Фильм чрезвычайно затянут (02:37). Значительное количество персонажей приводит к тому, что их образы прорисованы какими-то отдельными мазками и практически не раскрыты. Развития характера героев, проявления каких-то новых граней их личности, я не увидел.
Обилие схожих площадок и предугадываемых сюжетных линий превращает цельную картину в рассыпающуюся серую мозаику.
Повествование такое же бескрайнее и холодное, как и природа Крайнего Севера на фоне которой происходят события фильма.
Пейзажи, кстати, бесподобные и великолепно снятые, но в наше время этим уже никого не удивишь.
Конфликт между главным героем - геологом Чинковым и его далеким начальством, пытающимся закрыть геологоразведку на 'Территории' за бесперспективностью, остался где-то за кадром. На иные конфликты даны только намеки, никакого развития фактически не получившие.
Множество отсылок, содержащихся в фильме (например, к кинофильму 'Последний дюйм' или к ленинградскому метроному) требуют погружения в тему, чем нынешний зритель вряд ли может похвастаться.
Я также не знаю, как современный зритель воспринимает сцену, когда Чинков высыпает на стол чиновнику в Министерстве геологии СССР 'несуществующее' золото, намытое на 'бесперспективной 'Территории', и требует денег (для продолжения геологоразведочных работ).
С сегодняшней точки зрения это реальный подгон неучтенного золотишка. Так и ждешь, что сейчас 'министр' достанет чемодан доллАров или хотя-бы рублей: )
Зато с исторической точки зрения требование выделить 'много денег' на геологоразведку выглядит совершенно нелепым: в СССР нельзя было купить вертолет, вездеход и даже какое-нибудь специальное оборудование. Все это производилось и распределялось по плану.
Не деньги нужны были Чинкову, а указание министерства о выделении ему необходимой техники, людей и ресурсов. Но разве сегодня это кто-то понимает?
Наверное авторы зря попытались впихнуть в фильм весть одноимённый роман Олега Куваева (неплохо бы прочитать).
Возможно стоило сократить количество персонажей, объединив все события вокруг одного-двух главных героев, или, напротив, снять телесериал.
Приключений (как со счастливым, так и с трагическим финалом) в фильме множество, но все они как-то теряются на фоне бескрайних пейзажей и не знающих страха людей, которые выполняют свою обыденную и очень тяжелую работу.
В сухо остатке получается, что весь этот долгий фильм очень суровые люди в еще более суровых условиях ищут золото. Ищут не для себя, для государства. Именно такими словами один из главных героев (в исполнении Егора Бероева) отчитывает молодого промывальщика, пытавшегося присвоить, а затем застыдившегося и выбросившего несколько намытых им пластинок золота: 'Сукины дети! Ваше ли это золото? Это золото государства!'
И никакой интриги в фильме практически нет. Найдут или не найдут золото - это не интрига. Сразу ясно, что должны найти. Обязаны. Не могут не найти. Ведь это были наши, советские люди. Люди из другого века и с другой Земли. Именно поэтому 'Территорию' надо обязательно посмотреть!
По крайней мере я непременно пересмотрю этот фильм еще раз, хотя бы для того, чтобы лучше понять.
Приятно было посмотреть фильм 'Территория', который отличается от многих киноподелок последнего времени как российских так и зарубежных. Приятно было именно потому, что это фильм о труднейшей профессии особенно в середине прошлого века - советских геологах, вынужденных рисковать жизнью ради золота, так необходимого стране в суровые послевоенные годы.
Фильм отличает монументализм и величие вкупе с личной драмой и раскрытием внутреннего мира героев. Чинков, Баклаков, Бог Огня, Гурин - все они каждый герой по себе, у каждого свой микрокосм, своя правда жизни. К чести, Александр Мельник уделяет достаточно времени каждому из них, при этом не отклоняя и не подменяя общий сюжет картины.
