Вообще мне нравится как из комиксов делают драмы. Люблю великолепных 'Хранителей', трилогию Нолана и, конечно 'Джокера' (2019). Но тут, по моему мнению, задумка вообще не удалась. Весь фильм ощущаешь себя в какой-то нудной компьютерной игре в жанре 'квест', где в режиме темной статичной картинки нужно тыкать на подсказки мышкой.
В отличии от тех же 'Хранителей' и 'Джокера' не удалось передать человечность героев. Маски просто отыгрывают свои роли - хороший/плохой.
Главный герой невероятно заторможенный: долгие взгляды в никуда, замедленная реакция на происходящее вокруг, постоянные пересмотры своих же видеозаписей. При 'суперсиле' Бэтмена, которая 'в деньгах', мы так и не увидели Брюса Уэйна в 'реальной' жизни. Этот Брюс живет не стремлением помочь городу в каждой из ипостасей, а постоянно переживает какие-то юношеские обидки. В итоге получился коктейль из 'Бэтмена для подростков', 'Токийского гуля' и модной в США теории 'белого супремасизма'. Ну и актерская игра полностью в духе супергероя dead-inside.
Что ожидает увидеть человек, начавший смотреть фильм про супергероя? То как яркий положительный персонаж эпично выбивает дух из врагов, конечно же! Ещё стоит добавить харизматичного антагониста, любовную линию, и опционально шуточки. Если у вас в фильме всё это есть, вы сделали хорошую картинку, логичный сюжет, не перебрали мрачняка, а ваши актёры хорошо сыграли, вас можно поздравить, получился кассовый фильм.
Конечно, я всё упрощаю, но это настоящая программа минимум. Без неё вы рискуете потерять инвестиции в проект.
Все фильмы про бэтмена были схожи в своей мрачной атмосфере и в том, что протагонист был... ну не знаю, сверхчеловеком что ли? Ему всё было по плечу, он размазывал почти всех своих врагов одной левой, изредка встречая достойный отпор со стороны суперзлодеев.
Что мы видим в данной картине? Просто человека. Он устал, его старания мало что изменили в городе, все вокруг, кроме Гордона, считают его чудиком, он получает сдачи от банальной шпаны. Загадочника здесь лишили изящества, он мерзкий отвратительный психопат, лишённый обаяния. Пока я смотрел на него, вспомнил охотника за разумом. Загадочник здесь что-то вроде маньяков из этого сериала.
Среднестатистический зритель ждёт другого. Как выразился один мой знакомый, натуральность конфликтует с духом комиксов, где все не может быть реалистично. Это же история про мужика в костюме летучей мыши.
Т. е. фильм несколько не попал в свою целевую аудиторию. Делает ли это киноленту плохой? Нет. У нас здесь прекрасные звук и картинка, хорошая игра актёров, приличный сюжет и оригинальный дух. Лично мне эта лента напомнила Джокера 2019 года(На мой взгляд, джокер является более сильным фильмом, чем данный). Думаю, задумка была в том, чтобы отойти от ненатуральности комикса. Получилось? Да. Является ли данное произведение превосходным? Думаю нет, но и плохим его назвать язык не поворачивается.
История молодого Брюса Уэйна, наследника богатейшей семьи Готэма, который без фантастических способностей стал воплощением недремлющего возмездия. Не прошло и двух лет с тех пор, как Брюс Уэйн впервые надел костюм Бэтмена. Он сталкивается с неуловимым серийным убийцей по прозвищу Загадочник, нападающим на городскую элиту. Одновременно Бэтмен пытается разоблачить преступную сеть, опутавшую Готэм и, возможно, как-то связанную с его собственной семьей.
Итак, одним из героев который получает туеву кучу внимания, это несомненно Бэтмен. Про него сняли уже массу фильмов, нарисовали кучу мультфильмов и разных игр в разных жанрах и сделали сего героя настолько популярным, что даже Супермен обзавидовался бы. И вот, относительно недавно выходит очередной фильм про Бэтмена, у которого нет эпичного заголовка, но зато есть эпичный детективный сюжет, который очень хорошо проработан. Фильм посмотрел с удовольствием, без пауз и только когда пошли титры, я отлип от экрана и обнаружил что, всё очень циклично в мире экранизаций и новых раскрытий.
