«Если я бесполезен-мне все равно, что со мной станет»
Любой согласится с тем, что приятнее видеть чёткий угол челюсти Патиссона, чем поплывший Аффлека, но это был эксперимент, а над легендами их ставить нельзя.
Франшиза летучей мыши-один из флагманов проката Ворнеров, когда сборы только с него одного оплачивают все остальные их проекты, так что собирая команду для очередной итерации, действовать надо было с хирургической точностью, но…
в кресло режиссера Ворнеры сажают не женщину, и не меньшинство-Мэтта Ривза («Планета обезьян»), не снявшего ни одного кассового/художественного хита, рассчитывая, наверное…на что, кстати?
Этот «Бэтмен» не утонул в прокате не «благодаря», а «вопреки»: люди устали сидеть дома, устали смотреть ТВ, снова хотели больших и громких премьер, и с радостью заплатили за то, чтобы раствориться в несуществующей реальности с детства любимых героев.
И если свои 500М продукт, все-таки, заработал, то критики (и не только ваш покорный слуга), не преисполнились.
Не сумев повторить ту обречённую заколдованность, что создал, например, в прошлом «Джокере» Тодд Филлипс, продюсеры решаются на запрещённый приём, дабы компенсировать слабую режиссуру, добавляя к картинке козыри: голос Курта Кобейна и голого до пояса Патиссона…
Плюс ко всему, слабая операторская работа, слабые диалоги (это когда герой произносит вслух то, что он видит перед собой, считая зрителя тупым) и, что совсем неудивительно, слабый сценарий?
Наверное я больше не захочу ходить в те темные закоулки, куда теперь, все как один, уводят подобные фильмы-пособия для малолетних преступников. Впереди меня сидела группка из восьмилетних пацанов:
1) как думаете, что они сделают, покинув кинотеатр?
2) Как они оказались в зале фильма 16+?
Этот «корабль» тонет целых 3 часа и даже феноменальному Майклу Джиаккино, ответственному за музыку, не удается спасти это сложносочиненное недоразумение…у вас, конечно, будет момент, когда вампирски бледному Эдварду толпа прокричит «Мистер Уэйн»…в него будет поверить сложнее всего, потому что он никогда им не будет.
И говоря о том, каким вышел продукт, давайте просто вернемся к тому, с чего начали: если он бесполезен, то мне все равно, что с ним станет.
Стремление некоторых режиссёров омрачить свои фильмы настолько буквальное, что половину времени зритель видит сплошную темень. В 2007 году именно таким оказался кроссовер «Чужие против Хищника: Реквием», а в 2022 очередная версия «Бэтмена». Для Роберта Паттинсона и Зои Кравиц придумали интересные костюмы и другие особенности внешности, но в темноте мы их не видим. Неясные силуэты и сильно затемнённые контуры масок, оружия, стопок книг и какой-нибудь мебели – вот и всё, что удаётся рассмотреть за пределами взрывов и редкого, как краснокнижный индийский лев, солнечного света.
Как и полагается в случае с Бэтменом, события происходят в Готэме – самом известном преступном городе, которому очень требуется супергерой. Наш Бэтмен по обыкновению носит специфическую маску, облачён во всё чёрное и… он не супергерой. Стоп. Что? Да-да, в этом фильме Бэтмен похож скорее на Шерлока Холмса, который ведёт долгое (растянутое аж на три часа!) расследование. Почти всё время он стоит на месте или куда-то ходит, с кем-то разговаривает, о чём-то думает – словом, ведёт себя как самый обычный человек, а не супергерой. Иногда, конечно, режиссёр показывает нам бэтмобиль и полёты персонажа над улицами, но всё это в таком мизерном количестве, что вызывает сплошное разочарование. Невольно вспоминается «Годзилла» 2014 года, в котором какие-то обычные для Годзиллы вещи показывались редко, с целью вызвать у зрителей удивлённое «вау», но на деле это вызывало тоску. В XXI веке зритель искушённый, поэтому Бэтмен должен вести себя как Бэтмен, а не Шерлок Холмс, пытающийся войти в Матрицу. Стоп. Что?
