Понятно, что фильм выполняет заказ своего политического окружения. Но мы уже давно привыкли смотреть голливудские фильмы подобной направленности через призму своих фильтров. И, если абстрагироваться от выполняемого политзаказа, и просто поделить всех персонажей условно на 'плохих' парней и парней 'хороших', то этот фильм становится точно таким же, как и многие другие на героически-патриотические темы.
Именно так я и рассматриваю этот фильм.
И, если таким образом убрать всё, что вызывает неприятие и оскомину, то остальные стороны художественного фильма вполне себе позволяют посмотреть его как не самое слабое произведение на эту тему.
И есть и сильные стороны: хорошие съёмки и компьютерная графика, F/A-18 во всей красе (как на мой взгляд, так самый красивый истребитель США), авианосец, пейзажи, ну и, наконец, довольно талантливые актёры - Джин Хекмэн, Владимир Машков и Оуэн Уилсон (хотя последний и в не характерной для себя роли).
Поэтому не могу назвать этот фильм неудавшимся с художественной точки зрения. Он вполне смотрибелен, и лучше многих других того же жанра.
Да и в плане американской пафосности и ура-патриотичности тоже не образец, фильм содержит и конструктивную критику как американской политики, так и армейского карьеристского цинизма.
Если подойти к просмотру этот фильма с теми установками, о которых я написал выше, то одного просмотра он вполне заслуживает.
В разгар югославских войн американский истребитель F/A-18 совершает разведывательный полёт над Боснией. Заметив на радаре сомнительное скопление техники лётчики решают посмотреть поближе - интересно же! После чего боснийские сербы доступно, с помощью двух зенитных ракет, объясняют им, что нечего летать, где не надо.
Реальные события выглядели так: американский самолёт сбили, катапультировавшийся лётчик недельку бегал по лесам, потом его вытащили. Всё. Вот эту скукотищу в фильме и разбавили экшоном да идеологией. Это значит, что герои чуть ли не открытым текстом говорят, что понятия не имеют, что забыли на Балканах. С чего там война, кого и для чего надо бомбить - неважно. Нам сказали - мы бомбим. То, что триггером событий выступает нарушение прямого приказа, как-то ненавязчиво забывается. Ну, сошли с курса, ну, огребли за это - неважно ж. А французский адмирал, которого волнует не жизнь одного пилота, а возможный срыв мирных соглашений выводится как мешающий и ничего не понимающий козёл и урод.
Я уже сказал, что ГГ не знает, кого бомбит? Это для того, чтобы он по ходу сюжета научился отличать одну сторону от другой. Мусульмане-бошняки - симпатичные и угнетённые. Православные сербы - кровавые маньяки. И дело не в том, что в аналогичной отечественной постановке было бы ровно наоборот. Просто в той войне все мочили всех с одинаковой лютостью, и как эту картинку не крась в чёрно-белый - всё выйдет плохо.
Кстати, почти все злодеи в фильме носят нашивки Сербской Добровольческой Гвардии. И если это не значит, что главный злодей, гуляющий с МП5 и раскатывающий на 'Паджеро', является туманным намёком на лично Аркана - тогда я не знаю. Странно, что его мало кто узнал. Интересно, с кого в таком случае спилен герой Машкова...
Один из самых динамических боевиков современности. Красивые европейские пейзажи. Неплохой, хотя и надуманный сюжет. Смена амплуа для Оуэна Уилсона: из героев комедии в героя боевика.
Российский актер Владимир Машков в роли основного злодея, убийцы-следопыта Саши просто великолепен. Хотя исход предрешен заранее и зритель это знает, смотреть их противостояние стоит.