Бэтмен Мэтта Ривза получился по-настоящему новым. В своём взгляде на Готэм, главного героя и других культовых персонажей. Визуально фильм прекрасен: нуарный дух картины напоминает атмосферу классических представителей жанра вроде Таксиста или Китайского Квартала - настолько мрачным выглядит город. Да и сам Бэтмен Паттинсона страдает от внутренней боли и противоречий, что отражено на его общей уверенности как героя, он совершает ошибки, чувствует опасность и частенько выходит из себя, что в случае, например, героя Майкла Китона уж точно было представить сложно. Хореография схваток впечатляет, несмотря на то, что спецэффектов в таких сценах задействовано не так много: по меркам супергеройского кино у Бэтмена далеко не запредельный бюджет, но фильм точно выглядит и звучит как минимум на свои деньги.
В начале просмотра я задавался вопросом: зачем на роль Пингвина пригласили Колина Фаррелла, ведь за тонной грима, который накладывали по четыре часа в день, актёра почти не видно. Но ближе к завершению становится понятно - Колин тут отыгрывает на всю сотню процентов.
Тем интереснее, что Пингвин позже получит свой личный сериал спин-офф. Пол Дано по-настоящему страшный Загадочник, который всегда на полшага впереди и готов устроить ловушку там, где этого совсем не ждёшь. А Зои Кравиц - самая 'честная' Женщина-кошка без всякой мишуры про кучу кошек дома и любовь к молоку. Другие герои, в особенности прекрасный Джон Туртурро, тоже используют своё экранное время на славу.
С сюжетом у Мэтта Ривза не задалось практически с первых минут, детективная часть провалена. Загадочник как будто бы пригласил Бэтмена в свой музей и под ручку провёл по основным местам преступлений, интересных поворотов и открытий тут не замечено, даже в фильмах Нолана интрига была закручена куда ярче. Брюс Уэйн не раскрыт как персонаж практически совсем, это тот же Бэтмен, но без костюма, что грустно - двойственность главного героя всегда была важной составляющей фильмов серии.
В итоге мы получили свежий взгляд на Бэтмена, тягучий атмосферный Готэм и впечатляющий визуал. Но на другой чаше весов провальный детективный сценарий, который парой простых решений можно было сделать на порядок лучше. Что ж, возможно, получится в сиквеле.
Ожидания от нового «Бэтмена» изначально превосходят сами себя: надеешься то ли на очередной боевик в стиле Нолана, то ли на излишнюю вычурность «Джокера» (2019). Такая полярность ставит фильм в невыгодное положение — угодить всем и сразу принципиально невозможно. Мэтт Ривз принимает решение не угодить никому.
Новый «Бэтмен» — это хитросплетение из нуара, вестерна, детектива и медленного (в очень широком его понимании) кино. Степень отсылок и оммажей принимает такой оборот, что в какой-то момент становится абсолютно неважно, почему Грег Фрейзер держит кадр перевернутым на 180 градусов или сильно зарезает углы. Кажется, что в «Бэтмене» ничего от Бэтмена не остается, но это мнимое и бессодержательное: чтобы снять новый фильм о DC-шном супергерое с аурой вершителя справедливости и всеобщего обожания, надо от этой ауры отказаться. Если «Джокер» паразитирует на возобновившихся тенденциях к сакрализации антагониста и выдвигает претензию на артхаусность (вымученный танец в уборной достаточное тому подтверждение), то «Бэтмен» намеренно отвергает подобные ходы и трактовки, избирая путь ближе к неореализму или криминальному кинематографу Мельвилля.
Вменяемая персонажам функциональность с отсутствием внутренного содержания на деле оказывается скорее фичей, нежели багом: Селине (Зои Кравиц), появляющейся на двадцать минут от почти трех часового хронометража, хватает побочной истории с матерью; Брюсу Уэйну (Роберт Паттинсон) — сомнений насчет отца и собственной важности; хорошему копу достаточно просто этим хорошим копом быть (мы даже имени его не запоминаем); Загадочнику (Пол Дано) — гнуть свою линию еще с «Пленниц» (2013). Прописывание отдельных характеристик и внутренних диалогов становится менее актуальным, чем визуальная наполненность: для экшена и драматичности можно посмотреть «Мстителей», для понимания сюжетной линии — все предыдущие фильмы по Бэтмену. Ривз стремится к эстетизации, смешанной со скрупулезным вниманием к деталям и интенцией сохранить реализм. Фильм поражает не взрывами и героическими спасениями в стиле Ровера, а постоянно обманутыми ожиданиями: от голливудского блокбастера требуется драма — «Бэтмен» не выдает прощального поцелуя и трагичных сцен с псевдо-смертью главного героя. Он строится на вяло текущем повествовании и долгом распутывании клубка — на том, чего не хватает всем остальным фильмам линейки DC/Marvel, и что Ривз очень кстати заимствует из европейского кинематографа.
В конечном счете, новый «Бэтмен» — это не фильм про супергероя, это не фильм про Бэтмена, это просто хороший фильм.
Новый 'Бэтмен' - это кристально чистое перерождение неонуара
А еще самый депрессивный фильм о летучей мыши за всю историю франшизы.
Каждому поколению - свой Человек-Паук. Это стало окончательно понятно после выхода последнего фильма о мультивселенной, где на экране появились сразу три героя в красно-синих костюмах. С Бэтменами - все чуть сложнее. Каждая из последних воплощений - это оммаж конкретному архетипу. Они тоже завязаны на поколенческой разнице, но копать надо еще глубже.