Сразу бросаются в глаза отличная работа оператора и картины широким планом, проработанность деталей и предметов трудового быта геологов, чувствуется напряжение и атмосфера духа золотоискательства.
Кому то фильм может показаться затянутым, но на мой взгляд хронометраж просто не смог впихнуть в себя весь многостраничный роман. Кому то будет не доставать интриги или экшена, но ведь это не Форсаж и не Трансформеры, это фильм о суровой правде жизни, о героях мирного времени, для которых основной критерий подвига -'честный труд'.
К сожалению я не успел в кино на этот фильм из-за очередной командировки в этот раз на Колыму. И мне пришлось смотреть его на телевизоре дома. Этот факт конечно испортил впечатления от фильма, но не на столько.
В силу профессии мне приходилось бывать в тех краях которые описывались в романе и показаны в фильме и общаться с людьми этой профессии.
И я был впечатлен насколько режиссеру и актерам удалось передать атмосферу и настроения людей.
Показать цели и характер каждого персонажа. Даже с фениксом и кефиром все понятно кто они и что они тут делают. Не говоря уже о Баклакове и Чинкове.
У этой земли своя атмосфера и попадая туда погружаясь в простор и пугающую пустоту ты одновременно теряешь себя и обретаешь вновь. Ты начинаешь по-другому думать и чувствовать. Начинаешь ценить людей, потому что вещи ломаются, а люди нет.
Нелинейный сюжет главный козырь. Потому что показать работу партии глазами одного человека невозможно. Партия это живой механизм высеченный из стали которая разрушает скалы.
Спасибо создателям фильма за этот шедевр. И побольше бы таких фильмов про простых суперменов которых больше чем кажется.
Посмотрели с супругой новый отечественный фильм 'Территория'. Фильм о вечности. О людях, для которых вечность реальна и доступна каждое мгновение. Которые живут вне времени, вне обыденности, но в реальности. Которые живут в стране великих возможностей. Бескрайние, бесконечные территории, столь же бескрайние, как и души героев. Повсюду невероятная красота мира и мудрость, разлитая в морозном воздухе.
Ощущение единства с окружающим пространством. Люди, ощущающие себя творцами, бродягами, авантюристами, искателями неизведанного. Такие люди всегда современны. Всегда актуальны, всегда живы.
Любопытно, что в фильме нет ни одного отрицательного персонажа, и тем не менее фильм достоверен и удивителен в своей правоте.
Земля, территория словно сама воплотилась в этих людях, и они так же принадлежат ей, как она им. Им комфортно и привольно среди ледников и морозов, среди лесов, сопок и горных рек, среди скал и водопадов.
'Территорию не отдам!' - говорит главный герой в начале на заседании городского начальства и мы понимаем, что это и невозможно, поскольку этот человек и территория нераздельны.
Фильм о работе, которую выполняет каждый человек в этом мире, не важно осознавая это или нет. О свободной работе жизни. Вопрос лишь в том насколько честно ты её выполняешь. Насколько честно живешь.
'Делай или умри'.' Работой, на которую все мы обречены и это самая лучшая и высшая обреченность'.
Мир, в котором возможна только красота, только поэзия. Глубокие взаимоотношения и переплетения судеб. Фильм о суровой и беспощадной любви к жизни, которая делает невозможной смерть.
Неслучайно один из главных героев погибает и воскресает в финале.
В общем не зря сходили, стоит посмотреть.
'Территория'- это хороший знак.
Если такие фильмы появляются, стало быть действительно что-то хорошее происходит в нашей стране.
— Есть люди, которым намного труднее других. Некоторым всё сходит с рук, а им нет. И они обязаны быть лучше. А если человек решил жить по мечте, вдвойне обязан.
— Почему?
— Потому что большинство жить по мечте трусит…
На протяжении всего фильма просматривается невероятное единение с природой. Человек неотделим от неё, он та мизерная частичка на общем фоне.
