Начала смотреть с бабушкой. Звучит как приговор, но все же…
Тема интересная, давно ей увлекалась с исторической точки зрения, так что глянуть стоило. И так, ничего, оригинально даже.
Сюжет. Связь с историей – да, отклонения – да, много, но критическая масса не достигнута. В целом, типичный исторический сериал, но больше в сторону теленовелл, нежели ShowTime-сериалов.
Существенных дыр в сюжете нет, что радует, но постоянная драма из-за угла, спасения в последний момент, эффекты бабочки – их слишком много. Ну и ощущается затянутость. Теперь, после 68ми серий, она прямо-таки давит.
Детали… Думаю, историков детали тут убивают, но для неискушенного зрителя это не проблема, тем более, что сработаны интерьеры и т.д. вполне качественно. А вот визуальные эффекты оставляют желать лучшего, сцены битв скудны и печальны, радует лишь то, что я не мальчик, и как девочка могу войну промотать.
Актеры. Об игре ничего не могу сказать определенного, ибо я не искушена в познании сего мастерства. На мой дилетантский взгляд – уровень выше мыла, но все равно сериальный: где-то не дожали (массовка особенно тут старается), а где-то перебор-с (к примеру, истерики Хатидже – вроде кашу маслом не испортишь, но как-то уж чересчур).
По образам, главный плюс – однозначно положительных нет, и слава Богу. Самые интересные персонажи - Ибрагим и Хюррем - по сути очень родственные образы, сами себя создали, сами себя и пытаются закопать. Хюррем получилась очень живой, а не такой картонной, как остальные, возможно более худые в жизни и добрые на экране, дамы. Не относится к оценкам и т.д., но не могу не отметить: девочка, играющая маленькую Михримах просто ангелок, все думаю, где такую взяли.
Костюмы разочаровали капитально. Конечно, шароваров никто не жаждал, но такой европеизации в ОИ в XVI веке еще не было, и это было прекрасно. Декольте, непокрытые головы, татарская царевна в кожаных штанах (я тут чуть слезу не пустила)… Турция, конечно, светская страна, но что-то они перебрали с 'осовремениванием'. Даже в украинском сериале на ту же тему, снятому в 90е (!), и то на костюмы потратили больше фантазии.
P.S.: Что касается споров о ее происхождении, то конечно Александра-Анастасия – не русская. Как, впрочем, и не украинка (для XVI века этот термин - вообще нонсенс). Историки ее и полькой называют, но в большинстве источников она зовется русинкой (чую, заминусуют ревнители…).
А по большому счету, не стоит очень уж гордиться сестрой-славянкой. Она своими генами (ее потомки реально подкачали) и интригами (эпоха правления гарема подточила силы сиятельного султаната) развалила такую страну… что, впрочем, было в интересах всего христианского мира, и славян в частности, так что я передумала, мы можем ею смело гордиться!
Более ненавистного протагониста невозможно изобразить
Скажу сразу: сериал я смотрел отрывками, являясь скорее зрителем по принуждению и добровольно на просмотр не соглашаясь. Ввиду увлеченности моей девушки в этом детище киноискусства, находясь с ней на одном диване волей-неволей приходилось ознакамливаться с этим турецким 'шедевром'.
Начнем с хорошего:
1. антураж - режиссеру и съемочной команде действительно удалось передать дух той эпохи (завораживающие виды и детально воссозданные костюмы), экзотический колорит играет большую роль
2. каст - создатели, как мне показалось, очень тщательно подошли к подбору актеров, все на своих местах, игра на уровне
3. сюжет - сносный, ничего мозговыносящего там нет, но есть все что нужно целевой аудитории: интриги, заговоры, дворцовые перепалки
Ну а теперь то, из-за чего собственно я и начал писать эту рецензию: огромным, ОГРОМНЫМ, минусом этого сериала, я считаю, являются его герои, то как прописанны характеры персонажей, их поступки и решения и даже не персонажей, а одного конкретного персонажа, протагониста - Хюррем.
Волк в овечьей шкуре - идиома которая идеально характеризует главную героиню.
Изначально вызывающая к себе жалость и сострадание. но в последующем ставшая главным антагонистом сериала. Эгоистичная, жестокая, высокомерная, легко обижающая других ради своей выгоды, ей плевать на всех кроме себя. Как, скажите как создатели, можно было прописать персонажа вбирающего в себе столько негативных качеств? Как можно сопереживать такому человеку, сопоставлять его с собой?