Условный 'Бэтмен' Нолана - это классический миф, плавно перетекающий в его эстетизацию и воплощение в искусстве. Кристиан Бэйл - это Бэтмен классической античной героики, реновация импрессионизма и итоговое превращение в канон. Ключевой элемент - сценарий и диалоги.
Бэтмен Бена Аффлека - это попытка сыграть в Марвел. Закономерная вершина коммерческой эпохи. Бэтмен для летнего блокбастера. Летучая мышь из боевика. Ключевой элемент - продюсер и весь процесс пост-продакшена.
Бэтмен Ривза и Паттинсона - это изначально кино эстетское и пропитанное декадансом. Здесь ключевой элемент - визуал и операторская работа.
Новый 'Бэтмен' - это вестник из мира проигравшего постмодерна. Увлечение выдумкой разбилось о реальную жизнь. Так когда-то родился гранж. Поэтому и ролевая модель фильма - это фигура Курта Кобейна. Этот фильм, конечно, мимикрирует под поколение 'Эйфории'. Он ставит во главу угла депрессии и апатии. Но не попытки выхода из нее. Ривз и Паттинсон фиксируют мир в точке падения, точке разлагания и максимальной невозможности что-то поменять. Мир фильма питает вдохновение и энергию в полуночных американских гаражах. Примерно тех, где звучали риффы рок-музыки 90-х, до сих пор идеализируемых зумерами. Поэтому фильм настолько наполнен 'Нирваной'.
Бэтмен в исполнении Паттинсона - это Гамлет, оказавшийся в мире сумеречных портовых доков и не способный уловить движение летающих тарелок. Бэтмен Паттинсона - это обычный человек. Не перекачанный стероидами, не умеющий летать, не имеющий супергеройских суперфич. Когда он падает с высоту, то сдирает колени в кровь. А когда оказывается в участке, окруженным полицейскими, не может спастись без чужой помощи.
Мэтт Ривз организует ренессанс неонуара. Канон мрачного города с портовой грязью, равнодушным светом небоскребов и незаметными погонями по бесконечным улицам. Режиссер (и, конечно, оператор) нежно относятся в голливудской классике, препарируют ее с любовью к родной матери, при этом с напором исследователя приправляя ее кафкианскими смыслами. Короче говоря, Готэм снова некомфортен, дождлив и сумрачен.
Смысловая нагрузка в отличие от визуальной на порядок слабее. Логично и хмуро ключевым выбран главный посыл - отказ от возмездия. Жонглируя им, режиссер выстраивает историю Брюса Уэйна. Туда вписаны и судьба родителей (кстати, лучше, чем у Нолана), и проблема хаотичного города (помните же финал 'Джокера'?), и эволюция личности самого Бэтмена.
Паттинсон - это хорошая реинкарнация Кобейна. Он мрачен, убедителен и проницателен. Зои Кравец - бесконечно сексуальна в мире фригидного. Мискаст, на мой взгляд, вышел лишь с Альфредом и Пингвином. Первый слишком молод для роли самого известного дворецкого в кино, а второй - совсем не раскрылся.
По итогам, новый 'Бэтмен' - это лучший фильм по комиксам в 2022-м. И, возможно, один из лучших вообще за эти полгода. Уязвимый сценарий и местами клишированные диалоги не мешают. Фильм в первую очередь про картинку. Грег Фрейзер проделал вторую подряд великую операторскую работу (после 'Дюны'). Фильм, конечно же, надо смотреть только на большом экране.
У этого 'Бэтмена' есть все шансы разрастись до хорошей трилогии. Есть все шансы заиметь хорошего Джокера (Барри Кеоган). Есть все шансы написать хорошую главу в уже полувековой истории летучей мыши из Готэма.
Бэтмен - это наверное единственный герой DC, который мне нравится. Во многом этому способствовали фильмы Нолана, да и мне импонирует тот факт, что в команде супергероев с невероятными суперспособностями, он занимает лидирующие позиции. Однако, я не скажу, что очень уж ждала очередную экранизацию жизни миллиардера Брюса Уэйна, который по ночам становится мстителем в маске. Но любопытство, участие Роберта Паттинсона и положительные отзывы сыграли свое дело, и я наконец-то осилила этого почти трехчасового монстра!
Место действия - Готэм-сити. Брюс Уэйн уже два года носит маску Бэтмена, являясь карающим правосудием для криминального мира Готэма. Во время предвыборной компании на пост мэра города происходит череда убийств высокопоставленных чиновников города. Расследование ведет комиссар Гордон, который в свою очередь привлекает к делу Бэтмена, ведь на местах преступления находят послания адресованные мстителю в маске. В ходе расследования раскрываются многие тайны - скандалы, взятки, коррупция, в которых замешаны и политики Готэма, и криминальные авторитеты. В тоже время убийства не прекращаются, и остановить серийного убийцу-психопата может только Бэтмен!
