Хотела какое-то пафосное вступление накатать, чем грешил Бэтс на протяжении 3 часов, но не уверена, смогу ли хоть отзыв толком сформулировать. Даже не знаю, с чего начать, посему, чтобы успокоиться после увиденного, начну с хорошего.
1. Прекрасная Зои Кравиц одна смогла хорошо передать пессимистичное настроение города и положение обычного человека в нем. Местами, правда, забавно пафосная, но всякие кошачьи повадки в данном случае категорически приветствуются.
2. Колин Фаррелл, до чего же талантливый... ирландский актер. Ни за что бы не признала бы его в таким гриме, уловил суть персонажа и передал отлично. Браво. Наверное, теперь он у меня любимый киношный Оз.
3. Визуалочка неплохая, на 3/5. Есть красивые кадры и углы съемок. Но в общем банально, нового ничего. Снова словила себя на мысли, что Бэтсу с его Готемом крайне повезло, ведь прогнивший только город, а не вся страна.
Теперь поехали по плохому...
Хронометраж - новый вид пыток. Это не Blade Runner 2049, где продолжительность оправдывалась проработанностью кадров и красивейшими видами. Я с трудом вытерпела натужно растянутые сцены, долгие, заторможенные движения. Будто смотришь даже не режиссерскую версию, а фильм до монтажа, можно же было запросто вполовину обрезать, и от такого вероломства сюжетная часть бы не пострадала - в фильме сполна неуклюжих и комичных эпизодов, которые поганят общее удручающее настроение.
С диалогов хоть плачь, хоть смейся, тут хватит на всех - избитые реплики, чисто для заполнения видеоряда, эмоции (вернее, их отсутствие) Паттинсона, неуместные комментарии: все это пришлось смаковать даже без соуса в виде захватывающего экшена или сюжета, на сухую. Грустно, одним словом.
Человека-невидимка aka Загадочник - отвал мягких тканей задней и латеральных поверхностей таза. Сам Зодиак кушает лапшу в уголке и плачет, что даже шифры у него нагло 'позаимствовали', не выплатив компенсацию за нарушение авторских прав. Весь фильм кидался пустыми пафосными лозунгами ботаника-анархиста, кем по сути и является. Складывалось впечатление, что изначально его хотели Джокером сделать, но тут уже черт разбери.
Саундтрек - анти-аплодисменты. Я то и дело напевала тему Дарта Вейдера из 'Звездных войн', а она никак не начиналась, хотя первые ноты явно позаимствовали у Лукаса. Опять же, с выплатой соответствующей компенсации, или без - не знаю, но осадочек остался.
Бэтси Паттинсона - это Эдвард Каллен, который уже не сексуален. Один их худших воплощений Брюса на экране, наряду с Аффлеком. Конечно, если у него была задача изобразить монолитную статую с острова Пасхи, я снимаю свои обвинения, но на богача плейбоя он не тянет никак. А, и тема размазанных тенюшек под глазами не раскрыта, как и смехотворных коротеньких ушек на маске.
Вывода не будет, потому что сама не знаю, что хотели донести, а впечатление чуть ли не хуже, чем от 'Джокера' с Фениксом. Я потратила на этот фильм 3, мать их, часа, а смысла меньше, чем на стандартные 1,5.
Напоследок выскажу только непопулярное мнение: Джордж Клуни - лучший экранный Бэтмен.
2022 год. На экраны выходит расцелованный и обласканный критиками 'Бэтмен' с 'концептуально-новой' идеей.
Мрачный город, где никогда не бывает дня, темные переулки, мафия, шпана, загадочный убийца и раздираемый внутренними противоречиями главный герой...
Все отлично, известнейший персонаж комиксов предстает перед зрителями в новом амплуа - оно встречалось в комиксах, но на экране, так сказать, исполняется впервые.
Тут много писали про работу режиссера, актеров и даже операторов. Дело вкуса - кому нравится, кому нет. Я же хочу остановиться именно на концепции, сюжете и сценарии. Начну, пожалуй, с самих комиксов. Я их всегда воспринимал как некую замену книгам, обусловленную временем и местом их появления. Кино только развивалось, читать было лень, а посмотреть на картинки с минимумом текста было по силам каждому, не взирая на образованность и социальные условия жизни. Успех очевиден. Герои стали популярны и зажили своей жизнью, естественно добравшись до киноэкрана и обретя небывалый успех в последнее время усилиями Нолана и Марвел. Что ж народ требует - народу надо дать.
В 2019ом был выпущен 'Джокер' с Хоакином Фениксом. Основанный на сценарии, пролежавшем на полке несколько лет, повествующем о некоем грустном клоуне, испытывающем проблемы с психикой, он заиграл всеми красками, как только ГГ переименовали в Джокера. Народ повалил. Вначале из-за названия и хорошего актера, потом сработал хайп и старая истина из сказки про 'голого короля'. Создатели 'Бэтмена', судя по всему, решили успех повторить.
К чему я столько писал. Фильм может быть хороший, может не очень - фломастеры у всех разные, но к Бэтмену он не имеет никакого отношения. Первые полчаса просмотра меня грызло ощущение чего то неправильного, которое прошло при первой встрече протагониста с Пингвином. Бэтмен, которого в наглую таскает за собой Гордон, плюя на вопли шефа о линчевателе, стучащийся в двери клуба мафии... Все нормально, если поменять парня в плаще и маске на другого - тоже в плаще, но в фетровой шляпе. Выкинутого с работы копа, ставшего частным детективом... Тогда все становится на свои места - странные, не нужные драки (Бэтмен же), плохая, на самом деле хорошая девушка и прочие атрибуты жанра добротного pulp fiction складываются как паззл. Что то в стиле Спиллейна, так как отсутствуют завязки Хэммета и диалоги Чандлера...
Как результат - у вас есть средненький детектив из класса посмотреть на вечерок? Мы поменяем героев и продадим его в разы дороже. Ну а любители поискать смыслы, видимые только им обеспечат не только кассу, но и оценки.
Хорошо это? Не знаю. Но я бы не хотел видеть вместо Марлоу - Аквамэна, а вместо Спэйда - Флеша. Может просто начать делать хорошее кино на добротном сценарии?
Это было круто! Это было мрачно! Это было... растянуто! Мэтт Ривз представил молодого Бэтмена, который уже прошёл знакомое всем становление персонажа, но ещё не достаточно опытен, отчего и грязные улицы города заставляют героя копаться в прогнившем обществе. Экспозиция с убийством запускает череду событий, а интрига злодея с первых минут улетучивается, оставляя после себя ребусы.
Тёмная цветовая гамма, больше уделено внимания закоулкам, притонам и подпольным клубам, в глубине которых спокойно уживаются все коррумпированные деятели, гангстеры и низшие слои общества. Бэтмен – символ надежды и опоры – в этот раз не светлый рыцарь Готэма, а детектив, который наравне с полицейскими и Джимом Гордоном пытается найти злодея. Это чертовски круто! У героя свои правила, но стоит ему зайти на полномочия полиции, то он соглашается с их требованиями. Мэтт Ривз уменьшил в картине примочек Летучей мыши, он не всесильный, не отождествление неведомой мощи, он такой же блюститель порядка. Только со своими методами да в маске линчевателя.
Новый Бэтмен воплощает в себе несколько сюжетных линий, что не очень хорошо сказывается на повествовании. Главный антагонист предстаёт ещё в первой половине хронометража: он опасен, он интересен. Загадки Эдварда Нигмы бросают и полицию, и Бэтмена решать детективные головоломки, постепенно разоблачая тайных «крыс» в системе. Сюжет ведёт от одних негодяев к другим, а подсказки Загадочника только больше завязывают интригу.
В то же время второстепенный персонаж со своей мотивацией – Женщина-кошка. После чёткого обозначения «героя» и «злодея» в общее повествование вклинивается история Силины Кайл. Она также интересна, она полна ошибок прошлого. Режиссёр медленно и плавно вводит Силину, чтобы и приобщить её к общему делу с Нигмой, и показать контраст с Бэтменом. Теперь у нас две линии, которые всё расширяются и расширяются.
Мафиозные игры, влияние ганстеров, явление Пингвина. В Готэме Мэтта Ривза все ключевые персонажи комиксов уживаются друг с другом. Как в сериале «Готэм», но на то он и сериал в 6 сезонов, а здесь полный метр длиной в 3 часа, где каждому нужна история. Режиссёр, конечно, умело переплетает нити одних гангстеров с другими, демонстрирует коррумпированную иерархию, пускает Бэтмена во все передряги, приписывает интересы Женщины-Кошки, но теряет нить главного злодея. За второстепенными сюжетными линиями теряется главное противостояние.
Возможно, это уже отголоски привычного построения сиквелов. Эталоном служит сейчас трилогия Кристофера Нолана, но история Мэтта Ривза убирает «Начало», ставя уже преступный город перед глазами героя. От нагромождения всех линий картина начинает давить монотонностью, а длинные эпизоды усиливают напряжение, давят на зрителя. Это вам не Тарковский с пятиминутным взглядом на лужу, это динамичный персонаж комиксов. Вроде бы заостряет внимание, но теряет в экшене.
Роберт Паттинсон большую часть времени предстаёт в костюме летучей мыши. Маска и подводка глаз напоминали поначалу шоу косплееров на фестивале, но когда делается акцент на молодости героя, на малозначительном опыте, то понимаешь, что пока это только начало. Брюса Уэйна было мало, но фамилия четы Брюса была постоянно на слуху. Что до Бэтмена, он выглядел более динамичным, чем версия Кристиана Бэйла и Бена Аффлека. Молодой, проворный, ловкий. Если вышеупомянутые Брюсы Уэйны делали акцент на технологиях, то Паттинсон машет кулаками. Наконец-то мы видим полноценные драки, красиво снятые стычки, проход сквозь преступников в одном кадре (как было в сериале «Сорвиголова» (2015)). Этот Бэтмен теряет в опыте, но дополняет с лихвой манёвренностью и ловкостью.
Альфред Пенниуорт в исполнении Энди Сёркиса вызвал смешанные чувства. Это не такой молодой человек как в сериале «Готэм», но это и не пожилой дедушка из трилогии Нолана. Впечатляет его участие в расследовании, армейский опыт по поиску улик и помощь Брюсу. Далее на очереди у нас неподражаемый и узнаваемый только по глазам Освальд Кобблпот. Невероятный грим Колина Фаррелла подарил того Пингвина, который и выступал как гангстер, и был «на побегушках» у более влиятельных людей.