Хюррем доказывает одну простую истину: чем больше власти в руках, тем больше жестокости.
Вердикт: если хотите найти злейшего врага и особу которую будете ненавидеть до конца жизни, тогда смело рекомендую к просмотру!
Щелкая пультом в один из вечеров, я случайно наткнулась на сериал 'Великолепный век'. Яркость красок и восточная тематика, конечно же, привлекли мое внимание, что побудило посмотреть все вышедшие на тот момент серии.
До этого когда-то я читала книгу о Роксолане и просто из истории чуть знаю о событиях того времени, и мне было интересно посмотреть, какой же видят Анастасию сами турки. Даже делая скидку на то, что сериал все же больше художественный, нежели исторический, этот взгляд мне не очень понравился. Анастасию выставили жадной, эгоистичной, недалекой, истеричной дурой, особенно поначалу. А это совсем не так: не могла предложенная нашему взору особа занять то положение и оказывать то влияние на султана, которое имела, что есть как факт в истории. И как факт известно, что Хуррем была пусть не столь красива, но умна, хитра и дальновидна.
Нам же показали прямо противоположное. Сложно поверить, что ЭТА Хуррем могла удерживать внимание и любовь Сулемана так долго. Наверное, маленькая месть со стороны турков за то, что с появления Анастасии в великой истории османов началось увядание. Так хоть выставят ее в неблагоприятном свете.
Чего не отнять, так того, что сериал красочен, музыка просто великолепна: берет за душу. Наряды красивы, но опять же возникает вопрос: к мужским костюмам вопросов нет, но разве женщины одевались в столь европейского стиля одежды?
Вбухав все деньги на декорации и костюмы, на массовку, видимо, пожалели денег. Очень смешно было смотреть, как в сценах битв показывали три с половиной человека, один эпизод боя которых мелькал по десять раз, чтоб создать впечатление, что дерущихся куча.
Также любопытно, что гарем нам представлен так малочисленно - ведь известно, что наложниц было огромное количество, а тут показана кучка всего лишь. Все - таки, раз заявлено, что сериал основан на реальных событиях, то и надо придерживаться более - менее правды.
Если в начале сериал удерживает интерес вполне уверенно, постоянно интригуя зрителя и стимулируя задаваться вопросом 'что же дальше!', то ближе к серии 20 началась жвачка - одно да по тому и так раз несколько. Когда начинаешь жевать жвачку, то она сначала насыщена вкусом, а потом просто резина, так и здесь. Надеюсь, что дальнейшее развитие сюжета будет оживлено, учитывая, что в сериале грядут новые исторические события.
И в целом: если не придираться к достоверности исторических моментов, а просто смотреть для расслабления и удовольствия, то вполне неплохо, тем более, что большая часть актерского состава люди красивые, и смотреть на них весьма приятно.
'Великолепный век' понаделал шуму в Украине и мимо меня, конечно, тоже не прошел. Ещё бы, сериал про украинку! Вернее, она считалась рутенкой и в оригинале ее именно так и звали, но поскольку так раньше называли народ, живущий на территории современной Украины, украинцы считают Хюррем своей. Правда русские ее тоже считают своей, хотя учитывая, что татары украли ее где-то в Прикарпатье, которое на тот момент принадлежало Польше, такую версию можно считать сомнительной - все же Карпаты трудно назвать исконно русской землёй...
В общем, в мире она известна как украинка, ее в Украине воспевают, изображают на марках, поставили ей памятник и даже сняли про нее сериал, в котором она изображена нежным и трепетным цветком, тоскующим по ридной Украине. Поэтому увидеть, какой ее изображают турки, было интересно. Увидела.