Широченный размах души. Полёт мысли. Фильм такой атмосферный и менталитетный. Русский и глубокий. Проникновенный. Аскетичный.
Есть драма, есть надрыв, есть душевные терзания и переживания, есть нечеловеческая выносливость, есть предательство, есть любовь и великая сила прощения. Есть безмолвная боль. Моменты, когда человек понимает себя, осознавая свою принадлежность. Здесь сбивается вся спесь. ХарАктерные персонажи и неожиданный выстрел...
Великолепно подобранное музыкальное сопровождение и стихотворение-признание невероятной силы.
'...Тебя любить - так путь опасен, как по горам ползти, скользя. Но, Боже мой, ты так прекрасен, что не любить тебя нельзя'.
Его плюс в том, что не фильм нужно смотреть под настроение, а настроение само создаётся фильмом. Есть над чем подумать, есть где погрустить, есть чем порадовать себя, есть над чем посмеяться и чему удивиться.
Просто не представляю, каких колоссальнейших усилий потребовалось, чтобы снять эту картину! Эпизод за эпизодом всё труднее и труднее.
Холод, снег, лёд, пронизывающий ветер.
А ведь это - съёмки. Представляете, что там было НА САМОМ ДЕЛЕ?
Настоящее противостояние природе. Вверх и вперёд, невзирая ни на что!
…Если была бы в мире сила, которая вернула бы всех, связанных с золотом Территории, погибших в маршрутах, сгинувших в «сучьих кутках», затерявшихся на материке, ушедших в благополучный стандарт «жизни как все», — все они повторили бы эти годы. Не во имя денег, так как они знали, что такое деньги во время работы на Территории, даже не во имя долга, так как настоящий долг сидит в сущности человека, а не в словесных формулировках, не ради славы, а ради того непознанного, во имя чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека.
Пишу и стираю. Не хватает моего словарного запаса передать, какое впечатление производит этот фильм. Он живой, шершавый, настоящий, теплый, жестокий, простой, романтичный, красивый? Это шедевр! Он заставляет думать о псевдо-ценностях, о побеге из бетонных коробок, о мечтах. Я не могу представить человека, что останется равнодушным. В нем есть и тепло пары кадров закопченного чайника в тундре, и счастье оставаться живым, и радость от кружки коньяка, и ветер, и облака в сопках, и алчность людей, и идейность, и любовь, и честь, и желание быть верным мечте... это можно перечислять бесконечно. После 'Территории' в городе тошно, душно и грустно. После 'Территории' я не могла дышать, мне хотелось плакать и кричать, мне хотелось на край света. Эти мысли, эти эмоции, я словно снова сьездила на край света и у каждого свой предел. Огромное спасибо автору! Я восхищена.
Наступят времена, когда человек начнет побеждать золото. – Александр Мельник
Зачем мы смотрим кино? Мы, в массе своей, исключая немногочисленных киногурманов и более многочисленных, но не определяющих общего вкуса приверженцев бездумных зрелищ с максимумом экшна и драйва? Не для того ли, чтобы, дав себе отдых от повседневного напряжения серой действительности, стимулировать свою фантазию и представление иного мира, лучшего уже потому, что нас там нет? Но мира и не такого уж далёкого от нас, а понятного и близкого хотя бы отдельными своими чёрточками, узнаваемого сочувствием и единомыслием своих героев. Наверное, поэтому в последнее время у нас ощущается явная усталость от бесконечного потока голливудской продукции с её многоликими империями зла и индивидуальными спасителями мира. Наверное, поэтому растёт и крепнет в нас ностальгия по тому светлому, доброму, вечному, что несло в себе советское кино. Подражать господину Западу больше уже не хочется. Но и так, как раньше, снимать невозможно: прошлое не возвращается. Да и нет сейчас того человеческого материала, которым выстроилась и стояла великая страна. Что же остаётся? Использовать тот самый материал, который был у нас десятилетия назад и не исчерпан до конца. Снимать старое содержание новыми средствами. Пусть и не гениально, зато просто и безошибочно.