Это уже четвертая версия Бэтмена, которую я посмотрела - до него был комикс-нуар от Тима Бертона, и мрачная эпопея Криса Нолана, и темная версия Зака Снайдера. И это еще не все версии знаменитого антигероя Готэма. И разумеется, после такой долгой жизни героя сначала на страницах комиксов, затем на телеэкране и на большом экране, очень непросто готовить новый фильм. Казалось бы, что еще нового можно рассказать о Бэтмене, и как по-новому еще рассказывать о его геройских буднях, а точнее, ночах. Но режиссер Мэтт Ривз сразу же придает фильму особую тональность и атмосферу - весь его фильм буквально утопает в ночи. Причем до такой степени, что сцены, где действие происходит в дневное время, кажутся какими-то неестественными, несвойственными этому миру, этому городу, словно действие переносится в параллельную вселенную. Готэм представлен здесь мрачным, угнетающим, практически удушающим, с давящей атмосферой, который не может существовать без преступлений. И все локации и даже погода соответствуют настрою картины - будь то ливень при полной луне в Хэллоуин, или ночной клуб, где отдыхают нечистые на руку политики, или темные шоссе, на которых ведется погоня Бэтмена за злодеем. Это зловещий, преступный город, которому нужен Бэтмен.
Также по жанру фильм разительно отличается от предшественников. И строится он вокруг раскрытия серии замысловатых убийств. Герои исследуют место преступления, рассматривают улики, строят версии и идут по следу убийцы. Согласитесь, весьма нетипично для супегеройского боевика.
Весьма атмосферным получился и саундтрек Майкла Джаккино - его тема Бэтмена Can't Fight City Halloween весьма суровая, нагнетающая, предвещающая появление легендарного линчевателя. И очень понравилась тема Кошки Don't Be Voyeur with Me и Crossing the Feline - такая зачаровывающая, обволакивающая, подобная самой героине.
Говоря о героях - то, что не возникает ассоциаций с предшественниками, это означает, что они проделали шикарную работу. Во-первых, Роберт Паттинсон - он представляет нам Бэтмена, каким раньше его не видели. Я поняла, что все, кто был до него, совмещали жизнь Брюса Уэйна с жизнью человека-летучей мыши. Бэтмен Паттинсона же — еще на втором году своей 'геройской' карьеры, еще не понимающий, где заканчивается Брюс Уэйн и начинается Бэтмен, поэтому и находится где-то посередине. Он буквально превращается в человека ночи, что даже на яркий дневной свет реагирует ночным созданиям, и даже посещая мероприятия будучи Брюсом Уэйном, он выглядит не в своей тарелке, а в образе Бэтмена никак не может найти себя, и понять, кем он должен быть - беспощадным линчевателем или героем, которых дает людям надежду. Просто великолепная работа - ну и в костюме он смотрится шикарно (в любом).
Читая те немногие комиксы DC, мне очень нравилась Женщина-Кошка, она же Селина Кайл. Но не скажу, что мне очень уж нравились ее воплощения раньше. Но здесь, увидев ее в исполнении Зои Кравиц, я осталась в полном восторге. Яркая, эффектная, бесстрашная, великолепная. Да и наблюдать за их отношениями с Бэтменом одна из самых интересных сюжетных линий - видно, что она и хотела бы ему помочь, но своими способами, порой куда более жестокими. И химия настолько явная, невозможно не прочувствовать!
Интересные образы у верных союзников Бэтмена - дворецкого Альфреда Пенниуорта (Энди Серкис), который не одобряет образ жизни своего хозяина, периодически вступает с ним в конфронтации, но всегда помогает при необходимости; и комиссар Джеймс Гордон (Джеффри Райт), один из последних честных полицейских города, вопреки всем протоколам и рискуя своей карьерой позволяет Бэтмену присоединиться к расследованию.
А вот насчет злодеев - здесь общая картина не сложилась. Во многом из-за того, что главный антагонист находится в тени, выстраивая подсказки для Бэтмена в форме загадок и головоломок. Но из тех, кто появился - больше всего запомнился Освальд Кобблпот, он же Пингвин, в котором почти невозможно узнать Колина Фаррелла.
Новый Бэтмен - это мрачная, угнетающая, тягучая, завораживающая картина, достойная история о Темном рыцаре Готэма. Думаю, будь он чуть менее затянутым, то я бы не нашла никаких нареканий. А пока...
В Готэме появился новый маньяк. Он называет себя Загадочником, скрывает лицо под маской (впрочем, ничего удивительного) и объявил охоту на представителей власти и закона, обвиняя их в коррупции. Бэтмен (тут тоже ничего удивительного), встает на защиту города, но враг оказывается весьма умным и начинает с «Темным рыцарем» интеллектуальную дуэль, итогом которой становятся хаос и разрушения.
Загадочник стал еще одним персонажем, который уже не впервые на киноэкране сталкивался с Летучей мышью. В «Бэтмен навсегда» Шумахера его роль исполнил Джим Керри, ну а сейчас маньячил в кадре Пол Дано, которому в самую пору играть такие роли: чудаков (как в «Рыцаре дня» или психопатов как в «Бэтмене», «Пленницах»). На такие роли кстати весьма годится еще и Дэвид Дастмалчян.
Бэтмена воплотил в жизнь Роберт Паттинсон, который был достаточно хорош в этой роли. К тому же стилистическое направление в фильме, выбранное его режиссером Мэттом Ривзом, и нацеленное на создание образа Уэйна-отшельника, сыграло как нельзя лучше с учетом острых очертаний лица Паттинсона и его вытесанной из камня физиономии.