Уж не знаю, чем руководствовался режиссёр, но видимо он решил, что в 2022 году пора и Бэтмену столкнуться с врагом, который шарит в компьютерах. Цифровая эпоха, как-никак. Выглядит это также неестественно, как если бы викинги вдруг встретили пришельцев с других планет. А, стоп, такое кино уже есть… А чего в кинематографе ещё не было? Да, наверное, уже всё было. Даже попытки обмануть зрителя долгим монологом злодей под конец, который, безусловно, является лучшей частью фильма. В какой-то момент зритель верит, что суперге… супердетектив разоблачён, но оказывается, преступник лишь замечтался. 90% всего остального – тоска зелёная, а не чёрная. Необходимо обладать очень высоким терпением, чтобы хотя бы несколько раз не передвинуть скраббинг немного вперёд или не ускорить воспроизведение до скорости 2х. Как можно снять настолько тягучее кино про Бэтмена – понять сложно.
В итоге даже непонятно, на кого этот фильм рассчитан. Он явно не супергеройский, но и как детектив «Бэтмен» очень слаб. Здесь нет выдающейся актёрской игры (многие диалоги вызывают смех из-за своей нелепости), нет хорошей операторской работы, нет внятного сценария. Этот фильм бесполезен и не нужен, пожалуй, никому.
Долгоиграющие жвачки-франшизы, безусловно, обречены на вечное сравнение. Какой Бонд лучше. Какой Джокер. И так далее. Естественно, и Бэтмена не обошла эта же участь. Как по мне, так лучший Бэтмен это нолановский с Кристианом Бэйлом в роли человека-летучей мыши.. Но сказать, что у Роберта Паттисона не получилось, было бы не совсем верно. Получилось. Он вполне удачно вписался в образ. Чего не скажешь о фильме в целом.
Сюжет нового Бэтмена не отличается оригинальностью. В городе происходит серия убийств. Под удар на этот раз попали высокопоставленные чиновники. И, как оказалось позже, сам Бэтмен. В роли злодея-мстителя на этот раз выступил загадочный(уж, простите) Загадочник.
С первых же минут зритель погружается в безнадежную атмосферу Готэма. Безнадега передана на отлично. Одно только метро чего стоит. Но так как эти минуты складываются приблизительно в три часа, то ближе к концу первой трети фильма первое впечатление уже замыливается. А достойную картинку интересным действием авторы поддержать не удосужились. Фильм из предполагаемого экшена превратился в унылый квесто-детектив, в котором роль Шерлока Холмса играет сам Бэтмен. Выглядит это странно. И даже немного комично. Так как геройский костюм как-то не подходит к совсем не динамичному развитию событий.
К сожалению, характеры героев оказались тоже лишь приоткрыты. Наверное, можно было сделать большее погружение при трехчасовом-то формате. Это касается и Бэтмена, и невнятной женщины-кошки, и других персонажей. Особенно учитывая потенциально интересные проблемы. Например, как выглядят последствия сиротства в разных кругах общества. Или вопрос - может ли злодей быть прав, показанный на примере Загадочника, уничтожающего коррупционеров. А что? Вполне себе Бэтмен. С определенными допущениями. Кстати, насчет Загадочника. Неприятным сюрпризом стало отчаянное переигрывание очень хорошего актера Пола Дано, сыгравшего главного антагониста. Что на него нашло…
Из положительных моментов, кроме упоминавшейся атмосферности, можно отнести тот факт, что Бэтмен в фильме это не совершенная машина возмездия, а все-таки человек. Человек который может ошибиться, испугаться и вообще быть уязвимым.
А вот что касается заявленного в фильме Колина Фаррелла, то его я, как ни ждал, так и не дождался. И только позже узнал, что именно он сыграл Пингвина. Спасибо гримерам!
И в целом. Красивые, высокобюджетные но достаточно пустые, поверхностные фильмы, к героям которых сопереживания чуть меньше, чем ноль, уже порядком надоели. И откуда у Бэтмена взялись такие высоченные оценки - загадка, которая даже Загадочнику не снилась.
Герой, который, быть может, и нужен Готэму, но не очень-то нужен зрителям
Думаю я, как и многие, с предвкушением ждал нового Бэтмена. Мне было действительно интересно, что же станут делать с моим любимым супергероем после - не побоюсь этого слова - гениальной трилогии Нолана.