Олег Михайлович Куваев – знаковая фигура для шестидесятников, с их культом труда, жизненной самостоятельности и социальной независимости. Выпускник Московского геологоразведочного института, ещё студентом обходивший Тянь-Шань и другие труднодоступные места, при распределении сам добившийся места на Чукотке, прекрасно выражал дух своего времени – времени поисков и надежд, кумиров и идеалов, раскрытия и отдачи себя. И выражал не только своей личностью, но и литературой, к которой у него оказался талант. Писатель в нём боролся с геологом, пока не победил: в конце 60-х Куваев стал профессиональным писателем. Свой наиболее известный роман «Территория» писатель переделывал семь раз, пока не нащупал основную идею: труд как религия, культ дела жизни как неисчерпаемый источник свершений, больших и малых. Это было попаданием в «десятку»: время атеистов и строителей коммунизма требовало новых духовных источников, и трудовой энтузиазм подходил тут как нельзя больше. Этот кладезь духовной энергии казался бездонным – по крайней мере, до тех пор, пока «приобретатели» (по выражению героя «Территории» Гурина) от захвата мира не перешли к перекраиванию его под себя. В мире, где не золото существует для человека, а человек для золота, трудовой энтузиазм чахнет. Хотя, как видим, и не умирает совсем.
Новая, вторая по счёту, экранизация «Территории» оказалась удивительно хороша прежде всего визуально. Эдуарду Гизатуллину, талантливому и трудолюбивому художнику-постановщику, и Игорю Гринякину, молодому, но уже заслуженному и отмеченному наградами оператору, удалось необыкновенно колоритное сочетание съёмки характерных персонажей с панорамными пейзажами Русского Севера с высоты птичьего полёта. Виды малоизученного Плато Путорана поражают своей красотой настолько, что картину вполне можно считать видеогидом для иностранцев, не знающих России. Тщательный подбор костюмов и неослабевающее внимание к деталям быта – те самые мелочи, которые чудесным образом создают дух времени и раскрывают доверие зрителя к происходящему, – выше всяких похвал. Любовь к делу и театральная добросовестность Гизатуллина здесь, очевидно, соединились с пониманием и чувствованием России Гринякиным, а также с высококачественной техникой (при создании картины, например, применено сверхвысокое разрешение 4К). Кроме захватывающей красоты панорамных съёмок, у зрителя создаётся почти физическое ощущение огромности пространств Сибири, где 1000 километров является нормой, а 100 километров – вообще как «рукой подать». И всё это, заметьте, было сделано за какие-то смешные по голливудским меркам 500 миллионов рублей!
Подбор актёров и их работа также почти безупречны. Мужественный, спокойный, но также и глубоко чувствующий Константин Лавроненко со складкой тяжёлых раздумий на переносице не слишком похож на куваевского «Будду», но тем не менее прекрасно вписывается в роль человека, живущего трудной работой и высоким долгом и имеющего волю преодолеть любые препятствия к сияющей цели. Бородатый Лавроненко, одетый в толстый свитер, походит не столько на геолога, сколько на начальника геологов, и одновременно на пророка (в своём отечестве, конечно). Егор Бероев и Григорий Добрыгин вызывают доверие своей честностью и открытостью и располагают к себе как славные трудяги, подвижники будничного героизма. Евгений Цыганов неудержимо блещет скромным обаянием «одиночного философа» и «предпоследнего авантюриста», чем покоряет не только женские сердца. Столь же интересно противоречива роль Ксении Кутеповой: её персонаж находится одновременно и в центре, и на заднем плане повествования, являясь и заинтересованным участником событий, и рассказчиком, возвысившемся над сиюминутными страстями и даже позволяющим себе философские обобщения. Приём не новый, но здесь он получился необыкновенно жизненным и реалистичным. У Мельника вообще всё реалистично и запоминаемо – даже эпизодические роли эскимосского оленевода Кьяе и его внучки Тамары.