Фильм
По своей стилистике «Бэтмен» Ривза словно вернул зрителя в бёртоновские проекты — Мэтт добавил готичности и гротескности архитектуре города, но при этом в отличие от Бёртона и Шумахера обошелся без каких-либо футуристичных элементов, сохранив реалистичность мегаполиса (в этом есть что-то от «Темного рыцаря» Нолана). Плюс, если обращать внимание как раз на готику, то лично для меня «Бэтмен»-2022 оказался схож с «Вороном» 1994 года с Брэндоном Ли в главной роли. Там город тоже всегда хмурый, грязный, невзрачный. Его улицы токсичны из-за промышляющих на них банд, переулки грязные, а дождь, такое ощущение, никогда не кончается.
И здесь можно увидеть отсылку еще к одному знаменитому проекту про маньяка (ну по крайней мере элемент нескончаемого дождя подталкивает к такой мысли) — фильму Финчера «Семь». Там ведь солнечный день является последним днем, который описывает картина. В «Бэтмене» в самом начале есть небольшой эпизод, когда камера охватывает Готэм на рассвете — многочисленные высотные здания залиты утренним солнцем. Уж не знаю, действительно ли по задумке Мэтта Ривза в таких нюансах спрятаны отсылки к другим картинам, но факт того, что эти детали (бесконечный дождь, солнце вначале и только тьма дальше как знак того, что дальше будет только хуже, общая стилистика картины) работают в плюс картине, нельзя отрицать.
Этот «Бэтмен» получился, возможно, самым мрачным по картинке — даже у Нолана позитивных красок было побольше, в то время как Мэтт Ривз действительно сделал кино очень темным. И в этом одно из ключевых отличий комиксов DC – никакого лоска и яркой палитры (хотя в некоторых последних проектах прослеживается некая марвеловщина).
Бэтмен
Общего мрака добавляет образ Бэтмена. Он оказался немногословен, неэмоционален (порой создавалось впечатление, что он аутист) и старается не разбрасываться фразами, а просто действовать. Образ страдальца, человека подавленного (а то и раздавленного) из-за воспоминаний об утрате превратили его в самого настоящего отшельника и затворника. Он всегда один и даже дворецкий Альфред не пользуется почетом у Брюса Уэйна, который больше относится к нему как к прислуге, но никак к человеку, воспитывавшему его 20 лет.
Плюс взаимоотношения Бэтмена с полицией. В «Темном рыцаре» Бэтмен стал изгоем, но ведь копы были его союзниками. Здесь же Бэтмен сам по себе и только Джеймс Гордон оказывается на его стороне. К Бэтмену относятся как к фрику и не стесняются говорить ему это в глаза, хотя тут же после таких слов полицейские на всякий случай опускают руку к кобуре, чтобы быть наготове…
Как говорил сам режиссер, вдохновение, подтолкнувшее его к такому образу Бэтмена пришло при прослушивании «Нирваны»: «Мне пришло в голову, что вместо того, чтобы сделать Брюса Уэйна плейбоем, которую мы видели раньше, можно создать версию, которая прошла через великую трагедию и сделала его отшельником».
В отличие от предыдущих версий «Бэтмена», здесь Уэйн кроме маскировки в виде костюма использует еще и мотоциклетный шлем, шарф и бейсболку, прямо как в «Бэтмен. Год первый», что также превращает персонажа в скрытного и ведущего в большей степени неприметный образ жизни.
Бэтмен представлен еще и как талантливый механик и конструктор, ведь «Бэтмобиль» выполнен в стиле кастомизированного маслкара, который Уйэн построил сам. На его столе в Бэт-пещере можно видеть различные мотоциклетные цепи, двигатели в разобранном виде. Но при этом Уэйн ничего не делает в кадре, а все эти атрибуты лишь косвенно намекают: он с руками, растущими из правильного места.
Плюс он представлен еще и как детектив. Пожалуй, «Бэтмен» Ривза — самый думающий и знающий толк в шарадах представитель всех «Рыцарей» (что впрочем не дает ему превосходства над Загадочником). Таким образом Ривз создал совершенно новый образ защитника Готэма (точно также в свое время поступил Тодд Филлипс, создавая нового «Джокера».
Хронометраж
Слышал мнение о том, что фильм затянут и 3 часа - слишком много. Возможно такое мнение бытует от того, что фильм не так динамичен, как другие супергеройские проекты. Зато здесь в полной мере раскрывается жанр триллера и детектива, представляя зрителю великолепно сконструированное зрелище, в котором информация собирается по крупицам и зритель, увлеченный режиссер, вместе с главными героями подбирается к разгадке.
Меня эти три часа не напрягли нисколько. Захватывающее повествование с разных сторон расширяет жизнь Бэтмена. Чуть больше показывает его дружбу с Гордоном, чуть больше дает данных о Марте Уэйн, появляется возможность оценить взаимоотношения боссов мафии друг с другом, увидеть отношение полиции к Бэтмену, а также увидеть, что не все преступники трепещут при виде ночного стража Готэма...
