Комиксы - это идеальная палитра для создания новой гаммы фильма, что не станет копиркой предыдущих работ, а найдёт свою собственную атмосферу и визуальный язык, который расскажет иную трактовку привычных событий. В новом Бэтмене режиссер берет меланхоличный аккорд гранжа и растягивает его монотонную грязь на целых три часа. Нельзя сказать, что хронометраж идёт на пользу фильму, но вот ценность персонажей - это предмет для пристального рассмотрения.
Отойдя от привычного дуализма Бэтмэна, где беспечный миллиардер-красавчик по ночам превращается в защитника отечества, режиссер удачно переводит раздвоение личности в одну плоскость, где и летучая мышь, и Брюс Вейн - единый депрессивный персонаж в лице Роберта Паттисона. И в таком непривычном амплуа Бэтмэна сложно найти более подходящего актера на эту роль, потому что Паттисон идеально вписывается в контекст повествования, и в этой среде он имеет массу преимуществ над однотипностью предыдущих Бэтменов, которые в поддержку своих персонажей имели целый арсенал модных гаджетов и техники. Здесь же вся техника ночного мстителя отходит на второй план, выделяя психологический портрет героя.
Наверное, самым проходным персонажем в фильме осталась женщина-кошка в лице Зои Кравитц, которая так и не избавилась от оков мимолетного влечения Бэтмена и женщины-мстительницы, что притягивает к себе исключительно своей красотой, но не проработкой сценаристов. Колину Фаррелу в этом плане повезло больше, и его Пингвин стал настоящим сокровищем в его карьере, где актера невозможно распознать за гримом. На этот раз из циркового уродца в правую руку главы преступного синдиката, где погонялово Пингвин - всего лишь кличка, а не физиологическая особенность, и в этой новой трактовке Фаррел перевоплотился не хуже Дэни де Вито в своё время, чем заслужил аплодисменты в свой адрес.
Если принять к сведению, что и Пингвин, и Бэтмэн были и ранее хорошо отыграны в других фильмах, то Загадочник Пола Дано - это вишенка на торте в Бэтмене Ривза. Никаких карикатурных кривляний Джима Кэри, никаких ярких костюмов и прочего любительского отвратительного балагана, и чистый психологический психоз серийного убийцы из самых страшных триллеров. В этой стезе новый Бэтмен и его антагонисты максимально приблизились к реалистичности и шагнули за грани нолановской трилогии в сторону Джокера, концентрируясь на драматургии, а не на экшне с эффектами.
В остальном же, к сожалению, фильм не может похвастаться ничем выдающимся. Сценарий слабоват для отснятого хронометража, излишняя темнота навевает скуку, а монотонность время от времени вызывает желание поставить фильм на ускоренный режим воспроизведения. Единственный бонус к этой нисходящей спирали - музыка, которая вернется к своей сущности, и не будет заставкой к компьютерной игре. Красивые музыкальные темы на своих местах, в особенности музыкальная тема Бэтмэна и Селины, которая вносит бледно-розовый романтизм к основной ржавчине.
Готэм - настоящая уголовная помойка, где почти вся власть коррумпирована, а преступление - норма жизни. Это знает каждый фанат Бэтмена. Но даже по местным меркам в городе происходит что-то из ряда вон выходящее: маньяк, известный как Загадочник, истребляет властных и уважаемых людей, обвиняя их во лжи и оставляя на месте преступления ребусы. К счастью для города, у него уже есть Бэтмен - символ таинственного возмездия и просто гениальный детектив... Но почти никто не знает, что для самого Бэтмена эта история станет важнейшим этапом в становлении.
Да, перед нами снова история становления героя. Но не такая, какую мы помним, например, по фильму 'Бэтмен: начало', где Брюс Уэйн еще только примерял на себя образ Темного Рыцаря. Здесь он уже два года спасает мирное население, сотрудничает с полицией и уже заслужил массовую поддержку города. Но он все еще молод, шишек набил недостаточно и еще многого не понимает. Например, картина мира у него все еще черно-белая: вот те, за кого нужно сражаться, а вот преступники, которых нужно ловить. Ему в голову не придет, что ошибку, ведущую к преступлению, совершить может кто угодно, но плохим человеком он от этого не станет. Или что кроме спасения всех вокруг у потомственного миллиардера есть куча других обязанностей. Здешний Бэтмен - замкнутый в себе подросток, дорвавшийся до героизма. Его принципы еще не прошли проверку на прочность и мешают ему видеть окружающую реальность как следует. По-хорошему, главный враг Брюса - он сам, хотя прямо об этом не говорится.
