К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Почему восковые фигуры пользуются такой популярностью? И даже в наши дни люди посещают выставки, чтобы увидеть эти рукотворные человеческие (и не совсем) тела, застывшие в различных позах. Может быть, все дело в их реалистичности, смотришь, и кажется, что перед тобой живой человек. Каждая из фигур может рассказать свою собственную историю. Возможно, даже очень и очень страшную. Итак, «Восковая маска».

Еще одна занимательная история о музее восковых фигур, экспонаты которого скрывают свои страшные тайны. Снята она по роману Гастона Леру и в целом своим сюжетом напоминает картины «Тайна музея восковых фигур» (1933) и «Музей восковых фигур» (1953). Краткая предыстория, рассказывающая нам о жестоком убийстве семейной четы неким таинственным человеком с железной рукой. Затем, события переносятся в настоящее – в городе открывается музей восковых фигур, пропадают люди. Дальше – по канонам жанра. Но необычной эту историю делает участие в написании сценария таких людей, как Лючио Фульчи и Дарио Ардженто. И как следствие – придание истории большей таинственности, присвоение убийце чуть ли не статуса тени, невидимо скользящей по улицам города и выбирающей новые жертвы. Режиссура, правда, немного подкачала. Было бы намного лучше, если бы постановкой занялся сам Ардженто и фильм полностью ушел в жанр «джалло», ибо предпосылки для этого имелись, да и зрителю бы больше пришлось по душе. А так – просто неплохой триллер-детектив, со своими загадками и «монстрами». Да и хорошей, красивой и запоминающейся мелодии ему ой как не хватает.

Как детектив – фильм шикарен. Пусть не такой запутанный, как того бы хотелось, но в любом случае, угадать, кто тот самый убийца с железной рукой с первого раза будет очень и очень сложно (кажется, что ответ очевиден, но одна маленькая деталь в самом конце может заметно поколебать веру в интуицию и наблюдательность). Поступательно развивающийся сюжет, неплохие операторские ракурсы, загадка, подкинутая сценаристами, неплохая (но не шедевральная) игра актеров, атмосфера тайны и даже ужаса – все просто идет к яркой и захватывающей концовке. Яркая – да, захватывающая – вполне. Но вкрадывается и еще один «эпитет» - как минимум, внезапно странная. Детективный триллер вдруг превращается в своего рода фантастику а-ля «Терминатор». Я чуть на месте не подпрыгнул. Чего не ждал, того не ждал. Благо самые последние кадры выполнены в большем соответствии жанру и просмотр заканчивается скорее на положительной ноте, нежели обратное. И все-таки лучше бы снимал Ардженто.

А Лючио Фульчи – вечная память и аплодисменты стоя.

8 из 10

27 июля 2011 | 22:42
  • тип рецензии:

Париж, новогодняя ночь 1900 года. Человек в чёрном плаще и шляпе жутким образом убивает мужчину и женщину. Мужчине он сначала отсекает кисть, а затем вырывает сердце своей невероятно сильной железной рукой. Это видит спрятавшаяся малышка Соня, позже рассказавшая обо всём следователю. Преступление потрясло Францию, но убийца не был найден. Через 12 лет в Риме, воспитанная тётей и ставшая модельером Соня, в поисках работы приходит к Борису Волкову, хозяину музея восковых фигур, экспонаты которого столь совершенны, что практически неотличимы от живых людей. Увидев Соню, Волков сразу берет её на работу, а позже дарит фамильный медальон, испытывая странную симпатию и привязанность к ней. Девушку постоянно мучают кошмары, возвращая в ту ужасную ночь, особенно после того, как она увидела в деталях воспроизведённую Волковым сцену жестокого убийства, свидетелем которой она стала. А найдя странную лабораторию в подвале, Соня начинает подозревать, что пропадающие в городе люди и появляющиеся в музее новые персонажи связаны между собой. Она обращается за помощью в расследовании к другу, журналисту Андреа Конверси.

«Восковая маска» стала четвёртой по счету экранизацией рассказа Гастона Леру «Музей восковых фигур». До неё были сняты фильмы «Человек с восковыми лицами» (1914) Мориса Турнёра, «Тайна музея восковых фигур» (1933) Майкла Кёртица и «Музей восковых фигур» (1953) Андре де Тота с великолепным Винсентом Прайсом. Каждая из предыдущих экранизаций вносила изменения в первоисточник: все они были сняты, скорее, по мотивам, чем дотошно следуя канве сюжета рассказа, и отражали наиболее востребованные тенденции жанра своего времени. Лучио Фульчи и Дарио Ардженто тоже внесли в сценарий те мотивы и атмосферу, с которыми привыкли работать. Они взяли из фильмов Кёртица и де Тота основную сюжетную линию, столь типичную для Леру — Красавица и Чудовище и их взаимоотношения — а также тему мести Чудовища за своё уродство. Но, в отличие от ранних фильмов, в сценарий был вставлен эпизод, который был основой рассказа Леру: заключение пари о том, чтобы провести ночь в музее восковых фигур. На историю «Восковой маски» он существенно не повлиял, но помог в создании нужной атмосферы и оказался выигрышным визуальнно: в плане демонстрации живописных экспонатов музея, запечатленных в момент смерти, казни, убийства.

Написанный двумя мастерами ужаса, сценарий удачно сочетал в себе классический готический хоррор с элементами джалло, где таинственный убийца в чёрном плаще, маске и перчатках убивает свои жертвы под покровом темноты. И пусть вместо кинжала в руках у него шприц с обездвиживающей жидкостью, и происходят эти убийства на фоне роскошных интерьеров и в костюмах начала прошлого века, а не в условиях современных городов, как обычно это бывает в фильмах маэстро Ардженто, элементы детективного триллера удачно сплетаются с мрачными и гнетущими готическими нотами, звучащими в унисон с общей симфонии кошмара.

Изначально режиссёром должен был быть Лучио Фульчи, но, едва начав проект, он умер. И тогда в режиссёрское кресло сел Серджио Стивалетти, до этого создававший визуальные эффекты ко многим фильмам Ламберто Бавы, Дарио Ардженто, того же Фульчи и других известных режиссёров. Иногда он снимался в небольших ролях в тех картинах, на которых работал, но «Восковая маска» стала его режиссёрским дебютом. Дебютом рискованным, смелым и довольно удачным. Стивалетти посвятил его памяти Лучио Фульчи, у которого он многому успел научиться. В «Маске» Сивалетти сам создавал все впечатляющие и ужасающие визуальные чудеса, сделав видеоряд поистине фантастическим — мрачным и атмосферным, полным неподвижных восковых фигур и страшных масок на стенах. Мастерство оператора заслуживает особых похвал, особенно в сценах превращения живых людей в экспонаты музея. Непонятное и устрашающее оборудование: кресла, столы с фиксирующими браслетами, контакторы, многочисленные лампочки, соединенные дугами электрических разрядов, колбы, с кипящими разноцветными растворами, которые вкачивают в тела жертв — всё это выглядит великолепно. Как и сам создатель восковых кукол в маске, скрывающей лицо, который приближается к беспомощной и неподвижной жертве, как паук к запутавшейся в паутине и бьющейся в отчаянной и бесполезной попытке освободиться мухе. Словно неумолимый рок, от которого не уйти никому.

Убийца здесь — это одержимый страстью человек, который мечется между любовью и смертью, то оживая от робкой надежды, то впадая в безумие. Это охваченный местью безжалостный и хладнокровный маньяк, гениальный учёный, которого когда-то предала и изуродовала жена. Весь свой ум и способности он направил на то, чтобы изощрённо убивать, делая живое мёртвым и выставляя на всеобщее обозрение плоды своего труда. Однажды, лишившись своего лица, он обрёл много чужих лиц, меняя их по мере необходимости. Этих масок у него целая коллекция. Но маска может скрыть уродство лица, а что делать с переполненной болью душой, которую обезобразили ненависть и жажда мести? Чтобы её скрыть, имеется оболочка благообразного и добропорядочного господина, и никто никогда не догадается, каков он внутри: истинный, настоящий.

Вот эта самая истинная суть маньяка стала самой большой неожиданностью в картине. В изящное готическое джалло вдруг ввалился… Терминатор! Да, безумный учёный действительно гениальный механик, а Серджио Стивалетти — гениальный же мастер спецэффектов! Такой фантастический финал выглядит очень эффектным, но эклектичным, совершенно не связуясь со всем, что мы видели в фильме раньше. Хотя, если учесть, что первая механическая игрушка — лев, была создана еще великим Леонардо да Винчи, то почему бы не допустить, что всё так и было на самом деле?

В 1998 году «Восковая маска» номинировалась на «International Fantasy Film Award» в категории «Лучший фильм». Она стала последнией работой Лучио Фульчи и первым проектом Серджио Стивалетти, а также знаковой для итальянского хоррора. Ведь, по мнению многих критиков и зрителей, это последний удачный хоррор «старой школы», завершивший собой те десятилетия, когда Италия царила в этом жанре.

6 из 10

20 января 2016 | 19:46
  • тип рецензии:

Являюсь большим его поклонником, объясню почему, во-первых, итальянский «хоррор» в последние два десятилетия крайне редко радовал зрителя качественными картинами (только 'Без сна' могу вспомнить), во-вторых, этот же фильм- смесь «джиалло» и готических лент студии «Хаммер», в третьих, для режиссерского дебюта это очень зрелая работа, не знаю, что бы получилось, если б Фульчи довел все до конца (могу предположить, судя по его позднему творчеству, времени болезни, ничего стоящего), в четвертых, сценарию (а одним из авторов сценария и продюсером является Дарио Ардженто) и режиссеру постоянно удается удерживать зрителя в состоянии интереса и напряжения, несмотря на то, что вроде бы самого начала ясно «кто здесь кто», в пятых- операторская работа, в шестых -хорошенькие женщины, и в седьмых- это просто классный фильм ужасов, с довольно приятными визуальными эффектами, особенно запоминаются всяческие механизмы, в восьмых, в девятых…

Но в фильме встречаются и довольно неприятные кадры и ошибки, которые в глазах зрителя резко отбрасывают его назад:

1) в самом начале фильме у убитого мужчины с вырванным сердцем, оторванной рукой и перерезанным горлом на крупном плане шевелится кадык.

2) понимаю, что Стивалетти не дают покоя лавры Стэна Уинстона, но с таким появлением в финале «железяки» он добился только комичного эффекта.

3) без грубо сделанного компьютерного огня из окон нужно было обойтись.

С опаской смотрел на сцены в парке, которые мне нравятся больше всего в ленте, боялся что мелькнет какой- нибудь бегун, в спортивных трусах и кроссовках, но этого на счастье не случилось.

Но, несмотря на недочеты, квартет Фульчи, Ардженто, Стивалетти и Сальвати подарил мне (надеюсь и вам) полтора часа пира глаз. А оригинальное название какое поэтичное…

8 из 10

29 марта 2018 | 17:46
  • тип рецензии:

Этот фильм является очень любопытным произведением для зрителей увлекающихся жанром хоррор благодаря творческому союзу итальянских мастеров своего дела: Дарио Ардженто (Dario Argento) и Лючио Фульчи (Lucio Fulci). Первый выступает в качестве продюсера и идеолога сюжетной концепции, вместе с тем, навеянной классическим романом Гастона Леру (Gaston Leroux), а второй – соавтор сценария. Вообще зрители долго ждали подобный тандем, ведь Фульчи всё время избегал вмешательства извне в ход своих экранных дел, многие утверждают, что от зависти к успехам коллег, однако не нужно отвергать вполне понятное требование к собственному художественному суверенитету творца. Середина же 90-х выдалась неблагоприятной для обоих, для Фульчи так вовсе фатальной после скитаний от финансовой нестабильности с уходом в мир иной, не дождавшись окончания съёмок, посему над общими идеями довелось поработать в режиссёрском кресле Серджио Стивалетти (Sergio Stivaletti). Надо отметить, что в его минимальной фильмографии данная картина самая удачная, да и в целом для итальянской школы ужасов своего времени она выглядит вполне неплохо.

Тут собран своеобразный микс разных жанровых направлений, не идущий вразнобой, где умело совмещены задатки детективного джалло, научной фантастики и классических мотивов, конечно в огранке триллера. От первой кинематографической особенности будет образ скрытного убийцы, канонически облачённого в чёрное пальто, шляпу, перчатки, убивающего своих жертв, к тому же с детективным расследованием фотографа-репортёра. Футуристическая составляющая дарит неожиданный ход вещей с демонстрацией механических изобретений, передающих занимательные кадры превращений людей в восковые фигуры для выставки. И о приятно удивляющем нововведении задатков киборга (!) в злодейский образ оставлять неупомянутыми явно не надлежит. Классическая грань ленты хороша за счёт костюмированной базы, декораций старины и других мелких штрихов, рисующих правдоподобное погружение в мир самого начала двадцатого века.

Упомянутый перечень выстраивает привлекательный рассказ о музее восковых фигур, принадлежащий загадочному чеху Борису Волкову к которому нанимается молодая модельер, в своём детстве пережившая зрелище убийства родителей неким зловещим маньяком в чёрном с механической кистью, обладающей невиданной силой. Вскоре пропадают люди, появляются слухи, явно приводящие к месту её работы, где статуи так похожи на живые…

Место действия музея восковых фигур всегда служило благоприятным фоном для «страшных» картин. Тут сполна хватает укромных тёмных мест, откуда наблюдают стеклянные очи застывших силуэтов, к тому же воспроизведённых из прообразов всевозможных жутких рассказов и преданий: Джек Потрошитель, Персей с головой Медузы Горгоны, уродливая гарпия и далее в таком духе. Выходит, что даже только нейтральные кадры с испуганным персонажем, следующим вдоль кошмарного зала, выводят надлежащий эффект, не говоря о преследующем скрытном убийце где-то позади среди статуй. Многие кровожадные сцены основаны на интересных задумках, вызывающих зрительские эмоции сопереживания, как сажем, привязанная девушка в загоне полном голодных свиней или отлично сконструированная по монтажу и музыкальному сопровождению демонстрация схватки в номере отеля меж инспектором и загадочным зловещим типом.

Если затрагивать кое-какие просчёты, то ими окажется сам апогей, на мой взгляд, слишком оторванный от показанного временного отрезка киноистории и углублённый в завышенную научную фантастику, порой вовсе вызывающую приступ дежа вю, словно режиссёр перекладывает «Терминатор» («The Terminator») в классический антураж. Однако именно за счёт подобной неожиданной смелости удивить ярким сюжетным витком, какой-то даже наглостью (в хорошем смысле этого слова), и получаются запоминающиеся кадры. Посему тут имеется двоякий подход оценивания проделанной работы, в техническо-бутафорском плане вполне достойной без всяких нареканий, если допускать кинематографическую вольность.

В итоге фильм получился на упомянутых выше интересных жанровых стыках, где в съёмочной группе наличествуют знаменитые для хоррора имена людей, и за счёт этого всецело способен стать приятным зрелищем ценителям мрачных историй, отдающих классикой.

PS: Этот скромный текст, как и фильм в своём вступлении, посвящается памяти замечательного итальянского режиссёра Лючио Фульчи (1927-1996), чья самая последняя работа удалась, пускай он здесь только сценарист.