Актерский состав
Помимо Паттинсона это еще и Зои Кравец, Пол Дано, Джон Туртурро, Джеффри Райт, Питер Сарсгаард, Энди Серкис, Колин Фаррелл (его невозможно узнать в облике пингвина) и Барри Кеоган, появление которого в полной роли станет возможно в следующем фильме (с учетом его появления в небольшой сцене, где он сыграл роль неизвестного узника Аркхема — предположительно Джокера). Но возможно следующим врагом Бэтмена станет убийца Хаш (Тишина), ведь в фильме фигурирует журналист Эллиот и рядом с его именем есть надпись «Тише», что отсылает как раз к врагу Летучей мыши (тем более с учетом того, что в комиксах был один Томас Эллиот…)
По итогу скажу, что фильм зашёл с первого раза, но чтобы еще более вдумчиво отнестись к той информации, которую выдал Ривз, нужно пересмотреть его еще пару раз. По крайней мере это зрелище того стоит.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
«Бэтмен» Мэтта Ривза, вдохновлённый комиксами «Долгий хэллоуин» и «Год первый», оказался во многом таким, каким хотели его видеть зрители с момента анонса. Он оказался тем другим Бэтменом, каким ещё не был в игровом кино. Впервые двигателем сюжета является детективное расследование. Это отличное решение, которое вдохнуло в Бэтмена что-то свежее. Важно и то, что авторы решили не рассказывать историю Брюса Уэйна с самого начала, что позволило насытить эту историю большим количеством новых интересных аспектов. Но не всё вышло так гладко, как хотелось бы.
Ещё одно достижение авторов — Готэм. Он не готический как в фильмах Бёртона, не такой реалистический как у Нолана. Готэм в картине Ривза на первый взгляд простой и незамысловатый. Но с каждой минутой город, словно Петербург Гоголя или Достоевского, всё глубже погружает в себя, передавая настроение общества через грязные, залитые дождём переулки, а также по-новому заглядывая в мафиозные и власть имущие структуры.
Техническое исполнение фильма выполнено на высочайшем уровне. Операторская работа Грега Фрейзера выверена мастерски. Выбранные им планы крайне удачны и вызывают лишь восторг. К визуальным эффектам так же никаких претензий, всё выглядит красиво. Майкл Джаккино, уже несколько раз работавший с Ривзом, выдаёт невероятно выразительный, самобытный и запоминающийся саундтрек, который способен бороться с визуальным рядом за внимание зрителя. Заслуживают упоминания и художники, приложившие руку к картине: декорации, костюмы, всевозможные детали просто потрясающие.
Ну и конечно нельзя не упомянуть множество задействованных фактурных актёров: Паттинсон, Кравиц, Фаррелл и многие другие находятся на своём месте. Они делают всё возможное для нашего погружения в этот мир с головой.
Но, к сожалению, всё не так удачно, как хотелось бы. Пройдусь по существенным для такого большого и серьёзного продакшна недостаткам.
Монтаж. В фильме много затянутых, или вовсе лишних сцен, подрезав которые реально можно сделать фильм чуть лучше. Также есть неудачные художественные монтажные решения.
Персонажи. Авторы решили не рассказывать историю становления бэтмена. Это и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что все и так знают что к чему. Плохо потому, что и Брюс Уэйн, и Бэтмен представляют из себя непонятно что. Уэйн напоминает 30-летнего мужчину с запоздалым пубертатным периодом, способным лишь на продолжающуюся десятилетиями скорбь о родителях, ворчание на Альфреда и затворничество. Бэтмен из него откровенно глуповатый. Из-за отсутствия хоть какой-то предыстории совершенно неясно почему он проявляет столько жестокости и ярости даже к самым рядовым противникам. В последнем акте фильм сам задаётся подобным вопросом, но вместо ответа на него переводит разговор в иное русло.
Женщина-кошка — яркий персонаж с рассказанной на раз-два историей, но её мотивация ясна. Правда и здесь есть противоречия, о которых не получается поговорить без спойлеров.
Джим Гордон — это манекен, который фильму не нужен, он не выполняет ни единой важной задачи. И мы о нём ничего не знаем, кроме того, что он не взяточник (здесь ничего нового для зрителя нет, да и узнаём мы об этом лишь из уст Бэтмена). И почему Гордон «доверяет Бэтмену как никому другому», зная его всего 2 года?
Я очень надеюсь, что сиквел даст ответы хотя бы на часть вышеуказанных вопросов.
Сюжетное наполнение. Проблема основной сюжетной линии кроется в том, что у неё нет интересной затравки, из-за которой интересно было бы наблюдать за «расследованием». Сами загадки Риддлера и ответы на них глупые. Меня удивляет то, что в фильме с детективной составляющей результаты расследования практически открываются сами по себе. Да и являются они по сути ключом к закулисью города и пониманию его общества, а не тем, чем хотелось бы.
После просмотра этой картины хочется вернуться к фильму «Семь» Дэвида Финчера, где те же два детектива ищут серийного убийцу. Вот только в отличие от мистера Возмездия этот фильм проработан и хирургически выточен.
Фильм не хочет решать проблему Готэма. Но почему? Потому что не хочет разговаривать честно, ибо может оказаться так, что проблема заключается в фундаменте. В американском капитализме. Фальконе в одной из сцен бросает шуточку о коммунизме, я не смог чётко понять что имеет в виду автор, но возможно это подмигивание зрителю. Как бы то ни было, автор аккуратно метёт веником корень проблемы под ковёр. А «реальные изменения» маскирует под терроризм, используя для этого Риддлера (подрывая этим изначальную мотивацию персонажа) и ставя Бэтмена в роль 'надежды', будто это всё решит. Это делает фильм беззубым.