Не менее яркими получились и другие герои. Женщина-Кошка - не просто любовный интерес Бэтмена или очередная 'сильная и независимая', а самостоятельная героиня, которая чувствует, обладает своей правдой и своими мотивами. Ну, и круто дерется, каким-то чудом не ломая ногти. Здесь она точно интереснее, чем в трилогии Нолана. Сам Загадочник большую часть времени ходит в маске и ведет себя скорее как лайт-версия Джокера, но при этом с самого начала чувствуется, что с этой силой придется считаться. Кармайн Фальконе, который раньше был просто гангстером разной степени крутости, в новой версии превратился в интеллигентную мразь, что сделало его ярче: все-таки гангстеров на экране полно, а героев, которых действительно хочется пришибить, куда меньше. А Пингвин - и вовсе прелесть: настолько мерзко-харизматичным он не был даже в сериале 'Готэм'. И только Джеймс Гордон даже в такой яркой компании остается унылым правильным копом - актерская игра спасает, но все же.
Ну, и стиль. Для Бэтмена и Готэма это всегда было важно. И во всех фильмах он был свой: готичный у Бертона, дискотечно-неоновый у Шумахера, реалистично-урбанистический у Нолана... Здесь же он нуарно-психоделический, нервный и мрачный, отображающий крепкую, но поврежденную психику героя. Этот город страшен, мрачен, но безумно красиво освещен огнями, не очень-то разгоняющими ночь. Даже днем тут темно и пасмурно, а темные переулки выглядят по-настоящему жутко. Вообще, странно, что такой Бэтмен появился только сейчас - его появление пришлось как раз на эпоху нуара, и такой ход давно напрашивался. Но в сороковые комиксы до такого еще не доросли, а потом все экранизации искали свой путь, не всегда оглядываясь на корни. Но вот мы наконец-то получили супергеройский нуар, который заслужили. И будем надеяться, что скоро получим еще, благо сиквел уже анонсировали.
Несмотря на скептиз об очередном перезапуске картины и участии Паттинсона, фильм очень хорош. Мрачный, темный и стильный – соответствует DC. Но при этом рейтинг PG-13 очевиден. Думаю, что вполне спокойно смогла бы посмотреть этот фильм в детстве. Пугает его продолжительность, аж целых 3 часа. Но зато, максимальное погружение в атмосферу обеспечено и фильм ни чуть не утомляет.
Персонажи – вроде давно избитые герои, но при этом ты понимаешь, что они - настоящие люди, не утрированные и не карикатурные. Они без супер способностей и без супер костюмов (разве что Бэтмен, но тут никак без этого), что делает картину реальной и настоящей, жизненной.
История не отпускает, идет очень плавно и интригующе. Ты чувствуешь себя ее частью. Вместе с Бэтменом пытаясь понять весь замысел происходящего.
Сам Бэтмен – герой, который совершает ошибки. Не могу сказать, что он в полной мере был раскрыт, но с учетом того, что история максимально известна и была показана много раз, считаю, что сделано все было правильно. Без излишних клише и банальных сцен. Он представляется человеком, который может быть уязвим и даже испытывает страх и нервозность. Ну по крайней мере, я это уловила.
Готэм – вроде обычный город, но как он постепенно раскрывает свои тайны, свою мрачную сущность. Как ты можешь на себе прочувствовать, что он небезопасен и давно прогнил. Я наконец поняла, как это произошло и что же это значило и почему.
Мне немного не хватило жести в стиле «Город Грехов». Но данный фильм в своей стилистике и без того неплохо держит зрителя.
«Я есть мщение» - тоже крутая идея. Герой сам создает своих злодеев. Всегда тяжело мне давалось понимание этого утверждения. Но здесь, считаю, было все показало очень просто и понятно. Как твои действия, и то что ты несешь с собой, символ, веру, можно интерпретировать по-разному. И что может стоит не нести мщение, а вселять надежду.
Также было примечательно, что само имя «Бэтмен» не было ни разу произнесено. Несмотря на четкие роли и привязанности к вселенной DC, к самому Бэтмену, фильм смотрится отдельной картиной с известными и казалось бы избитыми персонажами, но при этом он не перегружен «бэтменовской» тематикой.
Хотя долгое время бытовало мнение, что комиксы – несерьезный жанр, среди их героев встречались фигуры сложные и трагические, одной из которых, вне всякого сомнения, является Бэтмен – человек-летучая мышь. Но супергерой, как и просто человек, не может формироваться и существовать в вакууме – его создает среда, которой для Бэтмена становится родной город (врагу не пожелаешь) – Готэм. В «Бэтмене» Мэтта Ривза Готэм играет не меньшую роль, чем заглавный герой, и, пожалуй, его судьба даже в большей степени является смыслом и сюжетом этой мрачной истории.