Реальность крайне разочаровала - новый Бэтмен оказался не столько блеклым, сколько внутренне пустым.
Если и можно за что-то похвалить создателей, то только за визуал и неплохую операторскую работу. В остальном произошел полный коллапс.
В чем же, по моему мнению, главная накладка?
Разумеется, все беды шагают прямиком со сценарных страниц на большой экран. Помню, как многие в пух и прах разносили последнюю часть нолановской трилогии за различного рода допущения и условности. Делались же они (допущения), безусловно, с определенной целью: закрепления в зрительском сознании образа Бэтмена и его философии. В творении же Ривза допущения не такого толка, да и не допущения вовсе: весь сценарий - это не самый интересный детектив, подкрашенный соответствующими этому жанру мрачноватыми оттенками (а не шуточками, как это обычно бывает в фильмах Марвел). Где же тут супергероика, на которую мы все хотели посмотреть? Раскрою вам секрет - ее тут не будет. Сколько не вглядывайся в экран на протяжении чуть ли не бесконечных трех часов, а оттуда все равно увидишь лишь томный взгляд Роберта Паттинсона. И, знаете, я всеми руками за то, чтобы расширять форматы жанра о 'сверхлюдях' (у тех же 'Пацанов' - если мы говорим по крайней мере о первом сезоне - это прекрасно получилось), но 'Бэтмен' ничего не расширяет, а просто подменяет понятия. Напяливая одежку более популярного жанра и запихивая в нее некогда супергероя, новый фильм Ривза постарался обмануть зрителя, но из-за беззубого сюжета у него этого не получилось.
Конечно, тут вы возразите мне и скажете, что нечто подобное - жанровую переодежку с запихиванием громкого имени - уже делал Тодд Филлипс с Джокером, и у него это хорошо получилось. Действительно. Но сколь талантливым и социально-критическим вышел 'Джокер', столь бездарным и плоским получился 'Бэтмен'.
С самого начала мы попадаем в детектив, без какой-либо экспозиции или ее намека. Вот злодей за маской, вот убийство, вот началось расследование, а вот и Бэтмен появился из ниоткуда. И все бы ничего, - персонажей можно раскрыть параллельно главному сюжету, (не переставая восхищаться Ноланом, укажу на его 'Начало', где таким образом нам и раскрывали главного героя) - однако этого не происходит! За все ТРИ ЧАСА авторы не удосужатся углубиться хоть на миллиметр в образ Бэтмена или показать нам хоть какой-нибудь жалкий флешбек, или более четко объяснить его мотивы, или рассказать о том, как он подружился с Гордоном, как избрал именно такой путь сопротивления преступности, как - в конце-то концов, - костюм свой придумал. НИ-ЧЕ-ГО! Серьезно, как мы можем сопереживать персонажу, о котором не знаем ровным счетом ничего? Или Ривз считал, что аудитория придет подготовленной и можно, в общем-то, не заморачиваться с бэкграундом героя? Но это так не работает! Если не создано никаких эмоциональных переплетений и связок между героями с экрана и людьми в кинозале (что, к слову, отлично получилось у 'Джокера'), то тут же испаряется вся магия кино, а фильм априори не может ни на что претендовать (кроме возмущения и недовольства публики, разумеется).
Создатели взяли мрачный визуал, мотив Нирваны, детективную составляющую, Бэтмена-эмо, легонькую любовную линию и намек на появление Джокера в сиквеле, и - вуаля - кушай зритель, да не думай особо ни о чем, образы-то узнаваемые, оттенки-то привычно мрачные, а темы то ух какие серьезные! Главное не думай и молча допивай этот коктейль из всего самого-самого, а там мы уж и вторую порцию сделаем.
И очень жаль, что столь типичный и броский набор сумел обмануть многих (больше 8 в графе рейтинг на IMDB прямо об этом говорит), а ведь стоит лишь чуть внимательнее приглядеться к сюжету, и весь этот шикарный визуал словно ветром сдувает.
Быть может, Готэму такой герой и нужен, но мне он точно ни к чему.
Наконец-то посмотрел долгожданную картину. Жаль, что в очередной раз обманулся высокими рейтингами.