Таким образом, новый «Бэтмен» представляет всех ключевых персонажей (даже в эпизоде и с заявкой на сиквел будет важная фигура). Смешивает прошлые ошибки властных людей, изобилует на нарушении закона и погоняет верой в правосудие. «Возмездие» – так себя кличет Бэтмен! Он стал на путь преступности и старается положить конец, но данная проблема имеет глубокие корни. Обращаясь к хронометражу, режиссёр впихивает большие, длинные и важные детали, которые можно было раскрыть в дальнейшем. Зачем сейчас прошлое Женщины-кошки? Зачем сейчас «грехи отцов»? Режиссёр подводит план Загадочника под все элементы системы. Системы, отравленной ещё до рождения Брюса Уэйна, а посему всё это обнажает в себе «Бэтмен» Мэтта Ривза.
Загадочник действительно загадочен (простите за тавтологию). Прекрасное преображение Полом Дано этого злодея позволили оценить его с другой точки зрения. Сцена разговора с Бэтменом отсылает на диалог Джокера – Хита Леджера с Бэтменом – Кристианом Бэйлом. Красиво и остроумно! Можно было фильм закончить на роковой ноте выбора и ошеломления, но нет! Вот где больше всего чувствуется растягивание сюжета. После ошеломительных и психологических приёмов картина снова уходит в экшен и спасение населения! Зачем так много? Мэтт Ривз боялся, что у него только сольный проект (как «Джокер» Тодда Филлипса)? Режиссёр поставил огромный базис в первом фильме.
В целом, кинокомикс вышел прекрасным. Готэм представлен без излишеств, цвет располагается постепенно, мрак и страх веют со всех сторон. Это детектив и поиск улик. Это не сопротивление супергероя и суперзлодея, не кроссовер Зака Снайдера, это медленное, плавное детективное расследование, которое приносит свои плоды, но затрагивает многих персонажей и их судьбы. Роберт Паттисон в образе Брюса Уэйна напоминал Эдварда Каллена. Бэтмен получился непривычным, но очень оригинальным и интересным. Зои Кравиц прекрасно преобразилась в кошку. Ей это больше идёт, чем Энн Хэтэуэй. Энди Сёркис оставил спорное мнение. Пол Дано крадёт всё внимание на себя. Это новый «Бэтмен»! Это длинное полотно жизни Готэма! Это наличие нескольких концовок, когда режиссёр не знал, где остановится. Это затравка на сиквел с представлением следующего злодея. Неидеально, но величественно!
Новый фильм о Бэтмене получился похожим на многое снятое о данном герое до этого и в то же время вполне может стать основой для нового витка киношек про Летучую мышь. Тем более, что по сути главные антагонисты в фильме вместе с главным героем только набирают обороты. Злодеи повержены, но... (не будем спойлерить). Ничего особо нового фильм не показал, но он хорошо снят, актеры и съемочная группа поработали отлично. Сама история, пусть и не захватывает полностью, но как своеобразный зачаток = идея фильма по сути, смотрится очень неплохо.
Главный герой - совсем еще не тот могущественный Темный рыцарь, которого все знают. Но именно из этого странного молодого миллионера-затворника может получится настоящий Бэтмен. Нам показали героя, который решил бороться с преступностью, но пока толком не знает как это делать. Он хочет помогать, но пока не особо интересуется делами собственной корпорации, у которой были свои грешки, и с помощью которой можно горы свернуть. Путь к успеху и действительно стоящему меценатству герою еще предстоит. Это Брюс Уэйн в зародыше. Брюсом с большой буквы он станет потом, но уже сейчас нам показали все его комплексы и страхи. Смерть родителей; свалившееся богатство, с которым не знаешь что делать; социопатия до такой степени, что даже отношения с девушками у него складываются, похоже, не очень. Оттого герой и прицепился так к главной женской партии, хотя, даже не смотря на симпатию, сделать первый шаг ему трудно осмелиться. То же и с героическим альтер эго. Видно, что юноше в костюме тяжело, но без него он тоже не может. Костюм защищает героя от пуль, придает значительности, закрывает от людей неуверенное лицо. Находка с крашенными веками очень интересная. Она не нова с технической точки зрения. И режиссер добавил этой детали грима символизма. Без маски герой словно гот или эмо - нытик, который, кажется, хочет, чтобы его наконец прибили. Но в маске эти черные глаза-щелки играют на загадочный образ, заставляющий кого-то боятся, а у кого-то вызывать интерес к Бэтмену. Ну и в целом очень органичный силуэт и профиль получился у Паттинсона в полном образе - костюмеры и гримеры хорошо поработали. Не считая отсутствия горы мышц на еще неокрепшем теле начинающего супергероя, он мне все таки напомнил старика Бэтмена из мультсериала 90-х. Там он, конечно, уже брутальный мужчина, но наш герой еще дорастет во всех смыслах этого слова. И кстати насчет мультсериала, который неизменно отсылает к оригинальному комиксу. Новый фильм и выглядит, и 'движется' именно так, как было когда-то в старых мультиках и комиксах. Много темноты, отсутствие глянца, постоянные долгие разговоры и разгадывание всяческих загадок. Это и признаки нуарного детектива, и приметы того самого старого Бэтмена, где лишь отдельными моментами встречаются пафосные мизансцены, крутые драки и погони. Плюс в фильме часть этих моментов действительно прекрасны. Чего стоят перестрелка с дракой в темноте или проходка Бэтмена на фоне горящего автомобиля. В общем атмосфера действительно мрачная и вялотекущая. Для Готема это, по-моему, самое то.
