Лента 'Территория' познакомила меня с актером Константином Лавроненко и писателем Олегом Куваевым.
Уже давно я не расслаблялась перед экраном. В этом фильме нет определенного сюжета, кульминации и завязки. Повествование просто льется, герои живут отдельно, каждый в своем мирке. Не видела ничего подобного раньше. После множества просмотренных структурированных кинолент мои глаза и разум отдыхали.
Многие из нас стремятся увидеть мир, побывать в разных городах, ощутить вкус путешествия. Во время киносеанса я поняла, что искать перечисленное за пределами страны не нужно: пожалуйста, вот какие красоты есть в России. Сначала нужно исследовать ее, узнать города и реки, только потом ехать за границы. Подчеркиваю, что имею ввиду не освоение русской целины или поиск ископаемых, а любование красотами природы.
Видно, что над картиной поработало много людей, были созданы хорошие условия и выделены значительные средства. Поражают масштабы съемки, вертолетные кадры, правдивость действий актеров. Оказывается, можно снять достойный фильм, когда этому способствует не только желание авторов и актеров, а еще и государство.
Немного смутило то, что персонажи, люди, живущие без канализации, вдали от цивилизации, находящиеся в условиях дикой природы, так ухоженно выглядят: подстриженные бороды, макияж и одежда героинь. Неужели создатели кино позабыли, где и когда работали эти люди?
Переборщили с музыкой: тебе тут и советские песенки, и зарубежное, и современное. Неувязка.
Фильм 'Территория' достойный представитель современного российского кино (это важно: современного российского кино).
7 из 10
Мой любимый момент фильма: Финал. Трое героев бегут на помощь. Красивая музыка. Надежда.
Я ждала экранизации романа Олега Куваева “Территория”, и даже в преддверии премьеры решилась прочитать роман. Но признаюсь, не успела, оставалось еще примерно 15% для завершения прочтения книги. Зато сейчас с еще бОльшим удовольствием дочитываю роман.
Что же касается работы Александра Мельника, здесь стоит отметить то усердие и ответственность, с которой режиссер подошел к съемкам фильма “Территория”. Фильм был снят относительно за короткий срок и в довольно-таки не простых климатических условиях. Понятное дело, что всё это при огромной поддержке: партнеры и спонсоры представлены в титрах фильма, и их не мало (для тех, кто отправится в кинотеатр, советую досмотреть титры до конца). И благодаря таким картинам я начинаю всё более уважительно относиться к отечественному кинематографу. “Могём ведь, когда захотим!”
Длительность фильма составляет почти 3 часа, было приятно осознать, что из из зала за это время никто не вышел. Ранее у друзей в комментах читала, народ без восторга покидал свои места в кинозале. Без восторга уйти из зала мог только глупец, ну извините!
Без прочтения романа Куваева восприятие фильма немного усложняется, приходится на протяжении 3 часов держать одновременно несколько сюжетных линий в уме. Так же сложно, если вы не особо располагаете знаниями в области геологии, но уже буквально через 30 минут просмотра картины вам захочется окунуться с головой в этот прекрасный романтический мир геологов, людей, живущих своей мечтой.
' Если была бы в мире сила, которая вернула бы всех, связанных с золотом Территории, погибших в маршрутах, сгинувших в «сучьих кутках», затерявшихся на материке, ушедших в благополучный стандарт «жизни как все», — все они повторили бы эти годы. Не во имя денег, так как они знали, что такое деньги во время работы на Территории, даже не во имя долга, так как настоящий долг сидит в сущности человека, а не в словесных формулировках, не ради славы, а ради того непознанного, во имя чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека '.
К сюжету: это история человека, его проверка на прочность, его способность выживать в условиях различной сложности, его испытание на прочность. Роман о группе геологов, которые в послевоенное время, во времена разрухи, на территории плато Путорана (Северо-Восток России) занимались поиском золота. Задача была такова, искали там, где его не могло быть, искали несмотря ни на что, и само собой нашли. Под “несмотря ни на что” подразумеваются условия, в которых находились участники рекогносцировочной партии. Речь идет о стихии: вы увидите Арктику во всей ее красе, она прекрасна, но при этом еще и беспощадна! Я понимала, что Территория - это место не для слабых, здесь люди проверенные, они верны своему слову, они сильные по духу, не алчны, они просто живут ради мечты, и делают свое дело, потому что это их работа. О работе сказано и в романе не мало (меня манит на такие фильмы).