Хюррем представили как истеричку с перекошенным лицом и вечно выпученными глазами, глядя на которую чувствуешь только стыд. Впрочем, в этом сериале вообще мало приятных персонажей. Хюррем истеричка, Махидевран озлобленная обиженка, Хатидже нытик и т.д. Исключение являет собой султан Сулейман, который представлен ангелом во плоти. Он смотрит на всех добрыми мудрыми глазами, все перед ним трепещут и падают ниц. Европейские послы боятся даже взглянуть на него, а европейские короли и сам папа Римский восхищённо обсуждают, как же велик Сулейман, его армия и его империя. А Хюррем, конечно, влюбляется в него с первого взгляда и, тут же позабыв об убитых родных, сама бежит к нему на первую брачную ночь! Все европейские женские персонажи предлагают себя то Балибею, то Рустему-паше, то самому Сулейману, потому что не могут противостоять чарам османских мужчин. Прекрасная испанская принцесса разделась догола перед Сулейманом, а он скромно отверг ее, осуждающе глядя на нее все теми же своими добрыми и мудрыми глазами. Ангел, не иначе! Сравниться с ним может разве что Мустафа, которого вообще впору канонизировать и возводить в лик святых! Устыдитесь, современные турки, присылающие эротические фотки славянкам в личку!
Здесь многие критиковали историческую составляющую и наряды, но скучные бои, в которых турки неизменно побеждают проклятых неверных одной левой, я пролистывала, а наряды - ну нормальные. Наверное, чересчур европейские, хотя кто их знает, как они там одевались в своих закрытых гаремах. Может, даже и так.
Сюжет временами захватывающий, а временами откровенно унылый и полный пустых разговоров об одном и том же. Я изучала по этому сериалу турецкий и могу сказать, что даже одни и те же реплики кочуют из одной серии в другую. В целом сериал очень женский, с романтикой, интригами, бабским коварством, но исторические моменты, а также сцены жестокости с обжиганием лиц, вырезанием языков и т.д. тоже присутствуют, хотя и сглаженные турецкой цензурой. Отдельные сюжетные ходы действительно непредсказуемы, да и смотреть, как женщины могут хитростью и коварством управлять судьбами других людей, тоже интересно. Поэтому я все же склоняюсь к положительной оценке.
И, наверное, самый лучший момент этого сериала, - наглядно показана сущность манипуляторов. В общем-то в этом и вся суть истории 'любви' Сулеймана и Хюррем - показать, как женщина годами забивает баки мужику, обретая над ним полную власть.
Именно с ВВ началось мое знакомство с турецким кинематографом. Что сказать? Действительно, глаз радуется, видя такое творчество, такую самоотдачу турецких актеров не только главных действующих лиц, но и лиц второго, а то и третьего плана настолько, что в итоге стирается грань между главными и второстепенными персонажами. Диву даешься.
С историей Роксоланы я познакомилась ранее и к просмотру сериала приступила уже со сложившимся образом этой исторической личности: умная, образованная, воспитанная, которая сумела покорить сердце самого султана. В сериале же ничего этого не увидела. И любви Хюррем не поверила. Не понравилась ни актриса, ни героиня: скандальна, где-то глупа, невоспитанна, высокомерна, но довольно хитра.
Более грациозной актрисы, нежели Небахат Чехре, в данном сериале не было. Именно в Валиде Султан были ум, стать, грация и голубая кровь. Лучшей актрисы для роли представительницы династии, действительно, не найти.
Образ султана тоже не особо порадовал, но актер, безусловно, шикарен. Почему турки решили изобразить его только с хорошей стороны? Ведь с этим можно еще как поспорить. Мне бы хотелось видеть в нем чуть больше цинизма и жестокости, чтобы слова поперек никто не смел сказать. В сериале же все грехи султана «оправданы», изобразив всех во всем виноватыми. Он отвернулся от Махидевран – но ведь она сама виновата. Султан казнил своего лучшего друга – и Ибрагим сам виноват, он 'предал'. Он убил своего собственного сына – но ведь Мустафа «бунтарь». По истории султан также казнил и Баязида. Однако в сериале и этот шаг решили оправдать, поэтому Селим убивает брата. Султан игнорирует мнение матери – но это мама не понимает сына, она эгоистка. Он отвернулся от своих сестер – но ведь они плетут интриги за спиной. Ну почему бы не изобразить в характере султана чуть больше противоречий и создать более сложный образ? Столько предательств и смертей, а султан по-прежнему «справедлив». А обезумевшие армии фанатов кричат о Великолепном Султане и Мудрой Хюррем, что сил нет слушать их фанатичные речи об их великой любви, которой в сериале «не завидует» лишь ленивый.