Фильм плохой потому что:
1. Плоские герои. Никто из героев за 3 часа так и не был раскрыт, ни чем он живет, ни внутреннего конфликта. Гордон, Кошка, Бэтмен, Альфред - все они персонажи, которые ртом говорят свои реплики, больше в них нет никакой жизни. Как уже точно замечали другие рецензенты, Бэтмен и Брюс Уэйн - это неотделимые персонажи. На экране один отличается от другого только наличием костюма, Брюс Уэйн - это местная знаменитость, которая не имеет ни формы, ни содержания.
2. Плоский сюжет. Претензия на детективную линию никакая, неинтересный, скучный злодей, который непонятно почему ждал все эти годы, чтобы воплотить свой злодейский план. Никаких сюжетных твистов не будет. Какова мотивация Бэтмена бороться со злом? Почему он такой морализатор? Нет даже мало-мальски приличного конфликта, стоящего перед героем. Более того раздражает манера вместо действий использовать просто проговаривание событий. Ни флешбэков, ни последовательного изложения, готовьтесь слушать рассказы о событиях фильма в духе отечественного кинопрома. Забавляет еще и то, как Бэтмен догадывается обо всем в духе Шерлока и рассказывает копам как вести расследование. В этом смысле Гордон совершенно картонный персонаж.
3. Посредственное техническое исполнение. Куда делся бюджет, кроме как на замыленную графику, я не понимаю. Бэтмобиль - это обычная машина с газовой горелкой сзади, мотоцикл - обычный мотоцикл. Женщина-кошка - это женщина с шапочкой. И такой подход к деталям демонстрирует небрежность. Картинка - 75-80% фильма - сплошная темнота, где ничего не разобрать. Да, оператор ставит красивый кадр, показывая растяжку Кошки, а Бэтмен выводит людей из тьмы, становясь своеобразным маяком. Но эти моменты являются костылями для картины. Саундтрек раздражает. Каждое появление из темноты Бэтмена сопровождается одной и той же мелодией, что на третий раз уже кажется просто нелепым. Вместо своего собственного саундтрека затирается до дыр одна и та же песня.
4. Актерская игра. Более всего запомнился Колин Фаррел в неузнаваемой роли Пингвина. Паттинсон, к сожалению, не самый удачный выбор для этой роли, ему не хватает возраста. В свое время фраза 'Где детонатор?' стала мемом. Здесь тоже есть похожая сцена, когда Бэтмен пытается добраться до злодея через стекло, но сцена сдувается, т. к. стекло не бьется, а сцена ни к чему не приводит. Кравиц и Дано тоже хороши. Райту не пришлось играть ничего, он на любую реплику Бэмена просто повторяет его последнее слово с вопросительной интонацией.
В итоге хочется развидеть. Единственное, что можно порекомендовать после просмотра фильма - выйти, погулять, подождать день и посмотреть трилогию Нолана, который поставил недосягаемую планку для экранизации приключений Бэтмена.
Все что вы можете ждать от киноленты - 3 часа нудятины, снятой в стиле старых ужасов, когда видно только лицо героя и ничего больше. И это можно было принять ради атмосферы или если фильм был бы снят, как детектив, но нет, режиссер так и не понял чего он хочет, поэтому 3 часа.
Минут 70 фильма можно вырезать просто так, потому что это либо съемка метро/дождя или диалоги вроде:
'-м?
-м!'
Серьезно, мы обойдемся, думаю, без таких диалогов. Фильм напичкан моментами, которые должны заставить фанатов вспомнить старые ленты, например образ женщины-кошки, или момент драки в коридоре, когда видно только всполохи, но все это выглядело устаревшим и скучным. А уж кадры со спиной, которые косплеят Меч короля Артура и Чарли Ханнэма, вообще ужасны, ибо спина Паттисона как подростка, в зал, видимо, не ходил и его лопатки выглядели как обрубки крыльев. Роберт самое большое разочарование в фильме, если честно, даже не смотря на не высокие ожидания.
Из актерского состава я бы отметил Кравиц, которая, если я правильно понимаю, не совсем актриса, но играла отлично, смотрелась уместно, хотя лично мне жаль, что ее сделали очень похожей на Холли Берри. Цвета, прическа, движения, прямо дежавю, но зачем?