Повествование идет от имени журналистки “многоуважаемой товарища Сергушевой”, роль которой сыграла Ксения Кутепова. Мне было немного сложно воспринимать закадровый голос от ее лица почему-то. Сама же актриса замечательная, и ее игра тоже. Основной актерский состав соответственно состоял из мужчин:
Константин Лавроненко (Чинков Илья Николаевич, он же Будда)
Григорий Добрыгин (Сергей Баклаков)
Егор Бероев (Владимир Монголов)
Евгений Цыганов (Андрей Гурин)
Владислав Абашин (Жора Апрятин)
Петр Федоров (дядя Костя) и многие другие.
На мой взгляд, отличная команда, и выложилась эта команда на все 100%!
Кстати я не задумывалась о музыкальном сопровождении перед просмотром фильма, но стереотипно в голове возникало что-то бардовское (ну геологи и всё такое). В качестве саундтрека к фильму прозвучало по-моему прекрасное исполнение близкой подруги Георгия Добрыгина Муси Тотибадзе “Баллады о детях Большой Медведицы”.
Вышло жизнеутверждающе, проникновенно, патриотично, но при этом без пафоса, собственно, как и сам фильм о Территории. Посмотреть стоит, а еще и почитать (до или после - решать вам)!
Пишу много позже просмотра, поскольку требовалось время, чтобы остудить разогретый эмоциями разум и успокоить душу, истосковавшуюся по чистоте.
Короче, братья-сестры.
Я увидел наконец-то фильм без мата, без грязи, без ментов и бандитов, проституток и олигархов, голубых и шуток про голубых, без кавээнщиков и камедиклабовцев.
У меня лет в 25 появилась такая способность - понимать, что нужно смотреть и тратить время, а что и на что - не обязательно.
Вот тут было дело - орали в интернете про какое-то кино, а я все пытался объяснить - вот вижу, что не надо мне ентого видеть. не обязательно и даже вредно для здоровья. А подруги даже оплакивать меня стали, - вот ведь, экий мракобес!
А вот это кино я захотел посмотреть сразу. При одном появлении имени его.
'Территория'.
А?
Звучит?
И купил я диск, чтобы не оставить без прибыли создателей хорошего фильма.
И сел ночью на три часа.
И понял, что экранизация романа Олега Куваева - не просто воссоздание законов и принципов могучего советского кино.
Это еще - чистилище!
Чистилище для всех омерзительных персонажей, которыми за два десятилетия кино и телештамповки отметились наши производственные медиамощности.
Плоских, сухих, бесцветных, мерзотных, бесплотных и беплодных.
Дюжина истинных героев фильма 'Территория' - это действенная система и магический ритуал, способный вернуть жизнь в наше кино. Это попытка создать новый пантеон киногероев вместо грязного месива киноублюдков 90-х и нулевых (за редким исключением, - ну, за Данилу Багрова!)
Это фильм очистил меня лично и, смею надеяться, очистил и отмолил некоторое количество наших киногрехов.
Дай, Бог, не последний!
А уж операторам - низкий поклон!
Когда понимаешь, что Россия - это Чукотка и Ямало-Ненецкий (узнал некоторые места), то чистеешь душой.
Современное российское кино - это почти что нонсенс. Оно слишком забыло героическое советское прошлое и слишком подражает западу. Современное российское кино, оно как либерал. Бессмысленное и тупое.
И приятно среди пустых камней найти золотой самородок, берущий лучшее и от туда и от туда, при этом бережно чтя память о том, что у нас когда-то было настоящее кино. Особенно приятно, что попытка получилась удачной.
По началу, правда, хотелось выключить, когда понял, что речь идёт о золотоискателях. Тема лично мне отвратительна, но дал фильму шанс и не пожалел. Да и не о том золоте речь. Да и на американские золотые лихорадки не похоже совершенно.
Это фильм про людей. Без западной грязи (например, траханья, которое выдают за любовь), а про настоящих сильных людей, любящих свою работу. Большинство персонажей получились весьма отлично. Фактически все, кроме репортёрши и этого предпоследнего авантюриста, да и тот чисто типажом, а сам по себе весьма интересен. Есть очень симпатичная эскимоска и эпичный дедок-эскимос.
Отлично, искренне играют, что для нашего кино также редкость. Пустые, классические для современного кино, интонации выдаёт только эта самая репортёрша. При этом нет дурацкого пафоса Бондарчука или алкашни - мечты либерала. Фильм получился чистым и настоящим.
Помимо людей и их работы есть ещё одна актриса, которая не затмевает, а помогает остальным. Это наша природа. Она настолько величественна, искренна и натуральна, что с лёгкостью затмевает всё, что показывалось ранее, любые компьютерные пейзажи и пейзажи Новой Зеландии. А главное, снята с любовью. Поэтому и воспринимается как... мамина жаренная с лучком и грибами картошечка после недели дошираков и прочих макдональдсов.