В ситуации, когда Хюррем через Эфсун попыталась убить Мустафу, поражает реакция султана. Хюррем, в слезах, падает на колени, клянется, что все это происки ее врагов, которые хотят, чтобы их великая любовь закончилась. Султан: «А если я тоже хочу, чтобы она закончилась?» Хюррем: «Не закончится!» Султан делает вид, что хочет ее задушить, однако, потом целует. Инцидент исчерпан. Поклонники сериала ликуют, сцена сильная, но у меня вопрос: ну почему султану просто не спросить: «Хюррем, дорогая, ты действительно пыталась убить моего сына?» Ответ очевиден: да! Но она солгала бы. Впрочем, как всегда. И тут не хватает внутреннего монолога Хюррем: «Да, мой милый, я хотела убить твоего сына, и попытаюсь это сделать неоднократно, до тех пор, пока мне это не удастся. Но ты об этом ничего не узнаешь». А в дальнейшем она же будет упрекать Махидевран, что у той руки в крови династии, не понимая, что у нее самой на тот момент руки были относительно чисты лишь благодаря той же Махидевран, которая дорожила жизнью сына больше, чем своей.
Еще поражает момент, когда Хюррем, нежно убаюкивая дочь, с ласковой улыбкой говорит, что вот она расквитается со всеми своими врагами и будет счастлива с султаном. А по иному это выглядит так: «Подожди, мой любимый Сулейман, вот убью я всю твою семью и будем мы с тобой счастливы. Ведь они плохие, а я хорошая». Суть в том, что в ее понимании «враги» - это вся семья султана (так уж сложилось). Будь она действительно умна, не настроила бы против себя весь дворец, да что там, всю династию. Со своим самоваром, так сказать.
От Махидевран ожидала больше ума и достоинства, но меня ничуть не удивляет, почему она в итоге перестала быть преданной султану. Наоборот, меня удивляет речь султана, когда он говорит, что лишь одна Хюррем всегда его одного желала видеть на троне. Собственно, кого она хотела бы еще там видеть? Лишь с Сулейманом у нее будут все те привилегии, которые она сумела достичь. А если сына посадит на трон - так ведь мы все помним, как поступал Сулейман со своей матушкой. Лишь фавориткам суждено проводить ночи напролет с султаном и сладкими речами затуманивать их острый ум, а особо хитрые так вообще способны веревочки вить даже из повелителя всея так, что заговоры будут мерещиться в каждом углу.
Про последний сезон пару слов. Раздражало то, что буквально весь сезон был в замедленном темпе. Я, конечно, понимаю, что создатели сериала пытались таким образом передать всю драму происходящего, но все-таки. Вот новая «старая» Хюррем понравилась больше. Хоть и согласна с тем, что замена ведущей актрисы ни в какие ворота, но так сложились обстоятельства. Это как плевок в душу поклонников прежней актрисы. Но все же в ней больше ума, в ее действиях больше логики, нет самодовольства и прежних истеричных: «Это все мои враги! Они хотят меня уничтожить!» Она сдержана настолько, насколько сдержаны все королевские особы. Ей даже иногда искренне сопереживаешь.
Но моим любимым персонажем все же навсегда останется Ибрагим. Вот где действительно есть интрига. Именно путь Ибрагима мне наиболее интересен: от хорошего к плохому. Самый противоречивый характер. Султан многим ему обязан (ну хотя бы своей жизнью). Сериал мне был интересен лишь до тех пор, пока в нем присутствовал Окан Ялабык. Именно он (раб!) сумел в итоге сумел подчинить себе особу султанских кровей, ошибаясь и не прося прощения, даже когда он действительно был виноват. Он умен и упрям. Это ведь Ибрагим.
Горько плакала при сценах казни Мустафы. Специально выбрала день, когда дома никого не было, ибо утешения для меня не было никакой, а объяснять всем и каждому, что со мной ничего не случилось, что это всего лишь султааан кааазнииил Мустафууу, сил нет. Я действительно плакала навзрыд весь день, а сцены переживания Джихангира и его дальнейшая смерть, лишь ухудшили ситуацию. Это говорит лишь о том, что все актеры бесподобны, а операторская и режиссерская работа выше всяких похвал.