Мне кажется, что самая большая проблема в том, что хотели сделать детектив, а получилось комбо из боевика, триллера, драмы. И да, худые ножки Роберта на огромных ботфортах цокающие пару минут, пока он выходит из темноты, просто дурдом.
Знаете, какой самый частый аргумент у 'защитников' данной картины? Что здесь Бэтмэн - именно такой темный, умный и загадочный, каким он был в комиксах - и поэтому фильм отличный. Точнее нет, и Готэм тоже темный и загадочный, и Загадочник темный и загадочный, и женщина-кошка... Ну вы поняли. Я же говорю простую вещь - забудьте о комиксах, когда вы оцениваете фильм. Любой фильм.
И если уж на то пошло, мои маленькие любители комиксов, то такой персонаж как Робин появился в комиксах буквально сразу же, потому что, по мнению автора, Шерлоку-Бэтмэну был нужен свой Ватсон - чтобы он не выглядел сумасшедшим, все время разговаривая сам с собой. Но Робину в кино путь заказан после версии Шумахера, так что нормальной экранизации комиксов быть уже не может.
Но вернемся к фильму. Если оценивать его непредвзято - то ужасающе скучное трехчасовое полотно, в котором нам предлагают наблюдать за еще не слишком опытным Бэтмэном, который расследует цепочку убийств, подстроенную Загадочником, чтобы устроить Готэму очередную 'чистку' от коррупции, в которой этот несчастный город постоянно утопает.
Каждая сцена в 'Бэтмэне-2022' затянута, и буквально каждая представляет собой диалог Бэтмэна с кем-либо. Просто пересмотрите фильм и загибайте палец на каждой сцене, в которой человек-мышь с кем-то мило или не очень беседует. Действия - минимум, разговоры и еще раз разговоры. В принципе логично, ведь Бэтмэн все-таки лучший в мире детектив. Но вытерпеть это на протяжении трех часов - крайне тяжело.
В английском языке есть такое весьма емкое слово - anti-climactic - означает нечто вроде 'обмана ожиданий', но после интенсивной подготовки. Проще говоря, план Загадочника... О боже, как же плохо он завершается, как же глупо и бессмысленно! Тот самый случай, когда процесс интереснее результата.
В целом, я не советую вам прислушиваться к восхищенным крикам, сопровождающим данный фильм. Он того не стоит
Кто-то пишет что экшн в фильме потрясающий. Серьёзно? По мне, так его вообще нет. Это не Бэтмен, которого мы привыкли видеть. Он медленно ходит и совсем не крутой и умный персонаж, который раскусит злодея, он просто может кричать на него через стекло камеры и задавать один и тот же вопрос: 'Что ты задумал?'. Бред. Сцены 'эпичности' его локонов волос, намокших из-за дождя и свисающих прямо поверх глаз - просто максимально демонстрируют его как не брутального, сильного и волевого героя, а просто слащавого пацана, который только и знает, что медленно поднимать взгляд с пола, показывая свою якобы суровость. Молчалив в основном во всех сценах, 'уничтожающий' взгляд просто перестаёт работать, когда видишь постановки драк и не продуманность его способностей. Взять сцену с тем как он пытался отвести пистолет, который держала женщина-кошка в руках - это просто смех, еле-еле. Да он не просто человек, да ему сложно в бронекостюме, но он не тупой. А каким его показали здесь, то складывается именно такое впечатление. Основной хронометраж фильма - это растянутые диалоги, долгое перемещение по локации (для эпичности наверное, но не сработало). А вот некоторых кадров, на мой взгляд, не хватало - например как он оказывается в машине, или на мотоцикле (всегда перескакивали на момент, как он уже едет). В общем мне не понравился этот вариант Бэтмена.
Начну с того, что за три часа они так и не смогли раскрыть персонажей.
Ладно они не захотели в сотый раз рассказывать историю Бэтмана, хотя не все ее знают. Но кто такой загадочник, почему он уничтожает город ведь зуб у него только на политиков, а почему он говорит загадками? И так можно рассудить про всех героев...