Если новый 'Джокер' обильно цитировал 'Короля комедии' Мартина Скорсезе, новый 'Бэтмен', очевидно, черпает вдохновение в чуть более ранней работе того же автора: закадровый голос Брюса Уэйна, мрачно бродящего по Готэму, почти дословно подхватывает пролог героя 'Таксиста' и вот-вот, кажется, взмолится о спасительном 'дожде, смоющем с улиц Готэма всю эту грязь'. Режиссёр Мэтт Ривз пересмотрел образ супергероя и изменил его в корне, приблизив к реальности. В такого героя хочется верить, он мог бы существовать и сейчас в нашей жизни.
Фильм длится аж 3 часа, и это особенно хорошо чувствуется на фоне множества растянутых сцен, медлительных действий героев и происходящего на экране. Общая атмосфера постоянного гнёта чувствуется буквально в каждом кадре. Сюжет не пестрит изобретательностью, но сценаристы смогли заставить зрителя задуматься над происходящим и пытаться вычислить мистического Загадочника вместе с Бэтменом, попутно окунаясь во все слои готэмского общества. Очень мало экшн-сцен, но они есть и они очень крутые - чего стоит только погоня в дождь за Пингвином по трассе, я давно так не кайфовал от сцен погони.
Каждый персонаж детально проработан. У каждого героя и злодея (а их здесь хватает, поверьте) есть своя история, собственный чёткий характер, амбиции и конечно мотивы. А взаимоотношения Брюса и Альфреда выведены на новый уровень, с такой стороны их ещё не показывали: от недоверия и слабого взаимопонимания до почти родства. И возможно, многая недосказанность между ними и есть мостик в сиквел и замут на будущее. Роберт Паттинсон - очень хорош в образе замкнутого аристократа, но когда он в костюме... то всё, держите его семеро! И сравнивать с предшественниками этой роли совсем глупо, просто надо смотреть и понимать происходящее. Остальные актёры - просто классно играют и достойно делят экранное время рядом с Паттинсоном.
Честно, хочется хвалить Ривза за более вдумчивое использование визуального языка, чем в других кинокомиксах. Местами оно слишком очевидное: весь фильм Брюс натыкается на осиротевшего мальчика, в котором видит отражение самого себя в детстве. Но вот дизайн загадок, сам шрифт, все эти ловушки, сам процесс расследования и вообще продвижение сюжета всегда неотрывно связано с продуманной картинкой. Персонажи гораздо больше делают, чем говорят — это то, чего не хватает сценариям и постановке очень многих фильмов DC на мой взгляд.
История с Загадочником и расследование Бэтмена роднят картину с творчеством Дэвида Финчера — фильмами в духе 'Девушка с татуировкой дракона', 'Семь', 'Зодиак' или та же 'Игра'. 'Бэтмена' можно назвать разом детективом, триллером или криминальной драмой, поскольку жанрово он получился очень неровным: объединили личную трагедию Бэтмена, тонкости работы мафии Готэма, охоту за серийным убийцей.
'Бэтмен' не получился революционным кино, которое перевернёт мир супергероики в целом, как это сделал 'Тёмный рыцарь'. Но режиссёр попытался увести историю Брюса Уэйна в другой жанр, создать что-то более выдающееся, эстетичное, сосредоточенное на темах и героях, а не на экшене. И тогда всё становится понятно, какие цели преследовали сценаристы. Очень надеюсь, что сиквел выйдет на голову лучше, потому что многие вещи в новом Бэтмене мне пришлись по душе.
Появляется злодей Загадочник, который разоблачает и убивает высокопоставленных людей, а Бэтмен пытается его остановить.
Персонажи:
Интересный факт: в начале этого года я наконец-то дошла до трилогии Нолана и все герои, образы, события до сих пор живы в моей памяти, поэтому в начале трудно было от них отделаться. Это Альфред?! Нет, это не Майкл Кейн. Копия. Гордон? Верните Гари Олдмана. К концу фильма все это испарилось, но зато сразу стала понятна одна вещь - такие мыслей по поводу Бэтмена не возникало. Похоже на интуитивное признание, насколько хорош Паттинсон, но об этом ниже.
Хочется перейти сразу к конкретике. Есть два актера в этом фильме, вокруг которых носится аура “вау-эффекта” и харизмы.
Начну с неочевидного. Пол Дано. Помните Пьера из британской экранизации “Войны и мира”, которого хотелось пожалеть и обнять 24/7? А помните героя, которого пытали в “Пленницах” Вильнева? Или может быть, героя, который катался верхом на пукающем трупе в “Человеке-швейцарский нож”? Да, это злодей данного фильма. И нет, это не намек, что получился мискаст. Это восхищение, насколько он многогранен. Его монолог в тюрьме - у меня нет слов. Я смотрела эту сцену с огромной улыбкой, ибо видеть такую работу = понимать, за что актерам платят такие деньги. Безумные глаза. Исполнение Авы Марии. До мурашек.
Роберт Паттинсон - именно тот актер, за карьеру которого я волновалась и боялась, что он не оправдает ожиданий. Все же знаем мы похожие истории, которые погубили актерскую карьеру. Но! Многие заметили, что, несмотря на небольшую роль, Роберт Паттинсон даже в “Доводе” умудрялся красть внимание в каждой своей сцене. Здесь же он ходит с суровым выражением лица всю первую половину фильма и от него не хочется отрывать взгляда. Нет, не из-за внешности - маска прикрывает все же большую часть лица. Во второй половине пошли драматические моменты и это просто вышка: передача волнения одним дрожанием губ, беспокойство - одними глазами, а личный разговор с Альфредом…Бесподобен. Спокойно тегается на равных с харизмой Бейла.
К сожалению, про остальных актеров мало, что можно сказать. Они просто хорошие. Зои Кравиц прекрасна, но тут уже поклон еще внешним чертам. Колин Фаррелл - во-первых, дайте мне пруфы, что это действительно он, я не верю….во-вторых, тут скорее поклон гримерам.
Дали поиграть на все свои деньги, а сценаристу стоило еще поработать, так как глубина персонажей проседает. Да, это фильм про супергероев - драма практически всегда выкручена на минимум. Проблема в том, что есть фильмы Нолана, где Альфреда и Гордона трудно превзойти. За три фильма, конечно же, и внутренний конфликт Брюса Уэйна проработан мастерски. Тут же драму дали в основном персонажу Роберту Паттинсону и относительно Нолана (трудно не сравнивать) это достаточно поверхностно и немного неумело сделано. Непонятно, как он пришел к своему финальному монологу.
Визуал
Кому продать душу, чтобы увидеть этот фильм на большом экране?
Планы города восхитительны. Игра с фокусировкой захватила мое сердечко. Есть кадр, который полностью снят в расфокусировке. Причем это момент, где злодей надевает на парня бомбу в темный машине - визуально трудно зацепить. Дайте этому кадру правильный яркий цветокор, расфокусировку и эта сцена завораживает. Или плавные переходы с центрального плана на задний - идеальный инструмент для управления вниманием “ты смотрел на этого персонажа, теперь взгляни на другого, но ракурс мы даже не поменяем”.
В начале фильма драки достаточно скучные - рукопашные бои без креатива. Сняты они хорошо, но после стольких боевиков снимать крупную картину и подходить к созданию таких сцен ТАК. Ну для меня пахнет недоработкой. НО! дальше они исправились. Есть сцена драки в темноте. Уверена, что она не оригинальна, но визуально просто бесподобна.
Вишенкой же на торте является момент гонки. Сочно. Вкусно. Форсажи курят в сторонке.
Хотелось бы подхватить больше фишек, но с середины фильма мое внимание было поглощено всецело. И снова пока, попытки в анализ.
Саундтрек:
Пишу свои мысли по фильму именно под него. Он великолепен. У меня кончаются эпитеты, чтобы описать этот фильм, но я не виновата, что он так хорошо сделан.
Итог:
Перед тем, как посмотреть фильм, я натыкалась на комментарии в Интернете по типу “скучный”, “слишком медленный, “до Нолана далеко”. Меня же он визуально загипнотизировал. Как только погружаешься в атмосферу фильма, все остальное перестает существовать. И для меня такое восприятие и такой киноопыт многого стоит. Можно придираться ко всему, но если фильм способен оказать такое влияние, то любые споры просто бесполезны.
Брюс Вэйн - харизматичный, уверенный, сильный, миллиардер, плейбой и т.д. и т.п.
Брюс Вэйн Патисона - это какой-то заторможенный эмо подросток, с одним выражение лица! Тощий, даже не удосужился подкачаться для роли! И, Боже, как же он медленно ходит!! Сначала думаешь, что это фишка, с середины фильма начинаешь просто с этого угорать. Патисон опять сыграл вампира из сумерек, только более душного.
А когда он взвизгнул на крыше башни)))
Зои Кравец женщина кошка - о вкусах не спорят, но женщина кошка в её исполнении напоминает котёнка с сигаретой из мультфильма 'Ну погоди'. Смотрится несуразно, когда маленькая, щупленькая девочка, с фигурой мальчика подростка швыряет 100 килограммового мужика. Актёрская игра... не впечатляет ни в одном фильме. Почему её так пиарят - не понимаю.
Пингвин - шикарный! Тут больше сказать нечего. Колин Фаррелл явно постарался.
Ну и сам фильм - скучный и дешёвый. Где крутые боевые сцены, где адреналиновые погони с применением машин, танков, самолётов, вертолётов и разнообразных гаджетов Бетмена?
Ремейки бывают разными. Одни являют собой копирку персонажей и истории, и просто подгоняют старый фильм под новое время и с новыми спецэффектами. Другие же пытаются показать нечто новое. И у каждого из этих направлений появляются проблемы. Первых винят за то, что они лишь 'пилят' на старой истории, и ничего не могут придумать другого, вторых винят за чрезмерный отход от канона, из-за чего фанаты получают не то, на что расчитывали.
Тут Мэтту Ривзу повезло. Ведь Бэтмен тем и уникален, что не Нолан, не Бёртон не показали нам каноничного Бэтмена. Да и комиксы давно уже отошли от этого. В итоге получилось так, что Ривз показал совершенно новый взгляд на этого персонажа, но при этом сделал каноничный образ, и его нельзя упрекнуть не в копии, не в отходе от оригинала. Бэтмен изначально был мстителем в маске, да, однако гораздо больше детектив, нежели воин. И в данном фильме упор идет больше на детективную составляющую, нежели блокбастерную. Так что данный фильм является неким возвращением к истокам и не копирует предыдущие успешные экранизации, за это определенный плюс.
Главным опасением многих любителей супергероики было утверждение Роберта Паттинсона на роль Брюса Уэйна. Лично меня это испугало. Я, мягко говоря, не фанат саги Сумерки, и образ смазливого вампиреныша, который мужественнен как хозяйственное мыло все еще стоит перед моими глазами. Я думал, Роберт не справится с ролью сурового воина. В итоге в данной картине он показывает нам совершенно иного Уэйна, не похожего ни на одно предыдущее киновоплощение. Его Уэйн не отыгрывает перед населением Готэма роль хамоватого плейбоя, как вернувшийся из Лиги Теней герой Бейла, он так же не таинственный весельчак Майкла Китона. Тут он депрессивный и скрытный парень, а вот депрессивность как раз таки Паттинсону играть не впервой. Однако следует заметить, что смотря фильм, передо мной не появилось ощущение, будто в костюме летучей мыши бегает Эдвард Каллен, и для меня это уже знак. И мое мнение - Паттинсон хорошо справился с ролью депрессивного молодого парня, который полностью забросил жизнь Брюса Уэйна, и целиком посвятил себя Бэтмену. При чем он все еще лишь на пути становления, он пока еще не машина как физически, так и интеллектуально, он все еще слишком неопытен, и допускает ошибки.
Хочу теперь в целом поговорить о плюсах и минусах картины:
- Атмосферность. Это первая попытка сделать из истории о Бэтмене нуарный детективный триллер в кино. В комиксах же подобные попытки уже были, при чем имели очень большой успех. Я надеюсь, что фильмов о супергероях подобного стиля станет больше. Все таки я не хочу, чтобы ДС копировали Марвел, зачем нам клон? Марвел пусть и дальше дарит нам прекрасный киноатракцион, ниша ДС же куда более трагичные и серьезные сюжеты.
- Свежесть. Как я уже сказал, несмотря на то, что фильм возвращает нас к истокам образа Бэтмена, именно в кино это свежий взгляд на данного персонажа. Брюс Уэйн впервые показан действительно парнем с искалеченной жизнью, а не миллиардером с Альтер эго. Бэтмен не предстает перед нами стихией, он человек в маске. Пока еще человек.
- Повестка не выходит за рамки. Да, в наше время, как мне кажется, это одна из очень существенных проблем современного кино. Куда не плюнь, повестка просто обязательно должна присутствовать в огромном количестве. Иначе фильм затопят. Несмотря на то, что тут у нас есть и темный Гордон, и темная справедливая женщина-мэр, и смуглая Селина Кайл, которая разок даже произносит расистскую фразу, в картине нет никакого навязывания, от которого хочется плеваться в тех же Мстители: Финал (хоть я и люблю этот фильм).
Теперь о минусах, которые тут, конечно, есть:
- Мало действия. Фильм долго запрягает, долго идет, и довольно 'не эпично' заканчивается. Очень многим любителям трилогии Нолана не зайдет. В любом случае возникнет сравнение, при чем не с первым фильмом, а сразу с трилогией, а у Нолана фильмы и сердцу ближе, и экшена там больше, и герой раскрыт лучше, при этом есть чудовищные козыри в виде гениальных Майкла Кейна, Моргана Фримена и Хита Леджера. Мне зашло даже при том, что я как раз таки обожаю Нолановскую трилогию, однако я могу оценивать фильмы не сравнивая. Судя по отзывам - многие нет. Многим любителям Мстителей так же не зайдет, по той же причине - в фильме очень слабый аттракцион. Попытка уйти от излишней 'блокбастерности' ощутимо ударила по зрелищности.
- Затянутость. Я прекрасно понимаю, зачем фильм идет почти три часа, однако, учитывая то, что события развиваются в очень неторопливом темпе, картину сложно посмотреть всю сразу. Как по мне, нужно было либо укоротить длительность минут на 30-40, либо разбавить бОльшим количеством экшена для разрядки.
- Слишком режущие по глазам логические ляпы, вроде слишком мощной брони. Какой бы не был материал, попадание в маску если не превратит мозги Бэтмена в кашу, то мощности выпущенной пули уж явно хватит, чтобы прокрутить ему позвонки шеи до неестественного положения. Я понимаю, это условности фантастического кино, но как по мне, лучше уж вообще сделать так, чтобы ему по голове не попадали. Как со ртом.
Я не стал расписывать свое мнение о подборе актеров, поскольку мне толком нечего сказать. Вау эффект вызвать может лишь Колин Фаррел, по новому открывается Роберт Паттинсон. Пола Дано слишком мало. Остальные же актеры подобраны не гениально но и не провально, просто не плохо. Те, кого смущает цвет кожи Гордона, советую найти актера, который эпизодически появился в фильме Бертона в роли Харви Дента. Удивитесь. В целом, как я уже сказал, мне понравилась данная картина. И я уверен, что уже в скором времени ее пересмотрю. А такое не часто со мной бывает, когда речь идет о трехчасовом фильме с маленьким количеством экшена и затянутостью.