Советовать сериал к просмотру буду лишь в том случае, если Вам действительно нечего делать, потому что сериал занимает все свободное время. За эмоции, за хорошую операторскую работу, за отличное музыкальное сопровождение и удачный актерский состав и полную самоотдачу актеров
Не буду расхваливать или наоборот ругать сериал, просто хочу сказать спасибо создателям, актерам и всем людям, которые приложили столько сил, чтобы создать такое творение! Они сумели сделать из обычного мыла для домохозяек что-то большее и более масштабное.
Плюсы: игра актеров: порой она настолько жива и убедительна, что по-настоящему начинаешь переживать за героев. Отдельно хочу выделить игру Халита Эргенча (султан Сулейман): никогда не поймешь, какое состояние или эмоцию он хочет выразить, всегда очень непредсказуем! Актриса Небахат Чехре (Валиде) и в фильме, и в жизни ведет себя как настоящая королева: красота, походка и истинно королевские манеры.
Далее: роскошные костюмы и украшения. Для хорошего исторического фильма это очень важная составляющая.
Также следует отметить с лихвой закрученный сюжет, который постоянно держит зрителя в напряжении, хоть некоторые сцены порой очень затянуты.
Минусы: к сожаленью, это техническая сторона, которая все же не позволяет поставить однозначную десятку или хотя бы девятку: например, когда герои стоят на балконе лицом к солнцу, а затем поворачиваются, то заметно, что за балконом-то и нет никакого вида на море, потому что лица их ровно настолько освещены, как и когда они повернуты к солнцу.
Затем множество и еще раз множество ляпов по сюжету и отдельным сценам: начиная с того, как мог художник Лука писать в своем дневнике, пользуясь современной русской письменностью, и заканчивая тем, как же евнух Сюмбюль, совсем не владевший испанским, пресек побег принцессы Изабеллы, подслушав ее разговор со служанкой на испанском.
Ну а теперь самая 'вкусная' часть: это, конечно же, борьба двух султанш: Махидевран и Хюррем, которая вылилась на просторах мировой сети в виртуальную борьбу защитниц соответствующих сторон.
Хочется отметить, что хоть Хюррем и главная героиня, но в то же время она является наиболее отрицательным персонажем: с каждой серией она все больше приближается к власти, а ее деятельность становится еще более кровавой и масштабной. В одной из сцен одна прорицательница, глядя ей прямо в глаза, косвенно называет ее огнедышащим драконом, который, в конце-концов, сожжет все вокруг. Так что иногда просто с трудом верится, что султан мог полюбить такую женщину, которая только и делает, что мстит всем вокруг и всячески проявляет неуважение к представителям османской династии. Думаю, что все-таки в жизни она была другой и обладала более положительными качествами, которые и сразили Сулеймана.
Теперь Махидевран: эта женщина в сравнении с сельчанкой Хюррем выглядит более дородно, но у нее нет характера и упорства. Ее действия в фильме зачастую лишены дальновидности, а решения совершаются необдуманно и на скорую руку, что и становится причиной ее многих провалов. Ну и тривиальное отсутствие удачи, которое больше сопутствует ее сопернице. Ее главное достоинство - это то, что она сумела воспитать действительно достойного наследника Мустафу, который с ранних лет учится справедливости и всем азам правления империей и становится гордостью своего отца, но и тут им не везет!
Вот и завершился второй сезон. Будем ждать новый сезон и посмотрим, смогут ли создатели в очередной раз удивить нас...
Осилила 4 серии 1 сезона. Впечатления двоякие. Начну по порядку.
Политика показана как фон к интригам гарема, что в принципе и понятно, это скорее сериал для домохозяек. Ожидалось большего. Главная героиня, завоевывая сердце султана, просто наплевательски относится к делам страны и прямой обязанности правителя. Скажем так, позиция главной героини в роли дурочки в этом вопросе перечеркивает ее ум.
Возможно, далее политика будет более полностью раскрыта, но пока она как фон к дворцовым играм.
Теперь о дворцовых играх.
Топорные интриги. Ну не верю, что вот так тупо воровали украшения, не боясь расправы, избивали друг друга в реальных гаремах. Там для выживания нужен тонкий расчет, подставив соперницу, при этом самой остаться с чистыми руками. Тонкой интриги не наблюдалось. Все явно, словно с криками 'ура!' на абордаж. При этом наказание так, ни о чем за грубую игру.