Новый «Бэтмен» погружен в царство ночи, и улицы Готэма погружены в беспросветный, бесконечный мрак. Эта тьма – не только характеристика выбранного для фильма времени суток, она означает само состояние Готэма – места жуткого и неприятного, места, где первобытная дикость ведет бесконечную смертельную схватку с цивилизацией. Здесь Готэм сам выступает в роли главного антагониста, он отталкивающий и опасный, гниющий и разрушающийся изнутри, раз за разом стремящийся утащить с собой в ад своих жителей – своих пленников. Он словно оторван от реальности, он существует где-то нигде – не в стране, не в государстве – он сам по себе государство, он сам себе власть и сам себе приговор. Его пронизывает абсолютная коррупция, являющаяся не искривлением нормальности, но самим нормальным естественным состоянием, и потому и город, и общество гниет и ржавеет, а, значит, все неизбежно когда-нибудь рухнет. Именно Готэм, порождая Загадочника, сам запускает механизм самоуничтожения как единственно для него возможный, ведь когда все прогнило, когда правда капитулировала перед ложью, а человечность проиграла первобытному зверству, другого пути, кажется, нет.
Здесь Бэтмен есть явление, порожденное безнадежно больным городом, и поэтому он во многом на него похож. Мрак, властвующий над городом – это метафора души его главного героя, пребывающего в постоянной неосознанной депрессии и безразличии к миру. В этом фильме существует только Бэтмен, чья маска плотно приросла к лицу (что видно даже по гриму), и вовсе не Брюс Уэйн переодевается в Бэтмена, а Бэтмен, когда ему это выгодно, становится Брюсом Уэйном. Бэтмен Мэтта Ривза абсолютно, подчеркнуто одинок, в нем нет теплоты и эмпатии даже по отношению к немногим союзникам, он действует сам, ни на кого не опираясь, а единственными эмоциями как бы положительного героя становятся эмоции негативные. Поэтому Бэтмен в начале своего пути – мститель, суть тот же жестокий убийца, что бродят по улицам пораженного чумой ненависти города, и разница в целях имеет мало значения. В первых сценах фильма он декларирует своим оружием страх, но страх – орудие не спасения, а террора, он не помогает, а убивает; используя страх, супергерой оказывается неотличим от суперзлодея. Не добиваясь желаемого, Бэтмен все же побеждает хотя бы тем, что отказывается от страха, выбирая надежду, становясь из мстителя спасителем, защитником, то есть тем, кем быть подсознательно стремился.
Хотя в «Бэтмене» есть антагонист, главным злом здесь является коррупция как причина всего, и именно ей, а не убийствам, посвящено расследование Бэтмена. Большую часть экранного времени занимают не драки, насилие и погони, даже не взаимодействие героя и антигероя, а распутывание хитросплетенных схем беззакония и обмана. Пожалуй, детали этих схем не важны, но важен их масштаб, поскольку он показывает наиболее достоверно, насколько безнадежен теперь Готэм – этот колосс на глиняных ногах, который просто не может и не должен существовать в настоящем состоянии. Фильм не успевает поставить вопрос, как жить городу дальше в условиях полного отсутствия права и правды, здесь все начинает рушиться само, и возникающая в финале вода есть очевидный символ очищения для спасшихся в стихийном Ноевом ковчеге, символ начала, причем, начала и для города, и для его главного героя.
Образ Загадочника, как главного злодея, примечателен ничтожностью носителя маски, очевидного, как и Бэтмен, порождения города, причем, плоть от плоти его, от всех коррупционных, бюрократических схем, от всей бесчеловечности, безразличия, от законов каменных джунглей. Будучи условной жертвой злого города, он не вызывает ни сострадания, ни понимания, поскольку маниакальное безумие способно внушить лишь абсолютный ужас и подсознательный страх. Страх – оружие Бэтмена! Может, поэтому Бэтмен, сталкиваясь с Загадочником, при всей их разности, будто смотрит в зеркало и отшатывается в ужасе, и именно это осознание, эта эмоция становится его главной победой.
Длинный, мрачный и жестокий фильм о губительности коррупции, нет, даже больше – о том, что она способна уничтожить и разъесть сколь угодно большую систему, которую, пораженную ею, уже и не спасти, можно лишь построить новую. Отношение к коррупции – это мысль, что плавает на поверхности, она очевидна, но даже интереснее и важнее перемена в главном герое, его личная эволюция от мести к спасению, от прокурора к защитнику. Быть может, это значит, что никто – даже супергерой – не вправе вершить самосуд, его задача – помогать и защищать, и именно это способно принести покой, а не жестокость, не насилие, которое – банально – способно порождать лишь насилие в ответ. Этот фильм точно стоит потраченного на него времени, он способен заставить задуматься, провести параллели и сделать выводы, он достаточно хорош сценарно, хорошо снят и качественно исполнен.
Всего два фильма 'Бэтмена' я считаю удавшимися. Это, разумеется, 'Тёмный рыцарь' с Хитом Леджером и вот этот, новый. Хотя, конечно и эти оба всё-таки не слишком взрослые, даже если и грубые. Ну не получается у меня воспринимать серьёзность бэтмена серьёзно. Слишком она наигранна.
Но. Вполне бывает, что определённые нотки таланта всё-таки раскрываются по полной даже в плохих фильмах.
В 'Тёмном рыцаре' талантлива была режиссура и, конечно, Леджер.
В новом 'Бэтмене' - режиссура и звук, операторская работа тоже хороша.
Фильм мрачный, атмосферный, детективный. Неторопливые акценты на медленно приближающихся шагах, громыхающих где-то в темноте, отличные шершавые голоса, вкрадчиво и неторопливо сопровождающие от убийства к убийству, от загадки к загадке. Медленные, выжидательные выслеживания, передвижения и паузы, на которые смотришь так, словно ты в джунглях прислушиваешься - не выпрыгнет ли на тебя откуда-то какая-то дикая тварь. Не плоская музыка, а отличная акустика с разным эхо зависящем от места действия и перемещений... Это всё мне очень понравилось - смотрел и слушал не отрываясь. Это редкость в кино.
Правда, я смотрел в оригинале, с субтитрами, так что хз как эти звуковые деликатесы могли измениться при дубляже.
Кино идёт почти 3 часа и это замечательно. Я бы хотел 4, чтобы привычные мелодраматические геройские сопли, которые начинаются ближе к финалу растворились в эпизодах с психами и не мешали последним погружаться в их психоз по-настоящему глубоко и тотально.
Отлично сыграл Пингвин. Колина Фаррелла просто не узнать. Это не нелепый ДеВито, а крупный мафиози с хорошей речью, мощью и жестами - прекрасный, качественный персонаж, хоть и комиксный, но всё же гадкий гангстер.
Загадочник великолепен, когда в маске. Когда без маски - ну так, не вытягивает и половины своих сцен. Возможно, в русской озвучке будет восприниматься лучше, но в оригинале - на 3 из 5. Вообще, я был разочарован увидев того, кто его играл, вернее, как он играл - мог гораздо лучше, т. к. и сам актёр выглядит достаточно аутентичным маньячелой. По крайней мере, во всех фильмах с его участием, которые я смотрел, он всегда играл не вполне адекватных персонажей.
Бэтмен как-то исхудал и вообще - его скулы и молодость... ??? брр... Хотя, возможно, именно благодаря подчёркнутости этого депрессивного состояния, лучше передано его патологическое сходство с криминальным миром. Да, здесь бэтмен не столь позитивный герой, каким был успешный молодец-удалец Кристиан Бэйл.
Вообще, кино отошло от привычной экшн-развлекалочки в стиле 'Человека-паука' или 'Супермена' и показало Готэм несколько под другим фильтром. Всё стало ощутимо напряжённее, гуще, драматичнее и серьёзнее. Я бы рекомендовал этой франшизе придерживаться именно такой стороны реализма и забить хоть в одной серии на мнение фанатов-подростков, позволив бэтмену заступить за грань совершеннолетия ещё дальше и ещё глубже принять свою боль и ненависть, войдя в патологию, чтобы ещё меньше ассоциироваться с чем-то добрым и хорошим.
И мне нравится это смещение. В т. ч. и то, какие цели на самом деле преследуют психопаты франшизы. Здесь это хорошо выделили и дали понять, насколько антигерои ближе к добру и эффективнее, чем полиция и бэтмен. Собственно, это заставляет задуматься над тем, что для того, чтобы что-то изменить к лучшему, иногда приходится ломать шаблоны и принимать ту данность, что ты можешь повлиять на гораздо более важные проблемы и совершить гораздо более масштабные деяния, чем калечить по тёмным переулкам шпану, тратя на это немыслимое количество ресурсов.
Женщина-кошка - просто мяу.
Взрывов, перестрелок и т.п. экшена вполне достаточно, хотя речь не про спецэффекты, а про акценты на значимых моментах. Момент выслеживания, момент убийства, момент разговора... всё это показывают очень вкрадчиво, выделяют интерьер, голоса, говорящие по очереди и звучащие раскатисто и глубоко, дыхание сбитое адреналином, аккуратные шаги, вид с верных ракурсов и т.д. и т.п. - в общем, этот фильм для тех, кто любит прочувствовать момент.
Не передать словами, как я ждал это кино в кинотеатрах, и как был разочарован, что по обстоятельствам независящим от меня посмотреть его там не удалось (и на других официальных источниках). Но от этого моя рецензия не будет предвзятой, и на этой ноте приступим уже к самой рецензии на фильм Мэтта Ривза «Бэтмен».
Оценим кино по таким критериям, как сюжет, актёрская игра, экшен, атмосфера и soundtrack.
