Фильм 'Территория' для меня был самым ожидаемым фильмом 2015 года, фильм с многострадальной судьбой, длительные съемки, затянувшийся процесс пост-продакшена, перенесение даты премьеры, но все это окупает конечный продукт. Мне посчастливилось одной из первых увидеть данный фильм на пресс-показе, поэтому могу передать свои впечатления тем, кому еще только предстоит просмотр в кинотеатре.
Начну с того, что фильм снят по книге Олега Куваева, основой для которой послужили реальные события, разворачивавшиеся в 1949-1950 гг. Герои фильма, как и книги не реальные личности, а скорее собирательные образы известных геологов, инженеров того времени. Прежде всего, пр просмотре ни на секунду не стоит забывать, что это не современные люди, это люди того времени, а это огромная разница.
Послевоенное время, экономика страны в плачевном состоянии, как никогда стране нужно золото, и его поиски ведутся на Крайнем Северо-Востоке страны. Это невыносимые морозы, отсутствие условий жизни, только бескрайняя природа. Никто уже не верит в то, что в этих местах может быть золото, и только Илья Чинков убежден, что золото на Территории есть, и он в течение одного сезона берется за доказательство этого.
Весь фильм - это история достижения мечты. Но чтобы мечта осуществилась, нужно работать, работать много, долго, кропотливо, наизнос. Фильм про настоящих фанатиков своего дела, людей, которые живут по мечте. Не зря журналистка из Ленинграда говорит Баклакову, что 'большинство жить по мечте трусят'. И Чинков, и Баклаков, и Гурин, и Монголов - это люди идеи, ради которой они готовы на все. Вот они герои своего времени. Герои, для которых честь и достоинство - не пустые слова. Возможно, если для подрастающего поколения герои 'Территории' станут примерами для подражания, жить станет чуточку лучше.
На пресс-конференции, режиссер картины Александр Мельник отметил, что главный вопрос, который должен возникнуть у зрителя: 'Способен ли ты честно трудиться?' Ведь жить по мечте - это в первую очередь пахать, многие ли в наше время на это пойдут?Уверена, нет, вот поэтому такие фильмы нам нужны, большие хорошие фильмы о нас. После просмотра невольно задумываешься, а что сделал ты в своей жизни, все ли реализовал, что задумывал, а пользу принес?
Так как это художественный фильм, то стоит сказать, ради чего обязательно нужно смотреть фильм в кинотеатре. Как можно понять из трейлера - это природа, безграничная, безмятежная, иногда жестокая, но в то же время спокойная и умиротворяющая. Как сказал герой фильма 'Россия - страна возможностей', посмотрев на эту картинку, ты понимаешь, что это совершенная правда. Так и хочется купить билет на самолет и отправиться в тундру, чтобы ощутить эту абсолютную свободу. Также отдельно стоит отметить исполнителей главных ролей в картине. Смотря на Егора Бероева, Константина Лавроненко, Григория Добрыгина, Евгения Цыганова, думаешь, что они выбрали не ту профессию, потому что геология - их призвание. Вероятно, этот сезон ознаменуется брутальными мужчинами с бородами, какие носят герои 'Территории'. Работа, которую проделала съемочная группа картина колоссальна, натурные съемки в тундре, куда даже вертолеты могут прилететь не каждый день, это дорогого стоит. Как и их герои в фильме, актеры также живут по мечте, отдаваясь идее до конца.
Наверняка, многие зрители фильм не поймут, и скажут, что это утопия, но пока есть вера в то, что такие герои есть и среди нас, жизнь имеет смысл. Продожительность фильма - 3 часа, но события разворачиваются последовательно, описывая поочередно жизни разных людей и соединяя их в единую историю, поэтому время проходит достаточно быстро. 'Территория' дает отличную возможность задуматься о жизни и ответить на все внутренние вопросы. Советую обязательно посмотреть этот фильм с 16 апреля на больших экранах, потому что равнодушным он вас точно не оставит.
