе не нашел, хотя и стремится к этому.

Если на американском ТВ правят бал психи, маньяки, наркобароны, байкеры и бутлегеры, то Великобритания славится телефильмами про аббатства и энергичных предприимчивых старых леди с вечно поджатыми губами. А если в список еще добавить и детективную историю, то от такой щедрости не откажутся ни ценители ретро-сериалов, ни поклонники криминального жанра. Так кто же даст свежую кровь киноману, жаждущему лицезреть этюд в багровых тонах на английской равнине? Ответ прост: Декстер. Колин Декстер. Как оказалось, не только творец Ганнибала Лектера замыслил поведать о восхождении своего литературного героя. Идея рассказать, как же происходило становление инспектора Морса из одноименного сериала, не давала спокойно спать и его создателям. Сериал «Инспектор Морс», к которому приложил некогда руку сам Дэнни Бойл, уже давно приобрел культовый статус у себя на родине. Но осталась нетронутая ниша: молодые годы прославленного детектива. И вот, наконец, был брошен пробный камень в виде ТВ-фильма «Индевор», послужившего впоследствии пилотом нового зубастого телесериала, известного у нас под названием «Молодой Морс».

Капли дождя барабанят по ветровому стеклу автомобиля, пробирающемуся по разбитой лесной дороге. «Дворники» не справляются, но сквозь струи падающей с неба воды водителю удается увидеть женский силуэт среди деревьев. Человек с фотоаппаратом, поджидающий кого-то у дверей особняка. Два состоятельных джентльмена, играющие в нарды. Как связаны все эти люди? Шатен с высокими скулами и жиденькими баками, лицом напоминающий героя Пола Беттани из «Игр разума», приходит на службу в полицейский участок в Оксфорде и сразу же попадает в состав следственной группы. На дворе 1965 год. Англия скорбит в связи с кончиной Уинстона Черчилля, но университетский городок потрясен другим событием: пятнадцатилетняя студентка одного из колледжей найдена мертвой. Нескладный оксфордский «ботаник» излагает свою версию событий, но у него быстро находятся оппоненты, навесившие на Морса ярлык заносчивого и наглого умника. В результате недовольство начальства растет, интеллектуальный сноб отстранен от дела, а новые преступления по-прежнему будоражат округу.

Избавившись от груза прошлого и запустив новый сюжетный виток, создатели «Инспектора Морса» изящно и напористо перестроились не только во времени действия, но и в подходе к процессу расследования, продемонстрировав свежий и оригинальный взгляд на легенду британской полиции. Да, это тот же человек, пусть и моложе на тридцать лет, но по сути - это новый персонаж. Телефильм «Индевор» явил миру яркого, запоминающегося героя, и хотя этот парень еще не поднаторел в делах сыска, посадить в калошу его не так уж легко. Естественно, в основе сюжета фильма лежит unsolved mystery: запертая комната и ложные ключи будут непременно. Зрителям не стоит торопиться с выводами: именно прозорливых создатели уведут по неверному следу в первую очередь. Конечно, детектив сложился в классической форме именно в Великобритании и, наверное, грешно было бы британцам время от времени не возвращаться к криминальной теме. Туманный Альбион и впрямь земля обетованная для сыщиков, стремящихся раскрыть чисто английское убийство. Сценаристы не стали идти по проторенной дорожке: новые времена требуют, чтобы запертая комната имела несколько выходов, но мало того - искать саму комнату нужно в целом квартале схожих особняков. Так что убийство английское – да, но уж и не такое чистое.

Впрочем, внешне Оксфорд предстает еще неторопливым – без сегодняшнего непрекращающегося потока автобусов и не по-английски спешащих пешеходов. Пластинки в патефоне, сверкающий металл «Ягуара», кружка сидра в студенческом пабе, кабинеты со шкафами, доверху набитыми книгами с дорогими корешками, дома из бурого кирпича с черепичной крышей, среди них торжественно возвышаются божественными перстами острые шпили Оксфордского университета. И конечно, непременный английский файв-о-клок - пятичасовое чаепитие. Действие фильма не выходит за пределы университетского городка, но это не значит, что нас ожидает тягучее и унылое зрелище. Оказывается, средоточие пороков – это не только страны с низким уровнем жизни. Высоколобое общество хранит в стенах своих домов с ухоженными садами немало секретов. Хоть герои и пьют традиционный чай и гуляют вдоль стен престижнейшего университета, мы узнаем, что и в чопорной Англии могут твориться еще те ужасы. Здесь антураж 60-х служит не просто декоративным обрамлением действия, а создает новые смыслы, обнажая общество со всеми комплексами, неврозами, страхами, пороками и прочими неблаговидными вещами, остающимися за рамками придворных церемоний и званых обедов.

Сама по себе сюжетна канва следует жанру – образцовому классическому детективу. Поэтому, тут важны детали, окантовка, вычурные завитушки. Как бы ни были запутаны дела, раскрываемые мисс Марпл и Эркюлем Пуаро, все ж формула нам давно известна. Создатели «Индевора» улучшили эту формулу, добавив ингредиенты, используемых в современной «кухне», при этом вкус блюда не изменился, а вот послевкусие стало более пряным и запоминающимся. К тому же, интересно наблюдать, как герой ведет расследование, не прибегая к помощи компьютера, мобильной связи и прочих современных средств, без которых, увы, нельзя сейчас построить сюжет любого детектива. Морс пользуется картотекой в прямом смысле слова, а не отправляет запрос по Интернету, он звонит из красной телефонной будки, а не достает смартфон из кармана плаща грациозным движением, ездит на черном «Ягуаре» по узким улочкам, а не гоняет по автотрассам на «Феррари». Сила данного фильма не в обилии крови на экране, не в постоянном напряжении от ожидания очередной жестокой выходки свихнувшихся извращенцев и маньяков, не в переполняющих временами кадр гримасах безумия. Сила ее в интеллектуальной головоломке, представляющей некий кроссворд, разгадав который мы узнаем лишь начальную букву слова, приоткрывающего завесу тайны. А додумывать ключи придется уже нам самим, но они того стоят.

28 января 2015 | 13:38
  • тип рецензии:

В последнее время редко снимают детективы, а встретить среди них хорошие - это большая удача. Данный фильм как раз относится к данному числу.

Фильм снят в стиле Агаты Кристи. До самого конца нас водят по лабиринту версий, позволяя самим додумывать как же все было на самом деле, и в следующую минуту изменять свое предположение. Лабиринт на столько запутан, что разгадка не открывается до последних мгновений фильма, что крайне редко можно встретить в современном кинематографе. Картина заставляет нас не просто смотреть, но и думать вместе с главным героем, сопереживать ему, чувствовать то же что и он.

Стоит также отметить работу оператора, декораторов и костюмеров. Атмосфера послевоенной Англии передана просто великолепно, зритель полностью погружается в тот период времени.

Вывод: Фильм будет очень 'вкусен' для любителей детективов старого образца, где головой приходиться работать не для того чтобы стены разбивать, а чтобы думать.

9 из 10

02 июля 2012 | 17:04
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: