Данная военная картина английского режиссера - дебютанта Майкла Дж. Бассетта входит в своеобразную нишу военных ужастиков. Вообще смешать тему войны и иррациональных сил, задумка довольно изобретательная. Нечто подобное было сделано в другой, то же британской картине «Бункер», выпущенной годом ранее. Однако здесь автор сценария и режиссер в одном лице, решил вступить на территорию Первой Мировой войны. Она и так не сильно представлена в мировом кинематографе, а уж хоррор на эту тематику и вовсе нечто нестандартное.
1917 год. Группа британских солдат против которых был применен смертельный газ, спасается в густом тумане. Заблудившись, они выходят на покинутую немцами траншею. Казалось бы военные в безопасности и остается только дождаться подкрепления. Однако перед героями возникает новый враг, нечто страшное и необъяснимое. Таким образом перед нами военная драма и фильм ужасов в одном флаконе. Практически все действие фильма происходит в изолированном пространстве, где война всего лишь внешний фон. Мы наблюдаем как нечто сводит англичан с ума, заставляет усомниться в собственной адекватности, сеет в них страх, безысходность и паранойю.
С самого начала картина подкупает зрителя своей жуткой атмосферой. Окопы и траншеи полны трупов, вокруг грязь, глина, и повсюду колючая проволока. И все окутано загадочным и зловещим туманом. Да и цветовая гамма выдержана в темно-коричневых тонах. Всё это создает гнетущее воздействие на зрителя и вызывает психологический дискомфорт. Всё сделано так, чтобы вытащить придирчивого зрителя из зоны комфорта, и это работает. Режиссер грамотно выстраивает саспенс, напряжение возрастает постепенно, пусть местами и неровно. А непонятность происходящих событий обеспечивает крепкую интригу.
В фильме присутствует философский подтекст и скрытый антивоенный смысл. Необычный финал позволяет по-разному трактовать происходящие в ленте события. К сожалению автору не хватило режиссерского опыта, для того чтобы грамотно соблюсти баланс между рациональным и необъяснимым. Но безусловно попытка снять нечто оригинальное делает ему честь.
Юный Джейми Белл предстает в образе молодого паренька с очень звучной фамилией Шекспир. Обманом попав на территорию боевых действий, он понимает, что на войне нет места романтики. Очень заметной ролью отметился харизматичный, но в то время малоизвестный Энди Серкис. Остальные роли исполняют не слишком известные актеры, ничем не запоминаются, но и впечатления не портят.
На страже смерти это оригинальный, атмосферный, напряженный и довольно жуткий мистический триллер. Представитель хоррора со смыслом и философским подтекстом. Но ряд недостатков бросаются в глаза. В любом случае если вы хотите увидеть что-нибудь необычное, это подходящий вариант.
Мне всегда было интересно посмотреть фильм ужасов про солдат. Не фантастический боевик, в котором кучка вояк отстреливается от мутантов и инопланетян, а именно мрачный фильм ужасов, в котором военные, повидавшие многое в своей жизни, и которых пятном крови на стене просто так не испугать, встречаются с тем, что может вызвать страх даже у них. После просмотра трейлера фильма 'На страже смерти' я ожидал увидеть в нем нечто подобное. На деле все оказалось куда сложнее.
Фильм начинается с того, что несколько солдат Первой мировой войны попадают под газовую атаку и каким-то чудом выживают. Затем они оказываются в туманном и довольно загадочном месте, в котором валяется куча трупов. Начало фильма довольно скучноватое. В нем не покажут каких-либо интересных экшен-сцен или диалогов. Большую часть времени придется наблюдать за какой-то возней. Вояки будут изучать траншеи, собирать припасы и болтать. Но после того, как они услышат свист летящих артиллерийских снарядов, действия в фильме потихоньку набирают обороты. Начинают твориться необъяснимые и странные вещи, появляются какие-то странные звуки, а психическое состояние солдат становится все более и более плачевным. Они продолжают таскать какие-то мешки, организовывать оборону, искать фрицев и выполнять приказы, но постепенно некоторые герои перестают понимать зачем они всем этим занимаются и начинают осознавать, что с местом, в которое они попали что-то не так. Что, если зло - это не какие-то люди из другой страны или континента, а сама война, которая настолько глубоко засела в сердцах людей и настолько их поработила, что им уже ничто не поможет? Возможно, именно этим вопросом начали задаваться некоторые персонажи. Остальные же вместо того, чтобы просто оглянуться и увидеть к каким на самом деле последствиям ведет война, упрямо продолжают действовать по привычным для них милитаристским законам.
