В Готэме появился новый маньяк. Он называет себя Загадочником, скрывает лицо под маской (впрочем, ничего удивительного) и объявил охоту на представителей власти и закона, обвиняя их в коррупции. Бэтмен (тут тоже ничего удивительного), встает на защиту города, но враг оказывается весьма умным и начинает с «Темным рыцарем» интеллектуальную дуэль, итогом которой становятся хаос и разрушения.
Загадочник стал еще одним персонажем, который уже не впервые на киноэкране сталкивался с Летучей мышью. В «Бэтмен навсегда» Шумахера его роль исполнил Джим Керри, ну а сейчас маньячил в кадре Пол Дано, которому в самую пору играть такие роли: чудаков (как в «Рыцаре дня» или психопатов как в «Бэтмене», «Пленницах»). На такие роли кстати весьма годится еще и Дэвид Дастмалчян.
Бэтмена воплотил в жизнь Роберт Паттинсон, который был достаточно хорош в этой роли. К тому же стилистическое направление в фильме, выбранное его режиссером Мэттом Ривзом, и нацеленное на создание образа Уэйна-отшельника, сыграло как нельзя лучше с учетом острых очертаний лица Паттинсона и его вытесанной из камня физиономии.
Фильм
По своей стилистике «Бэтмен» Ривза словно вернул зрителя в бёртоновские проекты — Мэтт добавил готичности и гротескности архитектуре города, но при этом в отличие от Бёртона и Шумахера обошелся без каких-либо футуристичных элементов, сохранив реалистичность мегаполиса (в этом есть что-то от «Темного рыцаря» Нолана). Плюс, если обращать внимание как раз на готику, то лично для меня «Бэтмен»-2022 оказался схож с «Вороном» 1994 года с Брэндоном Ли в главной роли. Там город тоже всегда хмурый, грязный, невзрачный. Его улицы токсичны из-за промышляющих на них банд, переулки грязные, а дождь, такое ощущение, никогда не кончается.
И здесь можно увидеть отсылку еще к одному знаменитому проекту про маньяка (ну по крайней мере элемент нескончаемого дождя подталкивает к такой мысли) — фильму Финчера «Семь». Там ведь солнечный день является последним днем, который описывает картина. В «Бэтмене» в самом начале есть небольшой эпизод, когда камера охватывает Готэм на рассвете — многочисленные высотные здания залиты утренним солнцем. Уж не знаю, действительно ли по задумке Мэтта Ривза в таких нюансах спрятаны отсылки к другим картинам, но факт того, что эти детали (бесконечный дождь, солнце вначале и только тьма дальше как знак того, что дальше будет только хуже, общая стилистика картины) работают в плюс картине, нельзя отрицать.
Этот «Бэтмен» получился, возможно, самым мрачным по картинке — даже у Нолана позитивных красок было побольше, в то время как Мэтт Ривз действительно сделал кино очень темным. И в этом одно из ключевых отличий комиксов DC – никакого лоска и яркой палитры (хотя в некоторых последних проектах прослеживается некая марвеловщина).
Бэтмен
Общего мрака добавляет образ Бэтмена. Он оказался немногословен, неэмоционален (порой создавалось впечатление, что он аутист) и старается не разбрасываться фразами, а просто действовать. Образ страдальца, человека подавленного (а то и раздавленного) из-за воспоминаний об утрате превратили его в самого настоящего отшельника и затворника. Он всегда один и даже дворецкий Альфред не пользуется почетом у Брюса Уэйна, который больше относится к нему как к прислуге, но никак к человеку, воспитывавшему его 20 лет.
Плюс взаимоотношения Бэтмена с полицией. В «Темном рыцаре» Бэтмен стал изгоем, но ведь копы были его союзниками. Здесь же Бэтмен сам по себе и только Джеймс Гордон оказывается на его стороне. К Бэтмену относятся как к фрику и не стесняются говорить ему это в глаза, хотя тут же после таких слов полицейские на всякий случай опускают руку к кобуре, чтобы быть наготове…
Как говорил сам режиссер, вдохновение, подтолкнувшее его к такому образу Бэтмена пришло при прослушивании «Нирваны»: «Мне пришло в голову, что вместо того, чтобы сделать Брюса Уэйна плейбоем, которую мы видели раньше, можно создать версию, которая прошла через великую трагедию и сделала его отшельником».
В отличие от предыдущих версий «Бэтмена», здесь Уэйн кроме маскировки в виде костюма использует еще и мотоциклетный шлем, шарф и бейсболку, прямо как в «Бэтмен. Год первый», что также превращает персонажа в скрытного и ведущего в большей степени неприметный образ жизни.
Бэтмен представлен еще и как талантливый механик и конструктор, ведь «Бэтмобиль» выполнен в стиле кастомизированного маслкара, который Уйэн построил сам. На его столе в Бэт-пещере можно видеть различные мотоциклетные цепи, двигатели в разобранном виде. Но при этом Уэйн ничего не делает в кадре, а все эти атрибуты лишь косвенно намекают: он с руками, растущими из правильного места.
Плюс он представлен еще и как детектив. Пожалуй, «Бэтмен» Ривза — самый думающий и знающий толк в шарадах представитель всех «Рыцарей» (что впрочем не дает ему превосходства над Загадочником). Таким образом Ривз создал совершенно новый образ защитника Готэма (точно также в свое время поступил Тодд Филлипс, создавая нового «Джокера».
Хронометраж
Слышал мнение о том, что фильм затянут и 3 часа - слишком много. Возможно такое мнение бытует от того, что фильм не так динамичен, как другие супергеройские проекты. Зато здесь в полной мере раскрывается жанр триллера и детектива, представляя зрителю великолепно сконструированное зрелище, в котором информация собирается по крупицам и зритель, увлеченный режиссер, вместе с главными героями подбирается к разгадке.
Меня эти три часа не напрягли нисколько. Захватывающее повествование с разных сторон расширяет жизнь Бэтмена. Чуть больше показывает его дружбу с Гордоном, чуть больше дает данных о Марте Уэйн, появляется возможность оценить взаимоотношения боссов мафии друг с другом, увидеть отношение полиции к Бэтмену, а также увидеть, что не все преступники трепещут при виде ночного стража Готэма...
Актерский состав
Помимо Паттинсона это еще и Зои Кравец, Пол Дано, Джон Туртурро, Джеффри Райт, Питер Сарсгаард, Энди Серкис, Колин Фаррелл (его невозможно узнать в облике пингвина) и Барри Кеоган, появление которого в полной роли станет возможно в следующем фильме (с учетом его появления в небольшой сцене, где он сыграл роль неизвестного узника Аркхема — предположительно Джокера). Но возможно следующим врагом Бэтмена станет убийца Хаш (Тишина), ведь в фильме фигурирует журналист Эллиот и рядом с его именем есть надпись «Тише», что отсылает как раз к врагу Летучей мыши (тем более с учетом того, что в комиксах был один Томас Эллиот…)
По итогу скажу, что фильм зашёл с первого раза, но чтобы еще более вдумчиво отнестись к той информации, которую выдал Ривз, нужно пересмотреть его еще пару раз. По крайней мере это зрелище того стоит.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Новый 'Бэтмен' - это кристально чистое перерождение неонуара
А еще самый депрессивный фильм о летучей мыши за всю историю франшизы.
Каждому поколению - свой Человек-Паук. Это стало окончательно понятно после выхода последнего фильма о мультивселенной, где на экране появились сразу три героя в красно-синих костюмах. С Бэтменами - все чуть сложнее. Каждая из последних воплощений - это оммаж конкретному архетипу. Они тоже завязаны на поколенческой разнице, но копать надо еще глубже.
Условный 'Бэтмен' Нолана - это классический миф, плавно перетекающий в его эстетизацию и воплощение в искусстве. Кристиан Бэйл - это Бэтмен классической античной героики, реновация импрессионизма и итоговое превращение в канон. Ключевой элемент - сценарий и диалоги.
Бэтмен Бена Аффлека - это попытка сыграть в Марвел. Закономерная вершина коммерческой эпохи. Бэтмен для летнего блокбастера. Летучая мышь из боевика. Ключевой элемент - продюсер и весь процесс пост-продакшена.
Бэтмен Ривза и Паттинсона - это изначально кино эстетское и пропитанное декадансом. Здесь ключевой элемент - визуал и операторская работа.
Новый 'Бэтмен' - это вестник из мира проигравшего постмодерна. Увлечение выдумкой разбилось о реальную жизнь. Так когда-то родился гранж. Поэтому и ролевая модель фильма - это фигура Курта Кобейна. Этот фильм, конечно, мимикрирует под поколение 'Эйфории'. Он ставит во главу угла депрессии и апатии. Но не попытки выхода из нее. Ривз и Паттинсон фиксируют мир в точке падения, точке разлагания и максимальной невозможности что-то поменять. Мир фильма питает вдохновение и энергию в полуночных американских гаражах. Примерно тех, где звучали риффы рок-музыки 90-х, до сих пор идеализируемых зумерами. Поэтому фильм настолько наполнен 'Нирваной'.
Бэтмен в исполнении Паттинсона - это Гамлет, оказавшийся в мире сумеречных портовых доков и не способный уловить движение летающих тарелок. Бэтмен Паттинсона - это обычный человек. Не перекачанный стероидами, не умеющий летать, не имеющий супергеройских суперфич. Когда он падает с высоту, то сдирает колени в кровь. А когда оказывается в участке, окруженным полицейскими, не может спастись без чужой помощи.
Мэтт Ривз организует ренессанс неонуара. Канон мрачного города с портовой грязью, равнодушным светом небоскребов и незаметными погонями по бесконечным улицам. Режиссер (и, конечно, оператор) нежно относятся в голливудской классике, препарируют ее с любовью к родной матери, при этом с напором исследователя приправляя ее кафкианскими смыслами. Короче говоря, Готэм снова некомфортен, дождлив и сумрачен.
Смысловая нагрузка в отличие от визуальной на порядок слабее. Логично и хмуро ключевым выбран главный посыл - отказ от возмездия. Жонглируя им, режиссер выстраивает историю Брюса Уэйна. Туда вписаны и судьба родителей (кстати, лучше, чем у Нолана), и проблема хаотичного города (помните же финал 'Джокера'?), и эволюция личности самого Бэтмена.
Паттинсон - это хорошая реинкарнация Кобейна. Он мрачен, убедителен и проницателен. Зои Кравец - бесконечно сексуальна в мире фригидного. Мискаст, на мой взгляд, вышел лишь с Альфредом и Пингвином. Первый слишком молод для роли самого известного дворецкого в кино, а второй - совсем не раскрылся.
По итогам, новый 'Бэтмен' - это лучший фильм по комиксам в 2022-м. И, возможно, один из лучших вообще за эти полгода. Уязвимый сценарий и местами клишированные диалоги не мешают. Фильм в первую очередь про картинку. Грег Фрейзер проделал вторую подряд великую операторскую работу (после 'Дюны'). Фильм, конечно же, надо смотреть только на большом экране.
У этого 'Бэтмена' есть все шансы разрастись до хорошей трилогии. Есть все шансы заиметь хорошего Джокера (Барри Кеоган). Есть все шансы написать хорошую главу в уже полувековой истории летучей мыши из Готэма.
Наконец-то добрались руки до последней на данный момент экранизации истории об Бэтмене. О ней я весьма был наслышан и отзывы были разные. Я же после просмотра могу сказать, что это довольно необычное кино для этого героя. Но я нашел его весьма интересным. Стоит ли его смотреть? Я считаю, что стоит попробовать, но обо всем по порядку.
Сюжет ленты представляет собой весьма уверенный триллер, который нам всем знаком. Поэтому о деталях говорить долго нет смысла, так как цель этого жанра именно погрузить зрителя в события и сделать его участником их. Удалось ли это создателям? Я могу сказать, что да, но все же есть нюанс. По окончанию ленты, я безусловно был доволен, но вот с погружением немного не все так гладко. Первые пожалуй минут тридцать, сорок мне было сложно погрузиться в текущие события. Возможно на меня так повлияла немного депрессивная атмосфера, о которой к слову позже. Либо же для меня был нестандартный образ самой истории о хорошо знакомом мне герое, из-за чего изначально не все пошло гладко. Ещё у меня появилась мысль, что по этой причине может быть такой хронометраж картины. Все действие идет почти три часа и возможно часть времени отведено для того, чтобы зритель принял сеттинг происходящего, но это лишь мои догадки.
Для меня детективная составляющая одна из самых главных плюсов произведения, но ещё важное место занимает атмосфера. Не секрет, что около данного героя всегда она особенная. И здесь все выглядит весьма депрессивно. Это создаётся путем неторопливого темпа повествования, а также палитра цветов ленты. Последнее проработано очень трепетно и качественно. Много серых и гнетущих тонов создают сильный эффект. Но это работает ещё лучше на контрасте, когда в различных сценах появляется игра светом. Ведь значительную часть времени, мы не видим красочных оттенков и погруженный во все тусклое. И когда нам внезапно дают разнообразие ярких цветов, это работает куда сильнее. Но и отдельно многие сцены в этом плане выполнены со вкусом и прекрасно дополняют стилистику всего фильма.
Если говорить о героях, то как ни странно это не совсем фильм о них. Да они есть, они ключевые лица, но прям большой эмпатии к ним не испытываешь. Пожалуй самым проработанным есть персонаж женщины-кошки. В целом я могу описать ситуацию так, что у главных лиц есть несколько моментов, когда они способны раскрыться, но все-таки их маловато. Рассказ скорее сфокусирован на именно глобальной истории расследования дела и герои не на первом плане. Однако говорить, что они не нужны, либо, что они пустышки, это тоже не верно, ведь образы яркие, но чутка не дожаты до конца.
Итог. Это очередная экранизация от DC, что привносит что-то новое и необычное в мир комиксов. И к счастью у них получается это делать успешно. Конечно я не назову это кино шедевром, но это довольно качественный проект в своем жанре. В нем достаточно достоинств, чтобы он заслуживал вашего внимания и моей рекомендации.
Что ожидает увидеть человек, начавший смотреть фильм про супергероя? То как яркий положительный персонаж эпично выбивает дух из врагов, конечно же! Ещё стоит добавить харизматичного антагониста, любовную линию, и опционально шуточки. Если у вас в фильме всё это есть, вы сделали хорошую картинку, логичный сюжет, не перебрали мрачняка, а ваши актёры хорошо сыграли, вас можно поздравить, получился кассовый фильм.
Конечно, я всё упрощаю, но это настоящая программа минимум. Без неё вы рискуете потерять инвестиции в проект.
Все фильмы про бэтмена были схожи в своей мрачной атмосфере и в том, что протагонист был... ну не знаю, сверхчеловеком что ли? Ему всё было по плечу, он размазывал почти всех своих врагов одной левой, изредка встречая достойный отпор со стороны суперзлодеев.
Что мы видим в данной картине? Просто человека. Он устал, его старания мало что изменили в городе, все вокруг, кроме Гордона, считают его чудиком, он получает сдачи от банальной шпаны. Загадочника здесь лишили изящества, он мерзкий отвратительный психопат, лишённый обаяния. Пока я смотрел на него, вспомнил охотника за разумом. Загадочник здесь что-то вроде маньяков из этого сериала.
Среднестатистический зритель ждёт другого. Как выразился один мой знакомый, натуральность конфликтует с духом комиксов, где все не может быть реалистично. Это же история про мужика в костюме летучей мыши.
Т. е. фильм несколько не попал в свою целевую аудиторию. Делает ли это киноленту плохой? Нет. У нас здесь прекрасные звук и картинка, хорошая игра актёров, приличный сюжет и оригинальный дух. Лично мне эта лента напомнила Джокера 2019 года(На мой взгляд, джокер является более сильным фильмом, чем данный). Думаю, задумка была в том, чтобы отойти от ненатуральности комикса. Получилось? Да. Является ли данное произведение превосходным? Думаю нет, но и плохим его назвать язык не поворачивается.
Только скажи - за сколько глаза свои готов ты закрыть.
8/10
Это немного спойлерно - сравнительный обзор Бэтмена. Фильм получился очень крепким, явно задача и цели были максимально отстраниться от Нолановской трилогии, и у Мета Ривза это получилось, НО явно не дотягивает до уровня 'Бэтмена 2008', без преувеличения шедевра.
Начнем с положительных моментов:
- Готэм. Что сразу бросается в глаза - Готэма явно больше, чем у Нолана. Панорамы и уличных кадры сопровождают произведение постоянно, тем самым фильм практически пахнет.
- Атмосфера - благодаря хорошей работой над городскими декорациями и сценами, ощущение, что находишься в Готэме, практически не пропадает.
- Экшн. Экшн очень хороший: драки, погони, перестрелки. Бэтмен Ривза не супер комиксный, как у Аффлека, но и не такой приземленный, как у Бейла. Благодаря этому экшн в фильме запоминающийся, есть своя шарма.
- Сюжет, честно говоря, средненький, но очень насыщенный. Обещания режиссера, что кино будет игрой разумов, не оправдался. Да, фильм имеет какие-то загадки, но назвать это 'Игры разумов', точно нет. С другой же стороны фильм постоянно идет, без пауз, поток информации не дает соскучиться.
Главное составляющее сюжета - коррупция. Очень хорошо раскрыли эту тему.
- Актеры. Актеры однозначно лучшая часть фильма. Что уж сказать даже Джон Туртурро, вы можете его знать как агента сектора 7 из 'Трансформеров', выдал перфоманс. Его амплуа всегда ассоциируется с чудаковатыми персонажем, но в Бэтмене он реальный 'мэр'. Джон выжил из себя максимум, очень колоритно сыграл. Это касается и остальных: Пингвин, Кошка, Загадочник (очень крутой актер, буду теперь следить за ним), Гордон и конечно же Паттинсон.
- Бэтмен. Бэтмен Паттинсона получился золотой серединой по сравнению с Аффлеком и Бейлом. Его Бэтмен не машина убийца который способен уложить за 2 мин 30 человек, и не замкнутый в движениях монстр. Бэтмен Ривза идеально сочетает в себе неопытность и жестокость. Он не щадит, как Бейл, но и не делает из плохих парней 'людей с ограниченными возможностями', как Аффлек. Это касается и гаджетов с прибамбасами: костюм визуально очень крутой, да и функционал конечно тоже.
- Операторская работа. Я хлопаю оператору. Сделать такие крутые кадры явно смогут пару человек в мире. Сцены из фильма можно разбирать и установить куда хочешь. Кадры изумительные, я точно скачаю пару штук себе на телефон.
- Музыка. Музыка - это эдиты старых, но очень популярных и подходящих песен.
Минусы:
- Хронометраж. Да я писал что фильм не дает соскучиться, это так, но пустых сцен очень много. Смотреть, как заводится машина, во время экшн сцены чуть ли не 30 секунд? И таких моментов предостаточно. Бэтмен 2008 года не имеет таких проблем. Разница 2 фильмов в том, что у Нолана и хронометраж меньше, и потока информации больше. Да, Нолан однозначно дает время отдохнуть голове, но такие сцены ставлены как сюжетный момент, например как резкое исчезновение Бетса, но у Ривза другой подход, что явно не лучшая сторона фильма.
- Музыка. Да, саундтрек очень крутые, но не хватает своего, саунда Бэтса. Фильм ассоциируется с группой Nirvana, но этого недостаточно для полноценного, долгоиграющего персонажа.
- Спецэффекты. Маленький бюджет дает о себе знать постоянно. То ли студия зажала деньги, либо первоначальный сценарий был другой, в общем это заметно. Для такого фильма, это не уровень.
- Сюжет. Сценарий интересный, но местами очень тупой. (спойлер) Кошка решила отомстить, но зачем-то начала работать с бэтменом? Ладно это, но любовь? Как у них появилась искра? Как? потому что он Бэтмен? Я б хотел привести больше примеров, но это спойлерно.
- Персонажи. Сами герои очень колоритны и отлично сыграны, но отношения между ними никакущие. Знаете почему Бэтмен 2008 года является одним из лучших в принципе фильмов, не только в супергеройке, а вообще? Конечно же это отношения между персонажами. Основа фильма Нолана в том что герои взаимосвязаны, и когда с ними что-то происходит ты реально переживаешь. У Ривза же такого нет. Моменты с Альфредом вообще не вызывают никаких чувств. Тогда зачем вводить такого героя. Это пустые сцены, как и сам герой.
В принципе это все, что могу написать, хотелось б больше, но без спойлеров не обойтись.
Бэтмен Ривза получился свой, не такой как другие, имеющий свои бесспорные достоинства, НО фильму не хватило химии между героями и сюжетного надела, что является главной составляющей Нолана. Кто-то скажет что этот Бэтмен не обязан быть таким, но спросите себя, какие фильмы не забываются годами? Те которые имеют красивую картинку и хорошую актерскую игру? Или те кто смог раскрыть и заставить переживать за персонажей, держа до последнего сюжет в большой интриге? На эти вопросы каждый ответит сам, но для меня, человеку, который любит внутреннее составляющее ответ понятен.
Это не означает что Бэтмен 2022 плохой фильм, нет, он очень хороший, но мой обзор - обзор сравнение, и именно по сравнению с Ноланом Ривз проиграл в главных аспектах.
P.S. Паттинсон получился отличным Бэтменом, явно не такой, как его называли в комментариях в трейлерах к фильму.
В последнее время крупные тайтлы про супергероев стали получать отрицательные оценки от зрителей. Связанно это было с новым вектором развития, а именно: повесточка и феминизм. Если не следуешь новым законам - считай твой продукт обречён, но это не так. В 2021 году лучшими супергеройскими фильмами стали «Человек-Паук: Нет Пути» и новое переосмысление «Лига Справедливости».
«Бэтмен» от Мэтта Ривза — это новый выстрел в жанр «супергеройки», которая задаёт тон серьёзности и безумия. Как заявлял режиссёр: «это мой самый любимый персонаж». В итоге мы получаем альтернативного «Темного Рыцаря».
Трудно говорить, что «Бэтмен» — это «Тёмный Рыцарь». По факту мы имеем два разных рассказа со своими ключевыми особенностями: у Мэтта Ривза атмосфера Готэма, где у мира нет ярких красок, а лишь тёмные, а также пролитый стакан с водой в придачу. Если персонаж Нолана обращался с бандитами не так уверенно и иногда «за кадром», то новый Бэтмен не только способен наводить ужас на преступный мир, но и жестко избивать своих оппонентов. Однако, чем же они похожи, так это эмоциями в стрессовых ситуациях, что позволяет ещё сильнее проникнуться персонажем.
Единственное, что очень сильно отличает этот фильм от всей вселенной, так это свой Брюс Уэйн. Все мы прекрасно знаем его, как харизматичного и богатого парня, который способен одним лишь взглядом покорить сердце человека. Хоть и присутствовали иные образы, но зачастую оставались в комиксах, и не доходили до больших экранов. Однако Ривз решил задействовать антоним к слову «харизма», и теперь Уэйн выглядит, как «dead inside» или же замкнутый и депрессивный человек, который не любит появляться в городе и тем более общаться с людьми. Одновременно это плюс и минус. Это новый и интересный образ, который вписывается в атмосферу. Отдельный респект хочу выразить Паттинсону, который вжился в эту роль. Но с другой стороны — это ломает всю концепцию «двойная жизнь». Становится намного проще вычислить кто скрывается за маской.
А что там с главным злодеем? Все ли с ним в порядке? Определено да, но это совсем другой Загадочник, которого мы привыкли видеть. Как нас учили Рокстеди в своих играх: Загадочник — это интересная и тайная личность, которая постоянно создаёт неприятные ситуации. Но тут происходит совсем другое. Я бы описал Загадочника, как маньяка, который хочет поиграть со своими жертвами. Да, он это делал и раньше, но постоянное эмоциональное возбуждение, безумная личность и процесс убийств меняет мнение о привычном антагонисте. Я назову это полным плюсом, так как персонаж становится не типичным злодеем, а достаточно самостоятельной личностью.
Закреплю положительную оценку одним важным фактором — это атмосфера. До выхода я уже проникался Готэмом, его мрачностью. Сам город, к сожалению, обречён на постоянный хаос и преступность. Но мне понравилось то, как город воспринимает своего героя, они его боятся. Преступники остерегаются Бэтмена, опасаются темноты, потому что присутствует страх, что он рядом, полицейские не так положительно реагируют, а даже наоборот хотят при первой возможности сорвать с него маску. Если говорить про криминальный мир, то, к сожалению, без спойлеров не обойтись, поэтому лучше самим посмотреть.
Мэтт Ривз не только создал интересную историю, которая постоянно развивается и не заставляет фильм наскучить, но и добавил, пожалуй, лучший экшен за всю историю Бэтмена. Сюжет не ощущается затянутым или быстрым: он плавно начинает свой восход и завершает закатом.
Новый Бэтмен. Это, вау! Кино на высшем уровне. Стиль, сюжет, актеры и музыка. Операторская работа впечатляет, истинное удовольствие от просмотра и желание пересматривать сцены.
Мир стал еще более настоящим и жестоким, чем в трилогии Нолана и находится на одном уровне с последним Джокером. Мрачная атмосфера передана прекрасно и показана с разных сторон. Весь фильм - это пятьдесят оттенков черного. Мрак, тусклый свет фонарей и огней ночного города. В большинстве фильмов темные сцены - это боль, их хочется побыстрее пропустить и закончить, но в Бэтмене Мэтта Ривза настолько уникальная атмосфера, что ты получаешь от них настоящий кайф. Кажется, что мрачнее и темнее уже нельзя сделать, но тут режиссер просто выключает свет. Вспышки с моментами экшена разрывают экран и вызывают еще больший восторг. Музыка наполняет темноту жизнью и энергией и с лихвой компенсирует отсутствие света. Оператор классно сочетает художественные приемы, например, сцены с размытым фоном и реалистичную съемку с закрепленными камерами на главных героях.
Патиссон прекрасно вошел в роль, молодой и потерянный Бэтмен, который срывается, психует, действует импульсивно и пытается найти себя. Пол Дано классно отыграл психопата Загадочника, а из Зои Кравиц получилась отличная Женщина-Кошка. Сложнее всего привыкнуть к новому Альфреду, кажется Майкл Кейн канонизовал образ дворецкого.
Сюжет целостный, приятно следить как и куда он развиваться, как Загадочник загадывает загадки, Готэм разрушается под весом своих тайн, а Бэтмен и Женщина-Кошка пытаются решить свои проблемы и ищут себя. Детектив умело сочетается с триллером. Герои живут своими жизнями, но главный злодей объединяет их вокруг одной проблемы. Режиссер раскрывает не только героев, но и места. Ночной клуб Пингвина находится в центре сюжета и является одним из главных 'героев' фильма. Весь фильм вертится вокруг него и герои попадают туда несколько раз под разными предлогами открывая новые локации и показывая его с разных сторон.
Порадовало, что в фильм встроили несколько шуток, которые смотрятся весьма органично.
Что мы знаем о Бэтмене на сегодняшний день? Сколько фильмов мы видели о нем? Сколько актеров мы видели в этой роли? Получилось ли Мистеру Ривзу нас удивить?
Обо всем по порядку.
Признаться честно, ожидание картины и просмотры трейлеров бросали от края к краю с нехорошими мыслями о том, не будет ли это очередной подростковый экшн с заявкой на серьезность, или же мы увидим что-то необычное и новое. Что же дал нам Мэтт Ривз в итоге?
Мы можем наблюдать совершенно нового Брюса Уэйна (Роберт Паттинсон), все еще остро переживающего смерть родителей и видящего себя в мальчике, чей отец стал первой жертвой в цикле убийств Загадочника. Он все еще уязвим, он совершает ошибки, он еще не обрел того стального спокойствия и уверенности в каждом шаге, к которым мы привыкли. Его костюм еще прост, практически самоделен, он не скрывает свой истинный голос и перечит Альфреду почти во всем. Он только ступил на свой путь, всего 2 года Брюс живет во тьме и защищает любимый город. Гордон хочет верить ему, но пока все еще борется с собой и сомневается. В этом Бэтмене остался страх - страх перед высотой, страх после потери родителей, страх неизбежного зла творящегося вокруг. Мы видим его насквозь, даже когда он в своей броне, мы чувствуем его боль и ярость. Этот Бэтмен жесток, беспощаден, он действует инстинктивно, на ощуп - он закаляется и рвется к отмщению. Отмщению не только за смерть родителей, а за всех и вся, он все еще верит, что Готэм можно спасти и изменить к лучшему. Он еще молод, но отнюдь не наивен.
Все это сильно приближает героя к нашей с вами реальной жизни. В этот раз мы не видим роскошной жизни Брюса, как и помпезных, супердорогих примочек Бэтмена. Его автомобиль не встретишь на дорогах в обычной жизни, но и запредельно нереальным его тоже назвать нельзя. Не могу не отметить специальные линзы, которые записывают все происходящее (ведь где-то мы это уже видели и знаем как это работает (отсылка к 'Черному Зеркалу')). Мы видим жизнь Селины Кайл, работающей в клубе, живущей в маленькой квартирке, похожую на реальность. Антагониста Загадочника, который выходит на связь с Бэтменом по Facetime и не гнушится делать стримы и выкладывать видео для своих подписчиков, используя такой актуальный и действенный рычаг давления в наши дни, как интернет и СМИ. Мне нравится видеть эту адаптацию, мне нравится видеть что-то новое и по-простому более менее настоящее и приближаться хоть на время к героям Готэма.
Актерский состав довольно разномастный - но в том и фишка, так как сама заявка фильма уже значительно отличается от канонов, другого и не ожидалось. Поначалу казались слегка не убедительными - комиссар Гордон и женщина-кошка в исполнении Джеффри Райта и Зои Кравиц. Гордон получился местами неуверенным, а Селина слишком миниатюрной и нежной для драк с крутыми и сильными парнями. Но в дальнейшем, мы понимаем, что эти герои тоже стоят у истоков своего пути, их жизнь изменилась, в том числе из-за нового мстителя в Готэме и единственное, что остается - это адаптироваться под новые реалии. Женщины-кошки в этом фильме еще нет, Селина молода и ей только предстоит стать супергероиней, но это в будущем.