Главная героиня вообще верх самоуверенности. Да черт возьми, попав в гарем, сразу брать быка за рога - ну такое себе. Выскочки не живут долго в скоплении гадюк, у которых есть и статус, и своя сложившаяся история и место в конкурентной борьбе. По идее, ее должны б поставить на место сразу, в первый день ее дерзости. Но нет, дамочка дерзит, хамит, грубит всем напропалую, чисто бессмертная и ей за это особо ничего не было.
Ладно бы дерзость, но ее упрямое желание нажить врагов просто поражает и вызывает недоверие. У главной героини словно девиз: 'Слабоумие и отвага'. Вместо того, чтобы привлекать на свою сторону людей, втираться в доверие, искать сторонников, покровителей, дамочка хвастается, хамит, вызывает зависть у 'подруг по несчастью', и даже, о майн готт, еще и пытается отодвинуть соратника-раба султана. Факт, она б не прожила и месяц с таким вздорным характером, ее б просто задушили подушкой за высокомерие. И честно, все б этому аплодировали.
Окончательно добивают ее высказывания, что дворец будет ей подчиняться. Честолюбие, конечно, никто не отменял, но вслух об этом говорить?! Что опять показано отсутствие тонкого расчета. Все явно и неприкрыто.
Игра актеров тоже неоднозначна. Раздражает главная героиня. И завораживает игра актрисы - роль сестры султана. Второстепенные герои намного привлекательней и живее, нежели главная героиня.
Сначала начнем с плюсов: С первой серии сериал впечатляет своей красотой: великолепные костюмы и обстановка, хорошо передан быт и традиции Османской Империи того времени. Но кастинг удачно подобран только на 50%. Актриса играющая главную роль не нравится совершенно. Ну разве это типаж славянской девушки? В гареме постоянно какие то интриги и когда прекращаются старые сразу же появляются новые, вообщем напоминает типичный бразильский сериал!
Сериал в первую очередь должен быть историческим, а он у них уже полуисторический. Зачем постоянно вводить каких то новых придуманных персонажей? Яркий пример: Изабелла Фортуна ! Что за бред? Испанская принцесса воспитанная в духе католицизма никогда бы не стала 'наложницей' Султана! Если бы ее убили то несомненно началась бы война христианской Европы и Турции, ибо принцесса - личность очень ценная, а тут Хюррем отдала приказ ее убить и ее даже никто не наказал! Я всегда питала уважение к исторической Роксолане но в этом фильме она бывает мне часто неприятна. А затянутость сериала вообще убивает!
Ну учитывая костюмированость и красочность сериала + удачный показ турецкого быта и традиций...
Сериал 'Великолепный век' - это историческая драма, посвящённая правлению султана Сулеймана, при котором Османская империя достигла наивысшей точки своего могущества и его истории любви с русской девушкой Александрой (Хюррем).
Сериал имеет захватывающий сюжет, который вызывает чувство сопереживания героям, но в тоже время положительные персонажи как таковые отсутствуют. Даже если герой по началу кажется хорошим, положительным, то с течением времени и развитием сюжета это оказывается не так, далеко не так. Пожалуй самым ярким таким примером является Ибрагим-паша.
Сериал 'Великолепный век' необычайно красив, но не стоит полагать, что это прекрасная сказка о любви - это совершенно не так.
Вся суть 'Великолепного века' сводится к постоянным интригам, подковёрным противостояниям за власть, за влияние на султана, а также за богатство. И эта конкуренция идёт не на жизнь, а на смерть. Самое ожесточённая борьба идёт, конечно, между женщинами султана за его сердце и вытекающих отсюда преимуществ и привилегий. Своих целей они добиваются всеми правдами и неправдами, используют подкуп, лесть, клевету, все возможные подставы и ловушки, иногда даже отравления и открытые нападения друг на друга. Чудовищная вырисовывается картинка. Складывается такое впечатление, что во дворце Топкапы живут настоящие змеи, которые готовы на всё для достижения своих корыстных целей. Как в таких условиях можно жить я не представляю, нужно всегда быть начеку и если ты не 'съешь' своего соперника или врага, то бесспорно 'съедят' тебя.
И султан Сулейман оказывается главной жертвой всех этих интриг, его обманывают, им манипулируют как хотят, добиваются от него нужного для себя результата. И бедный султан, как правило, идёт у них на поводу, не понимая, что его просто используют. Великий султан Сулейман, который отличается бескомпромиссностью в международных делах, бесстрашностью в бою, готовностью постоять за честь и величие своей страны, оказывается 'в плену' интриг своих женщин и никак не может этому противостоять.