Есть и типичные для нашего кино недостатки, типа слишком тихой речи, когда ну вообще неслышно о чём говорят на фоне звуков природы или ещё чего. Ну и в принципе, конечно, есть огрехи, что не мешает этому фильму быть надеждой на то, что наше кино (да и вся страна в целом) отринет наконец фальшивую красоту блеска картонных звёзд запада и обратится к своей душе, ибо там - золото.
9 из 10
Даже 10/10 как за попытку снять что-то настоящее, русское, про настоящих людей вопреки моде и потребительству!
Фильм Александра Мельника, поставленный по вышедшему в первой половине 70-х годов прошлого века роману Олега Куваева, вызывает боль, ярость и отчаяние, которые, появившись буквально на первых экранных минутах, сопровождают потом всю картину.
И действительно колоссальный труд съёмочной группы, работавшей в адских условиях – на Чукотке, на плато Путорана, самоотверженность артистов, операторов, каскадёров, помощь десятков и сотен сторонних людей и организаций в создании фильма, – всё это летит в корзину, безо всякой надежды за что-либо зацепиться, по вине режиссёра и соавтора сценария.
Александр Мельник – своими руками – уничтожил этот проект, который мог стать не просто одним из лучших фильмов года, но буквально поворотной точкой в развитии отечественного кинематографа, доказав, что картины о людях труда, для которых интересы Родины превыше всего, это – сильное и волнующее зрелище, с лёгкостью затмевающее стандартное фестивальное кинонытьё…
Не доказал. Более того, провал «Территории» – это не только частная неудача Мельника и того сонма добровольных помощников (список персон, кому создатели ленты объявляют благодарность, открывают Президент и Премьер-министр), которые включились в проект, но приговор для всех возможных попыток возродить, в той или иной степени, эстетику соцреализма в сегодняшних условиях.
«Территория» с неопровержимостью свидетельствует: эстетика мертва и её реанимация на экране ничего, кроме недоумения и отторжения, не вызывает. Соцреализм, как художественная практика, в прошлом, и мы, для описания текущей реальности, обречены выдумывать что-то иное.
Самый простой пример. Для Куваева и его читателей в 70-х мотивация главного инженера Чинкова, который, преодолевая сопротивление маловеров и консерватизм высокого начальства, ищет золото, загоняя себя и подчинённых, вопросов не вызывает: оно нужно Родине, а значит, вперёд и с песней…
Для современного зрителя такое объяснение явно недостаточно: у Чинкова должна быть своя, индивидуальная, личная цель, которая не сводится к пошлой Государственной премии или ордену. Чинков готов рисковать, сжигая всё вокруг, снося заслоны и преграды, ради чего, – у авторов нет ответа: Чинков просто высечен из цельного куска гранита, он лишён каких-либо человеческих черт…
Соответственно, и как персонаж Чинков, уже данный во всей исчерпывающести своих качеств, не способен развиваться, эволюционировать, меняться. Константину Лавроненко буквально нечего играть, отчего остаётся хмурить физиономию, срываться на крик и тому подобным образом бруталить.
Однако провал с образом главного героя – это ещё не самое страшное. Мельник, отчего-то решивший перенести книгу Куваева на экран максимально подробно, не упустив ни одного значимого персонажа, довольно скоро начинает в этих персонажах путаться, то теряя, то вновь обнаруживая, то снова теряя их – теперь уже навсегда.
Первый час, когда события локализованы по бассейнам рек, ещё можно более или менее понять последовательность действий и логику поступков, хотя и тут налицо тенденция к усиленному ветвлению сюжетных линий.
Но стоит закончиться лету, когда геологи возвращаются на родную базу, собираясь в одной точке, режиссёр теряет последний контроль над личным составом, который принимается вытворять всё что заблагорассудится: внезапно уезжать, жениться, сходиться, писать отчёты, философствовать, ухлёстывать за журналистками и т.д.
Этот весёлый карнавал, развеивающий по ветру остатки фабульного смысла и нарративной стройности, оказывается, к сожалению, совсем не безобиден, поскольку во всей этой кутерьме окончательно глохнет магистральная интрига «Территории» – поиск золота.
Запев картины – совещание в «Северстрое», где начальник Главка отказывает недрам этой самой Территории в обладании золотом: только олово. Иначе говоря, Территория абсолютно бесплодна, потому любые попытки розыска бесполезны по определению.