Подытожив, мы получили вполне реалистичный и даже, не побоюсь этого слова, актуально-депрессивный, детективный триллер с неплохим сюжетом, обновленными героями, потрясающим визуалом и атмосферным саундтреком, который держит и не отпускает от начала до самого конца. Да, картину нельзя назвать идеальной, как и нашу с вами жизнь, но это взгляд на новый, ранее не показанный, отрезок жизни молодого, начинающего, пока что набирающего силу Бэтмена, который порадует как фанатов, так и обычных зрителей.
P.S. Nirvana здесь очень органична
Batman: I'm vengeance!
Riddler: You're a part of this, too.
Вот и настало время так называемого 'Нового Бэтмена', которого ещё задолго до выхода на большие экраны все успели раскритиковать, а основная критика обрушилась на исполнителя главной роли Роберта Паттинсона, в особенности после великолепной трилогии от Кристофера Нолана с Кристианом Бейлом в главной роли, которая также для меня считается самой любимой, и как не пропустить Тома Харди и его Бейна. Но пришло время чего-то нового, и после того, как Бен Аффлек по определённым причинам снял с себя полномочия режиссировать, продюсировать, быть автором сценария и исполнить главную роль в фильме, у руля встал Мэтт Ривз как режиссёр и как продюсер. Ривз решил сконцентрировать сюжет на юном Бэтмене и сделать упор на детективных аспектах героя. Источниками вдохновения для Ривза стали комиксы 'Год первый', 'Долгий Хэллоуин' и 'Эго'.
Данный фильм мне выдалась возможность посмотреть в кинотеатре, фильм достаточно долгий, продолжительность почти 3 часа, за это время я не скучал, а насладился происходящим, потому что мне нравятся детективные триллеры, также Бэтмен напомнил мне фильм 'Семь' с такой же долгой детективной историей.
Роберт Паттинсон, он же Брюс Уэйн, он Бэтмен. Паттинсон сыграл так, как от него требовалось - молодой неуверенный и запутавшийся в себе молодой человек, гибель родителей которого отложила серьёзный отпечаток на его моральное состояние. Его Бэтмен был другим нежели Бэтмен Бейла, он передал тревогу, волнение, гнев совестно с невозмутимым спокойствием и отличным детективным мышлением, не зря Бэтмена называют 'лучшим детективом'.
Пол Дано передал образ психопата и убийцы по прозвищу 'Загадочник', признаюсь честно, от некоторых сцен, в которых он творил свои жестокости, воротило. Пол Дано напомнил мне Кевина Спейси, такой же тихий грамотный интеллигентный человек, на которого сперва можно и не подумать, что он является убийцей, но бойтесь тех, кто не вызывает подозрения.
Колина Фаррелла абсолютно было не узнать в образе Пингвина, превосходный грим, также как он превосходно воплотил хороший образ злодея. Также в будущем выйдут отдельные серии про становления его персонажа, которые должны быть интересными.
Зои Кравиц - красивая и эффектная женщина-кошка/Селина Кайл, может быть не уровня Мишель Пфайффер, но ничем не хуже, чем Энн Хэтэуэй.
Энди Серкис исполнил роль Альфреда, немного не привычного было видеть такого Альфреда, наверное потому, что мы привыкли к Майклу Кейна в роли Альфреда, правда в отличии от Альфреда Нолана, Альфред Ривз не стремиться поучать Брюса Уэйна.
Джеффри Райт - в роли лейтенанта Джеймса Гордона, воплощение справедливости и честности, мне понравилась его роль, также как и предыдущий актёр Гари Олдман, Райт продемонстрировал свои навыки.
Ещё одно знакомое лицо - это Джон Туртуро в роли Фальконе.
Мэтт Ривз снял очень мрачный, даже через чур мрачный детективный триллер, да, именно детективный триллер, потому что действие фильма происходит медленно и неторопливо, не так много драк и перестрелок, но и они поставлены на хорошем уровне.
Отдельно отмечу музыкальное сопровождение, придавшее фильму своеобразную мрачную атмосферу, в особенности, песня 'Something in the way' от Нирваны.
'Бэтмен' Мэтта Ривза - кино, которое положит начало совершенно новой истории про Брюса Уэйна и про Бэтмена со своей мрачной детективной составляющей, может кино далеко не каждому придётся по вкусу из-за своей продолжительности и сюжета, но однозначно это кино войдёт в список лучших фильмов про Бэтмена.
Не было никаких сомнений в том, что Мэтт Ривз может снять крутое кино в плане сюжетных перипетий, не было сомнений, что он может снять его красиво. Последние 2 его картины: «Планета обезьян: восстание» и «Планета обезьян: война» 2014 и 2017 годов — вторая и третья части трилогии приквелов «Планеты обезьян». Это были 2 разных фильма, но оба вышли со своими сильными чертами. Первый цеплял политическими играми и идеологической безысходностью — конфликтом между теорией и практикой. Вторая лента стала отличным роуд-муви боевиком с большой эмоциональностью и впечатляющим финалом. Хотя бы поэтому не было сомнений, что «Бэтмен» будет грамотно гнуть свою линию.