Противники Бэтмена выглядят круче его самого, оно и понятно, парень то - еще 'молокосос'. И вот они то как раз и помогают герою, наконец, осознать свой путь. Так бывает с антагонистами порой. Пугающий Загадочник произносит имя Брюса Уэйна с бОльшим пафосом и значительностью, на которую сам носитель этого имени как будто не решался. Брюс, похоже, только в конце фильма осознает, кто он вообще такой. И с точки зрения его мирской сущности и с точки зрения его героического предназначения. Могущественные злодеи подсказывают, что Уэйн, он же Бэтмен, способен на многое и владеет такими ресурсами, которые можно как угодно использовать. Хочется даже перефразировать слова из известной книги: 'Так появился великий герой, который, наконец то, выбрал сторону... добра'. Чего и вам желаю!)))
Иногда мне кажется, будто мне и большинству рецензентов показывали разные фильмы, и они увидели какую то несуразицу, а я вполне неплохой нуарный триллер с отличным переосмыслением персонажа.
Это ни разу не сценарный шедевр, здесь нет интересных диалогов, полно нелогичных моментов. Но, знаете что? Это всё еще лучше, чем во всех прошлых итерациях, кроме, разве что, 'Тёмного рыцаря' 2008 года. Нет, я не считаю Нолановскую трилогию и ТР в том числе шедеврами, более того, первый и третий фильмы мне скорее не нравятся, чем наоборот. А способность Зака Снайдера буквально передать комиксность на большие экраны я оценил в 'Хранителях', но не в БпС.
Видел очень много упрёков по поводу того, что Ривз пытается копировать 'Семь' Финчера, при этом полностью игнорируя детективную составляющую фильма. Но ведь 'Семь' никогда не был эталоном детективного кино, более того, большинство негативных отзывов на этот фильм связаны как раз-таки с тем что детективной составляющей в фильме Финчера по сути то и нет, и они полностью правы, но в фильме невероятная атмосфера и саспенс, как и в Бэтмене.
Мне нравится город, нравится его живость, возможно, с нуарностью (причем нарочито вычурной) тут переборщили, но то, что в прошлых фильмах было приличными ресторанами, здесь подпольные клубы, те, кого в прошлых фильмах показывали бездомными, здесь опустившиеся наркоманы, которые кормят местных мафиози. И это наблюдается во всех аспектах проработки города, кому-то это может прийтись не по душе, а мне, наоборот, очень даже нравится. Мэтт Ривз обратил внимание зрителя на те детали, которые в предыдущих интерпретациях никогда не рассматривались, фокусируясь лишь на основном конфликте.
Затянутый ли фильм? Мне так не показалось. За весь трехчасовой сеанс я лишь однажды отошел за водой, а сцена погони и вовсе заставила меня подняться со спинки кресла к экрану, настолько она хорошо поставлена.
Деградировала ли личность Бэтмена относительно прошлых фильмов? Нет, я никогда не находил Бэтмена глубоким персонажем ни в одной из прошлых экранизаций. Здесь были попытки предпринять что-то подобное, но честно, сцена у Фальконе и последующее откровение в госпитале показались мне скорее нелепыми, нежели драматичными.
Множество претензий приходятся на персонажа Риддлера, мол, он играет ребёнка и вообще они скопировали его с Зодиака. Я думаю, при съемках таких крупных проектов, тем более в жанре детектив/триллер, сценаристы ответственно подходят к изучению материалов реальных психопатов, их поведенческих особенностей и прочего. Глупо было бы сравнивать Риддлера с Джокером Хита Леджера. Персонаж Пола Дано глубоко больной человек, которому требуется лечение, в то время как Джокер из Тёмного Рыцаря был расчетливым террористом и прекрасно отдавал себе отчет в своих действиях. В этом аспекте Загадочника было бы логично сравнивать с Джокером в исполнении Хоакина Феникса, схожих черт у них явно больше.
Пожалуй, я могу согласиться с тем, что музыка в фильме не очень разнообразная и к концу уже начинает приедаться, но всё же добавить церковные колокола в эмбиент фильма было чертовски правильным решением.
Я не собираюсь перечислять все плюсы этого фильма, их здесь множество, начиная от работы оператора, художников и гримеров, заканчивая актерской игрой, просто хотел пройтись по основным тезисам недовольных фильмом.
В начале марта у меня на руках был куплен билет по предзаказу на первый сеанс Бэтмена. Я понимал, что, упустив шанс посмотреть его на первых порах, возможность может появиться не скоро. Да, на сеанс я так и не попал. Моё ожидание выхода этого фильма действительно было очень высоким, но путешествовать ради него я не был готов, а смотреть фильм в качестве карманной съемки не в моих силах, поэтому до меня фильм добрался лишь к моменту цифрового релиза под флагом Весёлого Роджера.