Ощущение безысходности не покидает на протяжении всего фильма. Визуально он выглядит невероятно мрачным, грязным и жутким, как сама война. В фильме все пространство покрыто туманом, а 24 часа в сутки льет нескончаемый дождь.
Актеры играют довольно неплохо. Больше всех мне понравился Джейми Белл, который сыграл молодого, добродушного, 16-ти летнего новобранца-пацифиста по имени Чарли Шекспир и Энди Серкис, корый сыграл безумного и доведенного до животного состояния недочеловека по имени Томас Квин. Отсальные кажутся чуть послабее.
Из недостатков хочется отметить монтаж и операторскую работу. Большую часть времени все происходит слишком быстро, непонятно и некоторые сцены показывают какими-то странно нарезанными кусками. Но иногда оператору удается удачно взять ракурс.
Итог: Очень мало фильмов так сильно отбивают желание воевать, как этот. После его просмотра война кажется невероятно глупой и бессмысленной. Учитывая нынешнюю политическую ситуацию, не помешало бы снимать подобные фильмы почаще.
Этот фильм я видел отрывками, будучи подростком, полностью заценить тогда не удалось. И вот, наконец, случайно наткнулся на него и очень рад этому. Deathwath, один из фильмов который поддёрнут завесой забвения. Очень зря.
Сюжет в общих чертах покажется вам знакомым. Группа людей оказывается в месте, откуда не могут выбраться и там творится всякое необъяснимое. Да и психика товарищей начинает давать сбой, и они становятся смертельно опасными. По этой основе снято очень много фильмов, в том числе и первосортных (Куб, Мгла). Но Deathwath обладает некоторыми отличиями. Действие тут происходит не в камерном помещении, а под открытым небом в окопах первой мировой войны. Солдаты выжившие после сражения, потерялись в тумане и набрели на немецкие укрепления. Убив нескольких выживших, одного они берут в плен и решают остаться, дабы удерживать точку до прихода подкрепления. Над головой нависает мрачное небо, кучи трупов и снующие крысы, сапоги месят грязь, а дождь частенько поливает измученных бойцов. Дни идут, и раненый товарищ постепенно испускает дух, а из рации доносится лишь хрип. Но в окопах есть ещё кто-то. Опасный, грозящий гибелью. Кто это? Выживший вражеский солдат или что-то иное?
Фильм атмосферный и хорошо передаёт дух первой мировой (окопная война). Что происходит неизвестно, хотя, опытный зритель может догадаться, в чём основная фишка истории, но подана она отлично. Стоит заметить, что тут есть и смысл, идея, посыл, что не так часто встретишь в ужасах/триллерах. Большая часть действия происходит мрачными днями, и совсем немного хронометража выделено на ночь, что так же редкость в подобных картинах. Отмечу, что фильм больше тяготеет к жанру мистического триллера, нежели чем к ужастику, но думаю очень впечатлительных может и напугать.
Среди недостатков картины, слабоватые компьютерные эффекты. Но, во-первых, их там мало, а во-вторых, фильм снят вначале нулевых и это можно простить. Естественно в минусы отправляем и типичную идею, сюжет так же грешит штампами свойственными подобным историям. Концовка получилась странной и немного скомканной, но всё исправляет финальный посыл, да и снято хорошо. Так же картина может показаться затянутой, но считаю, что бешеный драйв всё испортил бы. Лично мне было не скучно смотреть.
Актёрские работы тоже радуют – все на своём месте и играют отлично. Так же отмечу, что тут засветились люди в дальнейшем снимавшиеся в довольно громких проектах. Джейми Белл, которого вы могли видеть во многих известных и не очень фильмах, например: «Грязь» (2013), «Сквозь снег» (2013), «Телепорт» (2007), «Кинг Конг» Питера Джексона. Ганс Мэтисон снявшийся в «300 спартанцев: Расцвет империи» (2013), «Битва Титанов» (2010) и в «Шерлок Холмс» (2009). И, конечно же Энди Сёркис специализирующийся на компьютерных персонажах (Голлум из «Властелин колец», Цезарь в «Планете обезьян» и Кинг Конг в… «Кинг Конге»)
ВЕРДИКТ: Отличный крепкий фильм. Эта картина не очень оригинальна и не идеальна, но она очень крепко сбита. Тут есть отличная атмосфера, великолепный каст, смысл и отличный выбор сеттинга. Я не рекомендую Deathwath, я настоятельно требую, что бы вы посмотрели его, если любите фильмы в духе «Мглы», потом посоветуйте его друзьям и замолвите словечко в сети. Не дайте стать окончательно забытым отличному фильму.
Известный по сериалу 90-ых «Бакс. Электронные Жучки» - Майкл Дж. Бассетт, в 2002 –ом снял малобюджетный фильм ужасов, по собственному же сценарию. Это был хоррор о солдатах Первой Мировой – «На Страже Смерти», который являлся образцовым мистическим триллером своего времени. Сегодня картина не заслуженно забыта, её не возможно найти на видео, и её не крутят по ТВ. Хотя фильм стоит того, что бы его посмотрели все поклонники остросюжетного кино, да и просто любители хороших фильмов. Маленький бюджет и отсутствие звёзд в кадре, вовсе не портят картину, работая на создание её жутковатой атмосферы. Впрочем в касте имеется Энди Сёркис – в роли буйного и неуравновешенного рядового Квина, но на момент создания фильма, он ещё не стал актёром первой величины. Прочие исполнители выглядят в своих ролях очень убедительно – чувствуется нарастающее с каждым разом напряжение, в общении однополчан. Которое ближе к финалу приводит к эмоциональному взрыву. Сценарий увлекателен, с множеством нюансов и подробным описанием характеристик каждого персонажа. Такое редко можно увидеть в жанровом кино, где обычно артистов играющих погибающих одного за другим героев, режиссёр воспринимает как безликое пушечное мясо идущее в расход. Хотя как режиссёр, нечего способного встать в один ряд с его триллером 2002 –ого года, в будущем он так и не снимет…
И так, на дворе – 1917 –ый. Первая Мировая в самом разгаре, исторические события последних лет показали всю тщетность проводимых странами участвующими в этом глобальном конфликте, боевых действий. На фронтах, в траншеях и госпиталях от ядовитых газов, гангрены, тифа и увечий умирают сотни тысяч солдат, которые понимают бесполезность своей великой жертвы… С очередным пополнением, в роту англичан попадает 16 –ти летний паренёк – однофамилиц Барда. Он соврал на призывном пункте, прибавив себе несколько лет, дабы его взяли на войну. Однако свою ошибку он осознает, когда будет уже поздно что либо исправить – их рота по команде идёт в наступление. Толком не успев познакомится с однополчанами, не научившись как следует стрелять – рядовой Шекспир бежит вместе с такими же как он – боящимися умирать парнями в атаку. Бой кончается стол же стремительно, как и начался – грохоты взрывов и стоны раненых стихают, сброшенные на них газы развеиваются, и выжившие бойцы английской армии оказываются в лесу, посреди густого тумана… Определив, что они находятся на вражеской территории, солдаты устраивают вылазку, которая приводит их отряд к пустой немецкой траншеи, в которой сидят всего несколько солдат. В начавшейся суматохе, они убивают всех кроме одного, которого берут в плен, в то время как сами занимают эти траншеи. Которые, к слову – представляют из себя разветвлённую систему подземных лабиринтов и катакомб. Куда подевались прочие «фрицы», взятый в плен толком ответить не может, сказав лишь что то странное, про некое Зло, что обитает в этих траншеях. Командующий англичанами офицер, приказывает оставаться здесь и держать занятый у врага рубеж обороны, дожидаясь своих. Связь с которыми, ротному радисту установить не удаётся. По доходящим до их волны сообщениям, становится ясно, что вся их рота в той атаке была уничтожена, следовательно свои их искать не будут… А вскоре и то самое «нечто», которое немецкий солдат назвал «Злом», даёт о себе знать – по очереди забирая, или сводя с ума, окопавшихся в этих траншеях англичан…
Грамотный баланс между реальным и ирреальным, пугающим своей сверх - естественной сущностью, а так же вполне земным – делает просмотр этого мистического триллера необычайно интригующим. Ведь до определённого момента не ясно – на самом ли деле английские солдаты столкнулись с чем то неестественным, или же это всего лишь результат психического срыва вызванного галлюцинациями, спровоцированными немецкими газами? Наэлектризованная игра упомянутого Энди Сёркиса, персонаж которого – само воплощение безумной ярости этой «великой» войны, то до чего дошли, сражающиеся во имя не ясно каких целей солдаты; стильная операторская работа Хьюберта Тачкановски – выдержавшего всю картину в грязновато – серых тонах, а так же тревожный саундтрек тандема композиторов Криса Уэллера и Курта Кресса – всё вместе, сливается в пугающий ожиданием своей, действительно непредсказуемой развязки хоррор... Думаю следует похвалить режиссёра помимо прочего, за умеренное использование компьютерной графики – это тот случай, когда ставка на неё не делалась, но её присутствие оправданно художественными особенностями сюжета ленты, и её тут совсем чуть – чуть. Поэтому нет ощущения, что снимали картину ради парада спецэффектов. Мрачная атмосфера, игра вжившихся в предложенные образа артистов и великолепная музыка, с исполненной в сероватых тонах картинкой – пугают гораздо сильнее, чем полчища нарисованных монстров, уж поверьте!
В фильме есть пронзительные до дрожи эпизоды и запоминающиеся сцены. Помимо хоррор – составляющей, фильм Майкла Дж. Бассетта несёт и познавательную, с исторической точки зрения информацию. Например то, что офицерами в годы Первой Мировой служили не только профессиональные военные, но и призванные на фронт сыновья высшего сословия – которые в общем то и командовать то не умели, в силу отсутствия необходимых навыков, а так же морального авторитета в глазах таких же как и они, «зелёных» призывников. Не спроста же, в сценарии есть реплика, принадлежащая солдату – маньяку Квину – «Знаешь, что я больше всего ненавижу на этой войне? Не этот дождь, не эту грязь, не этих крыс, и даже не «фрицев». Больше всего я ненавижу – вот таких офицеров!» Хотя, безусловно в этом нет вины этих самых «офицеров» - это политика Её Величества, а так же необходимость вызванная истреблением кадрового офицерства…
Финал картины вызывает ряд вопросов, но говорить о нём не возможно, иначе будет портящий весь просмотр спойлер. Думаю зрители, которые уже посмотрели фильм со мной согласятся. Сказать можно только то, что по сути – финал открытый. Каждый волен интерпретировать его по своему. Лично мне он понравился, хотя и выглядит несколько мудрёным. Подводя итог, можно смело рекомендовать фильм Майкла Дж. Бассетта к просмотру – ибо это один из лучших образцов качественного, мистического хоррора. Ведь пугает больше всего не то что снаружи, а то что скрыто внутри…
Наткнулся на него случайно, по названию не вспомнил. Но прочитав несколько строк описания, сразу всплыла общая картина когда-то виденного и даже некоторые яркие подробности, если можно так сказать.
Спустя три года - неплохой результат, учитывая что сюжет большинства просматриваемых фильмов с трудом вспоминается через месяц/полтора.
Обстановка хаоса и безысходности и желание героев оказаться где угодно, лишь бы подальше от этого ада, который они воспринимают в общем-то как должное.
Выбрал название не случайно. Собственно, и аннотация к фильму, и все рецензоры наперебой это говорят: не немцы убивают персонажей фильма, так что, формально, они там сидят одни вдали от линии фронта, а, значит, и войны (относительно, конечно) там нет. Да и тем, кто знаком с мыслью Толстого (а из граждан нашей страны, боюсь, с ним знакомы все), не составит труда увидеть здесь некоторый отблеск его...кхм...постулатов.
Для тех, кто насмотрелся подобных картин, представленных в жанре мистического ужаса, в этом фильме не найдётся ничего нового, впрочем, разочарованы они не будут: фильм не затянут, очень динамичен, а актёры играют очень и очень реалистично, пусть и типажи у них покажутся излишне заезженными, но, как я уже сказал в своём отзыве к 'Мёртвому снегу': это - жизнь, пусть и с ракурса видеокамер верноподданных Британской Короны. Некоторые фразы героев очень запоминаются ('Я ненавижу на этой войне не грязь, не холод и даже не фрицев! Я ненавижу поганых офицеров!' или 'А где газ?' - 'Да хрен с ним, где ночь?', и так я мог бы продолжать до бесконечности). Собственно, фильм этот я рекомендовал бы и тем, кто устал от затянутых философских двух или трёхчасовых лент, насколько пробирающими они бы ни были (мой случай, в общем).
Однако, как всегда, не обошлось без заметных ляпов. Допустим, я не стал бы вдаваться в странности поведения персонажей, сославшись на то, что в этом проклятом месте все порядком свихнулись. И, тем не менее, так и непонятно: а о чём фильм-то?
Главный герой картины - паникёр и трус Чарльз Шекспир. Да-да, вот так вот без особой мягкости: паникёр и трус. Зачем он только подался на фронт, совершенно неясно, сам он об этом ничего не сказал. Весь фильм из его уст звучат фразы типа: 'Я не убийца!'. Вопрос: раз не убийца, что на войне забыл? И, самое главное, что, как это обычно и бывает, убивать пришлось. Причём, особо жестоко (чего стоит ликвидация недо-папы Римского). Спрашивается: а зачем вводить в картину такого персонажа? Не легче ли показать затёртого боевыми действиями служаку, которому осточертело убивать по приказу? Зачем глазами дезертиров нам рассказывать о том, как плоха война? Доиграетесь ведь, товарищи режиссёры, до того, что какая-нибудь банановая республика будет сеять кровавую жатву в новой мировой войне только из-за того, что они 'не такие'. То есть, иначе говоря, видно, что, как целиком антивоенная картина, фильм никуда не годится.
С другой стороны, мы видим совершенно иное: героев окружает смерть. Смерть, настигшая прежних обитателей траншеи, смерть, которую они сами сеяли и сеют дальше, смерть, которой, в конечном итоге, умирают и они. И все умершие - мрачны и хладнокровны в действиях, даже овощ-офицер. Стало быть, главным героем сделали труса потому, что страх испытывают именно живые. Именно поэтому он - не убийца. Именно поэтому он из последних сил пытается трезво соображать в сложившейся ситуации. Именно поэтому он щадит безоружного немца. Иначе говоря, это - фильм о том, как человек сказал смерти твёрдое 'нет' и ушёл из её лап непобеждённым. Хотя в этом плане я, конечно, могу ошибиться, я ведь только предполагаю.
А теперь о ляпах технических. Их два, хотя в глаза из них бросается только один, потому начну с него:
1) Зло. Какое оно? Непонятно. То есть, конечно, определённые детали намекают на то, что место смерти - само себе место смерти. И, всё же, в том же 'Бункере' 2001-го года (а фильм, явно, делали с оглядкой на него) ужасы места объясняются старинной легендой о бубонной чуме, хотя даже без неё понять, откуда эти самые ужасы взялись, вполне реально. Здесь же...колючая проволока, которая лезет чёрт знает, откуда, пропарывая горло с настолько хирургической точностью, что, вместо того, чтобы захлёбываться кровью, рядовой Куинн кричит вполне членораздельное 'Стреляй!' (собственно, на этом моменте и обламывается военный реализм картины, хотя, не полностью). И это не спойлер, это - невзрачная деталь. Ибо реально невозможно понять, что там на самом деле.
2) 'Шмайссер'. Пистолет-пулемёт, который на пути к обезумевшему Куинну подбирает Шекспир. Чёрт побери, на дворе - семнадцатый год, его даже спроектировать и пустить в массовое производство не успели, откуда он там взялся?
В целом, конечно, фильм - замечательный. Не шедевр, не революция в жанре военного триллера, но голод по не затянутым и динамичным лентам утоляет сполна. Обидно за ляпы, правда.
- Куда девался газ? - Да хрен с ним! Куда девалась ночь?
В густом, утреннем тумане движется группа из десяти вооруженных человек. Но то не охотники, решившие весело провести выходные в попытках застрелить какую-нибудь дичь. Не являются эти люди и полицейскими, что идут по следу серийного убийцы. Нашими героями выступают подданные английской короны, что сражаются в Первой Мировой войне с немцами. Хотя сражаются это пожалуй слишком громко сказано. Скорей уж наши герои спешно отступают в надежде найти какое-нибудь тихое местечко, дабы отдохнуть и перевязать раны. Желательно конечно чтобы это тихое место располагалась за позициями союзников, но в таком тумане выбирать то особо не приходится. И вот десять измученных солдат набредают на немецкие траншеи, где оказываются несколько солдат противника что побросав оружие умоляют своих врагов уходить отсюда как можно скорей, ибо в этих траншеях поселилось зло. Естественно бравые солдаты и слышать ничего не хотят о злых духах и занимают оборону в немецких окопах. Но с наступлением ночи герои картины успевают воочию убедится что немцы не врали и что в этом месте действительно поселилось зло, которое не успокоится до тех пор пока люди что пришли сюда не умрут.
Несмотря на то что у создателей картины был более чем скромный бюджет им удалось главное, они сняли именно что фильм ужасов. И я говорю не о развлекательных картинах, где «кровь, кишки, распидорасило», а о серьезных страшилках, что способны схватить зрителя ледяными объятиями страха и не отпускать вплоть до финальных титров. Такими фильмами были «Изгоняющий дьявола» и «Полтергейст». И таким фильмом является наш сегодняшний гость. Зрителю здесь не будут демонстрировать жуткого призрака, что гремя цепями убивает выживших членов «Роты И» одного за другим. Этот фильм чем-то неумолимо напоминает «Сияние» снятый по роману Стивена Кинга, и тут также будут люди, которые будут слышать голоса призраков, видеть вещи которых на самом деле нет и медленно, но верно сходить с ума. Ну и конечно начинают убивать тех с кем делили радости да невзгоды службы, кому травили байки в окопах и ради которых были готовы отдать жизнь. Все это создает должную атмосферу и происходящее попросту завораживает.
Но что радует, данный фильм может предложить не только липкую и гнетущую атмосферу страха. Ведь в данной картине снялись хорошие и талантливые актеры, которые играют с такой самоотдачей, что не в каждой драме увидишь. При том что в фильме целых десять героев, вернее одиннадцать если считать плененного немца, но ни один из персонажей не вызывает чувства что перед нами просто «пушечное мясо» которому уготовано умереть в строго отведенный момент. Каждый персонаж, сколь незначительна была бы отведенная ему роль способен что называется запасть в душу. Что капитан Дженнингс – молодой парень, только вышедший из офицерского училища и который теряется когда видит ужасы Первой Мировой войны. Что главный герой, рядовой Чарли Шекспир, решившим в шестнадцать лет пойти служить в армию, дабы защитить свой дом и который придерживается правила, что надо помогать ближнему своему и никого не бросать в беде. Что старый, прожженный сержант, который по сути своей не является плохим человеком, просто он привык выполнять приказы, а не думать над ними. Ну и конечно самым запоминающимся героем выступает Томас Квинн, отмороженный на всю голову гуркха, который не боится ни бога ни черта и весь фильм ходил с дубиной усеянной гвоздями. И да, он ее неоднократно применит к своим сослуживцам, можете не сомневаться.
Подводя итог, хочется сказать, что перед зрителем предстает хороший и качественно поставленный фильм. Да малобюджетный, но на самом деле этому фильму и не нужны яркие спецэффекты и зубастые чудовища из самых глубин преисподние. Это серый и очень мрачный фильм, который не лишен морали и заключается она в том что всегда и везде надо оставаться человеком, а не превращаться в животное. Так что коли вы неравнодушны к страшилкам, где во главе угла ставится интересная история и запоминающиеся герои, а не красный кетчуп что стекает буквально с объектива кинокамеры, то обратите внимание на этот фильм, не пожалеете.
9 из 10
P.S. Так же рекомендую обратить ваше внимание на фамилии главных героев. Начитанным людям, ну или тем кто хорошо знает английский язык они скажут о многом.
Несомненно, что английские кинематографисты питают трепетные чувства к жанру хоррор. В свое время они отдали дань самому графу Дракуле в серии фильмов 50-х годов с участием Кристофера Ли, поставили неисчислимое количество историй о всевозможных призраках древних особняков и замков, а в начале 21 века решили сосредоточится на пугающих своей реалистичностью слэшерах. Однако отдельную художественную нишу хоррора англичане отдали под военные фильмы ужасов. К таким лентам можно причислить «Бункер» 2001 года с участием Джейсона Флеминга, трилогию «Адский бункер», герметический мистический триллер «Дом войны» и, собственно, «На страже смерти». Самую большую популярность у зрителей вызвали, конечно же, зомби-фильмы цикла «Адский бункер», однако и остальные ленты по крайней мере заслуживают на внимание. Фильм «На страже смерти» 2002 года, просмотренный мною, да и большинством зрителей давным-давно и успешно подзабытый, оказался настоящим кладезем знаменитостей мирового кинематографа. Отыскать ленту вновь оказалось довольно несложно, ведь ведущую роль в картине сыграл совсем юный Джейми Белл, впоследствии прославившийся, как звезда «Телепорта» и «Тинтина», постоянно пребывающий на слуху у прессы. Кроме того одну из немаловажных ролей в картине сыграл Энди Серкис, воплотивший в гриме из спецэффектов таких полюбившихся нам героев, как Голлум и Кинг-Конг. Режиссером ленты же стал Майкл Дж. Бассетт, для которого «На страже смерти» стали дебютом в профессии. Впоследствии Бассетт возглавил съемки таких лент, как «Соломон Кейн» и «Сайлент Хилл 2», которые также затрагивали тематику паранормальных сил.
Итак, сюжет фильма «На страже смерти» разворачивается в 1917 году, практически под окончание боев Первой мировой войны. В центре повествования оказываются остатки английской роты, считающиеся официально убитыми, среди которой затесался и главный герой, рядовой Чарли Шекспир (Белл). Потеряв в боях с немцами почти весь состав подразделения, чудом выжившие солдаты успевают сбежать в спасительный туман, скрывающий их от вражеских пуль и снарядов. Спустя некоторое время герои натыкаются на немецкие окопы, в которых находится несколько перепуганных солдат и офицеров. Без проблем отвоевав форпост, англичане обустраивают его в своих целях. Готовясь к потенциальному сражению с врагом, герои упускают тот факт, что настоящий кошмар поджидает их как раз в траншеях, туннелях и окопах. Невидимый враг свел с ума и уничтожил немецкий отряд, а теперь переключился на англичан. Но как воевать с тем, кого невозможно не только увидеть, но и оградить свой разум от пагубного влияния самой смерти?..
Грязь, дождь, пот, и кровь - вот что ожидает вас во время просмотра данного фильма. Это самая настоящая мужская картина о непростых моментах человеческой истории, приправленная острым сверхъестественным элементом. Многие могут задаться вопросом, почему же Бассетт перенес свою историю в 1917, а не в привычное для нас время Второй мировой? Ответ прост: для стран Запада война 1914-18 годов по важности и трагизму была не менее тяжелой, нежели кошмарные эпизоды 1941-44 годов. Потому культ памяти Первой мировой у европейцев, в том числе и англичан, занимает почетное место. Кроме того, для событий и общего настроения картины все-таки идеально подходят более ранние боевые действия 20 века, ведь тогда еще человечество не достигло столь мощного скачка в культуре бытового и походного удобств, который произошел ближе к 40-м годам, а «На страже смерти» в первую очередь бьют по нашим привычным ощущениям комфорта и тепла. Потому при переносе действия в грязные траншеи с разлагающимися трупами, волей-неволей, но начинаешь ощущать пронизывающий дискомфорт. Также стоит отметить, что здесь нет места ни политкорректным шуточкам, ни стерильно загримированным актером, ни чистому небу наконец. Режиссер постарался сделать все, чтобы мы с вами очутились в яме безысходности и мракобесия. И немаловажная роль в хмуром восприятии повествования лежит на профессиональных актерах, которые словно вжились в шкуры своих героев и предстали пред нами, словно заправские вояки начала века, которым чужды мысли о демонах и призраках, а все непонятное попросту стоит застрелить. Пусть это и не обоснованно.
Единственное светлое пятно среди всех героев картины, это рядовой Шекспир в исполнении Джейми Белла. Он предстает пред нами, как юный идеалист, который сбегает на фронт, дабы встать на защиту Родины, однако визуальные ужасы войны бьют его куда больше, чем вражеская пуля. Шекспир попросту неспособен на убийство. Это человек новой формации, который старается все конфликты сводить к дипломатическим решениям. И понемногу его философия жизни передается и старшим товарищам, которые поначалу не ставили своего молодого товарища ни во что. И если Шекспир воплощает голос разума и пацифизма, то его боевой товарищ, Томас Куинн от Энди Серкиса наоборот выступает, как новоявленный Бог войны. Однако его стремление убивать всех неугодных без разбору скорее вяжется с глубокой психологической несостоятельностью, чем некими возвышенными мотивами. Честно сказать, герой Серкиса, в кои то веки представленный без компьютерной обработки, далеко не приятная личность. Но для остроты сюжета он подходит идеально. Что же касается остальных членов отряда, но среди них можно выделить молодого капитана, который совершенно не ожидал, что его чуть ли не первое задание окажется настоящим адом, от чего герой лишается морального права руководить выжившими бойцами. Не менее интересной личностью является и капеллан, которого даже стойкая вера в Господа, демонстрируемая добрую половину фильма, не способна оградить от дьявольских сил зла. Среди немцев можно выделить одного-единственного солдата, который смог выжить в кровавых окопах. И пусть его роль в сюжете поначалу не имела абсолютно никакого веса, но именно он может поведать нам многие детали устрашающих событий забытого всеми места.
В итоге хочу сказать, что «На страже смерти» является мистическим триллером одного места действия. Не ждите здесь особого военного масштаба боевых событий, но окунитесь по уши в самые нелицеприятные моменты Первой мировой войны, что случились со скромной группой потерявшихся солдат. Это самое настоящее мужское кино, не ищущее компромиссов. Ну а присутствующий элемент сверхъестественного ужаса лишь подстрекает наше злостное человеческое начало, побороть которое смогут далеко не все...
Первая мировая война, 1917 год. Группа солдат после одной из схваток заблудилась в тумане. Где они и на чьей территории - точно неизвестно, но судя по всему это территория врага. А, значит её (а эта территория представляет из себя заброшенные траншеи) необходимо захватить и удерживать до прибытия подкрепления (которое не факт, что будет, но надежда на это есть).
С этого весь фильм и начинается, и не стоит думать, что вся картина будет посвящена героическому, эпическому и кровавому противостоянию солдат своему врагу с обязательным выжившим в финале и подкреплением, прибывающим в последние минуты. Здесь все куда интереснее - жанр обязывает, да и бюджет вряд ли позволил бы крупные батальные сражения. Правда, пусть и выглядит фильм явно дешевым, актеры тут известные имеются - это Джейми Белл (Приключения Тинтина), ну и, в первую очередь, пусть и исполняющий второстепенную роль, но успевающий запомниться, наверное, больше всех остальных, Энди Серкис (он же Голлум, Кинг-Конг, Цезарь).
Место, где они оказались, странное, опасное. Неведомый враг поселился поблизости. И поэтому солдаты начинают сходить с ума от ужаса и страха перед этим загадочным и пугающим местом. А от сумасшествия до смерти - рукой подать. Сама же разгадка ждет зрителя лишь в самом конце, и одновременно с этим фильм станет не просто хорошим, пусть и не особо пугающим, но держащим в напряжении, ужастиком. У него появится мораль, которая довольно проста, но, при этом, даже удивительно было ее здесь найти.
'На страже смерти' - вполне себе достойный представитель жанра, с хорошими актерскими работами и напряженным интригующим сюжетом. Пусть он и дешевенький и не претендует на какие-либо награды и звания, но смотрится без скуки и отвращения, а также радует своей развязкой. Рекомендую всем любителям жанра, и не только им.
Я пишу эту рецензию почти сразу после просмотра, и мне трудно уместить все эмоции, вызванные данным творением кинематографа, в слова. Их слишком много и одна противоречит другой. Двойственные ощущения. Какой-то холодный осадок. Не неприятный, не мерзкий – просто холодный. Фильм – бессмыслица, не имеющий сюжета, но гипнотизирующий, как кобра, качающаяся на хвосте.
На экране – грязь, траншеи, колючая проволока, страх, боль, и - как венец всего вышеперечисленного – смерть. И этому не будет конца, потому что не было начала– мы сразу попадаем на передовую, в самую гущу событий, где идут активные боевые действия. В ночи, при свете взрывов, мы наблюдаем за отрядом британцев, попадающим под газовую атаку.
Это был для меня первый звонок – веяние ужаса. Не знаю, кто о чем подумал и думал ли вообще, когда смотрел этот фильм. Я вот не сильна в истории, но в голову сразу же пришла мысль о хлоре. И я приготовилась наблюдать за тем, как несчастные, в общем-то, совсем молодые ребята, будут умирать, выблевывая собственные легкие.
Этого не произошло. К счастью (а может и к несчастью). Действие приняло совершенно другой оборот. Но налет ужаса так и не исчез. А герои, тем временем, не зная, в тылу ли они врага, или далеко впереди, на гребне атаки (или обороны), принимают ничем не обоснованное решение занять траншею, на которую набрели в тумане, отбившись от общего фронта.
Что же дальше? Дальше немногочисленному отряду, состоящему всего лишь из десяти человек, придется столкнуться с чем-то, более опасным, чем немецкое наступление и газовая атака.
Нам покажут настоящее зло. Невещественное, но вполне реальное, будто бы его можно потрогать руками. Оно будет в каждой расселине, за каждым поворотом, в каждом комке грязи, но главное – в самих людях, которые постепенно начнут забывать, что даже среди грязи, смрада, отчаяния и смерти, нужно оставаться людьми.
Где бы ты ни был, за кого бы ни воевал, нужно помнить, что в первую очередь – ты человек. Что безоружных не убивают. Что к раненым проявляют милосердие. И оставшийся человеком – уйдет свободным.
Создалось впечатление, что способ причинения смерти – уж извините за корявую формулировку – напрямую зависел от того, насколько тот или иной солдат заслуживал безболезненной, или же наоборот, мучительной смерти. Но тут, пожалуй, вопрос для дискуссии. (Или еще один повод посмотреть этот фильм)
Картина обладает неповторимой атмосферой. Напряжение буквально льется с экрана и вы не в силах отвести взгляд от происходящего. Шорохи, звуки, все тот же дождь и туман, оборонительные заграждения – все, в буквальном смысле наводит тихий ужас с элементами трепета.
Итог: не смотря на все вышеперечисленное, я бы не стала записывать фильм в ужастики. Это умаляет его содержание. А вообще, очень мощная вещь, которую нужно смотреть.