Перед нами пример раннего слэшера, который вышел в начале 1980 года, то есть раньше всей золотой классики слэшеров 80-х, в том числе Пятницы-13,хотя и оба жти фильмы достаточно похожи. Я считаю, что 'Всем спокойной ночи' самый недооцененный слэшер. Только подумайте сами, сценарий не запрягает очень долго, от чего страдали многие ужастики той эпохи, а убийства начинаются с 12-й минуты, разве это уже не стимул ознакомиться с данной картиной?
Фильм начинается с короткого пролога о несчастном случае, произошедшим в школе для девочек несколько лет назад. Потом же, зрителя познакомят с главными героинями, которые на рождественские каникулы остались в школе, и пригласили своих парней, чтобы хорошенько развлечься. Только убийца в костюме санты тоже решает развлечься...
Самый первые фильмы от этого поджанра были куда более близки к классическим триллерам и детективам, чем к снаффу, чего не скажешь о современных ремейках старых слэшеров. Для современного фаната ужасов здесь может оказаться слишком мало крови и жестокости, но для 1980 года это было вполне нормой, тем более сами убийства оригинальны, например с самолётом, лично я такого никогда больше не видел. Также, хочу ещё раз обратить на динамику, она не заставляет зрителя скучать, чем не может похвастаться, например 'Сожжение'. Развязка оказалась достаточно предсказуемой и похожей на первую 'Пятницу', хоть и 'Всем спокойной ночи' вышел раньше.
Лично я не очень люблю обнаженку в ужастиках, особенно когда она ни к чему, но насколько я знаю, многие это любят, так что здесь этого добра валом. И да, давно не могу понять почему в каждом слэшере есть женская обнаженка, но мужская есть только в 'Спящем лагере', продюсеры почему-то не надеяться на женскую аудиторию а зря, было бы разнообразие.
Итог: не лучший в своём жанре, но отличный фильм на ночь, который, к сожалению был забыт из-за своих более успешных собратьев. Кстати, это вроде бы первый фильм ужасов про Санту убийцу.
Начало 80-х гг прошлого века – золотой период для такой разновидности страшного кинематографа как слэшер. По сути, большинство лучших представителей слэшера увидело свет в те немногие годы первой волны (1978-1984). Я всегда с трепетом отношусь к любому классическому слэшеру и с удовольствием его смотрю, если удаётся раздобыть, а иногда сделать это довольно сложно. Вот и заполучив в свою коллекцию фильм «Всем спокойной ночи», забытый историей классический слэшер, я почувствовал самый настоящий трепет. Даже тот факт, что фильм мне пришлось смотреть в ужасно перекодированном формате VHS-Rip с то и дело сбоящей одноголосой озвучкой, не помешал мне получить истинное удовольствие от просмотра «Всем спокойной ночи».
Для тех, кто не знаком с классикой слэшера, а ведь 1980-й год, когда вышел «Всем спокойной ночи» - это вообще культовый год для всего хоррор-кинематографа в целом, я расскажу, что представляет собой фильм. А те, кто смотрел «Пятницу 13-е» (1980) либо «Школьный бал» (1980), и так всё поймут, без слов. Как и любой другой классический слэшер, «Всем спокойной ночи» построен на простых правилах для этой разновидности кино. Здесь есть маньяк, скрывающий своё лицо под маской (в данном случае маска Санта Клауса) и молодежь (в большинстве своём – девушки, ведь у маньяков из слэшеров всегда ярко выражено женоненавистничество). В начале фильма нам показывают короткий пролог, который даёт нам понять мотивы будущих убийств маньяка. Далее следует традиционная для слэшеров первая треть фильма, когда убийства только изредка разбавляют просмотр картины, а о маньяке основной части подростков ещё неизвестно. В общем, тот период, когда на зрителя постепенно наводится напряжение, и он глубже погружается в атмосферу картины. Также в первой трети нам демонстрируют «обнажёнку», ибо, как водится, в дальнейшем сюжете фильма ей просто нет места.
Собственно то, за что люди полюбили в своё время слэшеры, начинается со второй трети фильма, когда о маньяке узнают уже все подростки, после чего в их рядах воцаряется паника. Маньяк становится менее аккуратным и более жестоким. Зритель наблюдает зачастую нелепые, а оттого иногда смешные, хоть и жестокие в тоже время убийства. Фантазии у местного маньяка хватает, а потому не думайте, что он будет на протяжении фильма убивать всех одним и тем же оружием. Есть в слэшере «Всем спокойной ночи» даже парочка оригинальных убийств, которые эффектно поставлены. Однако «мяса» здесь нет, да и крови не то чтобы особо много. Оно и понятно, многие жестокости из фильма наверняка были вырезаны режиссёром для получения рейтинга «R». Впрочем, впечатление от просмотра некоторые не до конца раскрытые убийства, отнюдь не портят. Как водится, подобные фильмы смотрят в основном те, кто испытывают странное наслаждение, наблюдая за тем, как маньяки жестоко расправляются со своими жертвами. А потому каждый из потенциальных зрителей «Всем спокойной ночи» в виду своей бурной фантазии вполне способен и сам додумать за создателей фильма весь размах отдельных убийств.