Если герои Джона Тёртелтауба ищут награбленное и накопленное «отцами-основателями» добро в городском ландшафте, разгадывая головоломки, то герои Александра Мельника ищут «сокровище нации» в суровых местах, полагаясь на научные знания, чутье, крепкие жилы и плечо товарища. Однако, несмотря на то, что начальные титры предвосхищали авантюрную производственную ленту в голливудском стиле, «Территория» оказалась несколько иным кино.
Не знаю, была ли в этом задумка авторов, но лента получилась без героя, хотя литературную основу «Территории» составил одноименный роман Олега Кураева, богатый, как говорят, на психологический материал. Пожалуй, героями «Территории» стала сама Территория и Дух большого осмысленного беззаветного труда и товарищества, который буквально парил над бескрайними и могучими просторами Красноярского края, где проходили съемки. Эти две Силы просто не потерпели бы какого-то конкретного героя, им нужны были все, все от Чинкова до Кефира. Более того, Дух большого труда и товарищества мог поселиться только в таком месте как Территория. При этом положении вещей драматургия, выписанный психологический герой, яркие объемные людские отношения просто приносятся в жертву этим двум стихиям. По всей видимости, это та обязательная жертва, которую должен принести режиссер, когда он ставит не драму, а рисует кинематографическое полотно.
Сложно судить стоила ли эта жертва «пролитой крови», но одно я могу сказать точно. Несмотря на локальную фальшь в игре и некоторых сценах, на конкретный исторический контекст событий, на современную политическую ситуацию и довольно этатистский пафос режиссера, я почувствовал инъекцию того самого энтузиазма и авантюризма, потребности в большой задаче и солидарности. Впрочем, вполне возможно, что Мельник просто попал фильмом в мою систему координат, и я готов оправдать его за эту работу.
Однако я вынужден согласиться с Лидией Масловой, назвавшей «Территорию» «выброшенным на берег умирающим китом», хотя и не по тем причинам, что изложены в ее рецензии. Полагаю, что в сегодняшних производственных отношениях, в Век развитого капитализма, «выброшенный на берег умирающий кит» скорее всего свидетельствует о смерти того самого Духа, который владел «нашими родителями, осуществившим послевоенную мечту о большой, мирной и счастливой жизни», кому и посвятил Александр Мельник свою «Территорию». Вот и получается, что «Территория» - это своего рода эпитафия… Впрочем, даже в нашем мире найдется место самоотверженности и человеческой солидарности.
Россия – самая большая страна в мире, что обуславливает ее природное разнообразие и неповторимость. Кажется, что если ты решишься покорить территорию нашей страны, то ты не найдешь и края, т. к. картина постоянно сменяется одна другой. Россия – это страна, где человек по-настоящему может почувствовать себя в единении с природой, независимо от того, для чего он связывает себя с ней. Похожие чувства может испытать зритель во время просмотра приключенческой драмы, снятой по мотивам романа Олега Куваева «Территория».
Синопсис СССР, 1960 год. Спустя 15 лет после окончания войны страна срочно нуждается в золоте, однако так называемая «Территория» в последнее время дает только олово. Руководство страны намерено свернуть производство, но начальник этого района Илья Николаевич Чинков, который уже более двадцати лет занимается разработкой полезных ископаемых на «Территории», уверен, что золото там есть. Он собирает команду лучших инженеров-геологов и поручает ему найти это золото. Во время своих поисков герои не только осваивают «Территорию», но также познают самих себя.
Игра актёров Фильм вобрал в себя мощный актёрский состав, в который вошли такие видные актёры как Константин Лавроненко, Григорий Добрыгин, Егор Бероев, Ксения Кутепова, Евгений Цыганов и другие. Каждый из актёров воплотил на экране уникального персонажа, придав ему более жизненный, более натуральный характер, т.е. герои буквально жили на экране. Более всего хотелось бы выделить Константина Лавроненко и Евгения Цыганова. Лавроненко исполнил сложную роль Чинкова, человека, который в весьма тяжелые времена должен пойти против воли государства ради своей веры и своих принципов, уповая на поддержку друзей и соратников. Цыганов исполнил роль одного из геологов-инженеров Гурина, который предстает перед зрителем настоящим философом и человеком открытой культуры, предпочитающим слушать западную музыку и курить кубинские сигары.