Сперва нужно пояснить, чего же я ждал от этого фильма. Несмотря на колоссальный успех трилогии Кристофера Нолана про Темного рыцаря, в этих фильмах для меня царила не совсем та атмосфера. Да, это очень хорошие фильмы, и я их люблю, но старые воспоминания о мире Detective Comics были иными. И во всех интервью перед выходом нового фильма я слышал от Мэтта Ривза и Роберта Паттинсона, как от фанатов комиксов, о бережном отношении к уже созданному Бобом Кейном, Биллом Фингером и КО миру. Поэтому от Бэтмена 2022 года я ждал именно атмосферу, а уже потом все остальное.
Сюжет. В самом преступном городе комиксового мира, в Готэме, Бэтмен является символом беспощадного возмездия, вселяющим неистовый страх в преступников даже до момента совершения преступления. Однако, помимо уличной шпаны, в Готэме есть и злодеи посерьезней. Первый фильм Мэтта Ривза сталкивает ещё молодого Бэтмена на этапе становления с первыми деяниями небезызвестного Загадочника, который публично объявляет войну чиновникам и представителям элиты, нечестным на руку. Что интересней, к каждой своей жертве он прикладывает письма с обращениями к Бэтмену, ведя с ним не то диалог, не то своеобразную игру. В своем расследовании Бэтмен и Джеймс Гордон встречают Селину Кайл, Освальда Кобблпота, Кармайна Фальконе и других известных персонажей вселенной DC. Но главная задача детективов - разгадать загадку и остановить убийства, наводящие ужас на мирное население города.
ДЕТЕКТИВ. Оказывается, Detective Comics не просто так носит такое название, и в фильме про Бэтмена может быть не только супергеройка, но и расследование. Эта направленность в комиксах очень хорошо задавала мрачный и давящий тон, ставший визитной карточкой DC. Перенеся её на экраны, самая первая сцена задала атмосферу и настроение на весь дальнейший фильм. И моё сердце оттаяло, ведь главную задачу, поставленную мной перед просмотром, этот проект уже выполнил. И не так важно даже было, как все это смогут развить, ведь направление в коем то веке оказалось знакомым и родным. Хотя, стоит признать, развили тоже в целом толково.
Рефлексия. Но помимо сюжетной компоненты, задающей грузный и давящий тон, создатели решили использовать ещё один приём, который лично я не очень одобряю. Это...паузы...в диалогах...и неспешность...в движении. На протяжении всего фильма Бэтмен / Брюс Уэйн очень медленно передвигается (будто плавает в кадре) и максимально размеренно говорит. Мы видим, что он прямо в кадре на ходу переваривает происходящее. Неспешно, преимущественно молчаливо. Это порождает в фильме достаточно много немых кадров перемещения главного героя с задумчивым видом. Осложняется это тем, что на главную роль в картину взяли Роберта Паттинсона. Я со всем уважением отношусь к актеру, мне даже понравилась его работа в этом фильме, если бы не одно НО. Есть актёры, которым задумчивый вид оказывается к лицу. Их игра действительно добавляет градус фильму, не вызывая искажающих факторов. Но Роберт с думающим лицом больше похож на засыпающего, умственно отсталого или наркомана под дозой. У меня не создавалось ощущения, что Бэтмен размышляет над делом, он скорее всеми силами пытается удержаться за эту реальность. А это так сильно бьёт по динамике повествования, что к концу фильма ты остаешься с убеждением, что фильм затянут. Нет, там все события были нужны, но эта постоянная душная рефлексия в каждом кадре изрядно рушила темп и не давала фильму раскачаться на всю катушку.
Персонажи.Мэтт Ривз избрал с одной стороны простую, но с другой - действенную стратегию: дабы не тратить экранное время на всех заявленных персонажей, он дал всему второму плану примитивные роли (злодей злодействует, добряк добродействует), а внимание сосредоточил лишь на главном костяке: Бэтмене, Селине Кайл и Загадочнике. Именно эти персонажи в фильме получают нормальное раскрытие, хоть какую-то мотивацию, логичную эволюцию и промежуточное закрытие арки. Этого в целом хватает, хоть и не во всей мере.
Визуал и игра актёров. С технической точки зрения у меня вопросов не возникло. Актёры в кадре старались выжать максимум. Сам каст фильма меня приятно порадовал. Эффекты выглядели приятно, съемка поражала (некоторые кадры особенно запали в душу), а костюмы и грим были просто сносными. Тот случай, когда не столько смотришь фильм, сколько обдумываешь. Что, опять же, очень в духе Detective Comics.
Финальная и удаленная сцены. В фильме есть сцена с персонажем Барри Кеогана, которая даёт задел на будущее, а в сети на официальном канале WB есть удаленная сцена с ним же. Что могу сказать. Хорошо, что удалили. Надеюсь, в будущем будет лучше. Пока что это плохо...
8 из 10
(рейтинг 75%)
Фильм определенно оправдал мои ожидания с точки зрения атмосферы и характера повествования. Бэтмен наконец-то отошёл от тупого супергеройства и стал действовать больше как детектив, что несомненно меня порадовало. Бэтмен утратил всесильность, он стал более человечным, а хорошо это или плохо - решать зрителю. Да, есть очень серьезные вопросы к динамике повествования и медлительным диалогам, но в целом лично для меня фильм оставил скорее хорошие впечатления. Кристофер Нолан все ещё остается недосягаемым в контексте экранизаций комиксов, но от этого фильма я точно испытал больше удовольствия, чем от большинства последних фильмов Marvel. Хоть и хотелось большего, разочарования от просмотра лично у меня точно не было.