Следовательно, первая же находка более или менее крупной партии этого металла опровергает точку зрения начальника Главка, подтверждает правоту Чинкова и закрывает историю: золото на Территории есть, можно расходиться по домам.
Дальнейшие подробности – поиск не отдельных самородков или мелких пластин, но подземных россыпей для последующей промышленной разработки – значения для аудитории не имеют: зритель, болеющий за главного героя, видит его убедительную победу, зрителю, в отличие от Совета Министров, не надо принимать решение, осваивать ли Территорию или нет…
Так вот, примерно в середине картины искомое золото возникает: Чинков привозит в Москву заветный мешочек с образцами, предъявляет их в Министерстве геологии и требует ассигнований. Получив ассигнования, Чинков отправляет новую геологическую партию – искать золото.
сейчас не о технологии разработки месторождений, тут с Куваевым, бывшим геологом, спорить бесполезно. Я лишь об архитектонике фильма, в котором кульминация (обнаружение золота) оказывается смещена, и довольно прилично, влево, что делает весь последующий рассказ излишним. Потому финал, который авторы пытаются подпереть, включив в повествовательный ход реальное событие – полёт Гагарина, выходит смазанным и невнятным.
Не добавляет симпатии к фильму и извечное стремление Мельника обрывать им самим начатый рассказ. Так, в одном из эпизодов нам дважды показывают отправляющегося куда-то в горы Чинкова, который при этом поправляет у себя на груди автомат ППШ.
Деталь – яркая, многозначительная, намекающая, что Чинкову предстоят крайне непростые приключения, иначе зачем ему такое мощное в безлюдной приполярной тундре вооружение? Чинков, с автоматом наперевес, добирается до ущелья, произносит на краю этого ущелья пафосную фразу про Территорию, которую он никому не отдаст, и надолго – до следующей осени – исчезает из поля зрения.
И таких примеров достаточно. Можно вспомнить про ленинградскую журналистку, приехавшую писать про Территорию и оставшуюся в посёлке геологов более чем на полгода. Почему она здесь – до сих пор не выполнила редакционное задание (очерк о покорителях недр на половину полосы), решила связать судьбу с суровым краем – загадка, которую Мельник не собирается прояснять.
Или конфликт Чинкова со своим непосредственным начальником Фурдецким, когда Чинков обещает порвать Фурдецкого как тузик грелку, если тот станет мешать ему в поисках золота, и Фурдецкий, если он не тряпка, просто обязан поставить подчинённого на место.
Но Фурдецкий – как, почему? – вдруг поджимает хвост, и в дальнейшем его не видно, не слышно: ещё одна перспективная арка, едва обозначившись, растворилась в стылом чукотском воздухе. И так далее, и так далее, и так далее…
Скромные финансовые результаты «Территории» действительно обидны, но, к сожалению, совершенно заслуженны. Александр Мельник выпустил откровенно сырой и неудачный фильм, который, появись он сразу в качестве телесериала-восьмёрки, возможно, произвёл бы совсем иное впечатление.
Но Мельник отважился проверить «Территорию» кинопрокатом. «Территория» проверки не прошла.
Укоренившаяся в российском кино тенденция оглядок на прошлое с каждой новой картиной все больше начинает меня пугать. Будь то патриотическое или просто художественно-развлекательное действо, чаще всего выбор эпохи падает на как минимум события 20-30-летней давности. Все больше появляется фильмов о подвигах советских разведчиков, спортсменов и фигуристов, или вообще авторы обращают свой взор к монархической России, где все жили по законам внутренней чести и хрустели французскими булками ночи напролет. И дело здесь даже не в том, что в истории постсоветской страны было не так уж много поводов для настоящей гордости, а вывести устоявшийся образ героя нашего времени не может ни один современный постмодернист. Просто в эпоху полнейшего кризиса любого рода искусства первым же желанием его представителей становится попытка культурной отмотки назад. Если не временем, но творческими методами и формой их воспроизведения.
Экранизация романа сорокалетней давности, повествующем об историческом сломе, который канул в небытие вместе со своей эпохой — очень странное занятие, за которым и не подумаешь увидеть отечественных режиссеров. Но существование ленты «Территория» не только опровергает эту догадку, но и ломает некоторое общепризнанные гештальты современной индустрии, пытаясь доказать, что и в 2015 году можно снять абсолютно семидесятническое кино. Вот только нужно ли это современному зрителю?