Фильм The Batman (Бэтмен), 2022: очень ждал этого фильма, но немного разочарован тем, что получил. Теперь по порядку.
Начнем с плюсов. Слава богу в фильме обошлись без 'повесточек' про трансгендеров, геев и негров на каждом углу. Да, в фильме есть пара чернокожих людей, один из них детектив гордон, но это не мешает абсолютно. Второй, немаловажный плюс - фильм чертовски красиво снят. Прям хоть делай нарезку в любой мрачный клип. Очень понравилась стилистика данной ленты. Основная музыкальная тема тоже очень крута, но она была засвечена уже в трейлере... так что 'вау эффекта' не произвела. Нельзя не отметить и отличную игру актеров, особенно понравился Паттинсон. Отыграл отлично, но, к сожалению, полностью ушел в драму.
К сожалению, не обошлось в данной картине и без минусов. Первый минус, который, наверное, заметит любой зритель - это хронометраж в 2 часа 50 минут. Фильм снят в детективном стиле, минимум экшн сцен и больше некого нуара в современном стиле. Выдержать это почти в 3-х часовом фильме крайне сложно. Да и в целом были сцены, которые можно было выфрезать без зазрения совести и сократить фильм на хотя бы 30 минут, что давало бы зрителю не заскучать и также больше проникнуться историей. Также есть вопросы и к самой сюжетной линии, вроде и интересно, но местами абсолютно странная и нереалистичная. Да, это комикс, но сделан приближенным к реализму... так что могли и проработать некоторые сцены более детально и логично. Очень сильно смазала впечатление любовная линия, которая появилась просто на пустом месте. Она там была ни к месте совершенно. Ну и вишенкой на торте - худой Бэтмен. Все же Паттинсон мог подкачаться чуть лучше или могли просто не показывать его с голым торсом.
По итогу могу сказать так: если будут делать продолжение, то нужно обязательно сократить хронометраж и сделать акценты на персонажах. Можно и экшна завезти побольше, а не 1.5 драки на фильм.
PS: фильм мне понравился, но получился хуже, чем я ожидал от трейлера.
Я давно ждал этот фильм, мне нравится персонаж, нравится актер. И вот он вышел. Оценки высоченные, почти все отзывы хвалебные, ну я взял и посмотрел.
Картинка в фильме очень красивая, этого не отнять. Музыка неплохая, если не считать музыкальной темы Бэтмена, которая своим частым появлением очень раздражает.
Итак, почему же скучный? Все просто, в нем нет глубины и нет контрастов. Сюжет проходной, не цепляет. Причем он до ужаса прост, весь его смогли уложить в 2-ух минутный трейлер, но при этом размазан на 3 часа фильма. Но бог с ним с сюжетом, не в нем счастье. Контраст должен быть всегда и во всем, чтобы было увлекательно смотреть: в сюжете, в персонажах, в картинке. Но здесь его нет ни в чем. Ни капли юмора, который разбавил бы и усилил драму, ни каких противоречивых черт у персонажей, которые сделали бы их интересными.
Персонажи нехаризматичные и самый нехаризматичный из них это Бэтмен, а при том что в кадре он 99% фильма это становится проблемой. Как Брюс Уэйн он ужасен, тошно смотреть, а как Бэтмен он смешон и неубедителен. Это прямо пример, как НЕ надо писать персонажей. Плюс опять, на мой взгяд, мискаст, как и в Бэтмене Нолана азяли актера с высоким голосом, и ему приходится кряхтеть и шептать, чтобы выглядеть убедительно, но создается обратный эффект. На Женщину-кошку приятно смотреть по объективным причинам, но как персонаж она скучна и пуста. Если бы я заранее не знал, что это Женщина-кошка, то я бы и не понял что это она. Остальные персонажи точно такие-же, можно выделить только Загадочника, на его кривляния порой смотреть забавно, но ведет он себя не как Загадочник, а как Джокер на минималках.