Да и вообще, реально занимается ли он государственными делами? Большую часть времени он пытается разобраться в своих женщинах, а политикой и важными государственными вопросами занимается Совет Дивана, на современным манер - правительство, во главе с великим визирем - председателем правительства.
Теперь хотелось бы сказать про Хюррем и её 'любовь' к султану Сулейману. Что же это за любовь такая, которая погубила столько людей, которая заставляет всех вокруг страдать и быть несчастными? Как апогеем злодеяний Хюррем стали казни лучшего друга Сулеймана - Ибрагима-паши, а затем и его первого сына, надежду государства - Мустафу. Её любовь к султану не созерцает, а разрушает. Великое, светлое чувство в сериале показано как средство достижения своих корыстных целей и постепенное избавление от врагов.
Также хочется отметить чрезмерную растянутость сериала и чудовищное количество времени на одну серию. Зачастую сюжет тормозит, переходя к откровенному 'соплеживанию'. Спустя десятки серий сюжетные повороты неминуемо повторяются, вызывая раздражение. После казни Мустафы дальнейшие серии перестали вызывать всякий интерес.
Конечно, не всё так грустно. Первое, что хочется отметить - это превосходное музыкальное сопровождение, которое, как правило, оказывается в тему. От этого просмотр сериала становится ещё более захватывающим. Костюмы и украшения героев, а также декорации вызывают восхищение. К актёрской игре претензий нет. Особенно меня впечатлили: Мерьем Узерли (Хюррем-султан), Халит Эргенч (Султан Сулейман), Окан Ялабык (Ибрагим-паша), а также Селим Байрактар (Сюмбюль-ага).
Ну единственное, что здесь расстраивает - это слабенькая демонстрация сцен боёв и сражений.
Отдельно хочется отметить манеру общения героев сериала. Даже межличностные разговоры проходят в форме светского общения: 'госпожа', 'паша', 'вы'. Это смотрится достаточно необычно.
Подводя итоги, хочется сказать, что 'Великолепный век' безусловно больше подходит для просмотра женщинам, чем мужчинам. Также он подойдёт любителям истории и подковёрных интриг. Как я уже говорил сюжет действительно интересный и захватывающий, но всё же сильно растянут. Отсюда вывод - надо уметь вовремя остановиться.
Несмотря на то, что я поставила этому сериалу 10 из 10 возможных, я не могу ему написать однозначно хвалебную оду. Мне очень нравится режиссерская и операторская работа, костюмы, декорации и подбор актеров - они, на мой взгляд, в полной мере отработали поставленную перед ними задачу (например, Окан Ялабык, сыгравший Великого Визиря Ибрагима-пашу и его брата-близнеца Нико: как нелепо смотрится на Нико дорогая парчовая одежда и как царственно носит ее Ибрагим, а также царственная Небахат Чехре).
Минусами сериала на мой взгляд являются серии по 1.45-2 часа-лично мне очень сложно удерживать внимание на происходящем столь долгое время, так что просмотр одной серии может растянуться на день-два. И конечно же, со смертью Мерал Окай сериал сильно сдал, нет неожиданных поворотов сюжета и некой недосказанности. Историческую неточность вобще не стоит брать в расчет-это художественный сериал, а не документальный исторический фильм. Многие в рецензиях ругают содержание-мол, одни дневники подглядываний и подковерная возня султанш и сильных мира сего. А с другой стороны-в век без телевидения и интернета как развлекала себя аристократия-да теми же интригами, борьбой за власть и званными ужинами-обедами. Это был поистине Великолепный Век великолепного правления и процветания Османской империи, в котором все вокруг было подчинено законами веры и традиций.