Сюжет ленты рассказывает о долгом и мучительном покорении золотых месторождений на прибрежных территориях Северного Ледовитого океана. Группа геологов под начальством фанатично преданного своему делу Ильи Чинкова пытается доказать советскому руководству, что на территории их исследований находятся огромные по мировым меркам залежи золота. Пускаясь в долгое исследовательское путешествие по безлюдной зимней пустыне, герои пытаются перебороть собственный страх, познать себя и доказать самой природе, что дух покорительства еще жив в человеческих сердцах. Атмосфера стахановских начинаний в фильме не покинет вас и после выхода из кинозала.
Оригинальный роман Олега Куваева, по которому и снята экранизация, стал для его современников разделительной чертой в судьбе советской героической прозы. Написанный в эпоху тотального загнивания соцреализма как метода познания действительности, когда человеческий подвиг и все столь важные тогда постоттепелевские настроения величия человеческого характера потерпели тотальное фиаско, роман пытался показать читателям выход из всего этого печального безверия. Знаменитая советская внутренняя эмиграция имела в нем выход не в прозябании за бутылкой водки и просмотром вечерних новостей, а в героическом уходе от реальности в физическом смысле. Убежать подальше от Москвы в тайгу, где над тобой не висит никакого груза, кроме банальной проверки своей воли. И именно таким же настроением пропитана и картина 2015 года.
Здесь все так же с экрана на тебя смотрят не живые люди, а архетипические герои, призванные скорее не показать свой характер, а заглянуть через себя в твои собственные страхи и сомнения. Стареющий геолог, потерявший на войне сына в то время, пока сам добывал золото, фанатичный ловелас, считающий что кандидатская степень спасет его от прозябания в Союзе, когда любование природными красотами ему попросту надоест, или промывальщик, который якобы остается вдали от цивилизации ради заработков для существующей только в его воображении семьи. Все герои по-книжному верно прописаны, отлично сыграны и в конечном счете заставляют поверить в себя больше, чем персонажи других российских лент, в которых может быть меньше избитости, но и правды в разы меньше.
Подкрепляется вся эта меланхоличная, но отчасти восторженная безнадега прекрасной операторской работой. Все те, кто кричал об отличных натурных съемках в том же «Левиафане», могут специально пойти в кино и увидеть, как на самом деле нужно снимать завораживающие пейзажи. Заснеженные горные хребты, замерзшее побережье океана, одинокая упряжка с оленями — все выглядит настолько натуралистично, что становится понятно, что два месяца, проведенные съемочной группой в отрыве от цивилизации, были проведены не зря. Почти трехчасовой фильм благодаря такой скрупулезной работе практически не надоедает.
Главная же проблема ленты — ее первоисточник. Книге в этом году стукнул уже сороковник, и вложенный в нее посыл затерялся в круговороте времени. Нет уже ни страны великих возможностей, о которой так много говорят герои, ни желания, преодолевая себя, покорять тайгу. Современный зритель выбирает походы по воскресеньям в супермаркет и просмотры Киселева вечерком того же дня. «Нет никого кроме тебя. Только воля и бескрайняя тайга» — звучит теперь как-то избито и излишне бравадно, да и подана вся эта идея в фильме с присущим советским приукрашиванием. «Территория» до последних минут просмотра не отпускает от ощущения того, что ты смотришь фильм, снятый еще в другой стране. И это вряд ли можно записать ей в плюс, учитывая привыкшую к совсем другим концепциям современную аудиторию. Массовому зрителю кино покажется откровенно скучным, и в этом определенно есть вина режиссера. Подавать правильные идеи нужно на современном языке, разговаривать со своим зрителем доступно. «Территория» же будет понятна и интересна только людям, имеющим хороший кинематографический вкус, да немногим поклонникам романа.
Изначально я хотел поставить ленте 3-4 балла, потому что с точки зрения современного кинорынка она не просто не вписывается в формат, но и выглядит ужасно устаревшей, хотя и прекрасной. Но все же в последний момент, подумав о том, что таких фильмов сейчас все же уже не снимают, я решил повысить оценку. Просто потому, что увидеть такое на большом экране — тот еще недоступный аттракцион, который уже практически невозможно оседлать во время киносеанса. Тем более во время просмотра отечественного кино.
Книжку 'Территория' мне подарил друг отца - геолог на мое 16-летие. Это стало одним из событий, почему я поступил на геолого-географический и связал свою жизнь с этой профессией. С тех пор я прочитал ее раз на 10: дома, в дороге или в палатке в дождливый 'камеральный' день. Одно время я даже тренировался носить папку так, как носил ее Будда.
Случайно наткнувшись на группу 'Территория' в контакте, был обрадован, что вот и дошли руки у отечественных кинематографистов до Куваева. Ждал фильма со смешанными чувствами. Сегодня сходил на премьеру с женой.