Режиссура Фильм предваряется весьма многообещающим началом, в котором герой Георгия Добрыгина «в чем мать родила» бежит по скованному льдом озеру. Не буду скрывать, меня сразу это смутило, как и многих сидящих за мной зрителей. Однако я был приятно удивлен дальнейшим развитием действия, в особенности после того, как узнал, что «Территория» - это только вторая кинолента в режиссёрской карьере Александра Мельника. Стоит отметить, что фильм не касается исключительно того, как герои искали это золото. Фильм, прежде всего, о жизни этих геологов в суровом мире Сибири и просто о смысле жизни. Каждый из героев имеет свою уникальную судьбу, свои скелеты в шкафу, но это не мешает им просто жить, влюбляться, жениться, опускаться, быть преданным своим принципам и идеям. Находясь наедине с воинственной природой Русской Сибири, они познают самих себя. Тем не менее, несмотря на глубокий смысл, режиссура отличается, на мой взгляд, существенным недостатком, заключающимся в чрезмерно медленном развитии действия и излишней затянутости. Честно, я считаю, что создателям с такой динамикой либо стоило превратить отснятое в сериал, либо отказаться от сцен с замедленной съемкой, т. к. это сильно раздражало и хотелось просто поскорее перемотать пленку.
Сценарий К сожалению, мне не довелось прочитать роман Олега Куваева, но я ничуть не сомневаюсь, что его содержание и смысл заинтересуют меня, судя по периодическим вставкам с рассказами героини Ксении Кутеповой, которая периодически комментировала по поводу того или иного героя. Это помогало осознать героев, понять причину совершаемых ими действий. Сам по себе сюжет изобилует диалогами, которые чаще касаются обычных жизненных или бытовых проблем, нежели поисков золота. Однако, отмечу, что отдельные сцены, не мог сказать, присутствуют они в книге или нет, казались лишними. Достаточно было показать, что тот или иной герой выжил, или об этом могла сообщить журналистка. Но, несмотря на все это, кино все равно увлекает.
Работа оператора Думаю, будет грешно не написать о потрясающей работе оператора Игоря Гринякина. Зрители, наверное, уже по трейлеру заметили, что фильм изобилует тем, что так не хватает в наших фильмах, а именно аэросъемок, которые, во-первых, придают картине эпичность происходящего и, во-вторых, передают силу и мощь природы Красноярского края. Такое разнообразие, такая чистота, видишь те места, где, возможно, до этого момента не ступала нога человека. В общем, такие съемки не могут не оставить сильного впечатления.
Саундтрек Думаю, создатели фильма поступили правильно, что наняли для написания музыкального сопровождения финского композитора Туомаса Кантелинена, поскольку, к большому сожалению, на данный момент мы вряд ли можем найти российского композитора, который сумел бы написать стоящую симфоническую мелодию. «Террторию» отличает сильный саундтрек, т.е. при просмотре ты действительно ощущаешь эпичность картины. Ты словно погружаешься в мир главных героев, для которых необозримые просторы Сибири, несмотря на ее суровость, это тоже дом, в какой-то степени даже родной. Как мне кажется, именно такие эмоции передает музыка в фильме.
Итог Не буду скрывать, после просмотра я вышел с неопределенным впечатлением, но сейчас могу сказать, что оно скорее положительное, чем отрицательное. Все-таки «Территория» - это фильм с поистине глубоким смыслом и с многогранным сюжетом. Здесь рассказывается не только история о том, как наши герои помогли стране с золотом, но также это фильм об обычных людях, которые о чем-то мечтают, к чем-то стремятся, во что-то верят, это фильм о единении с природой. Думаю, хотя бы раз, но его стоит увидеть.