Сюжет: Брюс Уэйн уже 2 года борется с преступностью в Готэме, но однажды всё накаляется до предела и приходиться находить себе новых союзников и спасти город, который скоро съест сам себя. Думаю, больше говорить о сюжетной линии смысла нету и надо перейти уже к его анализу. В описании к фильму мы видим жанр детектив, это означает, что сюжет фильма должен играть чуть ли не самую главную роль. И, если честно, жанр детектив себя полностью оправдал. Детективы вообще можно разделить на два типа, один, это тот, в котором используются так называемые «Чеховские ружья», и зритель, может сам догадаться при должном внимании кто виноват и какие у него мотивы. Другой же тип детективов, это тот, в котором какие-либо доказательства предоставляются вам постепенно, и вы расследуете вместе с главным героем. «Бэтмен» относится ко второму типажу детективов. Сюжет кинопроизведения имеет такой неторопливый характер повествования. Это типично для детективов второго типа. Плюс к этому, такие детективы отличаются большей концентрированностью на диалогах между героями. «Бэтмен» и в этом ничем не отличается от подобных ему, поэтому надо каждую сцену слушать внимательно, так как в большом объёме информации можно легко что-то упустить. Эта сюжетная линия очень нетипична для самой франшизы «Бэтмена», так как Мэтт Ривз создал настоящий детектив, который своей сюжетной линией, достойной отличного детектива, держит тебя у экранов до самого конца. И даже отличное знание комиксов про данного героя не поможет вам разгадать главного антагониста и его мотивы, с его дальнейшими действиями. Несмотря на хронометраж, структурированность в сюжетной линии сохраняется до самого конца. Отдельной похвалы заслуживает и раскрытие всех сюжетных линий, которые по ходу повествования отлично сливаются и соединяются друг с другом, дополняя пробелы друг друга. Кроме этого, Мэтт Ривз не забывает и про почву для дальнейших фильмов в этой вселенной.
Актёрская игра: В описании мы видим и наличие жанра драмы. Её наличие там говорит о том, что актёрская игра должна быть не хуже сюжетной линии. И в этом случае, кинопроизведение полностью оправдывает наличие этого жанра в описании фильма. Актёрская игра просто выше всяких похвал, причём у каждого персонажа, с которым мы встречаемся по ходу развития сюжетной линии. Тут стоит отдать должное сценаристам и Мэтту Ривзу за раскрытие личности всех персонажей и развития некоторых по ходу фильма. Например, Роберт Паттинсон, который сыграл роль Брюса Уэйна или Бэтмена. Его философия, в которой он себя считает «Возмездием» к концу фильма меняется совершенно. Или можно привести в пример Зою Кравиц, сыгравшую роль Селины Кайл или же Женщины-кошки. Её персонаж в начале фильма и персонаж в конце тоже два абсолютно разных героя. Отдельно стоит выделить Роберта Паттинсона и Зою Кравиц вместе, так как химия между этими двумя персонажами просто восхитительна до такой степени, что ты сам начинаешь переживать за их отношения. Этого очень не хватало Кристиану Бэйлу и Энн Хэтэуэй в «Темном рыцаре: Возрождение легенды». Конечно, здесь мало было посвящено времени Джеффри Райту, который сыграл роль пока что лейтенанта Джеймса Гордона, но его персонажу будет посвящён целый сериал.
Атмосфера: Я большой поклонник жанра ужасы, а именно поджанра маньяки-убийцы. Здесь хоть этого жанра и нету, но там, где маньяки-убийцы там и ужасы. Атмосфера фильма просто восхитительна. Одно скажу сразу, это лучший Готэм, который я видел из всех предыдущих экранизаций. Помимо этого, отдельной похвалы заслуживают эти тёмные оттенки, пасмурная погода, мгла над городом и так далее. Ты просто погружаешься в эту вселенную, за это я и люблю DC. Очень сильно ощущается влияние жанра триллер, хоть его опять же нету в описании, но это не мешает делать все моменты фильма напряжёнными до невозможного в ожидании чего-то наихудшего. Просто браво за такую проделанную работу. Не могу не сказать и про главного антагониста, который получился максимально приземлённым, от этого ещё более ужасающим, от которого ты всегда ждал чего-то опасного и страшного в следующие минуты. У него имеется своя философия, своя история, свой жизненный опыт, свой почерк. Настоящий серийный убийца и полностью раскрытый антагонист.
Составляющее боевика: В описании есть жанр боевик, а это означает, что фильм должен нас порадовать хорошей боёвкой, спецэффектами и физикой. «Бэтмен» себя полностью оправдывает и в этом жанре. В голову приходит «Бэтмен: Начало» Кристофера Нолана, в котором fight сцены были просто настолько деревянными и нелепыми, что без смеха это было тяжело смотреть. Здесь же fight сцены сделаны на высочайшем уровне. Ты реально веришь, что перед тобой Бэтмен, а не мужик в костюме летучей мыши. Погонь, их здесь всего одна, но она сделана тоже на очень высоком уровне, а главное транспорт опять же максимально приземлённый, что добавляет этому аспекту реализма. На таком же достойном уровне находятся и спецэффекты. Короче говоря, как боевик фильм сделан очень хорошо.
Soundtrack: Отдельного внимания заслуживает и музыкальное сопровождение фильма. Как же восхитительно оно сделано в «Бэтмене». «Nirvana» заходит просто невероятно. Полностью подчёркивая фильм, его краски, сюжет и многое другое. Многого тут не написать, но эта музыка теперь всегда будет ассоциироваться с данным фильмом.