Что касается сюжета, то он разделен на несколько главных линий, и каждая со своими отклонениями. Во-первых, у нас, конечно, есть противостояние Загадочника и Бэтмена, которое хоть и является катализатором действия, но приводит к неожиданным ответвлениям. Далее, взаимоотношения Женщины-кошки и Бэтмена, которые как-будто развиваются чересчур быстро: в одной сцене Селина говорит о своей независимости и достаточной силе, а в следующей уже жалуется, мол Роберт Паттинсон посылает её на потенциально опасное задание. Кроме того, через данный подсюжет Ривз как-бы невзначай пропихивает современную леволиберальную повестку, когда Селина, а вместе с ней и Брюс Уэйн ощущает на себе всю тяжесть жизни в патриархальном обществе и ловит на себе взгляды «белых привилегированных мудаков».
Наконец, линия, которую отчаянно пытается раскрыть общественности Загадочник, который, кажется, сбежал прямиком из «Бойцовского клуба» из альтернативной вселенной, и поэтому очень жаль, что его историю и тонкости его характера, которые, впрочем, возможно и отсутствуют, — просто не удосужились раскрыть, поэтому временами он банально косит под Джокера. Он провожает Брюса Уэйна по всем этапам своего плана, от которого герои постоянно отходят, иногда по воле Загадочника, иногда нет. Ну и разумеется, история взаимоотношений Роберта Паттинсона и двух близнецов у входа в ночной клуб, где даже дверь — отдельный персонаж. Если искать наиболее приближённого к данной картине Бэтмена, то можно провести явные и не только параллели с «Возрождением легенды» — и расслоение сюжета, и схожая тематика, за тем исключением, что тема мести в финале трилогии Нолана задвинута на самые дальние планы.
Мэтт Ривз в очередной раз переосмыслил концепт миллиардера-затворника, бьющего морды преступников по ночам, и всей его истории. Бэтмен вышел у него просто человеком. Без космического пафоса, чудовищных преодолений себя и героического надлома. И Роберту Паттинсону идёт этот образ, когда он прямо говорит то, что хочет сказать; когда он почти не срывается, хотя и дерётся с яростью психа; когда он думает; когда он проявляет доброжелательность. Однако наиболее заметно движение по направлению к теме а-ля «Этот край проклят спасителями», в том числе когда режиссёр задевает то, что негласно было неприкасаемым — Марту и Томаса Уэйнов, — но всё же оставаясь в определённых границах такой дерзости.
Начало фильма навеивает параллели с «Хранителями»: убийство в собственной квартире, грязный и прогнивший город, закадровый голос, озвучивающий мысли из дневника главного героя. Хотя здесь в тоне, конечно, звучит больше надежды. Мэтт Ривз не только переосмысляет, но и ссылается. Чего только стоит этот классический кадр: Бэтмен смотрит наверх, откуда под голландским углом его снимает камера, или пролет человека-летучей мыши мимо винтовой лестницы. И такого полно: хотите любых драк, отсылающих на драки из работ Нолана и не только? Пожалуйста: тут и битва в ночном клубе, и в полной темноте, которую рассекают только короткие вспышки от выстрелов оружия, и даже сражение в дымовой завесе, которое напоминает о тех временах, когда Бэтмена играл ещё Майкл Китон. Конечно, нельзя не сказать о постоянных крупных планах с маленькой глубиной резкости, которая создаёт размытость на большей части изображения. И со всей этой винтажностью соседствует абсолютное наплевательство на законы физики и вследствие этого довольно небрежная компьютерная графика. Ну камон, детонирование взрывчатки прямо в лицо, когда тебя ещё откидывает на 5 метров — это даже по супергеройским меркам выглядит смехотворно.
Как же до неузнаваемости загримировали Колина Фаррелла! И всё же его глаза остаются на виду, а талант актёра никак не скрыть под тоннами грима. У него было минут 20 (это в трехчасовом фильме-то) от силы, но каждую секунду, когда зритель наблюдал за ним, он выдавал что-то новое: от строжайшей невозмутимости до полнейшего безумия. Роберт Паттинсон, хоть и выглядит чересчур не как Бэтмен: не хватает ему ни мышечной массы (ну это если сравнивать со здоровыми Аффлеком и Бэйлом), ни зрелости лица, ни шрамов — вероятно, гримёры были слишком заняты мистером Пингвином, — но всё равно есть в защитнике Готэма какая-то изюминка. То ли та же человечность, то ли предельная ясность героя, то ли воспитанность, которая заставляет мстителя в маске сначала попытаться постучаться в логово злодея и просто поговорить, то ли юношеская надежда, никак не тонущая в финчеровском мраке даже несмотря на полное одиночество — почти нет сцен, где Роберт Паттинсон играет Брюса Уэйна, да и дворецкий здесь появляется как довольно пассивный герой, — всё это не влюбляет, но вызывают неподдельный интерес к персонажу Роберта Паттинсона.
«Бэтмен» жонглирует сюжетными линиями, поступательно выполняя одну задачу за другой так, что в какой-то момент удивляешься, как же много здесь концовок, завершений и пересечений, а кино закрывается как матрёшка. Мэтт Ривз аккумулирует в своём фильме все знания о Бэтмене в неонуарной обёртке, посыпая их авторским подходом и глядя на любое клише под несколько необычным углом. Что уж там до кругов вокруг глаз, которые всё же имеют большое значение в контексте ленты, — здесь даже таймер на детонаторе срабатывает не как это принято — с большим опозданием, а значительно раньше установленного времени.