Территория – место, где живут духи. Там оживают скалы, дышит беспокойно холодный океан, ночами разговаривают со звездами северные олени, смотрят по вечерам на закаты тени оставшихся навсегда людей. Здесь природа властна над человеком, а не наоборот. Здесь – просторы и гармония цветов и очертаний.
Этот фильм – лучшее, что я видела за последний год. Но я – будущий географ, и потому, наверное, эта оценка была предопределена самой тематикой. Смотреть «Территорию» для меня все равно, что общаться с семьей. Потому что все, кто попадает в эти профессии, становятся одной большой семьей, тайным сообществом, закрытым клубом.
Всю картину кто-то ищет золото, но на самом деле фильм совсем не о золоте. И не о партии. И не о нюансах жизни и работы при советской власти. Многие говорят, что там есть проблемы с сюжетом, но там не может быть сюжета, как не может быть его в жизни – настоящей, сложной, простой, радостной. Территория – о людях-суперменах, о суровом, но прекрасном северном крае, о тяжелой, но классной работе. В фильме люди просто делают свою работу, потому что это их работа, обычная работа, за которую получают зарплату и которую любят, а не геройство или испытание. Профессию геолога не выбирают, это она выбирает тебя. Далеко не все способны выносить и любить жизнь полевиков.
Еще многие говорят, эти мужчины в фильме – действительно последние романтики. Но нет, в Главном Здании МГУ десять этажей будущих геологов, вокруг меня – пять этажей будущих географов, а за Уралом – сотни и тысячи километров еще неосвоенной земли. Только в городах этих романтиков-полевиков и впрямь не видать, да и что делать им в городах? И, кажется, их нет. Но они просто слились с разнотравьем тундры.
Садясь смотреть фильм, надо расслабиться. Забыть о ярком экшене в соседних залах и позволить себе раствориться в картинке и звуке. После Территории праздничность и яркость торгового центра меркнет и раздражает, жизнь большого города кажется мелочной и скучной, шумной и суетной. Территория – шанс человека на три часа вернуться к своим истокам.
Для тех, кто знаком с романом Олега Куваева, станет очевидно, что авторы картины бережно отнеслись к литературной первооснове. Картина очень точно передает атмосферу книги, хотя трактовка некоторых событий претерпела изменения. Диалоги героев воспроизведены практически дословно. Правда, некоторых экранных персонажей авторы фильма позволили себе немного омолодить. У каждого, кто оказался на Территории своя история. Одни уже многое повидали в жизни и несут с собой груз потерь и ошибок. Другие видят впереди безграничные возможности, ими движет честолюбие и желание оставить след в истории. Но Территория каждого проверяет на прочность, диктуя свои условия. Суровый климат, тяжелая физическая работа, постоянная борьба с обстоятельствами и самими собой закаляют волю, формируют личность и помогают понять, на что каждый способен.
Подбор большинства актеров не вызывает никаких нареканий. Особенно хочется выделить великолепного Константина Лавроненко, как нельзя лучше подошедшего на роль главного инженера Ильи Николаевича Чинкова. Мастер игры на полутонах, Лавроненко сумел воплотить на экране образ человека скрытного, дальновидного, целеустремленного. Чинковым движет вера в свою правоту, он четко видит цель и готов идти к ней до конца. А как руководитель, он мастерски научился манипулировать людьми и безошибочно определять, на что способен тот или иной человек.
В роли молодого, подающего надежды геолога Сергея Баклакова даже трудно представить кого-то другого, кроме Григория Добрыгина. Роль словно специально для него написана. Стараясь казаться неприметным, в душе Баклаков чувствует, что за ним будущее. Он готов рисковать ради дела, ради идеи. И именно на него делает ставку Чинков.
Практически все актеры идеально вписались в образы своих персонажей. Нарекание вызывает только Ксения Кутепова. На мой взгляд, актриса совершенно не попала в образ. Внешний вид, поведение и манера говорить раздражает своей искусственностью. Весь фильм она воспринимается как инородное тело. Самое поразительное, что и повествование в картине ведется от лица этой героини. Философские рассуждения о смысле бытия, трудолюбии, поиске себя, написанные бывалым путешественником, геологом Куваевым, сценаристы, почему-то вложили в уста заезжей гламурной журналистки, практически ни разу не покинувшей стен своей комнаты. Такое решение кажется мне совершенно неоправданным и резко снижает всю ценность картины.