Таким образом, криминальный детектив с элементами драмы «Бэтмен» мне очень понравился. Я долго не мог решиться какую оценку поставить, и поэтому скорее в будущем, с выходом продолжения я поставлю и десятку, но пока девять. Легче перечислить, что мне здесь не понравилось. Не сказать, что это минус, но в фильме мало Брюса Уэйна, я надеюсь, что с продолжением и Брюса Уэйна нам раскроют со всех сторон. Значительное большинство блогеров и даже профессиональных кинокритиков забраковали фильм по той причине, мол всё очень скучно и затянуто. Мне не понять таких людей, так как никто от них не скрывал, что это не будет глупый боевик, которые сейчас модные, а будет полноценный атмосферный детектив. Если вы из этого же типажа, то проходите мимо, а всем остальным настоятельно рекомендую к просмотру. Надеюсь, моя рецензия была полезна. Спасибо за внимание!
'Бэтмен' версии 2022 года - это вовсе не традиционная супергеройская история. От комикса в фильме остались лишь брендированные имена и образы.
Да, в новом 'Бэтмене' мы вновь видим мрачный нуарный город Готэм, погрязший в коррупции и насилии. Видим одинокого богатого Брюса Уэйна, который пытается сражаться с главными злодеями города. Видим Селину Кайл, переодетую в Женщину-кошку. И конечно же видим многообразие узнаваемых антагонистов.
Но в отличие от всех предыдущих экранизаций, новый 'Бэтмен' - это в первую очередь полицейский и политический триллер, а затем уже приключенческое кино. Бэтмен - скорее нуарный детектив, который пытается вычислить убийцу, чем непобедимый супергерой. Герой Роберта Паттинсона молод, слаб физически, сломлен морально, владеет скромными техническими приспособлениями и вовсе не пользуется почитанием со стороны жителей города. Он аутсайдер.
И такая трактовка образа супергероя - это то, что определяет новый вектор развития всех новых экранизаций супергеройских комиксов. В 2019 г. завершилась супергеройская трилогия М. Найта Шьямалана фильмом 'Стекло', финал которого провозгласил идею, что супергерои - это вовсе не мифические выдуманные сверхсущества, это при желании каждый из нас. Эту же идею эксплуатировала еще в 2010 г. комедия 'Пипец'.
В 2020-х годах эта идея стала доминирующей. Истории о героях, обладающих способностями, недосягаемыми хотя-бы в фантастических теориях обычному человеку, получают куда меньшую любовь зрителей, чем истории о супергероях, являющихся обычными людьми. Принцесса амазонок 'Чудо-женщина', инопланетянин 'Супермен', божественные 'Вечные' - не могут достичь славы персонажей, которые словно Человек-паук, Железный человек, Бэтмен или Доктор Стрэндж являются усовершенствованными, но все же людьми. Даже марвеловский мифологический бог Тор - это герой, являющийся сыном богини Земли, родившей все живое, и в том числе это сверхсущество.
Огромный успех криминального триллера 'Бэтмен' 2022 г. и психологической драмы 'Джокер' 2019 г. - это провозглашение новой страницы в истории кинематографа. Фильммейкеры получают нужный им общественный резонанс и собирают большой бокс-офис прибегая к элементарной уловке. Они берут бренды из мира супергероев и снимают фильмы в несвойственных супергероям жанрах. Успешные проекты - это очень часто продукт, созданный на стыке. Когда трагедию смешивают с комедией, получаются великолепные трагикомедии. Когда супергероев смешивают с реальной жизнью и рассказывают историю их рутинной борьбы за справедливость, получаются кассовые хиты.
Причем и 'Джокер' и 'Бэтмен' - это фильмы, которые стали своевременным и необходимым отражением актуальных социально-политических изменений в мире. Современная цивилизация в последние годы встала на паузу и громко заявила - мы долго шли вперед и пришли не туда, куда нужно. Если мы продолжим в том же духе, мы уничтожим планету - не фигурально, а буквально. Следовательно нам нужно сместить от власти жадные до денег элиты, способные на все ради обогащения и дать власть вчерашним аутсайдерам. Бэтмен-неудачник Роберта Паттинсона с его ушастой маской и пафосным костюмчиком, пытающийся практически в одиночку спасти катящийся в пропасть Готэм - отличная метафора того, что происходит в реальности. А Джокер в исполнении Хоакина Феникса - не менее успешная метафора, показывающая, что если аутсайдеров продолжать игнорировать и не идти на сотрудничество, то они объединятся и легко уничтожат старую власть.
Но даже если не копать так глубоко и смотреть 'Бэтмен' просто как развлекательное кино, то оно безусловно достойно внимания. Ведь это фильм Мэтта Ривза, снявшего успешные 'Монстро' 2008 г. и 'Планета обезьян: Революция' 2014 г. Правда как и большинство всех дорогих новинок - этот фильм не совсем полноценное произведение, которое в первую очередь создано для того, чтобы втянуть нового зрителя в новую многолетнюю киновселенную со множеством продолжений.