Нужно сказать, что я с детства любил фильм про Бэтмена. Ну не знаю, почему, но Джек Николсон в фильме Бёртона - запомнился навсегда (впрочем, в каком фильме старина Джек не запомнился)? Да и ДеВито, как мне кажется - идеальный Пингвин.
Но потом вышла трилогия Нолана. Гений Нолана вообще преобразил фильм, суть, подачу материала - эту трилогию можно смотреть вновь и вновь, это - как бы даже не Бэтмен вообще, это - что-то другое с Бэтменом в главной роли.
И вот - мы дождались творения Мэтта Ривза. Творение на почти три часа, в ходе которого я постоянно задавал себе вопрос: ребята, на что я трачу время? Кто-нибудь - дайте пинка Паттинсону, чтобы он хотя бы шагал быстрее - может так хронометраж сократится.
Но дело ведь даже не во времени - такой же хронометраж у Нолана пролетал незаметно, да что там - хотелось ещё! Дело - в сути...
Ключевой вопрос, на который я не смог дать ответа: в чём принципиальная разница между Бэтменом и Загадочником в фильме Ривза? Оба - борются с несправедливостью. При этом Бэтмен - картинно 'никого не убивает' - но при этом в элементарной погоне за Пингвином мы видим масштабную аварию, где явно гибнут люди. Вы скажете: так Пингвин же виноват! Не спорю - но цель этой погони? 'А поговорить'? То есть у нас - авария и трупы просто для беседы?
С самого начала Бэтмен Ривза показывает нам, что его 'возмездие' и 'справедливость' избирательны: дескать он не может помочь всем сразу. Ну не разорваться же человеку! Поэтому он неспешно спасает пассажира метро - но не помогает при ограблениях. Он спокойно наблюдает за наркобизнесом - но очень волнуется за свою семейную историю. Он может простить грабёж со стороны Кошки - ведь грабит она во благо!
А где - это благо? Кто его определяет? Бэтмен? Загадочник? Последний хотя бы карает только виновных - посторонние при этом не страдают.
Кто-то сказал мне как-то, что вся концепция супергероев - это обыкновенный фашизм, где кучка 'избранных' определяет, кто - плохой, кто - хороший, кому и как жить. Не верите - прочтите определение фашизма.
'Мстители' показали это в полной мере. Теперь вот - 'Бэтмен' Ривза, неторопливый такой фашист, который решает сам, что - верно, а что - нет, готов на всё ради репутации своей семьи и плевать хотел на 'сопутствующие потери' - если они вне этой семьи.
Ну что же. Наверное, современное общество этого заслужило.
Готэм стал иным. Теперь это гниющая бездна наркоманов и обездоленных. Здесь нет весёлых граждан, промышленный смрад ввел все цвета, а единственным источником свежести служит нескончаемый ливень. В котором растворяются судьбы людей. Среди этих трущоб загнивает правда. А над крышами плывут ржавые облака. Где-то, подальше от посторонних глаз вершит своё правосудие мафиозная верхушка. А канавы забиты свежими трупами.
Вот такой Готэм сити нас ждёт. Каково? Признаться я был очень удивлен. Весь героизм и пафос смылся. Что пришло на смену? Психологический надлом. Темный рыцарь уже не такой каким я его видел у Нолана или Бартона, почему? Бэтмен стал обычным. Это его год первый. И в нем Уэйн это боец в самодельном костюме без изысков и гаджетов. Его оружие это страх, и кулаки. Последнее меня приятно удивило, ибо минимум пафоса и максимум насилия.
Бэтмен Роберта Патисона - это только начинающий становление герой. Он набивает руку, ошибается и морально истязает себя. То рассуждая о своей роли защитника города, то принимая факт собственной беспомощности.
Драматический герой с четким оттиском травмы, и пунктом по поводу 'добро должно быть с кулаками'. Кстати основной упор экшена сделан как раз на эти самые кулачные бои. Рыцарь Готэма теперь насаждает добро путем старого доброго ультра насилия.
Сюжет-то заставляет забыть, что в первоисточнике был комикс. Теперь это серьезный психологический триллер. Мэтт Ривз потрудился над атмосферой. Пол Дано создал образ из симбиоза Дэвида Финчера и собственных психопатических откровений. Получилось сносно, этому Риддлеру веришь, и понимаешь, что на уме у него каша из личных обид и комплексов. Шиза, одним словом. Занятный персонаж. Колин Фаррелл сделал то, что казалось невозможным Кристоферу Нолану. Воплотил Пингвина наяву, да как! Честно сказать, мне этот злодей доставил где-то даже больше, чем Риддлер, ибо в меру там и пафоса и канона. Джон Туртурро с его Фальконе в представлении не нуждается, так как Туртурро даже на детском утреннике сыграет хорошо. Уровень же.