Теперь главный герой, за первый час фильма появилось ощущение, что ему забыли написать реплики, а эта крайне медленная походка, особенно в таком огромном количестве, смотрится максимально неуместно. Ход мыслей сценаристов понятен, сделать его более брутальным, но получилась только полная нелепость. А про то, что жизнь Брюса Уэйна совсем не показали в фильме, только Бэтмана, я вообще молчу.
Теперь по силам Бэтмана. Все знают, что это просто человек и в фильме это хорошо показали, как тяжело ему даются все эти бои в бронированном костюме. Но вот, что не понятно, от выстрела из автомата Бэтмен даже не пошатнулся, но вот от ударов кулака в начале фильма... То он с крыши здания прыгает и с десятками преступников за раз разбирается, то он на одной руке беспомощно болтается.
Весь фильм построен на том, что вот я Бэтмен, а значит я могу пойти всем по очереди бить морды пока не узнаю правду. а как же план? ведь это самая основная часть Бэтмана, составить план продуманный до мелочей, а потом и еще один. А в фильме он как вышибала.
Борец с преступностью в черном костюме, непобедимый в сражении, обладающий множеством высокотехнологичных гаджетов, сходу решающий хитроумные загадки и распутывающий сложнейшие дела - выкристаллизовавшийся в фильме Бёртона 1989 года образ уже три десятка лет с переменным успехом кочует по произведениям массовой культуры с минимальными изменениями.
В серии игр Arkham он был доведен до абсолюта, Бэтмен там представлял собой настоящего сверхчеловека, который после сотен полученных ударов, падений и даже пуль продолжал раскидывать врагов пачками, одолевать одного злодея за другим и попутно блистать своими выдающимися детективными способностями, пользуясь самыми фантастическими устройствами. Такой совершенный, такой неправдоподобный и такой… скучный.
Из серьезных попыток отойти от иконического образа в голову приходит разве что “Бэтмен против Супермена” Зака Снайдера, и Бэтмен там действительно единственный элемент фильма, вызывающий интерес. Трилогия Нолана лишь немного “приземлила” супергероя, сделав попытку быть реалистичной, но ничего не поменяв в основе.
И вот, в 2022, выходит фильм Мэтта Ривза. Бэтмен Ривза - сломленный и глубоко психологически травмированный человек, чьим единственным смыслом жизни является справедливое возмездие всему преступному миру за гибель его родителей. Он не обучался у тайных мастеров боевых искусство высоко в горах, не оттачивал до совершенства дедуктивные способности, не собирал коллекцию гаджетов на все случаи жизни. Его успехи в борьбе с преступностью более чем скромны - он сам признается, что не может быть везде, и что за два года работы он мало что смог изменить. Он действительно выглядит как человек, который целыми ночами рыщет по темным подворотням: он неряшлив, мало спит, плохо ест, его мало заботит все, что не относится к борьбе с преступностью - это здорово отличается от привычного образа Бэтмена и в то же время выглядит весьма правдоподобно.
И все это довольно интересно где-то первые полчаса. А потом приходит понимание, что больше фильму предложить особо нечего. Сюжет не захватывает и даже не заинтересовывает, постановка боев крайне слаба, единственная погоня в фильме выглядит как малопонятное мельтешение кадров, а актерская игра абсолютно всех актеров сводится к хриплому полушепоту - видимо, режиссер хотел поддать нуарности, но здорово переборщил. Никто из персонажей, кроме Бетмена, не интересен совсем, а сам Бетмен интересен те самые полчаса, за которые про него все становится понятно - потом ничего нового уже не будет.
И все это с одной стороны довольно закономерно, потому что производственный процесс был превращен в кашу, а это никогда не идет фильмам на пользу. А с другой стороны, все равно грустно, потому что местами у фильма проглядывает потенциал. Например, отличная идея с превращением отца Брюса Уэйна в мудака (вот это поворот, ведь Томас Уэйн канонично ультра-положительный персонаж) оборачивается пшиком, потому что уже через пять минут мудачество Томаса Уэйна опровергается. И так во всем - зачатки хороших задумок или сливаются, или никак не развиваются.
Получилось ли у Мэтта Ривза сделать интересный фильм? Едва ли, как мне кажется. Но он хотя бы попытался сделать интересного Бэтмена.