«Ты — Возмездие»: Рецензия на фильм Мэтта Ривза «Бэтмен»
Сюжет нового ответвления во вселенной DC начинается с появления в Готэме нового злодея — Загадочника. Тот скрупулёзно выслуживает своих жертв, оставляя послания для Бэтмена, тесно связанные с историей семьи Уэйнов.
Актёры:Паттинсон справился с ролью отшельника. Как днём, так и вечером, на которого ополчился весь город. Впрочем, так всегда было в Готэме Билла Фингера (истинный создатель комиксов про Бэтмена, в то время когда Боб Кейн мало учувствовал в его создании). Преступность не дремлет, и, похоже, в отчаянный момент всем вдруг понадобится поддержка, раны которые бередят каждого жителя этого города, поздновато, но отзовутся в помощи Его. Понравилась сцена, где за ним пошли как за Моисеем через Красное море, хотя за освещение вод красным цветом отвечает фальшфайер. Частично, на образ Роберта повлиял почивший лидер рок-группы Курт Кобейн, а сам Паттинсон показал, что даже сквозь броню его персонаж уязвим.
Зои Кравиц исполнила блестяще роль. Она вторая афроамериканка, исполнившая роль Селины. Однако, с тем же успехом можно сказать что Джеффри Райт первый Гордон (не белый). Да и вообще, важен ли цвет кожи, когда такая красавица с глиттерами под глазами (участвует во второй раз в кинокомиксе, впрочем, как и её коллеги. Что Райт, Энди, Фаррелл и другие кого обделил вниманием, хоть раз да были по другую сторону Marvel. Её Селине маска не нужна, чтобы заявить о себе, но встреча с Бэтменом поможет её неоднократно.
Понравилось то, что оба были не равнодушны друг к другу и сразу перешли к делу. В сценах царапания накладными коготками она вдохновлялась видео о кошках и львах в дикой природе, применяя в боевых сценах.
Пингвин в исполнении Фаррелла - настоящий Тони Сопрано. Гангстер, какой есть, пока ещё не заслуживший почёта в криминальном мире и выступающий пешкой в игре героя Туртурро.
К, слову очень запомнилась роль Кармина Фапльконе от Джона. Он постарался запутать не только сломленного Уэйна, но и весьма попортить существование героине Кравиц.
И, конечно Пол Дано, вдохновившийся Зодиаком, орудовавший в 70-ых. Наблюдая за его игрой видно, как сильно он готовился к роли антагониста. В его игре мне запомнилось то, что он смахивает на Леджера из «Тёмного рыцаря» осуществляя пытки перед экраном телефона. Но, как говорится, на одного психопата найдётся другой. Чуть ближе мы поймём, кто с диким хохотом ворвётся в сиквел и станет крептонитом ГГ.
Всё остальное: «Бэтмен» длится почти три часа. Увы, нельзя сказать, что такой хронометраж полностью оправдан: некоторые сцены искусственно затянуты, чтобы позволить зрителю полюбоваться эстетичными кадрами. Несмотря на то, что в проекте Ривза играет Паттинсон (будучи бывший вампиром, хотя возможно это случайное совпадение, по которому он стал «возмездием» в картине от режиссёра американского ремейка Йона Айвиде Линдквиста), это еще не все сюрпризы, из-за которых стоит смотреть фильм. Прежняя команда Ривза, с которой у него завязались дружные отношения на съёмках «вампирской саги» присоединились к составу нового тёмного рыцаря. Грег Фрейзер блистательно выдерживает камеру и следит за героем, который с проворностью ласки, то взбирается на верхотуру, то падает без вреда для здоровья и попутно уничтожает зло. При этом удивило, что броня молодёжного Бэтмена в этот раз пробивается. Оператор не забывает показать «кошмар, летящего на крыльях ночи» любителем подраться. Крупным планом показано, как Уэйн пытается совладать со своим эмоциями и всё же не отказывает себе в удовольствии допытываться до правды без маски. Характерный подчерк Фрейзера отражён в перевёрнутой машине Пингвина, где также Ривз использовал сцену в американском ремейке про девочку-вампира (когда в шведском романе такой сцены в помине не было), в моменте переворачивающегося Хокана.
Майкл Джаккино – композитор кои музыкальные темы всегда заволакивают в одеяло ужаса, подводящие к мистическим моментам. Особенно запомнилась заунывная тема Загадочника. Ну, и Селины Кайл. Как же не обойти внимание её музыкальное появление, идеальное и такое же эффектное.