Но, повторюсь, это единственная претензия к фильму.
Нельзя не отметить безупречную операторскую работу и работу художника. Северная природа предстает перед нами во всем своем величии. Она подавляет, покоряет и умиротворяет одновременно. Созерцанием окружающей природы занимается один из героев фильма – пастух Кьяе. Он часто размышляет о Времени, о Жизни, о Счастье. Живя в гармонии с природой, он ощущает полную гармонию с собой. Он как некий проводник между естественным течением жизни и миром прогресса и науки. Возможно, поэтому именно Кьяе всегда оказывается там, где нужна его помощь, спасая жизни членам геолого-разведывательных групп.
Действие фильма разворачивается в 50-е годы прошлого века. В нем присутствует здоровый патриотизм, не плакатный. В те времена были люди, преданные своей стране, своей профессии. Именно работа имела для них первостепенное значение. Престиж или деньги никогда не ставились ими во главу угла. Они работали, не жалея сил ради дела, в которое верили всей душой. Они были на своем месте. Они были личностями. Они были настоящими.
Давным-давно в далекой-далекой галактике…на берегу ледовитого океана, глядя на закат и тающие льды, стоят два бича.
Кто не смотрел, к просмотру советую однозначно. Кто не смотрел, счастлив, что увидит впервые. Кто читал книгу, не будет разочарован. Кто смотрел «Территорию» 1978 года, будет рад, что наш кинематограф жив.
Очень понравилось: игра всех актеров, начальные титры в виде ярких географических карт, удивительный саундтрек, финальная сцена и финальные титры. Этот фильм создан для коллекции, для неоднократного просмотра.
Вместе с тем, должен предупредить, что после просмотра (может такое случиться) вам станет невыносимо грустно.
Основным вектором произведения незыблемо утверждается: «Мы все обреченные люди. Мы все обречены на нашу работу и это есть лучшая и высшая в мире обреченность!».
Этот тезис из другого века и другой земли, когда были задекларированы всеобщее равенство и братство, когда все строили что-то далекое и прекрасное для всех и каждого, сейчас не работает. Нынешняя всеобщая обреченность на работу не лучшая и не высшая. А впрочем, не мне судить. Но если вдруг загрустили, то, как говорится «Спокойно, товарищ, спокойно. У нас еще все впереди!».
Всем большое спасибо, кроме сценариста! И немного о прототипах.
Невольно смотрела этот фильм глазами отца, который приехал в город специально для просмотра. Он – один из немногих ещё живых бывших коллег описанных в романе персонажей и самого автора. Он же мне рассказал, что персонажи и фильма, и романа – мягко говоря, не только собирательные образы. Два главных немолодых героя имели своих прототипов, фамилии которых даже мало изменены. Два других молодых главных героя – раздвоенное альтер эго автора и/или собирательные образы. На этот счет были споры среди коллег. Образ перебирающего своего оружия геолога – собран из двух протопипов, один из которого раздражал своих коллег именно чрезмерной любовью к оружию. Прототипы были и у Бороды, и у большинства других персонажей.
Пару персонажей книги, которые тоже имели прототипов в жизни, в фильме объединены – свадьбу играл и ртуть нашел на самом деле другой персонаж в книге и другой соответственно человек в жизни.
И действительно был случай смерти во льду, только и в жизни, и в романе никакой женщины в кабине не было. В жизни его нашли через две недели и долго доставали из-подо льда, чтобы похоронить.
Мастер промывки, помогающий Чинкову в фильме, действительно был легендой в партии в реальной жизни. Его уважали и как профессионала и как человека, так как был он человеком скромным и отзывчивым. Когда он умер (намного позже описанных в романе событий) вся управа пила три дня. Он был контрольным промывальщиком и на его мнение опирались многие профессионалы.