И вот все, что я выше описал длится почти 3 часа. Тяжело.
Что будет если скрестить Тома Круза с Человеком-пауком и добавить немного «Пилы»?
Правильно! Бэтмен 2022!
Итак, Готэм. Наши дни. В городе завелся очередной злодей… Но злодей ли это?
Думаю, все мы ожидали от нового фильма — продолжение мрачной жизненной атмосферы, уже ставшего культовым Джокера 2019.
Той смеси социальных проблем, нуара Готэма и маскарадного ретро с Хоакином Фениксом, которые нам так полюбились!
Но нет… в данной кинокартине мы этого не увидим.
А увидим мы беспорядочную беготню с гаджетами, картонные бессмысленные махачи и отсутствие хотя бы одного персонажа, которому хочется сопереживать!
Справедливости ради, сценаристы попытались заложить фундамент социальных противоречий. Однако, попытка не увенчалась успехом.
Как известно, музыка — это половина (если не больше) успеха фильма.
Так вот… тут её нет. Точнее, для Бэтмена продюсеры решили не заморачиваться созданием своего уникального саунда. Всё очень банально.
Ну и наконец, кастинг. Тот случай когда абсолютно все актеры подобраны неудачно. И персонажи из спинофф-сериала «Готэм» дают фору главному блокбастеру 2022!
Что касается главной звезды, то из Роберта Паттинсона такой же Бэтмен, как из меня терминатор!
Ну не подходит этот смазливый субтильный вечный мальчик на роль брутального Брюса Уэйна!
В итоге скучный, долгий, безжизненный, картонный кино-фастфуд.
Не было никаких сомнений в том, что Мэтт Ривз может снять крутое кино в плане сюжетных перипетий, не было сомнений, что он может снять его красиво. Последние 2 его картины: «Планета обезьян: восстание» и «Планета обезьян: война» 2014 и 2017 годов — вторая и третья части трилогии приквелов «Планеты обезьян». Это были 2 разных фильма, но оба вышли со своими сильными чертами. Первый цеплял политическими играми и идеологической безысходностью — конфликтом между теорией и практикой. Вторая лента стала отличным роуд-муви боевиком с большой эмоциональностью и впечатляющим финалом. Хотя бы поэтому не было сомнений, что «Бэтмен» будет грамотно гнуть свою линию.
Что касается сюжета, то он разделен на несколько главных линий, и каждая со своими отклонениями. Во-первых, у нас, конечно, есть противостояние Загадочника и Бэтмена, которое хоть и является катализатором действия, но приводит к неожиданным ответвлениям. Далее, взаимоотношения Женщины-кошки и Бэтмена, которые как-будто развиваются чересчур быстро: в одной сцене Селина говорит о своей независимости и достаточной силе, а в следующей уже жалуется, мол Роберт Паттинсон посылает её на потенциально опасное задание. Кроме того, через данный подсюжет Ривз как-бы невзначай пропихивает современную леволиберальную повестку, когда Селина, а вместе с ней и Брюс Уэйн ощущает на себе всю тяжесть жизни в патриархальном обществе и ловит на себе взгляды «белых привилегированных мудаков».
Наконец, линия, которую отчаянно пытается раскрыть общественности Загадочник, который, кажется, сбежал прямиком из «Бойцовского клуба» из альтернативной вселенной, и поэтому очень жаль, что его историю и тонкости его характера, которые, впрочем, возможно и отсутствуют, — просто не удосужились раскрыть, поэтому временами он банально косит под Джокера. Он провожает Брюса Уэйна по всем этапам своего плана, от которого герои постоянно отходят, иногда по воле Загадочника, иногда нет. Ну и разумеется, история взаимоотношений Роберта Паттинсона и двух близнецов у входа в ночной клуб, где даже дверь — отдельный персонаж. Если искать наиболее приближённого к данной картине Бэтмена, то можно провести явные и не только параллели с «Возрождением легенды» — и расслоение сюжета, и схожая тематика, за тем исключением, что тема мести в финале трилогии Нолана задвинута на самые дальние планы.