Александру Мельнику удалось развить идеи, заложенные в литературной «Территории», сделав их не только чёткими и понятными современному поколению, но и визуально захватывающими. Человек, преданный своему делу, относящийся к нему почти с религиозным трепетом, так же как и покоритель природы неприступного Севера, ныне стал чуть ли не музейным экспонатом. В наше время человек может быть предан только обогащению, которое никак не тянет на Дело, как ни крути. Но вечные ценности потому и вечны, что их не заменить никакими новейшими «общечеловеческими ценностями». Человеку всегда будет мало как материального достатка, так и стремления к нему, ему всегда будет хотеться высшей самореализации, которая возможна только при служении высшим ценностям. И сказать об этом просто и убедительно, как это сделал Александр Мельник в новой «Территории», в смутное время «войны всех против всех» – бесспорная и большая заслуга. Из того, что показано в фильме, следует один очень простой, но не менее весомый вывод: несмотря на невиданный разлив приобретательства, всё истинно положительное по-прежнему держится на людях труда. И это очень важно для нас сейчас.
Отечественные фильмы редко бывают повествующими, может быть конечно я редко смотрю русское кино и хорошие фильмы проходят мимо, но бывают яркие и запоминающиеся, например, как этот.
Вообще наверно любое кино пробуждает в человеке воспоминания или знания на ту или иную тему. Мы видим в фильмах, то что нам близко или уже было в нашей жизни, возможно мы читали об этом и это очень нам по нраву. Территория зацепила меня душой людей, чья жизнь приключение, одиночество, единение с природой, испытания пределов своего организма, не комфортные условия проживания. Наверно современному человеку нелегко понять, как может нравится такая жизнь, но если ты бывал хотя бы в походе или провел время с палаткой на берегу реки, то ты поймешь в чем кайф и сможешь прочувствовать мысли этих людей, то чем они живут, какой у их внутренний мир, их страхи, желания, стремления, маленькие радости...
В киноленте показано не самое прекрасное время для нашей страны, но хорошо переданы эмоции людей, преданность отчизне, радость за достижения своей страны, командный дух, непреодолимое желания открывать новые месторождения во благо своей страны и народа. Есть здесь место и радости и негодованию. Простая жизнь простых людей в непростых погодных условиях.
Лично у меня это вызвало ассоциации с прочтением книг Руала Амундсена, тот дух приключений, экстремальной жизни, размышлений. Очень рад был увидеть кусочек своей страны в разное время года, с разных ракурсов и сторон, прекрасный мир, еще не тронутый коварной рукой человеческого прогресса. Для меня наверно не так был важен даже сюжет фильма или его смысл, как простое повествование жизни простых людей советского времени. Спасибо за жизненность и красоту!
Я геолог и хорошо знаком с книгой-первоисточником, первую половину жизни прожил в СССР, но не оставил абсолютно все самое лучшее и дорогое в тех временах, как многие мои пожилые коллеги. Возможно, мое мнение о фильме будет интересным.
Для кого этот фильм?
Во-первых, конечно для нас – геологов, геофизиков и прочего экспедиционного люда! Не у всех человеческих общностей есть Свой фильм. Некоторым повезло: у альпинистов есть «Вертикаль», у подводников – «72 метра»… Вот и геологам очередь подошла. Со второго захода. Ведь «Территорию» уже единожды экранизировали – еще в 1978 году; но тот фильм получился слабеньким.