Художественные решения. Также к минусам отправляются последние 30 минут фильма, являющиеся ещё одним третьим актом. Нужно было объединить этот сюжетный блок с предыдущим. В таком случае можно было качественно уменьшить хронометраж. Есть одна деталь, которая мне показалась интересной, большинство мужских персонажей говорит напряжённым низким голосом. Наверное Мэтт Ривз тем самым хотел дополнить и без того мрачную атмосферу, однако это и прибавило излишнего пафоса.
Для более конкретного разговора о недостатках предлагаю перейти в комментарии под рецензией, ибо в этом тексте мне пришлось заняться самоцензурой.
Хочется кратко подытожить всё вышесказанное тем, что новый «Бэтмен» получился неровным нуаром, который однозначно имеет право на жизнь. Я надеюсь, что в сиквеле будет исправлено большинство проблем первого фильма, что позволит всей новоиспечённой франшизе идти уверенными, ровными шажками. В таком случае этот фильм станет выше в моих глазах, а некоторые недостатки станут неактуальными. Ну а пока имеем то, что имеем.
Для начала стоит ясно определиться, чтобы не было никаких иллюзий: это не лучший фильм про самого знаменитого супергероя Америки. Не смотря на свои громогласные и самонадеянные заявления, Мэтт Ривз со всей его гениальностью и особенным видением классического комикс-персонажа не смог снять кино, которое бы затмило трилогию Кристофера Нолана, а Кристиан Бэйл так и остался лучшим экранным Брюсом Уэйном, ведь столь драматично, как он, этого героя в кадре не изображал никто.
Но нужно отдать должное оригинальности данного проекта. 'Бэтмен' выглядит как вольный сиквел комикса 'Бэтмен. Год первый', частично навеянного 'Долгим Хеллоуином' и снятого Дэвидом Финчером под влиянием собственных 'Зодиака' и 'Семи'. Причем и с первым, и со вторым его триллером можно найти ряд параллелей даже в сюжетной составляющей.
А уж про стилистику и нуарную атмосферу проекта я и вовсе молчу. Почти все время идет дождь, темные и песчано-золотистые краски экранных фильтров не могут не напомнить тот самый 'Семь', где точно также молодой детектив объединял свои усилия с мудрым чернокожим копом чтобы поимать серийного убийцу. Другое дело, что Брэд Питт масок не носил.
А еще 'Бэтмен' - это типичный неонуар. С типичной femme fatale (на этот раз в сексуальном обтягивающем кожаном комбинезоне), загадочным антагонистом в виде маньяка-психопата, коррумпированными чиновниками и всесильными мафиози. Такой взгляд на супергероя, безусловно, любопытен и ему подходит, но необходимое напряжение и нужный темп режиссеру не всегда удается удержать, из-за чего местами становится банально скучно.
Временами возникает впечатление, что 'Бэтмен' Мэтта Ривза был вдохновлен кассовыми и фестивальными подвигами 'Джокера' Тодда Филлипса - последний не спасовал и снял первую по-настоящему взрослую историю на основе классического злодея комиксов, которая более близка к какому-нибудь 'Ганнибалу: Восхождение', чем к привычным нам лентам из Вселенной Бэтмена. Пойдя по этому же пути, Ривз снял редкий сугубо детективный фильм о супергерое (с редкими вкраплениями экшена), вызывающий в памяти все лучшие ленты Финчера сразу, а 'фишка' с закадровым голосом так и натаскивает ленту на сравнение с культовым 'Таксистом', отсылку к которому Ривз явно умышленно вставил в свой фильм. А еще это же отсылка и к графическому роману 'Год первый' - ведь именно с аналогичной сцены начинается комикс-первоисточник, коим Ривз явно вдохновлялся при создании большинства ключевых образов ленты.
Визуально и Бэтмен-Паттинсон, и Зои Кравиц-Кошка явно вышли со страниц упомянутого комикса. В особенности это касается героини Зои Кравиц, которая как будто сошла со страниц комикса Фрэнка Миллера.
Другое дело, что при всей своей 'взрослости' фильм временами начинает раздражать своими клишеванными диалогами и чрезмерно пафосными (в лучших традициях детских супергеройских комиксов) закадровыми монологами главного героя. Полфильма здешнего Бэтмена называют 'Возмездие', от чего постоянно пробивает на смех.
Взгляд на каноничного героя здесь действительно оригинальный. Здесь он больше думает, чем дерется. Выглядит как эмо-панк, затравленный и задумчивый, вечно в себе и словно 'не от мира сего'. Такая роль Роберту Паттинсону заходит на 'ура', такого героя он вполне себе может показать. Да, не очень мощный физически, но вполне себе интеллигентный Бэтмен современного поколения, костюмом и стилем боя напоминающий Сорвиголову из сериала Netflix. Другое дело, что попытки Ривза нагнать драматизма вокруг тайны смерти родителей протагониста, его внутренние переживания и взаимоотношения с Альфредом не создают того эмоционального накала, который удался Бэйлу и Кейну всего в одном совместном эпизоде в 'Возрождении легенды'! Все-таки, Бэтмен Бэйла был более глубоким, душевным и эмоциональным героем, за которым было интереснее наблюдать. И если в трилогии Нолана сам герой выглядел и был экипирован как боец спецназа, то здесь он скорее похож на сумасшедшего фрика в костюме на Хэллоуин, из-за чего даже копы не воспринимают его всерьез. То же самое касается Альфреда, который в исполнении Майкла Кейна был одним из самых трогательных персонажей трилогии, а здесь он присутствует просто потому что должен по комиксу, хотя Энди Серкис удивительно органичен в роли. Зои Кравиц - настоящая находка для образа Женщины-Кошки! Грациозна, сексуальна, страстна - все необходимые качества для ее героини. Присутствует еще и эмоциональная составляющая, которая дополняет образ. В тандеме с Паттинсоном смотрится гармонично. В общем, сплошные плюсы. Джон Туртуро в неожиданной роли Кармайна Фальконе явно вдохновлялся образом Вито Карлеоне, создавая эдакого Готэмского крестного отца, могущего решить любые проблемы. Другое дело, что в нем нет справедливости и благородности героя Брандо, а есть лишь алчность и жестокость. Но в этой роли Туртуро превосходен, его персонаж затмивает почти всех остальных отрицательных героев. Зачем Колина Фаррелла взяли на роль Пингвина и загримировали под Ричарда Кайнда я так и не понял. Джеффри Райт былне плох в образе пока еще не комиссара Гордона.