Ждал многого, но реальность во многом превзошла ожидания. Боялся, что получится что-то в стиле 'ура-патриотизма', но все получилось по-куваевски. Фильм захватывает и держит до последнего мгновения. 'Геологических ляпов' я не отметил. Конец несколько неожидан, но в общем-то оправдан: раскрывает идею мужества и взаимопомощи. Сюжет и текст близок к оригиналу. Думаю, режиссер и вся команда справились на 'ОТЛИЧНО'!
Не могу не отметить отличных пейзажных съемок! Без них фильм и затевать не стоило!
Спасибо! Эти часы моей жизни прошли не зря!
Был обрадован и тем, что на показе встретил и своих студентов - значит еще не все потеряно!
Посмотрел я тут на большом экране новый фильм Александра Мельника «Территория».
Фильм меня просто потряс. Во первых, давно я не видел настолько красивой с чисто художественной стороны картины. Этот фильм – подлинный гимн природе нашего Севера. А когда красоты и чудеса природы снимают с использованием новейших технологий профессионалы, да ещё и столько откровенно влюблённые в русские севера… Получается подлинный шедевр.
Космические красоты плато Путорана, гранитные пустоши, водопады, лёд и камень, лёд и вода…
Актёрские работы - практически все сыграли на очень высоком уровне. Сыграли так, что веришь. Саундтрек подобран также очень хорошо. Фактически это обращение к той самой старой доброй бардовской песне, вследствие чего происходит чуть ли не полное погружение зрителя в кинопространство картины.
Это хорошее, доброе, чистое кино. Оно словно северный ветер – чистый и холодный, освежающий (но могущий и заморозить). Это рассказ о подлинных романтиках канувшей уже, увы, в Лету эпохи. О геологах, о разведчиках недр, о профессионалах, мечтателях, альтруистах. О Территории, под которой понимаются огромные площади суровых северных гор.
Да, есть и небольшая криминальная линия, но фильм-то ведь совсем о другом. Он о том, что сила – не в золоте. Сила в душе. В той силе духа, которая позволяет человеку жить и выживать. А порою и умереть лучшей смертью, чем «от водки и от простуд»(с).
Интересно, что после первого часа из кинозала ушло две компании молодых ребят с пивом. Что ж, это было явно не их кино. Но очень много людей сидели и смотрели бегущие по экрану финальные титры уже и тогда, когда в зале включили верхний свет. Потому что данный фильм можно по полному праву поставить рядом что с «Вертикалью», что с «В диких условиях».
По сути, это чуть ли не советское кино. Хотя нет, конечно, но оно словно восстанавливает прерванную не так уж и давно традицию отечественного синематографа. Это фильм просто рассказывает своему зрителю о нашей земле и о наших людях. И не просто рассказывает, а практически втягивает людей в зрительном зале в безмолвный диалог. Да, это патриотическое кино. И нет в нём пафоса, но есть любовь в тому, что почти две тысячи лет тому назад один древний эллин назвал «дымом Отечества». И этот дым, дым походных костров, запахи ухи, кирзы и железа, а также ароматы коньяка и крепкозаваренного чая, они лишь оттеняют рассказываемую с экрана историю. Простую и в то же время подлинно героическую.
Да, этот фильм я советую посмотреть на большом экране. Потому что такие красоты нашей с вами земли просто надо видеть. Восхищаться и поражаться.
Резюме:
Отличнейший фильм. Браво!
p.s. Да, эта история произошла на другой уже Земле и в другую эпоху. Но это тот самый случай когда надо сказать что подвиг бессмертен. От средневековых ещё идущих за Камень ушкуйников, людей Дежнева, и до тех кто искал и ищет, ищет и добывает золото, олово, кто превращает дикую и прекрасную Территорию в полноценную часть нашей Ойкумены.
Даю предельно высокую оценку фильму Территория. И не только потому, что сам геолог, не только потому, что уже много лет тружусь на Крайнем Севере и работал на плато Путорана, даже ходил ногами там, где непосредственно снимали некоторые сцены о полевой жизни геологов. Не только потому, что мне лично знаком и близок каждый герой фильма по реальной жизни. Не только потому, что у меня, в отличие от большинства других зрителей, пробегал холодок по коже от удалений, на которых работали полевые отряды, так как, наверное, я один из немногих понимал какие небольшие шансы выжить у одного человека или небольшой группы людей в таких условиях при любой ошибке или ЧП. Несмотря на свои сорок лет, я уже обидно много похоронил погибших в поле товарищей и коллег.