И тут в упорядоченном относительно тесном мире появляется Хюррем,бывшая рабыня, впоследствии Хасеки Султан, просвещенная и образованная женщина, внесшая огромный вклад в турецкую культуру и архитектуру. Мерьем Узерли отлично ведет свою партию в части эпизодов 'смешливая госпожа',мать пятерых детей Султана и царственности. Но остальное время, к сожалению, она напоминает змею, которая ползает по дворцу и гарему, кусая всех и каждого в произвольном порядке, угрожая и откровенно тираня некоторых персонажей. 'Что уродует самое красивое лицо и может превратить в неудачницу даже богиню Фортуну?-злоба и зависть'.Она не может спокойно жить, если у соперниц (за которых, кстати принимаются решительно все женщины вокруг) все хорошо, нет ей покоя, пока она не усадит на трон хоть кого-нибудь из своих детей. Не в ее пользу говорит и то, что она постоянно и беспардонно сует нос во все, во что его можно засунуть, и внушает детям, что вокруг враги. Стоит признать, что врагов она наживает себе бесплатно и самостоятельно-в большей массе того, что с ней творится, она виновата сама. И в таком к себе отношении султанской родни тоже-они больше благоволят Махидевран,которая хоть и начинает эту бестолковую войну за Султана и делает много ошибок, именно такая невестка, кою они хотят видеть в своей семье. Да, она виновата в охлаждении к ней сама, но она до конца остается сильной, несмотря на постигающие ее беды, казни детей и внуков.
Очень приятно смотреть на актеров, которые играют детей Сулеймана в зрелом возрасте-как Мустафа из капризного мальчишки превратился в истинного наследника, как он с теплотой относится к своим братьям и сестрам. С его казнью в реальной истории государство Османов потеряло не побоюсь это сказать все-начался век дегенеративных султанов с Селимом II во главе.
Один из безусловно присутствующих в кадре адекватных персонажей это Гюльфем,женщина с трагической судьбой, которая смирилась со своим положением и, насколько позволяют обстоятельства, получает удовольствия от жизни по правилам. Иногда она выступает в роли абстрактной совести, пытаясь либо образумить, либо утешить нуждающихся в этом персонажей. И племянница Валиде Айбиге,вносящая своей сюжетной линией свежесть и красоту, пусть ее в кадре и немного.
По всей протяженности сериала (а ее немало - больше 150 серий) характеры персонажей претерпевают изменения, не всегда в лучшую сторону. Нежная и хрупкая Хатидже превращается в злобную и мстительную фурию, рассудительный Ибрагим погряз в гордыне с головой: он постоянно твердит о том, что с каждой новой должностью он на шаг ближе к смерти, но, несмотря на это, он к ней не шагает, а бежит спринт-его ничему не учит ни гнев Повелителя, ни предыдущие ошибки. Его 'неземную и вечную' любовь к Хатидже одномоментно разрушили слова жены о том, что государство-это она и его долг служить ей (логический косяк-он зовет жену госпожой, как раз госпожи в ней и не видя). А сказала она ему прописную на тот момент истину для такого мезальянса, коим явился их брак-что потеряв ее, он потеряет все. История Ибрагима и Хатидже является как раз тем, о чем в сказках говорится 'и жили они долго и счастливо' - вслед за красивой сказкой о принцессе и царстве в придачу проявляются остальные 2/3 айсберга реальной жизни.
Повторюсь, порадовал Мустафа, и как ни странно, пожилая Махидевран. Михримах больше разочаровывает-лгать и подставлять она учится с детства у маменьки (но актриса хороша). Симпатии вызывают Баязид и Дефне. Кстати постаревшая Хюррем (хоть я и не очень уважаю практику замены актеров) более рассудительна и спокойна. Отмечу Нурбану-'женщину, несущую свет' (правда куда она его занесла в итоге-без комментариев),взявшую свою судьбу в свои руки с первого дня в гареме.
Несмотря на то, что сериал о любви Султана и Хюррем (хотя я не очень могу понять любовь, ради которой прут напролом и во имя которой полегло больше людей, чем в борьбе как раз за сам трон, для которой человеческая жизнь и пара-тройка повешенных или утопленных наложниц ничего не стоят(тут как в 'Иллиаде' Гомера - под любовь и борьбу за нее замаскированы истинные намерения и чаяния),меня больше впечатлила любовная история Бали-бея и еврейской девушки Армин - она намного искреннее и правдоподобнее, хоть с трагичным, но красивым финалом.
И, наконец, играющий Султана Сулеймана Халит Эргенч. Тут просто браво-запоминается мимика актера-гнев у него истинно гнев, а не выпучивание глаз и искривление рта (как у некоторых),досада, разочарование и любовь он может выразить одним только взглядом.
И, конечно же, комический дуэт Гюля-аги и Сюмбюля-аги, перерастающий в трио.