Отдельно хвалебных слов заслужил Пол Дано, которому не в первой играть маньяков ('Забирая жизни'), но его здешний Загадочник получился ближе к реальным психопатам вроде Зодиака (весьма интересный подход к персонажу), чем типичным преступникам из комиксов. Да, в харизме даже Дано проиграл Туртуро, но его Загадочник, как минимум, оказался злодеем на уровне Бэйна из финальной серии трилогии Нолана.
Что касается экшн-составляющей проекта - в меру зрелищно, со вкусом, маловато. Видимо, чтобы напомнить зрителю, что эта версия 'Бэтмена' - это, в первую очередь, детективный триллер. Сама боевая часть проекта при его умеренном минимализме напоминает скорее мускулинные боевики 1980-ых (со всеми их массл-карами, используемыми здесь в качестве Бэтмобиля). До зрелищности трилогии Нолана здесь далековато.
В итоге мы видим, бесспорно, оригинальный в контексте кинокомиксов взгляд на каноничного супергероя, который заключается, по сути, в симбиозе казалось бы несовместимых элементов. Это интересная и необычная версия Бэтмена, причем настолько, как будто это какой-то экранизированный фанфик. Но это не лучший фильм об именитом супергерое.
И я расстроена, что не удалось увидеть это зрелище в кинотеатре, ибо такое кино наблюдать на большом экране было бы большим удовольствием!
Мне нравится, что о Бэтмене наконец-то сняли нуарный детектив, т. к. это не только пиршество для глаз, но и пища для ума. Сидишь в напряжении и думаешь о том, как все связано, кто 'крыса' и что вообще происходит в этом городе?!
Мы видели множество картин о Темном Рыцаре, каждая рассказывает свою историю. Эта не стала исключением. Перед нами молодой Брюс Уэйн, который уже начал карьеру защитника Готэма, но ещё только в начале пути. Ему придется разгадать все головоломки Загадочника, чтобы понять план безумца и остановить его, а также выяснить новые детали из прошлого.
Сюжет держит в напряжении. Не смотря на то, что фильм идет 3 часа оторваться от него было невозможно и хотелось продолжения.
Главный вопрос, который интересует многих - как же там бывший вампир справился с такой ролью? Хорошо. На самом деле не так уж сильно отличается этот образ от образа Эдварда Каллена из сумеречной саги: тот же томный взгляд, загадочный образ - все на месте. Я знаю, что Роберт Паттинсон может выдать блестящую игру, но тут особо и нечего играть. Но смотрится он в этом образе все равно сногсшибательно. Женщина-кошка порадовала куда больше. Пожалуй, для меня это ее лучшее воплощение на экране. Зои Кравиц будто рождена для этой роли. Пол Дано прекрасный Загадочник, но уж слишком сильно он мне напоминал своего героя из фильма 'Пленницы'. Джеффри Райят понравился мне в качестве комиссара Гордона, хотя Олдман из вселенной Нолана все еще лучший.
Ну и, конечно, я не могла не отменить Колина Фаррелла в образе Пингвина. Если бы вы не знали, кто играет эту роль, то вы бы и не догадались. Гримеры поработали на славу, да и Фаррелл выдал отличный перфоманс.
Пожалуй, самой сильной частью фильма, не считая сценария, будет визуал. Мрачно, брутально, загадочно, грязно - Готэм влечет и отталкивает одновременно.
Также отдельно выделю боевые сцены - за ними интересно наблюдать, они грамотно поставлены.
Единственный момент, который мне показался малореалистичным: взрыв прямо перед лицом Бэтмена не оставил на нем ни ожога.
Лучший ли это Бэтмен? Ну, Нолан поставил слишком высокую планку и пока удерживает ее. Трилогия о Темном рыцаре выигрывает глубиной персонажей. Этого не хватает в картине Ривза, хотя это все еще отличный детектив, который однозначно рекомендую к просмотру.
Всего два фильма 'Бэтмена' я считаю удавшимися. Это, разумеется, 'Тёмный рыцарь' с Хитом Леджером и вот этот, новый. Хотя, конечно и эти оба всё-таки не слишком взрослые, даже если и грубые. Ну не получается у меня воспринимать серьёзность бэтмена серьёзно. Слишком она наигранна.
Но. Вполне бывает, что определённые нотки таланта всё-таки раскрываются по полной даже в плохих фильмах.
В 'Тёмном рыцаре' талантлива была режиссура и, конечно, Леджер.
В новом 'Бэтмене' - режиссура и звук, операторская работа тоже хороша.