Во-вторых, конечно это фильм предназначен людям старшего поколения - «нашим родителям, тем, кто тяжелым трудом построил в послевоенные годы счастливую жизнь». В кавычках, кстати, цитата из титров фильма, посвящение. Весьма редкая для современного российского искусства позиция, согласитесь! Но массовый современный зритель, который сделает (или не сделает) фильму основную кассу, и что гораздо важнее, которому фильм «Территория» сделает (или не сделает) какой-то важный сдвиг в душе, этот зритель молод, не читал роман «Территория», далек от геологии и Советского Союза. Полагаю, и для него этот фильм. Для тех, кто сегодня крутится как белка в колесе зарабатывая деньги, но в глубине души подозревает что не в деньгах счастье; тех кто видит мир через экран ноутбука и планшета, но сетует окружающим что «графика обалденная, а сюжет отстой»; тем кто посмеивается над лохами-романтиками, но кому гаджеты не утоляют скуку; тем кто живет комфортной «атомизированной» жизнью подальше от «быдломасс», но кому порой бывает одиноко.
Всем перечисленным выше категориям граждан я категорически советую сходить на фильм. Прихватив с собой жен и детишек, ибо в фильме нет ни разврата, ни кровищи, ни пошлятины.
Фильм «Территория» очень красивый. При этом компьютерная графика в нем отсутствует. Лично я, зная пристрастие к ней нынешних «кинотварцов», испытал шок! Возможно что что-то где-то слегка «отфотошопили», но основная масса кадров – это вал красивейших натурных съемок, в том числе с воздуха, наверное с беспилотника-квадракоптера, так как большой вертолет поднял бы рябь на зеркалах рек и озер, к которым опускается камера. Ощущение полетов во сне…
Зато на титрах компьютерные видеохудожники отвели душу. Может быть, кто-то сочтет мой восторг неуместным, но мне при виде «геологических» вступительных титров захотелось вскочить и зааплодировать, так ловко и с пониманием сделано.
В «Территории» нет ни слова о «кровавой гебне», хотя действие происходит не где-нибудь, а на Колыме (ну, совсем рядом). Весь сюжет построен вокруг того, что один из главных героев – Чинков – идет «наперекор системе» и «совершает вопреки». Но при этом в кадре ни разу не появляется никаких отвратительных «тоталитарных упырей» – даже если действие происходит в Городе (т. е. Магадане) на заседании геологического управления «Северстроя» (то есть, Главного Управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР «Дальстрой») или в Москве, в кабинете заместителя министра. С удивлением видишь вокруг людей. Хороших, плохих, всяких. Весь фильм – про людей. В нем нет привычных киномонстров! Нет отвратительных «чернушных» мразей. Нет дебильных клоунов. Нет штампованных злодеев и их «тупых подручных», нет «забавных приятелей» главного героя.
Чем же заняты эти люди? Живут, решают многочисленные проблемы. Не скучают – некогда. Сопли с сахаром не разводят – не принято. Переживают радости – вроде свадьбы, или горе – вроде смерти близких. Думают. Совершают поступки.
И вот об этом – фильм.
Сюжет, конечно, есть. И к чести экранизаторов, сюжет взят из книги почти без искажений. Автор романа, напомню тем кто не в курсе, сам геолог, проживший и проработавший в тех краях много лет, он писал «Территорию» с натуры, вплоть до того что у героев есть реальные прототипы, пусть иногда собирательные. Но сюжет и в книге и в фильме, на мой взгляд вторичен. Он играет роль рамки для портретов, для взаимодействующих характеров.
Портреты хороши. К подбору актеров по мелочи придраться можно, но в целом - отлично.
Взаимодействие характеров – изюминка произведения. И тут я должен поставить создателям фильма жирный плюс. Они сделали акцент на одном из сюжетных элементов романа, который, на мой взгляд, придает смысл всей затее с повторной экранизацией «Территории» именно сейчас.