После выхода роман был очень популярен как среди широкого круга читателей, так и в профессиональной среде. Конечно, многие обсуждали, насколько персонажи были похожи на прототипов. И многие были недовольны негативным образом молодого начальника, которого в первой части фильма Чинков «ставит на место». Его прототипа уважали как хорошего дельного начальника.
Прекрасно воссозданы все детали работы: лотки, процесс промывки и всё, этому сопутствующее. Конечно, кроме самой местности. Действие происходило в тундре – сопки, сопки, сопки и никакого леса. Понятно, что на экране это было бы «не очень», поэтому съемки перенесли на плато Путарана. За это как раз ругать создателей фильма не хочется, так как перенос обеспечил фильму прекрасные пейзажи, которые завораживают, прямо иногда мурашки бегают по коже! Прекрасно сняты. Комнаты бараков, в которых жили геологи, были в два раза меньше и с намного более низким потолком. А вот девиз «сделай или умри» действительно был в ходу. Как и обычай дать после поля три дня на помывку и иное и явка к начальству бритым на четвертый день.
Вообще атмосфера у фильма есть и мощная. Выходишь из кинотеатра под сильным впечатлением и вновь и вновь прокручиваешь в голове увиденное! Оператору просто хвала! Плюс общая идея о том, как и за что геологи и геофизики любили свою работу, хотя могли бы сидеть в Питере и Москве в тёплых квартирах, развернута замечательно.
Чего не скажешь об адаптации романа под фильм. Весь фильм во все стороны торчат белые нитки оборванных сюжетных линий. Фильм приходится воспринимать в основном чувствами, так как, включая голову, мучает просто взрыв вопросов вроде: а почем этот герой едет туда, а доехал ли он, а что получилось у этих, а что грозит тем, а в чем был смысл той поездки? Мозг цепляется за высказывания героев о чем-то, что потом в фильме не упоминается. Видимо, потому, что главу романа опустили, но тогда надо было и диалог подправить! И этих деталей много. Понимаю, что в романе много персонажей и сюжетных линий и их приходится сильно сокращать, но всё это сокращенное надо как-то увязывать друг с другом. Чтобы и человек, не читавший книгу, тоже всё понял, а не просто любовался пейзажем и приблизительно понимал ход сюжета. Я читала книгу в глубоком детстве и ничего, увы, не помню. И поэтому не раз во время фильма у меня всплывала пара матерных слов в сторону сценариста, хотя я не любитель ненормативной лексики.
Вы думаете, сценарист боялся добавить лишние реплики от себя, которые пояснили бы повороты сюжета из-за трепетного отношению к роману? Как бы не так. Когда после фильма я перечислила отцу сцены, которые, по моему мнению, были лишними и неуместными в фильме (вроде игры на гармони и приветствия Гагарину), на это получила ответ: а таких сцен в романе и не было. И, кстати, события романа были до полёта Гагарина. Да и сцена, с этим связанная добавляет приторный пафос фильму. Совершенно излишний ввиду того, что эмоциональный посыл фильма в этом вопросе и так силен и создан на основе своей романтики: геологов и геофизиков. Я сразу погрузилась в тот мир, который описывали мне родители, приезжая с поля, в те песни, что пела мне мать в моё детство. И сейчас моя дочь в качестве колыбельной предпочитает «полевую» песню о людях-романтиках, бредущих по свету.
Но всё же смотреть стоит! Недостатки сценария не настолько плохи, чтобы сделать этот фильм непривлекательным.
И ещё: фильм настойчиво вызывает желание прочесть книгу. Вот дописываю этот отзыв и бегу открывать старый, привезенный много лет назад из Певека, экземпляр.
Действия происходят на Таймыре. Люди авантюрного, как кажется, склада ищут золото для страны.
Принято думать, что Россия богата природными богатствами, поэтому просто копай землю, продавать на Запад и покупай айфоны. Кино про то, как именно эти богатства России достаются, какими подвигами, для обычного горожанина - так просто самоубийственными поступками. Мы как-то подзабыли, что освоение Сибири, Севера - то, чем нам тоже надо гордиться. Фильм естественным образом к этому подводит: вот дядя Костя, он брал Вену в 45-м, а теперь тракторист, вот по радио сказали о полёте Гагарина, а команда ждёт результата разведки Территории. Один ряд.