Мэтт Ривз в очередной раз переосмыслил концепт миллиардера-затворника, бьющего морды преступников по ночам, и всей его истории. Бэтмен вышел у него просто человеком. Без космического пафоса, чудовищных преодолений себя и героического надлома. И Роберту Паттинсону идёт этот образ, когда он прямо говорит то, что хочет сказать; когда он почти не срывается, хотя и дерётся с яростью психа; когда он думает; когда он проявляет доброжелательность. Однако наиболее заметно движение по направлению к теме а-ля «Этот край проклят спасителями», в том числе когда режиссёр задевает то, что негласно было неприкасаемым — Марту и Томаса Уэйнов, — но всё же оставаясь в определённых границах такой дерзости.
Начало фильма навеивает параллели с «Хранителями»: убийство в собственной квартире, грязный и прогнивший город, закадровый голос, озвучивающий мысли из дневника главного героя. Хотя здесь в тоне, конечно, звучит больше надежды. Мэтт Ривз не только переосмысляет, но и ссылается. Чего только стоит этот классический кадр: Бэтмен смотрит наверх, откуда под голландским углом его снимает камера, или пролет человека-летучей мыши мимо винтовой лестницы. И такого полно: хотите любых драк, отсылающих на драки из работ Нолана и не только? Пожалуйста: тут и битва в ночном клубе, и в полной темноте, которую рассекают только короткие вспышки от выстрелов оружия, и даже сражение в дымовой завесе, которое напоминает о тех временах, когда Бэтмена играл ещё Майкл Китон. Конечно, нельзя не сказать о постоянных крупных планах с маленькой глубиной резкости, которая создаёт размытость на большей части изображения. И со всей этой винтажностью соседствует абсолютное наплевательство на законы физики и вследствие этого довольно небрежная компьютерная графика. Ну камон, детонирование взрывчатки прямо в лицо, когда тебя ещё откидывает на 5 метров — это даже по супергеройским меркам выглядит смехотворно.
Как же до неузнаваемости загримировали Колина Фаррелла! И всё же его глаза остаются на виду, а талант актёра никак не скрыть под тоннами грима. У него было минут 20 (это в трехчасовом фильме-то) от силы, но каждую секунду, когда зритель наблюдал за ним, он выдавал что-то новое: от строжайшей невозмутимости до полнейшего безумия. Роберт Паттинсон, хоть и выглядит чересчур не как Бэтмен: не хватает ему ни мышечной массы (ну это если сравнивать со здоровыми Аффлеком и Бэйлом), ни зрелости лица, ни шрамов — вероятно, гримёры были слишком заняты мистером Пингвином, — но всё равно есть в защитнике Готэма какая-то изюминка. То ли та же человечность, то ли предельная ясность героя, то ли воспитанность, которая заставляет мстителя в маске сначала попытаться постучаться в логово злодея и просто поговорить, то ли юношеская надежда, никак не тонущая в финчеровском мраке даже несмотря на полное одиночество — почти нет сцен, где Роберт Паттинсон играет Брюса Уэйна, да и дворецкий здесь появляется как довольно пассивный герой, — всё это не влюбляет, но вызывают неподдельный интерес к персонажу Роберта Паттинсона.
«Бэтмен» жонглирует сюжетными линиями, поступательно выполняя одну задачу за другой так, что в какой-то момент удивляешься, как же много здесь концовок, завершений и пересечений, а кино закрывается как матрёшка. Мэтт Ривз аккумулирует в своём фильме все знания о Бэтмене в неонуарной обёртке, посыпая их авторским подходом и глядя на любое клише под несколько необычным углом. Что уж там до кругов вокруг глаз, которые всё же имеют большое значение в контексте ленты, — здесь даже таймер на детонаторе срабатывает не как это принято — с большим опозданием, а значительно раньше установленного времени.