Один из главных героев – петрограф Гурин – смотрится инородно среди других персонажей (это и по книге и по фильму так). Яркое пятно на сером фоне. И вот во время одной сцены, очень подробно (дословно!) воспроизведенной авторами фильма из текста романа, он говорит: «Хочу дожить до восьмидесяти. Посмотреть, чем все это кончится… Вторая техническая революция. Всеобщее забалдение. Квартиры, финская мебель, мечта жизни - машина. Приобретатели, по-моему, собрались захватить мир. И ну его к черту!»
И тут словно пелена падает с глаз.
Гурин - эгоист, пижон и эстет, любитель красивых фраз, красивых поз, красивых шмоток и дорогой выпивки, но при этом высококлассный специалист и романтик в душе – это вылитый наш современник. Оглянувшись вокруг мы увидим много таких Гуриных, успешных, амбициозных и креативных. Его мечта сбылась, он дожил до наших дней, посмотрел, чем «все это кончилось». Вместе с нами посмотрел. И затем каким-то чудом (талантом писателя Олега Куваева и режиссера Александра Мельника), словно в фантастическом романе, он вновь попадает в прошлое к «простым советским фанатикам», «совкам» вроде главного героя Баклакова, работяги-шурфовщика Кефира или старого чукчи Кьяе. И мы вместе с ним задаем себе вопрос – зачем живут эти люди? Интересны ли они нам? Нужны ли они нам? Как нам относиться к их странной философии – «уважать тех, кто пахнет потом, жалеть тех, кто пахнет деньгами», проступки «искупать работой», а работать по принципу «делай или умри»?
Если вас интересует ответы на эти вопросы – сходите на «Территорию». Не пожалеете.
И становится понятно, почему «не взлетел» фильм 1978 года, не потянул на Свой для геологов. Хоть снимался на той же Чукотке. Дело здесь не в прогрессе видеотехники (хотя он конечно просто потрясающий). И уж конечно не в том, что сценаристы или актеры сейчас стали лучше (достаточно вспомнить недавнюю череду убогих ремейков советской киноклассики). Главное – сорок лет назад, когда снимался первый фильм, не был пройден еще до конца путь советской геологии. А не пройдя его, не потеряв многое из того что тогда казалось незыблемым, и не обретя того, что казалось тогда немыслимым, нельзя было взглянуть под нужным углом на эпоху «Северстроя», рубеж пятидесятых и шестидесятых. И увидеть ее людей более живыми, боле близкими, более правыми и более нужными, чем из 1978 года, как это не парадоксально.
«Где был? Чем занимался ты все эти годы? Доволен ли ты собой?»
'Где был? Чем занимался ты все эти годы? Доволен ли ты собой?'
С этими рефлексивными философскими вопросами уходит киноман в свою реальную жизнь после просмотра фильма. Почти 3 часа в сюжете режиссёр нам показывают красоту Севера и ее природы; сплетения судеб героев, которые ищут золото в трудный исторический период для нашей страны. Плюс все усугубляется грубостью тех условий и суровыми законами местной природы. Предпоследний авантюрист - философ (Гурин), простодушный добряк путешественник (Баклаков), яростный предвозмогатель (Чинков), мелкие, но важные звенья цепи (Апрятин и Кефир). Всех их объединяет работа, труд за общее дело, и не во имя денег или славы; честь и долг, сидящий в сущности человека; неизбежность сложных решений; вера в общую идею, где честность перед собой побеждает вранье.
Центральный предмет фильма - деятельность человеческая, во имя того непознанного, ради чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека. Фильм на примере геологов раскрывает суть жизни, и тут же спрашивает киномана 'А ты где был все эти годы и чем занимался? Доволен ли ты собой?'
Фраза 'Почему многие хотели жить, но так и не сумели?' тоже заставляет задуматься о многом. Режиссёр Мельник смог в полной мере показать картину того времени, раскрыть важность профессий геологов и инженеров, подчеркнуть ценности людей и их устремления, запечатлеть красоту природы Севера, и при этом снять глубокий философский фильм, вдохновляющий на многое каждого после просмотра.