Но довольно пафоса. Тем более что в фильме, к огромной заслуге режиссёра, его нет. Никто не читает мораль и не рвёт рубаху 'за наших людей'. Но снято так, что ты не можешь не гордиться этими людьми, своим народом после просмотра. Многие зрители не уходили из зала, пока шли финальные титры, и на экране показывали старые семейные фотографии простых трудяг, северян. И я стоял, зачарованный, наивно надеясь, что промелькнёт фото и из моего семейного альбома: например, папа и вертолёт (автор этой рецензии сам, сын лётчика, прожил на Таймыре 7 лет).
К безусловным, объективным заслугам создателей фильма следует отнести великолепную операторскую работу, сильную, но без 'ушей Великого Автора' режиссуру, отличную, далеко за гранью 'верю!!' актёрскую работу. Подбор актёров: нет смазливых ботоксных лиц, кочующих из фильмов в сериалы и обратно. Роли второго плана просто великолепны. Режиссёр обошёл все пошлые штампы - в фильме нет 'за запаха тайги', 'комсомольского огня в глазах', 'свирепого политрука' и прочего мути, успешно перекочевавшей из милых советских фильмов в современные 'о стране, которую мы потеряли'.
Создатели фильма перенесли своего зрителя из уютного кресла в центре Москвы, с её бентлями, шлюхами, прокурорами и потребительством (о котором, кстати, так неожиданного и точно для 1960 года - времени действия фильма - говорит Гурин!) туда, за МКАД, на Восток, на зов восходящей над соснами Луны. Фильм 'советский' в самом лучшем, высоком смысле: как по уровню поднимаемых вопросов, так и по уровню исполнения произведения.
Фильм о Мечте и о людях, которые ею жили. Сейчас многие из них - простые пенсионеры, осевшие на 'материке' (так говорят о не-Северной части России на северах). А тогда они были просто - скромные советские Титаны, державшие свод нашего общего благополучия на своих плечах. Держали и курили 'Беломор'.
Самая искренняя благодарность всем создателям и спонсорам этой Картины!
Картину решили посетить после красочных трейлеров на одном из сеансов в кинотеатре. Так совпало, что на фильм мы пошли втроём, с невестой и её сестрой, которая по совпадению геолог - по образованию, призванию и профессии. Скажу сразу, что фильм поглотил мгновенно и безвозвратно на все три часа... Удивительное изображение увлеченных работой людей в не менее удивительных по красоте местах нашей необъятной родины! Эмоции у меня били ключом, выплёскивались через край! Эти места - это другая планета, эти герои - это люди, сознание которых не имеет ничего общего с сознанием той массы большинства урбанизированного общество, которое населяет наши города и веси! Это увлеченные, отдающие себя до последней капли работе люди! Да, пусть это всё на грани фанатизма! Да, некоторые из них не создали семей и положили свою жизнь, погибли! Но это то, чего так не хватает нам, людям современным и попавшим в водоворот современной жизни с её искушениями, пороками, лёгкими удовольствиями и порой сомнительными ценностями! В этом фильме находишь подтверждение своим (порой случайным и сиюминутным) мыслям, что жизнь - это куда больше, куда грандиознее и масштабнее, чем просто расписание, соревнование, карьера, потребление всяческих благ с целью утешения своих плотских чувств и потребностей!
А эти люди! Это ведь те люди, про которых пел Высоцкий! Люди сложных профессий, люди лишений, преодолений, люди гор! Люди, в головах которых вся философия Вселенной! Люди, в которых есть что-то, что можно прочитать в мудром лице старика Кьяе. И я не хочу верить, что среди них могли затесаться люди случайные и способные на предательство! Это просто невозможно! Слишком много отдано каждым из них, чтобы это можно было оценить цветной бумагой!