На посту режиссёра, Ривз справился со всей перечисленной задачей. Изобразил своего «тёмного рыцаря» не бесчувственным борцом с преступностью, но испытывающий чувство вины, даже за ребёнка с аналогичной историей. Но, в дань уважения Нолану, в Бэт-пещере также летают «крысы с крыльями». А также в картине есть несколько сюжетных линий, которые Ривз раскрывает максимально подробно. Несмотря на хронометраж почти в три часа, он оправдывает всё выше сказанное. Видно во многом, что Ривз горячий поклонник «тёмного рыцаря». Ясно одно он нацелился с широким размахом переплюнуть трилогию Кристофера. Судя по его детской истории о мистическом знаке возникшим с ним когда-то.
Впечатления: Несмотря на то, что фильм отменили по всей России (несправедливо, знаю), всё же ваш покорный слуга, смог отыскать лазейку. А значит и вы сможете насладится этим зрелищем, пускай не в 3D и кинотеатре. Зато эффектности картине не занимать. Нуарная версия Ризва совместила в себе стиль «Лица со шрамом», «Клана Сопрано» и других гангстерских картин XX века. А поэтичный Бэтмен, рассуждающий про себя и разъезжающий на Plymouth Fury 1958 года (вылезла из романа Кинга), удачно дополняет эту эстетику мрачную эстетику.
С таких слов стартует новый 'Бэтмен' от режиссера Мэтта Ривза. С такого, слегка волнительного ожидающего страха, начались эти почти 3 часа визуального великолепия.
Я, как и многие, слишком заранее начал это несправедливое сравнение с трилогией Кристофера Нолана. Подмечал какие-то более свежие находки, вычленял схожие диалоги с Альфредом, ухмылялся обстановке особняка Уэйнов. Но это все совсем неважно, как оказалось после сеанса.
Оказалось, что Ривз сумел создать практически идеальный триллер на благодатной комиксной основе. Его злодеи по-настоящему пугают (Пол Дано, мое уважение), а эта гнетущая атмосфера бесконечно сдавливает еще молодого и дерганого Брюса Уэйна в стальных тисках. И он не справляется. Он бьет, психует, учится, снова бьет. Такого жесткого Бэтмена мы не видели никогда, а жесткость эта растет из неопытности, бессилия перед обстоятельствами. Здесь рядом нет вечно правильного Альфреда, и еще нет острых моральных устоев. Но от того все выглядит намного сильнее, натуральнее.
Ну и этот саунд от Майкла Гьяччино - чистое удовольствие, 10 из 10 на музыкальном соответствии картинке.
Если отмечать персоналии: темный рыцарь от Паттинсона очень нравится. Это совсем не тот окрепший герой, каким мы видели его ранее, но он уже становится страшной легендой Готэма. Угловатый, молчаливый, еще пока яростный - сильно хочется посмотреть на него в грядущих сиквелах. Селина Кайл - обаятельнейшая, конечно, дама, в трейлерах явно недопоказали ее характера, умений и чувств. Прекрасная молодая женщина-кошка.
Пол Дано - звезда второго плана этой картины. Истинный маньяк, он сумел не раз напугать не только зрителя, но и самого Бэтмена. Аплодирую и снова.
По остальным же - некто не слетел, разве что только Фальконе выглядел довольно карикатурно, но когда такого не было даже в великих фильмах?
Страх оказался лишним. Этот Бэтмен оказался шикарной одой Дэвиду Финчеру, разбавленной такими доселе другими героями любимой вселенной. Операторские решения выглядят фантастически, это действительно красивое, это стильное, это сценарно отличное кино.
8.5 из 10
Почти девятка, но ее оставлю на будущий сиквел. Ведь какая затравка была на него, мама мия!
Честно скажу, к Бэтмену отношусь весьма прохладно, практически ни один фильм о нём в памяти не остался. Смотрела больше ради интереса, каким Бэтменом получился Роберт Паттинсон. Где бы я его ни видела, его актёрская игра вызывает у меня только положительные эмоции. «Бэтмен» не стал исключением.
Фильм получился на удивление увлекательным, за все три часа я ни разу не посмотрела на часы. Мрачный, тёмный (буквально и фигурально), со своей особой атмосферой. Точно такой же главный герой. Хотя я бы всё же добавила ему эмоций. Сама история в этом фильме интересная, видно, что сценаристы постарались - порой ты забываешь, что это вообще фильм о супергероях. Вполне полноценный триллер о психопате со своим внутреннем миром. Психопат, к слову, вышел весьма колоритным.
Понравился Колин Фарелл в роли Пингвина, хотя с гримом они всё же перестарались, и места в сюжете для него выделили маловато. Другого Альфреда как-то с трудом воспринимала, привыкла к Майклу Кейну: его герой более харизматичный. Паттинсон тоже проигрывает Бэйлу в харизматичности, ну да ладно. Скажем так, в этом фильме мне намного больше понравился сюжет и второстепенные герои, чем в фильмах с Бэйлом, Бэтменов можно принять обоих, а вот Альфреда всё же нет.
В целом особых нареканий к фильму нет (хотя Роберту не помешало бы помыть голову для разнообразия): он должен понравиться как любителям одноимённого комикса, так и тем, кто любит мрачные триллеры про психопатов.