Да, всё, что показано в фильме, полная, достоверная и непререкаемая правда о жизни геологов. Правда, показанная наиболее верно и максимально рельефно. Возможно, после Территории фильмы про геологов снимать больше не будут — всё уже сказано.
Но главное не в этом. Основная миссия фильма в другом. Выходя за профессиональные рамки (а ведь в фильме показаны люди самых разных профессий, не только геологи) можно со всей уверенностью заявить, что работая только ради финансового или любого другого благополучия невозможно быть счастливым или чувствовать себя хоть в какой-то степени удовлетворённым жизнью. Это прекрасно понимали наши великие отцы и деды, изучавшие основы марксизма со школьной скамьи. Мы об этом немного подзабыли, за что и расплачиваемся уже больше 20 лет. И будем дальше недовольно пенять на свою мизерную зарплату, дорогую машину соседа или шикарную квартиру однокашника, если не обратим внимание, что не это главное. Может, пора уже вспомнить, что делает нас счастливыми?
Между прочим, сейчас геологическая отрасль отнесена к сфере обслуживания, куда-то между общепитом и парикмахерскими. Министерство геологии упразднено. Отрасль полностью переведена на капиталистические рельсы и местами напоминает игру в напёрстки, когда лопухам-заказчикам, объясняют, что нужно заплатить за то, за это, а потом ещё за что-то, и в конце выдают отчёт, переполненный специальной терминологией и абсолютно пустой. Оставшиеся геологи с фигой за спиной или со слезами на глазах самозабвенно вешают лапшу на уши потенциальным заказчикам, лишь бы пройти ещё один-другой маршрут, решающие чрезвычайно важные для страны задачи, не замечая, впрочем, что нет уже той страны и задачи у всех теперь другие.
Конечно, единичный фильм не повернёт время вспять, да, по-видимому, этого и не нужно. Но всё-таки, если он появился, значит, не зря в СССР воспитали несколько поколений на высоких идеалах простого советского человека, раз эти идеалы просвечивают даже сквозь грязь нашей теперешней повседневности. Значит, что-то от совков, победивших фашизм и отправивших первого человека в космос, в нас осталось. Значит, есть ещё надежда, что «чёрным дождям» в будущем не бывать.
Решил-таки оформить свои мысли и впечатления от просмотра фильма «Территория» Александра Мельника. Не столько для других, сколько для себя.
Фильм ожидал давно и с трепетом. Очень хотелось поучаствовать в создании картины – пусть простым, рядовым рабочим. К сожалению, не довелось, не сложилось, хотя и пытался… Тем не менее, на чистом энтузиазме старался как-то поддерживать деятельность съёмочной компании, участвовать в сетевой деятельности создателей фильма, рекламировать кинокартину среди своих друзей и знакомых – и искренне надеюсь, что мои труды не были напрасны.
Впервые мне посчастливилось посмотреть «Территорию» 19 марта текущего года во время предпремьерного закрытого показа фильма в Кемерово. Оказаться там для меня стоило некоторых трудов и затрат, поскольку Кемерово находится в нескольких часах езды на автобусе от моего города. И к тому же, создал некоторые хлопоты-заботы ребятам из продюсерской группы по поводу пригласительных, поскольку был на показе вместе с женой и хорошим кемеровским другом, который приютил нас на время поездки. Надеюсь, что эта ситуация не была излишне накладной как для ребят из кинокомпании, так и для моего друга – посему, заочно прошу прощения у них за причинённые неудобства.
Стоит отметить сразу, что от фильма я не ждал какого-то фурора и внезапного откровения, поскольку роман Олега Михайловича Куваева их абсолютно не подразумевает: это история тяжести работы «полевиков» - геологов, шурфовщиков, промывальщиков и многих других безымянных представителей истинно сильной половины человечества. Это ода настоящему труду - пропитанному потом, нервами, бессонными ночами, безжалостным отношением к собственному здоровью, километрами бездорожья, неизвестностью и удачей. Романтикой в этом произведении способны насладиться лишь те, кто по каким-либо причинам не принёс ни одну из этих жертв во имя общего блага.
Итак, фильм я ждал давно и основательно, поскольку Куваев является одним из моих любимейших писателей на протяжении многих лет.
Первым впечатлением от начала презентации фильма стали, конечно же, присутствовавшие на ней режиссёр Александр Мельник и один из исполнителей главный ролей (а по книге – одного из ключевых персонажей) Константин Балакирев. Их неподдельные искренность, скромность и горячий пыл людей, влюблённых в своё детище, сразу создали благоприятную атмосферу к просмотру. О моём впечатлении от общения с ними лично напишу ниже.