8 из 10

16 апреля 2013 | 18:59
  • тип рецензии:

'Восковая маска' является очередным по счету 'вольным ремейком' замечательного 'Дома восковых фигур' 1953 года с Винсентом Прайсом в главной роли, который, в свою очередь, также является ремейком картины 33-го. Там в центре сюжета был маньяк, который делал из жертв фигуры из воска, тут сюжет развивается похожим образом, но, все-же, с рядом отличий от оригинала, который принадлежит перу то ли Гастона Леру, то ли Андре Де Лорда.

Итак, Париж 1900-й год. Юная Соня становится свидетельницей убийства своих родителей человеком со стальными руками. Годы спустя она знакомится с аристократичным, но жутковатым человеком по имени Борис Волков, который владеет собственным музеем удивительно натуралистичных восковых фигур.

Создателей 'M.D.C.' определенно стоит похвалить за бурную фантазию и множество интереснейших сюжетных решений. Например, за качественно в плане эффектов выполненные сцены убийств или центрального главгада. Кровища и обнаженка тут есть - причем, последней достаточно много, и даже есть весьма неожиданные и откровенные сцены, когда происходит вскрытие 13-летней девочки, оказавшейся, в тоге, живой. Особого внимания заслуживает способ умерщвления маньяком своих жертв - он внезапно вводит им шприцом некий препарат, сильно затормаживающий работу сердца, а потом относит их в свой подвал под музеем восковых фигур, где заживо заливает в них воск. Фильм 53-го и ремейк с Пэрис Хилтон в этом смысле тоже были хороши, но тут авторы пошли еще дальше и первую сцену превращения человека в восковую статую показали очень детально и страшно.

Главный злодей порадовал, хотя для внимательного зрителя, не говоря уже про людей, знакомых с предыдущими экранизациями, не станет никаким сюрпризом его личность. Очень классно показана его способность скрываться под чужой личиной с помощью специальных изготовленных им силиконовых масок и история с железными руками ближе к концу приобретет неожиданный поворот, хоть и немного трэшовый. Пожалуй, это то немногое, за что стоит упрекнуть фильм - финальная сцена получилось комичной и нелепой, хотя должна вызывать обратный эффект, и выглядит этакой пародией на 'Терминатора', не хватает только пафосного закадрового монолога про машин, которые 'восстанут из пепла ядерного огня'.

Режиссура, операторская работа, работа художника (а она тут очень важна, так как надо было достоверно передать Париж начала прошлого века) - все сделано отлично и все удалось. Чего, правда, не скажешь о довольно невзрачном оригинальном саундтреке. Мелодии не запоминаются, разве что в нужные моменты способствуют нагнетанию напряжения. А вот с некоторыми спецэффектами вышла беда - это касается финальных киборгов и совершенно дурацкого компьютерного огня в конце. С одной стороны, определенно, создатели заслуживают уважения за неиссякаемый полет фантазии, а с другой, очевидно, что они просто не рассчитали свои силы и, возможно, бюджет. Что же касается именно грима - то тут он выше всех похвал: финальный эпизод с обожженным изуродованным маньяком в черном балахоне - один из самых лучших в фильме вообще! Очень жутко и натуралистично выглядит.

'Восковую маску' можно с удовольствием смотреть и пересматривать, раз за разом наслаждаясь крутыми поворотами сюжета и заглавной интригой, как и сценами весьма интересно сделанных смертей главных героев, а также специальными рукотворными эффектами и гримом маньяка в конце. Еще один замечательный образчик фирменной жанровой итальянской кинематографии, оказавшийся, в целом, не идеальным, но заслуживающим внимания и уважения, уже только за то, что к сценарию приложил руку маэстро Лючио Фульчи (но, к сожалению, не смог закончить фильм), а продюсером выступил сам Дарио Ардженто, имя которого у большинства любителей кино ассоциируется с классикой итальянского кинематографа в жанре хоррор. Очень достойная работа!

8 из 10

03 декабря 2022 | 11:13
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: