С таких слов стартует новый 'Бэтмен' от режиссера Мэтта Ривза. С такого, слегка волнительного ожидающего страха, начались эти почти 3 часа визуального великолепия.
Я, как и многие, слишком заранее начал это несправедливое сравнение с трилогией Кристофера Нолана. Подмечал какие-то более свежие находки, вычленял схожие диалоги с Альфредом, ухмылялся обстановке особняка Уэйнов. Но это все совсем неважно, как оказалось после сеанса.
Оказалось, что Ривз сумел создать практически идеальный триллер на благодатной комиксной основе. Его злодеи по-настоящему пугают (Пол Дано, мое уважение), а эта гнетущая атмосфера бесконечно сдавливает еще молодого и дерганого Брюса Уэйна в стальных тисках. И он не справляется. Он бьет, психует, учится, снова бьет. Такого жесткого Бэтмена мы не видели никогда, а жесткость эта растет из неопытности, бессилия перед обстоятельствами. Здесь рядом нет вечно правильного Альфреда, и еще нет острых моральных устоев. Но от того все выглядит намного сильнее, натуральнее.
Ну и этот саунд от Майкла Гьяччино - чистое удовольствие, 10 из 10 на музыкальном соответствии картинке.
Если отмечать персоналии: темный рыцарь от Паттинсона очень нравится. Это совсем не тот окрепший герой, каким мы видели его ранее, но он уже становится страшной легендой Готэма. Угловатый, молчаливый, еще пока яростный - сильно хочется посмотреть на него в грядущих сиквелах. Селина Кайл - обаятельнейшая, конечно, дама, в трейлерах явно недопоказали ее характера, умений и чувств. Прекрасная молодая женщина-кошка.
Пол Дано - звезда второго плана этой картины. Истинный маньяк, он сумел не раз напугать не только зрителя, но и самого Бэтмена. Аплодирую и снова.
По остальным же - некто не слетел, разве что только Фальконе выглядел довольно карикатурно, но когда такого не было даже в великих фильмах?
Страх оказался лишним. Этот Бэтмен оказался шикарной одой Дэвиду Финчеру, разбавленной такими доселе другими героями любимой вселенной. Операторские решения выглядят фантастически, это действительно красивое, это стильное, это сценарно отличное кино.
8.5 из 10
Почти девятка, но ее оставлю на будущий сиквел. Ведь какая затравка была на него, мама мия!
Я ждал этот фильм ровно с того момента, как увидел первые кадры. Уже по ним стало ясно, что кино получится как минимум невероятно стильное. И это ожидание оправдалось!
Паттинсон идеально вписывается в роль еще не опытного, всё еще не сдерживающегося, но уже имеющего моральный компас и кодекс 'не убей', Бэтмена. Он здесь ощущается очень физическим: ты буквально чувствуешь необходимую тяжесть его костюма, силу ударов в хорошо поставленных боях. Роберт так же круто смотрится, и как Брюс Уэйн, который прописан скорее не как миллиардер-плейбой, а как отшельник, всё еще не отошедший от трагедии детства. Это точно интересный подход, который создает атмосферу психологического триллера/детектива.
С актерским составом тут вообще всё очень хорошо. Пол Дана просто крадет сцены с его участием. Да и сам подход к персонажу Загадочника очень актуализировали под наше время. Ему веришь, его боишься, его хочешь посадить за решетку Аркхэма. Саспенс, связанный с ним, очень напоминает 'Зодиак' Финчера, а это очень хороший комплимент. Противостояние с ним сугубо интеллектуальное, из-за чего до третьего акта фильм ощущается как нуарный детектив.
Роль Пингвина тут исполняет Коллин Фаррелл, хотя его загримировали так, что я никогда бы не узнал! Его персонаж тоже менее комиксный, приближенный к земле, но не слишком. Интересно, что с ним сделают в сиквеле.
Зои Кравиц вписалась в роль Женщины Кошки идеально. Ее походка, взгляд, удары выполнены с необходимой грацией кошки. И главное: ее персонаж введен не для фан-сервиса, она двигает сюжет почти наравне с Бэтменом.
Как оказалось, режиссер Мэтт Ривз, уже признанный мастер триллеров, еще и обладает храбростью выпустить трехчасовой фильм в эпоху диванного просмотра кино. Но предупреждаю: смотреть это визуальное совершенство необходимо на большем экране. Смотря фильм, понимаешь почему было решено сделать фильм таким долгим: в нем столько нужных сюжетных линий, много персонажей, и на всех хватает время. Прям представляю, как Ривз спорил с продюссерами, доказывая необходимость каждой сцены. И правда, хоть сцены и долгие, но они никогда не затягиваются слишком сильно. Они скорее заставляют тебя смаковать атмосферу и создают приятный саспенс.
А смаковать тут есть что: каждый кадр десять раз обдуман, сто раз выверен и отполирован до блеска. В кинотеатре я мечтал о кнопке print screen примерно каждые две минуты! Оператор Грег Фрэйзер, которого видимо ограничивали в Дюне, разошелся на полную и экспериментировал со всем, чем мог. Давно не получал такой визуальный экстаз от просмотра фильма. Гнетущей атмосфере погрязшего в криминале Готэма способствует и очень давящая музыка композитора Майкла Джаккино. А песня Something in the Way by Nirvana вписалась идеально. Сцены с ней я буду пересматривать еще не раз.
Отдельным плюсом я бы хотел назвать самодостаточность фильма. Да, тут есть буквально одна сцена, прямо намекающая на то, что будет в сиквеле. Однако в целом фильм ощущается как stand alone произведение. Даже если вы ничего не знаете про персонажа, вам всё будет ясно. Тут нет постоянных отсылок ради отсылок, которыми полны фильмы Марвел и которые иногда отвлекают от фильма. И соответственно нет желания смотреть на ютубе 'топ 100 деталей которые вы не заметили!'. Вместо этого мне кажется контент вокруг фильма будет посвящен видеоэссе, рассуждающими о темах и символах кино.
Конечно, без минусов не обошлось. Из-за того, что Брюс здесь это отшельник, не ощущаешь особой разницы между ним и его альтер-эго. Мы словно всегда видим на экране Бэтмена, просто иногда он без маски и туши под глазами. Также мне не хватило взаимодействия с Альфредом. Ощущение, словно несколько важных сцен с ним вырезали на монтаже. Надеюсь, что в слеюущем фильме их отношения станут глубже. Также иногда меня раздражало неуязвимость костюма даже для пуль.
Подводя итог, если вы готовы просидеть три часа в кинотеатре чтобы получить визуальное удовольствие и порассуждать вместе с режиссером о психологии аутсайдеров, то вам нужно в кино. Если вы фанат Бэтмена, вам нужно в кино. Если вам надоели фильмы марвел, и вы хотите чего-то свежего в жанре, вам нужно в кино. Фильм стоит трех часов, которые вы на него потратите.
Наверное, многие могут не согласиться со мной, но Роберт Патиссон в роли Бэтмена – это очень удачный выбор. Бэтмен почти всегда был мрачным и тяжелым персонажем, но безусловно стойким, сильным и непоколебимым в своих убеждениях. Это отличает все воплощения персонажа. В то же время, в наше время повальной рефлексии, слабостей и потерянности сыгранный Патиссоном персонаж более всего может резонировать в душах зрителей (опять же, сужу по себе). Возможно, поэтому такую большую часть аудитории одолело неприятие Бэтмена, который потерян, внутренне сломлен и слаб, - потому что люди не любят видеть свое отражение. Это смелый ход, удачный, как мне кажется.
Атмосфера фильма, очень во многом взятая из триллера «Семь», выглядит под стать герою. Здесь все и всё потеряно, даже город потерян настолько, что изображен очень смазано, как мертвые декорации (в рецензиях я видел мнение, что Готэм, являющийся полноправным героем историй про Бэтмена, в фильме словно отсутствует, но, возможно, это сделано намеренно). Положение дел настолько отчаянное, что выход можно найти, в итоге, только при помощи психопата, который один своей бескомпромиссной жесткостью может сорвать маски с волков, пожирающих город изнутри. Только еще более страшный, безумный зверь может проредить ряды коррумпированных вампиров.
Наверное, отчаяние – это одна из основных тем этого Бэтмена. Она обыгрывается во всех происходящих событиях, среди которых потерянный герой пытается найти путь к хоть какому-то свету. Что приятно, в итоге он и сам меняется, и становится «светом» для окружающих.
Мне очень понравились все персонажи, и Кошка, и Пингвин, и Альфред (пусть сцен с его уместной колкостью преступно недостает). Мне понравилась постановка экшен-сцен, хотя я готов согласиться, что их недостаточное качество скромно прикрыли темнотой происходящего на экране. Мне понравилось, что наконец-то Бэтмена показывают детективом, что неизменно присутствует в комиксах, но в предыдущих экранизациях было вычеркнуто в угоду «супергероике».
Я искренне считаю этот фильм отличным, с удовольствием несколько раз пересмотрел, и сейчас, после изложения своих мыслей о нем, подумываю пересмотреть еще раз.
Бэтмен 2022 - это нуарный детектив, который с первой минуты погружает тебя в атмосферу мрачного Готема, где происходят страшные события
Бетмен одержим местью и это его движущая сила. Он принимает участие в расследовании убийств, на месте, которых находит загадки, адресованные ему. Такой элемент игры очень характерен для сумасшедших серийных убийц, одержимых своими идеями, что хорошо продемонстрировано в фильме «Семь» и «Зодиак» Финчера.
Так как я являюсь фанатом таких детективов, а в фильме проглядываются сходства с ними, я получала наслаждение от того, как Брюс разгадывал послания и шёл по кровавому следу, дабы поймать убийцу. (конечно, в оригинале загадки будут звучать интереснее из-за игры слов в них.)
Зои Кравиц в роли женщины кошки выглядела завораживающе, и ее образ с простой маской, кошачьим макияжем и когтями очень подходил ее персонажу.
Загадочник - забавный и пугающий одновременно персонаж. Он хочет добиться справедливости и разоблачает коррумпированную систему своими насильственными жестами. Подбор актера был интересным, так как выглядит он не как типичный злодей из супергеройского кино, а больше напоминает маньяка, которого можно встретить в реальной жизни: непримечательный и безобидный на первый взгляд, но стоит ему надеть маску- он превращается в монстра.
Патинсон справился с ролью на отлично, он привнёс в персонажа что-то своё. В нем чувствуется боль и груз пережитых травм, он выглядит задумчивым и замкнутым в своей голове, одержимый местью, совсем ещё не такой зрелый и осознанный Брюс, которого мы знали в фильмах Нолана, но от этого и интереснее наблюдать за развитием персонажа.
Отдельно хочу отметить перевоплощение Колина Фаррелла в пингвина. Грим сделан настолько великолепно, что актера было совершенно не узнать. Его актерская игра тоже была на высоте, он хорошо воплотился в мафиозника жадного до денег и власти.
Хочу поговорить об атмосфере фильма. Здесь режиссёр следует примеру «Джокера» и делает фильм максимально мрачным: все действие происходит исключительно ночью или на закате, от этого чувствуется, что Готем погряз в криминале и совсем нет надежды на его спасение. Здесь мы видим красивые кадры с силуэтами, драматический свет, неон и все это под саундтрек Нирваны Something in the way. Те кто любит такую эстетику, получат огромное удовольствие.
Подводя итог могу сказать, что фильм оправдал ожидания, я получила атмосферу, хороший экшн, прекрасную актерскую игру, переосмысление Бетмена, как персонажа и даже новый дизайн его машины.
Новый Бэтмен разительно отличается от предыдущих. Он стал более сдержанным, серьёзным и рассудительным. Отличный каст, интересный сюжет и, одновременно, чересчур растянутый хронометраж делает его одним из самых неоднозначных и многогранных фильмов 2022 года.
Пройдёмся по всем пунктам для адекватной оценки фильма:
1. Задумка, сюжет, оригинальность, диалоги
В данном критерии фильм обгоняет почти все фильмы франшизы про летучую мышь. Строение фильма в стиле детектива идёт картине на пользу. Этот добротный детектив умело переплетается с любовной линией двух главных персонажей.
Также стоит отметить выбор Загадочника на роль главного злодея фильма. Это необычно, свежо и интересно. Однако, в этом есть и свой минус: Пингвину уделили недостаточно времени, оставив его на втором плане.
Что касаемо диалогов, они тут просто хорошие. Их не испортили пафосом, они вполне уместны.
2. Игра актёров
С этого пункта у фильма начинаются небольшие проблемы: каст не вывозит. В некоторых сценах кажется, будто актёров специально просили переигрывать. Мимика и движения в определённых местах неуместны.
Рассмотрим это на примере двух основных действующих лицах.
Роберт Паттинсон в присущей ему манере, во многих сценах стоит с каменным лицом. Согласен, от его персонажа особо не ждёшь эмоциональности, но и бесчувственным он быть не должен.
Его антипод - это антагонист картины - Загадочник, роль которого сыграл Пол Дано. В данном случае мы видим уже перебор актёрской игры. Да, персонаж требует некой 'ненормальности', но эта 'ненормальность' не должна перерастать во что-то на подобие Джокера. Этот злодей требует от актёра 'загадочности', а не выпендрёжа и 'мимической катастрофы'.
К остальным актёрам претензий нет, они очень хорошо вписываются в антураж картины.
В этом аспекте фильм зарабатывает балл без каких-либо вопросов. Голливудские операторы знают за собой дело - кино получилось очень красивым, мрачным и одновременно сочным.
Монтаж размеренный, не напрягает глаз. Некоторые кадры настолько сильно въедаются в память, что порой не понимаешь, неужели это реальные съёмки, а не кадры из игры.
Цветокор подчёркивает болезненность картины Готэма, который прогнил изнутри. Давящие оранжево-жёлтые оттенки напоминают давно прогрессирующую ржавчину. Музыка подобрана в тему, к ней тоже никаких вопросов.
4. Реалистичность, логичность
Тут уже имеются некоторые вопросы. Понятно, что настолько долгий фильм подразумевает возможные дыры в сюжете или его рваность, эта картина не стала исключением.
Имеются две претензии, и первая из них - это слишком медленное развитие действий, но при этом очень быстрая подводка к финалу и его разрешение. На протяжение всего хронометража ты привыкаешь к размеренности и неспешности фильма. Финал, который врывается, вышибая дверь разумности с двух ног, сбивает с толку. Нам не показывают процесс подготовки к этому, а ставят перед фактом. Однако, стоит заметить, что супергеройка DC часто страдает этим недугом и удивляться тут нечему.
Второй аспект, это действия Бэтмена в этом самом финале. В полной мере без спойлеров рассказать это не получится, но я всё же попробую в общих чертах. Главный герой предпринимает ряд бессмысленных действий, от которых не меняется ровным счётом ничего, зато тот получает некоторые увечья.
О реалистичности тут говорить не стоит, ибо это вымышленная вселенная и герои в ней, как правило, неубиваемые.
5. Хорош ли в своём жанре?
Да, вполне себе достойный перезапуск, который показался куда более продуманным и насыщенным, чем его предшественник 1992 года. Однозначно один из лучших фильмов про Бэтмена.
6. Интерес при просмотре и захватываемость
Позволю себе ещё раз упомянуть хронометраж картины. Не каждый фильм на 3 часа смотрится с таким же интересом. Было бы идеально, если бы данное произведение шло хотя бы на полчаса меньше, но и при имеющейся длительности, смотреть его было отнюдь не скучно. Фильм держит в напряжении от начала и до самого конца, постепенно сбавляя обороты, а потом будто взрываясь под конец.
7. Непредсказуемость и саспенс
Да, это кино непредсказуемо своим финалом, он вышел довольно неожиданным, как я и упомянул выше. Однако, по ходу самого фильма, все неясные моменты разжёвываются и подаются в том виде, в котором они задумывались. За историей не всегда получается следить именно как за детективом - уж слишком порой правда лежит на поверхности.
8. Эмоции или раздумья во время (после) просмотра
В данном критерии ничего не могу отметить, так как не испытывал никаких эмоций, кроме разве что, удивления в некоторых моментах. Фильм не заставляет о чём-то задумываться. Он идёт по канону вселенной и не поднимает какие-либо внутренние проблемы человека, а скорее только обнажает проблемы и гнилость мира, который окружает персонажей.
9. Перевернул ли фильм мировоззрение или поразил своей необычностью? Заставил ли что-то переосмыслить?
Нет, однозначно нет, это не психологическое кино. Это, в первую очередь, боевик с элементами детектива, который не наделён сверхглубоким смыслом. Поэтому этот пункт мимо.
10. Стоит ли смотреть и пересматривать?
Да, стоит. Он обязателен к просмотру фанатам франшизы. Фильм получился знаковым, определяющим путь развития вселенной и ответвления с Готэмом.
Остальным же, я рекомендую всё же ознакомиться с данной картиной для понимания нынешнего уровня кинематографии во вселенных супергероев. Если же вам это неинтересно, не тратьте своё время.
Итог
Резюмируя всё вышенаписанное можно смело сказать - да, этот фильм хорош. Несмотря на все косяки, Мэтт Ривз отлично справился со своей работой над проектом, со вселенной которого он раньше не имел дел. Повторюсь, что это достойный перезапуск легендарной истории, за последующими фильмами которой будут наблюдать с неподдельным интересом.
Это хорошее кино. Не лучшее, но хорошее. Возмездие наступило.
Говорят, Мэтт Ривз мечтает создать новую вселенную вокруг комикса о темном рыцаре. Официального объявления не было, но планируются как минимум ещё две новые картины нового Бэтмэнвёрса.
Ривз, за плечами которого остались успешные «Планеты Обезьян» и «Кловерфилд», проделал колоссальную работу, слепив мрачный, гнетущий, на пересечении меланхолии с готикой Готэм, в котором почти не осталось места свету и правде. От архитектуры и костюмов до цветопередачи и саундтрека Нирваны – всё подчинено идее передать хаос, безумие и фатализм улиц нового Готэма. На одной из пресс конференций картины Колин Фаррел признавался, что вся съемочная площадка искренне переживала за здравие режиссёра, который на протяжении двух месяцев не выезжал со съёмочной площадки.
Одной из отличительных черт Бэтмена является желание Ривза показать историю о супергерое максимально приземлённой и очеловеченной — он сомневается, оступается, ошибается и сходит с ума, всё как у людей, здесь гораздо больше Брюса Уэйна.
Роберт Паттинсон – алмаз независимого кино, воспетый призраками прошлого (Верног Херцог) и злыми гениями настоящего (Клер Дени и Дэвид Кроненберг) — спустя десять лет после окончания саги всё таки решает выйти из сумрака инди проектов, чтобы стать самым молодым исполнителем роли Бэтмена в истории — на момент съёмок англичанину было 34 года. Бэтмену Паттинсона удаётся передать и воплотить тревогу, двуликость персонажа, что позволяет Роберту стать в один ряд с героями прошлого Адамом Уэстом, Джорджем Клуни и Кристианом Бэйлом.
Коллин Фаррел и Пол Дано выступили антагонистами, сыграв Пингвина и Загадочника. Британцу блестяще удалось выполнить трюк с перевоплощением: за килограммом побелки, шрамами и кривоватой улыбкой невозможно узнать Фаррелла. Ещё юный Пол Дано в чьём послужном списке уже значатся работы с такими титанами как П-Т. Андерсон, Паоло Соррентино и Дени Вильнёв крадёт шоу с минуты появления – Загадочник, серийный убийца, практически Зодиак, тот самый злодей, в котором Готэм больше всего нуждался.
Очевидно, что вся команда, которая стоит за производством картины отнеслась с большим уважением и трепетом к его поклонникам. Бэтмэн - это культурный феномен, который в этом году облекли в новую форму. И Мэтт Ривз может гордиться тем, что магия больших экранов сможет хоть и ненадолго, но отвлечь от ужасов нашего личного Готэма.
«Ты — Возмездие»: Рецензия на фильм Мэтта Ривза «Бэтмен»
Сюжет нового ответвления во вселенной DC начинается с появления в Готэме нового злодея — Загадочника. Тот скрупулёзно выслуживает своих жертв, оставляя послания для Бэтмена, тесно связанные с историей семьи Уэйнов.
Актёры:Паттинсон справился с ролью отшельника. Как днём, так и вечером, на которого ополчился весь город. Впрочем, так всегда было в Готэме Билла Фингера (истинный создатель комиксов про Бэтмена, в то время когда Боб Кейн мало учувствовал в его создании). Преступность не дремлет, и, похоже, в отчаянный момент всем вдруг понадобится поддержка, раны которые бередят каждого жителя этого города, поздновато, но отзовутся в помощи Его. Понравилась сцена, где за ним пошли как за Моисеем через Красное море, хотя за освещение вод красным цветом отвечает фальшфайер. Частично, на образ Роберта повлиял почивший лидер рок-группы Курт Кобейн, а сам Паттинсон показал, что даже сквозь броню его персонаж уязвим.
Зои Кравиц исполнила блестяще роль. Она вторая афроамериканка, исполнившая роль Селины. Однако, с тем же успехом можно сказать что Джеффри Райт первый Гордон (не белый). Да и вообще, важен ли цвет кожи, когда такая красавица с глиттерами под глазами (участвует во второй раз в кинокомиксе, впрочем, как и её коллеги. Что Райт, Энди, Фаррелл и другие кого обделил вниманием, хоть раз да были по другую сторону Marvel. Её Селине маска не нужна, чтобы заявить о себе, но встреча с Бэтменом поможет её неоднократно.
Понравилось то, что оба были не равнодушны друг к другу и сразу перешли к делу. В сценах царапания накладными коготками она вдохновлялась видео о кошках и львах в дикой природе, применяя в боевых сценах.
Пингвин в исполнении Фаррелла - настоящий Тони Сопрано. Гангстер, какой есть, пока ещё не заслуживший почёта в криминальном мире и выступающий пешкой в игре героя Туртурро.
К, слову очень запомнилась роль Кармина Фапльконе от Джона. Он постарался запутать не только сломленного Уэйна, но и весьма попортить существование героине Кравиц.
И, конечно Пол Дано, вдохновившийся Зодиаком, орудовавший в 70-ых. Наблюдая за его игрой видно, как сильно он готовился к роли антагониста. В его игре мне запомнилось то, что он смахивает на Леджера из «Тёмного рыцаря» осуществляя пытки перед экраном телефона. Но, как говорится, на одного психопата найдётся другой. Чуть ближе мы поймём, кто с диким хохотом ворвётся в сиквел и станет крептонитом ГГ.
Всё остальное: «Бэтмен» длится почти три часа. Увы, нельзя сказать, что такой хронометраж полностью оправдан: некоторые сцены искусственно затянуты, чтобы позволить зрителю полюбоваться эстетичными кадрами. Несмотря на то, что в проекте Ривза играет Паттинсон (будучи бывший вампиром, хотя возможно это случайное совпадение, по которому он стал «возмездием» в картине от режиссёра американского ремейка Йона Айвиде Линдквиста), это еще не все сюрпризы, из-за которых стоит смотреть фильм. Прежняя команда Ривза, с которой у него завязались дружные отношения на съёмках «вампирской саги» присоединились к составу нового тёмного рыцаря. Грег Фрейзер блистательно выдерживает камеру и следит за героем, который с проворностью ласки, то взбирается на верхотуру, то падает без вреда для здоровья и попутно уничтожает зло. При этом удивило, что броня молодёжного Бэтмена в этот раз пробивается. Оператор не забывает показать «кошмар, летящего на крыльях ночи» любителем подраться. Крупным планом показано, как Уэйн пытается совладать со своим эмоциями и всё же не отказывает себе в удовольствии допытываться до правды без маски. Характерный подчерк Фрейзера отражён в перевёрнутой машине Пингвина, где также Ривз использовал сцену в американском ремейке про девочку-вампира (когда в шведском романе такой сцены в помине не было), в моменте переворачивающегося Хокана.
Майкл Джаккино – композитор кои музыкальные темы всегда заволакивают в одеяло ужаса, подводящие к мистическим моментам. Особенно запомнилась заунывная тема Загадочника. Ну, и Селины Кайл. Как же не обойти внимание её музыкальное появление, идеальное и такое же эффектное.
На посту режиссёра, Ривз справился со всей перечисленной задачей. Изобразил своего «тёмного рыцаря» не бесчувственным борцом с преступностью, но испытывающий чувство вины, даже за ребёнка с аналогичной историей. Но, в дань уважения Нолану, в Бэт-пещере также летают «крысы с крыльями». А также в картине есть несколько сюжетных линий, которые Ривз раскрывает максимально подробно. Несмотря на хронометраж почти в три часа, он оправдывает всё выше сказанное. Видно во многом, что Ривз горячий поклонник «тёмного рыцаря». Ясно одно он нацелился с широким размахом переплюнуть трилогию Кристофера. Судя по его детской истории о мистическом знаке возникшим с ним когда-то.
Впечатления: Несмотря на то, что фильм отменили по всей России (несправедливо, знаю), всё же ваш покорный слуга, смог отыскать лазейку. А значит и вы сможете насладится этим зрелищем, пускай не в 3D и кинотеатре. Зато эффектности картине не занимать. Нуарная версия Ризва совместила в себе стиль «Лица со шрамом», «Клана Сопрано» и других гангстерских картин XX века. А поэтичный Бэтмен, рассуждающий про себя и разъезжающий на Plymouth Fury 1958 года (вылезла из романа Кинга), удачно дополняет эту эстетику мрачную эстетику.
Что мы знаем о Бэтмене на сегодняшний день? Сколько фильмов мы видели о нем? Сколько актеров мы видели в этой роли? Получилось ли Мистеру Ривзу нас удивить?
Обо всем по порядку.
Признаться честно, ожидание картины и просмотры трейлеров бросали от края к краю с нехорошими мыслями о том, не будет ли это очередной подростковый экшн с заявкой на серьезность, или же мы увидим что-то необычное и новое. Что же дал нам Мэтт Ривз в итоге?
Мы можем наблюдать совершенно нового Брюса Уэйна (Роберт Паттинсон), все еще остро переживающего смерть родителей и видящего себя в мальчике, чей отец стал первой жертвой в цикле убийств Загадочника. Он все еще уязвим, он совершает ошибки, он еще не обрел того стального спокойствия и уверенности в каждом шаге, к которым мы привыкли. Его костюм еще прост, практически самоделен, он не скрывает свой истинный голос и перечит Альфреду почти во всем. Он только ступил на свой путь, всего 2 года Брюс живет во тьме и защищает любимый город. Гордон хочет верить ему, но пока все еще борется с собой и сомневается. В этом Бэтмене остался страх - страх перед высотой, страх после потери родителей, страх неизбежного зла творящегося вокруг. Мы видим его насквозь, даже когда он в своей броне, мы чувствуем его боль и ярость. Этот Бэтмен жесток, беспощаден, он действует инстинктивно, на ощуп - он закаляется и рвется к отмщению. Отмщению не только за смерть родителей, а за всех и вся, он все еще верит, что Готэм можно спасти и изменить к лучшему. Он еще молод, но отнюдь не наивен.
Все это сильно приближает героя к нашей с вами реальной жизни. В этот раз мы не видим роскошной жизни Брюса, как и помпезных, супердорогих примочек Бэтмена. Его автомобиль не встретишь на дорогах в обычной жизни, но и запредельно нереальным его тоже назвать нельзя. Не могу не отметить специальные линзы, которые записывают все происходящее (ведь где-то мы это уже видели и знаем как это работает (отсылка к 'Черному Зеркалу')). Мы видим жизнь Селины Кайл, работающей в клубе, живущей в маленькой квартирке, похожую на реальность. Антагониста Загадочника, который выходит на связь с Бэтменом по Facetime и не гнушится делать стримы и выкладывать видео для своих подписчиков, используя такой актуальный и действенный рычаг давления в наши дни, как интернет и СМИ. Мне нравится видеть эту адаптацию, мне нравится видеть что-то новое и по-простому более менее настоящее и приближаться хоть на время к героям Готэма.
Актерский состав довольно разномастный - но в том и фишка, так как сама заявка фильма уже значительно отличается от канонов, другого и не ожидалось. Поначалу казались слегка не убедительными - комиссар Гордон и женщина-кошка в исполнении Джеффри Райта и Зои Кравиц. Гордон получился местами неуверенным, а Селина слишком миниатюрной и нежной для драк с крутыми и сильными парнями. Но в дальнейшем, мы понимаем, что эти герои тоже стоят у истоков своего пути, их жизнь изменилась, в том числе из-за нового мстителя в Готэме и единственное, что остается - это адаптироваться под новые реалии. Женщины-кошки в этом фильме еще нет, Селина молода и ей только предстоит стать супергероиней, но это в будущем.
Подытожив, мы получили вполне реалистичный и даже, не побоюсь этого слова, актуально-депрессивный, детективный триллер с неплохим сюжетом, обновленными героями, потрясающим визуалом и атмосферным саундтреком, который держит и не отпускает от начала до самого конца. Да, картину нельзя назвать идеальной, как и нашу с вами жизнь, но это взгляд на новый, ранее не показанный, отрезок жизни молодого, начинающего, пока что набирающего силу Бэтмена, который порадует как фанатов, так и обычных зрителей.
P.S. Nirvana здесь очень органична
Batman: I'm vengeance!
Riddler: You're a part of this, too.
Люди перестали ценить и понимать настоящее искусство. По-настоящему стоящие работы критикуют не потому, что какой-то проект выдался плохим, а потому что плохая критика тоже имеет место быть. Но не всегда она справедлива, и зачастую бывает так, что некоторые критики не анализируют фильмы, а, напротив, делают это ради привлечения толпы и создания вокруг фильма хейта, что тоже является вниманием к фильму. Иногда это бывает длинный кинопроект, в котором почти ничего не происходит, и сам сюжет развивается медленно – такое, конечно, не всем понравится. Что в принципе нужно многим? Насилие, драки, экшн-сцены и т.д. Но лично для меня всё это скучно и уже давно наскучило, а может быть, я просто вырос из непрерывных экшенов.
Даже если взять фильм, где от начала и до самого конца зритель получает один экшн, я очень легко могу уснуть на таком кино, как бы парадоксально это ни звучало. Мне нравится, когда история постепенно и с длинным хронометражем нарастает медленно, когда всё присутствует в меру – и драма, и экшн... Когда самый сок начинается в конце, держа при этом зрителя в ожидании, и в последний момент можно наблюдать за крутой сценой, так чтобы челюсть обвалилась от изумления. Вот новый 'Бэтмен' сделан на уровень выше других. Сценарий – бомба, ничем не хуже работы Кристофера Нолана. История мне очень понравилась, понравилась мрачность, сильно порадовала игра актеров, злодей – очень колоритный тип, что не может не радовать! Я влюбился в Загадочника. Что еще действительно сильно радует? Так это то, что здесь абсолютно чистый криминально-детективный жанр. Я очень в восторге от него. Если вспомнить все старые великие и классические творения от великих режиссеров, которые зрители сначала не понимали, но со временем приняли их, признав масштабными и проверенными временем, то здесь, скорее всего, такая же тема, особенно для меня.
Подобное кино, к сожалению, редкость, и когда действительно выходит что-то стоящее, многие начинают ругать, хотя я согласен с тем, что вкусы у всех разные, но тут скорее другой случай... Большинство даже просто не строят своих мнений. В общем, чтобы подытожить: люди, которые любят только экшены и не смотрят в сторону долгих развивающихся историй, лучше пройдут мимо, так как новый фильм о Бэтмене – это не совсем тот геройский комикс, к которому мы все привыкли. Лично я считаю, что именно таким и должен быть Бэтмен. Это самый лучший фильм о Бэтмене! Думаю, многие согласятся с фактом, что Роберт Паттинсон идеально справился со своей ролью. Раньше я не мог представить его в роли Тёмного рыцаря, но теперь именно он стал моим любимым Бэтменом. Да, тут есть погони и драки, но всё равно это кино – скорее криминальный детектив, чем фантастический боевик.
Очередной вызов снять трилогию о рыцаре Готэма - Бэтмене. На этот раз вызов принял Мэтт Ривз. Был ли этот вызов достойным? Является ли он на данный момент наилучшим? Чтобы ответить на эти два вопроса необходим краткий исторический анализ.
Первым за эту идею взялся Тим Бёртон. Кто как не он лучше подходил на роль мрачного интерпретатора темнейшего из супергероев? И действительно, образы и история в его картинах получили крайне мрачные, порой даже пугающие тона. Но Бёртону помимо мрачности свойственен сюрреализм и гротеск. Таковой, увы и вышла его трилогия и все его персонажи. Несмотря на безусловный талант Китона (бэтмена), эротическое очарование Пфайффер (женщины кошки) и голивудскую улыбку Николсона (джокера), произведения получились наивно-комическими. Не даром ведь на роль загадочника был выбран Джим Керри. Так или иначе, трилогия Бёртона стала классикой, но скоро же о ней все стали забывать.
Наступает 21-й век. Старое кино и классика теперь уступают место спецэффектам и массовому кинематографу. Наибольшую популярность начинает набирать мотив глобальной катастрофы, угрозы человечеству, апокалипсис и т.д. На этой волне и решил прокатиться новый, поддающий надежды на возрождение в кинематографе Кристофер Нолан. Но возрождения не происходит. Нолан является таким же наследником культуры модерна. Его Бэтмен превращается в мученика-романтика, а все конфликты носят личностный характер, пускай и проявляющий себя в национальных катастрофах.