Претензии тоже есть. Мэтт Ривз как-то очень сильно заигрался в реализм, конструируя собственное видение Готэма. Да так, что напрочь убил все надежды на героизм и свет, буквально обрушив всех действующих лиц во тьму и безысходность, как бы намекая, что у города с его спасителем Бэтсом нет шансов, а если и есть очень малые. То есть как бы герой есть, но ничего хорошего ему не светит. Может это и есть свежий взгляд на персонаж? Максимально усилить градус темноты, чтобы прочувствовать ее лучше? Да только в погоне за атмосферностью Ривз экшн и угробил. Но ничего, можно и простить. Ведь луч света в темном царстве имеет место быть, а в уютных палатах клиники Аркхем ещё так много свободных коек. Надеемся на продолжение?
Наконец-то спустя 45 дней ожидания на онлайн площадках можно ознакомиться с одним из самых ожидаемых релизов этого года. Я успел уже 2 раза с ним ознакомиться (вот настолько сильно ждал).
Действие происходит накануне Хэллоуина. В Готэме объявляется новый убийца под кличкой Загадочник. Он зверски убивает мэра города в его доме, оставляя послание для Бэтмена и свою фирменную загадку. Нашему герою предстоит воспользоваться полной силой своих детективных способностей, чтобы найти злодея в этом огромном мегаполисе.
Детективная часть неплохая, мы наверное впервые видим темного рыцаря Готэма именно с этой части под таким серьезным уклоном. Сами герои и персонажи тоже отлично прописаны. Причем мой любимчик это новая интерпретация Пингвина. Хотя и сам Брюс Уэйн/Бэтмен представляют в этом фильме себя с новой стороны. Ведь психологическую проблему персонажа до этого так сильно не затрагивали в фильме, ведь нельзя назвать психически здоровым человека, который говорит/думает и ведет заметки о себе в духе Роршаха, и одевается в черную броню по ночам и идет бить преступников.
Главный плюс фильма это, атмосфера. Лично для себя назову первые 10 минут фильма, когда мы еще не видим полноценно Бэтмена в полном костюме, самыми классными во всем фильме. Ривз очень сильно вдохновлялся классическими нуарными фильмами, также работами Дэвида Финчера в частности Семь и Зодиак. И двумя легендарнейшими комиксами про крестоносца в плаще, а именно Долгим Хэллоуином и Годом Первый. Если по фильмам все более менее понятно, это очень мрачная темная картинка. действие почти все время проходит ночью, с очень редкими проявлениями светлых пастельных красок, в купе с детективной частью двух культовых фильмов Финчера. То от комиксов, взяты многие версии здешних персонажей и сама общая идея полной продажности Готэма. Вообще я рекомендую ознакомиться всем с Долгим Хэллоуином, это едва ли не лучшая комикс история о Темном Рыцаре. Причем она настолько массивная и культовая, что Ривз из нее взял как уже сказал ранее общую направленность продажности города. То тот же Нолан взял из нее чуть ли не 1 в 1 арку Двуликого для своей Трилогии.
По технической части вопросов почти нет. Визуальная часть отличная, город выглядит уникально, местами очень схоже с тем, что было в Джокере. Оператор Грег Фрейзер, который получил оскар за Дюну. Здесь очень сильно играется с фокусировкой, иногда специально замыливая передние или дальние планы. А также с игрой света и тени, про тени и темноту в этом фильме можно отдельно писать статью, насколько сильно она влияет на атмосферу и главного героя, а также даже экшен ведь есть одна боевая сцена полностью, проходящая в темноте. Добавляется ко всему этому отличный костюмы и грим. Вы вообще могли бы себе представить, что Пингина играет Колин Фарелл, если бы вам не сказали, просто отлично. Ну и сами костюмы, если у того же Загадочника он такой оригинальный, не припоминаю его ни в комиксах ни в играх. То у той же Селины образ практически 1 в 1 из Года первого, а у крестоносца в плаще очень похож по дизайну на костюм из Arkham Knight. Ну и конечно весь фильм при всем своем масштабе, должен звучать соответственно и с этим у ленты проблем нету, звук прекрасен, поверьте первое полноценное появление Бэтмобиля вы запомните надолго, а в купе с хорошим саундтреком и довольно запоминающейся мелодией главного героя атмосфера работает на ура.
Но не все так прекрасно, как хотелось бы, все же есть пара минусов. И наверное, главным для себя назову все же экшен элементы. Да я понимаю, что фильм ставит упор на атмосферу и детектив, но боевых сцен чрезвычайно мало на весь хронометраж, и почти все из них засветили в ходе рекламной кампании. Проблема еще в том, что именно с постановкой боев как-то не получилось, выглядит они довольно блекло, именно в самой хореографии, да есть сцена в темноте, но там именно сам стиль ее показа довольно уникальный и запоминается из-за этого. И к плюсам еще отнесу сцену погони на Бэтмобиле она тоже прекрасна, но снова хотелось бы еще больше таких сцен. Другие минусы, несколько очень мыльных эпизодов, причем как оказалось один из них был практическим эффектом, но видно на монтаже что-то перемудрили, из-за чего сцена как-то кажется прямо совсем cgi.
Как завязка и представление нового образа Бэтмена, который в этом фильме тоже преображается: из просто мстителя и местной страшной байки для бандитов в героя для обычных граждан Готэма, этот фильм просто прекрасен. А учитывая, что нам уже подарили один жирный намек на появление какого-то из многочисленных злодеев Крестоносца в плаще, ожидание сиквела только становится сильнее.