Я бы хотел жить в обществе, где именно такие люди! И благо, что они есть среди нас. Хочется верить, что за такими людьми будущее, светлое будущее!
Невероятная картина! Большое спасибо всем тем, кто принял участие в её создании! Глоток свежего воздуха, которого так не хватало! Другого названия для рецензии просто не смог подобрать. Эта картина, которую я обязательно пересмотрю.. . в ней есть та истина, которую нужно 'пережевывать' раз за разом, чтобы движения мозга превратились в рефлекс, чтобы эта истина стала частью человеческой природы.
Обязательно прочитаю книгу.
О минусах говорит не хочу. Они, на мой взгляд, есть, но не суть.
— Есть люди, которым намного труднее других. Некоторым все сходит с рук, а им нет. И они обязаны быть лучше. А если человек решил жить по мечте — вдвойне обязаны.
— Почему?
— Потому что большинство жить по мечте трусит.
Данная картина посвящена людям каждый день рискующим своими жизнями ради золота. Но золото это лишь предлог, чтобы каждый раз возвращаться на Территорию, в суровую и порой очень жестокую к слабым и трусливым. Территория благосклонно откроет свои недра, лишь тем кто обрел свой жизненный путь и смело идет по нему.
Главные герои это простые люди, геологи, инженеры, разведчики и у каждого из них своя история. Каждая из этих историй уникальна по своему. Но все они в итоге немного авантюристы и одержимые в своей цели, мечтатели.
Объединяет их всех Территория огромный неизученный мир, не имеющий видимых границ, где люди населяющие её, одержимы своей профессией, они знают всю грубость и необозримую красоту окружающего мира и живущими, как положено тем, кто обрел свое предназначение. Связанное с трудом, долгом, честью, достоинством.
Фильме показана жизнь этих самых людей сбежавших когда-то из шумных городов, чтобы обрести себя.
Хочется особо отметить прекрасную работу актеров и операторов.
Чинков Илья Николавевич которого превосходно сыграл Константин Лавроненко,
целеустремленный, обладающим каким- то мистическим чутьём, не терпящей сомнений верой, что золото на территории есть и не отступающий не на шаг от неё.
Сергей Баклаков главный герой фильма, в роли которого выступил актер Григорий Добрыгин известный по фильму Как я провел это лето, кстати очень похожим на Территорию. Баклакову не нужно искать себя или проверять на прочность, он уже нашел то на что у многих уходит целая жизнь. Каждый день проверяя на прочность, Баклаков познал этот сложный мир со всеми его недостатками и достоинствами, узнав цену дружбе и любви. Постигая каждый день новые уроки жизни, он обрел себя, ступая по дороге своей судьбы.
Евгений Цыганов в образе этакого мажора Андрея Гурина, который ищет новые острые ощущения. Запоминающейся сыграл Владислав Абашин роль Жоры Апрятина, который строил из себя этакого Индиана Джонса, а на самом деле был простым трусом совершающим плохие поступки.
Остальные актеры также безукоризненно справились со своими ролями.
Все это сложное действо происходит на фоне завораживающих видов, превосходно переданных оператором Игорем Гринякиным. Съемки проходили на плато Путоран, в Москве и на Чукотке. Вся сила и мощь природы, по которой не ступала нога человека за последние двести лет. Невозможно описать словами то великолепие которое вы увидете вы увидете в фильме, все эти величественные горы громогласные водопады и таинственные лощины. Составляющие если не фон для происходящего, то являющийся полноправным действующем героем фильма.
Музыка же представляет достойный аккомпанемент работе операторов, она подчеркивает красоту и величие девственной природы.
А вот сюжет подкачал, он будет понятен лишь тем кто читал книгу, всем остальным придется вникать в фильм. Все происходящее объясняется закадровым голосом читающим текст, диалогов очень мало, но они очень интересные и умные.
9 из 10
PS.
Фильм имеет всего один и то мало заметный сценарный недостаток, но поверьте от начала и до конца вы будете смотреть на красоту природы и сильную игру актеров.