Да, Нолан создал действительно интересные картины, но эти картины могли существовать вполне себе и без вселенной Готэм-сити. Между каноничным бэтменом и нолановскими историями нет ничего общего. Все герои, анти-герои, злодеи и самое главное - Готэм сити, являются исключительно декоративным сеттингом, не более.
Да, Нолан снял интересное кино и достойную трилогию, оказал должное внимание повлиявшим на Бэтмена антагонистам Рас аль Гулу, Пугалу, Джокеру и Бейну. Удостоил нас достойной игрой Кристиана Бейла и легендарнейшего джокера в исполнении Хита Леджера, а также завораживающими спецэффектами. Но единственная проблема его пожалуй в том, что он не раскрыл сути ни Бэтмена, ни Готэма.
Не смотря на всё это, тема глобальной катастрофы никуда не ушла. Об этом свидетельствует Бэтмен против Супермена Зака Снайдера, который тоже попытался воскресить фигуру тёмного рыцаря.
Бэтмен Снайдера сыгранный Афлеком пожалуй крайне удачный образ. Брутальный капиталист, суперсила которого - деньги. Действительно, очень каноничный образ Бэтмена. Не хватило лишь щепотки детективности, ведь в первую очередь Бэтмен - это величайший в мире детектив! Складывается ощущение, что такую маленькую, но крайне важную деталь позабыли все вышеперечисленные режиссёры!
Не позабыл, пожалуй, один только Мэтт Ривз. Вызов брошенный Ривзом является вызовом не только переосмыслению вселенной Готэма, но и всем остальным режиссёрам. Как никак, Ривз поопытнее остальных в теме апокалиптического кинематографа: Монстро, Планета Обезьян, Клеверфильд. Ривз проделал величайшую работу в осмыслении прошлых работ о Бэтмене и сделал свою, совместив в ней всё необходимое и недостающее прошлых киноадаптаций.
Готэм здесь не просто декорация, не просто центр действий, а само действие. Наконец то Готэм начинает обретать свою персонификацию, свою особенность. Это уже не просто город. Это целая вселенная, страдающая от болезней, в виде высокого уровня преступности, коррупции, экологических бедствий и зла, сжирающего город изнутри. Несмотря на то, что Готэм - мегаполис, мы не видим в нём никакого движения и складывается ощущение что там живёт только криминал. Таким и должен быть Готэм - мрачным, тёмным и готичным (английское слово 'Goth' корневое в названии города). Ривз подчёркивает мрачное состояние мегаполиса и его жителей готическим поместьем Уэйнов, готическими церквями, монотонно-бетонными постройками и пустыми улицами, которые кишат грязью.
В таких условиях и появляется возмездие Готэм Сити, сам Бэтмен, которого мы узнаем не просто как ряженного миллиардера-аристократа, но саму тень Готэма. 'Я и есть тень' - говорит нам сам Бэтмен в начале фильма. Тень - один из архетипов Юнга. Прошлые стражи Готэма причём больше походили на архетип 'маски' или 'персоны'. Тень - всё неприемлемое, скопившееся в бессознательном. Из за внушительных размеров тени, её главное оружие - страх (именно страх вызывает Бэтмен у криминального мира Готэма).
По сути тень - это альтер-эго, но в случае Уэйна, его альтер-эго поглощает его персону и именно это пытается доказать ему загадочник. Бэтмен нас сопровождает на протяжении всего фильма, Брюс Уэйн же мелькает изредка и уж больно не хочет Бэтмен надевать на себя маску Уэйна - промышленника, филантропа и любимца женщин.
Судьба Брюса сама по себе мрачна, как и вся история этого богом забытого мегаполиса. Его родителей - Марту и Томаса убили на его глазах, когда ему было лишь 8 лет от роду. В создании интровертно-мрачного Брюса Уэйна значительно поспособствовал талант Роберта Паттинсона. От одного устало-пристального взгляда Брюса, полного решительности, мы понимаем, что переворот в сторону его альтер-эго произошёл давно и на серьёзном уровне. Он полностью отрёкся от семейного бизнеса, отказался от окружающего его мира, денег и славы. Вместо этого, он выбрал путь мщенье, чтобы ни одному ребёнку не удалось пережить то, что пережил он.
Как итог, город полностью поглощает его и он продолжает существовать, но уже не как Уэйн, а как тень Готэм-сити. Но тень эта весьма впечатляет. Без долгих раздумий Бэтмен решает загадки Ридлера (его главного врага в этом фильме), показывая себя как в первую очередь превосходного детектива, который помимо цепочки коррупционеров в высших эшелонах власти, разгадывает также и тёмную страницу истории своей семьи, вновь теряя свою идентичность. В этом фильме буквально идеально всё: сцены брутальных схваток, захватывающая погоня на бэтмобиле, семейная и личная драма.
Таким я видел, таким я представлял и ощущал Бэтмена всегда и считаю, что готически-реалистичная киноадаптация Ривза по праву может считаться лучшей на данный момент, из всех существующих.