Самое примечательное в фильме «Всем спокойной ночи» - то, что он до боли напоминает слэшеры «Пятницу 13-е» и «Школьный бал», которые вышли в том же году, но уже после него. Отдельные моменты из фильма, как мне теперь стало ясно, были позже использованы в упомянутых слэшерах, не говоря уже о концепции первой «Пятницы 13-е», которая явно прослеживается в этом слэшере. Ирония судьбы, что ещё тут сказать, ведь в отличие от слэшера «Всем спокойной ночи» будущие его подражатели обратились во франшизы и даже получили современные римейки, а этот фильм остался забытым историей. Однако и в нём, впрочем, также не обошлось без отсылок к классике. Если говорить открыто: основа концепции «Всем спокойной ночи» – прямая цитата триллера «Чёрное Рождество» (1974), который многие считают первым слэшером. Возможно, действительно есть что-то в этом мнении.
Вердикт. Фильм «Всем спокойной ночи» - довольно необычный слэшер, который обязателен к просмотру любому матёрому слэшероману. Лично я в нём разглядел связующее звено в развитии слэшеров 80-х, которое так долго и тщетно искал.
Вообще-то Дэвид Хесс известен скорее как актёр, исполнитель харизматичных негодяев ('Последний дом слева', 'Дом на краю парка'), но вот тебе на - однажды он попробовал себя в режиссуре. Результатом стал неплохой, но уж очень второстепенный и, как следствие, скоро забытый слэшер 'Всем спокойной ночи'.
Недоверие к фильму начинается уже с завязки, которая длится ровно полторы минуты(!) и являет собой историю о том, как в общежитии девушки гонялись в шутку за подругой, а она возьми да и упади с балкона насмерть. Прошло какое-то время и в общежитии объявился некто в костюме Санта Клауса, причём с явными намерениями отомстить за погибшую студентку.
Сразу скажу, что фильм смотрел в совершенно дурном (но в единственно доступном) качестве - перевод то ещё ладно, но вот изображение такое дикое, что даже в дневных сценах разглядеть что-то - подвиг. Тем не менее, надо отдать фильму должное - Хесс в своей единственной режиссёрской работе сумел пронести достойную историю сквозь преграду плохого качества плёнки и т.д.
История эта, правда, не оригинальна ни разу, плюс украшено всё это действо совершенно кошмарными актёрами и диалогами, которые ещё кошмарннее актёров. 'Я люблю тебя - И я тебя - Милая, я люблю тебя', 'Я чувствую, за этой дверью что-то есть - Давай посмотрим - Нет, не надо - Ты боишься? - Нет - Тогда давай посмотрим - Хорошо', сверхоригинальный приём, когда герою на плечо НЕОЖИДАННО падает рука, которая оказывается рукой друга, который либо решил напугать товарища, либо рукой друга, который 'Не хотел напугать тебя, прости' - все эти штампы, вся эта какофония ненужного хоррорного дерьма, накопившаяся за несколько лет - всё это есть в 'Всем спокойной ночи'.
Зато тут неплохи убийства - как я уже упомянул, разглядеть тут что-то - задача не из лёгких, но то, что пробивается на экран - это отчаянно дешёвый, но до последнего сражающийся за изобретательность слэшер, в котором и достойный грим нет-нет да и промелькнёт, и способы убийств не будут ограничиваться обычным колюще-режущим - в ход пойдёт и камень, которым так удобно плющить головы, и даже рыцарские доспехи, в которых так удобно затаиться в ожидании очередной похотливой парочки...
Кстати, что касается похоти - обнажёнка здесь присутствует мельком да и особо не вдохновляет, благо что кино можно посмотреть и без этого, обстановка позволяет. С личностью маньяка, правда, промахнулись. Ну лично я уже за километр понял, кто будет скрываться за костюмом Санты. Да и вообще сюжет не претендует на откровения.
В принципе, на откровения не претендует и всё кино в целом - это просто не идеальная, но по-своему крепкая зарисовка от человека, который попробовав себя в хоррорах в качестве актёра решил встать с другой стороны камеры. Для ознакомления с жанром могу порекомендовать, но на хорошее качество плёнки и звука не надейтесь.