Фильм. Сразу же, с первых минут он завораживает потрясающей графикой вступительных титров: геологические карты, полевые дневники – всё это въелось в мою память настолько глубоко, что до сих пор приятно вспоминать (а таких приятных воспоминаний от вступительных титров к какому-либо иному фильму в своей жизни я, если честно, не припоминаю).
Начало немного ошарашило голым Баклаковым-Добрыгиным, выскакивающим из спальника и бегущим за собачьей упряжкой, сорвавшейся с привязи. Но вскоре события в картине начинают приобретать форму романа Олега Михайловича: я начинаю узнавать его слова, его мысли, улавливать атмосферу «Территории». И поистине, для меня это было самым приятным на протяжении всего фильма – порой дословное цитирование текста книги, диалогов и даже просто записей Куваева, ставших известными нам, почитателям его творчества.
Безусловно, людям, не читавшим «Территорию», смысл фильма покажется немного размытым и не совсем ясным. Но тут ситуацию выручает находчивость режиссёра и продюсерской группы: абсолютно потрясающие виды плато Путорана в Красноярском крае и бухты Провидения на Чукотке даже меня, порой, заставляли забыть о повествовании и, не обращая внимания на закадровый текст, восторженно наслаждаться видами моей страны. Да только за это картина уже достойна наилучших похвал!
Как знаток романа, я не мог не обратить внимание на отсутствие в фильме одного из ключевых его персонажей – Семёна Копкова: человека, связавшего себе свитер из шерсти мамонта, случайно открывшего месторождение киновари и, в качестве наглядного примера и символа рухнувших традиций холостячества, женившегося на Люде Голливуд. Но я отлично осознаю, что невозможно было режиссёру в одном фильме раскрыть все характеры и типажи такого сложного произведения, как «Территория». И поэтому, мне кажется правильным его решение сконцентрироваться на личности Баклакова – Григорий Добрыгин сыграл эту роль, на мой взгляд, блестяще.
Остальных героев описывать не буду: в любом случае, у каждого, кто читал роман, образы сложились свои и они не могут идеально совпадать с киновоплощениями актеров и фантазией режиссёра – на то мы все и разные. Остановлюсь лишь на личности Дяди Кости, которого сыграл Пётр Фёдоров. Лично мне этот персонаж книги представлялся несколько иным. Но когда показали Петра в «сучьем кутке», да под «Песню Бена» - всё встало на свои места: образ отрешённости пьющего человека, потерявшего себя, у режиссёра получился очень убедительным.
Финал картины, не связанный с книгой, немного удивил. Если честно – думал, что всё закончится куваевскими санями. Поэтому юлить не буду: испорченный образ Салахова и Баклакова мне как-то не легли на душу. Но опять же, всё исправили финальные слова, вернувшие нас к началу – бесконечной карусели жизни, судьбы. И титры! О, эти титры! Мы смотрели их, не вставая со своих мест – как и весь зал – до самого конца. Никогда такого не видел в кинотеатрах. Ни разу! Фильм полностью оправдал мои надежды, больше добавить нечего.
После окончания просмотра, уже в фойе кинотеатра, мне удалось немного пообщаться с Александром Мельником, взять у него автограф, сфотографироваться. Не могли не удивить его простота в общении, открытость, искренность. Сразу стало понятно, что фильм снимал человек с большой душой и горячим сердцем.
Потом к нам подошёл Константин Балакирев, и он меня удивил ещё больше – тем, что очень любит и ценит творчество Сергея Говорухина, которое, в свою очередь, очень люблю и ценю я. Среди моих знакомых такой почитатель только один – мой лучший друг. И тут мне удалось – пусть и недолго – пообщаться с таким же, как я: человеком, остро ощущающим чужое одиночество, чужую боль, чужое сострадание, так блестяще олицетворённые произведениями Сергея Станиславовича Говорухина. Спасибо, Константин, за доброе слово, за уважение к творчеству Сергея, за Кефира, в конце концов!
Напоследок напишу банальное: постараюсь попасть на «Территорию» ещё раз в кинотеатр, обязательно достану фильм на DVD, очень хочу приобрести переиздание романа с фотографиями актеров картины! Большое спасибо съёмочной группе, режиссёру, актёрам – всем, кому удалось сделать этот фильм таким замечательным и неповторимым!
И, конечно же, искренне рекомендую к просмотру всем, кто не утратил в себе те самые нравственные ценности, которые воспевает в своих произведениях не только Олег Михайлович Куваев, но и многие классики русской литературы! «А ведь могём, ребята! Ей-Богу, могём!»