В 2016 году вышел БпС Зака Снайдера. Второй фильм расширенной киновселенной DC, который представил нам нового Бэтмена в исполнении Бена Аффлека. Тогда многие ругали фильм за беспомощный сценарий и несостоятельность Брюса Уэйна, который на протяжении фильма не получил никакой экспозиции и предыстории.
И вот, спустя 6 лет выходит новый Бэтмен, никак не связанный с основной киновселенной и снятый под руководством Мэтта Ривза, которому была дарована беспрецедентная по меркам WB творческая свобода. Однако, фильм Мэтта Ривза совершает точно ту же ошибку, что и фильм Снайдера 6 годами ранее, - он опирается на осведомленность зрителя о Бэтмене и его предыстории. Правда, на этот раз никто не говорит о несостоятельности персонажа, об отсутствии любой внятной мотивации и банального характера персонажа. Напротив, Бэтмена в исполнении Роберта Паттинсона хвалят. И я честно и искренне не понимаю почему.
Начну, однако, не персонажей, а с сюжета. Новый Бэтмен очень хочет быть нуарным детективом, а не типичной супергероикой, и ради этого он отвергает все остальные сюжетные линии. В трёхчасовом полотне Мэтта Ривза не нашлось места ничему, кроме абсолютно стандартной и, честно говоря, не особо интересной детективной линии, которая уступает по своему качеству не только картинам Дэвида Финчера, но и даже, кажется, экранизациям романов Агаты Кристи от Кеннета Браны. И здесь кроется одна из основных проблем фильма: сделав ставку только на детектив, Ривз не смог сделать его достаточно интересным, а других сюжетных линий, приковывающих внимание зрителя, в фильме просто-напросто не оказалось.
Вторая проблема, связанная непосредственно с сюжетом и его персонажами, — это беспроглядная тупость главных героев. Вы не можете написать интересный детектив, если ваши главные герои - имбецилы. Ей богу, величайший детектив ведёт расследование не лучше подростка, упуская кучу важных деталей и делая непростительные ошибки. Чего только стоит путаница с испанским языком, которую для главных героев любезно разжевывает Пингвин. Извините, но это просто смешно.
Ну а что касается персонажей, то их попросту нет. И я даже не шучу и не преувеличиваю. Персонажей нет. Все действующие лица Бэтмена — это ходячие картонки, наделенные в лучшем случае одной чертой характера. В них нет глубины, нет психологизма и нет внутреннего конфликта. Особенно здесь выделяется сам Бэтмен, чей персонаж в этом фильме совершенно неотделим от персонажа Брюса Уэйна. Фактически, я вообще не увидел здесь Брюса Уэйна. Это просто Бэтмен. В маске - Бэтмен, под маской - Бэтмен, без маски - тоже Бэтмен. Они абсолютно нераздельны. Но в этом нет ничего плохого, если бы режиссер среди 180 минут хронометража нашел хотя бы 10, дабы показать нам становление конкретно этого Бэтмена. Все мы знаем, что произошло с его родителями — это не нужно показывать в миллионный раз, но совершенно необходимо показать развитие персонажа с того момента до момента начала фильма, чтобы мы понимали, с кем мы имеем дело. Сделать это можно по-разному: флешбеки, диалоги, отсылки, интро-предыстория. Но Ривз этого не делает и всё.
Ещё одна странность фильма — это его монтаж. Уже в начале фильма совершенно очевидно, что в фильм попали (или пропали) сцены, которых быть там не должны (которые там быть должны). Например, диалог Альфреда и Уэйна об управлении компанией в самом начале фильма. Сначала мы видим крючок: Альфред сообщает, что Уэйна ждут на совещании бухгалтеров. Затем, в процессе раскрытия шифра Риддлера, горничная сообщает, что бухгалтера здесь. Казалось бы, вот оно - чеховское орудие выстрелило, но нет. Оно просто исчезло. Сцена на этом оборвалась и про бухгалтеров больше не вспоминали. И непонятно: этих сцен не должно было быть вообще или они должны были быть расширены? Ответа у меня нет. Но таких странностей и очень прерывистого монтажа в фильме очень много.
Самая сильная же сторона фильма — это его визуал. Операторская работа Грега Фрейзера во многом вытянула на себе весь фильм. Без него картина смотрелась бы совершенно пресно и обыдено, но его виртуозная камера делает его картинку уникальным наслаждением для зрителя. Браво.
В целом, Бэтмен Мэтта Ривза во многом наследует трилогии Нолана, упуская при этом психологизм и драматургию трилогии. Режиссер так же напирает на чрезмерный реализм, допуская при этом достаточно серьезные и даже мифические допущения, Ривз воспринимает Готэм очень мрачным местом, где собрались все отбросы общества, во что верится с огромным трудом, как, собственно, и мир Бэтмена в целом. Город местами напоминает Нью-Йорк начала 20 века, местами - Нью-Йорк современный, а местами - какие-то трущобы. Определенная непоследовательность и нецельность мира фильма выдают его натужность и искусственность. Вместе с тем Ривз пытается рассказать хорошую историю, сделав ставку на детективную линию, которая получилась в лучшем случае сносной. Однако, напускной мрачности, чрезмерного реализма, красивой картинки и Бэтмена - эмо-боя оказалось достаточно, чтобы завоевать признание и любовь зрителей. Хорошая история уже никого не интересует.