Фильм мрачный, атмосферный, детективный. Неторопливые акценты на медленно приближающихся шагах, громыхающих где-то в темноте, отличные шершавые голоса, вкрадчиво и неторопливо сопровождающие от убийства к убийству, от загадки к загадке. Медленные, выжидательные выслеживания, передвижения и паузы, на которые смотришь так, словно ты в джунглях прислушиваешься - не выпрыгнет ли на тебя откуда-то какая-то дикая тварь. Не плоская музыка, а отличная акустика с разным эхо зависящем от места действия и перемещений... Это всё мне очень понравилось - смотрел и слушал не отрываясь. Это редкость в кино.
Правда, я смотрел в оригинале, с субтитрами, так что хз как эти звуковые деликатесы могли измениться при дубляже.
Кино идёт почти 3 часа и это замечательно. Я бы хотел 4, чтобы привычные мелодраматические геройские сопли, которые начинаются ближе к финалу растворились в эпизодах с психами и не мешали последним погружаться в их психоз по-настоящему глубоко и тотально.
Отлично сыграл Пингвин. Колина Фаррелла просто не узнать. Это не нелепый ДеВито, а крупный мафиози с хорошей речью, мощью и жестами - прекрасный, качественный персонаж, хоть и комиксный, но всё же гадкий гангстер.
Загадочник великолепен, когда в маске. Когда без маски - ну так, не вытягивает и половины своих сцен. Возможно, в русской озвучке будет восприниматься лучше, но в оригинале - на 3 из 5. Вообще, я был разочарован увидев того, кто его играл, вернее, как он играл - мог гораздо лучше, т. к. и сам актёр выглядит достаточно аутентичным маньячелой. По крайней мере, во всех фильмах с его участием, которые я смотрел, он всегда играл не вполне адекватных персонажей.
Бэтмен как-то исхудал и вообще - его скулы и молодость... ??? брр... Хотя, возможно, именно благодаря подчёркнутости этого депрессивного состояния, лучше передано его патологическое сходство с криминальным миром. Да, здесь бэтмен не столь позитивный герой, каким был успешный молодец-удалец Кристиан Бэйл.
Вообще, кино отошло от привычной экшн-развлекалочки в стиле 'Человека-паука' или 'Супермена' и показало Готэм несколько под другим фильтром. Всё стало ощутимо напряжённее, гуще, драматичнее и серьёзнее. Я бы рекомендовал этой франшизе придерживаться именно такой стороны реализма и забить хоть в одной серии на мнение фанатов-подростков, позволив бэтмену заступить за грань совершеннолетия ещё дальше и ещё глубже принять свою боль и ненависть, войдя в патологию, чтобы ещё меньше ассоциироваться с чем-то добрым и хорошим.
И мне нравится это смещение. В т. ч. и то, какие цели на самом деле преследуют психопаты франшизы. Здесь это хорошо выделили и дали понять, насколько антигерои ближе к добру и эффективнее, чем полиция и бэтмен. Собственно, это заставляет задуматься над тем, что для того, чтобы что-то изменить к лучшему, иногда приходится ломать шаблоны и принимать ту данность, что ты можешь повлиять на гораздо более важные проблемы и совершить гораздо более масштабные деяния, чем калечить по тёмным переулкам шпану, тратя на это немыслимое количество ресурсов.
Женщина-кошка - просто мяу.
Взрывов, перестрелок и т.п. экшена вполне достаточно, хотя речь не про спецэффекты, а про акценты на значимых моментах. Момент выслеживания, момент убийства, момент разговора... всё это показывают очень вкрадчиво, выделяют интерьер, голоса, говорящие по очереди и звучащие раскатисто и глубоко, дыхание сбитое адреналином, аккуратные шаги, вид с верных ракурсов и т.д. и т.п. - в общем, этот фильм для тех, кто любит прочувствовать момент.
Честно скажу, к Бэтмену отношусь весьма прохладно, практически ни один фильм о нём в памяти не остался. Смотрела больше ради интереса, каким Бэтменом получился Роберт Паттинсон. Где бы я его ни видела, его актёрская игра вызывает у меня только положительные эмоции. «Бэтмен» не стал исключением.
Фильм получился на удивление увлекательным, за все три часа я ни разу не посмотрела на часы. Мрачный, тёмный (буквально и фигурально), со своей особой атмосферой. Точно такой же главный герой. Хотя я бы всё же добавила ему эмоций. Сама история в этом фильме интересная, видно, что сценаристы постарались - порой ты забываешь, что это вообще фильм о супергероях. Вполне полноценный триллер о психопате со своим внутреннем миром. Психопат, к слову, вышел весьма колоритным.
Понравился Колин Фарелл в роли Пингвина, хотя с гримом они всё же перестарались, и места в сюжете для него выделили маловато. Другого Альфреда как-то с трудом воспринимала, привыкла к Майклу Кейну: его герой более харизматичный. Паттинсон тоже проигрывает Бэйлу в харизматичности, ну да ладно. Скажем так, в этом фильме мне намного больше понравился сюжет и второстепенные герои, чем в фильмах с Бэйлом, Бэтменов можно принять обоих, а вот Альфреда всё же нет.
В целом особых нареканий к фильму нет (хотя Роберту не помешало бы помыть голову для разнообразия): он должен понравиться как любителям одноимённого комикса, так и тем, кто любит мрачные триллеры про психопатов.